Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плюсы и минусы газового автомобильного оборудования

Плюсы и минусы газового автомобильного оборудования

Статья о достоинствах и недостатках газового оборудования для автомобилей. Параллельное применение газа и бензина, пожароопасность, экология. В конце статьи — видео о ГБО.

Содержание статьи

  • Причины установки ГБО
  • Основные преимущества газобаллонного оборудования
  • Параллельное применение газа и бензина
  • Особенности работы двигателя на газовом топливе
  • Двигатели с ГБО и экология
  • Упрощенность эксплуатации, пожароопасность
  • Основные недостатки ГБО
  • Видео о газовом оборудовании

Установить газобаллонное оборудование – это значит довольно серьезно нарушить конструкцию автомобиля. Подобное решение не всегда бывает благодарным, потому что после такой переделки гарантия на машину уйдет в небытие, словно ее и не было. Однако, несмотря на такой риск, многие водители решаются на такую реконструкцию, и не без оснований.

История установки газа на автомобили

В нашей стране идея перевода если и не всего автомобильного парка, то хотя бы его части на газ, возникла еще в начале 80-х годов прошлого века. Было решено оснастить газовым оборудованием часть эксплуатируемых грузовиков и автобусов. Издали соответствующую директиву, начали переоборудование машин, однако вскоре в Министерство транспорта СССР начало поступать множество жалоб на проблемы, массовые поломки из-за перевода на газ, пожары и т.п. В результате процесс, что называется, был остановлен, грузовики и автобусы, как и раньше, стали заправлять исключительно бензином и дизельным топливом.

В реальности дело обстояло так, что перевод государственных автомобилей на газ не сопровождался особыми техническими проблемами или же проблемами безопасности. Просто на государственных автопредприятиях и у водителей, и у начальства с переводом техники на газ пропадала возможность банально воровать государственный бензин. В стране тогда был серьезный дефицит этого топлива, и оно очень ценилось. Таким образом, идея перевода отечественной техники (или хотя бы ее части) на газ стала жертвой самого настоящего саботажа.

О том, что заправлять машины можно не только бензином, но и газом, вспомнили тогда, когда страна перешла на рыночные отношения, и поэтому люди стали просчитывать, что выгоднее. Оказалось, что газовое топливо имеет целый ряд преимуществ.

Недостатки ГБО

Но не все так гладко, есть и обратная сторона медали. В рамках статьи плюсы и минусы ГБО нужно также рассмотреть и недостатки установки ГБО.

Перейдем к рассмотрению минусов автомобиля с установленным ГБО:

  • Баллон ГБО «съедает» полезное пространство багажника. (или же занимает место запасного колеса). Бороться с этим можно используя «докатку» или ремонтный тюбик со спец составом для ремонта проколов шин в дороге;
  • Установка оборудования для ГБО, как и само оборудование, является самой затратной финансовой частью. Но чем больше бензина или солярки потребляло ваше авто до установки ГБО и чем больше годовые пробеги – тем быстрее наступит окупаемость установленного ГБО;
  • Возрастают затраты на техническое обслуживание автомобиля (вместо ТО одной топливной системы нужно будет проводить одновременно ТО двух систем.) ;
  • Падает мощность мотора (но при правильных настройках и регулировках это почти не ощущается) ;
  • Даже при установленном и настроенном ГБО авто нуждается в заправке бензина или солярки, конечно намного в меньших объемах (в бензиновом моторе рекомендуемый переход с бензина на газ наступает при достижении температуры мотора в 40 град.; дизелю же для работы на газу все равно нужна «запальная» порция солярки так как сам газ от сжатия не воспламеняется. Расход традиционного для мотора топлива значительно возрастает с понижением температуры окружающей среды);
  • Расход пропан-бутановой смеси будет выше чем бензина или дизеля. В зависимости от поколения установленного ГБО средний расход газа может быть больше на 20 — 30 процентов по отношению к расходу «родного» для мотора топлива;
  • Газо-воздушную смесь тяжелее поджечь, поэтому к системе зажигания предъявляются более жесткие требования, чем при работе на бензине;
  • При работе двигателя на газе клапана и седла клапанов испытывают повышенную температурную нагрузку (так как нет эффекта испарения капелек топлива с седла и его охлаждения при этом), что приводит к тому, что нужно более внимательно относиться к регулировке и проверке зазоров клапанов или состоянию гидрокомпенсаторов;
  • Пропан-бутан тяжелее воздуха, поэтому при эксплуатации авто в гараже с ямой необходимо вырабатывать весь газ на улице, а в гараж заезжать на бензине, во избежание скопления газа и возможного взрыва. Также это может служить отказом некоторых паркингов принимать на парковку авто работающих на газу;
  • Прокладывая маршрут нужно более внимательно отнестись к наличию газовых заправочных станций на нем, для возможной дозаправки;
  • В нынешнее время при переоборудовании автомобиля на ГБО в 85 процентов случаев требуется вносить изменения в регистрационные документы автомобиля (заменять тех.паспорт).
Читать еще:  Схемы Киа Рио 3

Схема ГБО

Чтобы перевести автомобиль на использование газа, необходимо произвести установку оборудования. При этом вмешательства в конструкцию силовой установки не требуется. Все элементы ГБО, которые необходимо установить на авто, показаны на схеме:

1 – вентиляционные трубки из гофры; 2 – герметичный корпус; 3 – контрольно-запорная и предохранительная арматура (мультиклапан); 4, 11 – тройники; 5 – смесительная проставка под карбюратор; 6 – дозатор; 7 – блок управления; 8 – газовый электромагнитный клапан; 9 – редуктор; 10 – бензиновый электромагнитный клапан; 12 – радиатор системы обогрева салона; 13 – кран радиатора обогрева; 14 – магистраль высокого давления; 15 – газовый баллон; 16 – эжекторы; 17 – переходной патрубок; 18 – заправочный вентиль.

Отметим, что данная схема является несколько условной. Дело в том, что выпускается несколько поколений газобаллонного оборудования, каждое из которых имеет свои конструктивные особенности и предназначены они для применения с разными системами питания авто. К примеру, указанная схема предназначена для карбюраторных и моноинжекторных двигателей. Более поздние поколения уже рассчитаны на работу с современными инжекторными автомобилями.

Как перевести

Последние поколения ГБО установить самостоятельно не получится. Понадобится настройка на специальном стенде. Другими словами, нужно купить комплект или выбрать из предлагаемых на станции технического обслуживания.

Установка ГБО

Монтаж ГБО “старых” поколений (1, 2) можно выполнить и самостоятельно. Если же хотите установить ГБО более нового поколения, придется прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов. В любом случае необходим комплект документов, подтверждающих правильность установки газового оборудования. А их можно получить только на сертифицированных СТО.

В начале процесса автомобиль соответствующим образом подготавливают. Частично разбирается багажник, приборная панель, демонтируются агрегаты в моторном отсеке. Затем ставится баллон, редуктор, другие элементы, прокладываются коммуникации и все соединяется. Существующая топливная система не демонтируется. Иногда корректируется расположение агрегатов системы выхлопа.

Оформление документов

Установка ГБО считается изменением в конструкции транспортного средства. Поэтому оборудование требует регистрации в Госавтоинспекции. Кроме экспертизы на пригодность автомобиля, перед установкой придется пройти ТО и проверку в ГИБДД на безопасность. И только потом вам выдадут свидетельство о переоборудовании.

Цена и сроки переоборудования

Выше описаны не все плюсы и минусы газового оборудования на автомобиле. Как минимум не учтены затраты труда и времени. На весь процесс, включая установку, неоднократные проверки, ТО и визиты в отделение Госавтоинспекции, уходит около месяца.

После монтажа ГБО необходимо обратиться в ГАИ в 10-дневный срок. С учетом стоимости услуг экспертов, справок, сертификатов и пошлин процедуру дешевой не назовешь. Ее стоимость около 10–12 тысяч рублей.

Какой газ выбрать? Пропан или метан?

Метан в качестве топлива применяется гораздо реже, чем пропан, что вполне обоснованно. Несмотря на относительную дешевизну самого газа, которая, пожалуй, является его основным преимуществом, оборудование для его использования установлено у 10-15% автомобилистов.

И этому есть свои причины:

  1. Мало заправочных станций, продающих метан.
  2. Меньше октановое число, соответственно и мощность.
  3. Сложный и длительный процесс получения разрешения на установку.
  4. Метан оказывает отрицательное воздействие на системы двигателя.
  5. Большой вес сосуда для хранения метана. Давление сжижения метана порядка 270-300 атмосфер. Соответственно стенки баллона толще. Отсюда увеличение веса и размера ёмкости в разы. От 70 до 140 кг у метана против 20-40 кг у пропана.
  6. Стоимость оборудования в 2 раза дороже, чем оборудования для использования пропана.
Читать еще:  Как снять и установить коробку передач

В противоположность этим недостаткам будут плюсы пропан-бутана, благодаря которым данная смесь нашла широкое применение.

Основные преимущества ГБО

В качестве газомоторного топлива распространены два вида газа сжиженный нефтяной — пропан-бутановая смесь и сжатый (компримированный) — метан (СНГ/КПГ). Ввиду разности давления при хранении газов, оборудования имеют конструктивные отличия, хотя принцип работы у них идентичен.

Стоимость газа

Ключевая выгода — пропан в среднем на 55-60% дешевле бензина, метан 60-65%. От региона к региону цена может немного отличаться.

Конечная стоимость переоснащения среднестатистического авто с 4-х цилиндровым ДВС мощностью до 150 л.с. на пропан варьируется от 35-50 тысяч рублей. Аналогичная метановая система из-за дороговизны баллона обойдется в 50-65 т.р. Оборудовать более мощные машины будет ещё дороже.

Поэтому ожидая скорую экономию, важно учитывать затраты на покупку, монтаж, оформление и обслуживание газобаллонной аппаратуры. При небольших среднемесячных/годовых пробегах окупаемость установки может затянуться. Чтобы оправдать расходы за один год эксплуатации, в месяц машина на газу должна проезжать от 1500 км при этом потребление топлива должно быть не менее 10 литров на 100 км.

Подробнее посчитать окупаемость оборудования по параметрам конкретной машины можно при помощи калькулятора ГБО.

Увеличенный запас хода

К достоинствам ГБО можно отнести возможность использования двух видов топлива. За счёт чего увеличивается пробег транспортного средства. Особенно это актуально для длительных поездок на дальние расстояния и в регионы с неразвитой автомобильной инфраструктурой, об этом ниже.

Работа и ресурс двигателя

Октановое число у метана/пропана выше бензина (около 105-110), благодаря чему снижаются детонационные нагрузки, двигатель работает мягче. К тому же сгорание газа происходит равномернее, за счёт лучшего образования топливовоздушной смеси, что также уменьшает ударные нагрузки на цилиндропоршневую группу, понижает уровень механических шумов и вибрацию ДВС.

После сгорания газового топлива образуется минимальное количество отложений, нагара. Поэтому, перевод авто на газ способствует снижению количества примесей и абразивных частиц в моторном масле, что влечёт за собой увеличение интервала его замены, а также повышение ресурса деталей двигателя. Отсутствие эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров, способны дать серьезный прирост срока службы ЦПГ.

Так как газ горит медленнее бензина и при более высокой температуре, случаи с прогаром клапанов действительно встречаются. Однако правильная настройка ГБО, а также установка вариатора УОЗ полностью снимает проблему.

Детально узнать о проблемах с мотором при переходе на газ, можно из статьи про «влияние газового топлива на ДВС авто».

Экологическая составляющая


Газ – экологически чистое топливо с минимальным негативным влиянием на окружающую среду, особенно это актуально для густонаселённых городов.

При сгорании СНГ/КПГ выхлопные газы содержат, примерно в 10 раз меньше вредных веществ, что является значительным преимуществом перед бензином или дизелем. Ко всему прочему снижается нагрузка с катализатора и выхлопной системы автомобиля.

Для некоторых регионов РФ специально снижен транспортный налог на авто с ГБО.

Безопасность

Часто преградой к переходу на газ становится боязнь взрыва баллона, подкреплённая фото и видеоинформацией из сети. Количество подобных происшествий увеличивается пропорционально росту числа транспорта с ГБО.

Вот только причиной тому в 100% случаев является безответственность тех или иных лиц:

  • установка б/у баллонов (с истекшим сроком эксплуатации или не прошедших своевременное переосвидетельствование)
  • не качественный монтаж и обслуживание системы
  • установка не сертифицированных, устаревших или низкого качества комплектующих оборудования
  • нарушение сроков технического обслуживания ГБО
  • не соблюдение элементарных правил эксплуатации авто с газовой системой

Стоит отметить, что при должном внимании к газовому оборудованию, многоступенчатая система безопасности современного ГБО 4-го поколения полностью исключает возможность каких либо аварийных ситуаций.

Читать еще:  Dongfeng Fengshen AX4 2017

Подробно узнать о причинах подобных происшествий можно из материала о взрывах и пожарах машин с газовым топливом.

Видео о преимуществах и недостатках использования газового оборудования:

Какие бывают

С момента создания газобаллонных систем установки постоянно обновлялись и совершенствовались. Первые три поколения не устанавливаются, поскольку основательно устарели, но на машинах с пробегом встречаются. Наиболее распространенное – ГБО четвертой серии.

4 поколение

Системы ГБО этой категории устанавливают на инжекторные автомобили. У них в двигателях топливо впрыскивается в цилиндры распределено. При монтаже на машину устанавливается дополнительный газовый инжектор с форсунками, редуктором и блоком управления. Моделей ГБО четвертого поколения масса, а стоимость балансирует в 20-40 тыс. руб.

Итоговая сумма обуславливается производителем оборудования и комплектацией. Окончательная цена завышена, но эксплуатационные характеристики подобного оборудования лучше предыдущих поколений при сохранении надежности, расхода газового топлива и общей стоимости обслуживания.

5 поколение

В сравнении с предыдущей серией ГБО газ не меняет жидкую консистенцию на газообразную. Топливо подается до цилиндров в сжиженном виде.

  • в топливной емкости стоит насос, аналогично бензобаку;
  • он нагнетает давление, и газ подается на форсунки;
  • последние впрыскивают топливо в коллектор.

Редуктор в разработке 5 серии отсутствует. ГБО пятого поколения разрабатывалось для машин, где невозможно или проблематично установить оборудование 4 серии. По ценовым показателям система тоже превосходит предыдущий вариант. С учетом установки подобное ГБО стоит 80-100 тыс. рублей. Из них 65% суммы приходится на оплату топливного насоса. По мнению автоэкспертов, он ломается из-за большого количества посторонних примесей в газовом топливе.

6 поколение

В системе шестой серии за основу также взяли подачу сжиженной газовой смеси. Она осуществляется через систему топливного впрыска авто, а не через отдельный редуктор. В подобном оборудовании, в сравнении с предыдущими моделями, не установили форсунки и редуктор, а топливную подачу продумали за счет форсунок инжектора ДВС автомобиля.

Между бензобаком и двигателем ТС врезается клапанный блок – топливный селектор, с помощью которого и осуществляется быстрое переключение питания автомобиля на бензин либо газ. В РФ подобное ГБО не реализуется. Но большинство специалистов считают, что стоимость ГБО-6 будет значительно выше предыдущей, пятой серии, поскольку топливный селектор – это запатентованная разработка, она дешевой быть не может.

Эксплуатация автомобиля на газу

Чтобы не причинить вреда машине, необходимо следовать нескольких правилам при эксплуатации:

  • При температуре окружающей среды ниже -15 градусов (для инжекторных двигателей) и -10 (для карбюраторных), настоятельно рекомендуем производить запуск на бензине. Буквально через 5 минут редуктор возьмет на себя достаточную температуру, после этого можно будет переключиться на газ.
  • Осуществлять переход с бензина на газ следует на 2 тыс. оборотах, иначе двигатель просто-напросто заглохнет. ГБО 4-ой модификации имеет интересную особенность — предусмотрена специальная кнопка, с помощью которой происходит автоматическое переключение. Обычно редуктор служит 7 полных лет, по прошествии данного времени советуем произвести замену мембраны, либо всего редуктора.
  • Когда заезжаете зимой в гараж, сразу же установите переключатель топлива на бензин. Тогда у вас не будет трудностей со стартом двигателя в лютые морозы.
  • Как минимум 2 раза в месяц необходимо сливать скопившийся конденсат из редуктора. Для этого там предусмотрена специальная гайка, ее следует открутить и подождать минут 5, а затем закрутить обратно. В зависимости от модификации ГБО, положение болта может меняться, но вы без труда сможете его отыскать.

Кнопка переключения ГБО

Теперь вы знаете, какие есть положительные и отрицательные стороны у ГБО. Зная все это, вы точно сможете решить, нужно ли вам устанавливать данное оборудование. Если вы решились на установку такого оборудования, мтарайтесь обращаться в надежные автосервисы. Только так можно быть уверенным в том, что нигде не допущено ошибок при монтаже. Желаем вам успехов!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector