Ремонт и чистка впускного коллектора автомобиля
Ремонт и чистка впускного коллектора автомобиля
Статья о том, как правильно ремонтировать и очищать впускной коллектор двигателя машины. Советы и рекомендации. В конце статьи — интересное видео о впускном коллекторе автомобиля.
Содержание статьи:
- Конструктивные особенности
- Процесс инженерного развития впускного коллектора
- Возможные поломки
- Ремонт впускного коллектора
- Чистка
- Видео о коллекторе
Для того, чтобы двигатель автомобиля работал безотказно, необходимо, чтобы все составляющие детали и узлы были в абсолютной исправности – от клапанов до впускного коллектора. Особенно важно состояние именно впускного коллектора, который осуществляет смешивание топлива с воздухом в нужных пропорциях.
По сути дела, впускной коллектор – это довольно сложное устройство, работающее таким образом: топливо с воздухом проникают внутрь системы, и там образовавшаяся смесь разделяется на несколько потоков, количество которых завит от численности цилиндров.
В результате работы поршни цилиндров разряжают емкость до состояния, близкого к вакууму, которое нейтрализует газы из картера, попадающие внутрь коллектора через вентиляционные коммуникации. Эти газы перемешиваются с парами бензина, и полученная смесь затем воспламеняется. Такая конструкция позволяет довольно ощутимо сокращать ядовитые выхлопы в окружающую среду.
Почему нужна очистка впуска: дизель и частые проблемы из-за сажи
Владельцы авто с дизельным двигателем хорошо знают, что любые сбои и отклонения в работе данного типа ДВС требуют немедленной диагностики и устранения. Дело в том, что даже непродолжительная эксплуатация дизеля, который начал троить, дымить и т.д., может в скором времени привести к намного более серьезным последствиям.
Однако даже если вдруг стали заметны определенные сбои (пропала тяга, появились скачки оборотов, при перегазовках идет черный густой дым и т.д.), такие признаки не всегда указывают на то, что обязательно необходим сложный и дорогой ремонт. Другими словами, владельцу не стоит сразу расстраиваться, так как решение проблемы может оказаться весьма простым.
Дело в том, что во многих случаях виновником сбоев в работе дизельного двигателя является банальная грязь и отложения, которые скапливаются во впускном тракте. При этом дизельный двигатель ведет себя так, как будто наступил критический износ агрегата.
- Что касается самих причин загрязнения впуска, их существует достаточно много. На территории СНГ обычно виновником можно считать низкое качество дизельного топлива, пониженное цетановое число, наличие дополнительных примесей. В результате создаются все условия для усиленного нагарообразования и коксования.
- Также не стоит забывать о том, что для снижения токсичности выхлопа все современные дизели имеют систему EGR, то есть во впускном коллекторе стоит специальный клапан EGR, который позволяет реализовать рециркуляцию отработанных газов.
Если коротко, когда двигатель работает под небольшой нагрузкой, через этот клапан часть выхлопа поступает во впуск и смешивается с воздухом, который подается в цилиндры. В процентном соотношении около 15% отработавших газов составляют долю в общей массе топливно-воздушного заряда.
Благодаря тому, что в добавленном таким образом выхлопе нет кислорода, замедляется скорость горения топливно-воздушной смеси, в результате чего понижается и температура горения. Это приводит к снижению оксидов азота (NOx) в составе выхлопных газов.
Кроме экологических задач система рециркуляции также позволяет снизить риск возникновения детонации в тех режимах, когда дизель работает на максимально обедненных смесях. Отключение системы ЕГР (клапан для подачи выхлопа во впуск закрыт) происходит тогда, когда двигатель находится под высокими или постоянными нагрузками, то есть нужна исключительно «богатая» мощностная смесь.
- Еще добавим, что к дополнительному загрязнению впускного коллектора причастен и сапун системы вентиляции картера, который также сбрасывает избытки картерных газов во впуск. Как известно, в картере присутствует масляный туман, при этом маслоуловители до конца не способны задержать все частицы смазки.
Получается, во впуске накапливается не просто сажа, а маслянистая грязь, которая активно загрязняет все поверхности и сам клапан системы рециркуляции отработавших газов EGR.
При этом важно понимать, что если клапан начнет «подвисать» или заклинит, отработавшие газы могут постоянно подаваться во впускной коллектор, то есть это будет происходить на всех режимах. Естественно, в подобной ситуации не следует ожидать от мотора тяги, а от дизельного автомобиля разгонной динамики.
- Идем далее. Выделив среди частых причин загрязнения впускного тракта дизельного двигателя систему ЕГР и вентиляцию картера, к этому также стоит добавить неисправные свечи накала. Дело в том, что если свечи работают некорректно, тогда запуск холодного дизельного ДВС сильно осложняется. Во впускной коллектор начинает попадать дизельное топливо, которое еще больше загрязняет впуск.
С учетом вышесказанного становится вполне очевидно, что впускной коллектор со временем покрывается плотным маслянистым слоем грязи, в результате чего дизельный мотор начинает работать неустойчиво, теряет мощность, появляется дымный выхлоп и т.д.
Неисправности
Впускной коллектор имеет довольно сложную конструкцию. Как результат вероятность поломки вырастает в несколько раз. Довольно часто из строя выходят наиболее чувствительные элементы системы.
Чаще всего ломаются заслонки впускного коллектора. Это и не удивительно, ведь на них во время работы приходится наибольшая нагрузка, да и мощность автомобиля значительно падает. В это же время увеличивается потребление топлива. Становится хуже тяга. В работе двигателя появляются сбои.
Также довольно часто ломается клапан, который отвечает за управление заслонками впускного коллектора. Из-за этого в коллектор начинает просачиваться масло, и его расход в значительной мере увеличивается.
Как было сказано выше сейчас при создании впускного коллектора часто используются композитные материалы. Некоторые детали делаются из пластика. Из-за этого трубки могут отсоединяться от завихрителя. Признаком поломки такого рода будет шум и треск при движении.
Хуже всего, когда из строя выходит датчик абсолютного давления. В таком случае двигатель может просто не запуститься. К счастью, в большинстве случаев блок управления способен адекватно отобразить эту поломку. Система просто начнёт работать в аварийном режиме.
Возможные неисправности
Неисправность рассматриваемого элемента впускной системы становится причиной выхода из строя чувствительных деталей. Максимальная нагрузка оказывается на заслонку. Поэтому она чаще других выходит из строя.
Засорение происходит чаще всего. Это связано с низким качеством топлива, а также большим количеством загрязняющих веществ в воздухе. Подобная причина приводит к следующим проблемам:
Снижается мощность и повышается расход топлива по причине попадания разряженного воздуха в малом количестве.
- Конструкция сильно нагревается, что может привести к появлению трещин и других дефектов. Применение современных материалов позволяет снизить вероятность появления трещин и других дефектов, но если снизить эффективность охлаждения, подобной проблемы не миновать.
- Снижается эффективность используемой прокладки. Высокая температура оказывает негативное воздействие и на прокладку. Потеря основных свойств приводит к появлению свиста, быстрому износу конструкции двигателя внутреннего сгорания по причине попадания нефильтрованного воздуха.
Современные автомобили имеют на коллекторе датчик абсолютного давления, при неисправности которого запустить двигатель будет невозможно.
Замена впускного коллектора
Если впускной коллектор не может быть очищен или отремонтирован, его необходимо заменить. Впускной коллектор также меняется, если один из неисправных регулирующих клапанов не может быть заменен отдельно. В некоторых автомобилях это довольно просто, в других это требует больше труда.
При замене впускного коллектора важно очистить монтажную поверхность, заменить прокладки и затянуть болты коллектора в рекомендованном порядке в соответствии со спецификациями. Это особенно важно для двигателей V6 / V8.
Тюнинг
Тюнинг и изменение геометрии — это разные вещи. Когда говорят о доработке впускного коллектора, обычно подразумевается увеличение поступающего объема воздуха и снижение сопротивления на его пути.
Для этого предусмотрены такие процедуры, как:
- Замена воздушного фильтра на фильтр нулевого сопротивления. Благодаря макроскопическим отверстиям у последнего, воздух меньше задерживается и, соответственно, увеличивается скорость и объем прохождения;
- Увеличение дроссельного патрубка. Также преследует целью увеличение проходимости воздуха. Обычно для этого устанавливают заслонку с другого двигателя, который мощнее исходника;
- Установка спортивного ресивера. Короткие трубки большего сечения при правильной настройке позволяют снизить пульсацию воздушных масс, что позволяет двигателю быстрее набирать обороты.
Также есть такой вариант тюнинга, когда впускной коллектор убирают полностью, а вместо него устанавливают короткие трубки, настроенные на высокие обороты. Такой вариант предусматривается только для атмосферных моторов и называется многодроссельным впуском (то есть на каждый цилиндр по сути предусмотрен свой коллектор).
Кстати, какие-либо изменения в системе впуска обычно влекут за собой модернизацию выпускного коллектора, распредвала и прошивку электронного блока управления.
Почему может понадобиться ремонт впускного коллектора?
Данная деталь имеет довольно сложную конструкцию, а значит, и вероятность возникновения той либо иной поломки значительно возрастает. Чаще всего, из строя выходят заслонки, особенно этот вид неисправности актуален для Mercedes. В этом случае авто значительно теряет мощность, повышается расход топлива, ухудшается тяга и работа двигателя в целом. Заслонки коллектора выходят из строя по следующим причинам: повышенная температура, низкое качества материала, из которого они сделаны, и появление масляного конденсата. Также из строя может выйти и клапан управления заслонками впускного коллектора.
Главным признаком того, что масло попало во впускной коллектор, является повышенный его расход, иногда он даже превышает 1 литр на 1000 км.
В пластиковых же деталях довольно часто может произойти отслоение трубки от завихрителя, что провоцирует появление характерного звука во время движения (треск, шум). Эту поломку вполне можно устранить и своими собственными силами. Кроме того, может возникнуть подсос воздуха во впускном коллекторе. Данная неисправность также отразится на мощности, но вдобавок к этому еще появится и шум, напоминающий выдувание, или же наоборот – подсасывание.
Для того чтобы измерить абсолютное давление во впускном коллекторе, существует специальный датчик. Он также отвечает и за оптимизацию процесса образования и сгорания воздушно-топливной смеси. Если он выходит из строя, то ЭБУ, скорей всего, будет работать в аварийном режиме, а иногда двигатель вообще может не запуститься. Несмотря на то, что современный датчик давления во впускном коллекторе – устройство довольно надежное, тем не менее, возможны неисправности и в нем.
Датчик абсолютного давления (ДАД) в некоторых моделях авто влияет на УОЗ. На основании его показаний блок управления зажиганием регулирует угол опережения. Если датчик загрязнен, он либо не будет функционировать вовсе, либо будет выдавать неверные показания.
Чистка датчика давления во впускном коллекторе выполняется довольно просто. Нужно демонтировать и отмыть его с применением уайт-спирита, используя жесткую зубную щетку. Затем можно устанавливать элемент обратно.
Разборка и чистка впускного коллектора
- Для печати
Разборка и чистка впускного коллектора
- Цитата
#1 Сообщение Oleg_PL » 06 июл 2010 11:42
- Цитата
#2 Сообщение Sounding » 06 июл 2010 11:45
- Цитата
#3 Сообщение maxusman79 » 06 июл 2010 11:48
- Цитата
#4 Сообщение Oleg_PL » 06 июл 2010 12:22
Sounding, сьем головки — это жесть.
maxusman79 туда не лазили, наверно лет 7, а то и больше.
Масло не ест, из картера дым не гонит.
З.С. снял узел дроссельных, по причине найденного подсоса воздуха вдоль штока одной из заслонок. Хотел спросить, а при отпущенной педали газа, должен быть зазор между заслонкой и корпусом узла? (у меня там около 0.6 мм зазор)
- Цитата
#5 Сообщение Vlas » 06 июл 2010 12:30
- Цитата
#6 Сообщение Богдан CX » 06 июл 2010 12:38
- Цитата
#7 Сообщение Sounding » 06 июл 2010 12:44
- Цитата
#8 Сообщение Oleg_PL » 06 июл 2010 12:56
Др. узел уже разобрал до винтика, все отмыл.
Коллектор сегодня сниму таки.
Vlas, а где можно найти 9729FF? Это средство так и называется 9729FF, или есть какое нить вменяемое название?
- Цитата
#9 Сообщение Vlas » 06 июл 2010 13:12
Re: Грязь во впускном коллекторе
- Цитата
#10 Сообщение Ситрогон » 22 ноя 2014 09:39
Re: Грязь во впускном коллекторе
- Цитата
#11 Сообщение Slavianin » 22 ноя 2014 11:10
Re: Грязь во впускном коллекторе
- Цитата
#12 Сообщение 1,8 turbo-diz » 22 ноя 2014 20:27
Re: Грязь во впускном коллекторе
- Цитата
#13 Сообщение vdn » 22 ноя 2014 21:57
Re: Грязь во впускном коллекторе
- Цитата
#14 Сообщение zeddd » 23 ноя 2014 14:42
vdn
не , если поршневым кольцам пизда , и выхлоп проникает в картер , а оттуда гонить масло через вентиляцию картера во впускной , то тут хоть узаливайся присадками и фильтра уменяйся — всё равно всё грязное будет.
проверить компрессию с маслом в цилиндрах и без , осознать , в любом случае можно думать будет и про нагар и про другое дальше , начни с компрессии.