Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Системы активной безопасности

Самой первой такой системой на авто можно считать ремни безопасности, которые длительное время оставались единственным средством защиты пассажиров. Сейчас же авто комплектуется десятком и более всевозможных систем, которые подразделяются на две категории безопасности – активной и пассивной.

Активная безопасность автомобиля направлена на возможное устранение аварийной ситуации и сохранение контроля за поведением авто в экстренных случаях. Причем они действуют автоматически, то есть, вносят свои коррективы несмотря на действия водителя.

Пассивные же системы направлены на уменьшение последствий при случившейся аварии. К ним относятся ремни, подушки и шторки безопасности, специальные системы крепления детских сидений.

Автомобиль, который паркуется сам

Впервые об этом заговорили в далёком на сегодняшний день 2006 году, когда появился «Лексус LS460». Сегодня такой способностью обзавелись «Тойота», «БМВ», «Фольксваген», «Мерседес» и «Форд». Однако далеко не все из них справились с этим на достойную отметку в 5 баллов.

Так, специализирующийся на параллельной парковке БМВ не всегда выполняет её с безупречностью породистого немца. Тут как, говорится, доверяй, но проверяй. «Лексус LS 460» может припарковаться сам, хотя предварительно всё же поёрзает на парковке. Здесь необходимо отметить, что парковка самостоятельно состоится лишь в том случае, если у его владельца «есть мозги» и вагон терпения. Система автопарковки у элитного японца настолько «мудрёная», что у многих терпение кончится раньше, чем их «Лексус» сам припаркуется.

«Фольксваген» сделает это моментально, однако, если «умному» автомобилю покажется, что места на парковке мало, то делать этого он не будет. «Тойота Приус» «умеет» парковаться как угодно, сам же алгоритм действия, в отличие от «Лексуса», довольно прост и ограничивается девизом «нажми одну кнопку». «Форд» — радует простым управлением и чётким попаданием «куда надо» (в хорошем смысле этого слова).

Рейтинг технологий автомобильной безопасности

1. Трехточечные ремни безопасности

Машина может быть по всему периметру оснащена подушками безопасности, иметь ABS и систему контроля тяги, но во главе всего по-прежнему стоят ремни безопасности, без которых любая ультрасовременная система безопасности окажется бесполезной.

Явила их миру компания Volvo почти 60 лет назад, совершив тем самым революцию в автомобильном мире. С первых же дней эксплуатации такие ремни вдвое снизили смертность на дорогах, одновременно увеличив количество пристегивающихся водителей. Еще больше восторгов вызвали появившиеся в 70-х годах инерционные ремни, которые избавили от необходимости каждый раз настраивать их длину.

Безусловно, и у него присутствуют недостатки, к которым можно отнести задержку в срабатывании. Например, во время ДТП, когда все происходит за считанные секунды, замедленное срабатывание может стать критическим. А в холодные сезоны из-за наличия объемной одежды на человеке между телом и ремнем образуется слишком большое пространство, что при аварии может привести к вылетанию пассажира из салона автомобиля.

2. Подушки безопасности

Слыша истории о случайном срабатывании подушек, которые травмируют водителя и его пассажира, большая часть автомобилистов относится к ним весьма скептически. Но статистика показывает, что после ремней безопасности подушки – вторая по важности технология, направленная на спасение жизни автомобилиста.

Первой подушкой безопасности оснастили Ford в 1971 году в качестве альтернативы ремням. Автомобилисты далеко не сразу приняли новшество, было даже зафиксировано несколько летальных случаев, когда от громкого хлопка и стремительного выброса подушки водители получали сердечный приступ.

Конструкция подушки достаточно проста: тонкий нейлоновый мешок с несколькими камерами упакован в небольшую капсулу. Блок управления получает данные с многочисленных датчиков, установленных в машине, и дает сигнал подушке на раскрытие в случае опасности.

Размещены подушки стандартно в корпусе руля для водителя и в приборной панели — для пассажира. Боковые подушки могут спрятать в дверь или пространство над ней, в спинках сидений или в стойках. Существуют и некие комбинированные варианты, когда из слота над дверью выпадает защищающая голову шторка, а подушка, вылетаемая из кресла, защищает грудь, живот и таз.

Хотя статистика – наука весьма условная, ее цифры приятно ласкают глаз – риск смерти от ДТП снижается на 11%, а боковые подушки за 2 года спасли жизнь 1800 человек.

3. Антиблокировочная тормозная система (ABS)

Изначально сконструированная для авиации, ABS уверенно прижилась в автомобильной промышленности. Даже если автомобиль имеет мощные, качественные тормоза, водитель может оказаться на скользкой или мокрой дороге, где элементарно не справится с управлением.

Принцип работы ABS заключается в том, что блок управления непрерывно контролирует датчики скорости и в случае аномально резкого снижения скорости предотвращает блокировку колес. Это позволяет сократить тормозной путь и удержать автомобиль на дороге.

Таким образом система повышает эффективность торможения, особенно на скользкой трассе. Некоторые водители ставят под сомнение способность ABS избегать ДТП, ведь кто-то при экстренном торможении все равно может впасть в панику и вылететь в кювет. А кто-то, почувствовав пульсацию педали тормоза от работы ABS, сразу отпускает ее и точно так же теряет управление.

Читать еще:  Активная подвеска современного автомобиля

Тем не менее, с 2012 года система устанавливается на 85% всех автомобилей, которые, как показывает мировая практика, куда реже участвуют в ДТП.

4. Складная рулевая колонка

Конструкция рулевой колонки состоит из заключенного в прочный пластик вала с соединениями шарнирного типа. Сейчас для ее устройства активно применяют энергопоглощающие материалы, которые дают возможность колонке складываться от фронтального удара определенной мощности, тем самым спасая ребра водителя.

После трагического случая на гонках Формулы-1 с бразильским гонщиком Айртоном Сенной, когда он остался бы жив после столкновения, если б его машина была оснащена складной колонкой, руководство гонок заставило каждую команду оснастить болиды этой технологией.

5. Антипробуксовочная система

И снова американцы стали первопроходцами, создав в помощь к ABS еще и антипробуксовочную систему. В автоматическом режиме она контролирует положение колес, своевременно снижая обороты двигателя, чтобы предотвратить проскальзывание. По большому счету, это продолжение ABS, действующее на ее же основе.

Действуя в тандеме, обе эти системы повышают безопасность движения автомобиля на поворотах, на влажной или скользкой дороге, обеспечивают лучшую управляемость на покрытии с плохим сцеплением.

6. Система предупреждения

Разработанная автоконцерном Volvo система гарантирует автоматическое торможение автомобиля в той ситуации, когда столкновение с объектом впереди становится неизбежным.

Ее смысл состоит в том, что если водитель по каким-либо причинам своевременно не снижает скорость, приближаясь к едущему или стоящему автомобилю, система самостоятельно активирует торможение. Такая мера не избавит от самой аварии, но снизит уровень ущерба для автомобилей и находящихся в них людей.

Установленные в системе камера и радар сравнивают полученные данные и высчитывают расстояние до опасного объекта, чтобы запустить торможение только в действительно экстренном случае.

7. Адаптивный круиз-контроль

Данная разработка помогает автомобилисту поддерживать соответствующую дистанцию до находящегося перед ним автомобиля. Встроенный радар непрерывно измеряет расстояние до соседних машин, передает свои расчеты системе, чтобы та регулировала скорость в любом потоке движения.

Включая систему, водитель собственноручно устанавливает нужную скорость и временной интервал, в который радар должен обновлять информацию. При изменении скоростного режима впереди идущего автомобиля АСС самостоятельно аналогичным образом сбавляет скорость.

8. Оповещение о дистанции

Система разработана как альтернатива вышеупомянутой, также направленная на сохранение безопасной дистанции между автомобилями. Автоматически она не регулирует скорость, лишь подавая предупредительный сигнал автомобилисту о том, что расстояние опасно сокращается и пора принять меры.

Эффективность системы напрямую зависит от качества дорожной разметки и погодных условий, что является существенным недостатком, так как плохо различимая разделительная линия, снег или туман могут полностью вывести ее из рабочего состояния.

9. Конструкция автомобиля

К элементам пассивной безопасности относится и сама конструкция кабины, бампера и прочих деталей. Так, переднюю и заднюю части автомобиля делают более мягкими по сравнению с серединой. Это необходимо для того, чтобы при столкновении эти части смягчили удар, снизив инерционную нагрузку, а более жесткая середина защитила водителя и пассажиров.

Также с целью повышения безопасности двигатель автомобиля помещается на рычажной подвеске, которая опускает его вниз, под кузов. Тогда при попадании в ДТП двигатель не переместится в салон и не повредит находящимся внутри людям.

10. Парктроник

Без этого электронного помощника трудно представить себе любую современную машину. Особенно полезна она будет новичкам за рулем, которые еще не очень хорошо чувствуют габариты своего автомобиля. Задача системы – замерять расстояние от машины до ближайших объектов и подавать предупреждающий сигнал, когда дистанция эта становится опасной.

Полностью обезопасить автомобиль не удастся ни одной электронной системе. А тем водителям, чей автомобиль буквально «напичкан» всевозможными технологиями, все равно не стоит терять бдительности. Но все более совершенные методы пассивной и активной безопасности ежегодно спасают десятки тысяч жизней, поэтому не стоит пренебрегать ими, надеясь только на собственное водительское мастерство.

Видео — 10 шагов к безопасности машины:

Тема была упомянута в комментах, решил все-таки пост сделать.

Возможности будут рассматриваться на примере тормозного модулятора прицепа WABCO TEBS-E.

Рассмотрим его функции от более традиционных к наиболее современным.

Это сложное электромеханическое устройство, которое может работать, общаясь с автомобилем по цифровой шине CAN, если автомобиль это умеет, а также более самостоятельно, пользуясь показаниями собственных датчиков (датчики скорости вращения колес, внутренние датчики крена и ускорения, датчики давления в магистралях баллонов пневмоподвески, датчики давления вв магистралях соединения с автомобилем). Сразу скажу — да, к старому КАМАЗу или МАЗу можно подцепить современнейший прицеп, есть два условия — прицепу нужно питание 24В (а в версии MULTIVOLTAGE и 12В пойдет), второе — соединение с автомобилем по двум воздушным магистралям — питающей и управляющей.

Читать еще:  Как улучшить проходимость внедорожника

Теперь о функциях

1. ABS — предотвращение блокировки колес, всем автомобилистам известно — повышение эффективности торможения путем отслеживания скорости вращения колес и регулирования тормозных сил.

2. Счетчик пробега и индикатор необходимости ТО: в модуляторе записывается пробег, который считается при наличии хотя бы одного исправного датчика вращения колес и задаваемая периодичность ТО — в километрах. При необходимости провести ТО на автомобиле будет кратковременно загораться лампочка неисправности тормозной системы прицепа, если такая лампочка установлена.

3. Регулировка высоты подвески — по датчику высоты (иногда называют датчик уровня пола) определяется высота и при ее изменении происходит подстройка давления в баллонах пневмоподвески. Также можно регулировать вручную высоту с помощью вот такого пульта

Кстати у этого же производителя есть мобильное приложение в Гугл Плее — при дооснащении прицепного модулятора Блютусом можно прям с телефона управлять высотой подвески — например при загрузке прицепа на базе — разная высота на разных складах бывает.

4. Функция догружания тягача — если тягач способен общаться с прицепом по инфошине, то при пробуксовке этого самого тягача прицеп способен поднимать одну из осей (если оснащен подъемной осью), тем самым нагружая седельно-сцепное устройство и как следствие колеса тягача для более уверенного сцепления с дорогой.

5.Управление пневмоподвеской с разными вариантами исполнения. — предотвращать крен, если прицеп запрограммирован на перевозку груза, крена не допускающего.

6. Иммобилайзер — прицеп не растормозится, если через пульт, который я показал выше, не введен секретный код.

7. Режим асфальтоукладчика — на прицепе, который предназначен для перевозки асфальта и сгружания его в асфальтоукладчик есть функция- задается скорость, например 1,6 км/ч. тягач с прицепом стоят на нейтральной передаче. сзади в буфер или ЗЗУ (заднее защитное устройство) прицепа упирается асфальтоукладчик , в который с прицепа сыпится потихоньку асфальт, и начинает толкать автопоезд — при превышении заданной скорости тормоза прицепа начинают прихватывать и не давать эту величину превысить. Полезно, но не встречался с использованием.

8. контроль давления воздуха в шинах — все просто, во всех колесах установлены датчики (каждый с идентификатором и батарейкой) — и данные передаются на пульт или мобильное приложение. Пульт в этом случае должен быть такой

9. Активный парктроник — на прицепе устанавливаются датчики (так как это грузовая большая техника, то датчики можно поставить и сверху и снизу фуры. При приближении к препятствию сначала звуковой сигнал, на заданном расстоянии — кратковременный «прихват» тормозами, вроде как для того, чтоб водитель бдительнее был — и на минимальном расстоянии (тоже задается программно) — полная остановка прицепа (и, следовательно, автопоезда).

10. Телематика — передача информации о передвижениях, нагрузке прицепа в диспетчерскую.

11. Предотвращение опрокидывания — при повороте прицепа и отсутствии тормозного усилия по датчикам высоты и скоростям вращения колес определяется опасность опрокидывания при повороте и тормозные механизмы одной из сторон (в зависимости от направления поворота) задействуются самостоятельно, изменяя скорость вращения колес стороны и предотвращая опрокидывание.

12. Управление аэродинамикой — на прицеп устанавливаются дополнительные щитки по бокам для улучшения обтекаемости и специальные щитки — закрылки на задних распашных воротах фуры. При достижении определенной скорости щитки начинают раскладываться вдоль движения, уменьшая завихрения воздуха и оптимизируя затраты мощности на преодоление сопротивления воздуха.

Вот вроде бы и все основные функции. Существует еще куча разных подфункций, которые описывать здесь смысла нет, ибо ими даже заинтересованные (казалось бы) лица типа начальников колонн, технических директоров, главных инженеров не интересуются.

Эти системы очень облегчают труд водителя, которые весьма не прост и опасен.

Они спасают жизни.

@404error404 вот пост как просили)))

Изображения взяты из открытого доступа в сети Интернет. Пост секретной и рекламной информации не несет, коммерческой и производственной тайны не содержит.

Современные системы пассивной безопасности автомобиля

Главная задача систем пассивной безопасности автомобиля заключается в уменьшении тяжести последствий аварии (столкновение или опрокидывание) для здоровья человека если ДТП произошло.

Работа пассивных систем начинается в момент наступления ДТП и продолжается до полной неподвижности транспортного средства. Водитель уже не может повлиять на скорость, характер движения или выполнить манёвр во избежание аварии.

1.Ремень безопасности

Один из главных элементов современной системы безопасности машины. Считается простым и эффективным. В момент ДТП прочно удерживают и фиксируют в неподвижном состоянии тело водителя и пассажиров.

Для современных автомобилей обязательно наличие ремней безопасности. Выполнены из прочного на разрыв материала. Многие машины оснащены системой раздражающего звукового сигнала, напоминающего о необходимости использования ремней безопасности.

2.Подушка безопасности

Один из основных элементов пассивной системы безопасности. Представляет собой прочный матерчатый мешок, похожий по форме подушку, который в момент столкновения автомобиля наполняется газом.

Предотвращают повреждение головы и лица человека о твёрдые части салона. В современных автомобилях может находиться от 4 до 8 подушек безопасности.

3.Подголовник

Установлен в верхней части автомобильного сиденья. Его можно регулировать по высоте и углу наклона. Служит для фиксации шейного отдела позвоночника. Защищает его от повреждения при отдельных видах ДТП.

Читать еще:  Система кругового обзора или камеры по периметру

4.Бампер

Задний и передний бамперы выполнены из прочного пластика, обладающего пружинящим эффектом. Доказали свою эффективность при мелких дорожно-транспортных происшествиях.

Принимают на себя удар и предотвращают повреждения металлических элементов кузова. При ДТП на высокой скорости в некоторой степени поглощают энергию удара.

5.Стёкла триплекс

Автомобильные стёкла специальной конструкции защищающие открытые участки кожи и глаз человека от повреждения в результате их механического разрушения.

Нарушение целостности стекла не приводит к появлению острых и режущих осколков, способных нанести серьёзные повреждения.

На поверхности стекла появляется множество мелких трещин, представленных огромным количеством мелких осколков не способных причинить вреда.

6.Салазки для мотора

Мотор современной машины монтируется на специальной рычажной подвеске. В момент столкновения и особенно лобового, двигатель не уходит в ноги водителя, а по направляющим салазкам смещается вниз под днище.

7.Детские автокресла

Защищают ребёнка в случае столкновения или опрокидывания автомобиля от получения серьёзных увечий или повреждений. Надёжно фиксируют его в кресле, которое в свою очередь удерживают ремни безопасности.

Безопасные авто: как это начиналось

Бурное развитие систем активной безопасности началось не так уж давно, если, конечно, сравнить с пассивными системами (напомним, ремни безопасности появились в 50-х годах). Первопроходцем этой категории устройств стала антиблокировочная технология ABS, которая дебютировала в 70-х годах минувшего столетия на премиальных седанах Mercedes-Benz.

Как и полагается, изначально такие штуки могли себе позволить только покупатели дорогих авто, но в наши дни они стали стандартом, без которого машину даже не выпустят на дорогу. Сегодня, в век цифровых технологий полк систем активной безопасности растёт с каждым годом.

Производители пытаются полностью минимизировать человеческий фактор в автопроишествиях, и не за горами тот день, когда водитель превратится в обычного пассажира, благодаря технологиям автопилота.

Что такое системы безопасности превентивного действия?

На многих современных автомобилях некоторые из перечисленных активных и ассистирующих систем при помощи специального программного обеспечения объединяются в масштабные технические системы так называемой интеллектуальной превентивной безопасности.

Их задача заключается в предупреждении столкновения, предварительной подготовке тормозной системы к торможению, подготовке к активации некоторых систем пассивной безопасности, а также в автоматическом изменении скорости движения вплоть до полной остановки. К таким электронным помощникам относятся Collision Warning with Brake Support от Ford, Collision Warning with Auto Brake и City Safety от Volvo, Front Assist от Volkswagen и т.д.

Безопасность и экологичность

В первую очередь хотелось бы рассказать о трехточечных ремнях безопасности, которые сейчас устанавливаются в 99% автомобилей. Они поступили на рынок автотранспорта еще в 1959 году. Эта технология ежедневно сохраняет тысячи жизней. Сколько бы различных систем типа ABS не было в вашем авто, но без данного ремня, они бы, скорее всего вам не помогли. Эта технология перевернула весь автопром, ведь благодаря ей, число смертей в ДТП снизилось в разы.

Второй в списке будет неэтилированный бензин. Во первых данный бензин является наиболее безопасной для экологии нашей планеты, так как данный бензин имел в себе свинец, который очень опасен в больших количествах содержания в воздухе. Этилированный бензин был создан для увеличения мощности авто, которые использовали бензин с низким октановым числом. Кроме опасности для экологии, он еще и мог самопроизвольно детонировать при аварии. Из-за этих факторов с 1987 года данный вид топлива запретили. Взамен предоставили неэтилированный бензин с высоким октановым числом. Он не детонирует при авариях и наименее безопасен.

Радиальные покрышки являются третьими в списке технологий безопасности. Они сейчас используются в большинстве автомобилей. Данные шины намного безопасней по нескольким причинам: 1)Их намного труднее проколоть по сравнению с диагональными. 2)У них намного лучше сцепление. Данные шины обозначаются буквой R.

10) Складная рулевая колонка автомашины

Факт, который заслуживает внимание это то, что впервые складная рулевая колонка была применена на автомобилях гонок Формулы-1. Еще с 1968 года Правительство США на законодательном уровне обязала всех автопроизводителей Америки, использовать в автомашинах технологию складывающейся рулевой колонки при ДТП.

Но в отличие от Американских автомобилей, в гонках Формулы-1 использование складной колонки рулевого колеса было не обязательное. Но после гибели в 1994 году легендарного автогонщика Айртона Сенны руководство Формулы-1 обязала все команды, использовать на всех болидах технологию складывания рулевой колонки в случае аварии.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector