Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как грамотно эксплуатировать турбированный двигатель

Как грамотно эксплуатировать турбированный двигатель

Эксперты уверяют, что все, или подавляющее большинство водителей, управляющих автомобилями, оснащёнными турбодвигателями в процессе их эксплуатации, совершают целый ряд, часто непростительных ошибок. Поскольку, никто из них, разумеется, не хочет их допускать, поговорить отдельно и чуть подробнее о бензиновом турбированном моторе, а точнее о том, как его эксплуатировать, непременно стоит.

Как ухаживать за турбированным двигателем

Принцип работы турбированных установок

Выхлопные газы приводят в действие крыльчатку турбины, постоянно раскручивая ее до высокой скорости (более 100 тыс. об/мин). При этом ось ведущего колеса соединяется с корпусом турбоустановки при помощи подшипников скольжения, смазка которых осуществляется подающимся под давлением моторным маслом.

Стоит заглушить мотор, как уровень масла начнет снижаться, а нагнетающая и ведущая крыльчатки все равно продолжат свое вращение, при этом их подшипники останутся без смазки, а это негативно отражается на работе турбокомпрессора.

Вследствие увеличения зазора, смазывающая жидкость проникает во впускной коллектор, а после чего – в цилиндры мотора, где и сгорает. Это явление сопровождается протяжным звуком, напоминающим вой в области подкапотного пространства. Помимо этого, недостаток смазки губителен как для подшипников турбины, так и для других ее деталей, поскольку масло выполняет еще и функцию охлаждающей жидкости. Например, продолжительная работа силового агрегата сопровождается повышенным теплообразованием, соответственно корпус турбокомпрессора также подвержен нагреву, ввиду того что через него проходят выхлопные газы с высокой температурой, а если прекращается циркуляция масла внутри «улитки», на ее деталях и корпусе скапливается нагар.

Вариантом решения этой проблемы станет использование высококачественной смазывающей жидкости, а также установка специального турбо-таймера. Его назначение заключается в автоматическом выключении силового агрегата не сразу после отключения зажигания для остывания турбины. Большинство таких устройств оборудованы индикаторами, которые отражают температурный режим при работе турбоустановки. Работают как в автономном режиме, так и в совокупности с охранной системой автомобиля. Их минусом является отключение турбокомпрессора в случае достижения им критической величины прогрева.

Турбированный двигатель плюсы и минусы

Преимущества:

  1. Высокая мощность, по сравнению с атмосферным. Даже при меньшем объеме мотора достигается более высокая мощность из-за нагнетаемого воздуха турбиной.
  2. Расход топлива меньше чем у атмосферного. Если выполнять сравнение по лошадиным силам, а не по объему силового агрегата.
  3. Турбированные двигатели более компактные.
  4. Существуют варианты 2-ух и 3-ех цилиндровых двигателей, которые по мощности будут не слабее атмосферного с 4 цилиндрами.

Недостатки:

  1. Если смотреть на расход топлива относительно объема, то турбомотор будет «кушать» больше. Например, турбированный бензиновый двигатель объемом 1.4 л, будет расходовать бензина больше, чем атмосферник 1.4 л. Но в то же время будет мощнее.
  2. Требователен к качеству топлива, из-за чего зачастую наблюдается сокращение ресурса турбированного двигателя.
  3. Ресурс турбомотора также зависит от качества моторного масла. Залить минеральное или полусинтетику не получится, только синтетику.
  4. Как показывает практика, ресурс турбины меньше двигателя, и составляет в среднем 120-150 тыс. км. И замена не из дешевых.
  5. Зимой автомобиль с турбомотором требует обязательного прогрева.
  6. Необходимость в охлаждении турбины. По этой причине, после поездки глушить сразу же мотор не рекомендуется, нужно дать ему поработать на холостом ходу.
  7. Замена масла и фильтров чаще чем у атмосферного.
Читать еще:  Монтажный блок ВАЗ 2110

Напомним плюсы и минусы турбированного двигателя:

За:

Больше мощности и крутящего момента от двигателя меньшего объема;

Больше крутящего момента на низких оборотах;

Может обеспечить лучшую топливную экономичность при движении в спокойном режиме

Против:

Экономия топлива «испарится», если ездить агрессивно;

Может потребоваться дорогое топливо премиум-класса (скорее всего, так и будет);

Увеличится стоимость ремонта и обслуживания

Если турбомотор бывал в сервисе

Зачастую встречаются владельцы турбодвигательных автомобилей, побывавших в автосервисе. В таком моторе настоятельно рекомендуется проверить уровень, загрязненность и качество масла. Так же следует проверить коленвал на остановленном двигателе. Необходимо удостовериться в наличии нормального давления масла в системе и его циркуляции. И только после этого можно заводить автомобиль и убедиться в должном функционировании при холостых оборотах в стояночном положении в течении 10-15 минут.

Турбированные бензиновые двигатели: сильные и слабые стороны

Итак, хорошо известно, что турбина на бензиновый двигатель или дизель позволяет нагнетать воздух в камеру сгорания принудительно и под давлением. Чем больше воздуха поступает в цилиндры, тем больше горючего можно сжечь, причем нет необходимости физически увеличивать размеры самой камеры сгорания.

Решение позволяет сделать такой мотор более мощным и приемистым, при этом двигатель получается компактным. Дело в том, что подобно объему, не нужно увеличивать количество цилиндров. Другими словами, не увеличиваются габариты силовой установки, а также не происходит значительного прироста в весе, однако мощность двигателя значительно возрастает.

  • Общий принцип работы турбокомпрессора состоит в том, что выхлопные газы, которые образуются во время работы двигателя, вращают турбинное колесо. За счет этого вращается и компрессорное колесо, которое нагнетает воздух во впуск.

В результате турбомотор становится мощнее атмосферных аналогов на 20-30% и более (что зависит от степени наддува). Турбированный двигатель способен обеспечить лучшие показатели крутящего момента, а также является более экологичным решением, так как топливо сгорает в цилиндрах более полноценно.

Еще стоит отметить, что тяга у такого двигателя ровная и доступна на низких оборотах. Другими словами, отсутствует необходимость сильно раскручивать мотор для интенсивного ускорения или быстрого старта с места.

Итак, в списке основных плюсов можно выделить:

  • Компактность и вес;
  • Сниженную токсичность;
  • Меньший расход горючего;
  • Высокий показатель крутящего момента;
  • Ровную «полку» момента в широком диапазоне оборотов;

Минусы турбированных двигателей на бензине

Прежде всего, установка турбонаддува предполагает более сложную конструкцию ДВС. Даже с учетом того, что сама турбина по размерам небольшая и является готовым решением в корпусе, в общей схеме обязательно присутствуют дополнительные элементы в виде интеркулера и ряда других устройств. Сам турбодвигатель также дороже в производстве, так как высокие нагрузки предполагают использование более прочных и жаростойких деталей.

Читать еще:  Дым из выхлопной трубы

То же самое можно сказать и о моторном масле. Выбор масла для турбированного двигателя ограничивается небольшим списком, в который входят специальные масла. Более того, масло и фильтры нужно менять чаще (желательно каждые 5-6 тыс. км.). Дело в том, что масло из двигателя также смазывает турбину, которая, в свою очередь, сильно разогревается.

Не трудно догадаться, что при высоких температурах смазочный материал быстро теряет свои свойства. Также в обязательном порядке необходимо регулярно менять воздушный фильтр, так как его загрязнение сразу приводит к ощутимому снижению производительности турбокомпрессора и ДВС.

Еще в рамках практической повседневной эксплуатации турбодвигатели обычно расходуют больше бензина, так как водитель привыкает ездить более динамично с учетом возможностей такого мотора.

Что касается ремонта, далеко не каждый сервис способен выполнить эту работу грамотно с предоставлением официальных гарантий, а также сама сумма квалифицированного ремонта турбин может доходить до 40-60% от ценника за новую деталь.

Еще следует отметить, что на многих двигателях с наддувом присутствует эффект так называемой турбоямы. Под турбоямой следует понимать характерный провал, когда машина сначала достаточно «вяло» реагирует на нажатие педали газа и не разгоняется, а потом появляется резкий подхват.

Происхождение этого явления объясняется тем, что на низких оборотах коленвала энергии выхлопных газов недостаточно для эффективного раскручивания турбины, что закономерно приводит к недостаточной подаче воздуха для получения нужной отдачи от мотора.

Наконец, ресурс самих двигателей с турбонаддувом зачастую небольшой и оставляет, в среднем, около 200-250 тыс. км. до капитального ремонта. При этом качественно отремонтировать турбомотор получается заметно дороже, чем простой рядный атмосферник.

Работа турбомотора на холостых оборотах

Перед началом движения турбодвигателю нужно дать поработать на холостых оборотах, но не более 30 минут. Такое временное ограничение связано с тем, что на холостых оборотах происходит генерация низкого давления, которое может привести к протечкам масла в местах соединений.

Появление таких протечек можно определить по синему выхлопу из выхлопной трубы. Дело в том, что давление масла в турбине намного больше давления накачиваемого воздуха, что приводит к просачиванию масла в местах соединений узлов. При этом жидкость оседает на деталях турбины с образованием нагара, что значительно снижает ресурс самой турбины.

Как работает турбина

Турбина состоит из двух частей:

  1. Холодная – всасывает и раскручивает впускной воздух,
  2. Горячая – раскручивается воздух посредством движения выхлопных газов.

В турбине установлен картридж с лопастями, которые от движения воздуха раскручиваются вплоть до 150 000 оборотов в минуту, создавая давление. Вращаются лопасти на подшипниках, а за смазывание и охлаждение отвечает подача масла с двигателя.

Так как при резком повышении давления воздух сильно нагревается, был изобретен интеркуллер, охлаждающий воздух до нужной температуры.

Во впускной магистрали установлен клапан, отвечающий за сброс избыточного давления впускного воздуха (Blow off), а также вестгейт, ограничивающий количество отработанных газов, попадающих в турбину, что позволяет избежать резкого роста повышения оборотов крыльчатки (простыми словами-ограничитель).

Читать еще:  Названы цены на новый кроссовер Hyundai Creta

Работа турбины крайне проста: в горячую часть турбины попадают отработанные газы и раскручивают крыльчатку. В холодной части раскрученная крыльчатка всасывает большое количество воздуха, который проходит через интеркулер, и в охлажденном состоянии попадает в цилиндры. После того, как отработанные газы раскрутили турбину, они идут далее по выпускной магистрали.

О техническом обслуживании турбины

При эксплуатации автомобиля с турбонаддувом обязательно нужно учитывать, что требования к качеству масла для таких двигателей выше, соответственно расходы на ТО будут выше. С другой стороны, для автомобилей с таким двигателем периодичность техобслуживания меньше, чем у атмосферников.

Если заливать качественное масло это влияет, как на ресурс турбины, так и двигателя в целом. Но нужно помнить, что при эксплуатации двигателей с наддувом не стоит пренебрегать заменой фильтров, не рекомендуется долго эксплуатировать турбину на высоких оборотах. При проведении любых регламентных работ рекомендуется проверять и состояние турбокомпрессора. Своевременное выявление неполадок позволяет избежать негативных последствий и дорогостоящего ремонта.

Итог

1. После запуска двигателя нельзя сразу его глушить . Необходимо дать ему поработать несколько минут, чтобы обеспечить нормальную подачу масла для смазки и охлаждения наддува. Не рекомендуется резко повышать обороты на только что запущенном двигателе, чтобы крыльчатка не вращалась на больших оборотах при недостаточном количестве масла. Иначе это приведет к неисправности узла.

2. Если после пуска двигателя вы начинаете движение, постарайтесь ехать на небольших оборотах.

3. Если двигатель какое-то время работал на высоких оборотах, необходимо дать ему несколько минут остыть до остановки двигателя . Это связано с тем, что даже после остановки крыльчатка турбины вращается, а масло поступать уже не будет, соответственно оно не сможет охладить агрегат. Резкий перегрев и перепады температуры значительно сокращают срок службы наддува.

4. Не рекомендуется надолго оставлять двигатель работать на низких оборотах , так как в такой ситуации из-за низкого давления возможно протекание масла через соединительные элементы. В результате оно будет попадать в двигатель и сгорать.

5. Менять масло нужно регулярно , строго за этим следить и заливать исключительно качественное масло. Также не стоит забывать о масляном и воздушном фильтре, от их качества и своевременной замены зависит надежная работа наддува и срок его службы.

6. Периодически следует проверять уровень масла . При необходимости – доливать.

7. На турбированных авто не рекомендуется резко газовать на непрогретом двигателе. Необходимо, чтобы температура поднялась хотя бы до 50-60 градусов, только после этого можно давать нагрузку. Особенно на это нужно обращать внимание в холодную пору года и тем, кто ездит на дизельных двигателях. Такой тип мотора долго нагревается и после запуска сразу же начинать движение не рекомендуется.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector