4 научно-фантастических изобретения, которые на самом деле никому не нужны
4 научно-фантастических изобретения, которые на самом деле никому не нужны
В научной фантастике, будь то книги, фильмы или игры, мы нередко видим будоражащие воображение технологии и начинаем жалеть о том, что родились в такую скучную эпоху, где всё обыденно и уныло. Но на деле, если бы в наш мир попал человек хотя бы из 50-х годов XX века, он бы удивился не меньше, чем если бы ты оказался в будущем с летающими машинами, разумными роботами и межгалактическими полётами.
Фантастические изобретения, безусловно, выглядят впечатляюще, но действительно ли они нужны нам? Возможно, некоторым из них стоит оставаться на страницах книг или в фильмах, ведь в реальности они окажутся либо не такими уж впечатляющими, либо вообще ненужными.
«Сердце» летающих машин
Для создания современных смартфонов потребовалось уместить в одном маленьком корпусе большой сенсорный экран, память и «сердце» — мощный энергоэффективный процессор.
«Сердце» будущего летающего автомобиля — его двигатель, причем электрический. Это позволит снизить уровень шума, что критично важно в условиях города. Все же неприятно, когда за окном летают вертолеты.
Электродвигатели для самолетов разрабатывает компания Siemens. В 2017 году на испытаниях прототипа Extra 330LE был установлен рекорд скорости — 340 км/ч. Вместе с Airbus Siemens создаст гибридные пассажирские самолеты для перелетов на короткие расстояния.
Электросамолеты смогут курсировать между городами или, например, аэропортом и городом. Но внутри мегаполиса к подобному транспорту есть важное требование: высокая маневренность, в том числе способность взлетать вертикально. А это значит, что летающими авто — будут мультикоптеры или конвертопланы.
Мультикоптеры — летательные аппараты с тремя и более несущими винтами. Одним из первых вертолетов был мультикоптер — квадрокоптер русско-американского изобретателя Георгия Ботезата, построенный в 1922 году на деньги Вооружённых сил США. Аппарат взлетал и зависал в воздухе на высоте нескольких метров, а также мог поднять на 4 метра груз весом около полутонны.
Конвертоплан — аппарат, имеющий поворотные движители (устройство, преобразующее энергию двигателя в перемещение транспортного средства, например, колесо или крыло — «Хайтек») — чаще винтовые, которые на взлете и при посадке работают как подъемные, а на высоте меняют положение и выполняют роль тянущих. Это смесь мультикоптера и самолета.
Двигатели, способные поднять транспортное средство с одним-двумя пассажирами на борту и достаточно тихие для города, уже есть. Airbus в феврале 2018 года успешно протестировала аппарат Alpha One, который компания хочет вывести на рынок аэротакси под брендом Vahana к 2020 году. Модель шириной 6,1 метра, длиной 5,6 метра и высотой 2,8 метра весит 744 килограмма. Она перевозит одного пассажира. В будущем такой беспилотный конвертоплан люди будут вызывать с помощью приложения на смартфоне.
Еще один проект от Airbus получил название Pop.Up. Это модульный аппарат с пассажиром в специальной «капсуле». Ее можно присоединить к шасси для движения по дороге или к модулю-квадрокоптеру для полета.
Если Pop.Up пока является концептом, то разработка американской Workhorse — коптер SureFly — уже был успешно протестирован. К 2020 году стартап намерен конкурировать с воздушным такси Uber. Бензиновый генератор коптера мощностью 200 лошадиных сил питает несколько электромоторов. Аппарат сможет нести до 180 килограммов груза на расстояние 112 километров.
Китайский мультикоптер EHANG 184 Autonomous Aerial Vehicle не просто отрывается от земли, но и спокойно летает. Это уже доказали разработчики в серии тестовых полетов. Аппарат работает на разной высоте — до 300 метров, в разных погодных условиях — даже в тумане и при мощных порывах ветра, а на его борту могут находиться два человека — один из которых является пилотом. Но в будущем аппарат станет беспилотным.
Если даже простым немецким братьям-изобретателям The Real Life Guys удалось из подручных средств сделать летающую ванну, то что уж говорить о крупных корпорациях, которые могут спокойно вкладывать сотни миллионов долларов в R&D (R&D — research and development — исследование и разработка, — «Хайтек»).
Управление летащим автомобилем Terrafugia TF-X
При создании транспортного средства большое внимание планируется уделить вопросам безопасности. В частности, автомобиль получит систему автопилотирования и автоматического взлёта/посадки. Ну и конечно, авто снабдят различными подушками безопасности и другим, как бы совсем чуждым авиационному миру балластом.
А мы думали что управлять летающими авто смогут только дипломированные пилоты обычных самолетов. И ошиблись.
Благодаря максимальному уровню автоматизации даже в ручном режиме полетом автомобиля TF-X будет управлять намного легче, чем управление легким самолетом соответствующего класса. Но пассажир сможет экстренно завершить полет, если создадутся какие либо неблагоприятные условия. Также в случае неисправности в полете или каких-то других непридвиденных негативных моментов, автомобиль может сесть с помощью страховочного парашюта — как обычный самолет.
Также летающий автомобиль TF-X будет иметь возможность автоматически избежать столкновения в воздухе с чем-то движущимся (другим средством), столкновения с обьектами строительства (башнями, небоскребами) и автоматически (c помощью компьютера) предпринять действия в воздухе при изменении погоды или плохой погоде.
Летающий автомобиль TF-X будет иметь возможность зарядить батареи или от его двигателя или путем подключения к электрическим автомобильных зарядных станций. Он может быть припаркован в обычном гараже как обычный автомобиль или вне гаража — в любом месте. Конечно, ее создатели гордятся тем — что машина может быть припаркована на обычное парковочное место, только вот это прокатит пока только для Америки, где под обычным легковым авто подразумевается длинный шестиметровый пикап. Но пока так, а дальше видно будет. Есть конечно, еще одно условие — ведь для безопасных полетов на таких летающих автомобилях нужно будет переделывать и дорожную инфраструктуру и много чего еще.
Современные летающие автомобили и их будущее
Человечество уже не один век мечтает о создании персонального авиатранспорта, но только с развитием автопромышленности у инженеров и писателей-фантастов начал вырисовываться образ идеального средства передвижения, которым и должны стать аэромобили. Пожалуй, многие согласятся, что огромным вкладом в развитие летающих машин стали sci-fi фильмы – прежде всего, речь идет о трилогии “Назад в будущее” Роберта Земекиса, хотя были и другие довольно изобретательные картины: например, “Человек с золотым пистолетом”, “Бегущий по лезвию”, “Вспомнить все” и “Пятый элемент”.
Впрочем, из-за недостаточно развитого технического прогресса долгое время мечты оставались мечтами и автомобили никак не хотели переходить в вертикальную плоскость. Но шли годы, перспектива быстрого и доступного перемещения из точки в точку B становилась все более реальной, и к сегодняшнему дню у нас в распоряжении есть целый ряд многообещающих проектов, готовых к массовому производству. О самых любопытных из них мы сегодня и поговорим.
Opener BlackFly
Это мультикоптер на электрической тяге от канадского стартапа Opener. Первый тестовый полет данный автомобиль совершил в 2017 году, а публичный запуск состоялся 12 июля 2018. По заявлениям создателей, запас хода BlackFly составляет 40 км, максимальная скорость равна 62 км/ч, а чтобы зарядить аккумулятор на 100% потребуется всего 30 минут. У автомобиля имеется баллистический парашют на случай экстренной посадки и автопилот для самостоятельного возврата домой.
Для управления BlackFly не требуется лицензия пилота, однако перед тем как сесть за руль необходимо будет пройти тренинг от Opener и сдать письменный экзамен.
Terrafugia Transition
В отличие от Blackfly, Transition впервые поднялся в воздух еще 10 лет назад, 5 марта 2009. С одной стороны, благодаря этому у компании Terrafugia за плечами гораздо больший опыт в инжиниринге и три законченных прототипа, но столь ранний старт проекта имеет свои недостатки, самый очевидный из них — не самая практичная конструкция. Дело в том, что Transition разрабатывался в те годы, когда не были распространены популярные сегодня миниатюрные квадрокоптеры, поэтому Terrafugia избрала “самолетный” подход, оснастив Transition боковыми складными крыльями, лишив свой продукт возможности вертикального взлета.
По этой причине, для разгона автомобилю требуется взлетная полоса. Кроме того, Transition относится к категории спортивных самолетов, а его водителю нужна лицензия пилота. С другой стороны, наличие крыльев позволяет добиться большой дальности хода – 644 км на одной заправке. При передвижении по воздуху Terrafugia Transition может развивать скорость до 161 км/ч, по земле – 100 км/ч.
Aeromobil 4.0
Работа над этим летающим автомобилем ведется еще дольше, чем над Transition: впервые об Aeromobil заговорили в 1990 году. Aeromobil 4.0 разрабатывается одноименной словацкой компанией, возглавляемой Штефаном Кляйном, Юраем Вакуликом и их идейным вдохновителем Дином Кейменом, более известным, как создатель сигвея. Как понятно из названия, это уже четвертая версия модели. Словаки не стали изобретать велосипед и еще на ранних стадиях конструирования отбросили вариант с вертикальным взлетом, из-за чего для взлета Aeromobil требуется полоса протяженностью 400 м. Что касается технических характеристик, длина Aeromobil 4.0 составляет 6 м, ширина в сложенном состоянии равна 2.25 м, размах крыльев 8.8 м. Максимальная скорость на земле и в воздухе составляет 160 км/ч и 360 км/ч соответственно. При полном 90-литровом баке Aeromobil способен преодолеть 750 км, при этом мощные двигатели обеспечивают грузоподъемность в 960 кг
За 29 лет компания прошла через многое, в том числе, и через крушения во время тестов: к примеру, во время испытаний в 2015 аппарат рухнул с высоты 310 метров, к счастью, пилот успел катапультироваться. Предзаказ на аэромобиль был открыт в начале 2017 года, цены варьируются от 1.2 млн евро за базовую версию до 1.5 млн за полную комплектацию. Первые поставки запланированы на 2020.
Kitty Hawk Flyer
В 2018 основатель Google Ларри Пейдж и экс-глава секретной лаборатории Google X Себастьян Трун опубликовали видео, на котором показан одноместный летательный аппарат под незамысловатым названием Flyer. В силу ограничений, вызванных компактными размерами, технические характеристики Flyer оставляют желать лучшего: да, аппарат весит всего 113 кг, но и разгоняется он лишь до 32 км/ч, а одной зарядки хватает на скромные 20 минут полета на высоте не более трех метров. За создание Flyer отвечает компания Kitty Hawk (“Кошачий коготь”), принадлежащая Труну.
Помимо Flyer, Kitty Hawk занимается созданием летающего двухместного такси Cora. На его крыльях расположены 12 двигателей, позволяющих взлетать как горизонтально, так и вертикально, поднимаясь на высоту до 900 м. Но Cora не является автомобилем, поскольку его крылья не складываются и у него нет полноценных колес для езды по дорогам.
PAL-V Liberty
Это один из немногих летающих автомобилей, которые можно купить уже сегодня. Liberty производится нидерландской компанией PAL-V, основанной в 2001 и, фактически, являющейся одним из пионеров в разработке персонального авиатранспорта. В 2010 PAL-V заключила соглашение с голландским производителем трициклов Carver, благодаря чему PAL-V свела к минимуму затраты на создание ходовой части для наземного передвижения.
Конструкция Liberty довольно необычна: для езды по дорогам у него есть три колеса, а при необходимости подняться в воздух, аппарат за 5-10 минут раскладывает 3 горизонтальных лопасти, после чего ему необходимо 330 м для взлета и 30 м для посадки. Для того, чтобы приобрести PAL-V Liberty вам понадобится не только €300-400 тысяч, но и прохождение специального летного курса.
Lilium Jet
Немецкий стартап Lilium совсем недавно (в мае 2019) объявил об успешном завершении испытаний своего аэромобиля. Если точнее, 4 мая в закрытом ангаре в Мюнхене их прототип взлетел на высоту 1-2 метров, завис в воздухе на какое-то время и плавно приземлился. Это уже не первый тест Lilium Jet – 20 апреля 2017 Lilium Eagle (бывшее название модели) совершил первый полет над мюнхенским аэродромом Миндельхайм-Матцис. В обоих случаях в автомобиле не было ни водителя, ни пассажиров, аппарат управлялся дистанционно с земли.
В текущей версии Lilium Jet установлены 36 электромоторов, которые могут использоваться как для горизонтального, так и для вертикального взлета/посадки, причем все 36 двигателей будут активны только для набора высоты и приземления, во время полета аэромобилю от Lilium хватит и 10% этой мощности. Максимальная скорость Jet ограничена на отметке 300 км/ч.
Проблемы на пути аэромобилей
Современные VTOL-автомобили (Vertical Take-Off and Landing, система вертикального взлета и посадки) находятся в зачаточном состоянии. Так, основатель и технический директор компании Wirth Research Ник Уирт считает, что главным препятствием на пути к популяризации VTOL станут не технические сложности, а отсутствие законодательства, четко описывающего правила вождения в воздушном пространстве.
Заместитель главного редактора британского журнала Aerospace Билл Рид придерживается аналогичного мнения: “Если таких машин станет много, то вы получите в воздухе некое подобие дорожных пробок – в таком случае вам придется определять высоту полетов, разграничивать воздушные коридоры и вводить другие правила, регулирующие нормы движения летательных аппаратов данного типа над городами”.
Символ прогресса
Кино, литература и телевидение уже подготовили нас к тому, что в конечном счете инженеры все-таки создадут общедоступный воздушный транспорт. Хотя многие все еще считают это всего лишь выдумкой из научной фантастики, на самом деле это время может настать совсем скоро.
Пусть мы и не увидим тех летающих автомобилей, что обещал нам Эдди Рикенбекер, в реальности мы получим нечто лучшее. Только американцы теряют из-за пробок 6,9 млрд часов ежегодно. Что еще важнее, беспилотные дроны в экстренных службах помогут спасти тысячи жизней. Если мы сможем дать пассажирским дронам простор для развития, наше представление о персональном транспорте полностью изменится.
Материалы по теме:
В России запустили конкурс на создание беспилотного летающего автомобиля
Airbus подтвердил планы показать свою летающую машину к концу 2017 года
Искусственный интеллект охраняет тебя. Почему вы всегда в безопасности, заказывая Uber
В Сингапуре предложили создать «диспетчерские» для дронов
Галереи по теме:
Uber свернул кампанию с беспилотными авто в Калифорнии и увез их в Аризону
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Настоящий прорыв
Летающий гиперкар Tesla – машина, способная по истине изменить понятие личной мобильности. Однако летающим автомобилем окажется вовсе не eVTOL, который поглощает миллионные инвестиции в наши дни. Именно так считает дизайнер Грег Браун.
По мнению авторитетного специалиста, eVTOL – всего лишь причуда, перспектива, которая так и останется существовать более дешевой и экологически чистой версией вертолета и не способной заменить реальный летающий автомобиль. А все потому, что логистика вокруг данных аппаратов слишком сложна.
То, что нужно нашему миру, – автомобиль, обладающий способностью и хорошо ехать по дороге, и летать в воздухе.
Летающий автомобиль
Ещё одна любимая тема писателей-фантастов и кинематографистов. Впервые летающее авто с выдвижными крыльями появилось в фильме «Фантомас разбушевался» (1965 год!), затем его можно было увидеть в трилогии «Назад в Будущее», «Бегущем по лезвию», «Пятом элементе», отечественной «Чёрной молнии». Ну и, разумеется, в «Гарри Поттере» — правда, там был не продукт научно-технического труда, а всего лишь волшебный автомобиль.
Что в жизни?
В современном мире машины ещё не бороздят воздушное пространство, но прототипов и образцов хоть отбавляй. Не далее как 23 января корпорация Boeing провела первый испытательный полёт воздушного авто в городских условиях — отрабатывались вертикальный взлёт, промежуточное парение и посадка.
Uber развивает направление авиатакси — Uber Elevate. По задумке, будут использоваться электрические летательные аппараты. Даже в Словакии создали машину с выдвижными крыльями, способную воспарить над городскими пробками — AeroMobil 3.0. Причём тестировать её начали ещё лет пять назад.
Конечно, как и в случае с беспилотными автомобилями, нужно тщательно продумать множество вопросов (в первую очередь связанных с безопасностью), прежде чем давать зелёный свет подобным транспортным средствам.
Летающие автомобили – мечта будущего или реальность?
Полвека назад люди ждали, что скоро машины смогут летать и мы будем перемещаться только по воздуху. Однако время идёт, и летающие автомобили так и не появились в продаже. Мы можем лишь увидеть их в фильмах про будущее.
Но разработки летающих машин идут полным ходом. Сразу несколько компаний готовы выпустить свои модели уже скоро! Какими они будут, когда ждать новинку в продаже и сколько она будет стоить?
Японское ноу-хау
Не верите, что летающий автомобиль – реальность, а не мечта? Зря. В 2019 году японская корпорация NEC представила прототип летающей машины. Этот огромный дрон весом 15 килограмм смог оторваться от земли и продержаться в воздухе почти минуту.
Конечно, это недостаточные результаты для массового производства. Но инженеры компании планируют представить новую модель уже в ближайшее время, а к 2023 году выпустить её в продажу. Стоимость пока неизвестна.
Голландский прорыв
В 2017 году голландские инженеры представили свой проект летающей машины. Их продукт напоминает одноместный вертолёт с колёсами
Однако для взлета и посадки требуется определенное пространство. Чтобы взлететь, необходим разгон в 180 метров.
Стоит такая «игрушка» 400 тысяч долларов – при этом средний автомобиль стоит 10-30 тысяч. Для такого авто необходимо получить специальные права, поскольку вы все-таки управляете им в воздухе. Для этого нужно изучить правила пилотирования.
Это уже можно назвать большим прорывом в автоиндустрии. Сначала летающие автомобили будут доступны только богатым, но со временем их сможет позволить большинство человек.
Израильские разработки
Израильская компания Urban Aeronautics ещё в 2011 году представила опытный образец, который будет помогать военным доставлять раненых солдат в больницы.
«Воздушный мул», как его назвали инженеры компании, может взлетать на высоту до 3 метров, перевозить грузы весом в 500 килограмм и разгоняться до 185 километров в час. Сейчас летающая машина проходит тестирования в закрытом режиме. Пока что больше о ней неизвестно.
Как изменится транспорт к середине нынешнего века?
Взят очередной рубеж на пути к «человеку летающему» — изобретатель Фрэнки Запата перелетел через Ла-Манш на флайборде собственной конструкции. Насколько реально появление летающих машин, пассажирских дронов и других футуристических летательных аппаратов? Разбирался «Огонек».
Материал подготовили Кирилл Журенков, Александр Трушин
Свежее видео в Instagram у Фрэнки Запата больше похоже на голливудскую фантастику: вот он взлетает с небольшой автомобильной платформы в Сангатте на севере Франции, проносится над водными просторами Ла-Манша и, наконец, приземляется в Дувре, в Маргаретс-Бэй — и все это на «летающей доске», оснащенной реактивным мотором. Строго говоря, сам исторический перелет удался Запата лишь со второй попытки (первая окончилась падением в море), что не отменяет его уникальности: 35,4 километра удалось преодолеть за 22 минуты, причем скорость доходила до 170 километров в час! За эффектным достижением — генеральские планы: в прессе пишут, что французские военные уже заинтересовались технологией и компания Запата получила от них грант более чем на 1 млн евро. А сам изобретатель успел обмолвиться, что работает над… летающим автомобилем. По сути, перелет Запата — один из ярких эпизодов новой транспортной революции. Ее контуры очертить легко: скоро мы пересядем на летающие машины.
О транспортных перспективах человечества «Огонек» писал уже не раз (см., например, №38 за 2018 год), однако с каждым днем будущее все ближе. Перемены назрели хотя бы потому, что наземный транспорт сегодня переживает кризис: по данным Deloitte, в самых загруженных городах мира водители проводят в пробках 50–100 часов в год, а так называемая стоимость транспортной перегрузки (сюда входят как стоимость потраченных топлива и времени, так и, к примеру, рост цен на грузы из-за задержки доставщиков) в одних только США составила 300 млрд долларов. Выход? Осваивать небеса.
Как иронизируют на Западе, в том, что человечество так или иначе «полетит», никто уже не сомневается. Спорят о другом: когда оно полетит. А действительно: когда? Ну, например, в начале лета компания Uber объявила, что ее воздушные такси поднимутся в небо Далласа, Лос-Анджелеса и Мельбурна в 2023 году, то есть уже через четыре года.
Или вот Париж: по прогнозам местного оператора RATP, летающие автомобили начнут возить парижан в горизонте следующих пяти лет! Тут надо оговориться: само словосочетание «летающий автомобиль», конечно, не отражает всего многообразия транспортных средств будущего. Например, в Deloitte разделяют традиционные летающие машины, пассажирские дроны и «революционные аппараты» (по сути, комбинацию летающих машин и дронов). А ведь еще есть те самые «летающие доски», реактивные ранцы…
Как будет выглядеть город 2030 года
Но вернемся к перспективам: каким образом мы будем подниматься в небо? Развеем несколько мифов. Как объясняет на интернет-платформе Medium Санжив Сингх, профессор-исследователь в Институте робототехники Университета Карнеги — Меллона, сначала автономные аппараты начнут доставлять грузы в отдаленные районы или в зоны ЧП. Когда же они наконец-то появятся в городах, то первое время будут управляться людьми, а не автопилотами. Или вот еще момент, с которым придется смириться: не стоит ждать, что летающие автомобили доставят вас от двери до двери. Вот обычный день пассажира будущего: утром вы на обыкновенной машине едете из своего загородного дома до «вертипортов» (термин Uber) на окраине мегаполиса, где пересаживаетесь на летающее такси, оно доставляет вас до другого порта в центре, где вы, уже на метро, добираетесь до офиса. Отсюда, кстати, важное следствие надвигающейся транспортной революции — расползание мегаполисов. Ведь расстояния скоро будут не важны!
Что мешает стартовать в небо уже завтра? Технических препятствий все еще достаточно. Например, лучшие умы человечества до сих пор гадают, как уменьшить шум и прочие неудобства от летающих такси? Может, стоит летать над водой, как Kitty Hawk Flyer от сооснователя Google Ларри Пейджа? Или вот еще препятствие — емкость батарей. Ее все еще не хватает! И вот уже создатели аэротакси Skai нашли возможное решение — использовать жидкий водород.
Помимо техники вопросы есть и к экономике будущей транспортной системы.
— Давайте попробуем оценить себестоимость таких полетов,— говорит Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ.— Дорогие летательные аппараты будут доступны лишь миллионерам, и мы с вами их появления практически не заметим. Более массовые варианты тоже вряд ли выйдут за пределы премиального сегмента, вроде воздушного такси в Дубае по 1000 долларов за полет. Это редкие поездки, в масштабах города — капля в море. Что касается массового летающего транспорта, то он в наших городах просто не поместится. Нужны взлетные площадки, парковки, словом, абсолютно новая инфраструктура.
При этом, как напоминает эксперт, надо учитывать: если для одного обыкновенного автомобиля требуется примерно 10 квадратных метров площади, то для летающего нужно гораздо больше. Где столько найти?
— И наконец, самое главное — в городе вроде Москвы средняя поездка проходит на расстояние 5–10 километров. Перелет на такое незначительное расстояние просто не имеет смысла,— считает Трофименко.— Так что речь должна идти прежде всего о другой схеме расселения, когда люди живут в радиусе 1000 км от крупных городов, и за час на аэромобиле преодолевают это расстояние. Для России с нашими просторами это, кстати, даже более перспективно, чем для компактной Европы.
Что мешает развитию летающего такси
О том, что летающие автомобили пригодятся как раз за городом (и крайне маловероятно — в его пределах), «Огоньку» сказал и практикующий профессор департамента городских исследований и планирования Массачусетского технологического института Карло Ратти, соавтор книги «Город будущего».
— Есть несколько причин, почему мы, возможно, никогда не увидим небо наших городов заполненным летающими аппаратами,— уточняет эксперт.— Во-первых, физика. Несоразмерное количество энергии требуется, чтобы поднять человека или тяжелый объект вертикально в воздух, при этом возникает и сильный шум, и мощные колебания воздуха. Легко представить, что произойдет в городах вроде Нью-Йорка, если мы заменим дронами хотя бы 5% от сотен тысяч автомобилей, курсирующих в Манхэттен и обратно каждый день. Жизнь быстро станет малоприятной для жителей.
Вторая причина, на которую указывает Ратти,— безопасность.
Исследователь напоминает, что мы также не знаем, насколько такие аппараты будут легкой мишенью для террористов или, допустим, хакеров. И вообще, как регулировать движение этих аппаратов в воздухе таким образом, чтобы оно было безопасным?
Карло Ратти признается: сегодня он видит больше возможностей для каких-то транспортных инноваций на земле, чем на небе.
Не стоит сбрасывать со счетов и психологические преграды. Опрос, проведенный недавно швейцарской компанией UBS, показывает недоверие людей к чудесам техники: 54 процента респондентов утверждают, что вряд ли полетят в беспилотном транспортном средстве. Как преодолеть человеческий скептицизм? Вопрос подвешен, и из всех препятствий это сегодня видится едва ли не самым принципиальным.
Экспертиза
Я давно изучаю возможности создания индивидуальных средств передвижения в пространстве. Скажу прямо: интерес к этой теме в России небольшой. Как правило, мы лишь пытаемся повторить то, что делают на Западе. Например, перед началом Второй мировой войны немецкие конструкторы создавали летательный аппарат, рассчитанный на одного человека, и у нас тоже были попытки это делать. В 60-х годах американцы пробовали летать на джет-паках (реактивные ранцы), и мы ринулись их догонять. И все-таки у компетентных органов отношение к этому крайне настороженное. Это связанно с законодательным разрешением на полеты.
Владимир Пирожков, директор инжинирингового центра прототипирования высокой сложности «Кинетика»
Мне приходилось разговаривать с Сергеем Михеевым, генеральным конструктором ОАО «Камов». Он очень рекомендовал заняться созданием летательных аппаратов для одного-двух человек, считал это перспективным трендом. По его версии, у такого аппарата должны быть два соосных винта, как на вертолетах Камова. Но, кажется, мы и здесь опоздали, потому что первыми полетели на таких соосных «персональных геликоптерах» японцы и немцы.
Сейчас в мире очень активно прорабатывается идея аэротакси. Компания Uber курирует этот проект, в котором участвуют 82 стартапа в разных странах. Среди них есть и два российских: это «Бартини дизайн» (названа в честь выдающегося итальянского (и советского) авиаконструктора), вторая — Hoversurf. Проект «Бартини» — это электрический квадрокоптер на спаренных винтах, рассчитанный на перевозку четырех человек. А Hoversurf — тоже электрический квадрокоптер, или летающий мотоцикл, способный поднимать одного человека в воздух. Летающий прототип «Бартини» в масштабе 1:4 и корпус ховербайка были созданы в нашем центре «Кинетика».
Оба российских проекта ориентированы на западные рынки. В России на них летать нельзя: есть большие проблемы с нашим запретительным законодательством. У нас нельзя запускать в воздух дроны весом более 250 граммов. И вообще, все, что может летать на высоте до 3 тысяч метров (категория летательных аппаратов G), с большим трудом пробивает дорогу в небо. Так было с частными легкомоторными самолетами: пилотам каждый раз надо было задолго до вылета получать разрешение, лишь недавно перешли к уведомительному порядку регистрации полетов. Так что свободно на аэробайках мы, похоже, полетим не скоро. Но мы продолжаем не только мечтать об этом, но и строить функциональные прототипы таких изделий.