Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культура вождения: как научиться контролировать эмоции за рулем

Культура вождения: как научиться контролировать эмоции за рулем

Как же стать добрее на дорогах и научиться успокаиваться даже в стрессовых ситуациях?

О причинах «дорожной агрессии», культуре вождения и о том, как водителям стать добрее и терпимее — мы поговорили с психологом, руководителем психологического центра «СоДействие», Анной Хныкиной.

Миличь Майя, АиФ.ru: Мы часто слышим о случаях применения силы, бит и даже оружия при выяснении отношений между водителями. На Ваш взгляд, в чем причина агрессивного поведения водителей на дорогах?

Анна Хныкина: Я лично, по счастью, не сталкивалась с применением бит и оружия на дороге, но агрессивность на дрогах и в «пробках» действительно, бывает, зашкаливает и знаю, что некоторые люди возят с собой «на всякий пожарный» что-то устрашающее. Причина в том, что люди готовятся к отражению нападения по большей части. Многие берут с собой биты и оружие в дальние поездки, когда есть вероятность опасности на ночных и пустынных дорогах, а потом не убирают из салона, то ли по забывчивости, то ли всё-таки это чувство защищённости очень греет. Но в любом случае это защита от страха.

— По мнению многих, вся проблема в отсутствии «культуры вождения». Что именно стоит подразумевать под этим — соблюдение правил дорожного движения или, все-таки, что-то большее?

— На Ваш взгляд, сколько должно пройти времени, чтобы «культура вождения» появилась на российских дорогах?

— Думаю, уже многие заметили, что в Европе спокойные водители, а в странах «банановых республик» ездят так, как будто катаются на аттракционах. И дело тут в самих людях. Должно быть воспитано новое поколение людей, у которого выражение «если нельзя, но очень хочется, то — можно» будет означать шутку про глупого человека, а не правило на все случаи.

Культура вождения появится тогда, когда в нашем обществе фигуры власти перестанут злоупотреблять данностью, когда русский человек будет знать, что система работает на него, а не против. Тогда мы все станем работать на систему, перестанем рассчитывать только на себя и начнём по правилам играть.

Но лучше не ждать и не сваливать всё на «не такой» социум, а начать прямо сегодня хотя бы не раздражаться и сдерживать свою агрессию сознательно.

Сегодня доказать нарушение без фото- и видеофиксации проблематично. Фотография докажет факт нарушения. Но требования к качеству и ракурсам в отделениях полиции разные. Поэтому лучше делать не меньше трех снимков:

  • Впереди, с фиксацией номера и факта парковки на тротуаре;
  • Сзади, с номером и тротуаром;
  • Фото в нескольких шагах, чтобы в кадре оказалось авто полностью, с целью показать отсутствие водителя в машине и преднамеренную парковку на тротуаре.

В некоторых отделениях достаточно одного снимка. В других и трех недостаточно. Исходя из фото, полиция выписывает штраф в соответствии с нарушением.

После выполнения всех необходимых действий следует сразу в этот же день подать заявление, потому что сроки административного нарушения — 60 дней. В противном случае вам будет отказано.

Читать еще:  Что делать, если плохо греет печка в салоне

Например, если вы просыпаетесь в плохом настроении, которое вызывает стресс или раздражение, то с большей вероятностью будете страдать от дорожной агрессии. Один и тот же стимул может вызвать различные реакции в зависимости от эмоционального состояния водителя. Человек, который пересекает вашу полосу и тут же приносит извинения за свое поведение, полностью отличается от водителя, который грубо говорит и реагирует агрессивно.

Советы для предотвращения агрессивного поведения на дорогах

Чтобы избежать гнева во время вождения, запомните следующее:

  • Соблюдайте правила дорожного движения. Вы не только будете менее уязвимы к несчастным случаям, но и не станете провоцировать враждебность со стороны других водителей и пешеходов.
  • Контролируйте беспомощность и гнев, которые вы чувствуете, когда другие водители делают глупости. Крики и оскорбления ничего не решат. Будьте вежливы во время вождения, так же, как когда вы не за рулем.
  • Помните, что дорога, по которой вы едете, предназначена для всех. Есть свод правил, которые все должны уважать. Вместе мы едем с тысячами людей, которые торопятся, устали от вождения, от пробок и нетерпеливых водителей. Уважение ко всем, кто находится в дороге, имеет решающее значение.
  • Помните, что вождение автомобиля — это не соревнование. Машина — средство передвижения. Проявляйте адекватность и солидарность, когда находитесь за рулем.
  • Планируйте свое путешествие заранее. Определите реалистичное время в пути и добавьте дополнительное на случай дорожных пробок или аварий. Если вы не торопитесь, меньше вероятность того, что вы станете испытывать стресс или беспокойство.
  • Убедитесь, что обстановка в автомобиле тихая и спокойная. Избегайте громких звуков, ссор и криков. Это позволит вам чувствовать себя более расслабленно при вождении.

Корректное обучение вождению — это решение проблемы дорожной агрессии. В дороге, как и в жизни, вы не в курсе всех обстоятельств. Вы не можете знать, был ли у водителя впереди вас плохой день, болит ли у него голова. Помните, что у всех людей разный опыт на дороге. У некоторых нет быстрых рефлексов или отвлекающих факторов. Важно, чтобы все вели себя уважительно и доброжелательно.

Эксперты убеждены, что решение проблемы дорожной агрессии заключается в повышении образованности водителей. Они считают, что нам нужны четкие сигналы, которые доходили бы до широких слоев населения, особенно до самых молодых. Специалисты также говорят, что в школах должно проводиться изучение этого вопроса. Кроме того, нам важно объяснить детям младшего возраста последствия нарушения правил дорожного движения. И мы сами должны помнить о том, что своим поведением ежедневно подаем пример младшего поколению.

Распознаем агрессора

Но как же должен вести себя на дороге водитель, чтобы можно было отнести его в разряд агрессивных? Абсолютно все агрессивные водители проделывают как минимум один трюк из нижеприведенного списка. Причем происходит это с завидной регулярностью. Конечно, если агрессия не является разовой, спровоцированной определенными обстоятельствами.

Читать еще:  Электрическая схема Митсубиси Паджеро Спорт 1 и Л200

Итак, список «плохих дел» потенциально агрессивных шоферов:

  • Превышение скоростного режима ;
  • Стремительное и необоснованное торможение;
  • Резкая смена полосы движения;
  • Резкое начало движения на светофорах и перекрестках;
  • Несоблюдение дистанции между автомобилями;
  • Нежелание пропускать транспортное средство для перестройки в другую полосу;
  • Нежелание применять сигналы поворотов;

Агрессор при возможности пренебрегает правилами дорожного движения

И так далее. Этот список можно продолжать еще очень долго. Но портрет отсюда вырисовывается один. Любой агрессивный водитель несет потенциальную опасность для других владельцев средств передвижения. Именно поэтому знать простые правила взаимодействия с такими шоферами необходимо каждому, кто владеет правами.

Чтобы не бороться с автохамами в одиночку, водители создают специальные сообщества, где ведут «черный список» лихачей с указанием модели их машины и номеров, если успевают их записать или запомнить. Описывают они и типичное поведение агрессора, по которому его можно распознать уже издалека. Он ездит на предельно возможной в городском движении скорости, постоянно перестраиваясь, пытаясь выиграть каждый миллиметр и каждую секунду.

Он будет резко, с визгом шин, стартовать на светофоре, редко пользоваться поворотниками, не соблюдать дистанцию, обгонять своих соседей по движению, но сам никого не пропустит вперед. Также его сразу узнаешь по постоянному надрывному клаксону его автомобиля и световым сигналам другим участникам движениям.

Люди, проявляющие агрессию на дорогах, имеют склонность к импульсивности. Когда они садятся в машину, негативное отношение заставляет их действовать вопреки устоявшимся нормам и социально приемлемому поведению.

Если вы враждебно настроены или находитесь в стрессовой ситуации, шансы неадекватно отреагировать на раздражитель высоки. Дело не только в темпераменте человека. На ситуацию влияют и внешние факторы — шум, дорожные или погодные условия и многие другие. Их водитель не может контролировать. Например, пробки, отсутствие парковочных мест или нарушение правил дорожного движения.

Такие вещи могут повысить стресс и беспокойство человека за рулем. Это, в свою очередь, усилит враждебное поведение и активизирует агрессию на дорогах. Однако не всем нужны существенные внешние стимулы, чтобы стать агрессивными за рулем. Решающим фактором в возникновении неадекватной реакции водителя является его эмоциональное состояние.

Люди, проявляющие агрессию на дорогах, имеют склонность к импульсивности. Когда они садятся в машину, негативное отношение заставляет их действовать вопреки устоявшимся нормам и социально приемлемому поведению.

Если вы враждебно настроены или находитесь в стрессовой ситуации, шансы неадекватно отреагировать на раздражитель высоки. Дело не только в темпераменте человека. На ситуацию влияют и внешние факторы — шум, дорожные или погодные условия и многие другие. Их водитель не может контролировать. Например, пробки, отсутствие парковочных мест или нарушение правил дорожного движения.

Такие вещи могут повысить стресс и беспокойство человека за рулем. Это, в свою очередь, усилит враждебное поведение и активизирует агрессию на дорогах. Однако не всем нужны существенные внешние стимулы, чтобы стать агрессивными за рулем. Решающим фактором в возникновении неадекватной реакции водителя является его эмоциональное состояние.

ШВЕЦИЯ

Шведские дороги считаются самыми безопасными в ЕС. В 1997 году Швеция приняла план нулевой смертности «Vision Zero», надеясь полностью исключить смертность и травматизм в результате ДТП, и с 2000 года ей удалось сократить число смертей на дорогах наполовину. В 2017 году в результате ДТП в Швеции погибли 253 человека, или в среднем 25 человек в 1 000 000 населения. Это самые низкие показатели в ЕС.

Базовым принципом «Vision Zero» является недопустимость дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом. Основной подход программы к этой проблеме — снять с водителей основную вину за смертельные случаи на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, производители автомобилей.

Швеция реконструировала дороги, уделив первоочередное внимание вопросам безопасности в ущерб скорости и другим критериям. Так же, как создание дорог типа «2 + 1», с двумя полосами движения в одном направлении и одной встречной, но одна из полос — переменного направления в зависимости от напряженности потока.

  • Чтобы нужно сделать, чтобы уменьшить смертность на украинских дорогах

Также в Швеции было создано более 12,5 тысячи пешеходных переходов с повышенным уровнем безопасности, оборудованных мостиками, мигающими светофорами и искусственными неровностями для ограничения скорости движения транспорта.

Уменьшение скорости на дорогах является важной частью шведского подхода к обеспечению дорожной безопасности. На государственных дорогах существует ограничение скорости в 80 км / ч, в то время как на автомагистралях — 120 км / ч, но водители, как правило, не превышают отметки в 110 км / ч.

Также в стране очень эффективно используются дорожные камеры. Но основной целью является не наказание водителей, а уменьшение средней скорости на том участке дороги, на котором стоит камера.

Последствия буллинга

Буллинг оставляет неизгладимый след в психике всех участников процесса. Жертва издевательств – самая пострадавшая сторона и последствия зависят от того, насколько долго продолжалась травля. Самые частые психологические нарушения это снижение самооценки, закрепление статуса «жертвы», различные психосоматические расстройства, формирование неврозов и фобий. Страшно то, что среди жертв буллинга высокий процент самоубийств .

Буллеры тоже сталкиваются с последствиями своего разрушающего поведения, став взрослыми людьми они с сожалением оглядываются на себя в прошлом, чувство вины и стыда сопровождает их всю дальнейшую жизнь. Такой отпечаток в душе не дает жить полноценной жизнью, человек часто мысленно возвращается в те моменты и как бы мысленно пытается их исправить. Но среди буллеров и много тех, кто связывают свою жизнь с криминалом и продолжают разрушающе действовать на людей и общество в целом. Ответственность за буллинг существует и действия буллеров уголовно наказуемы, об этом важно помнить.

Есть еще и категория наблюдателей или зрителей, которые видят издевательства, но проходят мимо, политика невмешательства дорого обходится жертвам буллинга, но также оставляет отпечаток в душе наблюдателя: голос совести притупляется, человек становится черствым, равнодушным, неспособным к сочувствию и состраданию, эти чувства просто в силу защитных реакций атрофируются.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector