Что грозит за ложные показания при ДТП
Что грозит за ложные показания при ДТП
Ложь участника или свидетеля аварии может быть выгодна виновнику ДТП. Это помогает избежать наказания или получить выплату от страховой компании. Бывает, что инспекторы ГИБДД и сами страховщики заинтересованы в нечестных показаниях. Рассказываем, как распознать такие ситуации и какая ответственность за ложные показания.
Наказание за ложные показания или подделку документов о ДТП
Статьи 12.1, 12.7, 12.8, 17.9 КоАП. Статьи 159.5, 303, 307, 327 УК
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Кто и зачем организовывает аварии?
Инициаторами искусственно созданных дорожно-транспортных происшествий выступают сами автовладельцы и (или) мошенники-профессионалы, специализирующиеся на обмане страховых компаний. В качестве третьего участника может выступать сотрудник ГИБДД, выезжающий на место происшествия для составления протокола. Иногда используются подставные автомобили с повреждениями, родственники виновного в аварии водителя и другие лица. Целью подставных ДТП является:
- Получение страховой выплаты при ДТП, которое признано нестраховым случаем;
- Замена нетрезвого участника аварии до прибытия сотрудников автоинспекции;
- Получение двойных выплат (от виновной стороны и от страховой компании);
- Ремонт полученных ранее повреждений за счет страховых выплат;
- Замена неисправных деталей за счет страховщиков;
- Получение компенсации за угон по КАСКО и продажа машины по деталям.
Широко известна практика, когда выпивший водитель, попадая в аварию, вызывает родственника или друга, вписанного в страховой полис. Когда на место происшествия прибывает наряд автоинспекции, за рулем находится трезвый водитель, что позволяет считать аварию страховым случаем и требовать полного возмещения убытков по договору страхования. Заметить подмену достаточно сложно, особенно, если настоящий виновник успел в деталях изложить подставному лицу процесс ДТП, а сотрудник ГИБДД опрашивал стороны недостаточно подробно.
Основные схемы подставных ДТП
Современные аферисты обладают большой фантазией и делают все возможное, чтобы не носить удушающий галстук, работая в офисе за прожиточный минимум. Для обогащения они ежегодно придумывают и успешно (порой) применяют схемы для реализации мошеннических схем со страховкой. Есть несколько популярных и незаконных действий:
- Афера со страховкой.
- Замена водителя.
- Намеренная порча авто под конец страховки.
- Сотрудничество со страховщиком.
к оглавлению ↑
Пример 1:
Страховку оформляют задним числом уже после совершения дорожно-транспортного происшествия. Страхование автомобиля производят уже после аварии. Основная цель преступников – снять с себя ответственность за совершённое деяние на дороге.
Иными словами, водитель крайне уверен в своих навыках вождения. Поэтому он не желает тратить деньги на страховку. Ведь есть более важные вещи, на которые можно с удовольствием потратиться. На дороге 70% внимания он переносит на экран мобильного телефона (его он и мог купить вместо страховки). Винить его за это сложно, ведь куда интереснее смотреть на красочные картинки и видео, чем на разбитые российские дороги и грязь, внезапно появившуюся, после таяния снега.
После этого следует авария (навыки вождения оказались чуть хуже, чем у Вина Дизеля на большом экране). Чтобы избежать проблем с законом, гонщик уже после оформляет страховку, чтобы переложить ответственность и получить полную компенсацию за ущерб.
Афера не пройдет и без знакомого страховщика, которому тоже пригодятся деньги на новый телефон.
Пример 2:
Ещё одна интересная схема – подмена водителя (не на ходу). Чтобы понять принцип, следует разобрать простой пример. Человек на полной скорости врезается в чужой автомобиль. За рулем – юнец, решивший погонять по ночному городу на папином автомобиле. В таких случаях молодой водитель может быть вовсе не вписан в страховку.
Рис. 2 Пример подставного ДТП
Если он остался цел после аварии, а потом пережил твердого «леща» от отца, то любящий родитель может сесть на место «пострадавшего», поскольку он сам точно вписан в страховой полис. Переменные могут изменяться (не сын, а просто знакомый за рулем), но схема остается общей.
Такая практика часто используется в больших городах, поскольку подмену доказать практически невозможно, если только неудачный гонщик не столкнется с препятствием прямо под установленной на дороге камерой видеонаблюдения.
Пример 3:
Распространенная схема – автомобиль после аварии получает минимум повреждений (царапина от столба), но после этого предприимчивый водитель берёт в руки молоток и изрядно срывает свой гнев на фаре, которая стала тускнеть и явно нуждается в замене. Так он наносит дополнительный «блеск», а саму схему используют под конец договора страховки.
Случай будет оформлен в качестве ДТП, а владельцу авто поменяют фару за счет страховщика. Методику также используют даже без самого факта небольшого происшествия.
Пример 4:
Накопить деньги на Мальдивы желают не только автомобилисты, но и некоторые сотрудники страховых компаний. Они преднамеренно фальсифицируют результаты в пользу знакомого водителя, который, после получения страховки, выдаст хороший процент. Взаимовыручка – хорошее занятие. Но иногда происходит и в мошеннических целях.
Чтобы выявить подставное ДТП, сотрудникам правоохранительных органов также приходится набирать на работу смышлёных специалистов. Они разрабатывают специальные компьютерные программы, указывающие на несоответствия типа аварии с полученными повреждениями автомобиля. Поэтому при организации подставной аварии есть шанс получить серьезное наказание вместо желаемых денег.
Каждый описанный случай – пример противозаконной схемы. На территории России промышляют целые преступные группировки, которые могут подставить абсолютно любого законопослушного автолюбителя. Этот вид мошенничества распространён в стране, поскольку прибыли исчисляются миллионами.
Целью противоправного действия является провокация водителя и вымогательство денег.
Зачем инсценируют подставное ДТП?
При возникновении аварийной ситуации на дороге не всегда есть пострадавшие лица, однако материальные издержки актуальны всегда. За их появление и устранение несет ответственность виновный гражданин – с него взыскивается сумма для компенсации причиненного ущерба. Это является первым моментом, на что рассчитывают недобросовестные лица инсценирующие подставное ДТП.
Второй момент заключается в достижении договоренности со вторым участником ДТП на месте – для этого используются инструменты морального давления, правовой неосведомленности граждан и иные эффективные схемы.
Еще один нюанс – махинации со страховками по системе обязательного страхования автогражданской ответственности. Однако в этом случае каждая сторона ДТП заинтересована в допущении аварийной ситуации – то есть подстава попросту «заказывается».
Так, автовладелец стал участником ДТП, не попадающим в перечень страховых случаев. Для получения компенсации он решает воспользоваться услугами мошенников – с их помощью обеспечивается «правильная» авария.
Как защитить себя от мошенников
Чтобы не пришлось расплачиваться за последствия подставного ДТП, необходимо знать, какими приемами пользуются аферисты для создания аварий:
- водители автомобиля, который движется позади, настойчиво упрашивают уступить дорогу (при этом автомобиль их пособников движется по правой стороне), а когда человек реагирует на просьбу и начинает перестраиваться, то его транспортное средство внезапно оказывается под ударом;
- автомобиль, двигавшийся впереди, необоснованно резко тормозит либо он, напротив, скатывается назад, врезаясь в идущий следом автомобиль;
- наличие настойчивых просьб от «пострадавшего» водителя о том, чтобы вопрос был разрешен без участия сотрудников правоохранительных органов.
И также следует учитывать, что «случайные» очевидцы ДТП, сотрудники ГИБДД и даже работники страховых компаний могут оказаться соучастниками подставной аварии (особенное подозрения должны вызывать лица, говорящие очевидную ложь). После аварии для обеспечения своей правовой безопасности водителю необходимо выполнить следующие действия.
- Включить на автомобиле видеорегистратор.
- Стараться сохранить хотя бы внешнее спокойствие и не прислушиваться к увещеваниям водителей-аферистов, уговаривающих «разрешить» проблему на месте.
- Вызвать сотрудников ГИБДД, воспользовавшись именно своим телефоном (это важно).
- Постараться зафиксировать обстановку после аварии и повреждения на автомобилях посредством видео- или фототехники.
- Найти свидетелей столкновения автомобилей.
- После прибытия стражей порядка записать их имена и фамилии (на случай, если они окажутся соучастниками подставного ДТП), а также номер патрульного автомобиля.
- Если «пострадавший» водитель начинает угрожать, то нужно запереться в своем автомобиле и сделать звонок в полицию, сообщив о своем местонахождении и обстоятельствах аварии.
До приезда уполномоченных лиц нельзя покидать место столкновения и сдвигать автомобиль на обочину. Такие действия приведут к несению определенной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ.
Схемы подставных аварий
Как правило, варианты автоподстав не слишком разнятся. Наиболее распространены три сценария:
- Водитель, движущийся в полосе позади жертвы, начинает световыми или звуковыми сигналами требовать пропустить его. Когда машина начинает перестроение, соучастник, движущийся в мертвой зоне обзора в соседней полосе, подставляет машину под удар.
- Водитель движущейся впереди машины резко беспричинно тормозит. Жертва, не успевая среагировать, врезается и становится виновником аварии.
- Под колеса медленно движущегося (или даже стоящего перед пешеходным переходом) авто бросается пешеход. В этом случае мошенник, который спровоцировал ДТП, требует выплатить компенсацию за «ущерб здоровью».
В схемах дополнительно участвуют лжесвидетели, мошенники, одетые в форму сотрудников полиции или даже реальные экипажи ДПС, сотрудничающие с мошенниками. Цель автоподставы — заставить жертву расплатиться на месте или, что бывает реже, получить страховые выплаты.
Подставное ДТП по согласию участников
Автоподставщики используют возможность обмануть и получить деньги не только с водителя, но и со страховой компании, то есть иметь двойную выгоду. Фальшивый потерпевший в ДТП договаривается с ничего не подозревающим вторым участником разрешить ситуацию мирно. И тот выплачивает деньги прямо на месте, а сам уезжает и радуется, что легко отделался.
Мошенник после этого вызывает ГИБДД. Сотрудник службы оформляет дело о ДТП, выдает мнимому потерпевшему справку. В документе зафиксировано, что второй участник сбежал, информации о нем нет. Мошенник предоставляет справку своему страховщику, получает деньги еще и с него.
Иногда на обман по взаимному согласию идут и участники настоящего ДТП. В случае, когда один из водителей пьян, страховая компания выплатит возмещение потерпевшему. Но потом потребует эти деньги со своего нетрезвого клиента.
Поэтому потерпевший может поддаться на уговоры второй стороны о замене водителя другим человеком, то есть не употреблявшим спиртного и вписанным в полис на машину. Или берет за свое согласие на обман страховщика вознаграждение. Но это тоже является мошенничеством. Причем виновны в нем и потерпевший, и тот, кто устроил аварию.
Подставные ДТП мошенников
Случается, что ДТП инсценируют для получения возмещения с “виновника”. Для начала разберем, как злоумышленники готовятся к преднамеренному происшествию. Первое – это автомобиль. Для имитации ДТП обычно используются подержанные автомобили дорогих марок. К ним можно отнести:
- BMW седьмой или пятой серии;
- Audi A6, 80 или 100 первых лет производства;
- Honda CRX;
- Chrysler Cirrus;
- Lincoln Towncar;
- Mitsubishi Galant;
- Saab 9000;
- Mercedes с кузовом W124, 201, 210, 140;
- Volvo серии 8 и 9.
Следует обратить внимание и на то, с какой тщательностью мошенники подбирают свои жертвы. Меньше всего шансов оказаться потерпевшими у:
Рекомендуем прочитать:
- владельцев новых дорогостоящих иномарок;
- тех, кто недавно приобрел отечественный автомобиль со спортивными дисками и наглухо затонированными стеклами;
- водителей автомобилей, в которых имеются пассажиры;
- собственников потрепанных отечественных железных коней.
Обычно злоумышленники предпочитают выбирать водителей-одиночек, болтающих по телефону, владельцев новых, но недорогих автомобилей, внешне напоминающих офисных клерков, женщин.
Схемы постановочных ДТП
Что же касается схем таких инсценировок, то приведем список чаще всего встречающихся на отечественных дорогах ситуаций:
- при включенном поворотнике влево или вправо совершение маневра в противоположном направлении;
- резкое торможение, не имеющее никаких оснований, сразу после того, как автомобиль набрал скорость;
- выезд на пересечение дорог не в свою очередь;
- внезапное появление транспортного средства;
- бросающиеся под колеса машины пешеходы;
- привлечение подставных свидетелей.
Самый типичный пример подставы на дороге может выглядеть так: вы едете по средней полосе движения, вас сзади догоняет Mercedes и дает вам знак перестроиться. Включив поворотник, вы начинаете уходить вправо, и тут из ниоткуда берется еще один автомобиль, которому вы мнете крыло. Водитель пострадавшей машины предлагает вам разойтись миром за определенную сумму, и вы уезжаете счастливый, что все завершилось настолько благополучно.
Как доказать свою правоту, если вас подставили
После ДТП водитель, подозревая постановочную ситуацию, должен незамедлительно вызвать сотрудников ГИБДД, даже если все обставлено так, что он выглядит виновником. До их приезда необходимо все обстоятельства зафиксировать на камеру мобильного телефона, уточнить показания и личные данные свидетелей. Категорически запрещено передвигать транспорт, менять положения объектов, имеющих отношение к аварии. Если это делает вторая сторона, то такие действия обязательно записывать на видео.
Также стоит сообщить о случившемся страховой, позвонить доверенным лицам и уточнить все данные второго участника ДТП. Привлечь сторонних людей в качестве свидетелей происходящего, желательно, чтобы они были очевидцами. Только при соблюдении всех рекомендаций доказать свою невиновность будет гораздо проще.
Подставные ДТП не редкость в нашей стране, поэтому каждому водителю необходимо знать основные схемы аферистов и не соглашаться решать спорные ситуации на месте без привлечения сотрудников ГИБДД. В противном случае есть риск попасть в руки мошенников или невольно стать их соучастником.