С чем связан рост цен на бензин? - Журнал Автомобилиста
Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мы не хотим повышать — рынок диктует»: автотопливо вновь подорожало на полрубля за месяц

«Мы не хотим повышать — рынок диктует»: автотопливо вновь подорожало на полрубля за месяц

Стоимость горючего растет по всему Поволжью, но нефтяники уверяют — соглашение с правительством не нарушено

В Татарстане начали расти цены на бензин — это первое подорожание топлива в республике в этом году. Однако нефтяники уверяют, что наш регион последним в Поволжье поднял цены, причем повышение прошло в рамках договоренностей с правительством. «Когда у Козака заключали соглашение, договорились, что допускается повышение цен на величину повышения НДС, чего у нас не было в январе», — пояснил «Реальному времени» глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Ирек Сулейманов. К тому же нефтяным компаниям разрешили поднимать стоимость топлива на величину инфляции, напомнили в татарстанских сетях АЗС. Третий фактор — рост биржевых цен на топливо, после чего подорожание бензина в розницу стало неизбежным, как и прогнозировали ранее эксперты «Реального времени».

Зависимость цены на бензин от стоимости нефти

За прошедшие 12 лет цена на нефть то росла, то падала, при этом бензин, преимущественно, только дорожал в среднем на 2 рубля в год. На первый взгляд, это является парадоксом, но, как всегда, такой динамике имеется разумное объяснение.

  • Во-первых, в России не существует никакой жесткой привязки цены на топливо к стоимости нефти.
  • Во-вторых, в себестоимости литра бензина ценовая доля сырой нефти составляет всего около 4-6%. Если выразить это простыми словами, то при падении цены на нефть в два раза, бензин подешевеет всего на 2-3%.

Дешевая нефть закончилась

Причины резкого роста топлива связаны с тем, что относительно дешевые запасы нефтепродуктов, которые были сформированы участниками розничного рынка несколько месяцев назад, закончились. Как передает «Прайм», об этом говорится в обзоре независимого агентства «Аналитика товарных рынков».

По словам специалистов, увеличение стоимости нефтепродуктов можно объяснить резким ростом экспортного паритета. То есть, по сути, поставки на экспорт выгоднее, чем на внутренний рынок. Скачок произошел по нескольким причинам. Как отмечают аналитики, это связано «с рядом отступлений от первоначального плана налогового маневра в части роста акцизов на нефтепродукты». Сыграл свою роль рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, который произошел благодаря сделке ОПЕК+. Плюс к этому, стоит учитывать недавнее понижение курса рубля, что было связано с геополитикой и покупкой Минфином валюты на бирже.

Вместе с этим, как подчеркивает президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов, в России примерно 60% стоимости литра бензина и дизельного топлива формируются прямыми налогами: НДПИ, акциз и НДС. Эксперт также отмечает, что стоимость опта растет стремительнее, чем розничные. И этот факт, по его словам, говорит о директивном сдерживании цен на АЗС со стороны государства.

Что будет делать правительство?

В настоящий момент на объемы предложения бензина и дизеля на российский рынок косвенно влияют два фактора: запрет на импорт топлива в Россию, а также снижение в два раза норматива для нефтяников минимального объема продажи топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Все эти факторы направлены на поддержку отечественных нефтепереработчиков, но снижают наполнение внутреннего рынка нефтепродуктами.

Минэнерго и ФАС на текущий момент не ответили ТАСС на запрос, будут ли они предпринимать какие-либо меры, чтобы способствовать наполнению рынка объемами топлива. Эксперты же считают, что ведомства не пойдут на отмену запрета импорта, но решение об увеличении минимального норматива продажи бензина и дизеля — возможно.

Калачев из «Финама» заметил, что в принципе у России нет проблем с объемами производства бензина и дизеля, поэтому нефтяники смогут довольно быстро справиться с текущей ситуацией и удовлетворить возросший спрос на российских дорогах.

«У нас избыточная производственная мощность. Мы полностью обеспечиваем себя производством топлива, а также активно экспортируем. Поэтому скоро все наладится. Конечно, АЗС могут воспользоваться ситуацией и немного поднять цены. Мы это, кстати, сейчас и видим. Но все же я не думаю, что им дадут это сделать. Во всяком случае сильно», — подытожил эксперт.

Решили добить. Что происходит с ценами на бензин

Уроки «тучного» 2018 года ничему не научили чиновников, и цены на бензин в Центральной России снова пошли на взлёт. Да ещё какой! Рекордный, небывалый. С апреля в оптовой торговле 95-й бензин подорожал уже более чем на 50%. Тем временем население беднеет из-за коронавирусного кризиса, а власть имущие готовятся считать внезапные прибыли.

Нет, действительно, снова на те же грабли. Наверняка каждый из наших читателей и зрителей подумал то же самое – вот только небывалого роста цен на бензин нам и не хватало. Уже всё есть – и рост безработицы, и гибнущий малый бизнес, и обнищание населения. Вроде как страна выходит из карантинных ограничений. Но куда? Во тьму нового кризиса, не иначе.

Одним из показателей кризиса в России наряду с девальвацией рубля является и лихорадка на топливном рынке. Нечто похожее мы уже прошли в 2018 году, когда цены не нефть резко выросли, а вместе с ними «поплыл» так называемый экспортный паритет. Вывозить нефть за границу стало выгоднее, чем доплачивать за продажу нефтепродуктов внутри страны.

Все шишки тогда посыпались на нефтяников. Мол, они, такие-сякие, зарабатывают на населении. Нефтяники отвечали: мы вовсе не поднимали цены, хотя продажа бензина в России стала космически убыточной, пошли банкротства. И что, скажете вы, значит, речь идёт о вине той самой руки рынка? Совершенно нет. В такие тиски нефтяников и население поставила налоговая политика государства. Судите сами.

Те же грабли

Мы в России живём в совершенно удивительной ситуации. Наша страна – один из мировых лидеров по добыче нефти, однако любое падение мировых цен вовсе не приводит к снижению стоимости бензина. Цены стабильно идут вверх.

Сейчас по миру ударил коронавирус, кризис уже налицо, но есть два важных фактора. Первый – карантинные ограничения снимаются, городам и странам нужно всё больше и больше бензина. И второй – цены на нефть уже превышают 40 долларов, то есть сделка с ОПЕК даёт о себе знать, а война с Саудовской Аравией на мировом рынке нефти закончилась.

Читать еще:  Немецкие амортизирующие подушки IMPACT PROTECTION

В этих условиях, когда стране нужно всё больше топлива, Минэнерго и ФАС принимают какое-то совершенно дикое решение о сокращении отгрузки топлива на внутренний рынок. Не надо быть умным экономистом, чтобы понять, что это способно привести к дефициту и росту цен.

Так, с 1 мая нефтяники, согласно приказу Минэнерго и ФАС, обязаны реализовывать на бирже не менее 5% производимого бензина, тогда как раньше – не менее 10%. Чиновники посчитали, что если из-за карантина спрос снизился, то пусть остатки будут сладки и уйдут на экспорт. Нет, мы с вами, конечно, понимаем, что цены на нефть подросли, что хочется продать побольше за границу, что из этого пойдут и увеличенные поступления в бюджет. Но зачем сейчас? И какова тогда логика правительства, которое одной рукой оказывает нам помощь (те же выплаты на детей), а другой – забирает её обратно посредством роста цен (из-за удорожания бензина растут цены на всё остальное). Именно этот момент меня обескураживает больше всего. Тоже мне, помогли.

Словом, с середины апреля в Центральной России биржевые цены на 95-й бензин выросли более чем на 50%. В Москве – до 59,5 тысячи рублей за тонну, в Петербурге – вообще до 60,5 тысячи. Розница пока реагирует вяло, но топливный кризис на самом деле всё ближе.

Собака лает, караван идёт

Складывается ситуация, очень схожая с этой поговоркой. Иначе как объяснить, что, несмотря на многочисленные предупреждения, которые делали чиновникам экономисты, в том числе на Царьграде, ничего не меняется. НДС вырос до 20%, а параллельно продолжается так называемый «налоговый манёвр» в нефтянке – растёт НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и падает экспортная пошлина. Вы поняли? То есть нефтяникам приходится больше платить за добычу, но меньше за то, что они гонят нефть на экспорт. Предпосылки к дефициту налицо. Но компаниям тоже не так весело. Ежегодно растут акцизы – каждый раз с 1 января. Всё больше и больше.

В 2018 году правительство увидело, что взрывной рост стоимости бензина нужно остановить, и заморозило акцизы. Но потом разморозило опять, положив под нас с вами и нефтяников те же грабли. Курировавший тогда ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак даже собрал совещание с крупными нефтяными компаниями и пригрозил им введением заградительных пошлин, если они допустят рост цен. Так проблему решили за счёт убытков отрасли, а налоги остались прежними.

Есть и ещё одна мера. Она называется «демпфирующий механизм», или «демпфер». Это хитрая система компенсаций нефтяникам потерь от продажи бензина в России. Если цена за границей выше, то им доплачивают, чтобы цены внутри страны не росли. Если наоборот, то платят уже нефтяники. Вот вам и ответ на вопрос, почему в России не падает стоимость бензина, когда идут вниз мировые цены на нефть.

Как видите, отрасль обложена налогами, а значит, косвенно и мы с вами. С годами, как бы ни менялась рыночная конъюнктура, тут никаких изменений нет. Действует ручное и даже «кукольное» управление. И ведь последние два года я постоянно пишу, что не является нормой ситуация, при которой более 70% в стоимости литра бензина составляют налоги.

Вы будете удивлены, но реальная цена бензина – это лишь 29% от той цифры, которую мы видим на табло АЗС. В эти 29% входит цена самого сырья (7%), переработки и транспортировки (15,5%), а также гарантированная прибыль (ещё 6,5%). Таким образом, при нынешних 46-47 рублях за литр 95-го в Москве он должен был стоить на самом деле 13,4-13,63 рубля за литр! Впечатляющая разница, правда? Из этого несложно определить, что налоги в цене бензина, таким образом, составляют вообще 71%.

На пути к кризису

На мой взгляд, новый кабинет министров успешного технократа Михаила Мишустина пока не понял до конца, что происходит. Ему в наследство досталась сложная и разбалансированная, местами бестолковая и вредная система налогов в нефтянке, которые придумывались кабинетом Дмитрия Медведева и наслоились друг на друга. Но делать с этим ведь что-то необходимо.

Член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев рассказал, что при такой налоговой системе впереди у нас может маячить вполне реальный топливный кризис. Мы же помним, что потребление только растёт, а ведь скоро начнёт «просыпаться» ещё и гражданская авиация.

Душение отрасли налогами привело к тому, что экономика нефтепереработки в России стала отрицательной, а НПЗ – убыточными. Сейчас началось восстановление потребления, и спрос существенно превысил предложение на бирже (а там ещё и планку объёма снизили, как мы помним). Цены выросли очень сильно, обратил внимание Танкаев.

В результате экономика торговли бензином стала отрицательной. В принципе, это должно привести к тому, что у нас возникнет бензиновый кризис. Такие кризисы в России уже были. Это никакая не экзотика. И это всегда являлось следствием административного регулирования,

Он согласился с тем, что правительство пока, судя по всему, не готово снять налоговое ярмо. Ведь чиновники ничего не меняют. Они вводят какие-то компенсирующие механизмы, пытаются убедить всех, что ТЭК нужно точечно управлять. А на этом фоне у них под носом загибается переработка, начинается дефицит и рост цен на заправках.

Это вызывает большое беспокойство. Потому что неэффективность рынка нефтепродуктов на фоне роста потребления – это очевидный путь к кризису. Нужно отказываться от демпфирующего механизма, полностью отказаться от акцизов на бензин и дизтопливо. Надо переходить назад к рыночным механизмам регулирования рынка нефтепродуктов,

– дал рекомендации Танкаев.

С этим невозможно спорить, если мы вспомним, какой процент в цене бензина составляют те самые налоги. Знаете, на что я ещё обратил внимание? Если нефтяники в рамках плавающего «демпфера» что-то платят государству, то деньги эти должны идти в ФНБ. В ту «кубышку», откуда правительство черпает средства для поддержки экономики. А тут получается наоборот – экономику как раз калечат, а заодно задирают цены для нас с вами. Согласитесь, это дурдом.

Читать еще:  Как включить блютуз на магнитоле Pioneer (Пионер) и подключить телефон на Андроид

Я вовсе не защищаю нефтяников, которые получают огромную прибыль от продажи нефти за границу. Но в здоровой экономике не должно быть таких огромных налогов. Напомню, что это ведь налог и для нас с вами, учитывая, сколько из денег за бензин мы отдаём нефтяникам, а сколько – государству.

У фермера, выращивающего, например, яблоки, не должно быть выбора между тем, чтобы продать их с хорошей выручкой за границей или приплачивать самому за продажу в России в тот момент, когда у него к тому же «загибаются» яблони. Ведь совершенно понятно, что в конечном счёте за этот бардак заплатит население – как за налоги, так и за рост цен, спровоцированный рукотворным дефицитом.

Почему в России растут цены на бензин, а в других странах нет?

Нагляднее всего о стабильности в России говорят цены на бензин. Они всегда стабильно растут, несмотря на то, падает ли курс нефти, или идёт вверх. Отчего так происходит, и почему в других странах иначе?

Почему это важно?

В начале мая цены на бензин решили резко возрасти. Московская топливная ассоциация заявила о том, что в апреле рост цен стал максимальным с начала 2018 года. Цены на АИ-92 выросли на 1,25 рублей до 39,9 рублей за литр, АИ-95 подорожал на 1,23 рубля до 43,07 рублей. При этом цены подняли как небольшие сети, так и крупные лидеры рынка.

Что это значит для простого потребителя? Давайте просто подсчитаем. Бензин – это самая крупная статья расходов автомобилистов. Например, владелец внедорожника Toyota Land Cruiser 200 тратит 18,2 литра бензина на 100 км. При среднем пробеге в год в 30 тысяч километров в прошлом году он потратил на бензин АИ 95 за 40,73 рубля в совокупности 222 385,8 рублей. При новой цене в 43,07 рублей цена при аналогичном расходе вырастет уже до 235 162,20 рублей, т.е. на 12,7 тысяч рублей. Впрочем, для обеспеченных владельцев внедорожников такой перерасход может быть и не критичным. Ну а теперь давайте подсчитаем, насколько вырастет расход для “простых смертных”. Например, расход одной из самых популярных моделей Scoda Rapid – около 6 литров в зависимости от вида двигателя. Тогда за год при том же пробеге автовладелец потратил бы при старых ценах 73 314 рублей, а при новых уже – 77526 рубля. Это не так критично, но согласитесь – неприятно. Особенно тогда, когда Россия считается крупнейшим производителем нефти в мире.

Почему цены растут?

В общей сложности за последние 8 лет цены на разные марки бензина выросли для россиян в 1,5-2 раза. В некоторых регионах ещё больше. Если в 2010 году АИ-92 стоил около 20-21 рублей за литр, то теперь ценники подскочили до 41-43 рублей за литр.

Удивительная “фишка” российского бензина состоит в том, что рост цен на него опережает общий рост потребительских цен в последние годы. Так, в 2017 году бензин в России подорожал на 7,2%, дизельное топливо – на 9,9%. И это при том, что в целом потребительские цены выросли в стране на 2,5%.

То же самое происходит и теперь – при низкой инфляции, уже за первый квартал бензин подорожал на 4% по сравнению с прошлым годом, и это далеко не предел. А всего, если посмотреть динамику за последние восемь лет, потребительские цены выросли на 52,49%, а бензин при этом подорожал на 65,7%.

Среди причин такого стабильного подорожания можно выделить пять основных:

1. Постоянный рост акцизов. Это стало уже старой новогодней традицией – регулярно увеличивать налог на 1,2 или 3 рубля за литр. Мы как потребители уже платим 60% от цены литра бензина в казну (для сравнения – американцы платят только около 12%). Но законодателям этого мало. Кстати, с 1 июля 2018 года налог вырастет ещё – до 11,892 тысяч рублей за тонну, а к 2020 году он дорастет ещё до 12752 тысяч за тонну.

2.Компенсация после манёвров. Он начался с 2015 года в нефтяной отрасли. Мера предполагала снижение экспортных пошлин на нефть взамен роста налога на добычу полезных ископаемых. Казалось бы, причем тут это? Но это как раз таки вылилось в увеличение налоговой нагрузки для производителей нефтепродуктов, тех, кто не отправляет продукцию за рубеж. С одной стороны это привело к сокращению предложения нефтепродуктов (в том числе, бензина), а с другой – тому, что свои издержки бизнес решил переложить на плечи потребителей.

3.Нефть падала. В прошлом году, когда мировые цены на нефть упали наше топливо должно было подешеветь, как это было в других странах. И тут, конечно, стоит сделать оговорку. Падение цен на нефть привело к девальвации рубля. Российский бензин действительно на мировом рынке стал дешевле в долларах. Но вот россиянам от этого не было ни холодно, ни жарко – ведь бензин мы покупали в России как раз в рублях, потерявших свою стоимость вместе с нефтью. Возможно, если бы зависимость нашей валюты не была настолько высокой, то ситуация развивалась бы иначе.

Чтобы компенсировать падение выручки от снижения цен, больше российской нефти отправилось на экспорт. А государство было не против – ведь крупные монополисты отрасли формируют большую часть нашей казны. При девальвации рубля это огромный приток дополнительных средств. Так или иначе для переработки внутри страны ресурса стало меньше, на внутреннем рынке появился дефицит, и цены стали расти.

4.Теперь нефть растёт. Падение пережили, теперь опять рост. Ну а значит, цены на бензин снова должны вырасти – ведь главный ресурс для него нефть – снова подорожала. И цены выросли, и в рублях, и в долларах. Так и живём.

Читать еще:  Самые лучшие моторы BMW

5.Нехорошие продавцы. Трейдеры, которые закупают бензин оптом на товарных биржах ранее заявляли о том, что нефтяные компании создают искусственный дефицит и тем самым провоцируют рост цен. И это весьма распространенная ситуация.

А за границей не так !

Интересно, что в зарубежных странах, причем как тех, кто продает нефть, так и остальных, цены на бензин меняются в зависимости от курса нефти. Растут при росте цены “черного золота” и снижаются на её падении.

После того, как с 2014 года цены на нефть стали падать, следом за ними упали и цены во многих странах, вернувшись на уровень 2008-2010 годов. Это прослеживается на графике ниже.

В Германии после пиковых цен в 2012 году в $1,96 за литр, в 2016 году, когда цены на нефть упали, литр бензин стал стоит $1,39 з. И подобная корреляция наблюдается и в других странах. Почему так происходит? Во-первых потому, что доля налоговой составляющей цены на бензин во многих странах (кроме Евросоюза) ниже, чем грабительские 60-65% в России. Например, в США она составляет только 12%, а в некоторых странах, например в Кувейте и Туркменистане, в Саудовской Аравии, в Алжире на отрасль в добавок выделяют ещё и дотации. Другими словами, исключительно за счёт нефтяной отрасли государства не пытаются решить все проблемы, а наравне с ней ищут другие источники пополнения бюджета. Ну а, пожалуй, самый главный аргумент многих государств в том, что их национальная валюта не настолько зависима от нефти, как рубль, поэтому при скачке цен они не наращивают, как мы, экспорт нефти в ущерб собственным гражданам. Кроме того, рынок за рубежом не монополизирован – высокая конкуренция заставляет компании моментально реагировать на изменение цен. Да и любой картельный сговор немедленно пресекают антимонопольные службы.

Как будет развиваться ситуация с ценами

Правительство Российской Федерации допускает повышение стоимости топлива в пределах инфляции 4–5 %, но и так понятно, что фактическая инфляция в стране намного выше и очень далека от данных цифр, составляя не менее 15 %.

Та же ситуация и с ценами на топливо.

В среднем за год оно может подорожать на те же 15 %.

Не стоит списывать со счетов и сезонный фактор – весной к началу сельскохозяйственных работ темпы роста цен на топливо в стране могут усилиться.

Скорее всего, первый ощутимый рост цен может произойти уже после 31 марта, когда будет снят мораторий на повышение оптовых цен. По предварительным расчетам, он составит + 4 % к стоимости продукта. Но это будет только «первая ласточка», в конце 2018 года уже обсуждалось повышение стоимости литра бензина до 50–53 руб.

Акции протестов

Быстрый рост цен вызвал бурную реакцию среди автомобилистов. Многие из них отважились на акции протеста. Большинство протестующих делали это незаконно. Одной из самых массовых и миролюбивых является Всероссийская акция против повышения цен на бензин. По условиям акции организаторы призывают отказаться от заправки автомобилей каждую неделю в субботу и в воскресенье до достижения значимого результата.

Региональные акции

Во многих регионах проводились местные акции протеста, которые призывали снизить цены на топливо. Одну из первых акций провели в республике Дагестан, где цены начали повышаться еще в начале мая. Суть акции заключалась в блокировании въездов на заправочные станции. В одной из них более 20 автомобилей под видом поломки заблокировали въезд на АЗС «Роснефть». Участников оштрафовали приехавшие экипажи ГИБДД за невыставленные знаки аварийной остановки.

Акцию протеста уже без автомобилей провели автоперевозчики Новосибирска. Более 200 человек собрались на площади, где располагается научно-техническая библиотека. По заявлениям главы профсоюза они поставлены на грань выживания и поэтому требуют снижения цен.

Непарламентские партии пытаются на этом также завоевать доверие электората. Так, региональное отделение «Яблоко» организовало акцию протеста в Омске. На акции присутствовало более 300 человек. Дополнительно представители организации составили петицию на имя президента Владимира Путина с просьбой снизить стоимость топлива.

Протестуют и в других регионах страны. Массовые акции протеста можно было встретить в следующих субъектах:

  • Ставрополье;
  • Иркутск;
  • Красноярск.

В них акции протеста прошли в спокойном русле без особых эксцессов.

Прогнозы

Однако такие меры не помогут замедлить рост цен, уверен президент Независимого топливного союза Павел Баженов: «Вынужденные меры по снижению акциза радикально решить эту ситуацию вряд ли способны по той простой причине, что за долгий период накоплена негативная тенденция, дисбаланс между спросом и предложением, диспаритет цены на мелком опыте и на рознице. У нас систематически возникает ситуация, где закупочные цены либо уравниваются с ценами реализации, либо, как сейчас, опт становится дороже розницы. Соответственно, это снижение способно лишь несколько компенсировать тот самый стремительный рост, несколько сдержать темпы данного роста», — заключил эксперт в разговоре с корреспондентом «Коммерсанта».

Его мнение разделяет аналитик «Финам» Алексей Калачев, который также не видит оснований для снижения цены из-за решения по акцизам. Он заявил ТАСС, что стремительный рост цен продолжится как минимум в ближайшие два года, в случае, если высокие цены на нефть сохранятся, а правительство не будет предпринимать дополнительных действий.

Большинство экспертов уверены, что в июне рост цен на топливо продолжится, как минимум до середины месяца. Как заявил «Коммерсанту» генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов, стабилизация розничных цен произойдет не на текущих, а на более высоких уровнях. «А дальше все будет, по сути, зависеть от налоговых решений, что дальше будет с акцизами, что дальше будет с мировыми ценами на нефть и нефтепродукты, что дальше будет с курсом рубля. Еще несколько недель такого роста, как на прошлой неделе, практически гарантированы, к сожалению», — констатировал эксперт.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector