Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Онлайн-попутки | BlaBlaCar может стать платным до конца года

онлайн-попутки | BlaBlaCar может стать платным до конца года. Интервью с CEO

Руководитель BlaBlaCar в Украине Алексей Лазаренко — о заработках и инвестициях, проверках водителей, нелегальных маршрутках и популярных маршрутах

Алексей Лазаренко — генеральный директор BlaBlaCar в Украине. Пять лет он руководил этим сервисом не только в Украине, но и в России. Затем локальный менеджмент появился в каждой из стран.

С 2010 года Алексей с друзьями — Олегом Сербиным, Виталием Островским и Андреем Бондарем — развивали локальный сервис Podorozhniki.com, альтернативу общественному транспорту. Он помогал попутчикам находить друг друга, в том числе по городу. Стартап подписал партнерство с крупными мероприятиями, такими как Казантип, Global Gathering и активно набирал клиентов.

В 2014 году французский BlaBlaCar вышел на наш рынок и купил проект ребят. По разным оценкам — от $1 млн до $3 млн.

LIGA.net поговорила с Алексем Лазаренко о показателях компании в Украине, решениях проблем с безопасностью поездок, переходе на платную модель и водителях на luxury машинах.

О ЗАРОБОТКАХ, КОНКУРЕНТАХ И ПЕРЕХОДЕ НА ПЛАТНУЮ МОДЕЛЬ

— Абсолютно разный сервис, разный масштаб, но ДНК сохранилась. У BlaBlaCar был некий стереотип, что в постсоветских странах люди более замкнуты, чем в Европе. И никто никого к себе в машину пускать не будет.

Но поколение, на которое ориентировался сервис Подорожники, формировалось в эпоху открытой информации и интернета. И как оказалось, в каком-то смысле эти люди имели намного больше общего с европейцами, чем с людьми из Советского Союза.

Для BlaBlaCar наш и российский рынки были очень интересны. Это 200 млн человек, которые активно перемещаются между городами с подходящей для сервиса географией. Выход к нам подтвердил тот факт, что сервис может расти не только в рамках европейской ментальности.

Сегодня мы готовимся праздновать в Украине 5 млн пользователей. А начинали с десятков тысяч. После успеха в нашей стране BlaBlaCar запустился в Турции, Индии, Мексике, Бразилии. В мире у нас уже более 70 млн пользователей. И Украина — один из самых быстрорастущих регионов.

— Сколько из этих 5 млн — водители?

— 37%. При этом больше половины пассажиров имеют права. Это говорит о том, что мы оптимизируем использование автомобильного транспорта.

— Вы пробовали вводить платную подписку в конце прошлого года. Как она пошла?

— Сейчас сервис в большинстве стран присутствия монетизирован. Во Франции, например, взимается определенный сервисный сбор при бронировании каждой поездки исходя из ее стоимости. Для водителя это все бесплатно.

— В России перевозчики подают на BlaBlacar в суд. Как обстоят дела у нас?

— Безусловно, сервис растет, и у традиционных перевозчиков могут возникать к нам вопросы. Но в Украине подобных претензий не было. Более того, в Украине спрос со стороны коммерческих перевозчиков был одним из самых высоких в мире.

Мы блокировали десятки тысяч таких профайлов. Но в конце концов осознали, когда пообщались с пользователями, что многим не так уж и принципиально ехать в машине или микроавтобусе, или даже большом автобусе.

Предлагая несколько транспортных альтернатив на одной платформе, мы увеличим количество мест отправления и прибытия, доступных временных рамок и комфорта. Такое решение позволит BlaBlaCar стать глобальным маркетплейсом для совершения междугородних поездок по автодорогам и удовлетворить более широкий спектр потребностей пассажиров.

Каждый сможет найти для себя оптимальный вариант поездки (по времени и месту отправления, размеру багажа, наличию wi-fi, для поездки большой компанией и т.д.)

— Busfor, Flixbus — ваши конкуренты?

— Да, безусловно. Но напрямую в лоб мы с Busfor пока что не конкурируем. Они занимаются автобусными перевозками. Мы пока что сосредоточены на поездках peer-to-peer, а это разные пользователи

— Uber?

О ПРОВЕРКАХ ВОДИТЕЛЕЙ, ТРАГИЧНЫХ СЛУЧАЯХ И НЕЛЕГАЛЬНЫХ МАРШРУТКАХ

— Какие пять самых популярных направлений в Украине?

— Киев-Одесса, Киев-Львов, Львов-Краков, Киев-Харьков. Киев-Чернигов. Популярны поездки в Днепр, Черкассы, Ровно. Есть еще фактор сезонности. В летний период растет Одесса, в зимний, на Рождество — Львов. Кстати, уже около 20% поездок происходят прямо до двери. Стало больше водителей. И найти такого, который выезжает из твоего района или проезжает мимо, становится все легче.

Никто до BlaBlaCar не предлагал междугородние поездки от двери до двери, и, кажется, вряд ли кто-то сможет в ближайшее время, поскольку это требует огромной ликвидности и фрагментации, которая формируется годами или огромными инвестициями.

— Есть распространенное мнение, что BlaBlaCar является помощником для нелегальных перевозчиков. Он собирает людей в маршрутки без документов.

— Это слишком громкое заявление. Конечно же, BlaBlaCar не является драйвером таких перевозок. Мы блокируем нелегальных перевозчиков довольно-таки много. У нас есть алгоритмы, которые неплохо научились идентифицировать таких парней.

Но BlaBlaCar пришел к выводу, что можно построить более широкую платформу. Мы все-таки приняли решение идти в сторону автобусов, как я упоминал раньше. В частности во Франции была анонсирована сделка с одним из крупнейших автобусных перевозчиков. С ним мы будем идти и в другие страны Европы. В Украине тоже будет возможность бронировать автобусные перевозки.

— Будете ли делать идентификацию этих перевозчиков? Чтобы они загружали документы в систему.

— Безусловно, это так и происходит. Но в Украине этот процесс еще не запущен. Сейчас мы в процессе подготовки. В России проверка документов уже идет. Могут публиковать свои маршруты коммерческие перевозчики, которые подтвердили легальность своей деятельности. Подобное будет и в Украине уже скоро.

Были неприятные случаи, когда водители BlaBlaCar прощались с жизнью из-за опасных попутчиков. Как вы отреагировали?

— Это единичные случаи за всю историю BlaBlaCar во всех странах. И безусловно, когда происходят какие-то инциденты, мы взаимодействуем с пострадавшими и правоохранительными органами. Ведем себя максимально открыто. Нет ни одного инцидента, на который бы мы закрыли глаза.

— У вас будет какой-то секьюрити чек?

— Более эффективной проверки, чем отзывы и рейтинги, пока что не существует. Важно понимать, что человека, который задумал что-то плохое, не остановит практически никакая проверка. Но наша площадка — все же не место для таких вещей, поскольку очевидно, что остаться незамеченным не удастся.

К тому же опция ID-чека у нас уже запущена во многих странах.

В Украине есть с этим технические сложности. Например, у МВД нет открытых API, по которым можно было идентифицировать валидность паспорта и его владельца по номеру. Практически во всех странах это есть. Мы ищем локальное решение, и уже есть определенные идеи.

— Какие причины есть, когда вы отказываете в сервисе водителю или пассажиру? Блокируете аккаунт?

— Все очень банально. Например, если пассажир пожаловался на опасное вождение. Если человек регулярно бронирует поездки и не приходит, тоже блокируем. Блокируем за жалобы, если человек занимается систематической коммерческой деятельностью (извозом), а не просто подвозит людей.

— А потом они приходят под новыми аккаунтами?

— В том числе. И мы снова их блокируем. Играть постоянно в кошки-мышки нет смысла. И мы скоро предложим коммерческим перевозчикам формат взаимодействия.

ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ, ПОПУЛЯРНЫХ МАШИНАХ И СРЕДНЕМ ЧЕКЕ

— Сколько вы инвестировали в Украину?

— Сколько людей в команде?

— У нас небольшая команда — 5 человек. Это маркетинг и коммуникации. Во Франции — разработка. Служба поддержки работает из Варшавы.

— Сколько вообще совершается поездок?

— В Украине это несколько десятков тысяч в день. К примеру в период новогодних праздников водителями было предложено для бронирования порядка 1 млн мест. На Пасху — около полумиллиона. И практически все они были забронированы.

— Средняя стоимость поездки?

— А если в общем рынок поездок оценить, который вы создали?

На каких машинах возят попутчиков блаблакарщики?

— Volkswagen — на первом месте. Также в топ вошли Renault, Opel, Daewoo, Skoda, Ford.

— Сколько у вас в системе машин из сегмента luxury?

Об этом заявили в пресс-службе BlaBlaCar. Бронировать места на расстояния до 120 км можно будет без оплаты. Для владельцев автомобилей BlaBlaCar также останется бесплатным.

Руководитель BlaBlaCar в Украине Алексей Лазаренко считает запуск монетизации логичным шагом.

«За четыре года работы сервиса в Украине нам удалось сформировать масштабное сообщество, в котором водители и пассажиры могут найти друг друга и выехать в любое время из любого населенного пункта. Сегодня сервисом пользуются более 4 млн украинцев, ежедневно совершая десятки тысяч поездок по Украине и за ее пределы. В Украине мы вторые среди платформ, позволяющих забронировать поездку из одного города в другой. И на данном этапе запуск монетизации на украинском рынке для нас логичный шаг», – объяснил Александр Лазаренко.

Какой будет схема оплаты

После указания всех необходимых параметров (маршрута, даты и времени поездки) и выбора водителя сервис предложит пассажирам приобрести один из двух вариантов доступа: на день или на месяц. Нововведения коснутся только поездок на расстояния более 120 км.

С существующих пользователей первые три месяца комиссию брать не будут. Новые пользователи BlaBlaCar получат бесплатный доступ к бронированиям на один месяц.

Что говорят пользователи

Активный пользователь сервиса BlaBlaCar Иван рассказал «КРАПКЕ», что теперь будет чаще прибегать к услугам «Укрзализныци».

«Я пользуюсь BlaBlaCar уже три года, имею статус «Амбассадор» и множество позитивных отзывов. В месяц совершаю примерно две поездкив основном когда из-за ненормированного рабочего графика не знаю точно, в каком часу выеду, и не могу заранее купить билет на поезд. BlaBlaCar в этом смысле удобен. Если мне нужно ехать, например, в Винницу, я точно знаю, что у меня есть выбор из трех-четырех машин, которые едут от метро «Житомирская». Но если придется отдавать 50 грн за поездку и еще платить 150180 грн водителю, то будет дешевле взять билет на поезд за 100 грн. Так что из-за новых правил оплаты, скорее всего, буду чаще ездить на поездах», – признался Иван.

Он предполагает, что многие пассажиры, выбиравшие BlaBlaCar из-за стоимости (поездки на нем были дешевле междугородных маршруток), тоже будут искать альтернативу. «Не исключаю, что скоро появятся аналогичные сервисы, только бесплатные. О них заговорили сразу, как только появились слухи о том, что BlaBlaCar сделают платным. На самом деле они уже есть, только менее популярны. Например, на сервисе «2Event» точно так же можно искать попутчиков для поездок не только на поездах и самолетах, но и на автомобилях», – подчеркнул Иван.

Читать еще:  Обзор Audi A7 Sportback 2018

Главное – остаться живыми. Почему BlaBlaCar опасен для беларуса

Однажды студент из Стэнфорда Фредерик Маззелла захотел уехать домой аккурат под Рождество, к родным в небольшое французское село. Решение было спонтанным. Все поезда были забиты намертво, купить билет было невозможно. Фредерик обратил внимание: на дорогах было полно пустых машин. Тут студенту и пришла идея: почему не разделить с водителем деньги на бензин в обмен на место в машине? Так появился международный сервис райдшаринга, т.е. совместных поездок на автомобиле Blablacar.

Водитель и попутчик могут найти друг друга через официальный сайт или мобильное приложение, чтобы разделить расходы на бензин и добраться до места назначения бюджетно и в приятной компании. Но, как показывает практика, концепции европейских стартапов (Россия франшизу выкупила в 2014 году) сурово рушатся о постсоветский быт: сервис становится оккупирован обычными бомбилами, которые не будут вам рассказывать классные истории, а набьют машину канистрами самогона и посадят к вам на колени строителя-нелегала без документов.

Идея сервиса поначалу была очень крутой, но мы с Ирой Михно ради Atlas Weekend’a в Киеве использовали BlaBlaCar, и теперь можем рассказать, почему в странах СНГ это совершенно дикая авантюра.

История №1. Катя и пять строителей-нелегалов в машине посреди поля

Из Москвы мне нужно было добраться в Киев. Быстро и недорого. Вариант автобуса не подходил: долго, неудобно, тут бы уже не жаль потратиться на самолет, но прямых рейсов Москва-Киев нет. Поезд – неоправданно дорого, почти как самолет. Вспомнили про Блаблакар – у подруги, недавно ездившей из Минска в Смоленск, был хороший опыт: водитель вообще не взял с неё денег, сказав, что просто не любит ездить один. Ему нужны были попутчики, чтобы не клюнуть носом за рулем. Я нашла машину с водителем Мариной.

Рейтинг у неё был 4,9 звезд, отзывы – сплошь хорошие, проверила и попутчиков (можно смотреть профили). За два часа до отправления в нужный день мне пришло смс «Марина отменила вашу поездку». В голове сразу: «Это что, потому, что я беларус?!» (до этого девушка переживала, что связаться со мной можно только по роумингу). Причина так и осталась неизвестной, но мне пришлось экстренно искать другие варианты.

Нашла Ивана с рейтингом 4,6. Без фото профиля, но с хорошими отзывами: «Иван в беде не подведет», «отличный водитель» и т.д. Потом я поняла, что такие отзывы можно писать друг другу, даже если ты не водитель (моей подруге пришел отзыв, что поездка с ней в качестве водителя прошла отлично, хотя она была зарегистрирована, как попутчик). Цена стояла фиксированная – дороже, чем у Марины, но выбирать уже особо не приходилось. Бронирование подтверждено, поезда по плану через три часа, но тут звонит Иван: «Знаете, там сервис напутал, какая стоимость указана? (1650 рублей – говорю) Нет, я две тысячи беру. А еще мне нужно забрать посылочку, поедем позже!» Время отправления на сайте было 13:00. Посылочку забрать он должен был в три. Стартовать из Москвы – в четыре. Выехали мы в восемь вечера.

К 16:00 мы, с провожающей подругой, приехали на автовокзал – там была точка сбора. Согласно брони на сайте, со мной должны были ехать еще одна девушка-брюнетка и парень средних лет. Водитель не появился. На звонки отвечал: «Я за рулем, подождите еще час». В итоге через три с половиной часа у дороги меня ждал черный бусик-мерседес. Внутри был Иван из Западной Украины (как он расскажет позже) и мужчина, постоянно делающий языком дико неприятные звуки (что-то наподобие цокания о передние зубы, с приоткрытыми губами и чуть всасываемом воздухе). Говорю, «Иван, я вас с обеда жду, неплохо бы оставить цену хотя бы той, что указана на сайте». Но Иван был непреклонен, а мне, с простудой и заложенным всем, уже слишком хотелось просто уехать.

– Кого-то еще ждем?
– Нет, всё, едем.

Думаю: круто, еще и одна в целом бусе. Факт: два не самых приятных бомбилы у руля, но довезут же. А потом что-то пошло не так.

Мы выехали из Москвы, но приехали. на хутор. Остановились у стройки дома, Иван сказал мне: «Нужно будет чуть подвинуться», – и дальше я уже впала в шок. Из-за высокой калитки выходят пять рослых мужчин-строителей: как из нашей Раши, с огромными сумками-клунками и гыгыкающими звуками. Стою и думаю: «Они просто загрузят вещи, они же не поедут с нами». Машина была укомплектована баулами так, что на границе не открылся багажник (это решилось парой сотен гривен в паспорте). Все пятеро полезли в машину. В этот момент даже мои панические атаки помахали ручкой: «Не, подруга, тут давай сама!» Я. Семеро незнакомых мужчин. Ночь. Говорю: «Иван, а это с нами. » – «Да, Катя, садитесь вперед». В голове я постоянно держала мысль про длинный ключ от верхнего замка и то, что нужно бить в кадык, – морально я простилась со всем, чем только можно. Выстроила себе список того, что, в принципе, смогу пережить. Главное – вообще остаться живой.

Потом меня предупредили еще про двух попутчиков. Даже если бы в тачку залезли мафиози с пушками и головой коня, я бы уже не удивилась. Это было решающим моментом: если по дороге мы берем еще двух странных мужчин – я выхожу и ловлю попутку хоть в лесу. Подарком небес – пассажирами – оказалась пара украинцев 55+ лет. На парковке они обматерили водителя так, как я не слышала со времен разборок у бабушки в деревне: «Мы тебе что, проститутки, стоять шесть часов на трассе?!»

Мне стало весело. Пара оказалась очень милой. Строители – безобидными, но без регистрации (такса на границе – 150 гривен за каждого пассажира, «чтобы не было проблем»). Мы, естественно, ехали гораздо дольше, чем нужно, на полчаса заезжали поесть чебуреков, а точка высадки была вообще не там, где планировалось. В общем, больше сервисом я пользоваться пока не готова.

История №2. Ира и водитель, который кинул пассажиров посреди ночи

Неделю назад выпала шикарная возможность съездить на опен-эйр в Киев. Так как вариантов добраться до Киева в выходной день, кроме как на «Минсктрансе», не было, мы провели ночь в максимально некомфортабильном автобусе с мыслью: «Назад едем точно на BlaBlaCar».

Зашли в приложение, выбрали единственный в нужный день вариант Киев-Минск в 22:50 с земляком Русланом на Volkswagen T5, и счастливые отправились пить сидр. Лично у меня опыт поездок (не такси) с незнакомыми водителями за деньги – небольшой: один раз спокойно добралась домой из Вильнюса. Но у моего спутника путешествий на BlaBlaCar было гораздо больше, поэтому, когда в день отъезда телефон нашего заказного водителя был недоступен, он спокойно сказал: «Переживать не стоит, у чувака хорошие отзывы». За два часа до времени отправки из Киева телефон водителя все еще не был включен. Лень и первая стадия «отрицание» погасили желание искать альтернативный путь домой: а вдруг беларус решил сэкономить на роуминге? К тому же, как показывало приложение, с нами места в машине Руслана забронировали еще пять человек, а он поездку не отменял. Время близилось к 22:00, мы приехали на место отправления – станцию метро «Почайна». Приехали и оказались на остановке посреди местного рынка, где отчетливо было ясно – недалеко прорвало канализацию. Когда часы показали 22:50, мы включили режим сталкера и начали отслеживать все крупногабаритные машины, как у нашего Руслана, но из похожих увидели только бус с усатым мужиком и помидорами.

Раз десять перепроверили точку посадки и познакомились со всеми украинцами, которые были в округе – никто в Минск не собирался. Водитель упорно не отвечал ни на смс и во всех существующих мессенджерах, ни на телефон. В 23:20 людей вокруг практически не осталось, в 23:30 мы пришли к мысли, что Руслан не приедет. Судорожно искали варианты, но все автобусы уже уехали – следующий был только в 9 утра. Уехали в три часа ночи на поезде – спасибо другу, который посреди ночи перевел нам на карту денег. Но это не все: по приезду мы поняли, что в приложении BlaBlaCar пропала кнопка «поездка не была совершена». То есть наказать водителя за его безответственность вообще никак нельзя – даже просто публично, не говоря уже о неких административных взысканиях. Напомню, номер машины в приложении тоже не демонстрируется. Через день Руслана, видимо, замучила совесть, и он решил ответить: «Прошу извинить, у меня отменили рейс самолета, а в аэропорту не работал WI-FI». Не знаю, в каком аэропорту мира еще нет интернета. Равно как не знаю, что может сделать беларус, которого кинул BlaBlaCar, кроме излияния душевной боли в социальных сетях.

Почему ваши отрицательные отзывы не работают

Когда мы сделали посты в те самые соцсети, в комментариях набрался еще десяток историй о том, как блаблакар по направлениям «Украина и Россия» пугает водителями, их навыками вождения и музыкальными предпочтениями. Диджей Людмила Погодина поделилась, что опыт поездок по Европе – совершенно нормальный, а вот из Беларуси в Берлин она никогда больше не поедет. Варшава-Брест – терпимо, но куплеты шансона теперь никогда не забыть. Геолокация накладывает на любой сервис местные законы бизнеса и свой колорит. Еще одна знакомая, Карина, пару лет назад домчалась до Питера за шесть часов: 80% времени они ехали с водителем из Мурманска по встречке на ладе со скоростью 100-120 км в час. В шутку он рассказывал, как «однажды снес тачкой забор, но легко отделался». Есть и хорошие истории: бывший коллега радовался расшеренной поездке по Италии, кто-то – недалеким поездкам в Вильнюс, а кто-то делил место в машине с канистрами с самогоном и соглашался на условие «высажу тебя на трассе».

Читать еще:  Лучшая автомобильная шпаклевка: какую выбрать, разновидности, особенности применения

Самое адекватное в таких ситуациях – оставлять отзыв. Но он показывается на сайте только в том случае, если водитель оставил его и тебе. На водителя можно пожаловаться, но что даст это жалоба – непонятно. У Ивана и Руслана все такие же рейтинги и все та же калька положительных отзывов.

На чём зарабатывает BlaBlaCar

В России и Беларуси – ни на чем, если мы говорим про сам сервис. Как утверждают основатели РФ-блаблакара, сначала им нужно сформировать рынок и доверие к компании, а потом подключать каналы монетизации. В Испании, Франции и еще нескольких европейских странах комиссия сервиса составляет в среднем 10-13% процентов с суммы, которую платят пассажиры. Логично, что когда сервис получает с тебя деньги, он заботится о том, чтобы водитель тебя не кинул, не потребовал оплаты втридорога и не совершил попытку изнасилования.

У сервиса была не совсем успешная попытка монетизации и в РФ: в феврале 2017 года при поездках между Екатеринбургом и Челябинском пассажиры должны были заплатить «таксу» за услуги в размере 20% от суммы, после чего пробный период был завершен и сервис остался бесплатным. Так что в русскоговорящих странах BlaBlaCar – это не Booking, а скорее просто форум, где никто никому ничего не должен. При этом по данным на 2017 год, BlaBlaCar обслуживает 50 миллионов пользователей в 22 странах (более 12 миллионов приходится на российский рынок). Все эти люди ездят без каких угодно гарантий.

А где тогда безопасность

В анкете попутчики, как и водители, публикуют свои фотографии, но они могут быть и не своими. То есть сорокалетний Игнат может поставить на аватарку тридцатилетнюю блондинку Еву, и никакой верификации личности там не будет. Водители, если хотят, оставляют краткое био или привязывают профиль соцсетей. Но никто не контролит достоверность информации – правдивым будет только почта и номер, к которому вам нужно привязать профиль.

В Индии сервис вводил ID-check (онлайн-верификацию по документам) водителей, с фото паспорта или карты налогоплательщика на выбор. В профилях индийских водителей есть даже информация о месте работы и уровне заработка. Люди все ещё сомневаются в возможности доверять незнакомцам. У нас такой опции нет. На сайте сервиса красуются правила пользования, по которым водители не имеют права отменять поездки, не предупреждая пассажиров. Им нельзя перевозить грузы и животных, врать о количестве человек в поездке, менять цену в личном общении, писать ненастоящие данные. Кто следит за выполнением этих правил? Правильно, никто.

После поездки попутчики ставят друг другу оценки и оставляют отзывы. Таким образом можно определить, комфортно ли вам будет ехать с конкретными людьми. Но отзывы могут быть ненастоящими – комментарии к поездкам, которые оставляли мы, не показываются на профилях водителей. Пожаловаться, что поездка отменена не по воле пассажира, тоже негде. Так что вы как пассажир не знаете ни человека, который вас повезет, ни правдивую информацию о том, как он ведет себя в поездках. И если что-то случится, вы не сможете пожаловаться начальству или потребовать комментарий компании – по закону никто вам ничего не должен. Так что останется записать номера машины и доказать, почему блондинка Ева оказалась Игнатом и существует ли вообще этот человек.

Станет ли BlaBlaCar платным для россиян?

– В октябре 2018 года сообщалось, что сервис BlaBlaCar ввел монетизацию в России. Тогда говорили, что вводится абонентская плата для пассажиров. Но сервис остается бесплатным. Это надолго?

– Мы регулярно проводим разные тесты, перед тем как запустить ту или иную фичу. Так было перед запуском функции верификации пользователей по паспортам, так было перед началом работы с автобусными перевозчиками.

BlaBlaCar запустит в России идентификацию по паспортам

Меры предпримут из соображений безопасности пользователей

В 2018 году мы тестировали монетизацию в некоторых регионах России, но в итоге решили отложить полноценный запуск на поздний срок. Монетизация – очень важный и сложный шаг, к которому нужно подойти аккуратно и взвешенно. Спешка тут ни к чему.

Сегодня BlaBlaCar монетизирован в половине из 22 стран своего присутствия, при этом Россия – крупнейший рынок. Так что запуск монетизации – это вопрос времени.

Масштабы и особенности

Сегодня BlaBlaCar работает в 22 странах, но только в странах Западной Европы сервис монетизирован и приносит прибыль. Основная цель компании – активный рост, а не чистая прибыль. Все деньги, которые приносит проект, реинвестируются в рост и развитие самого сервиса. За десять лет было привлечено около 320 миллионов долларов инвестиций. Сегодня компания оценивается в 1,6 млрд долларов.

BlaBlaCar дает возможность выгодно и удобно путешествовать миллионам людей по всему миру, не имея при этом ни одного собственного транспортного средства или нанятого водителя.

Благодаря специальным иконкам можно узнать об отношении попутчиков к курению, к музыке, домашним животным, коммуникабельности (bla, blabla и blablabla).

Также попутчики публикуют свои фотографии, оставляют краткую информацию о себе, привязывают профиль соцсетей, что позволяет видеть степень коммуникабельности человека.

После поездки попутчики ставят друг другу оценки и оставляют отзывы. Таким образом, по отзывам, оценкам и прочей информации можно легко определить, комфортно ли будет ехать с конкретными людьми. Занятно, что девушки-водители могут скрыть свои предложения о поездках от мужчин и путешествовать только в женской компании. BlaBlaCar – это не автостоп и не такси.

Алексей Лазоренко: «Несмотря на кажущееся сходство, BlaBlaCar принципиально отличается от автостопа, поскольку вы знаете, с кем, когда и за сколько вы будете ехать. В автостопе же все эти важные параметры неизвестны до момента самой поездки, которая тоже не гарантирована. Поэтому в этом плане сервис имеет куда больше общего с общественным транспортом. Такси – это внутригородской транспорт, а BlaBlaCar – междугородний. В такси водитель оказывает услугу, чтобы заработать. Благодаря нашему сервису водитель лишь частично компенсирует расходы, позволяя пассажирам присоединиться к своей поездке, которую он совершит в любом случае, с попутчиками или без».

Ирина Рейдер, BlaBlaCar: выйдем с наименьшими потерями и восстановимся одними из первых

Из-за карантина и связанных с ним ограничений рынок перевозок переживает непростые времена. Эта отрасль — одна из наиболее пострадавших. Sostav пообщался с руководителем BlaBlaCar в России Ириной Рейдер о временной преостановке деятельности в России, особенностях маркетинга карпулингового сервиса, судебных разбирательствах и монетизации.

Маркетинг в условиях отключения

Для начала хотелось бы поговорить о самом насущном. В связи с коронавирусом BlaBlaCar объявил о приостановке работы сервиса в России. Как долго может продлиться такой режим? Как это повлияет на деятельность компании? Как обстоят дела в других странах, где работает сервис?

Мы действительно приостановили на время деятельность сервиса в России. Эта насущная мера, вызванная, в первую очередь, заботой о пользователях сервиса, а во вторую — действиями властей, которые ограничивают передвижение людей, стараясь сдержать распространение вируса.

На сервис это влияет самым непосредственным образом — он просто не работает. Но дело в том, что BlaBalCar — это сообщество людей. Как только трудные времена закончатся, режим изоляции будет снят, наше сообщество постепенно вернется на платформу и продолжит путешествовать.

В других странах наши дела обстоят плюс-минус похожим образом, потому что пандемия имеет глобальный характер. В этом смысле у нас единые подходы к заботе о пользователях. Другой вопрос, что мы не синхронно отключали платформу, а поэтапно, в зависимости от ситуации в конкретной стране.

Как еще коронавирус повлиял на ваш бизнес в России и в других странах?

Все сотрудники сейчас работают из дома. Платные каналы остановили полностью. Поставили на паузу какие-то планировавшиеся партнерства. Тем не менее, все сотрудники на связи, все работают.

Как изменилась ваша маркетинговая стратегия?

Как я уже сказала, в данный момент мы вообще остановили платный маркетинг. По сути остался только органический трафик, но он довольно большой, потому что узнаваемость бренда BlaBlaCar хорошая. Далее будем действовать по обстоятельствам. По мере отмены ограничительных мер на передвижение будем постепенно возобновлять маркетинг и вновь призывать людей совершать совместные поездки с попутчиками и покупать билеты на автобусы онлайн.

Какие каналы продвижения использовали раньше?

Традиционно мы, как онлайн-сервис, используем всевозможные онлайн-каналы, продвижение через партнеров, офлайн-рекламу, например, радио и так далее. Помимо этого регулярно делаем разные спецпроекты. Например, в позапрошлом году в момент проведения чемпионата мира по футболу, у нас был проект со Sports.ru, в рамках которого их журналисты ездили на BlaBlaCar между городами и делали репортажи с места событий. В прошлом году был классный проект с «Синими ведерками» — лидер движения Петр Шкуматов проехал с разными попутчиками BlaBlaCar от Москвы до Сочи и обратно и по пути проверял АЗС на предмет качества бензина и его долива. Получилась классная история, которая привлекла большое внимание автовладельцев прямо в канун летнего сезона.

Раньше делали много офлайновых активностей. Участвовали в музыкальных фестивалях, типа «Нашествие». Проводили встречи с пользователями в разных городах — от Санкт-Петербурга до Новосибирска. Это было в момент, когда нам важно было построить комьюнити и собрать критическую массу активных пользователей. Мы, кстати, успешно добились этой цели, сегодня у нас более 25 млн пользователей в России.

Как текущая ситуация может изменить компанию в будущем, карпулинговую отрасль и бизнес, связанный с перевозками, вообще?

Пока сложно сказать. Очевидно, какие-то изменения произойдут, но думаю, что не критичные, потому что людям как и прежде, нужно будет совершать междугородние поездки.

Считаю, что из этой ситуации мы выйдем с наименьшими потерями и восстановимся одними из первых, потому что этот кризис сильно ударит по карману простых людей, а поездки с попутчиками это как раз то, что позволяет экономить. Также ожидаем последующий всплеск внутреннего туризма, а это тоже нам на руку.

Смена позиционирования

Почему BlaBlaCar перестал себя позиционировать как карпулинговый сервис?

В какой-то момент мы поняли, что развитие информационных технологий и отрасли транспорта так сильно изменилось за годы существования BlaBlaCar, что ограничивать себя лишь карпулингом, значит ограничивать наших пользователей в возможности выбора транспортных опций. В каком-то смысле это было даже не наше решение, а требование рынка. И если какое-то время мы активно боролись с проникновением автобусных перевозчиков на платформу, то потом поняли, что в этом нет смысла, если нашим пользователям действительно иногда удобнее ехать именно на автобусе. С 2019 года мы отошли от позиционирования себя как исключительно карпулинговой платформы и теперь стремимся стать глобальным маркетплейсом для автодорожных поездок, что подразумевает комбинирование на платформы карпулинга и автобусов.

Читать еще:  Лучшие летние шины r17 для легковых автомобилей: бюджетные модели, отзывы владельцев

В прошлом году мы закрыли сделку по покупке компании Busfor — это крупнейший дистрибутор онлайн-билетов на автобусы в Центральной и Восточной Европе. То есть, по сути, BlaBlaCar в России сегодня стал и крупнейшим карпулинговым сервисом, и крупнейшим продавцом онлайн-билетов на автобусы по всей стране.

Это касается только российского подразделения или в целом всей компании?

Это касается всей компании. Ранее мы купили, например, одного из крупнейших автобусных операторов Франции, компанию Ouibus, на базе которого запустили сервис BlaBlaBus. До пандемии на дорогах стран Западной Европы вы легко могли видеть брендированные автобусы наших партнеров. В России мы автобусное направление развиваем по другому сценарию. По сути здесь мы просто являемся площадкой, которая агрегирует предложения автовокзалов и регулярных междугородних автобусных перевозчиков. Используя наши технологии, автовокзалы продают билеты онлайн нашей огромной аудитории.

Мы также развиваем автобусное направления и в других странах, вплоть до Бразилии. Так что это глобальная стратегия развития компании.

Выход на новый рынок сказался на штатной структуре компании? Сколько человек сейчас работает в маркетинге компании, какие бюджетами оперируете?

На примере России: до середины 2019 года российская команда BlaBlaCar составляла 15−20 человек. После покупки Bufor общее число сотрудников превысило 100 человек. Все сотрудники Busfor сохранили рабочие места и продолжают работать.

В России так мало сотрудников, потому что административные блоки и разработчики компании находятся в головном офисе в Париже.

Что касается маркетинга, то после объединения двух команд отдел увеличился до 6 человек. Бюджеты, к сожалению, раскрыть не могу.

Особенности реализации проектов

Коснулась ли вас общая тенденция перехода на инхаус? Какой объем работы отдаете на сторону?

Что касается наших «традиционных» каналов продвижения, то здесь мы делаем всю работу своими силами. Но иногда привлекаем сторонних специалистов, если пробуем для себя что-то новое или задача требует недостаточных внутри компании компетенций. Например, мы нечасто даем ТВ-рекламу, поэтому для подготовки ролика, который крутили на федеральных каналах, мы привлекали агентство. Или недавно у нас был тест с продвижением в соцсетях через мобильную игру. Для создания этой игры привлекали подрядчика.

Можете рассказать про последние удачные маркетинговые проекты, которыми хотелось бы похвастаться? Были ли неудачные проекты?

Сейчас у нас есть ламповый проект вообще без какого-либо бюджета, нацеленный только на аудиторию соцсетей, который называется «Едем с медведем». Суть проекта: игрушечный медвежонок путешествует по маршруту Москва-Владивосток-Москва. Наши пользователи просто передают его другу другу. Мы потом с ними связываемся и далем про эти добрых и хороших людей посты в нашей группе во «ВКонтакте». Сейчас мишка уже на обратном пути из Владивостока, находится в городе Биробиджан. К сожалению, застрял там в связи с тем, что мы приостановили работу сервиса.

В целом могу сказать, что у нас довольно эффективный отдел маркетинга. Это и заслуга российской команды, во главе с ее руководителем Михаилом Добровым, и экспертиза наших зарубежных коллег, которую мы регулярно применяем на российской почве. Неудачных проектов у нас нет, потому что даже если какой-то из проектов и не достиг намеченных KPI, полученный опыт всегда того стоит.

Карпулинг и судебные разбирательства

BlaBlaCar в СМИ часто упоминается не только как сервис для поездок, но и как сервис, который постоянно кто-то хочет закрыть через суд. Кто с вами судится и почему?

У нас было несколько судов с одной и той же компанией. Каждый раз суд становился на сторону логики и справедливости — нельзя запретить простым людям подвозить попутчиков, если они при этом не получают финансовой выгоды, а лишь частично компенсируют расходы на топливо.

В прошлом году Минтранс подготовил проект законопроекта о регулировании такой деятельности. Сейчас он проходит межведомственное обсуждение и мы очень надеемся, что в ближайшей перспективе будет принят. Мы выступаем категорически за принятие этого закона. Он проведет границу между карпулерами и коммерческими перевозчиками. Он на законодательном уровне защитит миллионы простых людей и все карпулинговые компании.

В других странах вам тоже приходится отстаивать свое право на существование через суд?

Во многих странах понятие карпулинг так или иначе закреплено в законе, поэтому нам не нужно доказывать легальность своей деятельности. Лет пять назад в Испании был похожий иск к нашей компании. Но и там суд постановил, что деятельность компании не нарушает законы Европейского Союза.

Тут важно отметить, что во многих развитых странах государство, наоборот, стимулирует развитие карпулинга, потому что такая активность позволяет сокртить число автомобилей на дорогах, а значит сократить пробки и выбросы СО2 в атмосферу.

Монетизация бесплатного сервиса

Сервис в России до сих пор не монетизирован, хотя Россия является крупнейшим рынком для компании. При этом рынки Франции, Германии, Испании, Италии и других европейских стран монетизированы. Что не так с Россией?

В странах, которые вы перечислили, мы начали работать гораздо раньше, чем в России. При выходе в новую страну для нас всегда первоочередной задачей было собрать как можно большее сообщество попутчиков, а уже потом запускать монетизацию. Это вполне логичный ход. Вы наверняка знаете, что мы в России уже делали несколько тестов с монетизацией. Анализировали, как это лучше сделать, готовы ли россияне платить за такую услугу, как это может повлиять на приток новых пользователей. Результаты вполне оптимистичны. Дело в том, что наш сервис позволяет снять вполне конкретную «боль» наших пользователей — возможность совершать выгодные поездки по удобному маршруту в максимально короткие временные сроки. А если ты даешь людям то, что им нужно, то они готовы тебе за это заплатить.

Можете рассказать подробней про модель монетизации BlaBlaCar?

У нас в разных странах работают две разные модели монетизации. Где-то пользователи платят сервисный сбор за каждое бронирование места (например, во Франции), где-то покупают абонемент на определенный срок использования сервиса (например, в Германии). В России пользователи пока расплачиваются между собой наличными, а сам сервис комиссию за свои услуги не берет.

Как распознать мошенника

Никто не хочет стать жертвой авантюристов, поэтому ниже описаны распространенные «проколы» мошенников, а также, на что стоит обратить внимание при выборе пассажира или попутчика. Конечно, это не говорит о стопроцентоной вероятности того, что вы нарвались на мошенника, но акцент сделать на этом стоит, итак:

  • внимательно изучите аккаунт человека, с которым вы планируете поездку. Обратите внимание на дату создания профиля, рейтинг, количество поездок и отзывы. Если профиль создан недавно, и не имеет никаких отзывов – стоит насторожиться о добросовестности оппонента;
  • после подтверждения перевозчиком за вами местом – позвоните ему для уточнения нюансов. Если же перевозчиком являетесь вы, и забронировавший место человек вам не перезванивает – лучше снимите с него бронь;
  • оплачивайте дорогу при посадке в автомобиль либо непосредственно на месте дозаправки;
  • не указан автомобиль в профиле. Достаточно серьезный звоночек, так как честному перевозчику скрывать нечего;
  • изучите привязанные к профилю бла бла кар странички соцсетей. Если они явно фейковые – насторожитесь, скорее вы попали на афериста;
  • соотнесите указанный возраст и фото на аватарке. Если явные различия, и голый аккаунт – профиль создан на скорую руку;
  • просите фото прав перевозчика. Если он отказывается вам их предоставлять, прикрываясь глупыми отговорками – явно мошенник. Нормальный перевозчик поймет ваше беспокойство, и для него, скинуть фотографию своих прав не проблемно.

Как работает Бла Бла Кар

Сначала вы регистрируетесь — заполняете всего 5 полей: имя, фамилию, e-mail, год рождения, пароль. Затем подтверждаете регистрацию через свой почтовый ящик перейдя по ссылке из письма. Всё! Осталось найти свою поездку пассажиром. Совершаете вход на сайт (на главной странице официального сайта БлаБлаКар ссылка «войти» в правом верхнем углу). Укажите пункт отправления, куда держите путь, дату, затем нажмите «Найти поездку». Выберите нужный вариант и обратите внимание на такие пункты:

  • марка автомобиля (избегайте маршрутных такси, например, Mercedes-Benz Sprinter или Volkswagen Crafter);
  • опции (например, шофер гарантирует, что на заднем сиденье будет не более 2 человек);
  • автоматическое подтверждение брони (значок молнии) — запрос принимается автоматом, а при необходимости он рассматривается водителем, к которому вы обратились в плане поездки в едином направлении;
  • пассажиры в этой поездке — обозначаются кругами (если круг закрашен, значит с вами едет кто-то еще);
  • другие данные о водителе и правила поведения (например, шофер указывает, что он любит поговорить или предпочитает тишину, запрещает курить в авто или перевозить животных).

Мнения автора

Печально читать про такие истории. Я вижу в них только ущемление прав человека, я беря попутчика на данной платформе не преследую цель обогащения, но когда еду на 1 300 км хотелось бы сэкономить на поездке, поэтому беру попутчика. С таким ростом цен на бензин это вполне здравый поступок, а человек скидываясь получает возможность быстрее и удобнее, по времени, доехать до своего пункта назначения, кооперация. Государство же пытается сунуть свой нос во все аспекты нашей жизни, скоро в постель к нам залезет, а то я угостил её вином, женой она мне не является, возможно она получила прибыль в виде вина, а я незаконную услугу. Всё это бред!

Государству надо бороться с теми, кто занимается этим в коммерческих целях, пользуясь данной платформой, таких действительно полно, особенно в небольших городах, но скорее всего там есть свои интересанты, которые вполне успешно закрывают глаза.

Всем спасибо за внимание! Хотелось бы услышать, что вы думаете по этому поводу. Буду благодарен за ЛАЙК и подписку, от вас не убудет, а мне мотивация и развитие канала!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector