Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается тосол от антифриза и можно ли их смешивать

Чем отличается тосол от антифриза и можно ли их смешивать?

Тосол или антифриз, что лучше использовать в системе охлаждения двигателя? В чем разница между тосолом и антифризом, и как их отличить друг от друга? Можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если их смешать? На эти и многие другие вопросы об охлаждающих жидкостях для автомобиля вы найдёте ответы в нашей статье.

Мифов о том, что лучше заливать в систему охлаждения, действительно много. Поэтому рядовому автолюбителю очень сложно найти истину в той массе противоречивой информации, которая скопилась в интернете. Мы постараемся помочь вам в этом и развенчать все мифы о тосоле и антифризе.

Сперва предлагаем выяснить разницу между антифризом и тосолом, а затем рекомендуем посмотреть видео в конце статьи – это поможет вам лучше усвоить прочитанное.

Инструкцию по замене тосола в системе охлаждения двигателя можно найти здесь, возможно она вам пригодится.

Почему вода не подходит в качестве ОЖ

Перед тем, чем начать разбираться, что лучше использовать из современных охлаждающих жидкостей, необходимо выяснить, а для чего вообще нужно их использовать. Казалось бы, самым простым и малозатратным вариантом является обыкновенная вода – она обладает способностью перемещать энергию между различными средами, кроме того, у нее хороший показатель удельной теплоемкости. И стоит отметить, что воду, в качестве охлаждающей жидкости, используют довольно многие автомобилисты, особенно летом. Но у воды имеется один большой минус, сводящий к минимуму ее доступность.

Охлаждающие жидкости

Как известно, вода начинает замерзать при минусовой температуре, при этом она расширяется. Расширяясь, она начинает «убирать» со своего пути все преграды – и под мощью ее распирания не могут устоять ни резиновые шланги, ни алюминиевые трубки, ни даже агрегаты из более серьезных металлов, в том числе, корпус силового агрегата. По этой причине те автомобилисты, кто летом применяет воду в качестве ОЖ, еще до приближения морозов старается освободить систему от ее присутствия, дабы оградить себя от огромнейших неприятностей (капитальный ремонт двигателя).

Плюсы и минусы

Положительным моментом традиционной технологии является защита металлических поверхностей от коррозийных процессов. Применение «Тосола» приводит к образованию на деталях силового агрегата защитной пленки, толщина которой может доходить до 0,5 мм.

Противодействие коррозии является отличным фактором, но такая пленка обладает недостаточной теплопроводностью. Это становится причиной того, что эффективность охлаждения ДВС снижается вполовину. В связи с этим следует признать «Тосол» изолятором. Силовой агрегат начинает регулярно перегреваться, не достигая критических значений температуры. Хотя это все равно не лучшим образом сказывается на эксплуатационных характеристиках двигателя. Его работа в неприемлемых условиях с точки зрения правильной эксплуатации приводит к быстрому износу, падению мощности и росту потребления топлива.

Проблема этого вида отсутствует при использовании карбоксилатных жидкостей, под которыми следует понимать антифризы. Их применение также способствует образованию защитного слоя, но гораздо меньшей толщины – 0,0006 мм. Столь тонкая пленка не препятствует нормальному отводу тепла от деталей двигателя, что исключает его перегрев.

Силикаты, имеющиеся в «Тосоле», способны становиться гелеобразными, а входящие в состав «охлаждайки» фосфаты выпадают в осадок, что связано с процессами циклического нагрева и охлаждения. Все это вместе приводит к образованию смеси, делающей невозможным нормальное функционирование радиатора. Это устройство забивается, и система охлаждения теряет свою функциональность. Карбоксилатные составы в связи с этим предпочтительнее, так как они избавлены от таких недостатков.

В результате можно признать явное лидерство антифриза в плане обеспечения полноценного охлаждения ДВС, если бы не некоторые нюансы. Существует еще достаточное количество характеристик, влияющих на этот процесс.

Сравнение охлаждающих жидкостей

Зная главные признаки дифференциации, можем перейти к непосредственному сравнению антифризов и Тосола для определения, что лучше залить в машину.

Тосол и антифриз стандарта G11

Эти вещества практически идентичны. Тосолы отечественного производства — это G11 в Европе. По общему правилу антифриз данного стандарта изготовители окрашивают в зеленый цвет.

Положительным качеством антифриза G11 и Тосола является их способность создавать пленку, которая предотвращает прогрессирование коррозии.

К минусам обеих жидкостей можно отнести то, что требуется полная замена этих хладагентов один раз в два года. Если не придерживаться данного правила, то сухой осадок забьет патрубки, а это грозит отказом системы охлаждения и «закипанием» двигателя. Кроме этого, у них плохая теплоотдача. В результате мотор больше греется в летнее время суток.

Тосол и антифриз стандарта G12

Основной состав этого антифриза и Тосола идентичен. Различие лишь в присадке органического происхождения — карбоновой кислоте, которая содержится в антифризе. Благодаря присутствию такой добавки защитная пленка не создается по всей системе, а только там, где образовалась ржавчина, в результате возрастает теплоотдача.

Читать еще:  Кроссовер Porsche Macan S с оскалом тигра

Следовательно, преимуществом в пользу антифриза является улучшенное охлаждение системы и увеличение ее срока службы за счет присадок, входящих в состав жидкости.

Тосол и антифриз стандарта G13

Основной состав хладагента этого класса кардинально отличается от Тосола и антифризов других стандартов. Дело в том, что жидкость изготовлена на пропиленгликолевой основе. А это говорит о ее экологичности и безвредности. Кроме того, данный антифриз создает тончайшую защитную пленку в системе, которая не препятствует охлаждению, обеспечивая отличную теплоотдачу и сохранность от коррозии. Чего нельзя сказать о Тосоле.

Эффективность охлаждения

Тосол в своем составе содержит химическую присадку. Главное ее предназначение — это формирование специального слоя на внутренней стороне патрубков. Из плюсов можно выделить защиту от коррозии. Но не все так хорошо. Толстая пленка значительно ухудшает теплоотвод, а в результате лучше греет двигатель. Как вывод — рабочая температура мотора растет, а вместе с ней и расход топлива. Это приводит к быстрому износу двигателя и его капитальному ремонту.

Некоторые классы антифриза, в свою очередь, лучше охлаждают, так как образуют защитный слой только в местах, где образовалась коррозия. Или создают тонкую пленку, которая не препятствует теплоотдаче.

Срок эксплуатации ОЖ

Из-за того, что не существует датчиков, которые могут сообщить о состоянии охлаждающей жидкости, необходимо следить за рядом показателей.

К ним относятся:

  • количество километров, которое движок прошел на новом хладагенте;
  • свойства жидкости;
  • марка и модель авто;
  • качество работы системы в целом.

Следить за этими параметрами не составляет труда. Каждый водитель знает, на что способен его автомобиль. Поэтому если вы заметили ухудшение показателей, то необходимо сменить всю охлаждающую жидкость. Как правило, Тосола хватает на 20 тысяч километров пробега, а антифриза на 10 тысяч.

Взаимодействие с металлами

Тосол значительно уменьшит срок эксплуатации радиатора. Дело в том, что в составе отсутствуют активные вещества, которые защищают алюминий. Также образование конденсата не имеет полезных свойств, наоборот, вредит.

Антифриз содержит активные присадки, которые защищают металл от коррозии, чем обеспечивают более длительный срок эксплуатации системы в целом.

Стабильность состава и свойств

Силикатные вещества, которые входят в основу Тосола, со временем могут принимать гелеобразную форму. Это свойство имеет неприятные последствия, так как мешает свободному и быстрому циркулированию жидкости. Если речь идет о фосфатах, то при большом количестве циклов нагревания и охлаждения образуется осадок. Гелеобразное состояние и отложения забивают радиатор, что мешает нормальной работе системы охлаждения автомобильного двигателя.

Вещества, которые используются в антифризах, не имеют таких негативных качеств.

Срок эксплуатации помпы

Главной причиной поломки помпы служит кавитация. Этот процесс является основным врагом любого металла, по которому с большой скоростью движется жидкость. Пузырьки газа, образующиеся в хладагенте, схлопываются и ударной волной бьют по поверхности лопастей помпы. Чем приводят к неисправностям и значительно уменьшают срок ее эксплуатации.

Не изобретена еще охлаждающая жидкость, которая могла бы химическим образом сохранить лопасти от повреждений. Но антифриз, имеющий направленную защиту, способен уменьшить вредное влияние и увеличить срок эксплуатации водяного насоса более чем на 50%.

Радиатор

Мы уже знаем, что в состав Тосола входят различные силикаты, которые со временем могут принимать гелеобразную форму, чем затрудняют перемещение хладагента на достаточной скорости. Фосфаты при большом количестве циклов нагрева-охлаждения образуют опасный для алюминиевых деталей осадок. Все это пагубно влияет на систему охлаждения, так как в результате засоряется термостат или отложения оседают в радиаторе. Если такое случится, то система охлаждения не сможет эффективно остужать двигатель, в результате чего возникнет перегрев, а в худшем случае — потребность в дорогостоящем ремонте.

Пластиковые элементы

В системе охлаждения автомобилей помимо металлических элементов активно применяются изделия из пластика, резины, эластомера. Проведенные исследования показали, что как Тосол, так и антифриз абсолютно безвредны и не вступают в реакцию с пластиком или резиной.

Высокие температуры

Высокие температуры негативно влияют на силовую установку. Для того чтобы двигатель работал в оптимальном диапазоне температур, необходима система охлаждения. Однако Тосол теряет почти всю полезность при температуре мотора свыше 105°C. Антифриз же способен охлаждать двигатель до 135°C.

Влияние на экологию

Антифриз из-за большого срока эксплуатации подлежит редкой замене. Что пропорционально сказывается на количестве жидкости, которая идет на утилизацию. Еще одним плюсом относительно Тосола является меньший объем вредных веществ, загрязняющих окружающую среду.

Читать еще:  Кто в мире может достойно конкурировать с Tesla Model?

Обзор антифризов.

Тосол.

Самый распространенный на территории бывшего СССР антифриз. В продаже встречается двух марок А-40(зеленый) и А-65(красный). В названии тосола цифра обозначает температуру начала замерзания.

При покупке цвет тосола будет отличаться и станет зеленым или красным после 400-600 часов работы, но класс жидкости от этого не измениться =).

Тосол относиться к традиционным антифризам.

Преимущества – низкая цена, распространенность, низкий риск подделки при покупке у проверенных производителей.

Недостатки – после 105 градусов плохо защищает алюминий от электрохимической коррозии.

Срок службы жидкости 3 года.

Антифриз G11.

Наш тосол относиться именно к этому классу жидкостей. В составе антифриза G11 используется этиленгликоль, с небольшим пакетом антикоррозийных и антикавитационных присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Антикоррозийная пленка создается на всех внутренних поверхностях системы охлаждения.

Срок службы жидкости 3 года.

Антифриз G12.

В составе антифриза G12 используются этиленгликоль и карбоксилатные соединения. Антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза значительно лучше, чем у G11. Этот антифриз подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета присадок, антифризы этого класса дороже. За этим классом зафиксировали красный цвет.

Срок службы жидкости 5 лет.

Антифриз G13.

В его составе используется полипропиленгликоль. Это куда более экологичный продукт (не ядовитый, значительно быстрее разлагается). По характеристикам это полный аналог G12, но для повернутых на голову на экологии Европейцев.

Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Это самый подделываемый класс охлаждающих жидкостей!

Срок службы жидкости 5 лет.

Внимание! Цвет не всегда соответствует типу антифриза, особенно у Российских производителей. Кроме цвета, обязательно, смотрите маркировку (G11, G12, G13).

Выводы:

  • Тосол это классический антифриз
  • Антифризы различаются по классам и смешивать их нежелательно
  • Если производитель не экономил на компонентах антифриз безопасен для двигателя
  • Срок службы антифриза 3-5 лет.
  • В Условиях РФ лучше использовать то, что реже подделывают и что лучше распространено.

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос – «антифриз или тосол, что лучше использовать?», но если у вас есть вопросы или дополнения, пожалуйста, пишите их в комментарии….

Какую охлаждающую жидкость лучше использовать?

На данный момент ни в одной стране мира нет четкого разграничения между антифризом и тосолом. Просто существуют более или менее эффективные типы жидкостей, работоспособность которых во многом зависит от количества и вида применяемых присадок.

Поэтому вопрос, что лучше антифриз или тосол является достаточно условным и не совсем корректным. Что не вызывает сомнений так это тот факт, что эти две жидкости лучше не смешивать, так как они сильно различаются между собой по основному действующему веществу и виду применяемых присадок. Причем при таком взаимодействии даже может и не произойти негативной химической реакции. Просто сама охлаждающая жидкость потеряет свои функции и будет не эффективно работать.

Выводы

В вопросе выбора охлаждающей жидкости не стоит руководствоваться домыслами или мифами, а учитывать практику и фактические характеристики. Так, отечественной классике отлично подойдет тосол. Не стоит переплачивать и покупать более дорогие зарубежные антифризы класса G11, так как они идентичны составу отечественного производства.

Не стоит полагать, что тщательная промывка системы ВАЗ или другой марки автомобиля отечественного производства и заливка дорого антифриза существенно улучшит ходовые характеристики и динамические показатели. Тосол и зарубежные аналоги не дают прироста мощности, а только обеспечивают стабильную работу автомобиля при различных температурных режимах.

Дорогие зарубежные охладители обеспечат устойчивость к температурному воздействию, более надежную защиту и длительный срок эксплуатации. Вывод – антифриз все же лучше тосола.

Видео о том, можно ли смешивать тосол и антифриз:

Что такое антифриз основа

Антифризы («antifreeze» в переводе с английского – антизамерзание) общее международное название обширной группы охлаждающих жидкостей (ОЖ) на разных химических основах, имеющих намного более низкую температуру замерзания в сравнении с точкой замерзания воды (0°C).

Их применяют вместо воды в устройствах, функционирующих при температурах ниже нулевой с целью сохранить работоспособность систем и не допустить их повреждения вследствие расширения Н2О при её замерзании. Помимо пониженной температуры замерзания антифризы характеризуются и повышенной (более 100°C) температурой кипения, доходящей до 120-140°C, что является еще одним их преимуществом.

Явным достоинством антифризов является также их неспособность повредить устройство даже в случае полного замерзания. Так, если вследствие замерзания воды образуется сплошной лед, объем которого выше жидкостного приблизительно на 8,3%, то антифриз при замерзании превращается в подобие мягкой снежной кашицы, которая занимает лишь на 1-2% больше изначального объема в жидком состоянии.

Читать еще:  Объем багажника VDA и SAE

Среди всех прочих выделяются автомобильные антифризы, заливаемые в систему охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомашин. В автомобильные антифризы обычно добавляют специальные присадки, придающие им ряд дополнительных полезных свойств (антикоррозионных, антипенных, смазывающих и т.д.).

В основу химического состава автоантифризов всех типов заложен единый принцип: они представляют собой раствор дистиллированной воды и неводного компонента (двух- трехатомные или многоатомные спирты-гликоли, а также органические кислоты) в сочетании с необходимыми присадками, занимающими 4-6% от общего объема ОЖ. При этом соотношение неводной и водяной фракции может быть различным в зависимости от минусовой температуры, при которой предполагается эксплуатировать автомобиль.

Формы выпуска

Промышленностью антифризы выпускаются в виде концентрата, рассчитанного на эксплуатацию двигателя при особо низких температурах вплоть до –80°C. В антифризе-концентрате содержится до 85-90% рабочей неводной фракции. В чистом виде он практически не используется (за исключением, разве что, крайнего Заполярья и Антарктики) и перед заливкой в систему охлаждения двигателя разбавляется дистиллированной водой до требуемой консистенции. Соотношение «концентрат-вода» в ОЖ должно составлять, в зависимости от предполагаемой температуры замерзания, соответственно:

Выпускаются и уже готовые антифризы, рассчитанные на эксплуатацию в температурном режиме –38-40°C и представляющие собой наполовину разбавленный водой концентрат.

Буквенно-цифровая и цветовая маркировка

Существуют различные классификации антифризов, однако наибольшее распространение во всем мире получила предложенная концерном VW маркировка в виде буквы G с цифровым индексом после нее. При этом определенные марки антифризов окрашивают в определенные цвета.

В зависимости от химсостава и эксплуатационного ресурса на рынке представлены следующие марки антифриза независимо от производителей:

· G11 – ОЖ на базе этиленгликоля, самая дешевая и очень ядовитая, имеющая ресурс эксплуатации не более 2-х лет и окрашиваемая в сине-зеленые оттенки, используется главным образом в автомобилях старых выпусков с латунно-медным радиатором и чугунным картером;

· G12 – модернизированный этиленгликолевый антифриз с периодом эксплуатации между заменами до 4-5 лет, характеризуемый наличием более современного пакета присадок и окрашиваемый в цвета интенсивных красно-оранжевых оттенков (в последние годы выпускаются улучшенные версии G12+ и G12++, замену которых можно производить даже спустя 8 лет после заливки);

· G13 – антифризы на основе пропиленгликоля, окрас от малинового до лилового, продолжительность службы от замены до замены – до 10 лет, нетоксичны и менее агрессивны, чем этиленгликолевые, рекомендованы к использованию в автомобилях с радиатором и картером из алюминиевых сплавов.

Несколько особняком стоят антифризы типа ОАТ (Organic Acid Technology), разработанные по технологии, предусматривающей использование в качестве базового компонента уже не гликолей, а неорганических кислот, одновременно являющихся мощными ингибиторами коррозии. Срок эксплуатации таких антифризов практически неограничен, однако совершенно недопустимо их смешение с антифризами групп G.

Непростой выбор

Автомобилисту при проведении очередного технического обслуживания стоит ответить на вопрос и определить: тосол или антифриз лучше подойдет для железного коня. Для этого стоит учитывать возраст, состояние машины, а также ее класс и уровень исполнения.

Если речь идет о недорогой отечественной машине советского или российского производства, то не играет большой роли, тосол или антифриз в итоге будет залит в систему. Безусловно, антифриз в любом случае предпочтительнее: его присадки работают более эффективно, а срок службы остается достаточно высоким, вне зависимости от производителя. Тем не менее, если применять именно тосол, ничего критичного в этом нет: машина все равно будет служить исправно, и риск ее поломки окажется минимальным.

А вот если речь идет об иномарке, тем более новой, то лучше всего применять именно антифриз. Чем отличается тосол от антифриза? Составом присадок: они несовместимы между собой и длительного применения не допустят. Правда, тосол тоже подойдет, если его применение необходимо лишь для того, чтобы доехать до сервиса и затем произвести его немедленную замену. А вот для длительного использования тосол уже не годится, поскольку его свойств недостаточно для сохранения ресурса всех узлов системы охлаждения.

К слову, если документация требует применения антифриза 13-го стандарта, антифриз 12-го образца тоже не подойдет. Это обуславливается тем, что дорогая импортная техника очень чувствительна к составу жидкости охлаждения, и с высокой вероятностью ресурс ДВС значительно сократится, если не следовать рекомендациям производителя. Однако можно сказать одно: если в системе был применен тосол, а уже потом добавлен антифриз, то долго такая машина ездить не сможет: как правило, присадки несовместимы между собой и не будут выполнять свои функции должным образом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector