Тенденции на рынке автомобильного кредитования 2020 - Журнал Автомобилиста
Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карантин кончился, кризис – нет

Карантин кончился, кризис – нет. Стоит ли покупать новый автомобиль сейчас и какова ситуация на рынке?

Автомобиль уже давно не роскошь, но постоянный рост цен, увы, приучает к обратному. Сейчас даже обычная Lada Granta в салоне начинается от полумиллиона рублей, поднимаются в цене и другие модели. Мы разобрались, почему так происходит, как можно сэкономить за счет государства и стоит ли вообще сейчас решаться на такую дорогую покупку, как новый автомобиль.

Кредиты в помощь

На интенсивность развития авторынка существенно влияет доступность кредитных средств. В 2017 году объем автокредитования также начал восстанавливаться. За весь 2016 год, по данным FRG, было выдано автокредитов на 353 млрд рублей, в то время как за первое полугодие 2017 года — уже 212 млрд рублей.

Снижение процентной ставки, смягчение требований к заемщикам и залоговым автомобилям способствовали увеличению продаж на авторынке. В третьем квартале 2017 года доля автомобилей, купленных в кредит, составила 52,9%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,6 п.п, говорится в исследовании НБКИ.

Объясняется такая динамика, в том числе, действием государственной программы льготного автокредитования, которая стала мощным драйвером не только для банковского сектора, но и автопроизводителей.

Но потенциал роста в сегменте автокредитования далеко не исчерпан. По нашим прогнозам, в 2020 году объем продаж автокредитов увеличится на 25%. Таким образом, российский рынок подтянется к европейским «пропорциям», где продажи автомобилей в кредит составляют более 70%.

Наибольший рост будет, по нашим ожиданиям, в сегменте подержанных автомобилей, где доля автокредитных продаж пока составляет всего 15%. В скором времени она может достигнуть 35%. Смещение спроса в эту сторону будет происходить из-за увеличения стоимости автомобилей и стремления многих граждан сократить свои расходы на покупку. Еще одна причина — в усилении работы банков на этом рынке.

СовкомБанк

Нет желания переплачивать от слова совсем? Тогда вам в СовкомБанк, где можно получить беспроцентную рассрочку на 1,5 года. Единственное условие – приобретение автомобиля таких марок, как Chery, Kia, Suzuki и Haval, поскольку с этими автодилерами у банка особые партнерские отношения.

Если же в планы входит покупка другого авто, то можно принять участие в льготной программе для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, приобретя семейный автомобиль по 10-процентной скидке под 11,9% годовых. Ставка, конечно, не самая маленькая, зато ехать в банк не придется, так как все можно будет решить на диване, подав соответствующий запрос и скан-копии документов на сайте учреждения.

Условия выдачи автокредита (документы, справка о доходах)

Несмотря на то, что покупаемый в кредит автомобиль остается в залоге у банка, риски убытков всё же, существуют, поэтому банк запрашивает у потенциального заемщика документы и справку о доходах (либо по форме 2-НДФЛ, либо по форме банка) для документального подтверждения его финансового состояния. Для банка это является способом проверки платежеспособности клиента, ведь стабильный заработок позволит стабильно расплачиваться по кредитному договору.

Чаще всего банки устанавливают определенные условия выдачи автокредита заемщику:

  • Гражданство Российской Федерации.
  • Регистрация по месту жительства/пребывания в регионе, где присутствует банк в котором оформляется автокредит.
  • Возраст заемщика — от 21 года до 65 лет на момент погашения кредита;
  • Положительная кредитная история заемщика (как получить кредит, если у вас плохая кредитная история);
  • Первоначальный взнос, хотя бы минимальный.
  • Страхование приобретаемого в кредит автомобиля по КАСКО.
  • Наличие контактных телефонов (стационарного/дополнительного).

Все эти, а также другие возможные условия автокредитования влияют на максимальный размер кредита, на процентную ставку и на срок займа. По сути банк в процентную ставку закладывает риски потенциальных убытков, в случае неплатежеспособности заемщика, даже с учетом того, что машина по договору остается в залоге у банка.

Как россияне платят по автокредитам

Качество автокредитов остается на высоком уровне, считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. По его словам, доля ссуд с просрочкой свыше 30 дней составляет 7,6% и практически не изменилась за прошлый год. «Пользователи автокредитов, как правило, не новички в розничном кредитовании. В 2019 году средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика, получившего автокредит, находился на уровне 712 баллов. Это выше средних значений по системе розничного кредитования», — уточняет Волков.

Читать еще:  Как правильно обкатывать новый автомобиль

Опрошенные РБК аналитики соглашаются, что качество автокредитов пока считается приемлемым по сравнению с портфелем необеспеченных ссуд. «Наличие достаточно ликвидного залога в виде автомобиля по таким кредитам существенно сокращает потери для банков при дефолте заемщика», — говорит замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин. Но первые признаки ухудшения состояния портфеля уже появляются. Так, доля непогашенных в срок автокредитов за 12 месяцев выросла на 1 п.п., а в ноябре 2018-го составляла 6,2%, замечает Щурихина.

«Объем автокредитов составляет всего 5% от общего объема розничных кредитов, включающих ипотеку, но с точки зрения ежемесячных платежей автокредиты дают существенную нагрузку, особенно в регионах. Количество заемщиков, имеющих автокредит в дополнение к другим розничным кредитам, также растет в последние годы», — предупреждает Дорф.

Из статистики НБКИ следует, что банки уже стали менее лояльны к желающим взять ссуду на машину. В 2019 году уровень одобрения заявок упал на 7,2 п.п., до 43,5%.

За последние четыре года число россиян, имеющих автокредит, было относительно стабильным. С 2015 года оно выросло с 1,7 млн до 1,8 млн человек, подсчитал ЦБ. Однако за это время росла численность тех банковских клиентов, для кого ссуда на машину не единственная. Так, на 1 сентября 2019 года 8 млн россиян в дополнение к автокредиту имели потребительскую ссуду и кредитную карту (в начале 2015-го таких заемщиков было 6,4 млн), еще 1 млн клиентов были должниками по всем перечисленным продуктам и ипотеке (против 0,4 млн в 2015-м).

Факторы, влияющие на стоимость авто

Автомобильный рынок России очень чувствителен к общеэкономическим факторам. Значительным колебаниям подвержены как соотношение спроса и предложения, так и ценовая политика ведущих производителей и дилеров автопрома. При этом в наибольшей степени от изменений общей экономической ситуации зависит рынок новых авто, а не подержанных. Среди факторов, которые влияют на процесс ценообразования особое значение имеют:

  • Финансово-кредитная система государства. Речь идет о финансовой политике действующей власти и о влиянии мировой экономики. Например, размер ключевой ставки, от которой зависит доступность кредитов для населения или заинтересованность банков в выдаче автокредитов.
  • Конкурентная среда. Чем больше предложений на рынке, тем ниже цены. Продавцы ведут борьбу за клиентов посредством скидок, рассрочек или других заманчивых предложений.
  • Государственное регулирование. Различного рода целевые программы, квоты, субсидии, дотации, налоговые послабления, госзаказы и другие способы прямого и косвенного участия государства имеют большое значение для автопрома.
  • Возможности потребителей. Покупательная способность населения, а также предпочтения граждан влияют на рынок и цены.

Кроме того, ценообразование на транспортные средства зависит от колебаний валютных курсов и от общей тенденции роста цен на товары и услуги.

Специальные предложения по автокредитам

Решение взять целевой заем на покупку авто имеет несколько преимуществ:

  • возможность участвовать в программах и акциях от дилеров;
  • средняя ставка автокредита ниже, чем по потребительской ссуде;
  • оформление непосредственно в салоне;
  • услуга выкупа по окончании срока кредитования по остаточной цене.

От Сбербанк

В Сбербанке автокредит доступен только гражданам России старше 21 года. При этом к моменту погашения человек должен быть моложе 75 лет. Оформляется такой вид займа через Сетелем Банк, поэтому одно из условий — регистрация в регионе, где есть его офисы.

По экспресс-программе достаточно паспорта и второго документа (на выбор клиента) из предложенного списка. Классическая программа требует подтверждения дохода.

Обращаясь в Сбербанк, можно принять участие в государственных программах:

  • семейный автомобиль;
  • первый автомобиль.

Сетелем Банк предлагает программы кредитования на покупку новых автомобилей 24 самых популярных марок. В их число входят, как отечественные бренды, например Лада и УАЗ, так и представители иностранных концернов.

От выбранной программы и марки машины зависят:

  • размер первоначального взноса;
  • величина процентной ставки;
  • максимально доступная сумма.

Срок кредитования может варьироваться от 12 до 60 месяцев. Возможно подписание договора, подразумевающего обратный выкуп.

От Тинькофф

Тинькофф не требует от своих клиентов подтверждения дохода.

Читать еще:  Как выбрать гараж для автомобиля

Для оформления кредита в этом банке необходимы только:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение.

У предлагаемой программы есть еще 4 преимущества:

  1. Отсутствует обязательный первый взнос.
  2. Нет требования по обязательному оформлению КАСКО.
  3. Кредит может быть направлен на приобретение подержанной машины у ее непосредственного владельца, а не только на покупку в салоне.
  4. Банк поможет проверить выбранный автомобиль на юридическую чистоту.

Срок возврата долга — от 1 года до 5 лет. Запрошенная сумма может находиться в пределах от 100 тыс. руб. до 2 млн руб.

От ВТБ

Среди рассматриваемых кредитных организаций ВТБ предлагает наибольшее количество программ для автолюбителей.

С его помощью можно:

  • приобрести новый автомобиль;
  • купить машину с пробегом как в салоне, так и у частного лица;
  • получить деньги на мотоцикл;
  • взять заем на коммерческий транспорт.

Также в ВТБ можно перевести уже имеющийся автокредит. В любом из вариантов максимальный срок кредитования — 5 лет. Другие параметры зависят от выбранной программы.

Максимальную сумму, до 7 млн руб., можно получить только на новый автомобиль. Однако такая покупка предполагает наличие первого взноса не менее 20% от его стоимости. Без вложения собственных средств купить можно только подержанный автомобиль.

Предлагаются программа быстрого оформления по 2 документам, а также классический кредит с подтверждением дохода.

На минимальные ставки может рассчитывать только трудоустроенный человек с уровнем дохода не менее 20 тыс. в месяц. Банк согласен сотрудничать только с гражданами РФ, чем возраст находится в диапазоне от 21 года до 70 лет.

Исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов анализирует, что произошло с авторынком в 2020 году и объясняет, как будет меняться в России структура автомобильного сервиса.

На автомобильном рынке в этом году ситуация развивалась драматически, после падения цен на нефть и скачка курсов валют в марте и все традиционно пошли за автомобилями по старым ценам. В марте рынок новых автомобилей в России вырос на 24%. Затем последовало жесткое закрытие всех бизнесов дилерских центров и сервисов, рынок в апреле и мае практически остановился, было резкое падение. В тот момент, когда все было закрыто, мы оценивали падение по итогам года до 35%. Но затем ситуация стала развиваться по более оптимистичному сценарию. С июня, когда рынок начал открываться, пошел рост. Одна из причин: производители и дилеры традиционно сдерживают рост цен, чтобы не обвалить рынок. По объемам продаж по итогам семи месяцев падение составило всего лишь 8,5% по новым регистрациям машин с пробегом по отношению к 7 месяцам 2019 года, и на 13% – по новым автомобилям.

Что касается структуры рынка по сегментам, за 7 месяцев 2020 года по новым автомобилям, массовый сегмент упал на 13%, премиальный сегмент – на 7%. Это объясняется достаточно просто, автомобиль — это продукт не первой необходимости, далеко не все могут себе его позволить. Но у покупателей автомобилей премиального сегмента есть финансовые возможности обновлять свои автомобили на новые. В этом году можно сэкономить на покупке, понимая, что цены дальше будут расти. Поэтому рынок премиальных машин упал меньше, чем весь рынок в целом.

Как автодилеры пережили карантин читайте здесь

При этом мы видим, в августе спрос несколько остыл, отложенный спрос был реализован за июнь-июль. Плюс, август традиционно никогда был не самым сильным месяцев по продажам на рынке. Многие в это время уезжают в отпуск. Возможно, кто-то отложил покупку автомобиля на сентябрь. Пока мы видим снижение, а дальше, будем смотреть, что будет происходить с экономикой.

Если говорить о сервисе, то в тех регионах, где не было жёсткого закрытия, где СТО отнесли к системообразующим отраслям, там падение было не таким большим, и июне — июле сервисы даже вышли на более высокий уровень, чем в предыдущие годы.

Потенциал у рынка ремонта и техобслуживания большой: на начало 2020 года в России на учете в ГИБДД стояло 44,5 млн легковых автомобилей. Примерно 10% из них — это мертвые души, еще 15-20% используется от случая к случаю. Активно эксплуатируются, то есть выезжают на дороги почти каждый день 70-75%, то есть 30-33 млн машин.

Читать еще:  Что должно быть в автомобильной аптечке?

Как коронавирус сказался там на продажах автомобилей читайте здесь

При этом на покупку новых автомобилей было затрачено 2,5 трлн рублей в прошлом году, на легковые автомобили с пробегом чуть больше — 2,6 трлн рублей. На услуги сервиса, по расчетам агентства «АВТОСТАТ» было потрачено 589 млрд рублей. На запчасти для легковых автомобилей — 1,390 трлн рублей, на запчасти для грузовых автомобилей 431 млрд рублей. Это большие цифры и рынок этот очень важен для всех, кто работает в этих отраслях, так и для страны в целом.

Средний возраст легковых автомобилей в России сейчас около 14 лет, причем на парк старше 15 лет приходится почти треть рынка. Эти машины не интересны в плане сервиса официальным сервисам и частным СТО, за счет них выживают гаражные сервисы.

Доля иномарок в структуре автопарка выросла до 64%, но, если говорить о том, что сейчас продается на рынке, то на 80% это автомобили, собранные у нас в стране. Доля внедорожников в парке достигает 24%, эта доля растет и продолжит расти, потому что на продажи SUV (сокращение от Sports Utility Vehicles – Ред.) проходится 50% от новых автомобилей. Не очень популярен дизель, на такие машины приходится всего 5%. Доля машин с евро-4 и выше уже 47%.

Наибольше количество парка сосредоточено в Москве (3,68 млн штук), Подмосковье (2,75 млн штук) и Краснодарском крае (1,9 млн штук), на эти регионы приходится почти 19% от всего российского рынка. По маркам в лидерах Lada (13,94 млн штук), Toyota (3,94 млн штук) и Hyundai (2,23 млн штук). Стоит отметить, что в парке японских машин достаточно много старых автомобилей.

По инфраструктуре рынка продаж и обслуживания сейчас в России начитывается более 75 тыс. точек продаж и обслуживания автомобилей, из них примерно 3 тыс. официальных дилеров. По регионам они распределены очень неравномерно, большая часть в ЦФО, Поволжье, на юге и Северо-Западе России.

Зачем Сбербанку продавать автомобили читайте здесь

Что касается распределения объема рынка сервиса, на официальных дилеров приходится 17%, на независимые СТО – 31%. Лидируют с большим отрывом гаражные сервисы – 52%. Во всех сегментах выручка за 2019 год выросла, самый большой рост продемонстрировали независимые СТО +5% до 96,9 млрд. рублей, тогда как официальные автодилеры заработали на сервисе 51,1 млрд. рублей.

Частные гаражи, как потенциал для роста рынка останутся, но сервисы будут тяготеть к тому, чтобы входить в какие-то сети. Экономически это более интересная история. По нашим прогнозам, тенденция к росту количества сетей и количества станций в сетях будет расти.

На основе выступления на онлайн-конференции «Автосервис – 2020. Сервис, запчасти, оборудование»

Лучшие варианты

Самое выгодное предложение по кредитам на автомобиль — в банке ВТБ.

Однако, чтобы ставка, заявленная в качестве минимальной, стала реальной, нужно будет выполнить ряд условий:

  • являться зарплатным клиентом и активным держателем Мультикарты;
  • предоставить подтверждение трудоустройства и дохода;
  • оформить КАСКО и страхование жизни.

Не менее сложно получить минимальную ставку и в таких организациях, как Совкомбанк и ЮниКредит банк, также позиционирующих в своих рекламных акциях низкий процент.

С учетом этого многим людям будет выгоднее обратиться в другие банки. Самым востребованным является Тинькофф. Помимо возможности оформить онлайн-заявку на кредит, которая теперь реализована во многих организациях, клиентов привлекают простые условия договора и высокая лояльность. Поэтому его программу можно считать одной из лучших на рынке.

Тем, кто хочет оформить кредит непосредственно в автосалоне, нужно сравнивать предложения, доступные у выбранного дилера. Однако в этом случае не следует рассчитывать на то, что его стоимость будет ниже средней ставки. Выгодным такое решение может быть только в период действия какой-либо акции, например скидки на машину при условии покупки с помощью банка-партнера.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector