Skoda: История марки — 100 лет традициям качеста
Skoda: История марки — 100 лет традициям качеста
В начале их было всего двое – Умных, целеустремленных и гордых.Долгая история началась…
Автомобиль – прекрасный продукт, результат труда и опыта людей многих профессий. Для его производства требуются огромные совместные усилия и напряженная работа инженеров, конструкторов, техников, художников и рабочих.
Skoda выпускает автомобили в течение многих лет. Рассказывать ее историю – все равно, что рассказывать историю мирового автомобилестроения. Немногие компании (всего 4 в мире) могут похвастаться 100-летним опытом и знаниями в проектировании и производстве автомобилей.
Все началось в 1895 г., когда два молодых человека объединили усилия по производству велосипедов и мотоциклов в семейное предприятие, названное Laurin & Klement. К 1905 г. был выпущен первый автомобиль фирмы. Уже на раннем этапе производство автомобилей Шкода стало очень успешным. В 1925 г., сразу после слияния с фирмой Skoda Pilsen, изменился уровень качества. Началось производство новых превосходных автомобилей. Автомобили компании били рекорды на международных соревнованиях.
Бурное развитие замедлилось лишь после Второй Мировой войны, за которой последовал период социализма, однако руководство фирмы смогло оставаться в курсе технических новинок Запада. В 1991 г. предприятие Skoda Auto восстановило традиции прошлого и вновь вышло на мировой рынок под крылом концерна Volkswagen.
Годы непрерывного развития технической базы позволили выпустить уникальные автомобили, способные отвечать высоким эстетическим и техническим требованиям.
Семейное предприятие Laurin & Klement
История фирмы начинается с конца 1895 года. Механик Vaclav Laurin и бухгалтер Vaclav Klement, оба увлеченные мотоциклисты, начали выпускать велосипеды собственной конструкции, назвав их патриотично – Славия.
Их дела шли благополучно. К 1899 г. фирма Laurin & Klement Co. начала производство мотоциклов. Гонщики одержали первые победы в международных соревнованиях.
На рубеже веков компания предприняла еще один важный шаг, — был взят курс на производство автомобилей.
Первый автомобиль 1905 года
[v4]Уже самый первый автомобиль, Voiturette A, имел коммерческий успех, тем самым став символом истории чешского автомобилестроения. Благодаря своим ноу-хау и опыту компания очень скоро заняла стабильное положение на развивающихся мировых рынках. Laurin & Klement способствовало утверждению позиций Богемского королевства как наиболее промышленно развитого региона Австро-Венгерской монархии.
1907г. – акционерное общество Laurin & Klement
В ходе развития фирме стало тесно в рамках семейного предприятия. Пришло время перейти на новый уровень. В 1907 г. основатели преобразовали L & K в акционерное общество. Прогресс привел к созданию новой модели – Faeton. После 1914 г. компания принимала участие в производстве военной продукции.
Слияние со Skoda Pilsen в 1925 г.
[v3]Для укрепления и сохранения своих позиций, а также модернизации производства, L & K искали сильного партнера.
В 1925 г. L & K вошла в состав крупнейшего промышленного предприятием региона, Skoda Pilsen. На этом закончилась история марки Laurin & Klement и появилась новая компания — Skoda. Результат – конвейерное производство элегантных автомобилей, оснащенных множеством великолепных элементов и выигрывавших международные соревнования.
Великая Депрессия замедлила развитие Skoda, но не остановила его. Появилась еще одна удачная модель – Popular.
Период оккупации
[v2]В трудные годы Второй Мировой войны Skoda стала частью экономической системы Третьего Рейха. Ее производственная программа была изменена для изготовления военной продукции.
Несмотря на множество проблем, фирма смогла выпустить еще одну изысканную модель – Skoda Superb.
Социализм и плановая экономика
С окончанием войны произошли перемены. Работа всей промышленности планировалась централизованно. Обмен информации с развивающимися западными партнёрами были прекращены. Переименованная в национальное предприятие, AZNP Skoda, фирма стала монополистом на рынке частных автомобилей Чехословакии.
Успешные модели 1950-х – 1960-х
[v1]Благодаря прочной базе, традиционным процессам производства и прошлым успехам Чехословакия смогла развиваться и в послевоенный социалистический период, несмотря на информационный вакуум и влияние существующего общественного устройства.
Появились новые модели – Tudor, Spartak и Octavia. Однако с появлением на Западе в 1960-е годы новых технологий промышленность страны стала отставать.
После Пражской весны, 1968/69 г.
Начиная с 1970 г. в экономике страны начался застой. Завод смог сохранить лидирующее положение только на рынках восточноевропейских стран. Прорыв наступил лишь в 1987 г. с выпуском новой модели – Favorit.
Преобразование Skoda
Политические перемены в 1989 г. изменили экономическую обстановку. Skoda начала искать сильного зарубежного партнёра для инвестиций и технологической поддержки.
В декабре 1990 г. правительство выбрало в качестве партнера концерн Volkswagen. 16 апреля 1991 г. Skoda присоединилась в качестве четвертого брэнда к концерну, уже объединявшему марки Volkswagen, Audi и Seat.
Продолжалось дальнейшее развитие компании. Благодаря взаимодействию с западными партнёрами и новому экономическому мышлению Skoda провела мероприятия по модернизации техническо-производственной базы. В результате этого появилась конкурентоспособная модель — Felicia. За ней последовали и более успешные модели – Octavia, Fabia и гордость компании – Skoda Superb.
В настоящее время фирма кроме легковых автомобилей выпускает грузовики, автобусы, авиационные двигатели и сельскохозяйственные машины.
В 1899 году компания превратилась в акционерное общество и стала одной из крупнейших компаний в Австро-Венгрии вплоть до начала Первой мировой войны. Помимо этого, компании присуждают такие достижения, как установка трубопровода в Ниагарском водопаде и участие в постройке шлюза в Суэцком канале.
Первая мировая война уравняла большинство производств: все усилия были направлены на вооружение армии. В это время у Шкода уже появилось зарубежное предприятие, которое давало более 35 тысяч рабочих мест. После окончания военных действий, все усилия были сосредоточены на выпуске кораблей, паровозов, станков, турбин, автомобилей, оборудования для электрических станций. Автомобильное производство было запущено только благодаря своевременной покупке компании Laurin&Klement Co. Последняя была организована талантливым механиком Вацлавом Лаурином и его напарником-книготорговцем Вацлавом Клементом. Интересно, что начало пути этой компании началось с покупки велосипеда и пристрастию Клемента к велоспорту. Мужчина хотел использовать купленный транспорт для участия в велогонках, но качество покупки оказалось низким и велосипед почти сразу развалился. Мужчина написал гневное письмо-претензию, на что немецкий производитель прислал ответ, где просил описать претензию на немецком языке. Клемент самостоятельно отремонтировал развалившегося «железного коня» и, в его голове зародилась мысль о необходимости создания современного предприятия по выпуску качественного велотранспорта.
Вместе с механиком Лаурином Клемент организовывает новую фирму, где выпускают велосипеды с названием «Славия». За первую пару лет были представлены пять абсолютно новых моделей. Дизайн новинок разрабатывали самостоятельно. Стоит сказать, что бизнес набирал обороты, а продукция оказалась востребованной. Спустя несколько лет, в 1899 году появился первый велосипед с моторчиком. Последний обладал 4 цилиндрами и был признан немецкими жителями. Найти покупателей среди местного населения было трудно.
В 1905 году Laurin&Klement выходит на новый уровень и показывает первый серийный автомобиль – Voiturette. К особенностям можно отнести выбор кузова – двух- и четырехместный. Новая Шкода еще не получила современного названия, но уже можно было купить авто с водяным мотором объемом 1005 «кубов», которые соответствовали 7 лошадиным силам. Модель стала участником гонок и даже смогла одержать победу в Семмеринге. В 1906 году выходит новое поколение для расширения модельного ряда. Купить Шкода можно с 4-цилиндровым мотором, а немного позже появился и 8-цилиндровый.
Рождение «Спартака»
Интерьер skoda octavia первого поколения был очень простым и незатейливым и включал приборную доску с тремя циферблатами, рычаг переключения передач, располагавшийся на рулевой колонке, а также скромный, без всяких изысков салон. Она была оборудована бензиновым четырехцилиндровым двигателем с объемом 1089 см3, мощностью 40 л.с. и могла разгоняться до 110 км/час, «съедая» около 8 литров топлива на 100 километров.
Кстати, первоначально новая модель получила звучное имя «Spartak», но от него производители вскоре отказались, так как оно напоминало название марки голландских мотоциклов, «Sparta». Так что, ей просто присвоили цифровое обозначение: 440, под которым подразумевалось наличие четырех цилиндров и сорока «лошадок» под капотом.
Сменившее цифровой индекс название «Octavia» появилось в 1959 году. К этому же периоду времени относятся и некоторые изменения, которые пережил «Спартак». В частности:
- новая конструкция передней подвески, в которой рессоры сменились пружинами с телескопическими амортизаторами;
- двигатель с объемом в 1221 см3 и мощностью 45 л.с.
- кроме того, салон автомобиля также стал комфортнее. В нем даже появился радиоприемник, что считалось настоящей роскошью и «буржуйством».
Для любителей «горяченького» была создала более динамичная и спортивная Octavia Touring Sport в версии купе, снабженная двигателем от кабриолета мощностью 50 л.с. Затем, спустя два года, в свет вышли и еще более продвинутые модификации: Octavia 1200 Touring Sport и Felicia Super, в экипировку которых входили 55-сильные моторы с объемом в 1221 см3, позволявшие авто развивать скорость до 130 км/час.
Этот год отличился появлением еще одного яркого представителя семейства «Октавия». Им стал универсал «Комби», с двигателем от «Octavia Super», отличительной особенностью которого было удобное строение багажника. Доступ в него осуществлялся через пятую дверь авто. Кстати, именно этот вариант стал самым популярным в линейке и просуществовал значительно, дольше, своих «братьев по цеху», до 1971 года.
Аристократическая аура
Под капотом Kodiaq Laurin & Klement стоит 2,0-литровый бензиновый агрегат, способный развивать 180 л. с. и немалые 320 Нм крутящего момента. Вместе с ними крупный кроссовер довольно легко ведет себя на дорогах. Гладишь педаль ногой, и машина резво несется вперед. Преселективный робот DSG работает мягко, как автомат. Старт с места происходит без рывков, как и передвижение в пробках. Пакет сцепления трудится в масленной ванне и способен переваривать гигантские нагрузки. Все же 320 Нм — это не шутка.
Управляется Kodiaq, как юркий хэтчбек. Хотя такая прыть на малых скоростях оборачивается повышенным расходом топлива. Чудес не бывает, и 320 Нм крутящего момента требуют высокоэнергетического питания. Kodiaq легко может потреблять в городе 15 литров на «сотню» и выше.
А вот за городом он экономичен. Длинная седьмая передача преселективного робота DSG позволяет ехать с крейсерской скоростью в 110 км/ч на 2000 оборотов мотора. Потребление топлива падает к 7 литрам.
Конструкция полного привода на Kodiaq Laurin & Klement такая же, как прежде. В приводе задней оси стоит гидравлическая муфта, подключающая задние колеса при пробуксовке передних. Хотя небольшая тяга сзади есть всегда. Муфта работает с преднатягом и не позволяет задним колесам превращаться в ведомую телегу.
Самое ценное в Kodiaq Laurin & Klement — это ощущения комфорта во время езды на дальние расстояния. Подвеска хоть и жесковата, но вполне пристойно отрабатывает ямы. Сбрасывать скорость и съезжать на обочину перед россыпью дорожных неровностей не нужно. В поворотах машина стоит стабильно и рулится так же, как Octavia, правда с небольшой поправкой на высокий центр тяжести. В дальней дороге Kodiaq Laurin & Klement не утомляет и даже успокаивает. Тщательно продуманный интерьер, хорошая эргономика, красивые сиденья и множество электронных помощников создают особую аристократическую ауру.
Правда, цена в 3 226 000 рублей все же заставляет призадуматься. За эти деньги можно купить не менее известных конкурентов. 2,0-литровый Cadillac XT5 стоит 3 090 000 рублей, а полноприводный Lexus NX стартует от 2 819 000 рублей. Правда, представлены они не в такой роскошной комплектации, как Kodiaq Laurin & Klement.
Спорт в крови
Это одна из самых «спортивных» марок мира и уж точно самая постоянная в своих пристрастиях. С далекого 1992 года бренд Skoda является неизменным генеральным спонсором хоккейного чемпионата мира – этот факт даже был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее длительная спонсорская поддержка.
Очень активно компания действует и в России, являясь партнёром Федерации хоккея и национальной сборной.
Не обходит стороной и юношеские турниры. Так, с 2012 года под эгидой Skoda в Москве проходит детский турнир, куда приглашают лучших игроков со всех уголков страны.
Но, как мы помним, история компании началась со страстной любви двух чехов к велосипедам. Уже в 1903 году тогда еще Laurin & Klement после самой первой гонки в мировой истории была официально признана ведущим экспертом в велосипедном производстве. Поэтому уже не один десяток лет Skoda – главный партнер той самой велогонки, теперь всемирно известной, сложнейшей «Тур де Франс». Ежегодно компания направляет почти три сотни своих автомобилей на обслуживание соревнования, привлекающего к себе фантастическое количество зрителей.
Ну и куда же автомобиль без автогонок. Специальное подразделение компании занимается разработкой и выпуском раллийных моделей Fabia R5 – одной из наиболее титулованных машин в своем классе. В одном лишь 2016 году они завоевали для Skoda первое место в Ближневосточном, Тихоокеанском и Южноамериканском чемпионатах, в национальных первенствах Чехии, Словакии, Германии и Ирландии, а также в мировом раллийном чемпионате в категории WRC 2.
В качестве постскриптума…
Большая часть населения Чехии передвигается на автомобилях Skoda. Обосновывают они это не столько техническими характеристиками или стоимостью на модели, а простой национальной гордостью за родной бренд, который более ста лет назад два полных профана в бизнесе и производстве начали на голом энтузиазме, пережили войну и слияния с более крупными корпорациями, но не растеряли свой уникальный облик.
А вот немцы, к примеру, практически не ездят на своем автопроме…
Требования к комплектующим материалам
Не так давно заводы Skoda в нашей стране начали функционировать полноценно, включая проведение сварки и окраски кузова. До некоторых пор в России не было каркасного металла, удовлетворяющего запросам по качеству, предъявляемому концерном VW.
С учетом всех претензий и пожеланий заказчика, отечественные поставщики подобрали материал с необходимыми параметрами. Стоит отметить, что компания «Фольксваген» постоянно контролирует качество поставляемой и используемой продукции. Задача концерна – найти максимально больше российских поставщиков, что удешевляет производство. Главенствующим критерием остается показатель качества – без всяких компромиссов. Детали из российского металла равноценны европейским аналогам.
Перспективы
Производители автомобилей «Шкода» в России – это преимущественно дочерние подразделения международной компании, продукция которой представлена в самых разных странах. Европейский подход ориентирован на повсеместное внедрение новейших технологий, обучение сотрудников обращению с современным оборудованием, повышение квалификации инженеров и технологов.
Нынешние авто чешской марки, произведенные в РФ, соответствуют нормам европейских требований к качеству, могут экспортироваться в страны Евросоюза. Некоторые ограничения на этот вид деятельности носят преимущественно логистическую направленность. Продукции придется дважды пересекать таможню: сначала в виде комплектующих элементов из Чехии, затем в виде готовой машины при отправке в Европу. Несмотря на то что подобная схема влияет на экономику операции, работа в данном сегменте также ведется. Среди основных отличий автомобилей, созданных на отечественных мощностях, – увеличенная емкость аккумуляторов, усиленный узел подвески (с учетом особенностей климата и дорог).
3 поколение (1Z), 2004–2013
Новое поколение «Октавии», спроектированное на платформе «пятого» «Гольфа», дебютировало в 2004 году. Автомобиль стал больше и солиднее, получил новые опции. Как и прежде он предлагался с кузовами хэтчбек (лифтбек) и универсал.
Со временем в модельном ряду появился полноприводный вариант, а также «внедорожный» универсал Octavia Scout с полным приводом, увеличенным дорожным просветом и пластиковым обвесом кузова. В 2008 году был проведен рестайлинг модели, заметно преобразивший ее облик.
Skoda Octavia оснащалась бензиновыми моторами объемом 1,4, 1,6 и 2,0 литра (в том числе силовыми агрегатами серии FSI с непосредственным впрыском), их мощность — от 75 до 150 л. с. Постепенно они были вытеснены турбированными двигателями 1.2 TSI, 1.4 TSI и 1.8 TSI, развивающими 105–160 л. с., но на некоторых рынках, в том числе российском в продаже остались и версии со старыми атмосферными моторами. Турбодизели объемом 1,6 и 2,0 литра имели множество вариантов мощностью от 105 до 170 сил. Коробки передач — механическая, автоматическая или роботизированная преселективная DSG.
У «заряженной» версии RS под капотом стояли двухлитровые турбомоторы: бензиновый (200 л. с.) или дизельный (170 л. с.)
Производство и сборка «Октавий» велась на предприятиях в Чехии, Словакии, Китае, Анголе, Украине, а также на российском заводе в Калуге. В Индии автомобиль выпускался и продавался под именем Skoda Laura. Всего до 2013 года было сделано 2 604 100 автомобилей.
Хэтчбек Skoda Octavia третьего поколения после рестайлинга, 2008–2013
Универсал Skoda Octavia Scout третьего поколения после рестайлинга, 2008–2013
Интерьер автомобиля Skoda Octavia третьего поколения после рестайлинга, 2008–2013
Ещё больше фото
Как определить страну производитель по Вин-коду?
Многие автовладельцы не знают, что по VN-коду автомобиля можно узнать много интересного, в том числе и страну-производителя транспортного средства.
Ниже рассмотрим два варианта.
Для Skoda Felicia. Чтобы определить страну-производителя автомобиля, необходимо глянуть на 11-й символ кода:
- Линия сборки в Младе-Болеславе — 0-4.
- Квасины — 5.
- Врхлаби — 7-8.
- Квасины — 9.
- Украина — В.
- Россия (Калуга) — K.
- Млада-Болеслав — N.
- Познань (Польша) — X.
Далее идет серийный номер автомобиля (шесть цифр).
Полную расшифровку вин кода смотрите ниже.
Для Skoda Octavia ситуация следующая. По первой группе, состоящей из трех символов, можно понять определить код производителя.
Так, T — Европа, M— Чехия и B — Шкода Авто.
Далее, как и в прошлом случае, нас интересует 11-й символ VIN-кода. Здесь ситуация следующая:
- Млада Болеслав — от 0 до 4.
- Квасины — 5.
- Верхлабье —7, а с 1999 года — 8.
- Сараево — 9 (с 2002 года).
- Познань — X.
Далее также идет серийный номер автомобиля.
Полную расшифровку Вин кода Шкода Октавиа смотрите ниже.
Для примера расшифруем VIN код TMBBK41Z2BB151503.