Дтп со смертельным исходом статья ук рф - Журнал Автомобилиста
Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Наказание за ДТП со смертельным исходом

ДТП со смертельным исходом — одно из самых страшных происшествий, которые могут случиться на дороге. От него не застрахованы ни водители, ни пешеходы, ни пассажиры, поскольку автомобиль изначально считается объектом повышенной опасности на дорогах.

Водителю, виновному в летальном исходе пострадавшего, грозит уголовная ответственность за ДТП и строгое наказание в соответствии со статьей 264 Уголовного Кодекса РФ. В зависимости от степени вины, конечно же, могут измениться и карательные меры, которые вынесет суд. Но здесь уже все определяет ситуация.

Если имеются смягчающие факторы, они тоже учитываются в обязательном порядке. Но, к сожалению, полностью уйти от ответственности можно только при гибели всех участников ДТП.

Очень редко получается избежать наказания, если имеет место примирение между виновником трагедии и близкими родственниками погибшего. На решение суда влияет также то, как ведет себя ответчик на протяжении всего времени с момента аварии. Сюда включается и поведение после прибытия инспектора ГИБДД, и во время уголовного расследования, и во время судебного процесса.

Статья УК РФ

Статья 264 УК РФ определяет различные санкции за совершение ДТП с летальным исходом. Обязательным условием при этом является установление судом причинно-следственной связи между случившимся происшествием и смертью человека. Гибель одного потерпевшего по вине водителя может повлечь наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет или принудительные работы сроком до 4 лет. Может применяться также дополнительная мера — лишение прав на 3 года, а при управлении автомобилем в нетрезвом виде срок тюрьмы увеличен до 7 лет с лишением ВУ на тот же срок.

Если погибло 2 и более человек, прав лишат на 3 года, свободы — на 5 лет, принудительные работы могут назначить сроком до 5 лет. Если водитель при аварии был в состоянии алкогольного опьянения, срок тюрьмы увеличивается до 9 лет.

Важно! Максимальные сроки наказания, указанные в санкции ст.264 УК РФ, не могут превышаться судом при вынесении решения. Виновника ждет лишение свободы и лишение ВУ.

Ответственность за ДТП с мотоциклистом со смертельным исходом

Не каждый водитель знает, что делать, если ДТП со смертельным исходом произошло с участием мотоцикла. Виновником такой аварии может быть как водитель, так и мотоциклист.

Если виновником смертельного ДТП с мотоциклистом является водитель, то ему грозит до 5 лет лишения свободы при гибели одного лица и до 7 лет лишения свободы при гибели нескольких лиц.

Ну а если виновник ДТП с летальным исходом — мотоциклист, то ответственность мотоциклистов приравнивается к той, что устанавливается для водителей автомобилей, а если мотоциклом управляло несовершеннолетнее лицо, то к ответственности привлекают его родителей.

Что грозит водителю за сбитого пешехода?

Рассмотрим сначала ситуацию, когда вина водителя установлена.

Обратите внимание, что установлена она должна быть сотрудниками ГИБДД, судом или следственными органами – только официальное постановление означает виновность в каком-либо нарушении, но и само это нарушение не всегда является причиной ДТП.

Например, если пешеход перебегал улицу в неположенном месте, и на его со смертельным исходом совершил наезд пьяный водитель, то само состояние опьянения ещё не означает автоматическую вину автолюбителя. По меньшей мере до тех пор, пока экспертиза не установит, к примеру, что будь водитель трезв, то время его реакции позволило бы избежать ДТП или смягчить его последствия (пешеход бы не погиб, а получил тяжкий вред здоровью). В этом случае вина может быть обоюдной либо полностью лечь на сбитого пешехода. Водитель, конечно же, понесёт наказание за пьяное вождение, но смерть пешеходу причинило не это.

Читать еще:  Нужна ли машина при оформлении осаго

Теперь давайте перейдём непосредственно к статьям законодательства, актуального на 2020 год.

Ответственность по КоАП?

Итак, раз уж мы сначала рассматриваем ситуации, когда в наезде на пешехода виноват водитель, то, увы и ах, но по Административному кодексу такое нарушение не квалифицируется. Самая жёсткая статья КоАП России предусмотрена за причинение тяжкого вреда здоровью – часть 2 статьи 12.24. А за лёгкий наезд назначается часть 1 этой нормы.

В целом же, при сбитом насмерть пешеходе или причинении вреда его здоровью (или других людей) водителю грозит как бы двойная ответственность:

  • непосредственно за нарушение ПДД (но не за все нарушения есть наказания – например, за нарушение пункта 10.1 нет, а за выезд на встречку – лишение прав),
  • за причинение вреда здоровью или смерть человека – уже как результат ДТП.

Уголовная ответственность

Именно УК РФ ждёт водителя, если будет доказана его (обоюдная с пешеходом) вина в причинении смерти человеку.

Есть в кодексе специальная статья 264, отвечающая за наказания за нарушения Правил дорожного движения или других нормативных актов, следствием чего стало причинение тяжкого вреда здоровью или смерти другим лицам.

В общих случаях, когда водитель сбил пешехода насмерть, ему грозит ответственность по части 3 этой статьи, которая предусматривает следующие наказания:

  • принудительные работы на срок до 4 лет,
  • лишение свободы до 5 лет.

Обратите внимание, что, согласно судебной практике 2020 года, такие смягчающие обстоятельства, как признание вины, оказание помощи ближайшим родственникам сбитого насмерть пешехода, помощь в погребении и другие являются основанием для назначения условного наказания.

Сколько дадут, если водитель был пьяный?

Ещё раз напомним, опьянение само по себе не может являться причиной ДТП – речь идёт о нарушении пункта ПДД, а опьянение как отягчающий фактор. Например, водитель не выбрал нужную скорость движения с учётом погодных условий (на дороге был гололёд) и нарушил пункт 10.1 Правил, не успев остановиться перед пешеходным переходом, будучи пьяным – что привело его к нижеследующему наказанию.

Часть 4 статьи 264 УК РФ предусматривает специальную норму ответственности по отношению к части 3, рассмотренной выше, которая грозит пьяному водителю, сбившему насмерть человека при наличии вины в нарушении ПДД:

За пьяное ДТП с наездом на пешехода, в результате которого последний погиб, автолюбителю грозит лишение свободы сроком от 5 до 12 лет. И здесь уже очень редко приходится говорить об условном наказании. Обратите внимание, что по новому закону скрытие с места происшествия с недавних пор приравняли к состоянию опьянения.

Читать еще:  Судебная практика регрессное требование к виновнику дтп

Если сбили двух пешеходов и более насмерть

В этом случае наказания более жёсткие, чем за наезд на одного пешехода со смертельным исходом и предусматриваются частью 5 статьи 264:

  • принудительные работы до 5 лет,
  • лишение свободы до 7 лет.

Принудительные работы – это непосредственно привлечение осужденного к отработке в специальных учреждениях, установленных судами.

А если водитель был пьян или скрылся с места ДТП, сбив насмерть 2 человек, то в этом случае уже будут грозить самые жёсткие меры – суд даст лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

Велосипедист – тоже пешеход?

В контексте причинения вреда здоровью да. По сути, уголовное законодательство вообще не различает при определении ответственности при наезде на человека, пешеход это или велосипедист. Те же наказания, к слову, будут грозить и в результате ДТП только автомобилей, где по вине одного из водителей (или обоих) погибли пассажиры или невиновный водитель.

Поэтому за сбитого насмерть человека на велосипеде ответственность ровно та же, что и за пешехода.

Возможно ли смягчение наказания?

Виновник ДТП со смертельным исходом может избежать санкции только в двух случаях:

  1. если сам погиб во время аварии;
  2. примирился с семьей погибшего.

В первом случае ни о какой ответственности и речи быть не может, если сам виновник ДТП разбился насмерть. Во втором — речь идет об извинениях и выплате денежной компенсации. Однако такой исход возможен только в том случае, если водитель не имел судимости за подобные преступления в прошлом.

Кроме того, суд с большой вероятностью смягчит наказание, если смерть участника ДТП наступила не только по вине подсудимого, но и по его собственной. Он мог не пристегнуться ремнем безопасности, находиться в пьяном виде за рулем и т.д. Избежать санкции можно, если стороне защиты удастся доказать, что автомобилист не имел технической возможности предотвратить аварию.

Примирение с родственниками погибшего снизит размер наказания.

Возможно ли примирение

Если стороны пришли к соглашению, виновник происшествия может избежать наказания. Однако это реально лишь при условии, что пострадавшие не имеют каких-либо претензий к водителю. Автомобилист, спровоцировавший смертельное ДТП, должен возместить ущерб, после чего возможна договоренность о примирении.

Внимание! Сторона потерпевших подает соответствующее заявление в суд или правоохранительные органы. Заключенное соглашение должно отражать все причины и детали такого решения. В результате этого, следственные меры в отношении виновного прекращаются, и он освобождается от наказания.

ДТП с летальным исходом – распространенное явление, которое происходит из-за несоблюдения ПДД и других факторов. В большинстве случаев водители признаются виновными в произошедшем. За смерть человека вследствие дорожной аварии предусмотрена уголовная ответственность. Наказание представляет собой тюремный срок, исправительные работы и ряд других ограничений.

Судебная практика по ДТП со смертельным исходом

Судебная практика по автомобильным катастрофам с летальным исходом, изобилует массой примеров от адвокатов по ДТП с погибшими. Приведем два из них.

Пример 1: гр. Иванова, в пьяном виде находясь за рулем автомобиля, превысила скорость, не справилась с управлением машиной и на большой скорости выехала на сельскую автобусную остановку, где в это время стояли 9 подростков, в том числе — дочь Ивановой. Все дети погибли. Дело имело большой общественный резонанс, рассматривалось в закрытом режиме (во избежание попытки самосуда родителей погибших детей). Суд приговорил гр. Иванову к максимальной ответственности по ст. 264 УК, ч. 6 — к 9 годам лишения свободы и запретом водить автомобиль на 3 года.

Читать еще:  Прямое урегулирование убытков по осаго

Пример 2: гр. Петров, находясь за рулем своего авто, превысил скорость на загородном участке трассы, не справился с управлением и столкнулся со встречным автомобилем. Пассажир, находящийся в этой машине, погиб. Рассмотрев дело, суд учел смягчающие обстоятельства, а именно факты, что дорога была скользкая, а пассажир оказался не пристегнут. Суд назначил виновному гр. Петрову, согласно ч. 3 ст. 264, наказание в виде исправительных работ сроком на год и запрет на вождение авто в течение года.

Когда вина водителя будет признана?

Если потерпевший погиб под колесами автомобиля, то виновность водителя устанавливается по имеющимся фактам. В данной ситуации важно иметь не только свидетельские показания, но также записи с камер видеонаблюдения и видеорегистраторов. Доказать и опровергнуть вину автовладельца, сбившего пешехода, помогут следующие факты:

Обратите внимание!

Покинув место ДТП после того, как был сбит человек, вы рискуете остаться без прав и лишиться свободы даже в случае невиновности!

  • Обратиться за консультацией через форму на нашем сайте
  • Или просто позвонить по номеру:

Судебная практика

При квалификации преступления по ст. 264 УК РФ возникают сложности в установлении причинно-следственной связи между нарушением ПДД и смертью другого человека.

Как правило, водитель, обвиняемый в преступлении, всеми силами стремится доказать свою невиновность и неосторожность. При этом точно доказать, как действовал погибший на дороге до столкновения, практически невозможно, если конечно нет видеозаписи.

Судья в большинстве случаев, так или иначе, снижает размер требуемой моральной компенсации, но незначительно. Поэтому лучше требовать больше.

В судебной практике нередко встречаются дела, в которых ДТП происходит с участием водителей большегрузов, официально трудоустроенных в конкретных компания по перевозке товаров.

Здесь, как правило, ответчиком по выплате компенсации признается сама организация, а не водитель. Он исполнял свои трудовые обязанности, и если не допустил серьезных нарушений ПДД, не будет признанным виновным в этом преступлении.

Компания же за смерть человека от ее машины обязана будет выплатить моральный ущерб.

Когда в ДТП погибают дети, которые ездили по всем правилам дорожного движения в спецкреслах, сумма компенсации вырастает в разы.

Перебегая дорогу в неположенном месте люди рискуют быть сбитыми транспортным средством, которое в последствие не будет наказано уголовным правом. Ведь для переходов существует специальные места.

Автомобили – самый опасный вид транспорта. Ежегодно в России погибает на дорогах порядка 40 000 человек. Эта страшная цифра свидетельствует о беспределе, царящем на дорогах, безнаказанности и коррупции среди органов порядка дорожного движения.

Сегодня чтобы не попасть в ДТП и не стать жертвой такого столкновения, нужно думать не только за себя, но и за всех окружающих участников дорожного движения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector