Что такое КБМ (коэффициент бонус-малус) в ОСАГО и как его проверить
Что такое КБМ (коэффициент бонус-малус) в ОСАГО и как его проверить?
Что такое класс водителя?
Перед тем как разобраться, у кого из водителей минимальный класс, для начала разберемся, что же это вообще такое.
Класс водителя (КБМ) — это показатель, который отвечает за дисциплинированность водителя при управлении транспортным средством. Данную величину ввели при расчете коэффициента аварийности, по-научному этот коэффициент называется КБМ (Коэффициент Бонус-Малус).
Иными словами, благодаря этому коэффициенту у водителя будет или скидка при расчете стоимости полиса или надбавка (в том случае, если у водителя повышающий коэффициент). Какие классы бывают на данный момент?
В настоящее время, есть 15 классов, 4 из которых отвечают за повышение стоимости полиса и 10 за понижение. Для наглядного примера заглянем в таблицу КБМ.
Как работают эти классы?
При первоначальном оформлении полиса ОСАГО, водителю присваивается 3 класс (номинальный), коэффициент при этом равен 1. Это объясняется тем, что страховая компания не знает как до этого ездил водитель и поэтому приписывают нейтральный класс, то есть и не надбавка, и не скидка, все справедливо. Затем, в зависимости от того как прошел страховой год, присваивается следующий класс. В случае, если аварий не было, прибавляется 5% скидка и 4 класс соответственно. Ну, а если за страховой период произошла авария (допустим одна), присваивается 1 класс и коэффициент — 1,55, то есть при таком раскладе, ваш полис обойдется в 1,55 раза дороже.
Как класс водителя формирует стоимость ОСАГО?
Класс водителя при оформлении страховки по ОСАГО играет ключевую роль в формировании стоимости услуги. Расчет цены производится на основании следующих данных:
- Для каждого типа транспортного средства устанавливается свой тариф (автобусы, легковые автомобили, грузовой транспорт);
- Для каждой марки и модели разрабатываются специальные тарифы с учетом частоты их попадания в ДТП;
- Место проживания. В каждом регионе имеется своя статистика аварий — соответственно, коэффициент высчитывается на основании статистических данных;
- Молодым водителям ставятся более высокие коэффициенты, более зрелым водителям — более низкие. В данную категорию также можно добавить водительский стаж, который часто напрямую зависит от возраста водителя;
- История вождения. В зависимости от данного показателя, страховые службы высчитывают КБМ и определяют класс водителя.
Если со всеми параметрами есть некоторая ясность, то с водительскими классами страхования могут возникать вопросы. Итак, класс страхования ОСАГО — что это и в чем заключается его особенность?
Классы страхования для водителей
По системе ОСАГО определяют следующие классы: 0, М, 1, 2 . 13. В случае, если у водителя отсутствует история страхования, ему по умолчанию устанавливается коэффициент 1. Это означает, что при расчете стоимости учитываются все вышеперечисленные факторы, кроме последнего. С каждым годом водительского стажа без обращения в страховые службы за получением компенсации, водитель будет получать более высший класс. Также для каждого класса высчитывается соответствующий КБМ, который позволяет сокращать суммы ежегодных страховых взносов на 5%. Соответственно, для четвертого класса (фактическое обозначение — класс 2) устанавливается показатель 0.95, для пятого класса коэффициент через год становится 0.9 и т.д., по убывающей. В случае получения последнего класса, водителю предоставляется 50% скидка на стоимость страхового полиса.
Отметим, что за каждую страховую ситуацию (например, ДТП), цена страховки по ОСАГО повышается, а класс понижается. Минимально возможный М-класс у водителя предусматривает 145% цены страховки ОСАГО, поскольку сам коэффициент при таком классе достигает 2.45. Как правило, такой класс присуждается водителям, которые более четырех раз за год получали компенсации от страховой компании. Понижение суммы может быть только постепенным, в отличие от ситуации с повышением.
Классификация
Системой ОСАГО оцениваются навыки водителя. Осуществляется это посредством присвоения класса. Всего их 15. Нижняя граница имеет буквенное обозначение – «М».
Самый высокий класс – 13, при его достижении водитель может рассчитывать на 50% скидку на страховой полис следующего года. Достижение подобного уровня займет 10 лет при условии отсутствия аварий в истории вождения. При М классе цена увеличивается на 145%, так как КБМ этой категории составляет 2,45.
Чтобы вернуться к начальной стоимости нужно будет 5 лет стараться не попадать в ДТП. Существует определенная закономерность: чем меньше ДТП числится, тем выше класс водителя и ниже КБМ, применяемый в расчетах. Человеку без истории вождения присваивается 3 класс по умолчанию, так как КБМ при этом равен 1 (значит, цена полиса будет назначена в полном объеме).
Как рассчитывается стоимость ОСАГО
Принцип расчета цены полиса ОСАГО установлен на федеральном уровне, в виде закона. Страховые компании не вправе применять свои коэффициенты и повышать цену, включая дополнительные параметры. Исключение – добавление опций, которое происходит при согласии владельца авто.
Рассмотрим, из каких показателей формируется индивидуальная цена страховки:
- Ставка согласно разновидности ТС. Принимаются в расчет вид и категория транспортного средства. В случае, если речь идет о легковых автомобилях, то роль играет и кому он принадлежит – фирме, такси или гражданину.
- Территориальный коэффициент зависит от прописки собственника. Самый высокий показатель 2,0 в Москве и на севере страны (Якутия, Чукотка), низкие параметры на юге России. В среднем показатель варьируется от 08, до 1,3.
- Характеристика водителя. Чем старше и опытнее человек, тем ниже цена полиса. Для коэффициента равного единице водитель должен быть не моложе 23 лет и иметь ВУ свыше 3 лет. Если оформляется, так называемая, «открытая» страховка, то есть доступ к транспортному средству есть у всех, то применяется максимальный в данной категории коэффициент – 1,8, притом, возраст и стаж граждан уже роли не играет. Если круг лиц, допущенных к управлению, состоит из нескольких граждан, то для страховки берется показатели самого молодого и неопытного.
- Мощность автомобиля – чем больше лошадиных сил, тем больше параметр. Например, до 50 л.с. – коэффициент равен 0,6, а при 130 л.с. – 1,6. На сайте РСА представлена полная таблица.
- Срок пользования полисом – на какой период по времени оформляется. Наиболее выгодный вариант, который и использует большинство граждан – годовой.
- КБМ – коэффициент бонус-малус. Индивидуальный показатель, ежегодно присваиваемый автовладельцу. Зависит от наличия и отсутствия ДТП с участием клиента.
На нашем сайте представлен калькулятор, позволяющий рассчитать цену ОСАГО и КАСКО. Ими можно воспользоваться для того, чтобы определить персональную сумму онлайн.
Одним из заблуждений является, что водительский стаж оказывает серьезное воздействие на итоговую сумму. На практике, другие показатели оказывают большее воздействие. Например, в Москве территориальный коэффициент выше, чем максимально допустимое увеличение за стаж.
Как определить класс водителя по ОСАГО
Теперь узнаем, как определить класс водителя при ОСАГО более детально. Сведения для ОСАГО о классе водителя не являются закрытыми. Они находятся в открытом доступе, достаточно просто обратиться к соответствующему сайту. Например, проверить их можно на официальном сайте РСА.
В ответ на отправленный запрос, будет открыта специальная форма.
В нее необходимо внести:
- персональные данные автовладельца;
- номер его водительского удостоверения.
После этого сразу же будет открыта страховая история водителя. Независимо от того, каков стаж вождения автовладельца, где он оформлял свой полис и ряды других факторов, сведения равно доступны для всех заинтересованных лиц.
Каждая страховая компания пользуется не только базой РСА, но и своей собственной, более расширенной.
Процесс формирования всех баз приблизительно одинаков и выглядит следующим образом:
- При первом оформлении страховки персональные данные клиента заносятся в базу страховщика и сразу же дублируются на сайт РСА.
- При любом последующем обращении владельца транспортного средства к любому страховщику, будь то компенсация после страхового случая, либо приобретение нового полиса, новая информация дополняет его страничку в базе данных страховщика и на сайте РСА. Там обязательно фиксируются повреждения транспортного средства после ДТП, а также размер компенсационных выплат пострадавшим в аварии.
- Если клиент желает отказаться от услуг одного страховщика и купить новый полис в другой компании, то сведения о его КБМ можно запросить и получить в любое время без каких-либо специальных разрешений или согласований. Это облегчает процесс перехода от одного страховщика к другому и стимулирует их предпринимать все меры для того, чтобы удержать клиентов предоставлением качественных услуг и сервиса.
Классы страхования водителей
Существует 15 классов страхования. Первый обозначается буквой «М», последующие – числами от 0 до 13. Чем выше класс, тем ниже «Бонус-малус», влияющий на цену ОСАГО.
КБМ может как увеличить, так и уменьшить стоимость. Например, полис для водителей самого низкого класса «М» будет стоить в 2,45 раза больше, чем для автомобилистов 3-го уровня. Последние покупают ОСАГО по базовому тарифу.
Классность водителя изменяется каждый год. Показатель зависит от числа аварий. Если страхователь за указанный период не был виновен ни в одном в ДТП и не обращался за выплатами, то его класс повышается на один пункт.
Если водитель был признан инициатором хотя бы одном происшествии, то его «уровень профессионализма» для страховой уменьшается. Данные приведены в таблице класса аварийности, представленной ниже.
Если автолюбитель виновен в четырех или более ДТП (за один страховой год), то его класс опускается до «М».
Например, гражданин А в начале года имел категорию 7 и приобрел ОСАГО со скидкой 20% (КБМ=0.8). В течение страхового периода он попал в две аварии, был признан в них виновным и получил выплаты от СК. На следующий год ему присвоен класс 2. Вместо скидки 20% он получил увеличение базовой стоимости полиса на 40% (КБМ=1.4).
Классы страхования в ОСАГО
Стоимость ОСАГО рассчитывается по многочисленным критериям, одним из которых является класс вождения, присваиваемый каждому водителю за непрерывный период безаварийного вождения. Он служит для цифрового выражения скидки за аккуратное и сознательное управление транспортным средством, а потому автомобилисты пристально следят за корректностью данных. В случае обнаружения ошибки владельцу авто нужно обратиться с соответствующим заявлением в страховую компанию, оформившую полис ОСАГО. Страховщики должны будут подать запрос на восстановление истории страховых случаев в РСА. Обнаружить неточность можно в процессе расчета стоимости страховки с помощью онлайн-калькулятора, доступного по ссылке inguru.ru/kalkulyator_kasko.
Таблица коэффициентов, как определить свой класс
По данной таблице можно определить, какой класс страхования будет присвоен:
Класс на начало срока страхования | КБМ | Количество страховых случаев в течении года | ||||
1 | 2 | 3 | 4 и более | |||
М | 2,45 | М | М | М | М | |
2,3 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | М | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
В табличные данные входят следующие пункты:
- Класс на начало страхования.
- Коэффициент.
- Страховые выплаты по классам.
Страховая выплата рассчитывается нулевой ставкой. Дальше коэффициентная ставка начисляется по возрастанию класса. К примеру, срок страховки ноль – коэффициент будет 2, 3. Таблица состоит из тринадцати показателей класса. Коэффициенты рассчитываются с учётом данных о владельце с ограничениями, а также без них. На расчёт коэффициента влияют показатели:
- Назначение: управление владельцем и другими управленцами.
- Сроки действия полиса.
- Дата завершения.
Известное назначение для любых нарушений устанавливается третьим классом, то есть коэффициент равняется единице.
После установки ставки проверяются дополнительные договора на владение машины. К условиям по расчётам ставок относят два вида выплат: предстоящие вперёд и выполненные. Страховая компания несёт ответственность за любую оплату, поэтому стоит учитывать историю договора. Страховая выплата считается одной, если случается один страховой случай. Для составления расчётного коэффициента осматриваются срок окончания не меньше двенадцати месяцев. Процедура по начислению выплаты связанна с начальным количеством оплат. По завершению составления договора подбивается общая сумма выплаченных ставок.
Заключение
Для поощрения аккуратных водителей была продумана система расчета индивидуальной стоимости обязательного страхования с учётом различных коэффициентов. Одним из наиболее значимых параметров для автовладельцев является КБМ, позволяющий получить скидку за вождение без аварий. При оформлении страховки клиент получает базовые ставки по ОСАГО в страховой компании, однако с каждым годом без ДТП и нарушения правил дорожного движения пользователи могут получать скидку в размере 5%. Общая сумма скидки может составлять 50%, что является хорошей мотивацией для владельцев автотранспортных средств.
Помимо этого существуют другие коэффициенты в ОСАГО, расшифровку которых можно получить на официальном сайте РСА. Все коэффициенты применяются в формуле расчета цены на страхование.