Европротокол при ДТП
Европротокол при ДТП. Оформление и бланк.
Европротокол 2020 года представляет собой процедуру облегченного оформления документов при аварии, которую можно провести без непосредственного участия сотрудников правоохранительных служб. Протокол заполняется сторонами происшествия самостоятельно, что позволяет уменьшить время регистрации ДТП и убрать автомобили с проезжей части, облегчив движение всем остальным водителям и понизив вероятность очередного столкновения.
Европротокол 2020 года представляет собой процедуру облегченного оформления документов при аварии, которую можно провести без непосредственного участия сотрудников правоохранительных служб. Протокол заполняется сторонами происшествия самостоятельно, что позволяет уменьшить время регистрации ДТП и убрать автомобили с проезжей части, облегчив движение всем остальным водителям и понизив вероятность очередного столкновения.
Как составить?
Европротокол заполняется в 2 экземплярах, по одному каждому водителю. Важно не делать помарок и зачеркиваний, так как этот документ будет считаться недействительным. Да и судебное разбирательство по этому делу может вносить свои изменения.
После происшествия, в течение 5 рабочих дней, водитель обязан предоставить страховщику извещение о происшествии. В случае, когда виноватая сторона – второй водитель, а первый претендует получить возмещение ущерба, помимо Извещения нужно приложить требование о страховом возмещении.
Помимо этого, необходимо отметить, что проводить ремонт авто на протяжении 15 дней категорически запрещено без предварительно письменного уведомления.
В лицевой стороне указывается:
- Идентифицирующая информация обоих водителей, марка и модель машины.
- Реального и номинального водителя авто, при котором случилось происшествие.
- Количество раненых, если они есть, количество пострадавших транспортных средств.
- Точное время и дату происшествия.
- Участие правоохранительных органов.
- Полное название страховой компании где был приобретен полис.
- За счет стрелок, нужно указать точный характер нанесения повреждений.
- Тщательно перечислить агрегаты, детали которые имеют разный уровень повреждения.
- Схематично указать варианты ДТП.
- Закрепить печатями.
На оборотной стороне европротолкола, начинается с:
- Отметки, о графах, которые не были заполнены на лицевой стороне.
- Упорядоченное указание обстоятельство ДТП.
- Примечания.
Важно отметить, что европротокол не оформляется при тех случаях, когда вызов ГАИ – необходимость. В частности:
- Когда в ДТП принимают участие третьи лица. Причем последние получили тяжелые или летальные травмы.
- При отсутствии ОСАГО у водителя или того, кто управлял автомобилем.
- Участие всего лишь единого участника в ДТП (врезался в дерево, столб и прочее.
Как в 2020 году составить европротокол по ДТП
Итак, чтобы получить возмещение по европротоколу, нужно чтоб с ним были согласны оба участника. Также должна быть использована действующая форма извещения с необходимым набором данных. В этом случае соблюдаются стандартные правила поведения при аварии.
Где взять бланк
Как заполняется европротокол, могут объяснить в страховой компании. Тут же на случай ДТП клиентам выдаются бланки. Если его не оказалось в наличии, то форму можно скачать на нашем сайте, ниже и распечатать. В качестве примеров для заполнения нужно использовать образцы из авторитетных источников, среди которых сайты государственных структур, страховых компаний и тематических юридические порталы.
Внимание! В 2020 году используется форма документа, действующая с июня 2018 года.
Что собой представляет бланк
Стандартная форма, что идет в качестве приложения к страховому договору, представляет собой лист с вкладышем. При заполнении лицевой страницы вся информация копируется на вложенный лист, таким образом, водители получают два аналогичных экземпляра. Каждому из участников отводится своя колонка для заполнения.
Важно! Не имеет значения, какую колонку «А» или «В» выберет участник, а также оригинал или копию возьмет себе.
Как правильно заполнить
Европротокол по ДТП, образец которого будет предложен на нашем сайте, должен заполнять по таким правилам:
- Используются обычные шариковые ручки с синими чернилами.
- Карандаш нельзя применять, так как есть риск истирания информации, ее самопроизвольного исправления.
- Гелевые наполнители, другие чернила, подверженные размазыванию, не следует брать.
- Можно применять готовый бланк от страховой компании или распечатанную форму 2018 года.
- Заполнять нужно только те графы, которые соответствуют правилам европротокола.
- Первый страница должна хранить идентичную информацию на обоих экземплярах, тыльная сторона заполняется каждым участником по отдельности.
- Извещение не должно содержать исправлений. Каждая корректировка согласовывается участниками, подтверждается двумя подписями.
- Если информация, которую хочет изложить участник на тыльной стороне бланка, не помещается на печатном носителе, то берется обычный чистый лист. На нем нужно указать, что это приложение к извещению, а в самой форме прописать, что к протоколу идет дополнение.
- Разрезать бланк нужно после того, как каждый водитель заполнит свою колонку, и внесут общую информацию, а также поставят подписи.
- Тыльную сторону формы можно заполнять в любой момент до подачи в страховую фирму, она не требует подписей двух сторон.
Если в форме есть неточности, незаверенные исправления, то может потребоваться дополнительное расследование и даже отказ в выплате.
Что заполнять
Как уже отмечалось выше, вносить информацию нужно только в те графы, что для заполнения, которых у воителей есть полномочия. В частности они не могут определять степень опьянения, тут ставится прочерк. Итак, обратим внимание на обязательную информацию на титульном листе:
- Место. Указывается адрес, вблизи которого имело место столкновение. Если это трасса, то прописывается номер километра.
- Дата и время. Проставляется актуальная дата и поминутное время.
- Количество ТС. Ставим значение «2», ведь если 3 и более машины, то нужно вызывать ГИБДД.
- Количество раненых, погибших. Нужно ставить прочерк, ведь если есть жертвы, то упрощенная схема не может быть использована.
- Медицинское освидетельствование. Пишем «нет», так как только инспекторы имеют полномочия для ее проведения.
- Ущерб другим ТС и иному имуществу. Отмечаем «нет», так как больше 2 участников по европротоколу не оформляют.
- Свидетели. Если очевидцы есть, то указываем их ФИО + номер телефона + адрес.
- Информация о сотрудниках ГИБДД. Должна стоять галочка напротив ответа «нет», ведь при этой схеме участие инспекторов не предусмотрено.
Начиная с 9-го пункта, лист разделяется на две колонки, заполнять которые должен каждый из участников самостоятельно. Не имеет значения, кто первый будет вносить данные.
- В пунктах 9-11 нужно указать данные по авто, собственнику и водителю.
- В 12 строке вносятся сведения по страховщику: название, срок действия и дата оформления.
- Место первого столкновения. На картинке ставится стрелка возле той части машины, куда пришелся первый удар.
- Список поврежденных деталей. Нужно описать все части кузова что пострадали (отломившиеся и поврежденные).
- Замечания. Указывается сторона, виновная в столкновении, если это очевидно и водитель соглашается с проступком.
- Обстоятельства аварии.
- Схема. Это очень важная часть извещения. Представить ее нужно в виде графической схемы. Рисуются улицы, строения и иные неподвижные объекты. Стрелками обозначается направление движения, а прямоугольниками сами автомобили. Каждое схематическое изображение должно быть расшифровано внизу схемы.
- Подписи сторон.
Важно! Подписывая заполненную форму, участник соглашается со всей изложенной в ней информацией. Свое видение он может детализировать на обратной стороне листа.
Информация на тыльной стороне бланка:
- Первое – транспортное средство. Ставим отметку «А», «В», в зависимости от того какую колонку заполняли.
- Второе – обстоятельства ДТП. Укажите, как вы видите ситуацию. Уточните время, место, количество участников, номерные знаки и иные важные моменты.
- Третье – ТС под управлением. Пишем, кто был за рулем, собственник или водитель.
- Четвертое и пятое – прочерк.
- Шестое – состояние авто. Указываем, может ли ТС перемещаться своим ходом. Если нет, пишем адрес стоянки.
- Седьмое – примечание. Тут важно прописать какие фото, видео доказательства или письменные приложения есть.
В конце страницы ставится подпись + ФИО с расшифровкой, а также дата заполнения.
Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД
Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:
- В ДТП участвовало не более двух автомобилей.
- Место аварии — Россия. Во многих зарубежных странах есть свой европротокол, но там не действует российский полис ОСАГО.
- Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет. Иное имущество — личные вещи пассажиров, фонарные столбы и дорожные ограждения — не пострадало.
- Будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей. Лимит страхового возмещения увеличивается до 400 тысяч, если у водителей нет разногласий по поводу вины или обстоятельств ДТП и они сделают фотофиксацию через приложение «Помощник ОСАГО» или «ДТП Европротокол».
- У обоих водителей есть полис ОСАГО. Если второй участник — иностранный гражданин, то у него должен быть полис страхования ответственности «Зеленая карта».
Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.
Пошаговая инструкция по заполнению Европротокола
Лицевую форму Извещения о ДТП водители оформляют сообща на месте аварии, чтобы избежать противоречий об обстоятельствах происшествия. Если в этой части документа присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей. На лицевой стороне протокола размещены 18 пунктов.
Пункт 1. Место ДТП. Указывается адрес, по которому произошло столкновение, — город, улица, ближайший дом. Например: гор. Москва, ул. Шолохова, д. 18. Если авария произошла на перекрестке, указывается пересечение улиц. При столкновении за пределами населенного пункта в протокол вписывается название трассы, километр и направление. Пример: Е95 154 км, направление — из Санкт-Петербурга в Москву.
Пункт 2. Дата ДТП вносится в формате: ДД.ММ.ГГГГ ЧЧ:ММ, где ЧЧ:ММ — время происшествия.
Следующие пункты Извещения о ДТП должны быть заполнены согласно критериям Европротокола. При несоответствии необходимо вызывать полицию.
Пункт 3. Количество поврежденных ТС — 2.
Пункт 4. Количество раненных и погибших (п. 4) — ставятся прочерки или нули.
Пункты 5 и 6. Проставляются галочки «Нет» в пункте о проведении освидетельствования на состояние опьянения (п. 5), а также разделах по материальному ущербу другим транспортным средствам и другому имуществу (п. 6).
Пункт 7. Указываются свидетели происшествия — Ф.И.О., адрес, телефон, при их наличии. Если свидетели — пассажиры из автомобиля участника, их фамилии следует подчеркнуть для уточнения. При отсутствии — ставится надпись «нет свидетелей».
Пункт 8. Галочка «Нет» в поле «Оформление сотрудниками ГИБДД».
Пункты с 9 по 17 водители заполняют каждый для своего транспортного средства. Для ТС «А» — правый столбик, ТС «Б» — левый. Для пунктов 9–12 сведения берутся из следующих документов:
- свидетельства транспортного средства;
- водительского удостоверения;
- доверенности (при наличии);
- страхового полиса.
Советуем сверить информацию с указанными документами другого водителя перед проставлением подписи. Полис ОСАГО можно проверить на сайте РСА в онлайн-режиме.
Пункт 13. Место первоначального удара. Нужно выбрать транспортное средство, соответствующее ТС участника (грузовой или легковой автомобиль, мототранспорт), и указать стрелкой, куда пришелся первый удар.
Пункт 14. Характер и перечень повреждений. Описывается характер повреждений и детали, на которых они произведены. При описании характера повреждений используются слова — царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Следует составить полный перечень видимых наружных повреждений. Иначе страховщик может решить, что неуказанные поломки получены при других обстоятельствах. Внутренние повреждения устанавливает экспертиза.
Пункт 15. Замечания. Сюда можно внести обстоятельства аварии, не указанные в п. 16 протокола. Здесь же ставятся подписи водителей, удостоверяющие правильность оформления своих данных на лицевой стороне протокола.
Пункт 16. Обстоятельства ДТП. Вносятся отдельно по каждому автомобилю. Водитель ТС «А» заполняет правый столбик, водитель ТС «Б» — левый. Каждый участник должен внимательно прочитать варианты маневров и отметить пункты, соответствующие своему поведению на дороге. В конце указывается количество выделенных пунктов.
Пункт 17. Схема ДТП. На плане нужно отразить место столкновения и положение машин относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры. Помечаются названия улиц. Важно нанести все объекты, доказывающие виновность или невиновность водителей — направление движения, дорожные знаки, разметку.
Пункт 18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по п. 14, 15, 16, 17. После заполнения данного пункта не допускаются односторонние изменения лицевой стороны протокола.
Обратная сторона Европротокола дополняет информацию по происшествию. Ее каждый водитель заполняет самостоятельно в ближайшее удобное время и подписывает единолично. На обратной стороне 7 пунктов.
Пункт 1. Галочкой отмечается, водитель какого транспортного средства — «А» или «Б» заполняет вторую часть Извещения о ДТП.
Пункт 2. Обстоятельства ДТП. В этом пункте описываются маневры машин и действия водителей до, во время и после аварии. Что характерно, многие водители до сих пор не знают, как заполнить обстоятельства ДТП. Здесь все предельно просто — писать нужно коротко и по делу, отражая все значимые факты происшествия:
- дату;
- время;
- место происшествия;
- направление движения;
- примерную скорость автомобиля;
- какие действия и маневры совершали водители.
Пункт 3. ТС находился под управлением собственника или иного лица — галочкой отметить пункт, соответствующий обстоятельствам.
Пункт 4-5. Участие более двух транспортных средств (п. 4) и ущерб, причиненный другому имуществу (п. 5). По Европротоколу ставятся прочерки во всех полях.
Пункт 6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. «Да» или «Нет» выбрать галочкой.
Пункт 7. Примечание. В этом разделе можно написать другие важные сведения, не указанные в других пунктах, например, информацию о фиксации происшествия видеорегистратором.
Для наглядного и более полного восприятия информации рекомендуем скачать образец заполнения Европротокола.
Скачать образец заполнения Европротокола
Можно даже с помощью описанной выше инструкции попробовать самостоятельно заполнить бланк — приобретенные благодаря такой тренировке навыки не будут лишними.
Как правильно заполнить европротокол при ДТП
Основную страницу европротокола участники происшествия должны заполнить вместе. На каждую из двух сторон предусматривается по одной колонке – «А» и «В». После заполнения главного листа бланки разделяются.
На второй странице каждый водитель излагает собственное видение произошедшего на дороге. Следует учесть, что при составлении документа по упрощенной схеме ни один участник не обязан признавать себя виновником ДТП по европротоколу. Соблюдая ряд важных условий при составлении бланка, можно избавить себя от проблемных ситуаций, связанных с выплатами страховых организаций.
Опишем эти требования.
Главная страница
К обязательным пунктам лицевой стороны относятся следующие:
- Адрес, где произошла авария или название трассы, включая км, на котором случилось ДТП.
- Дата и часы аварии в точности до минуты, рекомендуется сверить информацию с участниками происшествия.
- Количество транспорта с повреждениями. Здесь потребуется внести «2», в соответствии с условиями документа, к которым относится столкновение 2-х транспортных средств.
- Число получивших ранения, травмы и скончавшихся. Если таковые имеются, без ГИБДД не обойтись. Если же их нет, то в бланк заполнения европротокола при ДТП нужно просто вписать “0”.
- Наличие освидетельствования на нетрезвое состояние участника. Если опьянение имело место быть, то составление европротокола при ДТП строго запрещается. Так что в этом пункте нужно вписать отрицательный ответ.
- Материальный ущерб, который нанесла машина не из «А» и «В». Поскольку участниками аварии было только 2 авто, необходимо дважды указать «нет».
- Информация об очевидцах ситуации: ФИО, место проживания, телефон. При отсутствии свидетелей – прочерк.
- Проведение оформления ДТП по европротоколу работниками ГИБДД – соответственно, в этом пункте указывается прочерк.
Ниже представлен пример заполнения европротокола при ДТП на главном листе.
Пример заполнения
Далее переходим к внесению информации в колонки: «А» – для одного транспорта, «В» – для другого. Куда писать данные о вашем авто, не имеет принципиального значения.
В колонке нужно прописать следующее:
- Модель и марку.
- Информацию о владельце: фио, место проживания.
- Сведения о водителе – помимо перечисленной выше информации, важно также написать дату рождения, мобильный, данные водительского удостоверения. Если водитель – не хозяин, то потребуется указать доверенность или название другого документа, разрешающего управлять чужим личным транспортом.
- Название страховщика, данные из ОСАГО, период действия.
- Участок транспортного средства, где ему пришёлся первоначальный удар. Указывается значком в виде стрелки.
- Характер и список повреждений – участник происшествия должен внимательно провести осмотр своего «железного коня». Даже, на первый взгляд, несущественная царапинка может стать причиной куда более внушительных проблем, требующих незамедлительного ремонта за крупную сумму.
- Замечания по оформлению европротокола при ДТП, включающие указание на подпункты, которых не хватает в документе, согласно образцу заполнения.
- Обстоятельства аварии – потребуется пометить галочкой нужное и в конце прописать количество помеченного. Необходимо, чтобы каждый из участников вносил данные в собственный столбик.
- Схема ДТП в европротоколе. Отрисовывая её на бумаге, важно учесть ряд пунктов: местоположение, где случилось происшествие, соседние адреса, магазины, поликлиники и т.д., находящиеся поблизости, включая светофоры, знаки на дорогах. Кроме того, важно схематично указать, как именно размещались транспортные средства на момент аварии, изображать их нужно как прямоугольники с «А» и «В», согласно выбранным колонкам по описанию транспорта. Для обозначения направления используется стрелочка, а для участка, где случился удар – Х. В случае применения каких-либо сокращений требуется обязательно расшифровать их под схемой.
- Подписи каждого автомобилиста об отсутствующих разногласиях по пунктам 14-17.
Помните, что после разъединения подписанных бланков внести корректировки в документ невозможно. В случае их крайней необходимости нужно, чтобы обе стороны, попавшие в аварию, заверили изменения подписями.
Вторая страница
Теперь перейдем к обязательным пунктам оборотной стороны, то есть второй страницы.
Ее каждый водитель должен заполнить сам следующим образом:
- Выбрать «А» или «В», согласно тому, в какой колонке описан его транспорт на лицевой стороне.
- Объяснить свое виденье обстоятельств аварии: как, из-за чего она произошла, желательно продублировать точную дату, уже прописанную на первой странице европротокола.
- Написать, кто управлял автомобилем: владелец или другой человек, находящийся рядом с ним либо севший за руль по доверенности.
На месте п. 4 и 5 будут прочерки, в 6-м пункте на вопрос о передвижении транспорта своим ходом дать утвердительный или отрицательный ответ, а в 7 пункте прописать дополнительные сведения об аварии, которые были зафиксированы вследствие съемки.
В конце бланка проставляется подпись, расшифровка и число на момент его составления. Образец заполнения европротокола при ДТП в 2019 году на обороте представлен ниже.
Вторая сторона европротокола
Лицевая часть
Ее тщательное и корректное заполнение наполовину облегчает всю процедуру, поэтому отнестись к данному мероприятию следует максимально внимательно.
На лицевой стороне вносятся следующие сведения:
- Информация о месте, где произошла авария.
- Дата и время происшествия.
- Сведения о непосредственных участниках произошедшего.
- Данные очевидцев.
- Информация о страховой организации каждого из пострадавших.
- Список повреждений каждого автомобиля.
- Сведения об обстоятельствах произошедшего.
- И пр.
Если ориентироваться на образец заполнения европротокола, в каждой графе следует проставить необходимые ответы.
Описание ущерба
Для этого отводится 14-й пункт документа. Видимые повреждения должны быть отмечены максимально кратко и лаконично. Не стоит расписывать не поддающиеся визуальному осмотру поломки. Этим в дальнейшем займутся эксперты. Участнику ДТП достаточно отметить все трещины, царапины и вмятины, возникшие в результате аварии.
При составлении бумаги обращайте внимание на действия своего «коллеги по несчастью». Порой недобросовестные автовладельцы приписывают в документ поломки, которые имелись ранее и никак не являются результатом произошедшего.
Обстоятельства
В 16-ом пункте европротокола при ДТП необходимо обозначить маневры ТС, которые предшествовали дорожно-транспортному происшествию. Поскольку на выбор автовладельца предлагается несколько вариантов, следует быть очень внимательным при проставлении отметок в соответствующих полях.
Важно не ошибиться в терминологии. Словосочетание «на стоянке» предполагает нахождение ТС на автомобильной парковке или аналогичном месте во дворе, в непосредственной близости от проезжей части. Стоянкой не считается остановка транспортного средства при движении. Если было совершение обгона, отметить следует пункты «обгонял» и «менял полосу».
В случае, когда не удалось вместить в данный раздел всю информацию, ее можно обозначить в графе замечаний.
Схема аварии
Ее составление является обязательным при самостоятельном разрешении конфликта. Потребуется выполнить следующие действия:
- Обозначить контуры проезжей части.
- Указать название шоссе, улиц, трасс.
- Стрелкой отметить направление движения.
- Показать итоговое расположение авто после аварии.
Не лишним будет обозначить светофоры, разметку, и иные факторы, относящиеся к движению ТС.
Европротокол при ДТП — образец
Процесс заполнения европротокола включает в себя самостоятельное внесение необходимых данных, а также всех обстоятельств, связанных с аварией без вызова на место происшествие сотрудников ДПС.
Такая мера позволяет значительно сэкономить личное время водителей и снижает загруженность дороги при быстром освобождении от поврежденных автомобилей.
Возместить полученные повреждения потерпевшей стороне позволит только правильно заполненный протокол.
Срок подачи документов страховщику для получения компенсации
Чтобы добиться покрытия расходов на восстановительный ремонт, нужно обратиться с заполненным бланком европротокола в компанию страховщика. Сделать это следует не позднее, чем через пять дней с момента столкновения.
Вместе с протоколом в страховую компанию следует подать:
- соответствующее заявление с просьбой компенсировать убытки;
- материалы фото/видеосъемки;
- заявление, свидетельствующее о том, что представленные медиаданные не были подвержены корректировке.
Нововведение имеет ряд преимуществ, позволяющих не только сэкономить время и усилия, но и не создавать препятствий другим участникам движения. Однако не следует забывать, что его применение допустимо только в случаях несущественных повреждений ТС, а также при условии отсутствия человеческих жертв.