Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно буксировать автомобиль

Как правильно буксировать автомобиль. Штрафы на буксируемом авто

Буксировка автомобиля — достаточно сложный навык, которому водители учатся далеко не сразу после получения ВУ. В данной статье разберем как правильно буксировать легковой автомобиль.

  1. Что такое буксировка легкового автомобиля?
  2. Мягкая транспортировка легкового автомобиля
  3. Разрешено ли буксировать автомобиль?
  4. Ограничения для опытных водителей
  5. Каким должен быть трос для буксировки?
  6. Подготовка автомобиля к буксировке

Буксировка автомобиля на жесткой сцепке

Связующим элементом здесь является специальная металлическая тяга цилиндрической формы или буксировочная конструкция из двух тяг, которые соединены под углом («треугольник»). Для перемещения легковых автомобилей данный вид буксировки не применяют, так как ее конструкция этого не предусматривает.

Правила буксировки автомобиля на жесткой сцепке:

  • Длина буксировочной тяги должна составлять около 4 метров и не превышать этот показатель;
  • Необходимо нахождение водителя за рулем во время перемещения, чтобы придерживаться верной траектории движения;
  • Запрещена буксировка с неисправным рулевым управлением.

Основные условия буксировки неисправного автомобиля

  • Во время буксировки необходимо пользоваться световой аварийной сигнализацией. Если она уже не работает по причине окончания заряда аккумулятора, то в таком случае сзади вешается знак аварийной остановки. В темное время суток или при проезде внутри тоннеля на буксируемом ТС должны быть активированы габаритные огни. Постоянно должны гореть либо дневные габаритные огни, либо ближний свет, либо противотуманные фары.
  • Больше, чем одно ТС за раз, буксировать запрещено. По этой причине не разрешается буксировать автотранспорт с прицепом. Однако, если имеется автопоезд, он считается одной единицей транспорта и может буксироваться. В случае буксировки крупногабаритного общественного транспорта или грузовиков запрещается провозка пассажиров в салоне или кузове.
  • Что касается автомагистрали, то она является скоростной трассой. Вследствие этого буксировка будет практически невозможна, поскольку большинство ТС на этой дороге движутся со скоростью, близкой к 110 км/ч, а оптимальная скорость буксировки составляет 50 км/ч.

Основополагающие правила, способствующие правильной буксировке

Общие правила буксировки, предусмотренные ПДД

В статье речь пойдёт не обо всех возможных способах, которыми может воспользоваться попавший в неприятность водитель, а лишь о самых доступных и быстрых, о тех, к которым можно прибегнуть без привлечения дополнительного транспорта, например, специализированного эвакуатора. Естественно, если человек располагает возможностью обратиться в организацию по эвакуации авто, у него есть на это денежные средства, а остальные методы буксировки оказались попросту бессильными, — отказываться от такого рода помощи не стоит. Правда, наиболее часто случается такое, что люди стараются избежать обращения в дорожный сервис, так как не имеют достаточной денежной суммы, связи или отталкиваются от того аспекта, что до гаража осталось всего 200–300 метров.

Если застрявший водитель в растерянности не знает, что необходимо сделать, следует в первую очередь обратиться к собратьям-водителям, которые по счастливой случайности проезжают рядом. Ещё до начала буксировки следует вспомнить правила дорожного движения, в которых сказано о том, что:

  • буксировочное транспортное средство должно быть технически исправным, во время движения в нём должен быть включён ближний свет;
  • буксируемый автомобиль необходимо оснастить аварийной сигнализацией, если такая процедура имеет место в тёмное время суток, в машине следует включить габаритные огни;
  • если транспортировка производится посредством гибкой сцепки, в неисправном авто должно нормально функционировать не только рулевое устройство, но и тормоза. В случае жёсткой сцепки необходимо наличие лишь исправного рулевого устройства.

Кроме этих требований, правила дорожного движения предупреждают о необходимом наличии качественной сцепки (галстука). Буксировка любого легкового автомобиля не может обойтись, естественно, без помощи стандартного буксировочного средства — троса, который позволит быстро «дёрнуть» застрявшее авто. Буксировочный трос следует приобрести заранее и возить «на всякий случай» в багажном отсеке. Причём лучше отказаться от покупки дешёвых вариантов, предлагаемых неизвестными производителями. Не секрет, что при буксировке транспортного средства зачастую возникают непредвиденные рывки, способствующие поломке троса, который может лопнуть от превышенной нагрузки. Оборванный трос «поможет» и без того удручённому водителю, доставив массу хлопот, худшим вариантом исхода может стать ДТП, спровоцированное водителем буксируемого транспорта. По предусмотренным стандартам длина буксировочного троса должна составлять 6 метров.

Дело в том, что в последнее время всё меньше людей стараются соблюдать правила и действовать согласно водительскому этикету. Такие действия не только не приветствуются на дороге, где должно царить понимание и взаимовыручка, но и могут навлечь на торопливого водителя кучу неприятностей. Как поступает человек, который видит перед собой машину с горящей аварийкой? Практическое большинство автовладельцев старается быстро обогнать медленно едущее авто, именно во время осуществления решения обойти такой автомобиль можно неожиданно натолкнуться на невидимый, точнее, скрытый во мраке (если движение происходит в тёмное время), трос. Водитель буксируемого транспортного средства должен ехать с предельным вниманием, если он увидит намерение соседнего автовладельца вклиниться между его авто и буксиром, нужно незамедлительно предупредить такого автолюбителя громкими звуками клаксона. Если таковые не помогают, то можно прибегнуть к не совсем приличным жестам, которые более доходчиво предупредят об опасности.

Правила дорожного движения гласят о том, что между водителями буксира и буксируемого авто необходимо заключать предварительную словесную договорённость. Ещё до начала движения следует обсудить все нюансы, составить наиболее оптимальный и безопасный маршрут, в котором не будет участков дорог с большим скоплением транспорта, резких спусков или крутых подъёмов. В идеальном случае лучше воздержаться и от разворотов. Так как буксировка не является таким процессом, который можно в деталях заранее обсудить и соответствовать ему, придётся оговорить возможные сигналы, которые водители будут посылать друг другу в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Стоит отметить, что, выполняя буксировку, не стоит пренебрегать не только световой сигнализацией, но и активными жестами.

Буксировка транспортного средства с автоматической КПП

Современные правила таковы, что буксировка автомобиля с АКПП требует от владельца авто определённых знаний и умений. Некоторые уверены, что машина, оснащённая коробкой-автоматом, просто не поддаётся буксировке, однако это не так. Достаточно знать лишь принцип её работы, чтобы совершить буксировку максимально быстро и правильно.

Читать еще:  Обзор Haima S5 Young 2017

Чтобы быть заранее подготовленным к такого рода ситуации, можно в свободное время прочитать мануал производителя, в котором подробно описаны все особенности буксировки транспортного средства с автоматической КПП.

Стоит отметить, что в мире есть несколько моделей авто с АКПП, буксировка которых попросту запрещена автопроизводителем. Если человек по несчастливой случайности является владельцем именно такой машины, то единственным помощником ему может стать автоэвакуатор. Дело в том, что большинство АКПП обладают рядом специфических ограничений, в которых указана максимально допустимая дальность, а также скорость, с которой можно буксировать такой автомобиль.

Специалисты в области автопроизводства называют оптимальные параметры, вычисленные опытным путём и анализом, которые составляют порядка 30/30 или 30/80. Первый показатель — скорость движения, второй — дальность. Однако о чём бы ни говорили общепринятые правила, владелец авто в первую очередь должен руководствоваться инструкцией по эксплуатации своего «автомата».

Если автомобиль, оснащённый АКПП, приходится буксировать до ближайшего сервисного центра, то коробка должна стоять в положении N. В обратном случае, если машина с «автоматом» является буксиром, то положение коробки должно быть на 2–3 передаче.

Особенность автоматической КПП заключается в её специфической смазке и высокой теплоотдаче, из-за которых, ещё до начала буксировки, будет правильно проверить уровень масла, который должен соответствовать требованию.

Авто с МКПП — надёжнейший буксир

Естественно, владельцам автомобилей, оснащённых механической КПП, повезло немногим больше, однако это не говорит о том, что нужно на полную силу использовать мощность своего «стального помощника». Автолюбитель, который заботится о своём транспортном средстве, должен знать, что сцепление любой машины рассчитано исключительно на её массу, в плюсе есть только небольшой допуск.

Слишком большая скорость, неправильное распределение усилий — и автомобилю с механической КПП потребуется дополнительный ремонт сцепления.

Итак, если не забывать про правила, то буксировка автомобиля с МКПП требует от водителя положения ключа зажигания в ACC, рулевую колонку необходимо разблокировать.

Если же авто с МКПП выступает в роли буксира, то в этом случае важно плавно начать движение, пока буксировочный трос не достигнет полного натяжения. Потом можно аккуратно выйти на обычный скоростной режим.

Виды буксировки транспортных средств

Различают несколько видов буксировок:

  1. Наиболее распространённой является буксировка на гибкой сцепке.
    Она применяется с помощью гибкого металлического или капронового троса. Этот вариант разрешён, если у буксируемого ТС система управления, включающая тормоза, ходовую часть и руль, полностью исправна. Канат должен быть длиной не меньше 4-6 метров.
  2. Буксировка на жёсткой сцепке представляет собой соединение с помощью приспособления, собранного из стальных прочных труб и уголков. Различают 2 типа этих сцепок: простую штангу (карандаш) и треугольник. Второй вариант сцепки позволяет буксировать неисправный автомобиль без водителя за рулём.
  3. Буксировка погрузкой.
    Это вариант перевозки неисправного автомобиля способом частичной или полной погрузки на грузовик. В первом случае на шаланду заносится только половина буксируемого ТС, остальная часть машины едет на колёсах. Полная погрузка — аналогична перевозке на эвакуаторе.

Буксировка на гибкой сцепке

Буксировка считается одним из самых сложных технических приёмов. Законом даже выделен специальный раздел ПДД, регулирующий положения этого метода перевозки неисправной машины.

Буксировка может проводиться разными способами, но именно гибкая сцепка проводится наиболее часто, ведь большинство автомобилистов ездят на легковых машинах. Жёсткая сцепка неудобна, требует наличия специального подъёмника. А вот гибкая сцепка — достаточно лишь одного прочного каната. Поэтому в подавляющем большинстве случаев буксировка проводится этим способом.

Гибкая сцепка имеет ограничения:

  • она запрещена в гололёд;
  • ею не перевозят мотоциклы;
  • нельзя буксировать тросом 2 и более автомобиля;
  • запрещено перебрасывать машины с нерабочей «рулевой» или неисправными тормозами.

Рекомендации для водителя собирающегося буксировать на гибкой сцепке.

  1. Для начала удостовериться в работоспособности крюка (серьги) и надёжности его фиксации. Возле проушины не должно быть никаких коррозийных очагов. Если что-либо вызывает сомнения, лучше сразу отказаться от буксировки.
  2. По неписаным правилам трос должен предлагаться водителем буксируемой машины. Если же канат не подходит, нужно предложить свой.
  3. Проверить длину троса. Если он короткий, это грозит в случае торможения столкновением. Если же чересчур длинный, буксируемая машина будет постоянно отклоняться от траектории движения, и возможно, что она выскочит на обочину и в кювет, а также на полосу «встречки». Лучше избежать аварийной ситуации изначально, отказавшись от такой буксировки, или заменить трос на качественный.
  4. Увеличить надёжность крепления троса. Один конец рекомендуется пропустить через крюк буксируемого ТС, а на продолжении каната установить специальный карабин.
  5. Обязательно договориться с водителем буксируемого авто о сигналах оповещения. К примеру, частое «моргание» фарами будет означать просьбу остановиться, а поднятая правая рука — знак перед торможением.
  6. Не стесняться расспросить коллегу о том, ходил ли он раньше на «галстуке». Если нет, то надо подробно ознакомить с нюансами работы систем и узлов автомобиля при буксировке: педаль гидравлического тормоза потребует значительно большего усилия при нажатии, в замок должен быть вставлен ключ, стекло со стороны водителя обязано быть опущено. Зимой или холодной осенью надо предупредить водителя потеплее одеться, ведь печка работать не будет.
  7. На своей машине освещение поставить в заводской режим, чтобы ясно виделось, какой манёвр собирается совершить тягач.
  8. Стартовать по возможности плавно, не совершая рывка. Тормозить, своевременно исключая резкие и неожиданные нажатия на педаль. Желательно ездить на скорости 30-50 км/ч.

Следование этим правилам поможет избежать многих неприятностей. В качестве гибкой сцепки может быть использован не только металлический трос, но и капроновый канат, тоже не уступающий в прочности.

Буксировка на жесткой сцепке

Это вариант буксировки, редко используемый владельцами легковых автомобилей по причине неудобства и сложности. Однако именно такой способ прицепа является самым надёжным, ведь он позволяет максимально прочно соединить два автомобиля между собой.

Читать еще:  Схема ВАЗ 2110 с карбюраторным двигателем

Главное в жёсткой сцепке — особое приспособление, собранное из балки с проушинами и металлической трубы. Встречается и другое, более сложное устройство, позволяющее буксировать неисправную машину по траектории головного автомобиля.

Жёсткая сцепка гораздо безопаснее, ведь между автомобилями обеспечивается стабильная дистанция. Это полностью исключает рывки или сближения.

По закону за баранкой буксируемого жёсткой сцепкой ТС беспременно должен сидеть водитель (карандаш), а дистанция — не превышать 4 метров. Также не допускается перевозка машины с вышедшими из строя тормозами и «рулевой».

Буксировка частичной погрузкой

Транспортировка машины с частичной погрузкой — более сложный тип буксировки. Для реализации этого способа потребуется большой внедорожник и кран, осуществляющий подъём передка автомобиля.

Такой вариант переброски транспортного средства часто применяется для новых легковых машин и грузовиков. Это наиболее безопасный и удобный метод перевозки автомобилей на малые и средние расстояния.

Несмотря на безопасность, частичная погрузка имеет свои правовые ограничения.

Подготовка к безопасной буксировке

По правилам дорожного движения буксировка разрешается при обеспечении расстояния между транспортными средствами от 4 до 6 метров. Буксировочные тросы обычно продают стандартной длины — 5 метров.

Так что если у вас есть целый трос, половина дела сделана. Если же трос старый, например оборванный и перевязанный в нескольких местах, убедитесь, что его длина более 4 метров, иначе просто будет опасно двигаться, потому что обзор будет минимален и затормозить будет сложнее, вам ведь не нужна ещё авария докучи? Во время буксировки на ведущем автомобиле должен быть включен ближний свет фар, а на буксируемом аварийные огни.

Прицепите буксировочный трос к скобам, расположенным обычно на кузове под бампером. Если у передней машины имеется фаркоп, накиньте трос на него и надёжно закрепите. Если фаркопа нет, то наверняка есть скобы для буксировки.

Бывает, что посередине скоб нет ни на вашем, ни на буксирующем авто, тогда зацепите трос таким образом, чтобы он шёл подиагонали — например от вашего переднего правого края к заднему левому краю помощника. Если крюк крепления на тросе только с одной стороны, а с другой стороны петля, тогда вставьте эту петлю в скобу автомобиля, другой конец троса с крюком пропустите через неё.

Обговорите маршрут следования:

Лучше заранее обговорить маршрут и особенно его окончание, чтобы приехав на место не останавливаться и не договариваться, что делать дальше. Договоритесь также о сигналах, которые вы подадите в случае, если вам захочется остановиться.

Это может быть гудок или мигание фарами. Если же гудок или фары неисправны, знаки можно подавать рукой в открытое окно. Например, вытянутая влево рука будет сигналом к тому, что вам нужна остановка. В сильные морозы чтобы не вытягивать руку на холод сигналом могут послужить манёвры из стороны в сторону. Например, ведущий водитель, увидев что вы виляете то вправо, то влево поймёт вашу просьбу.

Трогание с места

Убедитесь, что ключ в замке зажигания повернут, то есть зажигание включено. Иначе может заблокироваться руль и привести к аварии. Также убедитесь, что ручной тормоз и передача выключены. Выжмите сцепление (чтобы легче было тронуться) и подайте знак ведущему водителю, что можно трогаться. Если решите отпустить сцепление на ходу, обязательно убедитесь, что никакая передача не включена и ручка КПП находится в нейтральном положении.

Плавное и медленное трогание с места:

Чтобы тронуться, ведущий водитель должен очень плавно и медленно начать движение, чтобы трос между автомобилями сначала натянулся и в момент когда он натянется его скорость движения была минимальна. Иначе трос может запросто оборвать, а это очень неприятно, потому что во-первых крюк крепления может отлететь в любую сторону и что-нибудь повредить, а во-вторых, придётся искать другой трос.

Когда трос натянется и создастся дополнительная нагрузка в виде буксируемого авто, ведущий водитель почувствует это и должен добавить оборотов, чтобы не заглохнуть. «Играя» педалями газа и сцепления он должен постараться без рывков и резких движений тронуться и начать ускоряться.

Водителю ведущего авто

Самое главное — не забывайте, что сзади к вам прицеплен ещё один автомобиль 🙂 Потому что бывают такие люди, которые попав в свою машину забывают обо всём на свете и просто едут «на автопилоте» до точки назначения. Особенно это важно на мощных или грузовых автомобилях. Забудьте про свой стиль вождения и постоянно думайте о том, как облегчить поездку водителю буксируемого автомобиля. Ведь у него перед лицом задняя часть вашего автомобиля и больше ничего не видно.

  • Поглядывайте периодически в зеркала заднего вида, чтобы убедиться, что всё в порядке или чтобы увидеть знаки, которые может подавать другой водитель.
  • При переключении передач помните, что трос ослабевает и поэтому после повышения передачи ускоряйтесь плавно, чтобы не дёрнуть и не оборвать трос.
  • Тормозите заранее и плавно, чтобы ваш «хвост» тоже успел затормозить. Желательно предупреждайте заранее о торможении коротким нажатием на педаль тормоза, чтобы он был готов.
  • На поворотах берите радиус побольше, чтобы буксируемый автомобиль не наехал на бортик или обочину, потому что ему не видно дорогу, бортики и ямы.
  • Останавливайтесь на светофорах немного не доезжая до стоп-линии или другой машины. Пока стоите на красном сигнале, проезжайте немного вперёд, чтобы трос натянулся. Это облегчит вам трогание, когда загорится зелёный, не надо будет заботиться о плавном натягивании троса.
Не разгоняйтесь, скорости 40-50 км/ч вполне хватит при движении по городу.

Если вы допустили обрыв троса, включите «аварийку», оцените обстановку сзади и вокруг вас. Выйдите и осмотрите место обрыва троса. Если это возможно, верните трос в зацепленное состояние, привязав его или заменив на новый.

Если завязать трос не получается и вы остановились на дороге, отъедьте на обочину и попробуйте оттолкать вручную заглушённый автомобиль в сторону обочины или бортика, чтобы не мешал движению другим водителям. И уже потом только думайте, где взять новый трос.

Водителю буксируемого автомобиля

  • По возможности старайтесь держать педаль сцепления нажатой. При выключенном сцеплении нужно меньше усилия, чтобы вас тянуть. Если нога устаёт держать его постоянно, можете не держать. Просто это позволяет немного снизить нагрузку на ведущий автомобиль, особенно при трогании.
  • При торможении смотрите вниз на трос и старайтесь тормозить так, чтобы трос всё время оставался натянутым. Так как вы не видите обстановки впереди всё, на что вы можете рассчитывать — это стоп-сигналы и натяжение троса.
  • Не старайтесь высмотреть, что происходит впереди, лучше сконцентрируйте своё внимание на натяжении троса и стоп-сигналах. Пусть они для вас станут на время «приборами» слепого управления автомобилем. В идеале в конце торможения трос должен оставаться натянутым, чтобы ведущему водителю не пришлось его каждый раз натягивать. Но и слишком сильно тормозить тоже не надо, иначе вы будете «дёргать» машину помощника. Найдите золотую середину — старайтесь всегда держать трос чуть-чуть ослабленным, но не провисшим до земли, это оптимальное условие для буксировки.
  • Не отвлекайтесь ни на что, не курите и сосредоточьтесь только на дороге. От вас при буксировке требуется максимум внимания и реакции. Ведь в любую секунду ситуация может измениться и впереди идущий автомобиль может начать тормозить. Для вас важно не упустить этот момент.

Когда у вас открыт обзор, вы можете позволить кое-какие вольности, потому что видите всю окружающую вас обстановку. Здесь вы не видите практически ничего, поэтому будьте готовы и постоянно держите ногу на педали тормоза, а правую руку недалеко от ручника, чтобы в случае отказа тормозов включить стояночный тормоз и затормозить им.

Итак, самый главный совет для обоих водителей — не дёргайте трос и держите его в постоянном натяжении. Вот в принципе и все основные правила. Думаю, что советов для буксировки я вам дал достаточно. Соблюдая эти с первого взгляда простые правила можно добиться должного уровня безопасности и без лишних нервов добраться до точки назначения. И ещё — возите всегда с собой новый буксировочный трос — места он занимает мало, но возможно спасёт в трудную минуту.

Буксировка автомобиля запрещена

Буксировка автомобиля может быть запрещена по нескольким причинам, указанным ниже:

  • Запрещено производить буксировку любого автомобиля в городских участках, где запрещено передвижение с прицепами, о чем могут свидетельствовать дорожные знаки. Данное ограничение не затрагивает лишь метод буксировки с полной погрузкой;
  • Запрещено проводить буксировку автомобиля с помощью мотоциклов, а также другой техники подобного рода;
  • Запрещено проводить буксировку машины по заледенелой поверхности, а также в темное время суток, при неисправном освещении буксируемого автомобиля;
  • Запрещено проводить буксировку полноприводных машин, если на момент поломки был включен полный привод, так как это гарантированно приведет к поломке ходовой части;
  • Запрещено производить буксировку автомобиля в случаях, если у них отсутствуют специальные крепления в виде буксировочных крюков и зацепов. Если же вы закрепите трос на навесные детали кузова, вы не только навредите своему автомобилю и создадите аварийную ситуацию, но и грубо нарушите правила и технику безопасности буксировки транспортных средств, что в лучшем случае повлечет за собой солидный штраф, а в худших, заберет человеческие жизни;
  • Запрещено проводить буксировку автомобиля вместе с прицепом, а также одновременно несколько автомобилей, независимо от типа буксировки, за исключением полной погрузки. Несмотря на это, разрешено буксировать несколько принцев;
  • Строго запрещено производить буксировку мотоциклов, квадроциклов, велосипедов, скутеров и мопедов, за исключением буксировки с полной погрузкой;
  • Запрещено производить буксировку грузовых транспортных средств, прибегая к помощи легковых. Буксировка в обратном порядке разрешена;
  • Буксировка запрещена в случаях, когда роль специализированного троса либо металлической тяги заменяют другие предметы, изготовленные кустарным путем, либо не предназначенные для транспортировки автомобилей.

Буксирующее и буксируемое транспортные средства

Для начала рассмотрим различия понятий «буксирующее ТС» и «буксируемое ТС», которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.

Буксирующее ТС — это автомобиль, который выполняет буксировку. Он находится спереди и тянет другой автомобиль с помощью гибкой или жесткой сцепки. На рисунке выше буксирующим транспортным средством является синий автомобиль.

Буксируемое ТС — это автомобиль, который находится сзади, т.е. автомобиль, который тянут на буксире. На картинке буксируемым транспортным средством является белый автомобиль.

Бытует мнение, что автомобили с АКПП ни в коем случае нельзя брать на буксир. Но это не совсем верно. Все зависит от конструктивных особенностей коробки передач.

Часто буксировка возможна на небольшие расстояния (до 50 км) и на малой скорости. В некоторых случаях такой вид транспортировки возможен для машин с АКПП, только если двигатель включен. Но бывает, что производитель строго-настрого запрещает буксировку в любом виде, все зависит от конструкции.

Чтобы избежать неизвестности и лихорадочных поисков документов, стоя на обочине с заглохшим двигателем, нужно заранее выяснить все нюансы.

Рано или поздно любой автомобилист попадает в ситуацию, когда приходится прибегнуть к помощи буксировки. Кто-то засел в грязи, у кого-то отказала двигательная система или зимний дизель объявил бойкот, а машину нужно доставить в гараж или сервисный центр.

На самом деле все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Ключ к решению проблемы — в подготовке. Покупка троса и предварительное ознакомление с правилами и особенностями инструкции буксировки автомобиля поможет в дальнейшем сэкономить время, силы и содержимое кошелька.

Мелкие нюансы буксировки автомобиля — смотрим:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector