ДТП без второго участника
ДТП без второго участника
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о довольно распространенном типе дорожно-транспортных происшествий — ДТП без второго участника.
На практике подобные ДТП происходят довольно часто. Например, водитель может зацепить дерево в лесу. При этом поскольку ущерб нанесен только собственному автомобилю, водитель не вызывает ГИБДД и покидает место происшествия. Ну а подобное поведения может повлечь за собой лишение прав.
Рассмотрим ДТП без второго участника подробнее.
Алгоритм действий виновника аварии
В случае дорожно-транспортного происшествия виновнику аварии необходимо взять себя в руки и настроиться на контакт с сотрудниками ГИБДД. Чтобы упростить и ускорить процесс возмещения вреда потерпевшему, необходимо соблюдать следующий порядок действий.
- Не изменять местоположение автомобилей или их деталей. Включить на машинах аварийные огни и выставить аварийные знаки. В населенных пунктах указатели должны быть размещены на расстоянии 15 метров от места ДТП, за пределами города – в 30 метрах.
- Вызвать скорую помощь (при наличии пострадавших) и сотрудников ГИБДД.
- Зафиксировать на фото или видео расположение автомобилей после столкновения. Съемку следует производить в присутствии пострадавшего. На снимках/записях должны быть видны все повреждения автомобилей. Чтобы избежать дальнейших разногласий, особое внимание нужно уделить транспортному средству потерпевшего.
- Записать данные участников ДТП и очевидцев происшествия. Обменяться контактами.
- Сообщить потерпевшему данные своего полиса ОСАГО (номер документа, наименование страховщика) и получить у него аналогичную информацию.
- Заполнить извещение о ДТП для компании. Оно должно быть подписано всеми участниками аварии. Бланки обычно выдаются страховщиками при оформлении полиса.
- Проверить правильность и полноту заполнения документов о ДТП и получить их у инспектора ГИБДД.
- Уведомить о случившемся страховщика.
В п. 2.6.1 ПДД сказано, что если ТС, участвовавшие в аварии, затрудняют движение на дороге, то водители пострадавших машин должны освободить проезжую часть. Но перед этим необходимо зафиксировать расположение автомобилей и их деталей непосредственно после столкновения. Виновнику аварии не следует отказываться от прохождения медицинского освидетельствования.
Сотрудники ДПС, прибывшие на место, должны оформить и выдать сторонам необходимые документы. Если в результате происшествия пострадали только автомобили, составляют:
- схему ДТП;
- справку об аварии;
- протокол об административном правонарушении.
При наличии пострадавших указанный комплект дополняется медицинской справкой.
В качестве наказания за это нарушение предусмотрено лишение водительского удостоверения на срок 1-1,5 года или арест на 15 суток. Также, если инициатор ДТП скроется с места аварии, СК получает право выступить с регрессным требованием по отношению к страхователю после проведения компенсационных выплат потерпевшему.
ДТП, в котором пострадали или погибли люди
К сожалению, такое случается. И не важно, являетесь вы виновником ДТП или нет. Разбор полетов начнется потом.Самое главное, что необходимо сделать, — помочь людям любым способом:
- Вызвать скорую помощь.
- Разблокировать двери до приезда спасателей (возможно, счет идет на минуты).
- Оказать первую медицинскую помощь.
- Отвезти в ближайшую больницу.
Самое главное, что необходимо сделать, — помочь людям любым способом:
● Вызвать скорую помощь.
● Разблокировать двери до приезда спасателей (возможно, счет идет на минуты).
● Оказать первую медицинскую помощь.
● Отвезти в ближайшую больницу.
Только не надо говорить: “Я испугался, был в шоке, не умею оказывать первую помощь”. Бояться будете потом, когда пострадавшими займутся медики. А наложить повязку, сделать искусственное дыхание, зафиксировать сломанную конечность каждый взрослый человек обязан уметь. Не умеете? Учитесь дома на “кошках”.
Допустим, пострадавшими занялись медики, полицию уже вызвали. Ваши дальнейшие действия:
- Просим свидетелей аварии не уезжать или в крайнем случае оставить свои координаты.
- Ограждаем место аварии.
- Фотографируем место ДТП. В присутствии свидетелей чертим схему расположения автомобилей.
- Если это возможно, освобождаем проезжую часть.
- Вызываем страховщиков.
Если ДТП произошло в темное время суток с участием пешехода и свидетелей не было, все равно не сбегайте! Помогите человеку, вызовите врачей или отвезите в больницу. Поверьте, найдут — и будет только хуже.
Оставление человека в опасности, неоказание помощи — это статья 142 п. 2.5 УК РФ.
Как составляется протокол?
Основной документ, который составляется органами правопорядка в случае аварии с одним участником — протокол ГИБДД. Его формируют представители автоинспекции по результатам беседы с водителем и осмотра места происшествия. В нем отражаются точный адрес ДТП; состояние асфальта на трассе (в протокол вносятся данные обо всех неровностях, буграх, выбоинах); погодные условия, в которых двигался водитель; время проведенного осмотра авто; предметы и детали, имеющие значение для объяснения причин возникшей аварии; показания свидетелей и т.д.
Когда протокол будет составлен, детали зафиксированы, водителю необходимо получить на руки документы для предъявления страховщику – непосредственно сам протокол (его копию), акт осмотра авто. Нужно проверить корректность их заполнения, если проблем нет, можно уезжать с места ДТП. Если машина не может передвигаться сама и нужно вызывать эвакуатор, стоит обязательно сохранить чек для предъявления страховой компании и получения возмещения по нему.
Оформлять ли аварию
Основное затруднение при ДТП без второго участника — надо ли вызывать ГИБДД. Ответ зависит от обстоятельств происшествия и размеров причиненного ущерба.
Когда не нужно оформлять ДТП
При оценке обстоятельств учитывают три критерия.
- У автомобиля незначительные повреждения, владелец устранит их за свой счет.
- Последствия аварии не мешают дорожному движению.
- Чужое имущество не пострадало.
Примеры аварий с одним участником, на которые не надо вызывать ГИБДД
- Водитель врезался в дерево на небольшой скорости и разбил фару. Полиса КАСКО нет, повреждения владелец устранит за свой счет.
- На парковке машина задела бордюр, и отвалился бампер. Пробки из-за случившегося нет, чужое имущество цело.
- Автомобиль съехал в кювет из-за гололедицы, но ничего не задел и получил незначительные повреждения — маленькую вмятину и пару царапин.
Когда придется оформлять ДТП
Если хоть одно из трех обстоятельств совпадает с описанием происшествия, нужно вызывать ГИБДД.
- Автомобиль серьезно пострадал. Владелец рассчитывает компенсировать ущерб по КАСКО или требовать возмещение с дорожных служб или иных организаций.
- Пострадало чужое имущество.
- ДТП создает помехи для безопасного дорожного движения.
Примеры случаев, когда нужно вызывать ГИБДД.
- Автомобиль застрахован по КАСКО. Водитель не справился с управлением, машина вылетела на обочину и перевернулась.
- Транспортное средство сбило светофор или дорожный знак, есть угроза, что другие участники движения попадут в аварию. Либо упало дерево, проехать по дороге невозможно.
- Из-за глубокой ямы на проезжей части отлетело колесо или серьезно повреждена подвеска. Водитель намерен судиться с организацией, которая отвечает за состояние дороги.
- Автомобиль снес чужой забор, либо повредил дом.
Как происходят выплаты по каско и ОСАГО
Если водитель имеет только страховку по ОСАГО, то рассчитывать на выплаты по страховке можно в единственном случае, когда пострадал пешеход. Разумеется, выплата не будет застрагивать водителя или его автомобиль, компенсацию получит потерпевший, в зависимости от полученного вреда – это регулируется 7 статьёй ФЗ об ОСАГО.
Максимальная выплата в данном контексте составляет 500 тыс. рублей. Выплата не обязательно происходит в случае нанесения вреда здоровью, но и при смерти пешехода. В любой другой ситуации ОСАГО не произведёт никаких выплат. Данный вид страхования не оплатит ущерб даже в том случае, если один автомобиль врезался в другой, находящийся без движения.
Если говорить о каско, то прогноз на получение выплаты в подавляющем большинстве случае благоприятный. Как правило, большинство подобных ситуаций попадают в список страховых вне зависимости от вины владельца автомобиля. Но СК оплатит только тот ущерб, который был нанесён автомобилю. Иные компенсации, к примеру, в случае когда нанесён вред чужому имуществу, водителю придётся возмещать самостоятельно.
Состояние водителя в момент ДТП играет большую роль. Таким образом, если он находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то большинство страховых компаний откажут в выплатах, а нарушение ПДД не станет определяющим фактором в данной ситуации.
Кто возместит ущерб
Не менее важная проблема, чем оформление происшествия, возможность получения средств на ремонт автомобиля от страховщика. Здесь есть два варианта:
- У водителя оформлен полис ОСАГО. Этот вид страхования не предполагает выплат, связанных с ДТП без второго участника. Компания потребует предъявить ей виновного, иначе назовет аварию нестраховым случаем. А поскольку это невозможно, то и денег на восстановление автомобиля она не заплатит.
- У водителя есть КАСКО. В этом полисе фиксируются многие случаи аварий с одним участником, как требующие возмещения. Если ДТП вписывается в критерии конкретной компании и выписанного ею документа, автовладелец получит страховую выплату. Но только на ремонт машины и после предъявления справки о происшествии из ГИБДД.
А здесь подробнее о том, за что лишают водительских прав.
Аварии, где есть лишь один участник, в большинстве случаев возникают из-за его невнимательности, недостаточных навыков вождения. Чтобы не ломать голову по поводу оформления такого ДТП, лучше вообще не попадать в него, ездить аккуратнее и по правилам. А если не повезло, оформлять дело по закону во избежание дополнительных сложностей.
Как может произойти ДТП без второго участника
Аварией с единственным участником считается та, в которой повреждается только одно транспортное средство, а вреда имуществу, принадлежащему другим людям, не наносится. В подобном ДТП может оказаться разрушенным какой-либо предмет, не имеющий владельца. Под категорию происшествий без второго участника подходят, например, следующие:
- наезд на дерево в лесном массиве;
- попадание автомобиля в глубокую яму, вследствие чего он повреждается;
- причинение урона днищу ТС из-за камня на дороге или предмета, являющегося результатом человеческой деятельности;
- столкновение транспортного средства с забором, стеной гаража и другим имуществом, принадлежащим тому же хозяину.
Здесь важны два момента: событие произошло во время движения автомобиля, а собственность других лиц в ходе происшествия не была задействована и не пострадала. Если же машина врезалась в чужой забор или была повреждена ледяной глыбой с крыши во время пребывания на парковке, это не является ДТП.
Практика выплат по КАСКО и ОСАГО
По ОСАГО
ДТП с одним участником по ОСАГО (любая страховка ОСАГО) предполагает выплату только в одном случае — когда произошел наезд на пешехода. Но выплата здесь производится не в пользу водителя и его автомашины, а в пользу возмещения вреда потерпевшему (ст. 7 ФЗ об ОСАГО). Максимальная выплата — 500 тыс. рублей. При этом, выплата осуществляется даже в случае смерти пешехода. Во всех остальных случаях ни о каких выплатах не может быть и речи. По ОСАГО исключается возмещение даже в том случае, если в ДТП участвовали два автомобиля, но когда один на момент контакта находился в недвижимом состоянии.
По КАСКО
Что касается выплат по КАСКО, то, как мы уже отметили, выплаты производятся в подавляющем большинстве случаев. Такие случаи, как правило, включаются в список страховых, поэтому независимо от наличия/отсутствия вины. Но здесь покрывается только ущерб автомобилю. Все остальное (возможный имущественный вред объектам) водитель возмещает самостоятельно. Плюс, во всех случаях по КАСКО следует учитывать и состояние водителя — если имело место алкогольное опьянение, то большинство крупных СК в возмещении отказывают. И нарушение ПДД не играет особого значения.
Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.