Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить, что патрубок радиатора вышел из строя

Как определить, что патрубок радиатора вышел из строя?

Система охлаждения двигателя зачастую имеет несколько патрубков, которые соединяют различные элементы системы в единое целое. Есть два вида патрубков:

  • Отводные;
  • Подводные.

Из названий становится ясно, что подводящий патрубок служит для подачи охлаждающей жидкости, а отводящий, наоборот, для её отвода. В системе охлаждения мотора применяют тосол или антифриз, так как эти жидкости не замерзают при отрицательных температурах. Важно знать, что менять местами подводящий патрубок с отводящим не следует, из-за того, что у них разные температурные режимы работы. Подводящий патрубок требует замены чаще, чем остальные, так как на него приходится самая большая нагрузка, что приводит к высыханию резины. Вследствие чего он может подтекать или вообще треснуть.

Во первых, при поломке системы охлаждения под машиной можно наблюдать мокрые и жирные пятна, которые оставляет вытекающая жидкость. Причиной может быть лопнувший патрубок радиатора. Во вторых, в расширительном бочке будет недостаточный уровень охлаждающей жидкости. Так же, можно почувствовать запах тосола в салоне машины, это говорит о том, что мог лопнуть патрубок, идущий к радиатору печки.

Совет: хотя бы изредка проверяйте уровень жидкости в расширительном бачке. Осматривайте шланги системы охлаждения, и если выявили неполадки, не оттягивайте с ремонтом.

Замена патрубка системы охлаждения

Каждого водителя, который имеет желание разобраться во всех механизмах самостоятельно, интересует, в том числе и вопрос о замене патрубка системы охлаждения. Как известно, в процессе работы автомобиля, происходит выход жидкости из системы охлаждения. В первую очередь, водителем должна осуществиться проверка герметичности системы охлаждения двигателя.

Начнем нашу статью с определения «что такое патрубок»

Патрубок — это основа в системе охлаждения. В качестве жидкости охлаждения используют: тосол, антифриз. Патрубки в свою очередь, есть двух типов: подводящие и отводящие. Задача подводящих патрубков — подача горячей жидкости в радиатор. Задача отводящих патрубков — вывод охлажденной жидкости. Температурный режим двух патрубков, как видите — разный. В подводящий уровень нагрузки — максимальный, это приводит к ускорению высыхания резины, вследствие чего и нужна будет замена патрубка.

Основные симптомы, которые говорят о том, что нужно менять патрубок системы охлаждения:

1) Показания стрелки датчика — они зашкаливают, в таком случае.

2) Происходит «закипание» мотора.

3) Чувствуется запах антифриза, который может способствовать плохому самочувствию для водителя. В таком случае, запах следует удалить. Процедура эта конечно не простая: простым проветриваем здесь не обойтись, нужна помощь профессионалов.

4) Когда истекает срок действия патрубка. Следите и за этим моментом.

Причина, порождающая данную проблему, заключается в не герметичности системы охлаждения.

С каких деталей состоит система охлаждения?

С водяного насоса; термостата; пароотводящего шланга термостата; пароотводящего шланга радиатора; с расширительного бачка; подводящего шланга радиатора; с электро вентиляторов радиатора и с радиатора.

Как определить данную проблему?

Осуществите проверку уровня жидкости охлаждения в расширительном бачке. Приступите к проверке радиатора, следует уделить особое внимание соединениям шланги. Когда будет обнаружено небольшое отверстие, его можно будет запаять, а если большое — замена неизбежна. Проведите осмотр шланг по всей длине. Именно по ним передвигается охлажденная жидкость. Затем осуществите проверку хомутов, с помощью которых, скреплены шланги с элементами системы охлаждения. Хомуты стоит плотно затянуть, но не сильно, иначе это грозит передавливанием шланга, а это произведет к образованию трещины, разрыва или же прокола. Вам следует провести осмотр поверхности, на наличие течи. Если будет обнаружено течь — замените нужную деталь или прокладку.

В случае, возникновения подозрений на течь жидкости в моторном отсеке, следует завести охлажденный двигатель и открыть капот. Все детали и элементы в холодном состоянии находятся в сжатом состоянии, вследствие чего происходит ослабление креплений резиновых патрубков, а также шлангов. По этой причине, Вы пока не прогреете мотор до рабочей температуры — не сможете обнаружить область протекания. Когда на патрубках обнаружено трещины или надрывы — нужно приступить к их замене. Если утечка обнаружена, но невозможно определить тип жидкость, Вам нужно расстелить бумагу под мотором и подождать 20 минут. В течении данного времени, на листе бумаги будет нужное количество жидкости, это послужит в определении места её утечки, а также будет возможно определение её типа: по цвету, запаху и другим признакам. А вот в том случае, когда утечка обнаружена в результате, ослабления хомутов и других креплений — осуществите подтягивание данных элементов, пользуясь отверткой или ключом.

К чему приводят протекания жидкости?

1) Двигатель перегревается — это выведет двигатель из рабочего состояния, в короткий промежуток времени.

2) Происходит деформация блоков цилиндра, появляются трещины, плавятся поршни, происходит перегорание клапанов, прокручиваются клапаны на коленвале.

Читать еще:  Установка момента зажигания своими руками

3) Самый сложный случай — разрушенный поршень. Он может пробит стенку блока цилиндров.

Процесс замены патрубка системы охлаждения

Для того чтобы заменить патрубок, приступите к следующим действиям:

— Из системы охлаждения необходимо слить жидкость. Жидкость, после слива можно использовать не один раз, если она будет слита в чистую емкость.

— Необходимо также смочить хомуты, которые заржавели — с помощью маловязкого масла, используя его небольшое количество.

— Чтобы перейти к снятию патрубка нужно, чтоб хомуты были ослаблены, а потом перейти к их сдвиганию с горловин вдоль патрубка к свободному месту. Приступите к процессу снятия патрубка с горловины. Не стоит проводить разъединение системы, если она не остыла.

Стоит обратить внимание на то, что горловины в радиаторе недостаточно прочны, поэтому не стоит прилагать чрезмерно усилия в снятии патрубков. Когда патрубок не снимается нужно осуществить его поворот на горловине. В том случае, когда данный способ также не разрешит данную задачу — нужно разрезать патрубок, используя нож, вдоль горловины. Снятия патрубка таким путем — приведет к покупке нового патрубка, но это будет дешевле, чем стоимость нового радиатора.

— Чтобы установить патрубок (новый) нужно надеть на него хомуты, а также передвинуть их на середину патрубка. Когда будет проделан данный процесс — нужно приступить к одеванию патрубка на горловину. В том случае, когда будет потеряна хомутами упругость — они подлежат замене, а вот если патрубок жесткий — нужно использовать смазку в виде небольшого количества мыльной воды. Чтобы патрубок размягчить — нужно использовать горячую воду. Не рекомендуется использовать масла, чтобы облегчить процесс надевания патрубков — ведь это приведёт к непригодности резины.

— Дальше приступите к надеванию патрубка на горловины, обращая внимание при этом на его правильное расположение, он не должен находится в перекрученном состоянии. Приступайте к сдвиганию хомутов на концы, находящиеся за выступами горловин, а затем следует затягивание хомутов.

— Приступайте к заполнению системы охлаждения.

В том случае, когда будет потревожено одно из соединений — постарайтесь, как можно скорее осуществить проверку на утечку.

Признаки поломки патрубка системы охлаждения

Первым и частым признаком поломки системы охлаждения под капотом или под автомобилем можно обнаружить мокрые и слегка жирные пятна охлаждающей жидкости. Это первые признаки, что где то лопнул патрубок. Так же в салоне на панели приборов, есть специальный индикатор, который покажет низкий уровень жидкости в расширительном бачке.

Если же датчик вышел из строя, то температура двигателя будет быстро расти, вследствие чего может закипеть двигатель. Бывает и такой вариант, что в салоне может чувствоваться запах антифриза, это показатель, что патрубок может лопнуть не под капотом, а под передней панелью или в районе перегородки салона и двигателя.

Многие бывалые автолюбители советуют, время от времени просто так проверить уровень антифриза в расширительном бачку. Осмотреть патрубки на наличие жирных, маслянистых пятен и не откладывать с ремонтом, если такое выявили.

Как же найти утечку охлаждающей жидкости в системе. В первую очередь стоит осмотреть расширительный бачек на наличие течи. Далее переходим к радиатору, так как он чаще всего подвергается повреждениям. Особое внимание при осмотре следует уделять местам соединений труб (патрубков) и сотам, которые легко повредить.

Далее осматриваем сами патрубки и шланги по всей их длине, так как именно по ним циркулирует охлаждающая жидкость. Не стоит забывать о хомутах в местах соединения, из-за вибрации двигателя, хомуты могут ослабнуть, а значит патрубок может сойти с места крепления и дать течь.

Последняя и самая неприятная поломка системы охлаждения, это попадание жидкости в масляную рубашку. В результате проверив щупом уровень масла или открыв крышку горловины для залива масла, можно увидеть как оно вспенилось. Это первый признак, что в масло попала охлаждающая жидкость.

Замена патрубков радиатора Калина

При замене патрубков радиатора никаких сложностей возникнуть не должно. Снимаем старые, одеваем новые. Подводящий патрубок крепится к верхушке радиатора, отводящий — снизу. Стоит отметить, что отводящий патрубок состоит из 2-х — одна его часть (основная) идет к термостату, вторая — к расширительному бачку. Этот патрубок самый дорогой — его стоимость превышает суммарную стоимость всех остальных патрубков вмсте взятых. Поэтому к нему желательно относиться бережно.

Остался один соединительный патрубок (от термостата к сифону) и шлангочки обогрева дросельного узла. Их замена так же не должна вызвать особоых проблем. Шланг на дросель (10мм) я покупал отдельно 1 метр, потом разрезал по длинне старых.

Шлангочку на перелив с радиатора в расширительный бачек я не трогал. На вид она была в хорошем состоянии.

С иликоновые или резиновые — какие патрубки лучше

С поры о том, какие патрубки лучше — силиконовые или резиновые , идут уже не первый год. Сторонники резиновых шлангов в качестве весомого аргумента часто приводят в сравнение более низкую стоимость изделий из нитрил-бутадиенового каучука. Они считают, что совокупная стоимость замены всех резиновых шлангов за все время эксплуатации одного автомобиля по итогу может оказаться значительно ниже одной за мены на силиконовые.

Читать еще:  Какие машины берут в trade-in

Еще одним доводом в защиту резиновых патрубков, как правило, служит стандартный рабочий диапазон температур. Резина NBR способна выдержать отрицательную температуру в -40°С и устойчива к нагреву до +130°С. Этих границ сполна хватает для функционирования в климатических условиях России от Южных до Северных регионов. По большому счету, это так, но эксплуатация обычной резины при сильном морозе имеет свои особенности.

Чем ниже опускается температурный столбик — тем больше резина дубеет, становясь все более жесткой. Потеря эластичности и затвердевание грозит появлением микротрещин, которые со временем превратятся в большие трещины и нарушат тем самым герметичность в шлангах. Кроме того, эксплуатация машины в зимнее время подразумевает частое изменение температуры — нагрев шланга при запуске двигателя и быстрое остывание при остановке.

В свою очередь, силиконовые патрубки системы охлаждения способны выдержать намного большие температурные изменения, поэтому все колебания в пределах от -40°С до +130°С для них являются стандартными рабочими значениями. Кроме того, наличие у этих шлангов многослойного армирования позволяет выдерживать внутреннее давление в 11 Атм., и проявлять очень высокую устойчивость к внешним деформационным нагрузкам.

Основные сравнительные характеристики патрубков из силикона и резины

Нитрил-бутадиеновый каучук NBR

От — 60°С до + 270°С

От — 40°С до + 130°С

Эластичность при морозе

Отвечая на вопрос о том какие патрубки лучше — силиконовые или резиновые, с уверенностью можно сказать, что по всем параметрам, кроме стоимости, шланги из силикона оказываются во множество раз лучше, чем обычные патрубки из резины. Поставив их всего один раз, Вы избавите себя от ежегодной необходимости замены потрескавшихся шлангов и уменьшите вероятность возникновения неприятных ситуаций с машиной на дороге.

Некоторые тонкости при замене отдельных деталей системы охлаждения

Для проведения ремонта нам понадобятся новые детали, их можно приобрести в свободной продаже – дефицита нет. Для редких моделей авто подбираются аналоги, максимально подходящие по размеру и форме. Однако можно заказать у официальных дилеров и оригинальные запчасти. Есть смысл вместо резиновых шлангов силиконовые патрубки системы охлаждения, эксплуатационные характеристики которых значительно выше.

Установка шлангов производится на сухие и очищенные от загрязнений посадочные места. Затем заливается тосол и проводится проверка на герметичность вначале на выключенном, а затем и на работающем двигателе. Качественные патрубки системы охлаждения при правильной установке не нуждаются в применении каких-либо дополнительных мер для герметизации.

Оригинальные запасные части гарантируют длительную эксплуатацию силового агрегата без особых нареканий и проблем.

Где искать утечку охлаждающей жидкости?

Первым делом следует проверить расширительный бачек, если проблем не обнаружено приступаем к осмотру радиатора, так как он часто повреждается. Необходимо внимательно осмотреть те места, в которых соединяются трубы с радиатором. После чего проверяем на наличие течи всех шланг и патрубков системы охлаждения. Так же стоит проверить хомуты, от вибрации они могли ослабнуть, в результате чего жидкость подтекает в местах соединения. Самая неприятная и проблемная течь, когда охлаждающая жидкость попадает в картер двигателя. Вытащив щуп для проверки уровня масла, можно увидеть, что оно вспенилось. Это признак того, что в систему смазки двигателя попал антифриз.

Можно ли провести диагностику и замену самостоятельно?

Диагностика начинается с проверки уровня охлаждающей жидкости в радиаторе. Далее нужно осмотреть патруб ки и их соединения с радиатором. Если обнаружены небольшие трещины, то требуется замена патрубка радиатора . Необходимо так же проверить хомуты, особенно на автомобилях Ваз как классического семейства (2105, 2107 и тд), так и переднеприводных (ваз 2110, 2114, Шевроле Нива, Лада Калина, Лада Приора, Лада Гранта) и при необходимости подтянуть их (но не слишком плотно).

Важно учесть, что диагностика проводится после того, как двигатель немного поработал. Холодные патрубки сжаты, крепления ослаблены. Если при наличии утечки невозможно определить, какая жидкость вытекает, нужно расстелить под авто бумагу и подождать 15-20 м инут. После появление жидкости можно по запаху и цвету определить, что именно вытекает.

Если очевидно, что требуется замена нижнего патрубка радиатора (или верхнего), сначала сливается жидкость, хомуты смачиваются маслом и сдвигаются вдоль патрубков. Пото м их можно снять и заменить другими.

Причины замены

Рассматриваемые элементы играют очень важную роль в системе, и при их неисправности, возникает утечка жидкости. Если жидкость вытечет из системы полностью или снизится ниже уровня, то это станет причиной перегрева и заклинивания двигателя. На автомобилях ВАЗ 2107 карбюратор и инжектор устанавливаются резиновые патрубки системы охлаждения, которые имеют незначительные отличия. При их выборе главное оговаривать, для какого типа двигателя приобретаются устройства.

Читать еще:  Выбираем трансмиссионное масло

Их замена выполняется не только тогда, когда обнаруживается повреждение. Наиболее распространенный случай необходимости замены патрубков на ВАЗ-2107 — когда уровень ОЖ все время постепенно снижается. Это может означать наличие утечки в системе, возникающей, в большинстве случаев, в шлангах системы охлаждения. Чтобы убедиться в этом, понадобится произвести визуальный осмотр.

Причинами необходимости замены шлангов охлаждающей системы семерки являются такие факторы:

  1. Мелкое повреждение патрубка, которое со временем будет увеличиваться, поэтому при обнаружении утечки, нужно немедленно принять меры.
  2. Течь из соединений по причине ослабления или повреждения хомутов, но в таком случае устранить поломку можно без замены шлангов.
  3. Наличие мелких повреждений и дефектов — это повод для того, чтобы осуществить замену элементов.
  4. Порыв патрубка, что может возникнуть в случае продолжительной эксплуатации элементов без их замены. Чтобы исключить такие случае, требуется регулярно производить замену устройств в зависимости от пробега.

Если осуществляется замена старых шлангов на новые, то рекомендуется выбирать силиконовые шланги, которые в несколько раз эффективней резиновых.

Необходимые инструменты и материалы

Процедура замены шлангов системы охлаждения не трудная, но трудоемкая, так как понадобится сливать ОЖ. Если жидкость вытекла, тогда проще, но перед установкой новых патрубков, понадобится демонтировать старые. Перед началом замены, понадобится подготовить необходимые инструменты и материалы.

Из материалов понадобится комплект патрубков, которые для инжекторной и карбюраторной семерки отличаются. Это отличие заключается в расположении отверстий радиатора. Именно поэтому патрубок радиатора на карбюраторной семерке длиннее, чем на инжекторной.

Кроме комплекта шлангов, понадобятся хомуты для стяжки, диаметр которых должен соответствовать размерам патрубков. Это хомуты диаметром 35-50 мм, количество которых должно быть не менее 8 штук. Причем рекомендуется покупать не самые дешевые, а качественные устройства, так как они играют очень значимую роль. Герметик использовать не обязательно, но если решаете им воспользоваться, то нужно выбирать только среди жаропрочных. После замены, останется залить тосол или ОЖ, если предыдущая непригодна к использованию.

Из инструментов понадобится минимальный набор — отвертка или ключ для вывинчивания хомутов. Кстати использовать старые хомуты не рекомендуется, так как они также имеют определенный ресурс.

Процесс замены патрубков

Как произвести замену патрубков системы охлаждения на ВАЗ 2107, рассмотрим более детально. Первоначально понадобится из системы слить тосол или антифриз, а зависимости от того, чему отдает предпочтение владелец авто. Инструкция по сливу ОЖ представлена на сайте. Далее приступаем к снятию патрубков:

  1. Выкрутить крепления хомутов, используя отвертку или ключ. Рекомендуется использовать торцевой ключ на «6», «7» или «8» в зависимости от типа хомутов. Ослабить рекомендуется все хомуты, но при этом не отсоединять шланги.
  2. Если ОЖ была слита из блока двигателя, то не забываем выкрутить сливную пробку на радиаторе.
  3. Приступаем к демонтажу элементов. Шланги, к которым подсоединен термостат, следует снять вместе с устройством. При демонтаже рекомендуется запоминать места расположения всех шлангов.
  4. Когда все элементы будут демонтированы, следует приступить к зачистке поверхности отверстий, к которым будут подсоединяться новые шланги. Делать это рекомендуется мелкой шкуркой. Стоит отметить, что силиконовые шланги одеваются намного легче, чем резиновые, и служат намного дольше.
  5. После зачистки поверхности отверстий, можно приступать к установке новых патрубков. Стоит отметить, что патрубок воздушного фильтра ВАЗ 2107 не входит в комплектацию, и его замена осуществляется отдельно (если нужно).
  6. Если используется герметик, то наносить его нужно на поверхность отверстия, куда будет надеваться шланг. После нанесения герметика, следует подождать несколько минут, и осуществлять установку шлангов.
  7. Фиксируются места соединения хомутами. Причем некоторые водители предпочитают использовать по два хомута для надежности, что также допустимо.
  8. Верхний патрубок следует устанавливать с предварительно подсоединенным термостатом, зафиксировав его хомутами.
  9. После того, как все патрубки будут заменены, нужно еще раз убедиться в том, что хомуты затянуты.

Если работы проводились с применением герметика, то следует после окончания работ подождать не менее 3-5 часов, и только после этого заливать антифриз. Перед заливкой антифриза убедитесь, что сливные пробки на блоке двигателя и радиаторе закручены. При заливании антифриза нужно внимательно осматривать места соединения шлангов, где не должна появляться течь.

В завершении работ заводим двигатель, и тщательно проверяем отсутствие течи ОЖ. Первое время нужно периодически проверять уровень антифриза в расширительном бачке, который не должен уменьшаться. Дайте поработать двигателю до момента, пока не запустится вентилятор. Если течи ОЖ нет, значит все сделано правильно и аккуратно, и можно забыть о проблеме с неисправными патрубками и подтекающей жидкостью.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector