Зимняя езда на автомобиле
Зимняя езда на автомобиле
Поведение автомобиля на зимней дороге во многом зависит от того, какой именно у вас автомобиль — с передним или задним приводом. Соответственно, стиль и манера безопасной езды, особенно зимой, на задне- и переднеприводных несколько отличаются.
Надеюсь, эти простые советы и рекомендации по управлению автомобилем на зимней скользкой дороге будут вам полезны!
Однозначно сказать, какой привод предпочтительнее для езды зимой — передний или задний сложно. Передний привод позволяет автомобилю лучше вести себя при прямолинейном движении и лучше «вгрызаться» в поворот на сухом покрытии, но при прохождении скользких поворотов именно передние колеса начинают сразу же прокручиваться. В этой ситуации лучше будет себя вести автомобиль с приводом на задние колеса. Автомобили с задним приводом вообще более манёврены, хотя и менее стабильны.
Что делать, если вас занесло на зимней дороге, мы расскажем чуть ниже, а пока несколько слов о других не менее важных вещах.
Как борются с заносами на путях
Обычно метеорологи заранее предупреждают транспортные предприятия о надвигающейся опасности. Получив сообщение, сотрудники железной дороги принимают экстренные меры по подготовке снегоочистительной техники и переводу станции или узла в режим работы в особых условиях.
От ожидаемого типа снежного заноса зависит последующая реакция ж/д работников. Например, снегопад, мокрый снег и метель умеренной интенсивности требуют особой бдительности в ночное время. Все остальные угрожают безопасности движения и днем.
Для борьбы со снежными заносами на железнодорожных путях могут быть приняты следующие меры:
- выделены дополнительные рабочие силы для расчистки рельсов;
- задействованы стационарные очистительные механизмы;
- привлечена снегоуборочная техника;
- запущены специальные снегоуборочные поезда.
Чем крупнее станция, тем больше ресурсов выделяется на преодоление заносов на ней.
Советы экспертов по поведению на заснеженной дороге
Что делать, если машину повело на дороге боком? Чем отличается занос от сноса? Как правильно перестраиваться на снежной каше? Как быть, если под колесами лед, но надо затормозить? Объясняют опрошенные «Автопилотом» эксперты.
— В повороте машину внезапно начинает нести боком. Какое типичное поведение водителя в этой ситуации и как нужно себя вести в действительности, чтобы выровнять автомобиль?
Существует несколько видов скольжений:
Снос (эффект недостаточной поворачиваемости): боковое скольжение передних колес. Вопреки сложившимся стереотипам снос может проявляться на автомобилях с любым типом привода. Автомобиль, скользя передними колесами, движется либо прямо, либо по более пологой траектории. Причина сноса — высокая скорость
Траектория движения машины в результате cноса
Траектория движения машины без cноса
Как с этим бороться?
Школа вождения BMW Driving Experience: Главное правило в данной ситуации — не доворачивать руль. Независимо от массы, класса и типа привода автомобиля ваши действия одинаковые. Необходимо отпустить газ и уменьшить угол поворота руля, чтобы восстановить сцепление с полотном.
Компания «Автодром—Тренинг» (контраварийная подготовка): Первое инстинктивное желание довернуть руль в поворот и является самой главной ошибкой. Довернув руль в поворот и тем самым уменьшив пятно контакта передних управляемых колес, водитель фактически лишает автомобиль возможности повернуть. Вслед за этим следует вылет машины наружу поворота, при правостороннем движении из левого на обочину, а из правого — на обочину.
Первое инстинктивное желание довернуть руль в поворот и является самой главной ошибкой
В реальности нужно уменьшить угол поворота передних колес, то есть плавно вернуть руль ближе к прямому положению передних колес или, другими словами, чуть-чуть убрать руль от поворота. Плавно и чуть-чуть — два ключевых слова. Это активная реакция на снос. И отпустить на мгновение педаль газа (закрыть газ) — это пассивная реакция на снос. Что происходит в этот момент? Благодаря закрытому газу часть веса автомобиля смещается на передние колеса (по аналогии с полной тарелкой супа, которую вы несете к своему столу и вдруг неожиданно замедляетесь). Передние колеса дополнительно прижались к поверхности, задние — разгрузились. Убирая руль от поворота (применяя обратное руление), вы заставляете заднюю ось автомобиля соскользнуть в занос (потерять устойчивость). Получается, что, повернув влево, попав на снос и убирая руль от поворота вправо, вы заставляете автомобиль повернуть влево, но уже за счет задних поскальзывающихся колес.
Школа вождения BMW Driving Experience: Нести автомобиль боком может по-разному. Важно понимать, что именно происходит с автомобилем, причем на уровне тактильных и вестибулярных ощущений. Не допустить или решить возникшую проблемную ситуацию можно только в том случае, когда обладаешь необходимым комплексом рефлекторных ответов. Надо понимать, что страх может оказать парализующее воздействие. Кроме того, в экстренной стрессовой ситуации моторика, повинуясь инстинкту самосохранения, работает совершенно однозначно — всплывают или врожденные, или автоматические действия. В худшем случае водитель вцепится в руль, чтобы сохранить первоначальное положение тела в кресле, ведь мозг воспринимает происходящее как угрозу падения. Водители с большим стажем при возникновении боковых скольжений в подавляющем большинстве случаев применяют паническое рефлекторное торможение. Однако это по-прежнему не поможет справиться с заносом.
Компания «Автодром-Тренинг» (контраварийная подготовка): Знаний об особенностях использования сил трения, качения, массы и прочих физических величин при экстремальных ситуациях обычный автолюбитель не имеет. Проявление инстинкта самосохранения человека всегда действует решительно и без предварительного согласования с разумом человека! Соответственно, при сносе автомобиля (передние колеса повернуты, машина едет прямо) автолюбитель мгновенно нажмет педаль тормоза и будет стремиться отвернуть автомобиль от внезапного препятствия путем решительного вращения рулевого колеса. Иными словами, просто соскользнет по прямой с передними колесами, повернутыми «в упор». Хотя наблюдается и более простая стрессовая реакция неподготовленного автолюбителя — просто нажатие на педаль тормоза
Занос (эффект избыточной поворачиваемости): боковое скольжение задних колес и, как следствие, уход автомобиля с траектории боком (еще это можно назвать модным словом «дрифт»). В этом случае автомобиль вращается вокруг передних колес
Траектория движения машины в результате заноса
Траектория движения машины без заноса
Как с этим бороться?
Школа вождения BMW Driving Experience: Передние колеса должны смотреть туда, куда нужно ехать. Если задняя часть автомобиля начинает скользить влево, то и колеса относительно корпуса нужно поворачивать влево, учитывая при этом скорость развития и величину угла заноса. Как только автомобиль начал стабилизироваться, то есть задняя часть в обратном заносе начала возвращаться в исходное положение, угол поворота управляемых колес нужно уменьшать в соответствии с положением кузова. Угол поворота колес должен быть равен углу заноса.
ПРИЧИНЫ ЗАНОСА
Очень важно следить за скоростью, с которой вы движетесь. Бывают ситуации, особенно зимой, когда и на 20 км/ч не удается быстро справиться с заносом. А на 40 км/ч скорость развития и амплитуда заноса будут вчетверо большими, на 80 км/ч при прочих равных занос будет развиваться уже в 16 раз быстрее, чем на 20 км/ч. Кинетическая энергия автомобиля растет согласно квадрату скорости.
Компания «Автодром—Тренинг» (контраварийная подготовка): Следует запомнить простые «золотые правила», универсальные для всех типов провода:
— торможение не поможет справиться с заносом, а это значит, что педаль тормоза должна быть исключена из управления;
— педаль акселератора (педаль газа) является ключевым элементом управления;
— рулевое колесо — это своего рода компас автомобиля, а значит, следует четко знать, на какой угол и в какую сторону повернуты передние колеса автомобиля. Далее важна работа педалью газа. Если не рассматривать особенности трансмиссий и вариантов полного привода, то действия акселератором для выхода из заноса следующие:
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Задний привод: отпустить педаль газа и быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Как только автомобиль прекратит развитие заноса, руль нужно вернуть в положение, соответствующее прямолинейному качению передних колес. Прямое положение передних колес и педаль газа, нажатая до «тяги» (исключающая пробуксовку ведущих колес) — залог стабилизации автомобиля с любым типом привода.
ВАЖНЫЙ НЮАНС
Передний привод: быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса и при помощи педали газа дать кратковременную пробуксовку на ведущие колеса, чтобы разрушить развитие заноса, затем приотпустить педаль газа в режим тяги на ведущие колеса, то есть без пробуксовки колес. Нужно четко понимать, что пробуксовывающие передние ведущие колеса с большой угловой скоростью — это подобно заблокированным колесам (педалью тормоза), а в этом случае также развивается снос автомобиля, а значит, снова теряется способность к управлению автомобилем.
Полный привод: Независимо от распределения крутящего момента между осями алгоритм действий одинаковый — педаль газа ни в коем случае отпускать нельзя, в противном случае автомобиль может вообще развернуться на 180 градусов. При реакции водителя на занос газ должен быть тянущий и колеса должны вращаться на пределе проскальзывания. Руль в идеале должен находиться в прямом положении. Особенность полного привода — все действия с минимальным опережением. А эта величина опять же вычисляется путем многократных повторений в условиях безопасного автодрома.
Боковое скольжение обеими осями
Школа вождения BMW Driving Experience: Снос передней оси одновременно с заносом задней — еще более сложная ситуация на дороге. Возможно бесконечное количество вариаций — снос может быть активнее заноса и наоборот. Автомобиль вообще может бесконтрольно вращаться с произвольным движением по вектору скорости. Основная трудность в том, что у водителя не остается или почти не остается рычагов воздействия на автомобиль, которые можно было использовать при борьбе с одиночными сносом или заносом.
Фото: Toyota Motor
— Я перестраиваюсь для обгона из ряда в ряд через снежный вал-кашу. Как это правильно делать, чтобы избежать неожиданного заноса?
Школа вождения BMW Driving Experience: Перестроение из ряда в ряд через снежные переметы требует повышенного внимания. Автомобиль, упираясь в снежный вал в фазе перестроения и разгона, может получить значительный боковой увод (наиболее ярко выражен на заднеприводных автомобилях), который, как правило, приводит даже не к заносу, а к бесконтрольному вращению автомобиля вокруг вертикальной оси с дальнейшим движением по вектору скорости.
Школа вождения Jaguar Experience: Если взять пример большой заднеприводной машины, то необходимо в этом случае держать ровно газ, не делать резких движений рулем. В случае с тяжелым полноприводным внедорожником можно незначительно добавлять газ.
Компания «Автодром-Тренинг» (контраварийная подготовка): Подобный маневр может стать причиной заноса автомобиля, если вы отпускаете педаль газа, выполняя поворот руля! Методика для всех приводов принципиально не отличается. Убедившись, что нет никаких посторонних автомобилей и есть запас для маневра, начинаем поворот рулевого колеса в сторону перестроения и при этом педалью газа поддерживаете равномерную тягу на ведущих колесах! Если резко отпустите газ (испугавшись ощущения вязкости при вхождении колесами в кашу) — это все может вызвать занос или даже вращение. Стремитесь выполнять преодоление каши на прямых колесах, а изменение курса делать до вхождения в снежную кашу и после выхода из нее. Важно не делать резких движений рулевого колеса!
Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ
— Торможу, но не тормозится: под колесами лед. Есть ли способ как-то затормозить или минимизировать ущерб?
Школа вождения BMW Driving Experience:Можно попробовать сманеврировать. Путь объезда (если речь идет о движении на скоростях выше 40–50 км/ч) всегда короче, чем тормозной путь. Но если не уверены, что способны справиться с заносом после маневра, от этого шага лучше отказаться и тормозить до полной остановки. Если ситуация критическая, можно применить контактное скользящее торможение об отбойник или бордюр. Безусловно, лучше не допускать возникновения экстренной ситуации. Необходимо следить за дорогой и обстановкой в целом, как можно раньше планировать свои действия и чувствовать предельные возможности автомобиля и шин на покрытиях с разным коэффициентом сцепления.
Компания «Автодром-Тренинг» (контраварийная подготовка): Для всех видов привода автомобиля и типов трансмиссии важно понимать, что сорвавшийся на льду в скольжение с заблокированными колесами автомобиль превращается в неуправляемый снаряд! Влиять на снижение ущерба водитель не может в этом случае. Вспоминаем «золотое правило». Соответственно, тормозите на грани срыва колес в скольжение (прерывисто), если нет системы ABS. Если же есть такая система, то ABS разблокирует каждое конкретное колесо в момент скольжения, и ваша задача удерживать нажатие на тормозную педаль с максимальным усилием. При этом система ABS позволяет одновременно маневрировать, не прекращая экстренного торможения! А ваша главная задача — уйти, увести автомобиль от катастрофического столкновения, спасти водителя и пассажиров! Ориентируйтесь по ситуации и избегайте столкновения с встречным транспортом, избегайте переворачивания, избегайте жесткого прямого удара в стены и т.д.
Если машина покрылась льдом
Бывает так, что после мокрого снегопада и последующего понижения температуры автомобиль в буквальном смысле слова покрывается ледяной коркой. В некоторых случаях даже дверка примораживается так, что ее никак не получается открыть. С такими сюрпризами природы сталкиваются не только жители северных районов, но и автолюбители Подмосковья. Что же в этом случае делать?
Ниже – несколько советов, следуя которым можно не только полностью очистить машину ото льда, но и не поцарапать краску, которой покрыт корпус.
- Перед очисткой автомобиля ото льда обязательно уберите с него весь снег. Если занос был очень сильным, то может образоваться значительная нагрузка на стекло, которая нередко заканчивается трещиной.
Ни в коем случае не счищайте снег с корпуса автомобиля при помощи лопатки, иначе могут остаться царапины. Для очистки автомобиля от снега существует специальная щетка, вот ее и используйте.
Еще перед началом зимнего сезона обязательно обработайте уплотнители дверей силиконом, чтобы они не примерзали к корпусу.
При большом слое льда рекомендуется использовать специальный скребок из пластика. Кромкой скребка необходимо бить между дверками и стойками. В этом деле от вас потребуется особенная аккуратность.
Проще всего очистить наледь с капота – достаточно хлопнуть по нему ладонью, и лед потрескается. После этого его можно будет легко смести.
Категорически не рекомендуется счищать наледь с капота, крыши или багажника при помощи скребка – есть риск нанести сильные повреждения лакокрасочному покрытию.
Некоторые пытаются сбить лед с кузова молотком. Стоит ли говорить, что делать этого не нужно, так как на морозе металл более подвержен деформации.
Когда дверь уже открыта и вы смогли попасть в салон, обязательно включите обогрев на полную мощность. Воздушные сопла при этом должны быть направлены на окна.
Начать счищать наледь со стекол стоит только тогда, когда автомобиль полностью прогрет, и снег на его стеклах начал подтаивать. Возможно, для этого потребуется подождать 10-15 минут.
Перед тем как завести автомобиль, обязательно проверьте, не заблокировал ли лед выхлопную трубу или фальшрешетку радиатора. Если да, то заводить в таком состоянии машину нельзя – нужно прежде очистить лед.
Если включить фары, то убрать с них наледь будет гораздо легче.
Для омывания стекол следует использовать зимнюю жидкость.
Правильные действия
Следующие действия помогут выехать из сугроба, если застрял в нем, не насилуя АКПП. Рекомендую не отступать от них, если вы попали в снежную или грязевую яму на автомате, из которой при первой попытке выехать, нельзя этого сделать.
Оцените обстановку
Если машина застряла в сугробе, то первое, что вы должны сделать – это включить аварийку, выйти из машины и осмотреться. Чтобы зря не сокращать жизненный ресурс автоматической коробки передач, нужно взять лопату и прорыть колею для шин. Если можно сделать, то ройте до асфальта. Если нет, то – насколько получится.
Спускаем давление в шинах
Чтобы выезд не повредил коробку автомат, если застряли в снегу, нужно спустить шины ведущих колес. Это увеличит площадь контакта с поверхностью, чем поможет автомобилю выехать.
Способ раскачки на автомате и механике
Если не помогают первые два метода, если застряли в колее из грязи, попробуйте метод враскачку на автомате. Только будьте осторожны. Нельзя перегревать автомат. Необходимо после каждой небольшой пробуксовки автомобиля, дать АКПП немного остыть.
После того, как автомат остынет, немного прогрейте его и снова пробуйте двигаться выехать из того места, где застряли.
Далее процедура такова:
- Заведите двигатель.
- Переведите кулису селектора автомата в положение «Движение назад» и нажмите педаль газа.
- Следом нажимайте педаль тормоза, и в момент, когда машина остановится, переводите ручку автомата вперед.
- Нажимайте на педаль газа.
Сильно не усердствуйте. Эти действия похожи на раскачку со сменой передач на механике. Если МКПП можно перегружать, то на автомате этого лучше не делать.
Если не выезжает машина, то бросьте это дело и переходите к следующему пункту.
Используем лебедку или делаем ее из подручных материалов
Лебедку покупаете в автомобильном магазине. Нужно, чтобы она у вас всегда присутствовала в багажнике. Когда застряли в сугробе на автомате и пытаетесь выехать, нужно делать так:
- Зацепите лебедку за дерево или близлежащий столб, если уверены, что он прочно вбит в землю.
- Трос от лебедки цепляете к автомобилю.
- Ставите рычаг АКПП в положение «N».
- Запускаете лебедку, если она автоматическая. Она вытягивает авто вперед, а мы ждем.
Если нет лебедки из магазина, то ее можно сделать из подручных средств. Заранее приготовить два троса, лом и брусок для рычага. Чтобы выехать на транспортном средстве из сугроба с помощью ручной лебедки, нужно сделать так:
- Вбейте лом в землю, и привяжите конец троса к дереву. А второй – к лому, чтобы он прокручивался, но не притягивался к дереву.
- Второй трос привяжите к ветке одним концом, другим к машине.
- Брусок привяжите веревкой, чтобы взяться за него. Начинайте накручивать ветку на устройство.
Сооружение такого рычага поможет выехать на машине из грязи или сугроба.
Выезд из грязи с помощью домкрата
Автовладельцы часто сталкиваются с такой ситуацией, когда машина села на брюхо и четыре колеса висят над землей, и не знают, что делать. Тут на помощь придет домкрат.
Передний привод
Для переднеприводного авто порядок действий следующий:
- выкрутить руль в сторону заноса;
- ни в коем случае не отпускать газ; соизмерив усилие, можно даже прибавить колесам тяги. Сила, которую необходимо применить, будет зависеть от степени развития заноса. В начальной стадии развития достаточно будет даже 30% хода педали. Для преодоления глубокого заноса педаль необходимо вжимать до пола.
Суть манипуляций в том, чтобы начать выполнение которых нужно молниеносно, в том, чтобы ведущей осью вытащить автомобиль из заноса.
Скольжение полноприводного автомобиля – наиболее сложная из представленных ситуация. Проблема заключается в том, что с педалью акселератора связаны сразу все колеса. При этом каждое колесо получает свою порцию крутящего момента от двигателя. Зависит этот фактор сразу от нескольких параметров: типа полного привода, настройки дифференциала, выбранного водителем режима управления системой 4х4, наличие интеллектуальных систем стабилизации и прочих. Каждый внедорожник либо кроссовер в этом плане индивидуален.
Точных рекомендаций, которые сработали б в 100% экстремальных ситуаций, дать водителям авто с полным приводом невозможно.
Единственное условие, которое сохраняет свою верность – вращение руля в сторону заноса. А вот с газом нужно быть особенно аккуратным. Профессионалы рекомендуют нажимать педаль акселератора ровно настолько, чтобы не потерять тягу на колесах. Добавлять газ, как мы это сделали бы в случае переднеприводного авто или, наоборот, отпустить полностью, управляя машиной с ведущей задней осью, нельзя.
Как ездить по снежной каше и в гололёд
На дорогах стало скользко и мокро. Под снежной кашей не разглядеть ни ям, ни выбоин. Плюс добавилась плохая видимость из-за дымки и снегопада. «Новосибирские новости» узнали, как правильно маневрировать по скользким дорогам, и что делать, если попал в колею или автомобиль заносит в сторону. Советами поделились инструкторы Новосибирской школы контраварийной и экстремальной подготовки водителей.
Ситуация 1. Лужа
В лужи нужно въезжать аккуратно, на небольшой скорости. На мокрой дороге, особенно когда протектор шин сильно изношен, между дорогой и резиной образуется тонкая водяная плёнка. При такой картине машина будет не ехать, а «плыть», поскольку не сможет отталкивать воду в сторону. Такой эффект называется «аквапланирование».
В этом случае нельзя нажимать тормоз и резко дёргать рулевое колесо в стороны, поскольку это может привести к заносу автомобиля. Вместо этого следует вообще убрать ногу с педали газа, а руль держать только прямо.
При выезде из глубокой лужи нужно обязательно просушить тормозные колодки. Это делается серией лёгких подтормаживаний.
Ситуация 2. Снежная каша
Погода может преподнести сюрприз в виде нежданного снегопада в любой момент. Опасно это тем, что тормозной путь в снежную кашу на дороге — самый длинный, и даже автомобиль с ABS может стать неуправляемым. Нельзя резко жать на педаль тормоза. Это приводит к полной блокировке колёс, автомобиль начинает катиться по скользкой дороге, как на лыжах, практически не замедляясь.
Тормозить на мокрой и грязной дороге рекомендуется импульсно. Необходимо 4-5 раз кратковременно нажать на тормоз, что позволит одновременно снизить скорость. При этом предотвращается блокировка колёс.
Ситуация 3. Гололёд
Когда выезжаешь на дорогу в гололёд, нужно держать дистанцию до впереди едущего автомобиля ровно в два раза больше, чем летом.
Расстояние между двумя автомобилями на скользкой дороге можно высчитать по формуле: скорость машины умножить на два. Получится правильная дистанция в метрах. То есть если вы едете 80 км/ч, то необходима дистанция не менее 160 метров.
Если дороги заледенели, а затем их припорошило снегом, не забывайте тормозить импульсивно (как — читайте выше). Резко давить на тормоз нельзя. В такой ситуации колёса на льду перестают вращаться, и машина катится дальше, как на лыжах.
Хорошая привычка при езде по гололёду на машине с АКПП — держать ногу над тормозом, а не над газом, как летом.
Ситуация 4. Колея
В холодное время года колея на дорогах «проявляется» особенно явно, превращаясь в ледяные желоба. Автомобиль, попавший в такой «плен», начинает болтать из стороны в сторону, даже если скорость небольшая. Чтобы преодолеть сопротивление «желоба», водители инстинктивно жмут на газ сильнее и сильнее. В итоге, когда ведущие колеса получают нормальное сцепление с дорогой, автомобиль может резко занести или даже развернуть.
Если колея ещё и наполнена водой, то ни в коем случае нельзя нажимать на тормозную педаль. Удерживая колеса прямо, нужно плавно снижать скорость.
Избежать колеи можно лишь одним способом — не попадать в неё. Если видите впереди неровность, займите положение на дороге так, чтобы колея оказалась между колёс. На узких дорогах нелишним будет сторониться автомобилей, двигающихся по колее и собирающихся поворачивать.
Ситуация 5. Занос
Фактически, это ситуация, при которой задняя часть автомобиля начинает скользить и пытается как бы «обогнать» перед машины.
Паника при заносе автомобиля должна быть полностью исключена. При правильном алгоритме действий водитель может выйти из такого заноса буквально за секунду.
На переднеприводном автомобиле нужно повернуть руль в сторону заноса и слегка поддать газу. Это и позволит переднему приводу вытянуть автомобиль из заноса, и машина продолжит прямолинейное движение.
С заднеприводным авто нужно также повернуть руль в сторону заноса, но при этом следует снять ногу с педали газа. Как только машина выровняется, можно аккуратно нажимать на газ.
Ситуация 6. Туман
Туман и плохая видимость из-за снегопада — явление частое, но для автомобилиста — опасное. Лучше остаться дома и переждать, когда дымка рассеется. Но если ехать необходимо, то стоит знать несколько правил.
Многие водители ошибочно предполагают, что в условиях плохой видимости нужно включать все самые яркие огни своего авто. Это совершенно неправильно. Нужно избегать использования дальнего света фар в тумане, даже когда никого нет, потому что туман на самом деле отражает свет. Обратное отсвечивание может сильно ослепить самого водителя.
На самом деле, большинство аварий во время тумана возникает либо из-за неправильно выбранной дистанции, либо из-за неверно выбранной скорости движения. Поэтому лучше чаще нажимать на тормоз. Машины сзади могут вас совсем не видеть, особенно если машина белая. А вот красные огни они заметят. Тормоз в этом случае будет как маяк.
Ситуация 7. Боковой ветер
Сочетание порывов ветра и скользкой дороги — прямой путь к заносу автомобиля. В этом случае авто может бросить как на встречную полосу, так и на обочину.
Основное и главное правило — контролирование скорости, она не должна быть высокой. Чем выше скоростной режим, тем чувствительнее автомобиль к порывам ветра и тем больше шансов потерять управление от внезапного удара воздуха.
Самые опасные отрезки дороги, где ветер наиболее сильно действует на авто — это мосты и многополосные шоссе в городе, а также незащищённые лесополосой отрезки загородных трасс. При выезде из-за лесополосы или ограждений на открытый участок дороги нужно быть готовым к внезапному боковому удару ветра.
Особенно уязвим в ветреную непогоду крупногабаритный транспорт — фуры с прицепами, грузовики, автобусы. К примеру, боковой ветер может «выдавливать» автобус с дороги с силой более 1,6 тонны. От таких во время шквалистого ветра лучше держаться подальше.
Верно ли утверждение, что переднеприводные автомобили менее подвержены заносу, чем заднеприводные?
Существует не совсем правильное и к тому же очень опасное убеждение, что переднеприводные автомобили менее подвержены заносу, чем заднеприводные автомобили. Считается, что управляемые передние колеса «тянут» автомобиль в движении по дуге, затрудняя, таким образом, перемещение по касательной к этой дуге, в результате сложнее попасть в занос на поворотах.
Однако, такое утверждение верно только в том случае, если передние ведущие колеса имеют хорошее сцепление с дорогой. Если вы его теряете, а в заносе, как правило, так и происходит, единственным правильным решением является нажатие до упора на педаль сцепления, а затем соответствующими движениями рулевого колеса выровнять автомобиль.
Езда в гололед
Правила безопасного движения в гололед практически не отличаются от методов продвижения по снегу. Однако если снежная насыпь часто встречается на дорогах малой интенсивности, то гололеду свойственно образовываться на трассах, протяженных дорогах общего пользования и в городе. При езде в гололед требуется быть предельно внимательным и не забывать о следующих правилах:
Из-за слабого сцепления с дорогой любые резкие движения могут привести к проскальзыванию и нежелательным заносам. Чтобы этого избежать, соблюдайте «золотое правило» — никогда не следует на скользкой дороге делать резкие движения;
Перед тем как выезжать на дороги зимою, внимательно отнеситесь к подготовке автомобиля:
- На нем должна быть «обута» зимняя резина;
- Зеркала и стекла очищены от наледи;
- С крыши должна быть удалена «снежная шапка», которая рискует оказаться на лобовом стекле при торможении, что приведет к опасной ситуации;
- Фары, задние фонари и другие средства освещения и индикации должны быть очищены.
Если вы направляетесь в дальнюю поездку, обязательно убедитесь, что аккумулятор хорошо заряжен, и не придется заводить автомобиль при севшем источнике питания в экстремальных условиях.