10 классических фильмов с автомобильными погонями
10 классических фильмов с автомобильными погонями
В связи с выходом «Малыша на драйве» довольная редакция «Киномании» решила рассказать о десяти фильмах, которые повлияли на экшн Эдгара Райта.
«Детектив Буллитт» / Bullitt
Титульного персонажа можно смело назвать одним из самых мощных кинообразов Стива МакКуина. Немногословный, решительный, харизматичный. В общем, такой мужик, что даже Жаклин Биссет не смогла устоять. Но каким бы замечательным ни был этот персонаж, главная сцена фильма — это финальное противостояние: Ford Mustang против Dodge Charger R/T. На эту, без преувеличения, великую погоню ссылались в «Облачном атласе» и «Настоящей любви», «Доказательстве смерти» и «Двойном форсаже», в видеоиграх Driver и Grand Theft Auto (имя Буллитта носит один из маслкаров). Даже Metallica не могла пройти мимо.
Как только «Буллитт» вышел в прокат и собрал объемистую кассу, упомянутая сцена стала не просто мгновенной классикой, но и образцом для всех последующих фильмов с автомобильными погонями. Переплюнуть или хотя бы сравниться с шедевром Йетса удалось лишь избранным единицам: гонка за поездом во «Французском связном», монументальная сцена с Элеонор в оригинальных «Угнать за 60 секунд» и «Ронин» — единственная европейская погоня, значимость которой признают даже повернутые на отечественном производителе янки.
«Итальянская работа» / The Italian Job
Кокни Чарли Крокер (Майкл Кейн) разработал гениальный план ограбления, чтобы отомстить мафии за убитого друга и войти в анналы криминальной истории. C помощью трех «мини-куперов» преступник хочет украсть четыре миллиона долларов прямо из-под носа туринских карабинеров. Единственный британский фильм в списке и памятник свингующим 1960-м, который входит в топы лучших картин, снятых в Соединенном Королевстве. Майкл Кейн находился в самом рацвете сил, а его реплика «Ты должен был взорвать только чертовы двери!» стала одной из самых популярных киноцитат в истории.
«Исчезающая точка» / Vanishing Point
«Исчезающая точка» — нерукотворный памятник концу 60-х, все устремление к свободе которых воплотилось в Джимми Ковальски. Собирая за собой хвост из многочисленных полицейских автомобилей, Ковальски мчит вперед на белом Dodge Challenger 70-го года выпуска, без веских причин и надуманных мотиваций, и если зритель считывает это внутреннее состояние, то он без остатка растворяется в картине.
«Исчезающую точку» написал известный кубинский романист, сценарист и киноман Гильермо Кабрера Инфанте (под псевдонимом Гильермо Каин). Инфанте — весьма интересная личность: сначала он попал под жернова кубинской цензуры времен режима Батисты, но после революции выбился в люди — стал директором Института кино и главой журнала «Lunes de Revolución». Но вскоре Гильермо выбыл из списка фаворитов Кастро и в итоге сбежал в Мадрид.
Инфанте снабдил своих персонажей контркультурным бэкграундом, а также духом бунтарства, секса, наркотиков и рок-н-ролла, и в сумме с визуальными предпочтениями Сарафьяна и «размазанным» (в духе времени) саундтреком получилось кино на все времена.
К слову, в ремейке 97-го Ковальски (в исполнении Вигго Мортенсена) придумали дурацкую рожающую жену, тем самым сведя на нет всю атмосферу и аллегоричность оригинала.
«Французский связной» / The French Connection
Революционная для жанра полицейского кино экранизация романа Робина Мура, который, в свою очередь, основан на реальных событиях — никаких героических поз и пафосных речей, равно как и полного хэппи-энда, здесь нет. Если в вышедшем тремя года раньше «Детективе Буллитте», тоже довольно жестком, все-таки просматривалось некое нуарное эстетство, то «Французский связной» выглядит примерно так же, как любой фильм «Догмы-95» среди прочих фестивальных драм. Камера Оуэна Ройзмана неотступно следует за передвижениями детектива Джимми Дойла по прозвищу Попай (лучшая роль Джина Хэкмена) по пасмурному Нью-Йорку — в том числе и в знаменитой сцене преследования киллера Пьера Николи (Марсель Боззюффи), благодаря которой «Французский связной» и попал в этот список.
11-минутный эпизод, большую часть которого составляет автомобильная погоня по оживленным дорогам Нью-Йорка за поездом метро, мчащимся по надземному участку железной дороги, — настоящий маленький шедевр, переплюнувший считавшуюся эталонной сцену погони в уже упомянутом «Детективе Буллитте». Причем эпизод виртуозно снят и смонтирован на чистом энтузиазме и таланте, без спецэффектов и прочих комбинированных съемок: в условиях ограниченного финансирования Фридкину пришлось экономить буквально на всем, работая дешево и сердито — изначально он даже хотел снять в главной роли Пола Ньюмана, забраковав Хэкмена, но стандартный гонорар звезды превышал весь бюджет фильма.
«Фриби и Бин» / Freebie and the Bean
Если «Смоки и Бандит» нравились Хичкоку (см. ниже), то «Фриби и Бин» пришлись по вкусу Стэнли Кубрику, который назвал кино лучшей работой 1974 года. Создатели фильма вдохновились историями о полицейских Сан-Франциско вроде «Детектива Буллита» и «Грязного Гарри» и позаимствовали элементы их обоих фильмов. Одни из лучших актеров 1970-х, Джеймс Каан и Алан Аркин, играют полицейских-напарников, намеренных засадить местного криминального босса в тюрьму, даже если для этого им придется разрушить весь город. Актеры много импровизировали и явно получали удовольствие от происходящего, хотя Аркин позже и признавался, что участвовал в картине только ради денег, и даже жаловался студии на Ричарда Раша, который делал упор на трюки, а не на развитие персонажей. Как бы там ни было, кино все-таки считается предвестником популярности бадди-муви о полицейских.
«Грязная Мэри, сумасшедший Ларри» / Dirty Mary Crazy Larry
Картина Джона Хафа — далеко не шедевр (даже с учетом ностальгического взгляда на эпоху маслкаров из дня сегодняшнего), однако в лучшие моменты кажется чуть ли не «Бонни и Клайдом» 70-х. Не последнюю роль в производимом фильмом впечатлении играет Питер Фонда в роли одержимого гонщика Ларри, готового ради участия в NASCAR пойти на ограбление. Фонда, за пять лет до этого сыгравший в «Беспечном ездоке», явился на съемочную площадку «Грязной Мэри, сумасшедшего Ларри» (кстати, на английском тайтл звучит в рифму, будто название баллады, что тоже настраивает на криминально-романтический лад) в уже готовом образе бунтаря. И хотя лента не обладает глубоким бунтарским посылом «Беспечного ездока» или, чтоб далеко не ходить, наглядным протестным пафосом «Исчезающей точки», прочувствовать в ней свободолюбивый дух 70-х не составляет труда.
Впрочем, скептики наверняка скажут, что, при всем уважении к Фонде и любви к Сьюзен Джордж, сыгравшей Мэри, главным героем фильма является Dodge Charger R/T 1969 года, уходящий от полицейской погони. Именно благодаря ему картина стала «автоклассикой», о которой Квентин Тарантино, кстати, вспомнил не только в «Доказательстве смерти» (у «чарджера» Каскадера Майка такие же номера, как у машины из «Грязной Мэри»), но и куда раньше — в «Джеки Браун» ленту Джона Хафа смотрят по телевизору Роберт Де Ниро и Бриджет Фонда, дочь Питера.
«Смоки и Бандит» / Smokey and the Bandit
История о противостоянии контрабандиста по прозвищу «Бандит» и шерифа Бьюфорда Джастиса стала самым кассовым хитом 1977 года после «Звездных войн», породила два сиквела и, что самое важное, очень нравилась Альфреду Хичкоку. Между Бертом Рейнолдсом, Салли Филд, Джерри Ридом, Джеки Глисоном и Pontiac Firebird Trans Am сложилась особая химия, а так как текст не был вершиной сценарного мастерства, актеры свободно импровизировали. Кино стало дебютом для каскадера Нидхэма, работавшего, помимо прочего, над «Французским связным», и, разумеется, он приложил руку к трюкам и здесь.
«Водитель» / Driver
История противостояния сурового Водителя (Райан О’Нил) и импозантного Детектива (Брюс Дерн). Дальше этого предложения синопсис можно и не распространять, но за вывеской Driver скрывается вся мощь и напор славных 70-х. Для американцев автомобиль — это не просто четыре колеса, руль и сиденье, и даже не стиль жизни, а нечто более абстрактное и масштабное. Поэтому и погони в американских фильмах с конца 60-х по конец 70-х захватывают дух. Достаточно посмотреть открывающую сцену, в которой герой О’Нила уходит на синем Ford Galaxie от незадачливых полицейских. Никакой музыки, только рев восьмицилиндрового мотора, визг шин и крышесносный драйв.
При этом сам «Водитель» многое почерпнул из «Детектива Буллитта» Питера Йетса. В 68-м Хилл трудился ассистентом режиссера и был глубоко впечатлен съемками из кабины в той самой знаменитой погоне. И когда годы спустя Уолтер уже сам снимал кино со схожей тематикой, он нашпиговал свои сцены видом от первого лица под завязку. Что, впрочем, не сильно помогло картине в прокате. Американские критики разорвали «Водителя» на очень мелкие клочки, а в бокс-офисе фильм собрал, по словам Хилла, «ноль долларов» (режиссер, разумеется, несколько сгустил краски). Даже Изабель Аджани посчитала свое участие в съемках картины ошибкой. А вот по зарубежью «Водитель» проехался гораздо увереннее.
Время расставило все по своим местам, и ныне Driver — по-настоящему культовая штука, которую цитируют Квентин Тарантино и Николас Виндинг Рёфн (влияние Водителя на образ персонажа Гослинга в « Драйве » переоценить сложно). А теперь еще и Эдгар Райт взялся цитировать кино и даже уговорил Хилла появиться в голосовом камео.
«Братья Блюз» / The Blues Brothers
Наверное, ни для одного из фильмов данного списка музыка не важна настолько, как для «Братьев Блюз». Эта криминальная комедия родилась из скетча «Субботним вечером в прямом эфире » и рассказывает о братьях Джейке (Джон Белуши) и Элвуде (Дэн Эйкройд), которые пытаются спасти родной католический приют от закрытия — для этого им нужно собрать $5 000, организовав концерт. Так как на их пути встают и полиция, и бандиты, и неонацисты, и даже кантри коллектив, мэрии Чикаго их приключения обойдутся недешево. Но не так дорого, как съемки комедии обошлись Universal — Эйкройд написал неподъемный сценарий, Белуши вовсю веселился, находясь в наркотическом угаре, студия не успевала поставлять машины — столько их разбили на съемках. Кино окупилось в прокате и заработало культовый статус, однако сиквел, выпущенный в 2000-м году, провалился в прокате и не удостоился положительной критики.
«Жить и умереть в Лос-Анджелесе» / To Live and Die in L.A.
Один из лучших фильмов 1980-х рассказывает об охоте Секретной службы США в лице агентов Ченса (Уильям Петерсен) и Вуковича (Джон Панкоу) за фальшивомонетчиком Мастерсом (Уиллем Дефо). Впрочем, сюжет здесь решающей роли не играет: «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» — что-то вроде визуальной и, что немаловажно для Райта с его «Малышом на драйве», аудиальной визитной карточки эпохи: из кадров фильма можно составить познавательную галерею, дающую исчерпывающее представление о том, что носили (или мечтали носить), на чем ездили и что слушали в середине 80-х. При этом в саундтреке, который работает в картине идеально, вы не увидите громких имен и хитов тех лет: Фридкин сознательно обратился к умеренно популярным британцам Wang Chung, поскольку они, по словам режиссера, «выделялись из потока современной музыки». Кроме того, здесь есть совершенно потрясающий, практически инфернальный молодой Уиллем Дефо, с которого десятилетие спустя копировали манеру одеваться уже наши модники.
Что же до сцены автомобильной погони, то она тут, конечно же, тоже присутствует, причем отчасти представляется ремейком эпизода из «Французского связного» — только здесь уже автомобили летят по железнодорожному полотну. И удирать приходится не преступникам, а самим агентам, угодившим в своего рода засаду и преследуемым сразу несколькими машинами. Жемчужина эпизода — выезд автомобиля агентов на дорогу с односторонним движением и слалом между машинами, мчащимися навстречу.
«Малыш на драйве» / Baby Driver
Догонялки: 10 лучших погонь в кинематографе
Превосходство Борна
Автомобили: такси ГАЗ-3110, Mercedes-Benz G-500
О чем фильм:
Джейсон Борн продолжает искать правду о собственном прошлом и попутно оказывается втянут в конфликт на государственном уровне.
Погоня:
Погоня киллера Кирилла за Борном по Москве – одна из самых напряженных сцен фильма. В процессе съемок использовалось аж шесть «Волг». Постановкой гонки руководил отечественный каскадер Виктор Иванов. Впоследствии погоня получила мировую премию в области трюков «Таурус» в номинации «Лучшая машина».
Безумный Макс 2. Воин Дороги
Автомобили: Ford Falcon XB GT, Ford F100, Mack R600
О чем фильм:
В постапокалиптической Австралии учащаются стычки между правительством и повстанцами. Безумный Макс тем временем попадает в очередную переделку, пытаясь заполучить дефицитный бензин.
Погоня:
Макс угоняет тягач с бензином – естественно, спокойно уехать с ценным топливом ему никто не даст. На съемках финальной гонки за тягачом было уничтожено около 80 автомобилей, а один из каскадеров чуть было не погиб, исполняя трюк на мотоцикле.
Буллит
Автомобили: Ford Mustang 390 GT 1968, Dodge Charger R/T 1968
О чем фильм:
Политик Уолтер Чалмерс хочет продвинуться по службе, разоблачив преступный синдикат. Свидетелем по делу выступает Джонни Росс – брат главы синдиката. Охрану свидетеля поручают лейтенанту Фрэнку Буллиту.
Погоня:
В свое время «Буллит» поразил Голливуд размахом погони – почти десятиминутную сцену снимали три недели. По современным меркам она весьма неспешна и минималистична: никакого клипового монтажа, напряженной музыки, пустой болтовни – только две машины и напряженный взгляд Стива Маккуина.
Скала
Автомобили: Ferrari 348, Hummer HMC4
О чем фильм:
Спецподразделение морпехов вместе с химиком Стенли Гудспидом и агентом MI6 Джоном Мэйсоном охотится за генералом Хаммелом, который угрожает Сан-Франциско биологическим оружием.
Погоня:
Мэйсон не сразу соглашается присоединиться к подразделению и сбегает на «Хаммере», а Гудспид преследует его на Ferrari по Сан-Франциско. В ходе гонки Мэйсон крушит машины на пути, в один момент разрушая хипповский VW Beetle с пацификом. Как и всегда у Майкла Бэя, каждый разбитый автомобиль взрывается адским пламенем.
Матрица: Перезагрузка
Автомобили и мотоциклы: Cadillac CTS, Cadillac Escalade XTE, Ducati 996
О чем фильм:
Нео вместе с армией повстанцев, Морфеусом и Тринити пытается остановить армию машин, надвигающихся на Зион – последний оплот человечества.
Погоня:
Продолжительный заезд по автобану с перестрелками, акробатикой и разрушением автомобилей. General Motors представила для съемок погони около 300 «Кадиллаков», и братья Вачовски разбили каждый из них. Не все автомобили в кадре были реальными – большую часть смоделировали на компьютере. Съемки проходили на закрытом аэродроме ВМС США, где продюсеры построили длинную трассу, а некоторые фрагменты были сняты в Окленде и Сиднее на перекрытых трассах.
Терминатор-2: Судный День
Автомобили и мотоциклы: Freightliner FLA 9664, Harley-Davidson Fat Boy, Honda XR-100
О чем фильм:
Добрый киборг Т-800 спасает подростка Джона Коннора от другого киборга, злого Т-1000. В будущем мальчик станет предводителем человечества в битве с машинами.
Погоня:
Т-800 и Коннор на мотоцикле против Т-1000 на грузовике – неплохой расклад. Прыжок тягача Freightliner с моста стал одним из самых зрелищных моментов фильма, а их в «Терминаторе-2» было немало.
Вид на убийство
Автомобиль: Renault 11
О чем фильм:
Агент 007 раскрывает планы Максима Зорина по уничтожению Кремниевой долины и пытается ему помешать
Погоня:
В Париже Бонд встречается с детективом по делу Зорина, но сыщика убивают. Агент отбирает у таксиста Renault 11 и преследует убийцу. Сначала у автомобиля отрывается крыша, а потом и вовсе вся задняя часть, но Бонд все равно продолжает погоню.
Берегись автомобиля
Автомобили и мотоциклы: «Волга» ГАЗ-21, Урал-М72
О чем фильм:
Обычный советский гражданин Юрий Деточкин угоняет и продает автомобили богачей, отправляя вырученные деньги в детские дома.
Погоня:
Весьма необычная в сравнении с другими картинами погоня – взять хотя бы постоянный закадровый монолог. В сцене нашлось место и юмору (фрагмент с проездом мимо пионеров), и трюкам (проезд Деточкина и инспектора под двумя прицепами автопоезда). «Волга» Деточкина впоследствии не раз появлялась в других советских фильмах, например, в «Бриллиантовой руке».
Угнать за 60 секунд
Автомобили: Ford Mustang 1973 года и многие другие
О чем фильм:
Мэндриан Пэйс, профессиональный угонщик, сколотивший банду единомышленников, получает заказ на единовременный угон 48 автомобилей – и тут же берется за дело.
Погоня:
Самая длинная погоня в истории кинематографа заняла аж 40 минут экранного времени. В финальной гонке главный герой разбивает 93 автомобиля, сбегая от полицейских. Любопытно, что не все аварии были запланированы режиссером. Например, водитель «Кадиллака» не знал, что дорога перекрыта, попал в гущу событий и не смог сориентироваться после того, как его подрезал Ford Mustang.
Тройной Форсаж: Токийский Дрифт
Автомобили: Ford Mustang Fastback, Nissan 350Z
О чем фильм:
Нерадивый американский студент и умелый гонщик Шон Босуэлл попадает в Токио, где знакомится с новым для себя видом стритрейсинга, дрифтом, и бросает вызов местным мастерам.
Погоня:
Финальная гонка фильма – нескончаемый дрифт вниз по горному серпантину. К середине погони соперникам надоедает чистая игра, и они начинают всячески друг друга пинать – естественно, не без последствий. Любопытный факт: в начале съемок «Токийского дрифта» выяснилось, что штатные водители Universal не умеют дрифтовать, поэтому к участию в фильме привлекли профессиональных гонщиков вроде Таннера Фауста.
Похоже, что «Жажда скорости» подвинет кого-нибудь из участников этого топа. В трейлере фильма автомобили летают и сталкиваются друг с другом, а в одной сцене главный герой направляет машину прямиком в каньон. Такое стоит увидеть на большом экране!
Участвуйте в конкурсе «Жажда Скорости», а подробности читайте на странице проекта.
1-е место. Так рождаются легенды
Фильм: «Детектив Буллитт».
Автомобили: Ford Mustang 390 GT 1968 и Dodge Charger R8 1968.
Одна из самых лучших и известных кинопогонь Голливуда. Эта сцена покорила многих критиков своим размахом — почти 10-минутная погоня на скорости 170 км/ч. По современным меркам сцена не выглядит эффектной: никакой напряженной музыки, истеричных криков, пустых раздражающих разговоров — только два знаковых автомобиля 60-х годов, Сан-Франциско и несколько выстрелов. Но черт возьми, это же 1968-й!
Интересный факт: именно после выхода фильма Ford Mustang стал настоящей иконой, а компания Ford начала выпускать ограниченную серию Bullitt Special.
Самый быстрый Indian
Рейтинг Кинопоиска: 8,0
Рейтинг IMDb: 7,8
Год: 2005
Страна: Новая Зеландия, Япония, США
Режиссер: Роджер Дональдсон («Макларен», «Рекрут»)
Жанр: драма, биография, спорт
Фильм основан на реальных событиях. Он рассказывает историю о Берте Монро, который 25 лет своей жизни потратил на усовершенствование мотоцикла модели 1920 Indian Scout. Модифицировал он его с помощью деталей собственного производства, по утрам мешая соседям ревом мотора. А в 68 лет Берт отправился исполнять свою мечту и представлять свое творение на американской гонке, проходившей на соляном озере «Бонневилль» штата Юта. Сюжет сосредоточен на преодолении мужчиной различных дорожных препятствий (так как до США из Новой Зеландии надо было еще добраться, а на самолет денег не хватало) и событиях самих гонок.
Почему стоит посмотреть?
- потому что это очень вдохновляющий фильм, который говорит о том, что даже преклонный возраст и нехватка денег — не помеха для исполнения мечты
- ради душевного и жизнеутверждающего диалога между Бертом и соседским мальчишкой
Трейлер:
Хронометраж: 02:07
Самые эффектные погони в истории кино
Вышедший 23 мая в мировой прокат «Форсаж 6», подарил поклонникам киносерии очередную порцию эффектных погонь, которыми она всегда так славилась. Не исключено, что некоторые из них станут предметом отдельного разговора среди киноманов, а также экспертов, занимающихся режиссурой автомобильных трюков. А какие фильмы уже вошли в историю кино, во многом благодаря сценам автопреследований, или достойны в ней оказаться, смотрите и читайте в нашей специальной подборке.
Самые эффектные погони в истории кино
«Форсаж 5» (2011)
Чтобы далеко не ходить, начнём с феерической погони из предыдущего «Форсажа». Рио-де-Жанейро. Солнце. Скрежет металла. Герои Вина Дизеля и Пола Уокера несутся на чёрных Dodge Charger с двумя прицепленными к ним сейфами по десять тонн каждый, разнося полицейские машины. Отсутствие правдоподобия компенсируется яркими впечатлениями каждый раз, когда тяжелая железная конструкция безжалостно уродует очередное полицейское авто. Итог погони — многокилометровый шлейф из обломков машин, битых стёкол и выдранного газона.
На самом деле всё это великолепие снималось в столице Пуэрто-Рико Сан-Хуане. По архитектуре и пейзажам этот город мало чем отличается от Рио. За режиссуру погони отвечал Спиро Розатос, до этого набивший руку в таких фильмах, как «Точка обстрела» и «Смертельная гонка», а помогал ему известный координатор трюков Джек Гилл. Для съёмок были привлечены камеры Subie-cam, установленные на машины Subaru STI, и операторские краны, закреплённые на Porsche Cayenne. Вся эта техника позволяла одновременно производить съёмку как внутри несущихся машин, так и рядом с ними. Компьютерная обработка изображения производилась в недрах студии VFX, до этого помогавшей делать спецэффекты для третьего и четвёртого «Форсажа».
Отрывок из фильма «Форсаж 5».
«Крепкий Орешек: Хороший день, чтобы умереть» (2013)
Здесь предметом разговора, в первую очередь, является военный грузовик Cougar HEV, безжалостно раздавливающий всё на своём пути. Жертвами» «Тракзиллы» (так назвал автомобиль композитор фильма «Марко Белтрами стали десятки машин. Кого-то этот монстр спихнул с дороги, кого-то припечатал к ограждению, а кого-то попросту смял в лепёшку. Разумеется, единственным, кто смог остановить грузовик, стал полицейский Джон Маклейн в исполнении Брюса Уиллиса.
Съёмки погони проходили на улицах Будапешта, исполнившего роль Москвы, а также на выстроенном за его пределами 200-метровом участке автострады. Из техники были привлечены четыре копии Cougar HEV. Три подготовили специалисты компании Szalay (официального дилера грузовиков IVECO в Венгрии), переработав старые военные ЗИЛы с двигателями от «Уралов». Четвёртая машина была сделана уже в США, и под капот ей засунули двигатель V10 Dodge Viper. По сюжету, грузовик догонял микроавтобус Mercedes-Benz, за рулём которого находился сын Джона Маклейна. Несколько фургонов на безвозмездной основе предоставил сам немецкий автоконцерн. На всё про всё ушло 82 съёмочных дня и свыше 130 автомобилей различных марок.
Отрывок из фильма «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть».
«Такси 2» (2000)
Погоня есть в каждой из четырёх серий «Такси», но сцена автопреследования во второй достойна отдельного упоминания. А всё благодаря захватывающей и вместе с тем комической сцене столкновения друг с другом полицейских машин. Помните, в концовке фильма, под песню A Paris Франциса Лемарка? Романтика, да и только. А дальше — эффектная сцена, где Peugeot 406 с главными героями вылетает из тоннеля под Елисейскими полями и приземляется на асфальт, минуя танковое заграждение. Как раз с ней связана трагическая история.
Каскадёр Реми Джулиен, выполнявший трюк, не справился с управлением, и машина врезалась в съёмочную группу вместо того, чтобы упасть на картонные коробки. Погиб член операторской группы Ален Дютарте, ранения получил ассистент Жан-Мишель Бар. Позже продюсерскую компанию Люка Бессона обвинили в ненадлежащем обеспечении безопасности съёмок. Вместо того, чтобы подвергать риску жизни людей, она должна была установить управляемые камеры в тех местах, куда мог упасть автомобиль. В итоге компания выплатила семье погибшего оператора денежную компенсацию, а исполнитель трюка Реми Джулиен был приговорен к шести месяцам тюрьмы. Он знал о возможных последствиях, но всё равно взялся за исполнение трюка.
Отрывок из фильма «Такси 2».
«Смертельное оружие 4» (1998)
Погоня в «Смертельном оружии 4» поначалу складывается по классическому сценарию: один автомобиль догоняет другой. Однако стереотип разрушается, когда герой Мэла Гибсона из машины пересаживается на кухонный стол. Более того – стол едет, а Гибсон спасается от преследователя не при мощи пистолета, а ножки от стола. Безумие переходит границы, когда машина, управляемая героем Дэнни Гловера, с автострады ныряет в офисное здание, проносится сквозь него и как ни в чем ни бывало выныривает обратно на дорогу.
Сцена погони снималась на шоссе 215 в Лас-Вегасе. Продюсерам очень повезло, что мэр города позволил перекрыть его на несколько дней. Учитывая напряжённый график съёмок (начались они в январе 1998 года, а уже в июле картина вышла в прокат), создатели попросту не успели бы построить для фильма искусственную автостраду (времени хватило только на то, чтобы возвести стену офисного здания). Каскадёры для съёмок были позаимствованы у команды Bill Young’s Driving Team. «Плохие парни 2», «Сокровища нации», «Час Пик» — это тоже её рук дело.
Отрывок из фильма «Смертельное оружие 4».
«Французский связной» (1971)
Герой Джина Хэкмена, полицейский Джимми Дойл по прозвищу Папай, собирается схватить преступника, но тот прыгает в вагон метро и уезжает. Выйти он должен на следующей станции. Тогда Дойл останавливает на дороге автомобиль, садится в него и пускается в погоню за поездом. В процессе Папай врезается в стену дома, во встречные автомобили и чуть не сбивает женщину с ребёнком. За небывалый реализм и оригинальную мысль (по сути, герой Хэкмана гонится не за поездом, а за временем) погоня вошла в историю мирового кино.
Съёмки её проходили в одном из районов Бруклина в течение пяти недель. Официального разрешения у властей продюсеры не получали, но местные полицейские так прониклись идеей фильма, что перекрыли часть дорог для съёмочной группы. Впрочем, от ряда инцидентов это не спасло. Так, во время записи одного из дублей навстречу автомобилю Дойла выехал белый Ford Torino, водитель которого не знал, что идут съёмки. Столкновения избежать не удалось, зато эпизод вошёл в фильм для большего реализма. Позже продюсеры отплатили ремонт машины.
Отрывок из фильма «Французский связной».
«Терминатор 2: Судный день» (1991)
Ещё одна эталонная погоня. Джон Коннор на мопеде пытается умчаться от грузовика с Т-1000, а того, в свою очередь, на мотоцикле догоняет Терминатор 800-й серии в исполнении Арнольда Шварценеггера. Образец саспенса — действие происходит в канале, мопед героя Эдварда Ферлонга уступает в скорости настигающему грузовику, а свернуть некуда.
Первоначально для съёмок погони Джеймс Кэмерон хотел использовать грузовик с длинным капотом, но в итоге заменил его на бескапотный Freightliner. Так он хотел сделать отсылку к первой части «Терминатора», где машина с героем Арнольда Шварценеггера наезжает на игрушечный бескапотный грузовик. А идея сцены, в которой «Фрейтланеру» пролётом моста сносит крышу, пришла режиссёру на месте съёмок. В сценарии этого эпизода не было. Кэмерон понял, что грузовик не проедет без повреждений и решил этим воспользоваться для придания погони большей зрелищности.
Отрывок из фильма «Терминатор 2: Судный день».
«Буллит» (1968)
Знаменитая сцена погони по улицам и хайвэям Сан-Франциско с участием двух знаковых автомобилей 60-х годов — Ford Mustang 390 GT и Dodge Charger R8. Продолжительность экранного времени 9 минут и 42 секунды. Впоследствии сцена была разобрана кинематографистами по кадрам, а многие критики считают её лучшей за всю историю Голливуда.
Автомобильные трюки в «Буллите» выполняли известные в то время каскадеры Бад Экинс и Билл Хикман. Первый управлял «Мустангом», а второй – «Доджем». Режиссёр картины Питер Йетс просил их не разгонять машины выше 130 км/ч, но каскадёры выжимали из них более 175 км/ч. При этом «Мустанг» был существенно доработан на заводе Ford, чтобы достигать такой скорости, а вот «Додж» разгонялся без предварительного апгрейда. Через несколько лет после выхода фильма МакКуин хотел приобрести один из «Мустангов», но не успел. Машина досталась анонимному владельцу и, по слухам, с тех пор она ни разу никуда не выезжала.
Отрывок из фильма «Буллит».
«Превосходство Борна» (2004)
Зрелищная и разрушительная погоня по улицам Москвы. Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) на жёлтом такси «Волга» уносится прочь от нескольких «Жигулей» милиции и «Гелентвагена» с плохим парнем за рулём. Сцена получила престижную премию в области трюков Taurus World Stunt Awards в довольно странно звучащей номинации «Лучшая машина».
Отраден тот факт, что продюсеры не поскупились на съёмки погони на настоящих улицах Москвы. И ничего, что машины, задействованные в ней, постоянно оказываются в разных концах города (например, Борн угоняет «Волгу» в районе станции метро «Фрунзенская, а уже в следующем кадре он — на Цветном бульваре). Кстати, за постановку автомобильных трюков отвечал россиянин Виктор Иванов. До этого он работал в фильмах «Скорость 2» Яна Де Бонта и «Солдат» Пола Андерсона, а спустя три года рулил за Мэтта Дэймона в «Ультиматуме Борна». Его сын Мартин тоже работает в Голливуде. Биография Иванова-Младшего включает в себя «Квант Милосердия» и «Миссию невыполнима: Протокол Фантом».
Отрывок из фильма «Превосходство Борна».
«Безумный Макс 2: Воин дороги» (1981)
Финальная 13-минутная сцена погони за бензовозом вошла во все учебники по трюковому искусству. Ни единого компьютерного эффекта, хотя в погоне участвует более тридцати автомобилей (всего к созданию картины было привлечено свыше 80 машин). Удивляет и то, что за всё время съёмок никто не погиб.
Как и вся картина, финальная погоня снималась неподалёку от австралийского города Брокен-Хилл в штате Новый Южный Уэльс. Сложнее всего создателям далась сцена переворачивания грузовика в конце погони. Каскадёру, сидевшему за рулём автоцистерны, не разрешали принимать пищу за 12 часов до съёмок на случай, если дело обернётся катастрофой и ему потребуется хирургическое вмешательство. Кстати, этот эпизод планировали снять в тот же день, что и столкновение с машиной Гумунгуса — главного злодея фильма. Однако пришлось сделать это значительно позже. После удара грузовик получил настолько сильные повреждения, что больше не мог сдвинуться с места.
Отрывок из фильма «Безумный Макс 2: Воин дороги».
«Невероятные приключение итальянцев в России» (1973)
А что? В СССР погони тоже умели снимать. Правда, для «Приключений итальянцев…» в том числе были привлечены силы и средства итальянских кинематографистов. Так, большинство трюков в картине исполнил каскадёр Серджио Миони. Его советские коллеги помогали при создании эпизода, в котором «Жигули» и «Москвич» с главными героями попадают под поток грязи, а также в съёмках сцен с пожарной машиной. Некоторые же трюки исполняли сами актёры. Например, Андрей Миронов не побоялся на ходу проползти по лестнице пожарной машины и залезть в «Жигули», хотя оба транспортных средства двигались со скоростью 80 км/ч. Всего для фильма было закуплено по пять «Москвичей» и «Жигулей», и их не хватило на все трюки. В некоторых сценах роль советских машин играют итальянские «Фиаты».
Отрывок из фильма «Невероятные приключения итальянцев России».
«Петровка, 38»
Кто бы мог подумать, что главарем преступной банды, да еще и таким опасным, может оказаться тихий старичок из Подмосковья! Убедиться в этом представилась возможность старшему лейтенанту Рослякову, получившему от коварного старикашки пулю (к счастью, не смертельную) и майору Костенко, который, к слову, в срочном порядке организовал погоню за преступником.
Что ж, вышло впечатляюще, ведь где еще можно было увидеть парящего над проезжей частью, пробивающего заграждения, и входящего в дрифте в крутые повороты и сквозные дворы представителя отечественного автопрома?
7. «Тачка №19», 2013 год
Фильм с покойным Полом Уокером , личность которого стала культом и который является именем нарицательным для картин о стритрейсерах. В целом, нас ожидает тот же драйв, динамика и адреналин вопреки логике, как и в «Форсаже». Что вовсе не означает, что данный фильм лучше не смотреть. Напротив, для вечернего просмотра это отличный вариант.
Несчастный главный герой в чужом городе в багажнике арендованной машины находит связанную девушку. Тут начинаются его проблемы и приключения. Оказывается, дама – главный свидетель крупного заговора, куда вмешаны и бандиты, и полиция. За беднягу уже назначали награду и ее ждет смерть. Совесть не позволяет главному герою оставить девушку в беде, а значит, время пуститься в погоню, изворачиваться от пуль и бить машины преследователей.
Как снимают погони
«Блуждающая Земля» — сорвавший куш, китайский фантастический блокбастер абсолютно ничем не уступает Голливуду, а в некоторых моментах даже опережает его. Фильм однозначно придется по вкусу всем поклонникам космических одиссей, масштабных катастроф и приключенческой драмы с трогательными до слез моментами.
Согласно Кинопоиску, при бюджете в 50 миллионов долларов картина за несколько дней уже приблизилась к отметке в 600 миллионов и продолжает собирать приличную кассу. Это поистине захватывающе зрелище вселенского масштаба, и что самое удивительное, китайцы при столь невысоком бюджете (по американским меркам) сняли поистине крутое кино для больших экранов. К сожалению, прокат в России не планируется, хотя этот фильм необходимо увидеть нашему зрителю, хотя бы потому что здесь в роли второго плана снимается наш актер Аркадий Шароградский, который играет российского астронавта и, между прочим, лучшего друга главного героя.
Сюжет, конечно, запредельный и ничего подобного наш зритель еще не видел. Но в этом и есть вся фишка проекта, потому что это оригинально, смело и в визуальном плане смотрится эпично. В ближайшем будущем ученые приходят к выводу, что Солнце скоро погаснет, и вся солнечная система будет разрушена. После некоторых раздумий все страны объединяются в единое государство и запускают масштабный проект под названием «Блуждающая Земля», цель которого – с помощью сложнейших технических возможностей передвинуть Землю в другую солнечную систему. Но при этом основная сюжетная линия вращается вокруг одной семьи: отец оказывается на космическом корабле, а его сын и дед находятся на Земле в подземном городе-убежище. И вот однажды во время передвижения Земли по причине некоторых обстоятельств ей грозит столкновение с Юпитером. Надвигается страшная катастрофа, сопровождающая разрушительными последствиями. И в итоге все жители Земли, вновь объединившись, делают все возможное, чтобы еще раз спасти свою планету, при этом понимая, что многие погибнут.
Главная отличительная черта данной картины, что авторы не делают акцент исключительно на одних китайцев, как поступают, например, американцы, которые в своих фильмах уже со счета сбились по спасению планеты от тотального уничтожения. Здесь правит единство и общая цель, и во всем этом России уделена не самая последняя роль. По фильму русские изобрели космический корабль, хоть и построили его китайцы. В числе командиров корабля присутствует русский. Он много шутит и рассказывает байки о том, как в Советском союзе космонавты провозили с собой водку, упоминает в разговорах Гагарина и произносит боевой клич, что русские в космосе непобедимы и так далее. Он не выглядит дурачком, как это было в «Армагеддоне» и не является простаком, как было в «Столкновении с Бездной». Это полноценный член экипажа и всеми уважаемый человек.
В фильме огромнейшее количество компьютерных спецэффектов. Поначалу они лишь создают фон и дополнительную атмосферу, но уже к середине фильма становятся важнейшим элементом истории. Зрителя ждет захватывающее путешествие в духе «Послезавтра» по замершей планете среди мертвых городов. А в самом финале адское пламя магмы и глобальные разрушения растопят чёрствые сердца любого требовательного зрителя, ибо всё происходящее на экране поистине поражает воображение и радует глаз.
Конечно, в фильме есть и семейная драма, и героические поступки друзей, и трагическая гибель некоторых персонажей. Стоит отметить, что финальная часть полна трогательных моментов, поэтому приготовьтесь немного расчувствоваться и выпустить эмоции наружу, потому что оно того стоит. Фильм однозначно заслуживает того, чтобы его увидели, оценили и рекомендовали другим. Это интересная приключенческая история в рамках фантастического экшена, который однозначно достоин большого проката в нашей стране. Очень жаль, что всякая голливудская шелуха заполняет наши кинозалы, а достойные работы мирового кинематографа оказываются за бортом.
В общем, если отбросить всю серьезность и насмешки по отношению к невероятно сказочному сюжету, то вы получите отличный заряд эмоций и положительных впечатлений. Всем приятного просмотра.
Другой Джеймс Бонд, прозванный в сети сразу после выхода фильма «водопроводчиком» за лицо, напоминающее среднестатистического командира вантуза и разводного ключа, выбирает гораздо более приспособленный для погонь мотоцикл. Это Honda CRF250R.
Впрочем, злодей, за которым Бонд гонится, прыгает по крышам Стамбула на таком же мотоцикле, но с поломанным клювом.
Что могу сказать, круто быть Джеймсом Бондом: не надо проводить по три дня на тренировках по мотокроссу, чтобы прыгать, как бог!