Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение ДТП в законодательстве: виды, участники, оформляемые документы

Определение ДТП в законодательстве: виды, участники, оформляемые документы

Определение ДТП указано в следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  • ФЗ № 196 от 1995 года (далее – ФЗ №196);
  • Правила дорожного движения (далее – ПДД);
  • Правилам учета ДТП на дорогах РФ (далее – Правила учета).
  • Определение
  • Виды
  • Участники
  • Порядок действий водителя при аварии
  • Оформляемые документы
  • Оформление по европротоколу

Что это такое? Определение

Из указанного понятия вытекают следующие характеристики и признаки ДТП:

  1. Среди имущества, которое может пострадать в результате ДТП, выделяют транспортные средства, грузы, сооружения, ограждения на дорогах, заборы и т.д.
  2. ДТП может наступить только на дороге. При этом к дорогам относятся также обочины, тротуары и трамвайные пути.

Определение термина «дорога» содержится в ПДД. При этом участки для движения машин во дворах, на АЗС и стоянках в данном нормативном правовом акте выделены в отдельную категорию «прилегающая территория».

По этой причине в настоящее время ведутся споры относительно того, признаётся ли дорожно-транспортным происшествием столкновение автомобилей на поименованных территориях.

  • ДТП – только то событие, в котором участвовало транспортное средство. ТС – это не только машины, но и, к примеру, велосипеды.
  • Тонкости отдельных видов происшествий

    Выше мы рассмотрели стандартные довольно простые примеры столкновений транспортных средств. Но есть и более сложные, по которым сложилась неоднозначная судебная практика либо требуется разъяснение некоторых тонкостей. Давайте рассмотрим и такие примеры!

    Бесконтактные ДТП

    Это достаточно распространённый вид происшествий, когда между виновником и потерпевшим(и) не было прямого контакта. Давайте снова рассмотрим примеры таких столкновений:

    • виновник перестраивался, не уступив дорогу двигавшемуся в целевой полосе автомобилю, в результате чего тот, уворачиваясь, врезается в дерево, элементы дорожных сооружений, опрокидывается или сталкивается на встречной полосе с другим авто – причём, контакта между первоначальными транспортными средствами не было,
    • с таким же результатом виновник не уступает дорогу на перекрёстке или выезжая с прилегающей территории.

    Как видим, почти все такие ДТП происходят в разрезе приоритета одного авто перед другим и неуступления дороги последним.

    Но самое главное, выше одним из условий является участие транспортного средства в происшествии, чтобы это означало наличие факта ДТП. А в примерах выше непосредственного участия виновник в столкновении не принимал, ведь контакта не было! Но это всё равно считается именно дорожно-транспортным происшествием, потому как речь идёт всё же о взаимодействии и так сложилась судебная практика 2020 года.

    Дело в том, что, помимо самого определения в ПДД, которое предписывает, что значит ДТП в принципе, есть в законодательстве также более конкретные формулировки гражданской ответственности при таких событиях. Так, часть 3 ГК РФ указывает, что взаимодействие транспортных средств может быть не только столкновением. Именно поэтому участие автомобиля в происшествии означает не обязательно наличие контакта.

    Именно так считает и Верховный суд России, который в одном из своих определений указал буквально следующее:

    Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия, следовательно, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) в дорожно-транспортном происшествии не изменяет характер правоотношений сторон по настоящему делу.

    Но и здесь, конечно же, под одну гребёнку все дела суды никогда не ровняют. Решения, определения и иные нормативные акты Верховного суда являются обязательным для руководства нижестоящими судами, но выносить абсолютно аналогичные решения последние не обязаны, просто потому что ситуации бывают разные.

    Тонкость ещё и в том, что есть пункт 10.1 ПДД, который обязывает водителя при возникновении опасности на дороге снижать скорость вплоть до полной остановки. И никаких кручений рулём и ухода в сторону и, тем более на встречную полосу. Именно такой довод чаще всего приводят виновники бесконтактных ДТП либо страховые, отказавшие в возмещении по ОСАГО потерпевшим.

    Таким образом, вполне возможны и бывают в судебной практике 2020 года решения, когда судьи делают вывод: «нужно было тормозить и бить виновника, а не вертеть рулём». Чаще всего такие заключения встречаются, когда потерпевший в результате ухода от столкновения ушёл на встречную полосу движения и там столкнулся с другим автомобилем. То есть речь идёт о бесконтактных ДТП, когда в результате именно маневрирования последствия печальнее, чем предположительно были бы, если бы потерпевший оттормаживался и бил виновника.

    Стоящий автомобиль на парковке

    Ещё одна нередко возникающая спорная ситуация – это авария со стоящим автомобилем. С одной стороны, определение ДТП включает в себя непременное условия движения машины. И, казалось бы, логично предположить, что если машина стоит на месте, то это уже просто дорожный инцидент.

    С другой же стороны, уже не совсем логичным кажется, когда ТС остановилось на дороге на красный сигнал светофора и планирует на зелёный ехать дальше по своему пути. Но в него открывает дверь рядом стоящее припаркованное авто. По букве Правил это тогда не должно считаться ДТП. Но считается, и вот почему!

    Дело в том, что судебная практика 2020 года твёрдо связывает процесс движения по дороге из определения дорожного происшествия с процессом самого дорожного движения. А у последнего также есть своё определение. Так, это совокупность общественных отношений, так или иначе связанная с перемещением людей и грузов с помощью транспортных средств и без них.

    Обратите внимание на последне подчёркнутое сочетание. Таким образом, авария будет считаться ДТП, если она произошла в том числе:

    • при остановке на красный сигнал, чтобы пропустить пешехода, перед знаком «Стоп», по требованию сотрудника полиции и так далее по причинам, именуемым в среде автозаконов «технической остановкой»,
    • при посадке и высадке пассажиров,
    • при погрузке и разгрузке груза,
    • и даже в случае припаркованного на стоянке автомобиля.

    Так определил Высший Арбитражный суд ещё в далёком 2010 году:

    В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона [Об ОСОАГО] под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении).

    В свою очередь, в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации . установлено, что дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Данная совокупность включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

    Однако, обратите внимание, что по прошествии более 10 лет в 2020 году суды при рассмотрении дел о стоянке автомобиля всё же больше склоняются к тому, что это не считается ДТП. Следовательно, сотрудники ГИБДД данные инциденты на практике могут и не оформить, а возмещение по ОСАГО не получить. Впрочем, когда речь идёт о парковке на придомовой территории, здесь чаще всего ОСАГО вовсе ни при чём, потому как речь идёт о пешеходах или велосипедистах, ударивших припаркованную машину.

    Столкновение с предметами

    Как частный случай ДТП со стоящим автомобилем можно рассмотреть ситуации, когда на автомобиль падает снег, сосульки, забор, ворота, кусок крыши, штукатурки или части стены здания и прочие предметы, покрытия и результаты осадков.

    Но в данном случае в судебной практике всё немного проще:

    • если автомобиль двигался перед столкновением с предметами, то это по определению ДТП,
    • если же машина стояла припаркованная, то ГИБДД отказываются выезжать на такие происшествия и предлагают вызвать участкового полиции, так как ДТП это не считается.

    Классификация по причинам ДТП

    Все ДТП можно классифицировать на:

    • общие для всех видов ДТП;
    • специфические при ДТП определенного вида.

    Общие для всех видов ДТП причины это:

    • нахождение в неадекватном состоянии (под воздействием психоактивных веществ, транквилизаторов, в больном, уставшем состоянии);
    • превышение скорости;
    • отвлечение внимания лица, управляющего транспортным средством, на посторонние объекты: сотовый телефон, планшет и т.д.

    Специфические причины — это причины, приводящие в большинстве случаев к ДТП определенного механизма возникновения.

    Например, непропускание ТС, имеющего преимущество, часто приводит к боковым или касательным столкновениям, техническая неисправность тормозов к задним столкновениям, выезд на встречную полосу к лобовым столкновениям и т.д.

    Некоторые виды причин, например, состояние алкогольного опьянения, делают лицо виновным априори, без дальнейшего рассмотрения обстоятельств ДТП.

    Штрафы

    В КоАП РФ прописаны виды нарушений при ДТП и соответствующие санкции в виде штрафов. Конкретно при ДТП водителей обычно штрафуют за:

    • невыполнение обязанностей, указанных в ПДД РФ, п.2.5;
    • оставление места ДТП.

    Какое наказание влечет скрытие с места ДТП и как быть со страховкой, если виновник — не вы? Что ждет участников ДТП, если один из них — без прав? Об этом можно прочитать в соответствующих статьях на нашем сайте.

    Виды ДТП

    В правовом поле имеется градация, по которой распределены виды ДТП на автомобильном транспорте. Определение типа аварии влияет на процесс оформления материалов по ней. Разберемся более подробно с тем, какими же бывают ДТП.

    Столкновение

    Под ним подразумевается физический контакт автомобиля в процессе движения с другими перемещающимися транспортными средствами. В столкновении может быть задействовано сразу несколько машин, что часто происходит на скользкой дороги.

    Столкновение имеет место при контакте автомобиля с поездом. Происходит это в случае нарушения правил пересечения железнодорожного переезда.

    Опрокидывание

    Это переворот движущейся машины на бок или на крышу. Опрокидывание часто происходит в случае резкого поворота или тогда, когда водитель по разным причинам теряет контроль над управлением транспортом.

    Автомобиль может перевернуться в том случае, когда в него на большой скорости въезжает другая машина. Чаще всего это происходит при боковом столкновении. В результате машину может выбросить на встречную полосу или даже тротуар. Нередко это оборачивается травмами для людей.

    Наезд на стоящее транспортное средство

    Это столкновение с припаркованным автомобилем, включая и прицеп к нему. При этом не имеет значения, где остановилась пострадавшая машина.

    Часто данный тип ДТП случается на стоянках открытого типа. Например, въезжающий или выезжающий автомобиль сталкивается с транспортом других владельцев.

    Наезд на препятствие

    Такое ДТП представляет собой столкновение машины со стационарным объектом. Примером является светофор, закрепленный на дороге рекламный щит, фонарный столб.

    При этом неважно, наехал ли водитель на объект или столкнулся с ним. В любом случае авария станет поводом для оформления требуемых материалов.

    Наезд на пешехода

    Это случай, когда автомобиль сбивает человека на переходе, другом участке дороги. Сказанное касается и ситуаций, когда сам пешеход своими действиями стремится попасть под колеса.

    Если гражданин был травмирован упавшим с машины грузом, это также квалифицируется как наезд. Степень нанесенных лицу телесных повреждений в такой ситуации значения не имеет.

    Наезд на велосипедиста

    Ситуация во многом напоминает предыдущую. Разница только в том, что пострадавшим будет лицо, сидевшее на велосипеде.

    Велосипедист может сам спровоцировать контакт с автомобилем. Такие действия также квалифицируются, как наезд.

    Наезд на гужевой транспорт

    Это столкновение с повозками, телегами, прочими средствами передвижения, управляемых с помощью животных. Вероятность ДТП повышается в пределах сельской местности. Даже если такой транспорт сам столкнулся с автомобилем, это также будет считаться наездом.

    Как мы уже отмечали, машина может сбить на дороге животное. Это тоже ДТП рассматриваемого нами вида.

    Падение пассажира

    Человек может упасть с движущегося транспорта. В качестве примера можно привести выпадение лица из кузова открытого фургона или из двери маршрутного автобуса.

    Это происходит часто при изменении траектории передвижения. Если человек совершил падение из стоящего автомобиля, данный случай не рассматривается как дорожно-транспортное происшествие.

    Тройное ДТП

    Это ситуация, когда столкнулись несколько автомобилей. То же самое касается случаев, когда пострадало несколько пешеходов. При таком типе происшествия особое внимание уделяется порядку возмещения причиненного ущерба всем сторонам.

    В процесс вовлекаются сразу несколько страховых компаний, решающие вопрос с выплатами по ОСАГО. Не исключены и судебные разбирательства между участниками происшествия, пострадавшими в части получения денежных компенсаций.

    Бесконтактное ДТП

    В рамках дорожного движения существует ряд ситуаций, когда дорожно-транспортное происшествие считается таковым без физического соприкосновения с автомобилем, пешеходом. Однако при этом машине потерпевшей стороны все равно наносится определенный урон.

    Вот несколько примеров. Второй автомобиль «подрезает» участника аварии или выезжает на встречную полосу. В такой ситуации пострадавшей стороне ничего не остается делать, как совершить маневр для предотвращения аварийной ситуации. Он может привести к тому, что машина врезается в дерево, забор дома.

    Падение груза на автомобиль с машины, следующей впереди, также относится к данному типу аварий. Кстати если впереди идущий транспорт зацепил дерево, дорожный знак, иной объект, что привело к его падению на другие машины – это тоже бесконтактное ДТП.

    Отличительной чертой данного вида происшествий является то, что к ответственности привлекается водитель, спровоцировавший ДТП.

    Иной вид ДТП

    Многие водители не соблюдают правила проезда перекрестков. В результате часто случается ДТП при повороте налево. В рамках него происходит столкновение с транспортом, едущим в другом направлении.

    Когда составляются документы по данному событию, важно правильно составить схему по ДТП. Она поможет определить виновника дорожного инцидента.

    Понятие «дорожно-транспортное происшествие»

    В первую очередь рассмотрим понятие ДТП из пункта 1.2 правил дорожного движения:

    «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    Данное понятие содержит ряд условий, которые должны выполняться одновременно:

    • событие возникло в процессе движения автомобиля;
    • автомобиль принимает непосредственное участие в данном событии;
    • имеет место ущерб (жизни или здоровью людей, либо материальный).

    Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нельзя говорить о том, что произошло ДТП. Разберем данный вопрос подробнее.

    1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.

    Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, — не является.

    2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.

    Например, не является ДТП попадание в пешехода окурка, выброшенного из окна автомобиля. Даже если окурок прожег одежду, то есть причинил ущерб.

    3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни или здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

    Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины, сколы, царапины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.

    Главной причиной, по которой происходят ДТП, является нарушение ПДД.

    Чаще всего водителями игнорируются следующие правила:

    1. Несоблюдение скоростного режима. Водители не всегда могут трезво оценивать ситуацию на дороге, особенно при превышении установленного максимума допустимой скорости.
    2. Нарушение правил при обгоне. Правила, которые должны соблюдаться при совершении обгона, указаны в разделе 11 ПДД. Если водитель не уверен в том, что он сможет успешно завершить маневр, то не следует идти на обгон.
    3. Несоблюдение дистанции. Расстояние до автомобиля, идущего спереди, должно быть достаточным, чтобы водитель смог совершить маневр во избежание столкновения.
    4. Вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Водитель, находящийся в нетрезвом виде, представляет опасность для всех участников движения. Если сотрудники ГИБДД поймают нарушителя в таком состоянии, то он будет оштрафован на сумму до 30 000 рублей. Дополнительно гражданина могут лишить прав на срок до 2 лет.

    Есть и другие факторы, кроме нарушения ПДД, которые являются причиной возникновения ДТП:

    1. Недостаточный опыт вождения. Большинство участников ДТП – это новички. Единственный способ устранить данный недостаток – постоянно практиковаться в вождении.
    2. Нарушение правил ПДД со стороны других участников дорожного движения.
    3. Невнимательность при вождении. Часто можно встретить ситуацию, когда люди за рулем общаются по телефону, едят и т.д. Такое поведение дезориентирует, снижает внимательность, из-за чего человек может пропустить дорожный знак или сигнал светофора. При вождении все внимание должно быть сфокусировано на дороге.
    4. Дорожные условия. Слякоть, снег, дождь, лед – это факторы, которые меняют поведение автомобиля. Водитель должен обращать особое внимание на маневры других участников движения при любых нестандартных погодных и дорожных условиях.
    5. Неисправность транспортного средства. Любые отклонения от нормы в работе автомобиля должны моментально устраняться в сервисах. Любой шум или гул может являться серьезной поломкой, из-за которой водитель может попасть в ДТП.

    Чаще всего участниками ДТП становятся лица, которые ведут себя агрессивно на дороге или неспособны контролировать себя в критических ситуациях. Косвенной причиной ДТП может быть плохое моральное или физическое состояние человека.

    Иной вид дтп это что?

    Рассказываем, что для этого понадобится автомобилистам

    Оформление ДТП с помощью нового приложения увеличит лимит выплат и избавит от бумажной волокиты

    Коллаж: Дмитрий Гладышев

    В ноябре состоялся окончательный запуск системы, которая позволяет оформлять ДТП с ущербом до 400 тысяч рублей не только без вызова ГИБДД, но и без посещения страховой, все документы готовятся в полуавтоматическом режиме с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО». Приложение можно скачать уже сейчас в Google.Play и App.Store.

    Какие аварии можно оформить по новой схеме?

    Нововведение касается происшествий, оформленных по системе европротокола без вызова ГИБДД. Напомним, что она подразумевает ДТП без пострадавших, в котором участвуют две машины и обе застрахованы по ОСАГО. При оформлении аварии через мобильное приложение лимит выплат составляет максимальные рублей (без него — 100 тысяч), что делает европротокол привлекательной схемой оформления почти всех ДТП без пострадавших.

    Аналогичные новости были год назад. Что изменилось сейчас?

    Действительно, электронное оформление аварий начали внедрять чуть больше года назад с появлением приложения «ДТП.Европротокол», которое позволяло передавать информацию о ДТП, включая фотографии, напрямую в базу данных АИС ОСАГО (бывшая АИС РСА). Но параллельно Банк России и РСА тестировали другое приложение «Помощник ОСАГО» с расширенным функционалом. С ноября прошлого года оно работало в Москве и области, Петербурге и области, а также в Татарстане.

    С 1 ноября 2020 года приложение «Помощник ОСАГО» стало доступно по всей России. Использование обоих приложений при выполнении ряда условий (например, фотофиксация места ДТП) позволяет оформлять аварии с ущербом до 400 тысяч рублей.

    Чем новое приложение «Помощник ОСАГО» отличается от «ДТП.Европротокол»?

    На первый взгляд, они похожи: и то, и другое создано при участии Российского союза автостраховщиков и позволяет упростить оформление ДТП по европротоколу. Но в РСА разъяснили, в чем их отличия:

    — «ДТП.Европротокол» позволяет проверить полисы ОСАГО обоих участников, сделать фотографии и передать данные в систему АИС ОСАГО. Всё то же самое можно сделать и с помощью приложения «Помощник ОСАГО», но, кроме этого, оно позволяет оформить в электронном виде извещение о ДТП.

    Проще говоря, второе приложение имеет максимальный функционал и является не просто дополнением к бумажной версии европротокола, но и ее заменой.

    Так выглядит приложение «Помощник ОСАГО» в разных стадиях оформления ДТП

    Чем удобно оформление ДТП без бумажного извещения?

    При оформлении ДТП через «Помощник ОСАГО» исчезает обязанность завозить в страховую компанию извещение о ДТП. Сейчас делать это нужно в течение пяти дней после аварии, и страховые одно время жестко наказывали забывчивых автомобилистов.

    До появления «Помощника ОСАГО» рукописное извещение о ДТП оставалось главным документом для страховой. Теперь же передача данных может быть автоматизировала, что исключит бумажную волокиту.

    Правда, оформлять электронное извещение можно только при отсутствии разногласий о виновности: если они есть, бумажная версия документа становится обязательной (подробнее об этом).

    Как оформить ДТП с помощью приложения «Помощник ОСАГО»?

    Для начала понадобится подтвержденная запись на портале госуслуг. Часть сведений (ваши ФИО, дату рождения, контактные данные, права и паспорт) приложение возьмет из нее автоматически, что упростит оформление.

    Само приложение можно скачать в Google.Play и App.Store. Пользование им достаточно интуитивно: оно проверит действительность полисов ОСАГО обоих участников, позволит указать на карте точное место ДТП и сделать все необходимые фотографии. Можно обойтись и без фотофиксации, но в этом случае лимит выплат составит (с фотографиями — 400 тысяч). После передачи всех данных участники получат электронное уведомление от страховых компаний.

    В целом «Помощник ОСАГО» схож с приложением «ДТП.Европротокол», принцип работы которого мы объясняли ранее. Пользоваться этим приложением также можно, но в этом случае оформление бумажного извещения требуется по-прежнему.

    Приложение «ДТП.Европротокол» отличается интерфейсом, но принцип работы схож

    По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, за истекший год через приложение «ДТП.Европротокол» оформили ДТП, а к октябрю количество ежемесячных оформлений приблизилось

    Оформлять электронный европротокол можно уже сейчас?

    Накануне РСА заявил о готовности приложения и его запуске на всей территории страны, но с оговоркой, что в ноябре продолжится тестирование, ход которого осложнил коронавирус. Первые пользователи приложения «Помощник ОСАГО» могут столкнуться с теми или иными техническими сложностями. Поэтому рекомендуем первое время всё же оформлять бланк бумажного извещения.

    В любом случае электронное оформление имеет смысл, поскольку позволяет поднять лимит выплат до 400 тысяч (при наличии фотографий).

    Осенью этого года состоялась запланированная реформа ОСАГО — максимальный тариф возрос на .

    Если вы покупали полис ОСАГО без предъявления диагностической карты техосмотра (карантинные правила позволяли это делать), не забудьте получить такую карту, иначе в будущем будут проблемы.

    Все споры по автогражданке с лета прошлого года решаются сначала через омбудсмена.

    Имеете опыт оформления ДТП через мобильные приложения? Поделитесь с нашими читателями.

    Читать еще:  Ремонт по осаго неоригинальные запчасти судебная практика
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector