Автозапчасти и СТО ->
—>Автозапчасти и СТО —>
Замена ремня ГРМ (газораспределительного механизма) — это одна из процедур регламентного ТО автомобиля. Она требуется не так часто, как замена моторного масла или фильтров, но не менее, а то и более важна. В среднем интервал замены колеблется от 60 до 100 тыс. км. пробега.
Если ремень ГРМ не поменять вовремя, он может оборваться в движении и спровоцировать серьезную поломку двигателя. Поэтому рекомендуется время от времени проверять его состояние и обращать внимание на характерные признаки.
Ремень ГРМ представляет собою замкнутую резиновую ленту, с зубьями с одной стороны. Он служит связующим звеном между коленвалом и распредвалом, синхронизирует работу поршней и клапанов, позволяя им занимать одно пространство в блоке, не встречаясь друг с другом во время впуска или выпуска газов. Размеры и количество зубьев у ремней разное и зависит от конструкции двигателя.
Стоимость замены ремня ГРМ относительно высока, поскольку это одна из самых сложных процедур техобслуживания автомобиля, да и расходники здесь не самые дешевые. Под заменой ремня ГРМ часто подразумевается и замена роликов, кроме того, на некоторых авто советуют заодно менять и помпу.
Далее мы разберем как поменять ремень ГРМ в подробностях, отвечая на важные вопросы по этой теме.
Бывает по-разному. Если брать средние цифры, основанные на данных более десяти таблиц техобслуживания различных авто, то получается интервал в 106,250 км. пробега.
К примеру, в регламентном ТО Лады Весты указана периодичность замены 180,000 км. пробега, на Шкода Октавия А5 — 135,000, а в руководстве по ремонту Форд Фокус 2 советуют менять ремень ГРМ на 120,000. С другой стороны — регламент ТО Рено Логан 2, Шевроле Лачетти и многих китайских авто рекомендует менять уже на 60 тыс. км. пробега, а на Хендай Санта Фе — на 90 тысячах.
Интервал замены свыше ста тысяч км. пробега обычно указывают иностранные производители, исходя из нормальных условий эксплуатации. В странах СНГ преобладают тяжелые условия эксплуатации, которые сокращают периодичность замены расходников.
Также стоит принять во внимание, что на некоторых автомобилях устанавливаются усиленные ремни ГРМ, которые имеют металлический корд.
Следовательно, нужно прислушиваться к рекомендациям, относящимся конкретно к Вашему авто. И да, задумываться о замене в районе 80,000.
Потребуется: снять ремень генератора, правое колесо и пластиковый щиток моторного отсека, приготовить ключ «на 10», «на 17», головку «на 19», отвертку.
Порядок действий:
- Снять пластиковый кожух двигателя.
- Снять защитную крышку привода ГРМ, вывернув три болта крепления.
- Схема ГРМ.
Установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки:
- Повернуть коленвал по часовой стрелке за болт, до совмещения метки на зубчатом шкиве с усиком на задней крышке ГРМ.
- Снять заглушку окна в верхней части картера сцепления и убедиться, что риска на расположена напротив прорези шкалы.
- Зафиксировать коленвал от проворачивания, вставив через окно отвертку между зубьями маховика.
- Вывернуть болт крепления шкива привода генератора, удерживая отвертку. Снимаем шкив привода генератора.
- Ослабить гайку натяжного ролика. Снять ремень ГРМ, повернув ролик так, чтобы ремень стал максимально ослаблен.
- Снять натяжной ролик, вывернув гайку его крепления.
Заметили, что жрет или сползает ремень ГРМ? Причина может быть в бракованном ремне, роликах, перетянута шпилька.
Замена ремня ГРМ
Замена ремня – это достаточно частая процедура, так как среднестатистического ремня ГРМ хватает примерно на пробег до 60 000 км. Естественно, при правильном уходе ремень может прослужить и дольше. При необходимости замены всегда возникает вопрос о том, какой именно ремень выбрать, и какая фирма может предоставить наиболее качественные и приемлемые варианты. Однозначно к разряду таких фирм следует отнести компанию Cummins.
Эта компания является одним из известных производителей комплектующих для различного рода «больших» машин. Такими машинами являются в основном Газели, тягачи и др. Фирма Cummins существует уже в течение длительного времени, и репутация, которую она приобрела за годы своей работы, говорит о качестве производимых ею деталей.
Причины необходимости в замене ремня
Замена любой детали машины является довольно проблематичным делом для многих автомобилистов, если речь не идет о самых простых вариантах. Замена ремня на ГРМ не относится к самым простым операциям в машине, поэтому, прежде чем самому приниматься за это дело, стоит все хорошенько взвесить и, может быть, все-таки обратиться в автосервис.
Замена ремня ГРМ бывает необходимой в нескольких случаях:
• если на его поверхность попало масло;
• если возникли трещины различного рода;
• если появились следы износа и расслоение тканей, что, как и трещины, может привести к разрыву ремня в самый ненужный момент.
Как установить необходимость замены
Конечно, чтобы заметить эти дефекты, необходимо производить постоянный осмотр автомобиля. Именно это поможет вовремя увидеть всевозможные неполадки, а также содержать ремень и двигатель в целом в отличном состоянии.
Многие автолюбители считают, что ремни, установленные на заводе, можно использовать, как они говорят, «до упора». Их замену, по их мнению, можно слегка оттянуть, поскольку новый ремень может оказаться хуже. Подобный подход может быть чреват крупными неисправностями. А для того, чтобы вновь приобретаемый ремень имел высокое качество, необходимо правильно выбирать марку, отдавая предпочтение бренду Каменс.
Что необходимо знать о замене и как к ней подготовиться
Ремень является одной из важнейших деталей машины, он обеспечивает бесшумное и гибкое соединение распределительного и коленчатого валов, а также, синхронное с перемещением поршней закрытие и открытие клапанов. Понятно, что его задача весьма весома, поэтому замена ремня необходима в случае малейших признаков износа. Вместе с заменой ремня часто рекомендуют менять и ролики, даже если они находятся в достаточно хорошем состоянии.
Заметив износ на ремне газораспределительного механизма, целесообразно обратиться к услугам автосервиса, поскольку его замену достаточно сложно сделать самостоятельно. Если же автовладелец уверен в своем опыте и принял решение производить эту процедуру своими силами, то во время подготовки ему необходимо придерживаться некоторых важных правил:
• Прежде всего, необходимо подготовить место проведения работ на двигателе: удалить грязь с помощью подручных средств, промыть и просушить сжатым воздухом.
• Затем следует найти необходимые детали. Их качество играет очень большую роль. При замене ремня дизельного двигателя Газели стоит выбирать детали фирмы Каменс, так как именно она является основным производителем дизельных двигателей и комплектующих к ним.
- Необходимо решить, стоит демонтировать радиатор или нет. Часто автолюбители советуют эту операцию не делать. Специалисты автосервисов рекомендуют все-таки демонтировать радиатор, чтобы не повредить натяжной ролик, а точнее его болт, что сделает ремонт еще более сложным. Поэтому имеет смысл перестраховаться и радиатор снять.
• Перед снятием радиатора необходимо убедиться в отсутствии охлаждающей жидкости в его внутренней полости. Что же касается его декоративной облицовки, то ее тоже стоит разобрать, сняв при этом бампер. После этого можно уже легко демонтировать радиатор и интеркулер.
• Чтобы обеспечить большее удобство для выполнения работ, также рекомендуют снять крыльчатку шкива. Именно это поможет сделать замену ремня наиболее безопасной для всех остальных деталей, не будет риска поломать, что бы то ни было.
Замена ремня, пошаговая инструкция
Итак, двигатель уже готов к замене ремня, и можно смело приступать к работе. Благодаря тому, что доступ к ремню открыт, имеются все возможности для того, чтобы снять его без помех.
Во время снятия ремня, прежде всего, необходимо ослабить натяжение, что даст возможность снять его без каких-либо усилий. После того, как ремень снят, можно снимать ролики, если планируется их замена.
Установку следует начинать с крепления натяжного ролика. Производить это необходимо максимально осторожно, так как в случае неосторожности можно поломать крепежный болт, который достаточно дорог. Именно на этом этапе многие неопытные автолюбители допускают ошибку. Установив натяжной ролик, можно производить установку и остальных роликов.
По окончании их монтажа можно приступить к установке самого ремня ГРМ. Чтобы это сделать, следует вновь ослабить натяжной ролик. Эту операцию необходимо производить с помощью специальных инструментов, чтобы избежать поломки болта крепления. После этого можно установить и сам ремень.
Закончив выполнение всех описанных выше операций, можно приступать к возвращению на свои места всех ранее демонтированных узлов и деталей. Понятно, что сборка производится в последовательности, обратной той, которая соблюдалась во время демонтажа.
При сборке особое внимание необходимо обратить на надежность закрепления радиатора, так как он располагается в непосредственной близости от крыльчатки, представляющей для него значительную опасность.
Таким образом, операция по замене ремней ГРМ является вполне выполнимой даже в случае ее проведения собственными силами. Основными условиями ее успешной реализации являются наличие элементарного опыта и аккуратность выполнения всех перечисленных выше операций. Очень важно также при замене использовать только качественные комплектующие, какими являются детали марки Каменс.
А если я не успел с заменой и ремень оборвало?
Что же, скорей всего, вас ждут плохие новости. Обрыв ремня ГРМ ведёт к нарушению слаженного движения поршней и клапанов, из-за чего происходит их столкновение. Поршни загибают открытые клапана, изредка и сами получая повреждения.
Также при этом иногда ломает распредвал и толкатели или коромысло. Случается и такое при загибе клапанов, что ломаются рокера, но бывает и наоборот — клапана не погнуло, но рокера сломало.
Гнет ли клапана?
Гнет ли клапана? Гнет ли клапана при обрыве ремня ГРМ на Приоре, Калине, Гранте, Нексии, Ланосе, Рено Логан и др. На каких двигателях гнет клапана? Полная таблица данных по повреждению клапанов при обрыве ГРМ
Подробнее
Тем не менее, есть небольшая вероятность, что клапана остались целы при обрыве ремня ГРМ, особенно, если двигатель старый. Раньше в них делали специальные проточки под клапана как раз на такой случай. В конструкции новых двигателей этим пожертвовали ради увеличения мощности.
Поэтому, если у вас порвался ремень ГРМ в движении, стоит ожидать худшего — обойдется такой ремонт очень дорого.
Как определить, что пора менять
Тут в большей мере придётся полагаться на свои глаза. Замена не за горами, если при его визуальном осмотре замечены:
- следы масла;
- чрезмерно изношенные зубцы на внутренней поверхности и трещины в них;
- разнообразные деформации, такие как выпуклости, расслоения, различные складки и порезы;
- разлохмаченность поверхности и явно торчащие нитки.
В таблице ниже приведён более расширенный перечень дефектов раходника, вероятных причин их возникновения и рекомендуемых мер по устранению.
Перечень возможных дефектов ремня ГРМ, причин из возникновения и меры по устранению
Правильный выбор ремня ГРМ
Выбор ремня ГРМ, который является важнейшим элементом двигателя – дело важное и ответственное. Неправильный подбор ремня по техническим параметрам или экономия на качестве может привести к серьезным проблемам и затратам на дорогостоящий ремонт.
При разрыве ремня или критическом стирании его зубьев есть большая вероятность, что поршни ударят по клапанам и погнут их. Поэтому при выборе нового ремня для ГРМ важно придерживаться следующих рекомендаций:
- Не экономить и не покупать самые дешевые ремни (можно выбрать среднюю цену). Особенно не следует экономить, если автомобиль эксплуатируется в экстремально жестком режиме. Качественный надежный ремень многократно себя окупит.
Лучшим вариантом является покупка оригинала, который был установлен производителем двигателя. Для большей надежности при выборе, чтобы не допустить ошибки по размеру и форме зубьев, лучше снять старый ремень и показать его в магазине продавцу, чтобы он подобрал такой же. Особое внимание следует обращать на ширину, длину и форму зубцов ремня. При отсутствии возможности купить оригинал подбирайте аналог, наиболее близкий по качеству и параметрам к оригиналу.
На ощупь ремень должен быть гладким и без шероховатостей, а также не должен иметь мелких выбоин и пор. Зубцы ремня должны быть без наплывов, допустимо только наличие мелких заусенцев.
Важным свойством ремня ГРМ является его эластичность. Чем он эластичнее, тем дольше будет срок его службы. При покупке можно сравнить эластичность нескольких разных ремней и определить, какой из них самый «дубовый» (жесткий).
Если есть возможность, сравните номер каталога или артикула старого ремня с номерами на новом изделии. Они должны находиться на тыльной (гладкой) стороне ремня.
На рынке автомобильных запчастей продается большое количество подделок. Чтобы обезопасить себя от покупки некачественной детали, лучше покупать ремень в торговых точках, принадлежащих официальным дилерам. Также рекомендуется приобретать полноценный комплект: ремень с роликами в одной запечатанной упаковке, с инструкцией. Наиболее часто подделывают продукцию таких производителей как «Bosch» и «Gates». Для проверки можно сравнить номера (на тыльной стороне) нескольких одинаковых изделий — номера должны отличаться. Если на всех изделиях номера будут одинаковы, значит, вы имеете дело с подделкой.
Ременная передача
Приводится ГРМ в движение на многих автомобилях с помощью ремня, причем совсем не важно 8 клапанов в ДВС или 16.
Единственное различие только в том, что на 16-ти клапанном двигателе также имеется 2 дополнительных ролика: один обводной, а второй для натяжения.
Гибким ремнем осуществляется привод не только распределительного вала, также приводится в движение помпа. Благодаря этому система охлаждения хорошо функционирует.
При установке нового ремня ГРМ следует учитывать тот факт, что он устанавливается по стрелкам на ремне. Если установлен ремень правильно, то можно будет прочесть название компании-производителя со стороны правого колеса. Когда замена ремня ГРМ осуществляется на Matiz своими руками, то в этом случае нужно встать со стороны левого колеса.
Когда будете менять ремень, то обязательно стоит проверить состояние насоса охлаждающей системы. Его необходимо менять через каждые 70-80 тысяч километров пробега.
Где находится ГРМ
Для начала напомним, где находится и как выглядит ремень ГРМ. Место его «дислокации» ‒ спереди двигателя, но не забывайте, что моторы бывают продольного и поперечного расположения. В большинстве случаев в газораспределительных механизмах используется зубчатый резиновый ремень, но в немалом числе моделей авто разных производителей для этого также используют стальную цепь.
Цилиндры двигателей могут оснащаться двумя или четырьмя клапанами с одним и двумя распределительными валами (РВ) соответственно. Кинематика газораспределительных механизмов таких моторов различается. Покажем их на примере 8- и 16-клапанных силовых агрегатов для ВАЗ 2110, 2111 и 2112.
Схема с двумя валами сложнее, и в ней, помимо шкива второго РВ, добавлен опорный ролик. Это также усложняет процедуру замены ремня. Труднее всего выполнять эту операцию после обрыва или сильного растяжения ремня, когда заводские настройки ГРМ могут слететь полностью. Замена в штатном режиме не настолько сложна, чтобы не попытаться сделать её самому.
Нюансы и трудности
Теперь несколько рекомендаций по не очевидным особенностям процедуры замены ремня газораспределительного механизма:
- При проверке состояния ременного привода, нужно осмотреть его целиком, а не только верхнюю «открытую часть». Повреждения и масляные пятна могут находиться где угодно.
- При проведении любых манипуляций с ремнем ГРМ, применять силу следует очень аккуратно. Да, эта деталь весьма крепкая, но сильный рывок может привести к повреждениям.
- Покупая новый ременной привод, нужно учитывать, что на рынке огромное количество некачественных подделок. Поэтому покупку лучше совершать через официальные источники и сохранять все квитанции, на случай если будет прислана бракованная продукция.
- Проверка и, при необходимости, замена ремня ГРМ должна проводиться своевременно. Срыв ременного привода часто приводит к повреждению клапанов, замена которых обходится в значительную сумму денег.
- Продолжительность эксплуатации ременного привода напрямую зависит от состояния помпы. Когда она изнашивается, ее тоже следует менять. Как правило, запас прочности помпы вдвое превышает таковой у ремня ГРМ, поэтому и ее замену нужно проводить при каждой второй замене ременного привода.
При замене запчастей газораспределительного механизма могут возникнуть трудности. Неопытные механики отмечают сложность демонтажа деталей, перекрывающих доступ к ремню ГРМ.