Стоит ли переводить двигатель автомобиля на газ
Стоит ли переводить двигатель автомобиля на газ?
Технология использования газа метана в качестве автомобильного топлива появилась ещё в середине прошлого века. Изначально такие автомобили на газу не отличались надёжностью, а сама такая система не обеспечивала должную безопасность эксплуатации машины. Лишь в девяностых годах появились экономичные надёжные и безопасные газовые установки, которые с успехом использовались отечественными автовладельцам. В этой статье мы поговорим с вами о том, стоит ли переводить машину на газ, какие преимущества и недостатки у данной технологии.
Законодательная основа
Государственная поддержка перевода авто на газ производится в рамках программы «Развитие рынка газомоторного топлива» Подробнее >>> , которая предполагает комплексную поддержку отрасли ГБО, в том числе:
- оказание помощи таксистам, владельцам грузовых и пассажирских авто через субсидирование перевода на газ;
- установку дополнительных газозаправочных станций (на 200 авто должна приходиться минимум 1 заправка) через субсидирование бизнеса;
- закупку биотопливных авто для госслужащих и пр.
Сейчас в России только около 155 тыс. авто работает на газомоторном топливе. За счет программы предполагается увеличить российский парк «газового автотранспорта» до 274 тыс. единиц. Для сравнения – в Италии таких машин свыше 1 миллиона.
Программа субсидирования имеет сроки действия с 2019 до 2024 года, но есть вероятность ее продления.
Стоит ли переводить авто на газ
Когда обычный человек начинает искать в интернете или узнавать у друзей ответ на вопрос «Стоит ли делать перевод авто на газ?», он сталкивается с огромным количеством нюансов и противоречий.
Одни считают, что это панацея против постоянно растущих цен на бензин и призывают всех в срочном порядке устанавливать себе газовые баллоны. Другие же с завидным упорством убеждают отказаться от этой затеи, поскольку она буквально убивает двигатель, а иногда и самого водителя.
Кто же прав? Попробуем разобраться. Газ на самом деле постепенно приводит в негодность автомобиль. Однако не его целиком и даже не двигатель, а лишь клапаны и головки блока.
Проблема эта легко решаема, да и возникает она далеко не сразу (в среднем после путешествий на 200-300 тысяч километров).
Согласитесь, ведь за то время, пока средний автолюбитель накатает такое приличное расстояние, стоимость на установку оборудования и ремонт успеет окупиться. А некоторые и вовсе успевают за это время продать машину и приобрести новую.
Также считается, что сами баллоны под газ весят слишком много и занимают большую часть багажника. Да, место в багажнике никак не расширить, это правда. А вот с весом дела обстоят по-другому. Люди вспоминают года, когда баллоны могли весить около сотни килограмм, но сейчас прогресс ушёл далеко вперёд и пустая ёмкость достигает веса лишь около 10 кг.
Вопрос о надёжности также затрагивается в кругах знакомых и интернете. Стоит заметить, что тут основная проблема связана с некачественным и дешёвым оборудованием, которое люди стремятся установить себе в машину.
Понятное дело, что оно будет менее безопасным и может сломаться раньше. Кроме того очень важны мастера, которые устанавливают систему в вашу машину. Если их профессионализм оставляет желать лучшего, то и работа будет выполнена соответственно, и качество получится не самым лучшим.
Стоимость установки системы и баллонов варьируется в районе 30-40 тысяч для пропана, метановый же обойдётся водителю в среднем на четверть дороже. И если первый может окупиться за год, то второму потребуется для этого не менее 3-4 лет.
Окупаемость рассчитана на 20 тысяч км в год. Следовательно, приобретать газовые баллоны действительно необходимо тем людям, чьи машины либо проезжают значительно большее расстояние, либо имеют очень высокий расход бензина.
Виды и установка
Самыми популярными на сегодняшний день являются баллоны, предназначенные для пропанбутановой (жидкий газ, состоящий из нефти, сжатых пропана и бутана) смеси, потому как именно их устанавливают на легковые автомобили. Существуют также установки, подразумевающие пользование с природным газом — метаном, но они не имеют такого широкого распространения.
Самые важные составляющие ГБО, помимо самого баллона — это соединенные между собой входной и заправочный штуцеры, также выходной штуцер и электромагнитный клапан. Заправочный — чаще всего располагают в бампере автомобиля, но можно установить и под ним. Выходной соединен с клапаном. Последний, в свою очередь, при нажатии, дает команду компьютеру переключиться на газ и открывает отсек, дающий доступ к газу.
В момент, когда вы глушите мотор — этот отсек автоматически закрывается. Заведение машины происходит на бензине. Зимой переключение лучше осуществлять при уже прогретом двигателе.
Еще одной, крайне важной деталью в ГБО является газовый редуктор, обеспечивающий превращение жидкого газа в пропанобутан. Также он обеспечивает оптимальную температуру и давление.
Не стоит забывать о необходимости наличия особого газового фильтра. Всегда требуется следить за его состоянием, потому как при загрязнении система может начать «барахлить».
Самостоятельно лучше никакие неисправности не устранять — мы настоятельно рекомендуем обращаться за любой помощью к специалистам. Желательно к тем, кто вам это оборудование устанавливал.
Теперь расскажем немного об эволюции газового оборудования.
1-ое поколение
Имело самую примитивную систему. Установка производилась только на карбюраторные и инжекторные двигатели, газ подавался через ВК (впускной коллектор). Дозирование газа осуществлялось с помощью регистра мощности (также его можно назвать «краником подачи»). Установка такого ГБО сегодня не имеет никакого смысла, да и вряд ли ей вообще сейчас кто-то занимается.
2-ое поколение
А вот установку этого поколения можно произвести и сегодня. Цена на него невелика, что добавляет этому ГБО популярности. Однако разница от 1-ого поколения заключается лишь в замене «краника» на шаговый двигатель, который начал производить регулировку и дозировку уже в автоматическом режиме.
3-е поколение
Один из самых нераспространенных видов оборудования. Устанавливалось на автомобили с инжекторными двигателями. Шаговый двигатель, появившийся во 2-ом поколении, перекочевал и сюда, но немного усовершенствованным — подача газа производилась по отдельности в каждый цилиндр.
4-е поколение
На сегодняшний день, данная система пользуется самой большой популярностью. В нем уже присутствует отдельный газ. Инжектор, имеющий блок упр-я, редуктор и газ.форсунки. Установить такое ГБО будет стоить от 20-ти до 40-а тыс. рублей — все зависит от самого выбранного оборудования.
5-е поколение
Это поколение исключает необходимость газового редуктора в качестве «переводчика» газа из жидкого состояния. Теперь в баллоне, как и в бензобаке, установлен насос, который переводит газ на форсунки, а они, в свою очередь, осуществляют его попадание в коллектор. Установку данного оборудования мы можем рекомендовать только тем, кто в силу определенных нюансов не может установить в свой автомобиль 4-ое поколение. Во-первых, — цена за эту систему в два-три раза выше. А во-вторых, — тот самый насос не редко выходит из строя, ввиду большого количества примесей в газе.
6-е поколение
Еще не поступившее в продажу оборудование уже считается самым дорогим. Пока невозможно оценить его достоинства и недостатки, мы рекомендуем делать выбор исходя из уже опробованных вариантов.
Заключение
Ну, а теперь попытаемся ответить на главный вопрос, который мы обозначили в заголовке этой статьи – а стоит ли переводить свой автомобиль с бензина на газ?
К сожалению, однозначного ответа на него у меня нет.
Это зависит от многих факторов, и даже, как я уже упоминал, от того региона, где вы живете.
Но кое-какие советы, основанные на практике многих людей, я могу дать.
1) Если у вас большой автомобиль и, тем более, внедорожник и вы совершаете много поездок, то стоит подумать об установке ГБО.
2) В том случае, если вы используете свой автомобиль в коммерческих целях (такси, доставка и т. д.), то здесь без вариантов – машину надо переводить на газ!
3) Ну а тогда, когда вы пользуетесь своим автомобилем не так часто и годовой пробег его не превышает 20000 км, лучше всего воздержаться от переоборудования его на газ. Слишком долго будет окупаться ГБО.
А, впрочем, в любом случае вам решать – переоборудовать свою машину на газ или нет. И я вам желаю в этом правильного и удачного выбора!
Зачем устанавливают ГБО
Обычно автомобиль переводят на газ, чтобы экономить на топливе. Пропан-бутановая смесь стоит дешевле бензина практически вдвое, метан и того меньше.
Чтобы ожидания владельцев от установки ГБО оправдались, нужно ставить качественную газовую систему европейского производителя. Сама такая система и профессиональный монтаж с последующим техобслуживанием в лицензированной компании стоят немало. Поэтому важно считать окупаемость газобалонного оборудования.
Чем больше ездит автомобиль и чем выше расход топлива, тем более целесообразно поставить на неё ГБО. Перевод автомобиля на газ — долгосрочная инвестиция. В среднем при больших пробегах срок окупаемости газобалонного оборудования составляет год-два.
Кому нет смысла устанавливать ГБО:
- владельцам малолитражек — динамика автомобилей с малым объёмом двигателя после перехода на газ существенно пострадает, а существенно сэкономить не получится за счёт изначально малого топливного расхода;
- собственникам нового автомобиля — после установки ГБО, машина лишается гарантии на фирменное обслуживание;
- водителям, которые мало ездят — переход на газ имеет смысл рассматривать при пробегах от 15-20 тыс. км в год, иначе сроки окупаемости оборудования составят несколько лет;
- экономным экономистам — да, ГБО ставят, чтобы сэкономить. Но для корректной и безопасной работы важно выбрать современное надёжное оборудование, поставить его в специализированном сервисе, регулярно обслуживать, поменять регистрационные документы на машину и, помимо техосмотра, проходить ещё и регулярную диагностику ГБО. Всё это требует денег и внимания владельца. Если рассматривается вариант оборудования «по дешёвке» и смонтированного кое-как в гаражах, а вопрос с обслуживанием ГБО не рассматривается вовсе — от перехода на газ лучше отказаться, потому что в этом случае это экономия на безопасности своей и окружающих.
Когда ГБО необходимо:
- большие пробеги — если владелец проезжает в год свыше 20 тысяч километров в год
- высокий топливный расход — если расход бензина составляет от 8-9 литров на трассе и 11-12 литров в городе, это повод задуматься о ГБО
- использование АИ-95 и АИ-98 — если автомобиль нужно заправлять бензином с высоким октановым числом, экономия на газу будет очевидна.
Наш опыт установки ГБО на разные автомобили говорит о том, что в последнее время растёт спрос на установку газа на дорогие паркетники и премиум-седаны с большим объёмом двигателя и внушительным топливным расходом.
Прозрачное газовое будущее
По мнению многих (как отечественных, так и зарубежных) экспертов, в обозримом будущем замены традиционным двигателям внутреннего сгорания в массовом автомобилестроении не предвидится. Да, электромобиль — это здорово, перспективно, экологично… но только при использовании в городских условиях. И при наличии государственной поддержки в виде самых разных субсидий и льгот. Но в ближайшие 10–20 лет прорыва в технологиях тут не намечается, и двигатель внутреннего сгорания будет единственным типом силовой установки, особенно для грузового, коммунального транспорта и междугородних автобусов.
Тут в виде единственной же (пока) альтернативы выступают те же привычные ДВС, только работающие на природном газе. Это решает проблемы и экономии, и экологии. Но чтобы такой процесс пошел в массовом порядке, нужна развитая сеть самых разных АГНКС по всей стране, а также льготы для тех граждан и компаний, которые хотели бы пересесть на автомобили на ГМТ. И тут процесс, кажется, пошел. Не слишком быстро, но уже в компании «Газпром-ГМТ» рапортуют, что спрос на метан в стране за год увеличился на 30% и продолжает расти. Это хороший знак.
Стоит ли переводить машину на газ
ГБО представляет собой систему альтернативной подачи топлива, полностью независящую от существующей и способной функционировать в качестве основной. В нее входит редуктор, подсоединенный к каналам впрыска. В зависимости от вида двигателя— карбюраторный или инжекторный — используется различная схема подключения. Систему дополняет небольшой электронный блок управления с предохранителем, баллон с газом и коммуникационные шланги.
Плюсы заправки газом
Главная причина установки газа на авто — это экономия по затратам на горючее. Во многих странах СНГ газ стоит в два раза дешевле бензина. Например, в России цена АИ-95 составляет 43-45 рублей, а пропан-бутана 22 руб. Примерно такое же соотношение присутствует и в других странах, и даже в Европе. Такая разница обусловлена тем, что при переработке нефти в бензин и другие виды топлива пропан выделяется естественным образом и является побочным продуктом, не требующим отдельных вложений по добыче.
Расход автомобиля с газовой установкой зависит от объема двигателя и настроек оборудования. Например, у машины с двигателем 1.3-1.5 л на 100 км. в городе будет потребляться от 8.5 до 12 литров газа. На бензине проезд этого же расстояния в населенном пункте со светофорами и пробками потребует от 7 до 9 литров. Если посчитать по максимальным показателям расхода и ценам, получится:
- Газ: 12л х 22 руб. = 264 руб./100 км.
- Бензин: 9л х 45 руб. = 405 руб./100 км.
На трассе машина с газовой установкой будет расходовать от 8 до 9 л/100 км, а потребляя бензин 5.5-7 л/100 км. В любом случае газ — это экономично по деньгам, при одинаково пройденном расстоянии, независимо от режима езды.
При умелых руках регулировщика можно так настроить газовое оборудование, что холостые обороты будут минимальными, а они составляют до 30% от общей работы двигателя, что делает эксплуатацию еще более выгодной.
Еще одной положительной причиной перехода на газ является мягкая работа двигателя. Это обусловлено содержание октанового числа в газе в пределах 105 единиц, что превышает показатели самого дорогого бензина. Многие водители отмечают более плавный ход машины, урчание мотора, уменьшение рывков при нажатии на педаль газа, тихую работу силового агрегата. Когда машина идет со включенной передачей, но только на холостых оборотах (педаль газа отпущена и авто постепенно замедляется), то отсутствует дерганье. Конечно, утром при заводе на холодную, посторонние звуки могут присутствовать, но это бывает и при работе на бензине, пока мотор не прогреется.
Третьим весомым аргументом в пользу газа является запас хода. Ввиду двух независимых топливных систем можно проехать большое расстояние без остановок или дозаправок (актуально для поездок заграницу и обратно, где топливо стоит еще дороже). При полном бензиновом баке на 60 л и газовом баллоне 38 л («таблетка») можно проехать до 1300 км.
Минусы эксплуатации газа
К минусам установки газобаллонного оборудования относится прежде всего стоимость перевода, составляющая от 250 до 400 $, в зависимости от поколения (Евро 2/3/4/5/6). Самый дешевый вариант — это Евро 2, который подходит как для карбюраторных, так и для инжекторных двигателей, но нуждается в ручном переключении для перехода с одного вида топлива на другое. В Евро 4 и выше этот процесс осуществляется автоматически, при достижении температуры в 32 градуса, чтобы не вредить мембране, которая лопается в холодном состоянии. Но стоит такое оборудование дороже.
Другим минусом газа служит «сухой» эффект от этого вида топлива. Когда двигатель достигает высоких оборотов (от 4000 об/мин), то внутренние детали начинают перегреваться, несмотря на циркуляцию масла и работу системы охлаждения. В таком случае бензин, содержащий дополнительные добавки, немного облегчает работу двигателя, выполняя и роль смазки. Газ же в чистом виде воздействует более сухо, что приводит к ускоренному износу колец и цилиндров. Если на бензине двигатели способны выходить до 250000-300000 км до капремонта, то при эксплуатации все время на газу этот интервал составляет 150000-250000 км.
Третьи минусом будет уменьшение багажника. Баллон от ГБО монтируется вместо запаски в «подвале» багажника. Это удобно и незаметно, но запасное колесо приходится возить в самом багажнике, что уже «съедает» полезное пространство. Для передвижения по городу это мало принципиально, а на дальние расстояния с полным салоном пассажиров уже окажется неудобным, поскольку трудно уместить все сумки. Конечно, колесо можно достать и ездить без него, но это риск остаться в поле с пробитой шиной. В случае классического вертикального баллона, он так же занимает полезное место, да еще и мешает перевозить крупные грузы (при раскладке второго ряда кресел).
При установке ГБО необходимо вносить изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства, а по факту получать новое, со вписанным оборудованием. Такая процедура платная. Без этого возможны проблемы с полицией по причине «перевозки опасных грузов» (баллона) без документов. ГБО нуждается в дополнительном обслуживании и ремонте. Еще отсутствуют четкие стандарты качества газа на АЗС и проверить его заранее невозможно. Водитель поймет, что заправился некачественным топливом лишь по падению тяги, но изменить ничего уже не сможет, пока не расходует этот запас. Поэтому заправлять автомобиль газом рекомендуется только на проверенных станциях и не экспериментировать с неизвестными АЗС.
В чем разница по ремонту и обслуживанию ГБО в сравнении с бензином
Тем, кто привык ездить на бензине, приходится периодически менять топливный фильтр (каждые 30000 км), свечи, воздушный и масляный фильтры, технические жидкости. Если установлено ГБО, то требуется дополнительное обслуживание:
- Периодическая опрессовка баллона и коммуникаций. Продувка обеспечивает высокую проходимость путей и выявляет возможные места утечки. При их обнаружении хомуты или соединения обтягиваются.
- Слив конденсата. Из-за различных добавок в газ негорючие присадки скапливаются в отстойнике редуктора. Постепенно они будут увеличиваться и заполнять камеру. В мороз, при большом объеме, они способны замерзнуть. Чтобы это предупредить конденсат сливают, для чего выкручивают шестигранником пробку внизу редуктора. Процедура выполняется каждые 7000-10000 км пробега или раз в год.
- Фильтры газовой и жидкой фазы меняются каждые 15000 км пробега. Но в действительности газовый фильтр засоряется медленно, поэтому стоит проверять его состояние и заменить по мере загрязнения.
- Контроль протеканий в подкапотном пространстве и багажнике. Можно совмещать с ТО других узлов автомобиля, например, с заменой масла каждые 10000-15000 км пробега.
- Подключение электронного блока к компьютеру и проверка параметров настройки. Авто нуждается в подобном обслуживании при изменении расхода в большую сторону, частых самопроизвольных остановках двигателя, потере тяги.
По сравнению с бензином износ двигателя эксплуатируемого на газу будет происходить быстрее, что потребует раньше замены поршневых колец. Обычно после 200000 доставляют 0,25 мм и далее. Здесь все зависит от обслуживания и марки автомобиля.
Самым уязвимым местом ГБО является мембрана. Газ имеет свойство сушить резиновые материалы, и прокладка в редукторе начинает загрубевать. Это проявляется в неровной работе двигателя при движении на газу, отсутствии холостых оборотов (машина сразу глохнет при отпускании педали газа). В зависимости от пробега каждые 5-9 лет необходимо менять ремкомплект редуктора.
Еще в ремонте периодически будут нуждаться коммуникационные пути. От редуктора к двигателю протягивается гибкий шланг для подачи газа. Он соприкасается с различными узлами и перетирается от вибрации. Обычный резиновый канал здесь не подойдет и необходимо приобретать для ремонта именно шлангу для газа (с биркой).
Хоть использование ГБО и выгодно, но его наличие не означает, что бензиновая система совсем не будет работать и сохранится новой. При запуске холодного двигателя на газу мембрана имеет низкую температуру и остается грубой, что вызывает посторонние звуки в ДВС и содействует трещинам на резиновой диафрагме. Чтобы избежать этого в холодный период приходится заводить авто на бензине (в Евро 4 это происходит автоматически), а лишь при достижении температуры 32 и выше градуса переходить на газ (в Евро 2 и 3 в кабине тумблер для переключения).
Если закончился бензин, то можно завестись на газу, не давая чрезмерных оборотов (чтобы редуктор не покрывался инеем от конденсата) и постепенно прогреть мотор. Но в такой ситуации нельзя глушить двигатель не доведя температуру до 95 градусов, иначе потом авто какое-то время будет невозможно завести вообще (двигатель залит холодным газом, мембрана еще грубая). Остальная эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобиля происходят аналогично, как и с бензиновым топливом.
Безопасность при использовании газа вместо топлива
ГБО на автомобиле может быть с пропан-бутаном или метаном. Оба вида стоят дешевле бензина, но какой газ лучше станет понятно после сравнения их по безопасности. Пропан-бутан хранится в баллоне в жидком состоянии и в этом схож с бензином. Газом он становится только в редукторе перед впрыском в двигатель. Ввиду сжиженного состояния он имеет низкое давление, что позволяет закачивать (а по факту заливать) его по 35 литров в баллон емкостью 38 л. Единственное требование — заполнять топливной смесью только 85-90% от фактической емкости бака. Баллон нельзя подвергать воздействию прямых солнечных лучей или механическим ударам. Но расположение в багажнике полностью удовлетворяет этим требованиям с самого момента установки.
А вот метан всегда остается в газообразном состоянии, поэтому для ГБО требуется баллон с толстыми стенками, рассчитанный под давление до 250 атм. Эти же показатели распространяются и на коммуникационные трубки. Вес такого баллона составляет 65 кг и влияет на снаряженную массу авто. Наличие в автомобиле высокого давления опасно тем, что при истирании трубки может произойти разрыв канала, а если рядом будет искра, то последует взрыв. Но даже без этого баллон с метаном вмещает в себя только 13 литров газа, которых хватает на 130 км пути, что требует частых заправок и неудобно.
Перевод авто на газ будет стоить 10% от общей цены в России. Заманчиво, но в смене топлива есть и минусы
Андрей Фишер, Анна Старицкая, Екатерина Андронова
В правительстве поддержали предложение министра энергетики Александра Новака увеличить с 30 до 60% госсубсидию по переводу авто на газомоторное топливо. Антикризисная мера коснется граждан, включая самозанятых, и представителей малого и среднего бизнеса, сообщает РБК. Еще 30% расходов возьмет на себя «Газпром». Таким образом, владельцам останется доплатить лишь 10% от общей стоимости. По оценке министра, запуск программы позволит переоборудовать 10–12 тысяч машин в 2020 году.
По состоянию на 15 июня средняя стоимость кубометра газа на столичных заправках составляет 16,73 рубля, литра АИ-95 — 47,41 рубля, дизеля — 47,69 рубля. Увеличение субсидии снизит затраты водителей на заправку на 60–65%, подчеркнул Новак. В условиях пандемии коронавируса эти расходы стали для многих крайне ощутимыми. Ожидается, что за три года участники программы сэкономят на топливе около четырех-пяти миллиардов рублей, что позволит уменьшить стоимость транспортных услуг перевозчиков.
Сейчас перевод легкового авто на газ обходится примерно в 30–100 тысяч рублей в зависимости от класса и мощности, пояснил замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов. Грузового — в 100–500 тысяч, микроавтобуса — в 100–150 тысяч. Если предложение Новака примут, затраты водителей окупятся уже через 10–15 тысяч километров пробега.
Плюсы и минусы
Переход на газ позволит примерно втрое сократить транспортные расходы. Особенно это актуально для пассажирских и грузоперевозок, где затраты на топливо составляют значительную долю стоимости товаров и услуг, пояснил «360» замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
«Газовые двигатели экологичнее бензиновых или дизельных. Это позволит улучшить ситуацию в мегаполисах и на трассах федерального значения. Также это может стать одним из драйверов для развития отечественной промышленности в сфере создания оборудования, обслуживания. Стать двигателем экономики на ближайшую перспективу», — добавил эксперт.
За исключением мартовского падения, нефть всегда стоит гораздо дороже газа. Поэтому ее экспорт — выгоднее для бюджета. Газификация авто поможет высвободить дополнительные объемы черного золота, что положительно повлияет на пополнение российской казны.
Правда, постоянно ездить на одном только газе нельзя. Он «смывает» смазывающую масляную пленку с цилиндров. Периодически, рассказал «360» депутат Вячеслав Лысаков, водителю придется, как раньше, ездить на бензине или дизеле. Но и в этом случае, экономия будет приличной. Тем более уменьшится износ некоторых узлов ТС вроде бензонасоса и так далее.
«Есть риски того, что как только массово и резко возрастет количество автовладельцев, которые перешли на газовое топливо, то цена этого газа начнет расти на заправках. И мы придем к тому, к чему пришли с дизельным топливом. Оно раньше было в два раза дешевле бензина, а сейчас его стоимость сравнялась со стоимостью АИ-95», — добавил парламентарий.
Проблемы газификации
Несмотря на все плюсы, в России газификация автопарка идет довольно медленно. В 2019 году на него перевели около 15 тысяч транспортных средств. Причина кроется в недостаточно развитой инфраструктуре, отметил Гривач. Получается замкнутый круг: для строительства заправок нужны потребители, а потребители хотят, чтобы у них сразу не было проблем с поиском топлива.
Сейчас в России работают более 400 таких АЗС. С 2020 по 2024 год власти выделят 50 миллиардов рублей на развитие отрасли — строительство заправок и субсидий на переоборудование.
«Действия государства (создание программ стимулирования строительства газовых заправок, стимулирования перевода транспорта на газ) — те шаги, которые нужны, чтобы разорвать этот порочный круг. Сейчас это выгодно, но те, кто эксплуатируют такой транспорт, понимают, что есть две-три заправки и это не очень удобно», — сказал эксперт.
Еще одна причина медленного перехода — довольно высокая стоимость оборудования. При этом с 30-процентной субсидией окупалось оно за три-четыре года и только при условии интенсивного использования авто, уточнил депутат Лысаков. Но у большинства россиян годовой пробег небольшой — всего 10–12 тысяч километров. Поэтому смысла в установке не было.