Нужно ли ужесточить наказания за пьянство за рулем - Журнал Автомобилиста
Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ужесточение наказания за вождение в пьяном виде

Ужесточение наказания за вождение в пьяном виде. Чего нам ждать?

Краткое содержание:

Вождение в пьяном сиде является вечной проблемой не только нашей страны, но и большинства государств в мире. Говоря именно о России, достоверно известно, что за 2019 год пьяными водителями было совершено 15700 ДТП, в которых погибли 4300 человек и пострадало 21500 человек. Статистика ужасающая. Несмотря на систематическое ужесточение ответственности за данное правонарушение, многие люди и второй и третий раз садятся за руль не просто «под шафе» но и «в сопли пьяные». Последний пример с Ефремовым помнят все, лишний раз внимание акцентировать не буду.

Ключевой проблемой в этом вопросе является то, что очень часто виновниками таких ДТП являются граждане весьма обеспеченные, и штраф в 30000 рублей и лишение прав на полтора года — для них это просто смешно. В суде внаглую предлагают оплатить годовой абонемент на пьяное вождение. Таких примеров тоже сотни.

Мнение юристов

Нововведения еще неизвестно когда будут оформлены и вступят в силу, но даже существующее законодательство, касающееся управления автомобилем в состоянии опьянения, трактовалось не совсем однозначно. Почему и потребовалось разъяснение Верховного суда России. Сделано было это на основе жалоб и обращений граждан. В частности, было разъяснено, что водителям запрещено употреблять спиртное после ДТП, пока не пройдено медицинское освидетельствование. Ранее этот момент не был прописан точно. Нередко случалось так, что водитель просто покидал место происшествия, а потом, когда его обнаруживали, заявлял, что выпил уже после ДТП. Или же говорили, что выпили, чтобы снять стресс в ожидании приезда правоохранителей. Несмотря на то, что такое поведение напрямую противоречило ПДД, в судебных разбирательствах возникали споры. Скажем, в случае, если водитель утверждал, что не заметил своей вины в дорожно-транспортном происшествии. Теперь же, после разъяснения ВС, эта норма будет трактоваться в судах однозначно.

Также разъяснено, что, находился ли водитель в состоянии опьянения или нет, можно утверждать только на основании медицинского обследования (химико-токсилогического). Это исключительно прерогатива медиков. Все остальное является лишь подозрением, предположением. Даже в том случае, если внешние симптомы опьянения были налицо. До последнего времени принимались во внимания и свидетельские показания.

Разъяснена и норма, что именно можно считать управлением автомобилем в пьяном виде. До сих пор этот термин толковался достаточно вольно. Скажем, под статью мог попасть и тот, кто просто находится в машине на водительском месте в состоянии опьянения. Теперь будут обязательны свидетельские показания или материалы видеофиксации, доказывающие, что он осуществлял управление автомобилем.

Каковы последствия повторного вождения в нетрезвом виде?

Уголовная ответственность наступает и в случае, если водителя второй раз поймали пьяным за рулем при условии, что он:

— Уже был наказан за езду в нетрезвом виде, либо передавал управление пьяному водителю, согласно ст. 12.8 КоАП;

— Привлекался к административной ответственности за уклонение от прохождения медосвидетельствования, согласно ст. 12.26 КоАП;

— Имеет судимость по основаниям, предусмотренным ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК.

Такого водителя ждут следующие последствия:

1) Штраф за повторное вождение в нетрезвом виде в размере от 200 тыс до 300 тыс руб или в размере зарплаты (иного дохода осуждённого) за период от 1 года до 2 лет;

2) Обязательные работы до 480 часов;

3) Принудительные работы до 2 лет;

4) Лишение свободы до 2 лет.

К каждому из этих видов наказания за пьяную езду повторно добавляется запрет замещать определённые должности или вести определённые виды деятельности до 3 лет.

Определить, что нарушение в виде пьяной езды является повторным, очень просто. В соответствии ст. 4.6 КоАП лицо считается подвергнутым наказанию за административное правонарушение со дня вступления в законную силу постановления до истечения 1 года с даты окончания его исполнения. Это означает, что, если водитель «уложится» в этот срок и снова попадётся нетрезвым, такое нарушение будет считаться повторным.

Отметим, что ни в КоАП, ни в УК повторное лишение прав за алкогольное опьянение отдельно не предусмотрено, оно будет производиться по основаниям ст. 12.8 КоАП.

Штраф за алкоголь за рулем и сколько промилле разрешено?

В 2020 году, по данным ГИБДД, обнародованным на совещании у вице-премьера, 246 тыс. водителей было наказано за вождение в пьяном виде, 154 тыс.— за отказ пройти проверку. Таким образом частично избегает наказания каждый третий пьяный водитель в России. Полицейские объяснили нежелание везти подозреваемых в пьянстве за рулем недостатком ГСМ у патрульных экипажей вдали от крупных городов. Медики указали в качестве проблем сокращение лицензированных центров, способных обследовать водителей, вызванное теми же финансовыми проблемами. В настоящее время, по настоянию г-на Шувалова, чиновники работают над разрешением возникших трудностей. Выход из ситуации Для автомобилиста наилучшим вариантом решения проблемы с наказанием за пьянство за рулем является полный отказ от употребления алкоголя в ситуациях с регулярным использованием транспортного средства.

Читать еще:  Range Rover LWB 2014

Процедура лишения прав

Согласно законодательству РФ, изъятие водительской корочки у гражданина (по ст. 12 ч.8 КоАП) должно происходить исключительно в установленном порядке. Его нарушение может стать причиной снятия взыскания и пьяный водитель останется безнаказанным.

  1. Остановка автомобиля инспектором ГАИ. Для того, чтоб произвести проверку человека на содержание алкоголя в крови, сотрудник дорожной полиции должен иметь обоснованные подозрения, такие как: наличие характерного запаха от водителя, его неадекватное поведение, нарушенная координация и даже покраснение кожного покрова в области лица;
  2. Проверка на наличие спирта в организме. Первичная процедура производится с помощью алкотестера с трубкой. И только если полученный результат будет превышать допустимую норму в 0,35 промилле, нарушителю придется пройти дополнительное медицинское освидетельствование, которое подтвердит или опровергнет его состояние;
  3. Составление административного или уголовного дела. Если автомобилист попался сотруднику ГИБДД пьяным на мобильном или стационарном посту, то на него выписывается протокол, с конкретной суммой материального взыскания. При попадании в аварию под воздействием алкоголя нарушителю грозит задержание, с дальнейшим лишением свободы, что уже относится к УК РФ;
  4. Сдача водительского удостоверения. В составленном административном материале инспектор полиции указывает дату нарушения, начиная с которой отсчитывается срок в 3 суток, отведенных автовладельцу законом на добровольную сдачу прав. Если же за указанный период корочка не будет принесена в местное отделение ГИБДД, то уполномоченные сотрудники изымут ее принудительно.

Если гражданин не согласен с результатами медицинского освидетельствования, то у него есть возможность обжаловать постановление ГАИ в местном суде. Но для совершения данной процедуры ему необходимо уложиться в 10 дней с момента получения протокола на руки. Иначе лишения прав за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения избежать не удастся.

Уголовное наказание за пьяную езду с 1 июля – разбираем тонкости закона

Официально

31 декабря 2014 года был подписан Федеральный Закон № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения».

С 1 июля 2015 года статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) введена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.

Иными словами, пьяных водителей, повторно задержанных за рулем в нетрезвом виде в течение года, будут отправлять в колонию. Теперь закон не делает разницы между водителями с явными признаками алкогольного опьянения и гражданами, которые отказались от медицинского освидетельствования. В обоих случаях повторное задержание в течение года после первого административного наказания будет означать уже уголовную ответственность.

История вопроса

Вопрос усиления ответственности за вождение в пьяном виде обсуждался давно. Рассматривались разные варианты усиления наказания, от самых жестких до наиболее лояльных. Поводом для очередных законодательных предложений были, конечно же, резонансные ДТП с жертвами.

Решением этой проблемы вплотную занялся депутат Государственной Думы Олег Нилов. Катализатором послужила авария, в которой калининградский водитель, уже бывший виновником «смертельного» ДТП 9 лет назад, насмерть сбил двух женщин. Что предлагал Нилов:

  • пожизненное лишение права управления транспортными средствами лиц, по вине которых погибли люди;
  • конфискация у виновника ДТП автомобиля в качестве «орудия убийства»;
  • установление особого порядка условно-досрочного освобождения осужденных за нарушение правил управления автомобилем, трамваем или другим механических средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть одного или двух и более лиц (часть 4 и 6 статьи 264 УК РФ), который предусматривал возможность условно-досрочного освобождения только после полного возмещения вреда;
  • введение единовременного порядка возмещения вреда за счет всего имущества, принадлежащего лицу, ответственному за его причинение, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После оценки этих предложений государственными экспертами стало понятно, что часть из них по объективным причинам требует изменения и доработки. Полученные депутатом отзывы содержали необходимые рекомендации и авторитетное мнение по этому непростому вопросу, и кто знает, может быть, законодательство подвергнется еще более радикальным изменениям в этой части в будущем…

Как бы то ни было, дело уже сдвинулось с «мертвой точки», и ужесточение ответственности за вождение в пьяном виде было произведено. С 1 июля вступили в силу поправки, согласно которым вводится уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.

Читать еще:  Пикап Хонда Риджлайн

Что поменялось?

Процитируем полностью статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации:

Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, –

• наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо

• обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо

• принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо

• лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также законодатель конкретизировал понятие лица, находящегося в состоянии опьянения. Пункт 2 примечания, которым дополнена статья 264 УК РФ, поясняет, кого можно считать пьяным:

Для целей настоящей статьи и статьи 261.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Изменился и характер ответственности за «пьяные аварии» со смертельным исходом. Закон вводит минимальный нижний предел наказания, наличие которого, фактически, не позволит избежать нарушителям тюремного заключения и отделаться, к примеру, штрафом или обязательными работами.

Так, часть 4 статьи 264 УК РФ в старой редакции выглядела следующим образом:

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

При этом читателю важно будет знать, что под формулировкой:

«деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи»

«нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

Новая редакция части 4 статьи 264 УК РФ, в качестве наказания за ДТП, повлекшее смерть одного человека, теперь предусматривает: наказание в виде лишения свободы «на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.»

Таким образом, закон установил в этой статье нижний предел наказания, составляющий два года, тогда как ранее УК РФ был довольно лоялен к нарушителям.

Поднялась и планка ответственности за ДТП, повлекшее смерть двух и более лиц, за которое теперь будут отправлять в «места не столь отдаленные» на срок от четырех до девяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Напомню, что ранее наказание за это деяние предусматривало «принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет» (часть 6 статья 264 УК РФ).

Не стоит также забывать, что никто не отменял действие статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая в пункте 1 предусматривает для водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, наложение административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Стоит отметить, что преступление, предусмотренное статьей 264.1 УК РФ (то есть, «повторная пьяная езда за рулем в течение года с момента наложения административного наказания»), все-таки предполагает выбор карательной меры, применяемой к нарушителю. Помимо тюремного срока у новоявленного уголовника есть шанс отделаться обязательными или принудительными работами или даже штрафом. При вынесении решения суд учитывает тяжесть содеянного и обстоятельства нарушения. Возможно, водителю, который был «слегка подшофе», но при этом вынужден был сесть за руль, чтобы доставить человека, находящегося в критическом состоянии, в больницу и удастся избежать лишения свободы. Однако судимости даже в этом случае не избежать, а это создает массу проблем с трудоустройством и не только.

Читать еще:  От чего зависит цена на бензин в России

Можно ли будет вернуть права раньше срока любителям «пьяной езды»?

Если отвечать коротко, то нет, нельзя. Июльские поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации повлияли и на модификацию законопроекта № 561521-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении условно-досрочного освобождения от административного наказания в виде лишения специального права в виде права управления транспортными средствами)», который позволяет лишенным прав автомобилистам обращаться в суд с ходатайством вернуть удостоверение по истечению половины срока лишения.

Изначально предлагалось применять УДО в том числе и в отношении водителей, управлявших транспортным средством в состоянии опьянения. Позже «пьяная езда» была исключена из списка нарушений, за которые возможно применение процедуры УДО, по понятным причинам: власти продолжают борьбу с грубым нарушением. Введение послабления параллельно с ужесточающей ответственность нормой было бы нецелесообразным.

Что мы имеем сегодня?

Халатное отношение автолюбителей к вопросу собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения уже привело к тому, что водители, повторно севшие за руль пьяными, рискуют стать фигурантами уголовного дела. Да, не всегда это будет тюрьма, однако «уголовка» – это уже очень серьезно. Все эти меры заставят как минимум задуматься о своем образе жизни.

Ответственность за вождение в пьяном виде

Наказание за употребление алкоголя за рулем – одно из наиболее действенных в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). ПДД запрещают управление авто и передачу другому лицу в состоянии опьянения (п. 2.7). До принятия решения об освидетельствовании после ДТП употребление алкоголя также запрещено. Неисполнение этих требований наказывается по ст.12.8 КоАП. В число мер воздействия входят:

  • штраф;
  • лишение водительских прав;
  • арест.

Что грозит за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения в 2020 году, зависит от тяжести правонарушения, его последствий и преднамеренности. За повторное нарушение наказание всегда жестче. Если нарушение совершено в период действия ранее наложенного наказания, санкции за нетрезвое состояние могут быть уголовными.

Проверка содержания алкоголя

Она производится в два этапа:

  • первичная проверка на месте;
  • медицинское освидетельствование.

Первичную проверку проводит сотрудник ДПС. В нее может входить оценка координации движения, связности речи, наличия запаха алкоголя.

Сотрудник ДПС может обратить внимание на неадекватность поведения и изменение цвета лица.

Если что-либо вызывает подозрения, полицейский может провести проверку с помощью алкотестера.

Второй этап проходит в медучреждении или в передвижном мобильном медицинском пункте. Здесь врач снова использует алкотестер, а также берет анализ крови и мочи. По результатам медик делает заключение о наличии или отсутствии алкоголя в организме.

Зачем ввели такое строгое наказание для водителей? Много людей, что ли, из-за них погибает?

Из-за пьяных водителей калечится и погибает много людей. В 2018 году в таких ДТП пострадали 22 тысячи человек, погибли по вине пьяных водителей почти 5 тысяч.

Из-за слишком мягкого наказания за пьяные аварии водители потом снова садятся за руль в таком виде. В 2018 году осудили больше 30 тысяч таких водителей. То есть их уже поймали один раз за вождение в пьяном виде, но они снова выпили и сели за руль.

Наказание за тяжкий вред и смерть в пьяных ДТП часто назначают ниже низшего предела. 15% водителей, убивших человека с помощью машины и алкоголя, вместо 2—7 лет лишения свободы получают год. За смерть нескольких человек наказание ниже минимального получают 62% водителей. Вместо колонии на 4—9 лет им назначают условные сроки или дают 3 года.

Из-за мягких наказаний уровень смертности в ДТП в России составляет 18 человек на 100 тысяч населения. Это в разы выше, чем в Германии, Норвегии, Японии или Франции. К 2030 году этот показатель в России хотят свести к нулю. Для этого решили ужесточить наказания для тех, кто сбегает, пытаясь скрыть опьянение, и тех, кто убивает людей, садясь за руль нетрезвыми. Пока бороться с этим не получается: количество ДТП и погибших растет. Срок как за умышленное убийство — очередная попытка исправить ситуацию.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector