Замена двигателей на автомобилях ВАЗ
Замена двигателей на автомобилях ВАЗ
Каждый двигатель вырабатывает свой определенный ресурс, и со временем в любом случае нуждается в капитальном ремонте. Замена двигателя ВАЗ производится в том случае, когда ремонт мотора требует больших затрат, или отремонтировать движок невозможно.
- 1 Замена двигателя ВАЗ 2106
- 2 Замена двигателя ВАЗ 2107
- 3 Замена двигателя ВАЗ-классика своими руками
- 4 Замена двигателя ВАЗ 2109
- 5 Замена двигателя ВАЗ 2114
- 6 Замена двигателя ВАЗ 2115
- 7 Замена двигателя ВАЗ 2110
- 8 Замена двигателя ВАЗ 2112
- 9 Снятие двигателя на переднеприводном ВАЗ своими руками
- 10 Замена подушки двигателя ВАЗ
- 11 Замена масла в двигателе ВАЗ
- 12 Замена моторного масла в двигателях переднеприводных ВАЗ
- 12.1 Статьи по теме:
Чаще всего причиной замены двигателя внутреннего сгорания (ДВС) является вышедший из строя блок цилиндров, в некоторых случаях мотор меняют полностью по причине его полного износа.
Автомобили ВАЗ производятся с 1970 года, первым с конвейера тольяттинского завода сошел ВАЗ-2101. Сначала волжский автозавод производил только заднеприводные легковые автомашины, а в 1985 году тольяттинцы приступили к выпуску всем хорошо известной модели Лада Самара ВАЗ-2108. С этого времени ВАЗ перешел на производство переднеприводных моделей, также на автозаводе выпускаются компактные внедорожники «Нива».
Неисправности подушек
Понять, что подушки пришли в негодность можно по величине вибрации двигателя. Если он работает в нормальном режиме, а кузов начинает дребезжать, передавая вибрацию на рулевую рейку, блок педалей, панель приборов, можете быть уверены, что причиной этому является именно износ подушек.
Наибольшая вибрация, обычно, наблюдается при старте двигателя, а также при его выключении. При полном износе резиновых подушек может появиться стук, вызванный соприкосновением элементов мотора и его опор.
Для большей убедительности запустите двигатель, откройте капот и визуально осмотрите опоры двигателя и сами подушки. Положив ладонь на мотор, почувствуйте, насколько сильно он вибрирует.
Причинами выхода из строя подушек двигателя могут быть:
- деформация вследствие отработанного ресурса, механического или температурного воздействия;
- утрата эластичности из-за «старения» резины и перепадов температур;
- расслаивание или растрескивание, вызванное воздействием химически активных жидкостей.
Ремонтируем грамотно: как поменять демпферные подушки двигателя ВАЗ 2110 и видео рабочих процессов
Замена правой демпферной опоры
Прежде, как поменять по примеру видео правую подушку двигателя автомобиля ВАЗ 2110, следует установить противооткатные упоры, а также отсоединить «минусовую» клемму от АКБ. Дальнейший процесс выполняется по схеме:
- Ослабить крепеж генератора гаечным ключом «на 13» и снять ременную передачу.
- Ослабить болт натяжителя.
- Поддомкратить правую часть автомобиля.
- Ключом «на 15» отвернуть гайку крепления опоры.
- Ключом «на 13» открутить два болта, крепящих опору к кронштейну.
- Отвернуть при помощи головки «на 17» три болта крепления кронштейна к правому лонжерону.
- Демонтировать кронштейн и установить новую опору в обратном порядке.
Замена левой демпферной опоры
Процедура смены демпфера двигателя с левой стороны автомобиля выполняется в следующем порядке:
- Демонтировать защиту картера автомобиля.
- Поставить домкрат под машину в районе КПП, подложить деревянный брус и приподнять авто, снимая нагрузку с опоры.
- При помощи торцовой головки «на 15» и воротка открутить крепеж опорной шпильки.
Замена задней демпферной опоры
Прочитать, как поменять задние подушки двигателя на автомобиле ВАЗ 2110 и просмотреть видео – это еще полдела. Важно точно придерживаться порядка выполнения ремонтных работ:
- Демонтировать защиту картера двигателя.
- Открутить при помощи головки «на 17» две гайки, фиксирующие опору к кузову авто.
- Используя два гаечных ключа «на 19» открутить два болта крепления к КПП и снять опору.
- Зажать снятый кронштейн в тиски и ключом «на 19» открутить болт, фиксирующий опору.
- Вынуть болт и установить в кронштейн новую резиновую опору.
- Сборка узла выполняется в обратной последовательности при соблюдении перпендикулярности привалочных плоскостей.
На основании практического опыта можно утверждать, что процесс замены демпферных опор силового агрегата на «десятке», не представляет особой сложности. Обычно после ремонта вибрации исчезают, но, если все осталось без изменений, то решение вопроса может лежать в другой плоскости. Есть смысл искать тогда проблему в подвеске или в компонентах ШРУС.
Инструкция по замене подушек крепления двигателя
Комплектующие, требующиеся для замены своими руками:
- комплект опор двигателя (в сборе 2 500 рублей);
- комплект подушек (около 1 300 рублей).
Если у машины довольно большой пробег и наблюдаются процессы вибрации, чтобы исключить выход из строя двигателя, лучше менять опоры в сборе. Небольшая переплата одновременно гарантирует решение проблемы крепления на концептуальном уровне. Движки могут длительно работать только при нормальном уровне вибраций, поэтому при появлении проблемы рекомендуется ее устранить. При выборе обратите внимание на состояние правой и левой опоры, а также на то, что предложена продукция на 8 и 12 клапанов. Безусловно, 12-клапанная опора более надежна в эксплуатации и подойдет для людей, предпочитающих интенсивный стиль вождения. Процесс замены отличается. Если вы хотите поменять только саму подушку, выполняйте рекомендации частично.
Замена 8-клапанной опоры:
- Установите двигатель в ремонтное положение на ровной поверхности, сделайте упор колес.
- Ремень генератора снимается и удерживается с помощью болта, который нужно отвернуть ключом № 13.
- Установите домкрат и на него дополнительные деревянные опоры, важно снять нагрузку с удерживающих агрегат опор.
- Демонтируйте гайку на правой подушке (ключ на 15), снимите болты фиксации кронштейна и лонжерона – всего 3 шт. (ключ на 17).
- Установите подушку или опору по шагам, выполняя действия в обратном порядке.
- Затем проделайте это же с другими опорами, начав с центрального крепления и левой подушки (ключ на 15).
Замена 12-клапанной опоры:
- демонтируйте фиксирующий болт между кронштейном и двигателем (ключи на 15, 2 шт.);
- снимите опору, проведите замену подушки на новую;
- монтаж проделайте в обратном порядке;
- для снятия верхней опоры потребуется открутить болт, крепящий верхнюю опору, это можно сделать вручную в моторном отсеке (ключе на 17);
- аналогичные действия проделываются с другими опорами и подушками.
Если вы затрудняетесь с демонтажем опор мотора, посмотрите детальное видео, как это можно проделать самостоятельно. Основная сложность без опыта состоит только в поиске креплений опор и их правильном демонтаже.
Как выбрать где и у кого капитально ремонтировать двигатель ВАЗ 2110?
Первыми, кто может предоставить подобные услуги, официальные сервисные предприятия, обширная сеть которых существует на территории страны. В этом случае гарантировано использование оригинальных запасных частей, профессионального инструмента и оборудования. Персонал таких предприятий, несомненно, имеет колоссальный опыт и обладает необходимыми знаниями для осуществления ремонта.
Если по какой-то причине, необходимо выбрать другую кампанию, в первую очередь необходимо получить сведения о наличии лицензий на выполнение подобного ремонта, а также оснащенности мастерских необходимым оборудованием и приспособлениями. Наличие опыта работы на рынке ремонтных услуг также очень важно при выборе того, кто будет выполнять работу.
Снимаем абсорбер и бачок гидроусилителя, что бы не мешали в дальнейшем.
Ослабляем болт на семнадцать, натяжного ролика сервисного ремня и снимаем последний. Совсем снять не удастся поскольку мешает опора двигателя. Если ремешок требует замены придется открутить подушку двигателя.
Снимаем натяжной ролик. Откручиваем болты крепления верхней защитной крышки, они под шестигранник.
Снимаем правое колесо, пластиковый брызговик и сливаем антифриз.
Установка верхней мертвой точки
Видим шкив коленвала. За его болт, по часовой стрелке, вращаем коленвал до совпадения меток на шкивах распредвалов и защитной крышке ремня ГРМ.
Метки на левом распредвале выпускных клапанов. Красным выделена метка на защитной крышке.
Аналогично для распредвала впускных клапанов. Он справа. На его шкиве есть внутреннее кольцо для датчика фаз, поэтому перепутать шкивы очень сложно.
Снимаем шкив коленвала. Застопорим коленвал с помощью друга. Сажаем его в машину и заставляем включить пятую скорость и до упора нажать на тормоз. А сами в это время легким движением руки откручиваем болт шкива коленвала. Снимаем его и нижнею защитную крышку.
Видим, что метка на звездочки и прорезь на отливе крышки коленвала совпали.
Ослабляем болты на семнадцать натяжного и обводного ролика и снимаем ремень ГРМ. После чего и сами ролики. Их меняем в любом случае.
Замена помпы
Стопорим и откручиваем шкивы распредвалов и снимаем их. Помним, что у правого распредвала шкив с внутренним кольцом для датчика фаз. Картинка должна получится такая.
Откручиваем все что держит защитную пластиковую крышку и снимаем последнюю. Откручиваем три болта держащих помпу. Они под шестигранник.
Помпа для шестнадцати клапанного двигателя немного отличается от обычной для восьми клапанного. Имеет небольшое ухо с резьбой, для крепления защитного кожуха.
Смазываем прокладку тонким слоем герметика и ставим помпу на место. Болты крепления затягиваем. Ставим на место защитный кожух. Проверяем что бы он сел на свое место, в противном случае он будет тереть ремень. Если все в порядке закручиваем все что его держит и ставим шкивы распредвалов и новые ролики.
Когда и почему нужна замена подушек двигателя: на что обратить внимание
Прежде всего, следует отметить, что двигатель имеет несколько опор: правая подушка двигателя, верхняя подушка двигателя и задняя подушка. Сама опора — резинометаллическая деталь, состоящая из металлического корпуса и резиновой вставки (подушки).
Если просто, подушка отдаленно напоминает по конструкции сайлентблок. Основная задача такого решения заключается в гашении вибраций во время работы ДВС. Также отсутствие жесткого крепления силового агрегата к кузову позволяет увеличить срок службы некоторых кузовных элементов.
- Чтобы определить, когда нужна замена подушек двигателя, достаточно оценить уровень вибраций во время работ двигателя. Как правило, при неисправности подушек-опор двигателя на кузов будут передаваться сильные вибрации. Более того, вибрации будут явно ощущаться на руле, на педальном узле, ручке КПП и т.д. В такой ситуации обычно «трясет» весь кузов, а причиной являются неисправные опоры силового агрегата.
Сильнее всего вибрация двигателя ощущается при запуске, а также в момент остановки ДВС. Еще, особенно при критическом износе подушек, может проявиться стук, кода двигатель соприкасается с опорой.
- Для определения состояния и необходимости замены подушек мотора, зачастую достаточно завести двигатель, после чего осмотреть опоры и подушки. Также нужно обратить внимание на силу вибраций двигателя на ХХ, приложив ладность к клапанной крышке.
На практике, если заметна деформация подушек, резина растрескалась/расслоилась и потеряла эластичность, в этом случае опоры двигателя пришла пора менять. Также можно выполнить дополнительную проверку. Для этого нужно знать, как проверить подушки двигателя. Если коротко, нужно «раскачать» двигатель в автомобиле рывками на первой или задней передаче, причем в этот момент помощник контролирует, как двигатель смещается в этот момент.
Кстати, специалисты рекомендуют менять опору целиком. С одной стороны, это дороже (если меняется только подушка двигателя ВАЗ, цена будет ниже), но можно рассчитывать на лучший результат, если купить опору двигателя хорошего качества в сборе.
Конструктивные особенности подушек восьмиклапанного двигателя ВАЗ-2110
Перед тем как заняться проверкой и заменой подушек двигателя, нужно знать одну важную вещь: на восьмиклапанном и шестнадцатиклапанном двигателе стоят разные подушки . На двигателе с 16 клапанами нет задней подушки двигателя, зато есть две боковые опоры, которых нет у восьмиклапанного двигателя. Процедура по замене на одном и другом двигателе практически идентична, и отличается лишь небольшими нюансами.
Симптомы износа
Хотя, кажется, что определить износ подушек двигателя без вмешательства квалифицированного специалиста достаточно сложно, на самом деле всё можно узнать самому.
Выход из строя подушки двигателя можно сразу определить по увеличившейся вибрации.
При этом двигатель будет работать нормально, но вибрация будет ощущаться на всех элементах кузова, включая и салонные элементы.
Наиболее сильная вибрация бывает при старте мотора и сразу после его отключения. Иногда можно даже услышать характерный стук , который появляется из-за контакта двигателя с опорами. В этом списке можно увидеть основные причины неполадок, связанных с подушками двигателя:
- Чаще всего подушки деформируются. Деформация происходит из-за выработки ресурса подушки.
- Резина теряет эластичность. Это чаще всего происходит от старости подушки.
- Резина трескается, разваливается и расслаивается. Часто подушка может выйти из строя в результате высоких температур или воздействия агрессивных жидкостей.
В любом из этих случаев подушка уже не сможет выполнять свои непосредственные функции качественно.
Когда автомобиль прошел примерно 150 тысяч километров возникает заметный износ поршневой группы.
Определить это можно по таким признакам:
- повысился расход бензина;
- ниже 10 кгс/см2 стала компрессия двигателя;
- увеличился расход масла. За 1000 километров пробега уровень масла уменьшился от максимальной отметки до минимальной;
- изменился цвет выхлопных газов до сизого оттенка.
При замене маслоотражательных колпачков расход масла уменьшается незначительно. Поэтому возникает необходимость в диагностике поршневой системы и замена изношенных деталей.
Если гильзы и поршни имеют допустимый износ, не более 0,15 миллиметров, выполняется только замена поршневых колец. На ВАЗ 2110 замена поршневых колец может быть произведена без снятия двигателя с автомобиля.
В этом случае нужно будет заменить под головку и поддон блока прокладки. При обнаружении других деталей вышедших из строя они заменяются в процессе сборки.
Снятие поршневых колец
Работа выполняется на яме или эстакаде. Для выполнения работы понадобятся набор ключей, динамометрический ключ, для обжатия колец на поршне специальная оправка.
Порядок выполнения работ:
- Снимается аккумуляторная батарея, воздушный фильтр, карбюратор, датчик распределения зажигания, вентиляционный шланг.
- Из поддона двигателя сливается масло.
- Отсоединяется датчик температуры жидкости для охлаждения, из блока двигателя выкручивается пробка и сливается охлаждающая жидкость.
- От головки блока отсоединяется «печка».
- Отсоединяются от впускного коллектора шланга от вакуумного усилителя тормозов.
- С патрубков расположенных спереди на головке блока снимаются шланги.
- Откручивается болт на хомуте, крепящем приемную трубу выхлопных газов к коробке передач, и отсоединяют ее от резонаторной трубы.
- Отсоединяется приемная труба к коллектору от двигателя.
- Отворачиваются верхняя и нижняя гайки крепления воздухозаборника. Последняя крепит одновременно и переднюю часть щитка, защищающего стартер от нагретого выхлопного коллектора.
Совет: Для упрощения снятия и установки щитка стартера лучше удалить нижнюю проушину его крепления.
- Отворачиваются крепеж защитного кожуха, который закрывает ремень привода распредвала.
- Ослабляется натяжка ремня, который снимается со звездочки распредвала.
- Снимается звездочка.
- Снимается задняя крышка ремня.
- Откручиваются винты крепящие головку к блоку цилиндров.
- Отвернув все болты фиксирующие головку блока, она с покачиванием отрывается от блока цилиндров и снимается вместе с прокладкой.
- Откручивается и удаляется крышка картера сцепления.
- Отворачиваются винты, и снимается поддон картера двигателя.
- Вынимается из корпуса масляного насоса маслоприемник.
- Отворачиваются гайки шатунных винтов и снимаются шатунные крышки.
- Откручиваются 18 винтов крепящих поддон, последний снимается.
- С помощью легкого постукивания ручкой молотка, выталкивается поршень с верхним вкладышем и шатуном вверх.
Вытаскивание поршня с шатуном из цилиндра
- Аналогично вытаскиваются все четыре поршня двигателя.
- Шатун зажимается в тиски, где установлены губки из мягкого металла.
- Без приложения большого усилия осторожно пальцами рук разводятся замки на поршневых кольцах, снимаются поочередно два компрессионных кольца с поршня.
- Снимается одно маслосъемное кольцо.
- Снимается расширитель маслосъемного кольца.
Снятие расширителя масляного кольца
Замена поршневых колец
С помощью старых поршневых колец очищаются от нагара канавки поршней.
Перед тем, как будет произведена замена поршневых колец ваз 2110, их обкатывают по поршневым канавкам. При закусывании кольца его необходимо притереть на наждачной бумаге с мелким зерном, уложенным на стекло.
Установка колец на поршень
Совет: необходимо следить за вторым компрессионным кольцом. Оно достаточно жесткое, что обеспечивает его хрупкость, а это значит, что его легко можно сломать .
- Когда выполняется замена поршневой ВАЗ 2110 необходимо учитывать, что каждому классу поршня соответствует новое поршневое кольцо.
- При выборе кольца необходимо обращать внимание на его обозначение:
- обозначение отсутствует на кольцах имеющих номинальные размеры;
- при увеличении размеров ремонтного кольца в диаметре на 0,4 миллиметра оно имеет маркировку – «40»;
- на 0,8 миллиметров маркировка – «80».
Прежде чем установить кольцо щупами измеряется зазор между стенкой канавки и поршневым кольцом, которое будет установлено в нее. На фото хорошо видно как это нужно выполнять.
Существует инструкция, согласно которой допустимые зазоры в поршневых канавках для колец должны соответствовать значениям, указанным в таблице.
Кольцо | Зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки на поршне |
Компрессионное кольцо верхнее | 0,04 — 0,075 |
Компрессионное кольцо нижнее | 0,03 — 0,065 |
Маслосъемное кольцо | 0,02 — 0,055 |
Проверка зазора между стенкой канавки и поршневым кольцом
- При превышении максимально допустимого зазора, необходимо, чтобы была произведена замена поршневых колец на ВАЗ 2110.
- Маслосъемное и верхнее компрессионное кольца устанавливаются надписями «ТОР» или «ВАЗ» вверх.
- Нижнее компрессионное кольцо ориентируется проточкой вниз.
- Надевание колец на поршень:
- раздвигается замок кольца в пределах не больше, чем это нужно для того, чтобы кольцо одеть на поршень;
- заводится на поршень замок кольца;
- заводится тыльная часть детали.
На поршень новые кольца устанавливаются от расширителя маслосъемного кольца. Когда кольцо установлено замок расширителя относительно замка кольца должен быть развернутым на 180 градусов.
Когда все кольца установлены на поршень, необходимо выполнить их ориентацию таким образом, чтобы под углом 45 градусов располагался замок компрессионного верхнего кольца к оси установки поршневого пальца. На 180 градусов разворачивается замок на нижнем компрессионном кольце и на 90 градусов замок на маслосъемном кольце относительно замка на верхнем компрессионном кольце.
- В случае нарушения технологии установки колец может масло проникать в цилиндр, а это привести к образованию нагара в камере сгорания на ее стенках, из глушителя будет дымный выпуск, и увеличится расход масла. На поршень кольца одевать можно только специальными щипцами или в специальном приспособлении.
Кольца, поршень и зеркало цилиндра смазываются новым моторным маслом. - Оправка надевается на поршень, ею обжимаются кольца, для их самоустановки необходимо слегка постукивать ручкой молотка по оправке.
- Постели для вкладышей в крышке и шатуне насухо вытираются и устанавливаются вкладыши в нижнюю крышку шатуна.
- Новым моторным маслом смазываются шатунная шейка коленвала и внутренняя поверхность вкладышей.
- Ориентируя стрелку на днище поршня таким образом, чтобы она была направлена к шкиву коленчатого вала, поршень устанавливается в гильзу блока.
- Поршень утапливается в цилиндр. Для этого оправка прижимается к блоку, а по днищу поршня простукивается ручкой молотка.
Одновременно нужно следить, как продвигается шатун к шейке коленвала. - На шатун устанавливается крышка, гайки затягиваются моментом, примерно пять кгс/м.
Совет: шатунные крышки не взаимозаменяемые. На крышке шатуна и на самой детали указан номер цилиндра, куда шатун может быть установлен.
Когда выполняется замена поршневой на ВАЗ 2110, цифры на шатуне должны быть расположены с одной стороны.
- Таким же способом выполняется замена поршней на ВАЗ 2110 всех оставшихся.
- После установки последнего поршня двигатель собирается в обратной последовательности его разборки.
Хорошо демонстрируется замена поршней ВАЗ 2110 на видео.
Как правильно выполнить обкатку двигателя после установки новых колец
Большое значение играет правильная обкатка автомобиля после проведения ремонтных работ. Относиться к этому нужно так же внимательно, как и к самому ремонту.
Особое внимание следует уделить тем узлам, у которых детали связаны с трением между собой, а КПД зависит от правильных зазоров, с которыми они прилегают друг к другу.
После установки новых поршневых колец скорость автомобиля на 1000 километров пробега не должна быть больше 60 километров в час. Это нужно для того, чтобы детали смогли притереться к гильзам и поршневым канавкам.
Иначе цена ремонта автомобиля будет в следующий раз гораздо больше. Основная цель обкатки – сглаживание всех микронеровностей трением деталей между собой, пока не будет достигнуто полное их прилегание.
А при сильном трении во время «притирки» возникает повышенное нагревание деталей двигателя. Это и служит тому, что мотор должен работать с минимальными, щадящими нагрузками.
Правила обкатки автомобиля после установки новых колец
- Автомобиль не нагружать полностью.
- Своевременно выполнять переключение передач.
- Не ездить по дорогам, имеющим затяжные подъемы.
- Постоянно вести контроль уровня масла.
- Стараться избегать долгое простаивание в пробках и резкие ускорения.
- Менять масло и фильтр после 1000 километров пробега.
Соблюдение этих правил обеспечит эксплуатацию автомобиля на долгое время в надежном состоянии.