Зачем нужен антифриз в машине; основные свойства
Зачем нужен антифриз в машине — основные свойства
Я уже давно интересуюсь автомобилями и почти идеально разбираюсь во всех тонкостях его работы. Также я имею достаточный опыт работы с десятками перебранных двигателей и сотней отремонтированных авто разных марок. Эта статья должна вам помочь и дать ответ на вопрос: зачем требуется антифриз в автомобиле и поможет научиться его заливать. Также в тексте есть полезные советы и рекомендации от опытных мастеров с большим стажем работы.
Что такое антифриз?
«Antifreeze» с английского можно перевести как «не замерзающий» (anti – против, freeze – замерзать). Этим словом во всем мире принято называть специальную жидкость, которая заливается в систему охлаждения силового агрегата авто.
Антифриз (охлаждающая жидкость) — бесперебойно циркулирует между системой и радиатором, выводит лишнее тепло, предотвращая перегрев и выход мотора из строя.
За счет своего специфического состава, t° замерзания антифриза значительно ниже чем у воды, поэтому можно не опасаться, что жидкость замерзнет при сильных морозах, а система пострадает (вплоть до разрыва стенок двигателя). Соответственно, это средство является эффективным и безопасным для системы охлаждения и двигателя в целом.
Топ-10 антифризов
10. Liqui Moly Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL12 Plus 5L
Этот продукт был разработан немецкими специалистами. Он представляет собой жидкость, окрашенную в синий цвет, хорошо подойдет для любых типов двигателей вне зависимости от материалов их производства: чугунных, алюминиевых сплавов и так далее. Антифриз будет качественно охлаждать мотор, оснащенный интеркулером.
Антифриз сохраняет все свои эксплуатационные качества в расширенном температурном диапазоне – от -40 до +110 градусов. Срок службы жидкости составляет от 2 до 5 лет в зависимости от условий использования. Она соответствует всем имеющимся международным стандартам и рекомендована для большинства двигателей.
- Хорошо убирает лишнее тепло от нагревающихся элементов мотора, не допуская его перегрева;
- С ее помощью создается защитный слой на металлических деталях, который предохраняет их от окисления;
- Выступает в качестве дополнительной смазки насоса, что будет продлевать срок его эксплуатации;
- Не разъедает пластиковые и резиновые элементы;
- Благодаря этому средству можно пользоваться автомобилем в широком диапазоне температур.
- Высокая цена;
- Весьма низкая температура кипения — +109 градусов.
9. Toyota Long Life Coolant Red Concentrate 1L
Это концентрированный антифриз – жидкость, окрашенная в красный цвет. Может использоваться не только в автомобилях марки Toyota, но и в ряде других моделей. Категорически запрещается смешивать с другими охлаждающими жидкостями. Перед заливкой антифриз необходимо развести дистиллированной водой в равных пропорциях. Полученная охлаждающая жидкость будет выдерживать температуры вплоть до -37 градусов, чего вполне достаточно для средней полосы. В процессе эксплуатации не образует осадка.
- Надежно защищает мотор машины вне зависимости от материалов, из которых он изготовлен;
- Способен надежно отводить лишнее тепло, повышая стабильность работы всех систем автомобиля даже при серьезных нагрузках;
- Хорошо взаимодействует с уплотнителями и патрубками, изготовленными из пластика или резины.
- Бывает проблематично найти;
- Высокая цена.
8. Liqui Moly Motorbike Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL 12 Plus 1L
Основная сфера использования этой охлаждающей жидкости – моторы байков и мотоциклов, однако его разрешается заливать и в двигатели автомобилей. Он прекрасно совместим как с чугунными сплавами, так и со сплавами на основе алюминия, из которых производятся все современные двигатели. Продается в полностью готовом к использованию виде, не нуждается в смешивании с дистиллированной или смягченной водой.
- Не допускает замерзания охлаждающей системы автомобиля;
- Надежно защищает от коррозии;
- Хорошо отводит тепло, предотвращая закипание мотора;
- Рассчитан для оптимальной работы с моторами из алюминиевых сплавов.
- Не обнаружено.
7. TCL Power Coolant Green -40 2L
Это один из лучших антифризов японского производства. Он изготавливается на карбоксилатной или органической основе – в полной мере соответствует всем международным стандартам и требованиям, в частности G12/G12++.
В него добавлены специальные компоненты, которые минимизируют воздействие трения на элементы автомобиля. Это позволяет продлить срок службы деталей транспортного средства, в первую очередь, двигателя и помпы. Производится на базе ряда органических кислот.
- Работает при широком диапазоне температур – от -40 до +110 градусов;
- Создает на двигателе защитную пленку, не допускающую возникновения коррозии и иных разрушительных процессов;
- В составе имеются только органические вещества, не образующие во время эксплуатации осадка.
- При понижении температуры становится чересчур вязким, что затрудняет циркуляцию по системе охлаждения.
6. AGA Z40 5L
Эта охлаждающая жидкость может применяться в двигателях грузовых и легковых автомобилей различных марок. При этом мотор может работать как на бензине, так и на дизельном топливе, очень эффективно себя показывает в форсированных двигателях. Не нуждается в замене в течение 150 тысяч километров пробега. Антифриз дополнительно защищает сальники помпы от разрушения, предохраняет все металлические детали от возникновения коррозионыых и кавитационных процессов.
Жидкость окрашена в красный цвет, совместима с любыми тосолами и антифризами вне зависимости от цвета при условии, что они изготовлены на основе этиленгликоля. При необходимости в состав можно добавлять до 10% дистиллированной или мягкой воды.
Все добавленные присадки качественные, они обеспечивают надежную работу жидкости в температурном диапазоне от -40 до +123 градусов.
- Невысокая цена;
- Совместимость с большинством других охлаждающих жидкостей;
- Высокая температура закипания;
- Легко найти в продаже;
- Хорошо очищает двигатель от загрязнений.
- Температура замерзания немного выше заявленной.
5. AGA Z42 10L
Это один из наиболее хороших антифризов зеленого цвета, его можно использовать как в отечественных, так и в зарубежных двигателях. Наиболее эффективно реализует свои характеристики в моторах с турбонаддувом, которые работают на повышенных оборотах, возникающих во время разгона или при высоких скоростях.
Антифриз сохраняет свои полезные качества при различном давлении и в значительном температурном диапазоне – от -42 до +123 градусов. В него добавлен флуоресцирующий краситель, подсвечивающийся при ультрафиолетовом излучении – это облегчает поиск протечки.
- Прекрасно защищает металлические детали двигателя от переохлаждения или перегрева;
- Низкая температура замерзания;
- Высокие антикоррозийные и смазывающие качества;
- Надежная защита от кавитации;
- Универсальность;
- Совместимость с большинством двигателей.
- Образование осадка в процессе эксплуатации.
4. AGA Z65 5L
Это универсальная охлаждающая жидкость, которую можно использовать на грузовых и легковых автомобилях вне зависимости от того, какой марки двигатель установлен в транспортном средстве. Производители рекомендуют использовать такой антифриз в двигателях, оборудованных турбонаддувом, интеркулеров, а также в случае, если машина используется в зимних условиях на участках с незначительным обдувом, что зачастую бывает в городской черте.
Изготовитель дает гарантию, что продукция способна надежно проработать без замены в течение 5 лет или же на 150 тысячах километрах пробегаВ состав охлаждающей жидкости внесены органические присадки, обеспечивающие высокие показатели теплоемкости и способность работать в температурном диапазоне от -65 до +132 градусов.
- Продолжительный период эксплуатации;
- Значительное количество присадок;
- Хорошая степень защиты от коррозии.
- Во время эксплуатации достаточно быстро образуется осадок.
3. Sintec Unlimited 5L
Антифриз производится по новейшей биполярной технологии на основе высококачественного этиленгликоля. По своим эксплуатационным свойствам это один из лучших составов, поэтому он по праву занимает одно из первых мест в рейтинге антифризов. Он подвергался целому ряду функциональных тестов, подтверждающих его высокое качество. Температура замерзания жидкости ниже, чем заявляет производитель – антифриз начинает кристаллизоваться при -45 градусах, что позволяет использовать его даже в наиболее суровых климатических условиях.
- В составе имеются очень активные ингибиторы, нейтрализующие ржавчину;
- Температура замерзания намного ниже, чем указано на упаковке;
- Может эксплуатироваться более 5 лет.
- Выявлено не было.
2. Felix Energy G12+ 1L
Это состав отечественного производства, который подходит абсолютно для любых транспортных средств: с форсированным двигателем; с моторами, оснащенными турбонаддувом и используемыми в довольно суровых климатических условиях, с интеркулером и так далее.
Антифриз позволяет использовать транспортное средство в диапазоне температур от -40 до +50 градусов, сама жидкость сохраняет свои эксплуатационные свойства от -48 до +130 градусов. Это средство блокирует участки ржавчины, образуя на них слой толщиной не более 1 микрона.
- Расширенная сфера применения;
- Высокая температура закипания;
- Антикоррозийная присадка выполняет большое количество функций в двигателе;
- Приемлемая цена.
- Кристаллизация начинается при более высокой температуре, чем это заявляет производитель.
1. Lukoil Antifreeze G12 Red 5L
Один из лучших антифризов, предназначенных для автомобилей марки ВАЗ и других отечественных машин. Жидкость производится на основе карбоксилатной технологии, что обеспечивает низкую температуру замерзания. Она используется исключительно в замкнутых системах охлаждения мотора легковых и грузовых транспортных средств, способна работать при температуре до -40 градусов.
Благодаря данному средству удается обеспечить надежную защиту всей охлаждающей системы от замерзания, возникновения накипи или перегрева. Антифриз может использоваться даже для двигателей, изготовленных на основе алюминиевых сплавов, подвергающихся высоким нагрузкам в процессе эксплуатации. Он не оказывает разрушительного воздействия на резиновые шланги и пластиковые детали.
- Можно смешивать с антифризами любых цветов;
- Повышенные показатели теплопроводности;
- Эффективность применения.
Виды антифризов
Антифризы можно разделять по нескольким критериям. Сами потребители чаще всего их различают по цветам. Отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, имеют региональные особенности и различный цвет.
В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а в Европе такой формат не используется. В Японии применяют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой.
Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого изготавливаются двигатели и радиаторы. Антифриз должен быть окрашен как и любая техническая жидкость, но выбор цвета ничего не говорит о качественных показателях. Один и тот же антифриз может быть любого цвета по прихоти производителя.
Важно! Выбор антифриза по цвету – заблуждение покупателя, которое может привести к серьезным негативным последствиям.
Рекомендации которые следует соблюдать
Что бы ваш автомобиль служил вам верно, без поломок и коррозии в системе охлаждения, вы должны соблюдать 5-ть главных правил при выборе любого класса антифриза!
- Приобретайте антифриз класса соответствующего вашему автомобилю;
- Не старайтесь сэкономить на покупке, экономия может повлечь серьезные затраты;
- Всегда уточняйте температурные допуски жидкости;
- Совершайте покупки в крупных сетевых магазинах, антифриз часто подделывают, а устранение поломки в системе охлаждения стоит очень дорого;
- Никогда не смешивайте разные классы антифриза, только в безвыходных ситуациях. Производители антифриза для японских машин крайне не рекомендуют так делать.
Как стандартизируется охлаждающая жидкость для авто
В нашей стране на охлаждающие жидкости действует ГОСТ 28084-89. Для жидкостей зарубежного производства существуют стандарты ASTM и SAE, которые классифицируют продукцию по условиям эксплуатации и составу.
Например, для легковых автомобилей и небольших грузовиков предусмотрены допуски ASTM D 3306 и ASTM D 4656. Автопроизводители могут разрабатывать свои нормативы.
В частности, у концерна Volkswagen существует спецификация TL 774. Именно она получила наиболее широкое распространение. Нормы G (по ним жидкости классифицируются на разновидности G11, G12, G12+, G12++ и G13) сегодня используются многими производителями.
Что касается таких антифризов:
В G11 содержатся силикаты для защиты от коррозии. Средний срок его службы — 2 года (максимум — три).
Составы G12 и G12+ не имеют в своем составе силикатов. Их срок эксплуатации — до пяти лет.
Появившиеся не так давно жидкости G13 (лобридные) содержат в составе пропиленгликоль, как более современный и менее ядовитый. Присадки в них — такие же, как и в продукции предыдущего поколения.
Ответ на этот вопрос очень простой. Охлаждающая жидкость требует слива в следующих случаях:
- При необходимости замены по сезону.
- При замене радиатора охлаждения.
- При установке нового термостата.
Работа выполняется в два шага, так как антифриз имеется в радиаторе и в двигателе. Эта работа уже стала привычной для владельцев автомобилей отечественного производства.
Нужно начинать сливать жидкость из радиатора:
- Заглушить двигатель.
- Выждать 15 минут, чтобы двигатель немного остыл.
- Рукоятку отопителя салона переключить на крайнее правое положение. При этом откроется сливной кран печки.
- Далее необходимо открыть пробку расширительного бачка.
- Открутить сливную пробку радиатора.
- Подождать около 10 минут до полного сливания жидкости.
Из двигателя охлаждающая жидкость сливается следующим образом:
- Взять накидной ключ и отвинтить сливную пробку на блоке двигателя.
- Подождать около 10 минут до полного слива жидкости.
- Протереть сливную пробку и проверить качество уплотнительной резинки, при необходимости заменить ее, и пробку закрутить на место.
При сливе антифриза необходимо соблюдать осторожность, так как эта жидкость имеет сладковатый запах, который привлекает к себе детей и домашних животных. Поэтому тосол или антифриз необходимо сливать в емкость, и утилизировать, а не выливать на землю.
Можно ли смешивать антифризы
Кто бы вам что не говорил, если вы не хотите проверять, насколько двигатель вашей машины прочен и вечен, не смешивайте антифризы ни разных марок, ни разного цвета.
Никогда нельзя заранее сказать в какую реакцию вступят между собой присадки и какое количество взвеси в результате образуется. Все это попадет в систему, забьет трубки системы охлаждения, насос (помпу).
В результате вы встанете с закипевшим двигателем прямо на трассе. И, по закону подлости, в самый неподходящий момент. Залит в вашу машину антифриз одного типа, вот его и доливайте. При полной замене тоже желательно обойтись без экспериментов.
Если в вашем авто уровень охлаждающей жидкости понизился незначительно, можно восполнить его дистиллированной водой. Но немного и ненадолго. А затем нужно приобрести точно такой же антифриз и долить его в систему. Тем более, что добавленный дистилят будет испаряться, как обычная вода, только с меньшими последствиями в виде накипи.
В случае, когда вы не знаете какой антифриз используется в вашем автомобиле (особенно после покупки авто с пробегом), не затягивайте с его заменой. Промедление может принести вам массу проблем, вплоть до переборки двигателя.
Посмотрите на эту тему видео. Какого цвета бывает антифриз, чем одна охлаждающая жидкость отличается от другой и стоит ли их смешивать при добавлении.
Как разбавлять концентрат
Часто предлагается концентрат ОЖ в соотношении 90% этиленгликоль, 3-5% вода, 5-7% присадки. Чистый концентрат заливать нельзя, так как он замерзнет уже при -13°С.
Для разбавления нужно использовать только очищенную или дистиллированную воду. Пропорции будут зависеть от желаемого результата. Ориентировочные значения можно увидеть на следующей таблице.
Угадать с пропорциями очень важно, иначе жидкость потеряет свои свойства.
Также о характеристиках ОЖ может рассказать ее плотность, которая измеряется ареометром. Плотность этиленгликоля выше, чем у воды. Показатель 1,065 г/см3 говорит, что температура замерзания около -30°С. Плотность 1,075-1,080 г/см3 – выдерживает до -40-45°С.
Таблица плотности водных растворов этиленгликоля при 20°C.
Концентрация, % | Плотность, г/см3 |
30 | 1,050 |
35 | 1,058 |
40 | 1,067 |
45 | 1,074 |
50 | 1,082 |
55 | 1,090 |
60 | 1,098 |
Нельзя ориентироваться только по цвету ОЖ, так как цвет не всегда указывает на класс. Для подбора правильного антифриза нужно ориентироваться на инструкцию по эксплуатации авто и рекомендации производителя.