Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой не только разной сложности столкновение транспортных средств.

Под подобным требованием понимается огромное количество иных, не менее опасных ситуаций.

Каждый водитель должен знать, что такое ДТП определение в ПДД, ознакомиться с перечнем распространенных инцидентов, которые можно отнести к аварийным ситуациям. Это поможет правильно реагировать их.

Понятие ДТП

Аббревиатура ДТП знакома практически каждому человеку, даже тем, кто не водит машину и не имеет прав, но что это такое понимают до конца не все. Используется данное понятие для определения аварий с участием автомобилей, мотоциклов, пешеходов и общественного транспорта. Явление частое, ведь каждый год в результате ДТП погибают множество людей, сотни становятся инвалидами. Основные признаки:

  • Событие случается при передвижении транспорта и происходит независимо от воли человека.
  • Задействовано минимум одно ТС, самоходная техника или велосипед, мотоцикл.
  • Одна из сторон или обе понесли убытки, выраженные во вреде здоровью или поломки автомобиля.

Важно знать! Расшифровка ДТП простая и поэтому многие выполняют ее на интуитивном уровне. Авария может произойти на любом участке дороги, но чаще всего это случается на отрезках с ограниченной видимостью или опасными поворотами. Виновник несет при этом ответственность, предусмотренную законом. Наказание определяет суд, который вызывает водителя на основании извещения.

Разновидности аварии

Различают разные виды ДТП, исходя из степени тяжести и характера происшествия. Оно бывает в виде наезда, столкновения, опрокидывания. В первом случае происходит с движущимся транспортом, пешеходами или велосипедистами. Даже наезд на бордюрный камень, который повлек травмы пассажиров или мимо проходящего пешехода относится к дорожным происшествиям. Классифицируют аварии также по степени тяжести:

  1. Повлекшее смерть виновника или потерпевшего, пассажиров.
  2. С получением телесных повреждений с кратковременной потерей здоровья, полной утратой трудоспособности из-за серьезных травм.
  3. Причинение материального вреда, с уничтожением груза или существенным его повреждением.

Материальный ущерб ДТП складывается из стоимости ремонтных работ, а также затрат на выполнение функций инспекторов ГИБДД, оказание медицинской помощи и потерь от остановки движения. Покрываются они за счет страховки ОСАГО или КАСКО, исходя из оформленного полиса или из личного бюджета виновника. Основные категории участников аварии:

  • Водитель. Это может быть человек, который сидит за рулем авто, управляет гужевым транспортом или является погонщиком скота, а также инструктор, обучающий вождению.
  • Пассажир. Это участник дорожного движения, находящийся во время ДТП в автомобиле или в коляске мотоцикла, внутри автобуса.
  • Пешеход. Участник движения, не передвигающийся по дорожному полотну, который может быть сбит во время перехода через трассу в неположенном месте или при выезде авто на тротуар.

Важно знать! ДТП возникает при взаимодействии участников движения между собой или с неодушевленными предметами. В зависимости от всех обстоятельств события определяется квалификация аварии.

Классификация ДТП

Как указано выше, дорожно-транспортное происшествие может произойти как с участием автомобилей, так и пешеходов. При этом в соответствии с Разделом 3 Распоряжения Федерального дорожного агентства от 12 мая 2015 года № 853-р выделяют следующие виды ДТП:

  • наезд на животное;
  • столкновение;
  • опрокидывание;
  • наезд на стоящее ТС;
  • наезд на препятствие;
  • наезд на пешехода;
  • наезд на велосипедиста;
  • наезд на гужевой транспорт;
  • падение пассажира;
  • иной вид ДТП;
  • съезд с дороги;
  • наезд на внезапно возникшее препятствие;
  • падение груза;
  • отбрасывание предмета.

Правила поведения участников: что делать, куда звонить

Как регулирует законодательство поведение участников ДТП? В ПДД, п.2.5, четко расписаны основной порядок действий участников ДТП при попадании в аварию:

  1. Для начала следует остановить свое транспортное средство. Даже если столкновение было незначительным, ДТП все равно имело место быть, уезжать нельзя. Исключением является случай, когда водители договорили между собой, составили схему аварии и поехали оформлять ее на пост ДПС.
  2. Необходимо включить «аварийку».
  3. Следом выставить знаки аварийной остановки на месте ДТП.
  4. Далее принять меры для оказания первой мед. помощи (ПМП) тем, кто пострадал. Этот пункт очень важен. В ПДД РФ прописано несколько возможностей по оказанию ПМП:

а) вызвать по телефону скорую помощь;

б) оказать ПМП самостоятельно;

в) доставить тяжело пострадавшего на попутном ТС в лечебное учреждение;

г) отвезти на своем транспорте (при этом сообщить свои данные, включая номерной знак ТС), после чего вернуться обратно.

  • Освободить по возможности проезжую часть, чтобы сторонний транспорт мог спокойно проезжать мимо места аварии. При этом необходимо зафиксировать место расположения ТС-участников аварии.
  • Вызвать сотрудников ГАИ и ждать их появления.
  • Читать еще:  Как найти свидетелей дтп?

    Помимо исполнения правил, нужно также активно искать и привлекать очевидцев аварии. При составлении протокола необходимо проявлять участие и следить за ходом его заполнения.

    Подчас случаются ДТП, участником которых является пьяный водитель. Чем грозит ДТП с пьяным водителем и как себя правильно вести? Иногда бывает, что пьяный водитель является потерпевшим. Посему виновной стороне лучше не провоцировать, а, выполнив правила п.2.5 ПДД, спокойно дожидаться в своем авто ГИБДД.

    Нахождение пьяного водителя за рулем пойдет в отдельное производство, а ответственность с виновника не снимается. Если же пьяный водитель — виновник аварии, необходимо опять-таки не провоцировать агрессию, но знать свои права и по возможности выполнить п.2.5 ПДД.

    Пьянство за рулем ужесточает ответственность и увеличивает размер компенсаций пострадавшим.

    Отдельно необходимо пояснить по провокациям на дороге. Под провокацией понимаются действия (умышленные или нет), которые могут привести к аварии. Провокация ДТП: как различить случайную и преднамеренную подставу? Водителю, даже опытному, довольно сложно вычислить, было ли ДТП спровоцировано случайно или нет.

    Да, непреднамеренные провокации зачастую делаются ввиду отсутствия опыта или по недосмотру как виновника, так и потерпевшего.

    В то же время при настоящей автоподставе «жертву» выслеживают, а потом загоняют опасными маневрами. Но в данных ситуациях выход один — неукоснительное соблюдение ПДД РФ.

    Отличие ДТП от преступления на дороге

    В некоторых случаях событие, имеющее некоторые признаки дорожно-транспортного происшествия, квалифицируют как преступление. Органами правопорядка проводится расследование причин происшествия, которые квалифицируются по статьям Уголовного кодекса. К преступлениям, связанным с транспортом, относят возгорание ТС в движении, причем пожар не должен быть следствием неисправности авто. Также преступлением является нарушение техники безопасности при проведении дорожно-строительных, сельскохозяйственных работ, в которых заняты специализированные транспортные средства (комбайны, трактора, дорожная техника и др.).

    Самоубийство (попытка самоубийства), когда пешеход намеренно бросается под колеса, не является ДТП. Также под квалификацию «преступление» попадают преднамеренные действия, вследствие которых страдает имущество или здоровье (жизнь) людей. Это недобросовестный ремонт (266 статья УК), разрушение транспортных путей или поломка (приведение в негодность) автомобиля (267 статья УК), несоблюдение стандартов эксплуатации ТС (статья 264 УК).

    Тонкости отдельных видов происшествий

    Выше мы рассмотрели стандартные довольно простые примеры столкновений транспортных средств. Но есть и более сложные, по которым сложилась неоднозначная судебная практика либо требуется разъяснение некоторых тонкостей. Давайте рассмотрим и такие примеры!

    Бесконтактные ДТП

    Это достаточно распространённый вид происшествий, когда между виновником и потерпевшим(и) не было прямого контакта. Давайте снова рассмотрим примеры таких столкновений:

    • виновник перестраивался, не уступив дорогу двигавшемуся в целевой полосе автомобилю, в результате чего тот, уворачиваясь, врезается в дерево, элементы дорожных сооружений, опрокидывается или сталкивается на встречной полосе с другим авто – причём, контакта между первоначальными транспортными средствами не было,
    • с таким же результатом виновник не уступает дорогу на перекрёстке или выезжая с прилегающей территории.
    Читать еще:  Как составить европротокол при дтп образец

    Как видим, почти все такие ДТП происходят в разрезе приоритета одного авто перед другим и неуступления дороги последним.

    Но самое главное, выше одним из условий является участие транспортного средства в происшествии, чтобы это означало наличие факта ДТП. А в примерах выше непосредственного участия виновник в столкновении не принимал, ведь контакта не было! Но это всё равно считается именно дорожно-транспортным происшествием, потому как речь идёт всё же о взаимодействии и так сложилась судебная практика 2020 года.

    Дело в том, что, помимо самого определения в ПДД, которое предписывает, что значит ДТП в принципе, есть в законодательстве также более конкретные формулировки гражданской ответственности при таких событиях. Так, часть 3 ГК РФ указывает, что взаимодействие транспортных средств может быть не только столкновением. Именно поэтому участие автомобиля в происшествии означает не обязательно наличие контакта.

    Именно так считает и Верховный суд России, который в одном из своих определений указал буквально следующее:

    Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия, следовательно, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) в дорожно-транспортном происшествии не изменяет характер правоотношений сторон по настоящему делу.

    Но и здесь, конечно же, под одну гребёнку все дела суды никогда не ровняют. Решения, определения и иные нормативные акты Верховного суда являются обязательным для руководства нижестоящими судами, но выносить абсолютно аналогичные решения последние не обязаны, просто потому что ситуации бывают разные.

    Тонкость ещё и в том, что есть пункт 10.1 ПДД, который обязывает водителя при возникновении опасности на дороге снижать скорость вплоть до полной остановки. И никаких кручений рулём и ухода в сторону и, тем более на встречную полосу. Именно такой довод чаще всего приводят виновники бесконтактных ДТП либо страховые, отказавшие в возмещении по ОСАГО потерпевшим.

    Таким образом, вполне возможны и бывают в судебной практике 2020 года решения, когда судьи делают вывод: «нужно было тормозить и бить виновника, а не вертеть рулём». Чаще всего такие заключения встречаются, когда потерпевший в результате ухода от столкновения ушёл на встречную полосу движения и там столкнулся с другим автомобилем. То есть речь идёт о бесконтактных ДТП, когда в результате именно маневрирования последствия печальнее, чем предположительно были бы, если бы потерпевший оттормаживался и бил виновника.

    Стоящий автомобиль на парковке

    Ещё одна нередко возникающая спорная ситуация – это авария со стоящим автомобилем. С одной стороны, определение ДТП включает в себя непременное условия движения машины. И, казалось бы, логично предположить, что если машина стоит на месте, то это уже просто дорожный инцидент.

    С другой же стороны, уже не совсем логичным кажется, когда ТС остановилось на дороге на красный сигнал светофора и планирует на зелёный ехать дальше по своему пути. Но в него открывает дверь рядом стоящее припаркованное авто. По букве Правил это тогда не должно считаться ДТП. Но считается, и вот почему!

    Дело в том, что судебная практика 2020 года твёрдо связывает процесс движения по дороге из определения дорожного происшествия с процессом самого дорожного движения. А у последнего также есть своё определение. Так, это совокупность общественных отношений, так или иначе связанная с перемещением людей и грузов с помощью транспортных средств и без них.

    Обратите внимание на последне подчёркнутое сочетание. Таким образом, авария будет считаться ДТП, если она произошла в том числе:

    • при остановке на красный сигнал, чтобы пропустить пешехода, перед знаком «Стоп», по требованию сотрудника полиции и так далее по причинам, именуемым в среде автозаконов «технической остановкой»,
    • при посадке и высадке пассажиров,
    • при погрузке и разгрузке груза,
    • и даже в случае припаркованного на стоянке автомобиля.
    Читать еще:  Могут ли снять номера за отсутствие страховки

    Так определил Высший Арбитражный суд ещё в далёком 2010 году:

    В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона [Об ОСОАГО] под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении).

    В свою очередь, в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации . установлено, что дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Данная совокупность включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

    Однако, обратите внимание, что по прошествии более 10 лет в 2020 году суды при рассмотрении дел о стоянке автомобиля всё же больше склоняются к тому, что это не считается ДТП. Следовательно, сотрудники ГИБДД данные инциденты на практике могут и не оформить, а возмещение по ОСАГО не получить. Впрочем, когда речь идёт о парковке на придомовой территории, здесь чаще всего ОСАГО вовсе ни при чём, потому как речь идёт о пешеходах или велосипедистах, ударивших припаркованную машину.

    Столкновение с предметами

    Как частный случай ДТП со стоящим автомобилем можно рассмотреть ситуации, когда на автомобиль падает снег, сосульки, забор, ворота, кусок крыши, штукатурки или части стены здания и прочие предметы, покрытия и результаты осадков.

    Но в данном случае в судебной практике всё немного проще:

    • если автомобиль двигался перед столкновением с предметами, то это по определению ДТП,
    • если же машина стояла припаркованная, то ГИБДД отказываются выезжать на такие происшествия и предлагают вызвать участкового полиции, так как ДТП это не считается.

    После ДТП обязательно следует процедура возмещения материального ущерба и компенсация морального вреда . Выплатить средства обязан виновник происшествия. Если таковых лиц несколько, то все они должны выплатить средства в равных пропорциях, если нет доказательств, что кто-то из участников в большей степени виновен в ДТП.

    ГИБДД осуществляет проверку по факту ДТП для выявления причины и виновника происшествия. Именно на это лицо накладывается обязательство по возмещению ущерба. Если виновник не согласен с решением, которое приняла полиция, то он может обратиться в суд с соответствующим иском.

    Как происходит оформление

    С 2015 года, когда ввели европротокол, процедура упростилась. Сторонам достаточно заполнить бланк извещения, который выдается вместе с ОСАГО, обменяться контактными данными, информацией о страховщиках. Правда, не для каждого ДТП этот вариант подходит, поэтому вызов сотрудников ГИБДД на место в большинстве случаев обязателен.

    Прибывшие на место инспекторы оценят ситуацию, осмотрят место происшествия, опросят свидетелей, составят условную схему, а затем протокол.

    Ответственность за оставление места ДТП

    Помимо ответственности за само ДТП и его последствия, в российском законодательстве предусмотрены санкции и за то, что участник покинет место аварии, поскольку такое поведение водителя противоречит его обязанностям, прописанным в разделе 2 ПДД. За такое поведение можно на полтора-два года лишится водительстких прав или попасть под арест на 15 суток (статья 12.27 КоАП РФ).

    Также ПДД запрещает водителю транспортного средства после ДТП, участником которого он стал, употреблять алкоголь, наркотики и другие подобные вещества. За нарушение этого правила последует штраф 30 000 рублей и лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет (часть 3 статьи 12.27 КоАП РФ).

    Дорожно-транспортное происшествие — не самая приятная ситуация. Она забирает много сил, нервов, времени, влечёт за собой материальные расходы. Поэтому будьте предельно внимательны, находясь в дороге.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector