Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Движения задним ходом — ограничения и наказание при ДТП

Движения задним ходом — ограничения и наказание при ДТП

Содержание статьи

    1. Особенности и правила передвижения
        1. Где запрещено движение задним ходом?
        2. Где разрешено движение задним ходом?
        3. ДТП при движении задним ходом
    2. Кто виноват?
    3. Наказание и ответственность
    4. Судебная практика

Каждому водителю известно, в каких местах запрещено движение задним ходом, а в каких разрешено. Перед началом выполнения этого маневра, нужно убедиться, что в результате этого не пострадают пешеходы или другие транспортные средства, находящиеся вне зоны обзора — это первое правило.

Важно! Движение задним ходом — сложный маневр, который требует от водителя напряжения, концентрации и внимательности. Ограничение обзорности затрудняет передвижение.

Правила для автомобилиста при перемещении задним ходом


Соответствующий манёвр безопасен для участников дорожного движения при условии соблюдения правил. К сожалению, особенностям перемещения таким способом в ПДД уделено мало внимания. В них лишь определено, что использовать способ можно лишь в ситуации полной уверенности водителя в его безопасности.

На заметку! В ограниченных по площади зонах, в сопровождении большого количества помех и высокой плотности машин на парковке, при маневре назад лучше заручиться посторонней помощью. Это повышает безопасность перемещения для вас лично, для пешеходов и других водителей.

Условия для движения назад

Независимо от наличия в автомобиле системы безопасности, которая оповещает о препятствии, выполнять движение нужно в строгом соответствии с условиями из правил. Их не много, так что запомнить их будет нетрудно.

Выезд по правилам предполагает соблюдение таких условий:

Осмотр площади. Делается для того чтоб убедиться, что позади машины помехи отсутствуют.
Оценка ситуации. Нужно быть уверенным в том, что в результате этого маневра водители, имеющие приоритетную скорость перемещения, не будут вынуждены изменить направление езды или скорость.

О возможности движения назад говорится в п. 8.12. ПДД.

Когда двигаться назад запрещается

Даже при уверенности своих сил и отсутствии помех движение назад может быть запрещено в некоторых случаях. Ограничения связаны с типом местности. В частности маневр запрещен на таких участках дорог:

  • перекрестки;
  • участки для перехода пешеходов;
  • железнодорожные переезды;
  • мосты;
  • тоннели;
  • остановки общественного транспорта;
  • участки с плохой видимостью

На заметку! Удовлетворительная для движения в обратном направлении видимость 100 и более метров. Иначе, при более низких показателях, манёвр проводить запрещается.

Каждый из этих запретов – вполне оправданная мера безопасности. Нарушения каждого из пунктов повышает риск образования аварийно ситуации. Все водители должны осознавать серьёзность последствий. Они могут проявляться не только в материальных потерях, но во вреде здоровью опасности для жизни.

Да, меры наказания за манёвр сравнительно несущественные. Закон не определяет жестких мер. Важно осознавать серьезность последствий, появляющихся при его выполнении. Помним о том, что по статистике в большинстве случаев, виновным в происшествии оказывается водитель, движущийся назад. А это как минимум потерянное время и нервы. Плюс материальная составляющая вопроса. Возмещение последствий пострадавшим участникам никто не отменял.

Где движение задним ходом запрещено?

Движение задним ходом запрещено там же, где запрещено движение обычным передним ходом, а также:

  • На пешеходных переходах;
  • В тоннелях;
  • На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • На железнодорожных переездах;
  • В местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • В местах остановок маршрутных транспортных средств;
  • На перекрестках;
  • На автомагистрали.

Где запрещено движение передним ходом:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Таким образом, объехать пробку по обочине задним ходом не получится как и заехать «под кирпич» — это такое же движение и по закону оно запрещено. А вот движение задним ходом по дороге с односторонним движением по закону никак не оговорено, и похоже, что не запрещено — главное убедиться в безопасности маневра.

Какие знаки указывают на запрет движения

Чтобы гарантированно запретить передвижение ТС задним ходом, применяется условный знак «въезд запрещен».

Если он установлен на определенном участке дороги, значит, ТС не может достигнуть этой местности, так как неподчинение данному пункту грозит штрафом.

Запрет не распространяется на маршрутные ТС, однако все остальные вынуждены его неукоснительно соблюдать. Если водитель решил пренебречь правилом и осуществил выезд на дорогу, где подобное движение было запрещено, он может лишиться прав на срок 4-6 месяцев.

Читать еще:  Дтп термины и определения

Есть альтернативное наказание, которое занимает фиксированную сумму 5000 рублей.

При выезде на маршрутную полосу имеет значение город, где совершено правонарушение. Для Москвы и СПб штраф составит ровно 3000 рублей. В остальных городах России за аналогичное правонарушение необходимо отдать сумму 1500 рублей.

Если осуществлялось движение задним ходом на прилегающую территорию, значит водителю могут назначить штраф в размере 500 рублей. При этом невозможно лишить человека водительских прав, так как нарушение не классифицируется как особенно тяжелое.

Следует обращать внимание, если на дороге встречается знак «движение запрещено». Он указывает на то, что передвижение ТС невозможно не только в выбранном направлении, но и по встречной полосе.

Обычно при этом осуществляется объезд. На дороге с односторонним движением встретить такой знак невозможно. Если водитель нарушил предписание знака, то при фиксировании этого пункта он будет вынужден заплатить 500 рублей.

Как предотвратить ДТП?

Несколько рекомендаций, которые помогут избежать столкновения:

1. Если на Вас задним ходом едет автомобиль, то ни в коем случае не включайте задний ход. Используйте звуковой сигнал. Любой адекватный водитель, услышав звуковой сигнал, прекратит движение.

К сожалению, на практике можно встретить водителей, которые не понимают значения звукового сигнала и никак на него не реагируют. Просто имейте в виду, что если автомобиль продолжает движение, то лучше отъехать подальше от глухого водителя. При этом отъезжать следует только вперед. Включение задней передачи может сделать Вас виновником ДТП.

И в любом случае не забывайте про звуковой сигнал. Даже если водитель и не отреагирует на него, Вы по крайней мере привлечете внимание свидетелей, которые в будущем помогут доказать Вашу невиновность.

2. Если при движении в обратном направлении Вы слышите звуковой сигнал, то как можно скорее остановите машину. Лучше задержаться на пару минут, выйти из своего автомобиля и осмотреться, чем врезаться в чужой автомобиль и потратить кучу времени на оформление документов о ДТП и решение вопросов со страховой компанией и автосервисом.

3. Используйте все зеркала заднего вида (правое, левое, салонное), смотрите в них по очереди.

4. При движении между парковочными рядами внимательно следите за автомобилями слева и справа. Обратите внимание, следить за соседними автомобилями следует также, если Вы остановились на парковке. Например, если Вы уступаете дорогу транспортным средствам, имеющим преимущество.

Дело в том, что другой автомобиль может начать движение, не посмотрев предварительно в зеркала заднего вида. Отследить маневры других машин можно только с помощью поворота головы. Естественно, не следует обращать внимания на автомобили, за рулем которых никого нет.

5. Используйте задний ход только тогда, когда Вы не торопитесь. Применительно к парковке у магазина это означает, что лучшее решение — спокойно поставить автомобиль задом на парковочное место перед походом в магазин, а после посещения магазина выехать передом.

ДТП, как правило, происходят именно при выезде с парковки, когда водитель спешит домой или по делам. Поэтому подобную ситуацию следует исключить.

Подведем итоги. Движение задним ходом — самый опасный для водителя маневр. Штраф за движение задним ходом не велик, однако водитель автомобиля, едущего задом, будет признан виновником любого ДТП.

Ну и напоследок предлагаю посмотреть видео ДТП, причиной которого послужила невнимательность водителя:

Когда тот, кто сзади, не виноват?

Итак, начнём мы с того, что вину в ДТП уполномочен устанавливать только суд. Инспекторы ГИБДД лишь выявляют нарушение одного из участников аварии или обоих и выписывают постановления со штрафом или протокол с лишением или иной санкцией.

Суды же при принятии решения о виновности рассматривают ДТП с точки зрения причинно-следственной связи (ПСС), которая особенно важна при обоюдной вине и установлении степени последней для каждого из участников. Так, полезно бывает ответить на следующие вопросы:

  • чьё нарушение больше привело к ДТП,
  • отсутствие чьего нарушения ПДД не привело бы к ДТП более вероятно?

Как правило, ответы на эти вопросы дают очевидный взгляд на степень виновности. Также и мы будем рассматривать ситуации с авариями с въехавшим сзади автомобилем, учитывая ПСС виновности.

Если передний двигался задом

И начнём мы с самого очевидного! Конечно же, если задний автомобиль стоял, и в него въехал едущий впереди него задним ходом автомобиль, то и виноват тот, кто ехал.

Причинно-следственная связь здесь усматривается в том, что стоящий ну никак не может быть виноватым, даже если стоял с нарушением ПДД. Почему? Всё очень просто. Если бы вместо автомобиля стоял пешеход, хоть дерево, помогло бы это избежать ДТП или нет? Разумеется, если двигающийся задним ходом утверждает, что не заметил стоящий авто, то и дерево бы он не заметил.

Читать еще:  Судебная практика по суброгации при дтп

Следовательно, виноват «передний». Но нарушение здесь не пункта 10.1, конечно же, а 8.12, который предписывает водителю двигаться задом только если этот манёвр безопасен. Штрафа за нарушение этого пункта нет, а вот гражданской ответственности – хоть отбавляйте!

А вот если задний автомобиль не стоял, а двигался вперёд, то дело уже будет рассматриваться в динамике – при прочих равных велика вероятность обоюдной вины.

Если въехавшего в зад самого сначала ударили сзади

Теперь рассмотрим ещё более сложную ситуацию: ДТП из 3 автомобилей:

  1. первый притормозил, так как ему нужно скоро повернуть,
  2. второй начал резко тормозить, чтобы избежать столкновения,
  3. третий, не соблюдая дистанцию, въехал в заднюю часть второго,
  4. в результате второго отбросило вперёд, и он въехал в зал первого.

Здесь одно ДТП, и в этом случае очевидна вина третьего, так как если бы он не ударил второго, то ДТП с первым бы не произошло. То есть второй соблюдал безопасную дистанцию и вёл автомобиль по Правилам, так как успел затормозить перед первым, а удар в него произошёл именно по вине удара третьего во второй автомобиль.

То есть здесь второй, хоть и въехал в заднюю часть первого (чёрного) авто, вся вина в аварии лежит на самом последнем, так как все удары произошли по его вине.

Если во въехавшего в зад ударили потом

Ещё больше усложним задачу:

  1. первый автомобиль притормаживает,
  2. второй из-за несоблюдения дистанции практически на полном ходу въезжает в зад первому,
  3. третий ударяет второго, который внезапно остановился из-за удара.

Картинка схемы аварии здесь та же самая:

Итак, вина второго автомобиля, который врезался в зад первого, очевидна. Он нарушил пункт 9.10 ПДД, не соблюдая дистанцию.

А вот вина третьего не столь очевидна! Пункт 9.10 говорит о дистанции до движущегося впереди, второй же на момент ДТП стоял. Пункт 10.1 Правил говорит о том, что водитель должен успеть остановиться, только когда он может обнаружить появившуюся опасность. Но водитель третьей машины мог не видеть (не обязан был видеть), что второй не соблюдает дистанцию и вёл автомобиль с такой скоростью, чтобы остановиться в том случае, если второй начнёт экстренно тормозить. Но второй затормозил о первый автомобиль – то есть остановился, можно сказать, колом. Поэтому и виновность третьего не разумеющаяся.

Конечно, это очень сложный пример, и здесь довольно много других тонкостей, которые заставляют рассматривать каждое такое ДТП индивидуально и в динамике. Так, на виновность третьего влияют следующие факторы:

  • сколько вообще времени прошло между двумя ударами: вторым в первого и третьим во второго; вполне вероятно, что водитель третьего мог обнаружить опасность, но сам не держал дистанцию; если так, то сотрудники ГИБДД могут признать это вообще двумя отдельными дорожно-транспортными происшествиями, а не одним;
  • скорость всех участников этой аварии, но в особенности, третьего; речь идёт не только о превышении, но и о её зависимости от погодных и дорожных условий;
  • объяснений участников – если, к примеру, водитель третьей машины напишет, что засмотрелся в телефон, то это существенно повысит его шансы стать виновным;
  • наличие видеорегистраторов в каждом автомобиле – второй может сказать, что он въехал в зад первого уже после удара его третьим участником, и доказать обратное будет нелегко, при отсутствии доказательств возможна обоюдная вина (хотя трасологическая экспертиза может определить причины и следствия ударов).

Что написано в правилах?

Во многих случаях движение задним ходом запрещено, но есть ряд ситуаций, когда ПДД разрешают подобный маневр. О таких нюансах помнят не все и не всегда, но они могут быть очень полезны.

Когда движение задним ходом разрешено?

Его можно совершать, если такой маневр не создает сложностей остальным водителям и пешеходам. Он допускается на следующих сегментах дороги:

  • где нет перекрестка;
  • на въездах и выездах из дворов и прилегающих территорий;
  • где разворот не запрещен;

Остановившись на перекрестке, вы имеете большой шанс помешать потоку. Если вы проехали поворот, лучше продвинуться вперед и развернуться в положенном месте либо сделать круг.

Территории на въездах и выездах из дворов не считаются перекрестками, их можно использовать для совершения маневра

Наличие запрета на разворот на конкретном участке означает, что замедление или остановка транспортного средства приведет к осложнению движения.

Таким образом, основополагающее правило одно: важно в ходе маневра не создавать помех и препятствий машинам и прохожим.

Читать еще:  Что делать после оформления дтп?

Дороги с односторонним движением предусматривают возможность двигаться задним ходом. Перед этим нужно убедиться, что действия водителя не приведут к аварии и не помешают автомобилистам или пешеходам.

Двигаясь навстречу потоку, следует убедиться, что сзади имеется свободное пространство. Ваш маневр не должен заставлять остальных замедляться или менять траекторию движения. Перед тем как сдать назад, нужно пропустить все машины и пешеходов.

Пространство на улицах с односторонним движением бывает сильно ограничено, особенно когда по обочинам стоят припаркованные авто. На таком участке следует быть особо внимательным и при возможности попросить кого-нибудь скорректировать ваше движение со стороны.

Когда сдавать назад нельзя?

В правилах определены участки дорог, по которым двигаться задним ходом запрещается. Запрет введен для предотвращения аварийных ситуаций. Перечень сегментов дороги, где сдавать назад не допускается:

  • перекрестки;
  • тоннели;
  • пешеходные переходы;
  • автомагистрали;
  • ж/д переезды;
  • остановки;
  • мосты, развилки, эстакады.

На этих участках возникает повышенная опасность ДТП. Здесь участвуют и пешеходы, и автомобили.

Запрещающие знаки

Двигаться задом запрещается при наличии знака «Въезд запрещен». Он означает, что машинам не разрешено въезжать на определенный участок дороги. Запрет не касается маршрутного транспорта. Знак выглядит как белый кирпич на красном фоне.

Знаком, ограничивающим движение авто, является «Движение запрещено». Это значит, что двигаться нельзя ни в каком направлении. На участках с односторонним движением он не ставится.

Знак «Разворот запрещен» оповещает водителей о невозможности развернуться на данном участке. Двигаться задним ходом под таким знаком также запрещено.

Правильная езда задним ходом

Маневр допустимо применять там, где он не создаст опасности, не помешает прочим участникам движения. К ним относятся автомобили и пешеходы. Если машина двигалась задним ходом и попала в ДТП, ее водитель и будет признан виновным в подавляющем большинстве случаев. Ведь происшествие означает, что он пренебрег пунктом 8.12 ПДД, указывающим, как нужно совершать маневр.

Чтобы избежать проблем, движение задним ходом необходимо осуществлять с соблюдением условий:

  • только на отрезках дорог с односторонним движением, парковках и стоянках, в местах, где отсутствуют запрещающие или ограничительные символы;
  • сначала убедиться, что маневр безопасен для других авто и людей;
  • быть уверенным, что на пути машины нет и не возникнет препятствий, есть достаточно места для разворота;
  • во время выполнения снизить скорость до минимальной;
  • при недостаточно просматриваемой дороге воспользоваться помощью другого человека.

Выполнение всех требований поможет выполнить маневр четко и достаточно быстро.

А здесь подробнее о ДТП и аварийных ситуациях по вине третьего лица.

Неразумная женщина в Старом Осколе

25.10.2020г приблизительно в 20:15 стал участником массового ДТП на 41км М4 «Дон». Участок дороги оказался обильно засыпан мокрым песком, в результате чего машины понесло как в керлинге. Двое передо мной бились, кружась, и чтобы не протаранить сзади, а вылетели на этот участок на приличной скорости (разрешенная 110км/ч), я попытался проскочить правее, в результате объехал первое ДТП, но машина ушла в занос и хорошо так тюкнулась передом в отбойник, отскочила и встала, развернувшись на 180, заняв частично обочину и правый ряд. Следом шла фура, которая на скользкой массе также не смогла оттормозиться и, уходя от разбитых машин по центру дороги, попыталась проскочить между отбойником и мною (я пытался отъехать, видя несущуюся фуру, но двигатель заглох. ), в результате хорошо так приложило в области люка бензобака, разбило заднее колесо и погнуло балку и оторвало задний бампер с фарами. Инспектора ДПС не стали разбирать ДТП как общее, а занимались только машинами столкнувшимися непосредственно. В столкновении фуры со мною ДПС сначала настаивали на моей вине, дескать я не справился с управлением и создал аварийную ситуацию, резко остановившись на проезжей части и не успел выставить знак аварийной остановки (!), затем изменили позицию, отказав в возбуждении административки на основании отсутствия виновника ДТП. У всех участников, с которыми я успел пообщаться только ОСАГО, которое, как я понял, не поможет в случае отсутствия виновного. И тут варианты либо искать того, кто рассыпал грунт/песок, либо судиться с автодором, который отвечает за состояние М4. На мой взгляд, виноват определенно рассыпавший грунт, а ответственность на Автодоре, если же взвешивать вину автовладельцев, попавших в ДТП, то у всех должна быть обоюдка, т.к. ТС неуправляемы на мокром песке при скорости около 100км/ч.

Прошу откликнуться свидетелей и пострадавших в этой аварии, вдруг у кого сохранилась запись с видеорегистратора. Также буду признателен за подсказки от местных юристов, к кому обратиться за компенсацией.

Извиняюсь за вертикальное видео. В тот момент боялся выронить аппарат из трясущихся рук.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector