Что такое гидроудар двигателя и какие у него последствия
Что такое гидроудар двигателя и какие у него последствия
Каждый автовладелец хоть раз, но слышал про гидроудар силовой установки автомобиля, но не каждый знает, что он из себя представляет. Здесь нужно разбираться. Гидроудар может произойти лишь тогда, когда под ГБЦ попадает вода. Вследствие этого происходит деформация элементов, либо разрушение конструкции блока.
Содержание:
Как известно из уроков физики, вода, в отличие от бензина и воздуха, не сжимается под давлением. Вся суть проблемы заключается в следующем: если в камеру сгорания попадает вода, это влечет за собой то, что поршень постепенно сдавливает жидкость в тот момент, когда он поднимается к верхней мертвой точке. Далее происходит удар верхушки поршня о несжимаемое вещество, что влечет за собой повреждение мотора, или окончательной поломке силовой установки. Следует выделить тот факт, что для гидроудара достаточно просачивания воды в один из имеющихся цилиндров.
О последствиях гидроудара
Действие гидравлического удара основано на физическом свойстве воды – нулевой сжимаемости. Проникнув в один или несколько цилиндров, жидкость противостоит поршням, пытающимся ее сдавить. Поскольку камера сгорания герметично закрыта, победителем в схватке выходит вода – металл уступает и разрушается.
Степень повреждений сильно зависит от удачи водителя. Если жидкость, попавшая в мотор, успевает частично уйти в картер либо коллектор через неплотности клапанов, силовой агрегат успеет заглохнуть без поломок. В остальных случаях гидроудар двигателя приводит к таким последствиям:
- Встреча поршня с водой в закрытом пространстве вызывает удар, изгибающий стальной шатун. При следующем обороте коленчатого вала юбка бьет в противовес, поскольку длина шатуна уменьшилась.
- Вращением противовеса коленвала поршень заламывает в сторону. Дальше непредсказуемо: либо деталь разрушается, либо выламывает дыру в стенке блока цилиндров.
- При меньшем количестве жидкости шатун согнется не так сильно, отчего юбка поршня станет слегка задевать противовес. Появится характерный стук, усиливающийся вместе с повышением оборотов двигателя.
- Наихудший вариант – шатун не выдерживает и сразу ломается. При подобном раскладе повреждения может получить коленчатый вал.
Дизельные моторы вдвойне боятся гидравлических ударов. Причина – маленькая камера сгорания и высокая степень сжатия. Чтобы вывести из строя дизель, понадобится вдвое меньше жидкости в цилиндре. Типичная неисправность, возникающая при малейшем гидроударе двигателя, – трещины головки цилиндров. Обычно возникают на стенках камер сгорания и плохо поддаются ремонту. При большом количестве воды к неприятностям прибавляются все последствия, указанные выше.
Важно! Чем выше обороты коленчатого вала на момент проникновения жидкости внутрь камер сгорания, тем вероятнее превращение мотора в хлам. Изломанные шатуны, пробитые блоки цилиндров и треснувшие во многих местах ГБЦ ремонту не поддаются.
От небольшого гидроудара, произошедшего на холостом ходу, двигатель сразу заглохнет. Позже могут проявиться скрытые последствия – ускоренный износ цилиндропоршневой группы и деталей газораспределительного механизма. Иногда неполадки сразу дают о себе знать глухим стуком.
Как определить, что произошел гидроудар?
При гидроударе машина содрогается всем корпусом так, что вы почувствуете ее телом, сидя в салоне, после чего ДВС немедленно глохнет. Но надежда остается: возможно, водой просто залило датчик положения коленвала. Дайте ему просохнуть и осторожно попробуйте завести машину. Если двигатель запустится – все нормально, можно ехать дальше.
- Влажный воздушный фильтр – нехороший симптом, но не критичный.
- Капли воды на свечах зажигания – тоже еще не трагедия: двигатель «хлебнул» воды, но основные его узлы могут остаться целыми.
- Если двигатель заглох на холостых оборотах (машина влетела в лужу по инерции) – значит, в двигатель попало немного жидкости, но, скорее всего, критических повреждений не будет.
Важно! Даже при этих спорных признаках следует как можно быстрее доставить машину на диагностику и проверить состояние мотора.
Первый же и достаточно опасный симптом гидроудара – вода, стоящая в корпусе. Как минимум его надо разбирать и сливать воду, иначе она смешается с моторным маслом в эмульсию и обеспечит опасные масляные отложения.
Если же вы влетели в лужу на большой скорости, а мотор работал на высоких оборотах, и вода накрыла движок, после чего машина сильно завибрировала и заглохла – вероятность гидроудара почти 100%-ная. Это значит, что вода попала в камеру сгорания и вывела из строя блок цилиндров.
Дополнительные признаки гидроудара:
- воздушный фильтр залит водой и деформирован;
- в цилиндрах – ступенчатый слой нагара (сверху почти стерт, снизу – блестящие следы);
- поршень в цилиндре опускается ниже стандартного уровня и имеет сильный слой нагара;
- на вкладышах видны блестящие полосы износа;
- коленвал нельзя прокрутить вручную, а из гнезд свечей зажигания вытекает вода.
В этой ситуации нельзя заводить мотор – могут начать разрушаться другие механические узлы автомобиля. Необходима эвакуация на СТО.
Как избежать гидроудар в водопроводе
Есть несколько способов предотвратить гидроудар в квартире и частном доме.
- увеличить диаметр водопроводной трубы, для уменьшения скорости потока воды
- плавное перекрытие водного потока.трубы
Как избежать гидроудар
Плавное перекрытие системы водоснабжения
Также важную роль играет эластичность труб, как они могут деформироваться под давлением. Но стоит отметить, что эти мероприятия, лишь растягивают процесс, снижая его мощность, и соответственно воздействие на систему водоснабжения..
Все запуски и выключения трубопровода должны производиться плавно. Для того чтобы обеспечить равномерное изменение давления в трубах.
Вентиль и краны старого образца, гораздо безопаснее в плане гидроударов. Для того чтобы перекрыть воду, нужно будет сделать несколько оборотов . Соответственно давление будет падать медленнее. Резко перекрыть даже при самом огромном желании не выйдет,
В последние время в квартирах часто используют шаровые краны. Для перекрытия поступления воды достаточно один раз повернуть кран . Не все знают что перекрытие надо делать плавно.
Гидравлический удар при этом, все равно произойдет. Но он разобьётся на несколько ударов, незначительных по силе. Следовательно не так опасных.
Печальные результаты
Почему жидкость так разрушительна для движка? Из-за несжимаемости. Попав в цилиндры, она вступает в противостояние с поршнем, старающимся «сдавить несдавливаемое». В герметичной камере сгорания у воды все шансы на победу — она разрушает металл.
Итак, машина получила гидроудар двигателя — последствия не будут разрушительны лишь в одном случае. Если вода из цилиндров — хотя бы часть ее — просочится в коллектор или картер. В этой ситуации движок заглохнет, не успев сломаться. Но не всем так везет, бывает хуже:
- происходит деформация шатуна;
- при новых оборотах коленвала юбка ударит по противовесу (длины шатуна уже не хватает);
- происходит вращение противовеса — и поршень заламывается на сторону. Или ломается совсем, или встречайте блок цилиндров с дырой.
Если жидкости мало и шатун не слишком гнется, юбка все равно будет касаться противовеса, и движок начнет стучать. Ну а если шатун сломается сразу — велик шанс, что «полетит» коленвал.
Учтите: гидроудар дизельного двигателя случается при малом количестве воды (камера сгорания меньше, степень сжатия выше). То есть дизель вдвое проще испортить, если бороздить на нем водные просторы! Даже незначительный гидроудар двигателя чреват тем, что потрескаются головки цилиндров. Ремонтировать даже эту неполадку тяжело. Если воды много — движок сломается более серьезно.
Внимание: чем выше обороты коленвала в момент залития камер сгорания водой, тем большая вероятность, что потребуется ремонт двигателя после гидроудара.
Как модернизировать систему
Работы п модернизации предполагают проведению комплекса мероприятий по установке оборудования для нейтрализации высокого давления.
1.Использование амортизаторов либо компенсаторов.
Данные устройства направлены на выполнении основных функций: сбор лишней жидкости и устранение ее из системы, также гашение гидроударов.
Компенсатор в виде гидроаккумулятора монтируют в направлении транспортировки воды на участках, где чаще всего скачет давление. Устройство имеет форму стальной колбы в 30 литров, которая состоит из двух секций, разделенных с помощью резиновой либо каучуковой мембраны.
Когда давление увеличивается, удары «попадают» в резервуар. При поднятии водяного столба резиновая мембрана изгибается по направлению воздушного резервуара, так искусственно увеличивают объем трубы.
Амортизирующими устройствами выступают армированные термостойкие трубы с помощью каучука либо пластика. Чтобы получился желаемый эффект, используют контур в тридцать сантиметров. При большой протяженности трубопровода участок с амортизирующей трубой удлиняют до десяти сантиметров.
2.Монтаж клапана для защиты в виде диафрагмы.
Диафрагменный клапан располагают рядом с насосом на отводной трубе, чтобы обеспечить выпуск воды, если давление увеличится.
Справка! Работу клапана может регулировать котроллер, либо пилотное устройство быстрого реагирования.
При резком повышении давления из-за остановки работы оборудования срабатывает клапан. При нагнетании опасной ситуации клапан открывается, при нормализации давления он плавно закрывается.
3.Установка шунта на терморегулирующий клапан.
Шунт изготавливают в виде узкой трубочки, имеющей просвет до 0.4 миллиметра, ее ставят в направлении движения теплоносителя. Функцией элемента считается постепенное понижение давления при перегрузках.
Шунтирование системы используют во время монтажа автономных трубопроводов, где применяются новые трубы. Потому что на ржавых трубах шунт не будет выполнять свои задачи.
Важно! Если система использует шунт, то вход в отопительную трубу оснащают качественным водяным фильтром.
4.Применение защитного термостата.
Термостат контролирует уровень давления и прекращает ее работу, если он достигнет максимального значения. Конструкция имеет пружинный механизм, который расположен между клапаном и термоголовкой. Механизм в виде пружины начинает работу при повышении давления, не позволяет, чтобы клапан закрылся полностью. При установке надо отслеживать положение устройства так, как показано на корпусе прибора.
Профилактика от образования гидроударов.
Во время эксплуатации систем трубопроводов следует соблюдать требования и правила Гост. Также надо периодически проводить профилактику работы системы. Все элементы конструкции и процессы, происходящие в них взаимосвязаны. Если состояние труб неудовлетворительное, то возникновение гидроудара лишь завершит плачевное положение дела.
Постоянное увеличение давление, вибрация в трубах образуют трещины в металлических изделиях. С возникновением гидроудара неполадки проявляются первым делом на участках соединения, изгибов, швах трубопровода.
Я не джипер. Как избежать удара?
На самом деле, гидроудар может подкараулить вас даже не в глубоком броде, а в простой луже. Сразу предупреждаю, суровых способов тут описывать никто не будет, за этими способами вам лучше обращаться к профильным «помощникам» и экспертам. Я просто расскажу основы. Если у вас на дороге лужа и объехать её нельзя – старайтесь двигаться с медленной скоростью до 10 км/ч, чтобы вода не переливалась через крышку капота. Это основное условие, которое помешает воде попасть в кожух воздушного фильтра. Если же вы обладатель низкого автомобиля – развернитесь, и ищите другую дорогу, ну или попробуйте минимизировать попадание в лужу, проезжая её другой стороной автомобиля. Противоположной к вашему воздушному фильтру.
Конечно, предупреждён – значит вооружён, и, вполне возможно, теперь вы будете избегать глубоких луж, но как быть, если вы забыли обо всём, что говорили выше, преодолели брод и заглохли? Давайте по пунктам.
- Если вы заглохли — запускать двигатель не нужно! Никак, даже «просто «крутануть» разочек».
- Выкручиваем свечи. Все до одной, даже ту, дальнюю, которую только час крутить будете.
- Разбираем кожух воздушного фильтра, вынимаем сам фильтр, внимательно осматриваем его и патрубок. Если там уже есть вода – всё плохо.
- Теперь можно ««крутануть»» двигатель. Если крутится и выгоняет воду – вам очень повезло.
После этого, если вы, конечно, не опытный механик, который умеет просушивать цилиндры – вызывайте эвакуатор, и вперед, в сервис на просушку. Однако если вы понимаете, как просушить цилиндры, патрубок воздуховода и запасной воздушный фильтр – вам море по колено. Сушите свечи и продолжайте движение.
Природа гидравлического удара в трубопроводах
Гидроудар – это ударная волна, которая распространяется по поверхности водопровода, а также по элементам арматуры. Разрушительное действие такого явления связано, прежде всего, с невозможностью жидкости сжиматься.
Если воду можно было, например, как газ сжать в несколько раз, то трубы не разрывались бы от резкого увеличения давления. Чрезмерное давление возникает в том случае, когда движение жидкости резко останавливается, но вызвать гидроудар могут и другие явления в системе водоснабжения .
Профилактика гидравлического удара
Знать, что делать при гидроударе, конечно, полезно, однако лучше всего просто не допускать подобной проблемы. К слову, особых сложностей в её профилактике не имеется. Зачастую хватает:
- проведения максимально аккуратных переправ через водные преграды, даже – через самые маленькие лужи;
- своевременного обслуживания мотора на предмет сохранности прокладок ГБЦ и системы охлаждения;
- выноса воздушного фильтра подальше от днища машины и организации максимальной защиты от попадания в него влаги.
В целом, относительно того, как избежать гидроудар, и всей сегодняшней темы сказать больше нечего. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи в эксплуатации и обслуживании авто!