Особенности предстрахового осмотра автомобиля по КАСКО
Особенности предстрахового осмотра автомобиля по КАСКО
- Причины и цели проведения предстрахового осмотра
- Когда можно не предоставлять ТС на осмотр?
- Отказ от предстрахового осмотра – возможно ли это?
- Требования к осматриваемому автомобилю
- У кого есть право проводить предстраховой осмотр
- Технология проведения предстрахового осмотра
Порядок прохождения техосмотра для получения полиса ОСАГО, когда заканчивается страховка
Прохождение техосмотра относится не ко всем транспортным средствам. Так, к обязательному прохождению данного типа осмотра не принуждаются:
- авто категории В;
- грузовой транспорт с разрешенной массой до 3.5 тонн;
- мотоциклы;
- прицепы.
Все эти средства не нуждаются в техосмотре при одном условии: их возраст по документам не превышает 3х лет.
Остальные виды транспорта должны проходить данную процедуру в обязательном порядке.
Что изменилось в 2015 году?
С июля 2015 года указанное правило претерпело значительные изменения, суть которых заключается в следующем:
- у страховой компании сохранилось право на проведение обследования автомобиля, однако теперь оно зависит от результата соглашения сторон о месте его проведения;
- соглашение о месте проведения осмотра зависит от обоюдного согласия обеих сторон, а если оно не было достигнуто, страховщик не может обязать гражданина выполнить это условие;
- если полис ОСАГО оформляется дистанционным методом (через электронные сервисы онлайн), обследование автомобиля не производится ни при каких условиях.
Таким образом, с июля 2015 года новые положения законодательства позволили гражданам на законном основании избежать процедуры прохождения осмотра. Для этого достаточно предоставить в страховую компанию письменное возражение относительно любого предложенного места проведения обследования автомобиля при оформлении ОСАГО. В этом случае у страховых компаний не будет оснований для реализации своего права на проведение осмотра авто.
Дистанционное оформление полиса ОСАГО не требует личного обращения в страховую компанию, все необходимые действия владелец транспортного средства может выполнить онлайн через электронные сервисы. В таких обстоятельствах проведение обследования автомобиля является не только нецелесообразным, но и труднореализуемым на практике, ведь страховщик и гражданин могут находиться в разных регионах страны.
Как формируется стоимость техосмотра в 2020 году
Автомобили категории В принадлежат к категории оплаты М1. Самая большая цена ТО в ней составляет 800 рублей. Ни один федеральный округ Российской Федерации не уполномочена превышать данную планку. Обычно стоимость устанавливается на значении 720 рублей. Колебания редко оказываются больше 200 рублей в одну из сторон.
За техосмотр мототранспортных средств придётся заплатить меньше, максимальная цена техосмотра составляет 240 рублей. За прицепы стоимость составляет 600-1500 рублей, параметр зависит от категории и веса.
Если диагностическая карта оформляется на транспорт категории М, который применяется для пассажироперевозок, тогда установлены уровни 1290 и 1560 рублей. Первый вариант для машин категории М2 (масса меньше 5 т), второй – для М3 (масса свыше 5 т). Для грузовиков (категория N) выставлены такие цены по техосмотру:
- Категория N1 (масса до 3.5 т) – 770 руб.
- Категория N2 (масса 3.5-12 т) – 1510 руб.
- Категория N3 (масса свыше 12 т) – 1630 руб.
Цена техосмотра не зависит от даты изготовления машины либо её стоимости. Иногда собственники лицензированного центра стараются убедить собственника старой машины, что на ценообразование влияет год изготовления либо пробег авто. Это прямое нарушение российского законодательства, в такой ситуации можно обратиться в другую компанию либо направить претензию в Роспотребнадзор.
Возраст авто влияет лишь на частоту прохождения техосмотра, однако он не сказывается на цене. Данная диагностика действительная для автомобилей разного возраста:
- автотранспорту менее 3 лет – не требуется
- автотранспорту 3-7 лет – через 2 года
- автотранспорту больше 7 лет – ежегодно
Класс и стоимость машины не влияют на стоимость диагностической карты. Максимальная стоимость даже старого авто не может быть больше 800 рублей. Разница в цене может наблюдаться лишь в подготовке к ТО, однако это не распространяется непосредственно на процедуру техосмотра.
Что такое предстраховой осмотр
Речь идет об отдельной услуге, которую оказывает представитель страховщика, как правило, доверенная организация по проведению независимых экспертиз. Страховые агенты и менеджеры по работе с клиентами, на которых ранее была возложена эта функция, сегодня лишены таких полномочий, поскольку считаются лицами заинтересованными.
В светлое время суток или при хорошем искусственном освещении специалист выполняет ряд процедур: сверяет технические данные, изучает комплектацию, ищет повреждения, затем все детально отображает в акте предстрахового осмотра. К последнему прилагается набор фото: автомобиль со всех сторон, из салона, места, где указан VIN, крыша и др. Всего делается около 30 фотографий.
Фотографии выполняют в цвете на цифровом аппарате, с указанием текущей даты и времени съемки на каждом снимке. Минимально допустимый размер – 3 МП, разрешение – 1360 х 2400. На фото должны быть вид спереди и сзади, в том числе под углом 45°, справа и слева, изображение моторного отсека, крыши, ветрового стекла снаружи и изнутри, дисков и шин, салона. Фотографируют панель приборов, люк, панорамную крышу, показания спидометра, обшивку водительской двери, комплекты ключей и брелоков, оборудование.
Эксперты изучают показания спидометра, чтобы удостовериться, что водитель не приуменьшил пробег
5 целей, которые он преследует
- Удостовериться, что авто действительно существует и соответствует описанию.
- Сверить номер кузова и VIN на «железе» с указанными в ПТС и СТС.
- Уточнить комплектацию (шины, диски, фары, противоугонные системы, штатные и дополнительные устройства и т. д.).
- Зафиксировать на бумаге и сфотографировать повреждения кузова, стекол, приборов внешнего освещения, отделки салона.
- Убедиться, что стоимость машины, заявленная владельцем, соответствует рыночной.
К автомобилю предъявляются такие требования, как:
- чистота (в противном случае невозможно объективно оценить состояние лакокрасочного покрытия);
- читаемые номера VIN кузова и шасси;
- предоставление доступа в моторный отсек или остальные места расположения маркировочных табличек и другой информации.
Секреты правильной подготовки
Секрет 1. Помойте авто непосредственно перед процедурой на автомойке, расположенной ближе всего к месту проведения процедуры. Или по возможности пригласите эксперта туда.
Если за окном непогода, пригласите эксперта для предстрахового осмотра автомобиля прямо на автомойку
Секрет 2. Заблаговременно уточните, например, в дилерском центре или на специализированных форумах, где на ТС находится идентификационный номер кузова.
Секрет 3. Проверьте, что захватили с собой свидетельство о регистрации и ПТС, предоставьте все экземпляры оригинальных ключей и брелоков от сигнализации, чтобы в дальнейшем вам не отказали в выплате по риску «угон».
Секрет 4. Позаботьтесь о том, чтобы процедура проводилась при качественном освещении, желательно на открытой площадке, в идеале – в полдень. Иначе есть риск, что на фото будут блики, которые страховщик обернет в свою пользу. Если погода препятствует, встречу лучше перенести или подыскать хорошо освещенный просторный гараж, где можно будет сделать снимки с разных ракурсов. Но имейте ввиду, что не все страховые компании разрешают проводить осмотр в помещении.
Во время визуального контроля специалист анализирует состояние лакокрасочного покрытия на предмет наличия на нем сколов и царапин, коррозии и потертостей. Проверке поддаются комплектация, состояние оптики, а также дополнительное оборудование, которое принимается на страхование. Еще один обязательный объект внимания – устройства защиты и поиска ТС.
В каких случаях осмотр не нужен
Такой привилегией пользуются владельцы новых автомобилей, не покидавших территорию автосалона. Обойтись без этой процедуры могут и те, кто перезаключает договор на новый срок, при условии отсутствия аварий по предыдущему полису. Преимущество ли это? Вопрос спорный.
Чтобы в дальнейшем страховщик не заставил вас доказывать, что на момент подписания договора машина не имела повреждений, убедитесь, что в каско оговорено право не проходить осмотр по той или иной причине. Иначе выплат по страховому случаю не видать!
Если предстраховой осмотр автомобиля по какой-то причине разрешили не проходить, убедитесь, что в дальнейшем это не сыграет вам плохую службу
Можно ли отказаться и стоит ли это делать?
Можно, но вы рискуете тем, что с вами не заключат договор добровольного автострахования. Если же заветный полис все-таки окажется в кармане, можете столкнуться с серьезными ограничениями по выплатам, вплоть до введения франшизы по рискам «ущерб» и «хищение» в размере 99 % от страховой стоимости. Еще один момент: страховщики, готовые оформлять страховку без проверок, настораживают – сможет ли такая компания выплатить компенсацию?
Результаты
По результатам проверки составляется типовой акт, включающий следующие пункты:
- сведения о ТС (марка, VIN, регистрационный знак, пробег, мощность двигателя);
- словесное описания характера повреждений либо отметка «повреждения отсутствуют»;
- оборудование, входящее в штатную комплектацию, отмечается галочкой;
- не входящее – вписывается вручную;
- количество фотографий;
- время и дата осмотра;
- подписи сторон.
Владелец ТС получает на руки копию акта предстрахового осмотра. Если этого не произошло, проявите настойчивость и заполучите документ, чтобы в будущем вам было с чем защищать свои интересы. Если вы не согласны с мнением проверяющего, не спешите ставить подпись. Вы можете оспорить итоги, обратившись к руководителю компании, разумеется, если сомнения будут иметь под собой основания. Процедуру поручат другому эксперту, и, если ваша правота подтвердится, предыдущие результаты будут аннулированы.
Предстраховой осмотр автомобиля – это ответственное мероприятие. Однако, если вы рассчитываете на выполнение обязательств со стороны страховщика, не ищите способов избежать его. Акт о прохождении – своеобразная гарантия того, что при наступлении страхового случая ущерб вам покроют, а отсутствие акта осмотра может вызвать много проблем.
Где можно сделать ТО для ОСАГО?
До изменений в 2014 году техосмотр можно было проходить только в отделениях ГАИ по месту прописки владельца автомобиля. На сегодняшний день пройти диагностику можно на СТО, в диагностических центрах, при страховых компаниях, в организациях, работающих в данной сфере. Это очень удобно для водителей, ведь не нужно, к примеру, ехать в другой конец города и стоять в очередях.
Еще один вариант, как сделать ТО для ОСАГО – это его купить. Процедура является полностью законной. Конечно, так получить диагностическую карту намного легче, но к этому способу стоит прибегать, только если вы не так давно уже проверяли автомобиль и знаете, что он работает исправно.
При выборе организации продавца нужно быть очень внимательным. Многие мелкие фирмы могут завлечь вас низкой ценой, однако есть риск, что вы так и не получите свою диагностическую карточку. Все ДК заносятся в электронную базу ЕАИСТО ГИБДД, и совершенно любой может проверить наличие своего документа через Интернет.
Для этого нужно заполнить несколько предлагаемых полей, и если ваша карта есть в базе, то система ее покажет. Оформленная ДК появится в ЕАИСТО в течение трех дней. Некоторые же компании-мошенники после получения оплаты только кормят покупателя обещаниями, что завтра-послезавтра документ уже появится в базе, и в итоге водитель просто теряет деньги. Распознать мошенников не сложно:
- Слишком низкие цены.
- Требование полной предоплаты.
- Отсутствие лицензии на данную деятельность.
- Отсутствие сертификатов и документов на работу.
- Отсутствие гарантий на предоставляемые услуги.
Важно! Всегда перед обращением в страховую компанию проверяете наличие ДК в электронной базе.
Как пройти техосмотр, если закончился полис ОСАГО?
Фактически, выезжать на автомобиле, относительно которого не оформлена страховка, нельзя. Если не хотите рисковать быть остановленным сотрудником ГИБДД и оштрафованным, выход из ситуации – обращение в специализированные фирмы, которые за деньги подготовят диагностическую карту без предъявления транспортного средства. Поскольку исправное состояние машины должно беспокоить, прежде всего, водителя, не поленитесь после оформления страховки реально проверить корректность работы агрегатов железного коня.
Стоимость
Изменения в порядке проведения этой обязательной для дальнейшего страхования процедуры коснулись и стоимости подобной услуги. Сегодня налог при прохождении техосмотра (оплата за него) индивидуально определяется правительством каждой территории страны.
Причем, при определении транспортного (дорожного) сбора при прохождении техосмотра законодателям придется разработать линейку сумм, стоимость диагностирования и технического обслуживания которых зависит от категорий:
- М1 — легковые авто.
- М2 — автомобили, которые используются для транспортировки пассажиров с числом сидений больше 8 и массой до 5 тонн.
- М3 — автомобили, использующиеся для перевозки пассажиров, масса которых превышает 5 тонн.
- N1 — автомобили, применяемые для перевозки грузов, с максимальной массой до 3,5.
- N2 — те транспортные средства, масса которых варьируется от 3,5 до 12 тонн.
- N3 — если транспортные средства превышают максимальной массой 12 тонн и используются для транспортировки грузов, стоимость ТО для них выполняется по категории.
- 01-04 — отдельно рассматривается цена диагностики прицепов.
- L — в «прайсе» так обозначаются легкомоторные средства.
Новые изменения в процедуре техосмотра в России в 2020 году
Официальные изменения, вступившие в силу в 2020 году, ужесточают процедуру проверки в пунктах ТО. Теперь в обязанности оператора входит контроль следующих параметров состояния автомобиля:
- Оклейка фар, габаритных огней и указателей поворота любыми пленками и наклейками, как прозрачными, так и непрозрачными, недопустима.
- Все осветительные приборы должны работать.
- Утечка жидкостей в результате поломки, шины с шипами только на некоторых колесах машины, изменения в комплектации, которая изначально не предполагалась изготовителем – это нарушения, которые должны быть устранены.
- Установка незарегистрированных газовых баллонов не разрешена.
Если оператор замечает хотя бы одно из перечисленных нарушений, машина не допускается к ТО.
В 2020 году контроль над ТО был передан Ространснадзору, и одновременно с этим оформление диагностической карты (ДК) стало обязательным для всех водителей. Документ выдается как на исправный, так и на неисправный транспорт. Если ранее карту не выдавали, когда хотя бы одно требование безопасности было нарушено, теперь она будет выдана в любом случае, но в ней будут перечислены все обнаруженные неисправности.
Видеозапись процедуры ТО стала еще одним официально подтвержденным нововведением, к которому также выдвигаются определенные требования:
- На видео четко виден номер авто.
- Есть хороший обзор на место проведения осмотра.
- Запись материала ведется на цифровые носители.
Как правильно предоставить автомобиль на осмотр?
Осмотр и оценка повреждений при ДТП является обязательной процедурой и условием для выплаты или направления на ремонт по ОСАГО. В её рамках осуществляется определение всех дефектов от аварии и готовится база заменяемых и ремонтируемых деталей для возмещения. Если требуется дополнительно делается акт скрытых повреждений.
Важно! В рамках первичного осмотра не обязательно, чтобы эксперт ОСАГО выявил все скрытые повреждения. Но вам это необходимо указать в заявлении о страховой выплате. Лучше всего прямо так и написать: «Требуется экспертиза на обнаружение скрытых повреждений«.
Порядок настаивания вами на осмотр по ОСАГО скрытых дефектов после ДТП зависит от того, каким образом будет производиться возмещение: выплатой или направлением на ремонт. Потому что при выплате дефектовка должна проводиться на этапе осмотра, а вот при ремонте уже в автосервисе по направлению автоэксперты будут разбирать автомобиль и во время этого выявлять дополнительно повреждённые детали и агрегаты.
Скрытые повреждения при выплате
Здесь всё достаточно просто. Во время осмотра машины вы обязательно будете присутствовать. Если эксперт от страховщика по вашему мнению произвёл неполную оценку количества и качества ущерба, то позже вы в любом случае это выявите – уже когда будете ремонтировать авто.
Желательно (но не обязательно – это не урегулировано законодательством об ОСАГО) ещё в заявлении о страховой выплате, как мы уже говорили выше, указать о возможности наличия скрытого ущерба автомобилю и потребовать экспертизы на обнаружение таковых.
Во время же самого осмотра лучше всего привести автослесаря либо самостоятельно снять кузовные детали при эксперте, которые закрывают возможные скрытые повреждения. Важно не делать этого до приезда эксперта, так как в противном случае может быть отказано в выплате (это незаконно, конечно, но лишний повод для страховщика «зацепиться»).
Нередко именно так и приходится делать, так как эксперт от страховой организации по ОСАГО зачастую наплевательски относится к фиксации даже видимых повреждений, и ему буквально приходится «тыкать пальцем» на них.
Если зафиксировать то, что возможно повредилось, не удалось, и ваши настоятельные требования не помогли, в любом случае сначала необходимо дождаться выплаты, и по результатам выплаченной суммы денег оценивать, стоит ли подавать дополнительное требование о неполной компенсации ущерба. Также обязательно нужно в акте осмотра, который вам дадут на подпись, указать, что вы не согласны с результатом осмотра, так как возможны скрытые дефекты в результате ДТП.
Оптимальный порядок действий, если страховщик не посчитал все скрытые повреждения, в этом случае будет выглядеть для вас следующим образом:
- после ДТП вы подаёте заявление о страховом возмещении и предоставляете автомобиль на экспертный осмотр страховой компании,
- в рамках экспертизы происходит определение повреждений машины,
- далее будет согласование эксперта со страховой компанией суммы ущерба и калькуляция денег для выплаты,
- вам производится выплата,
- теперь для вас возможны 2 варианта:
- если выплаченной суммы недостаточно, то вам необходимо заказать независимую экспертизу, которая уже посчитает все скрытые повреждения, далее вам нужно подать досудебное требование с приложением экспертного заключения с суммой и потребовать в нём заплатить недостающую сумму, в том числе стоимость независимой экспертизы и иные расходы; при отказе в удовлетворении «досудебки» остаётся только подавать иск в суд;
- если выплаченной суммы достаточно, то вы либо ремонтируете автомобиль и забываете об этом инциденте, либо также заказываете независимую оценку, чтобы посчитали все повреждения и доплатили за них.
Скрытые дефекты при ремонте
В случае же направления на ремонт вопрос о том, как зафиксировать скрытые повреждения транспортного средства, становится несколько сложнее. Если при выплате дефекты за деталями кузова выявляются на осмотре, то при ремонте – уже по факту нахождения автомобиля на СТО и без владельца авто.
То есть порядок выявления скрытых дефектов здесь уже несколько иной:
- после ДТП по ОСАГО у вас стандартно рассматривают заявление (куда также нужно включить дополнительно требование о фиксации возможных скрытых повреждений) и проводят осмотр машины,
- эксперт выявляет все видимые повреждения и направляет на согласование данные в страховую,
- та, в свою очередь снова проводит расчёт возмещения,
- по результату в течение положенных 20 дней со дня подачи заявления вам выдают направление на ремонт,
- вы сдаёте автомобиль в выбранный сервисный центр и удаляетесь по своим делам,
- сервис, согласно вашему требованию, проводит дополнительный осмотр более глубокого ущерба, уже разбирая автомобиль, фактически начав производить ремонт,
- далее происходит досогласование со страховой компанией дополнительных повреждений, которые требуется исправить.
И в этом случае кроется наибольшая сложность – сами вы не будете видеть, какие скрытые повреждения удалось обнаружить во время такого осмотра, и все ли они исправлены. Особенно актуально это становится при ударах в задний или передний бампер.
Что же делать в таком случае? И здесь у нас уже 3 варианта действий:
- либо пытаться присутствовать на допосмотре возможных невидимых при собранной машине дефектов,
- либо уже постфактум определять скрытые повреждения в рамках независимой экспертизы,
- либо ещё до сдачи автомобиля на ремонт (но обязательно после осмотра представителем страховщика) снять кузовные детали самостоятельно для выявления скрытых изъянов и сфотографировать их.
Наиболее оптимальный видится последний вариант, потому как присутствовать при первом разборе автомобиля не всегда представляется возможным и договориться об этом с работниками сервиса не всегда удаётся. А проведение независимой экспертизы может быть накладно, так как вы и сами не уверены в наличии скрытого ущерба, а, если его и нет вовсе, то требовать от страховщика уже нечего, а независимая экспертиза оплачена.
Здесь следует отметить, что на этапе дополнительных согласований скрытых повреждений во время разборки и осмотра в сервисе часто страховая требует с владельца автомобиля доплату. Почему на это не стоит соглашаться, а также что можно и что нельзя подписывать в числе бумаг, мы написали в отдельной статье о направлении на ремонт по ОСАГО.
В целом же, далеко не всегда при наличии возможных невидимых на первый взгляд дефектов страховая будет всячески избегать возмещения за них. Так, по практическому опыту (и, соответственно, личному мнению) автора статьи, чаще всего за скрытые повреждения выплачивают такие компании как РЕСО, Альфа-Страхование, Зетта, Согласие, реже – Росгосстрах, Ингосстрах.