Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема ДТП: правила составления, требования

К большому сожалению, дорожно-транспортные происшествия и аварии на сегодняшний день – далеко не редкость. Несмотря на постоянный технический прогресс, количество аварий на данный момент только растет. Стоит понимать, что ДТП сильно мешают движению автомобильного потока, особенно в крупных городах. Любая, даже самая небольшая авария с минимальным количеством повреждений способна спровоцировать сильнейший затор на дороге и громадные пробки. Как можно решить эту проблему?

Ранее практически из-за любого ДТП необходимо было вызывать сотрудников ГИБДД и решать все вместе с ними. Однако эта система доставляет множество неудобств, как жертвам аварии, так и остальным участникам дорожного процесса. Простое решение в этом случае — предоставление возможности водителям решать проблему самостоятельно, а, стало быть, быстро. Поможет в этом специальная схема ДТП. Что она собой представляет?

Зачем составлять схему ДТП?

В 2020 году на основании схематического плана аварии происходит определение виновника дорожно-транспортного происшествия. Сотрудники ГИБДД и работники страховой компании получают возможность подробно разобрать обстоятельства случившегося. Если происходит обращение в суд, схема ДТП в обязательном порядке прикрепляется к материалам дела.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (495) 771-69-94 Москва; +7 (812) 449-44-43 Санкт-Петербург; +7 (800) 700-53-58 Бесплатный звонок для всей России.

Схема ДТП составляется после любой аварии. При составлении европротокола, действие может выполнить любой участник происшествия. Если ДТП требует вызова сотрудников Госавтоинспекции, они составят схему аварии самостоятельно. Чтобы документ был признан действительным, он должен быть оформлен в соответствии с положениями ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года об ОСАГО.

Примеры схем

Большинство водителей редко становятся участниками ДТП. Потому опыт составления схем отсутствует. Оптимальное решение – воспользоваться примерами.

При обгоне и перестроении

Столкновение автомобилей при обгоне – типичная ситуация. Выделим стандартные схемы:

  • перестроение на параллельную полосу движения;
  • удар сзади при движении в одном направлении;
  • выезд на встречную полосу.

Рассмотрим ситуацию: водитель «А» перестраивался, не рассчитал расстояние, допустил столкновение с машиной водителя «В». Движение – в одном направлении. Следует четко прорисовать линии траектории движения – пунктиром. Обозначается разметка, расставляются дорожные знаки. При отсутствии последних внизу указывается наименование трассы, её номер.

Резкое торможение, отвлекшийся водитель – причины столкновения ТС, двигающихся по одной полосе. Виновником признается в 99% случаев едущий сзади. Данный случай – наиболее простой. Схема типовая. Достаточно указать ориентиры.

Аварии, возникшие при обгоне, оформляются аналогично. Рассмотрим стандартную ситуацию: автомобиль «А» свершает обгон с перестроением на полосу встречного движения, ударяет обгоняемое ТС. Важный нюанс: точка начала движения отмечается на «своей» полосе.

ДТП на встречной полосе движения делает трактовку ДТП однозначной – виновен свершающий маневр. Лобовое столкновение приводит к серьезным повреждениям. Перед составлением европротокола стоит проконсультироваться со специалистом. Для аварии такого типа составить схему сравнительно просто.

При езде задним ходом

Столкновения ТС при движении задом сравнительно часто возникают на парковке. Повреждения минимальны (небольшие вмятины, царапины). Ущерб легко покрывается страховой выплатой по ОСАГО.

Существует несколько типовых схем:

  • выезд на перекресток задом;
  • столкновение на парковке;
  • столкновение на трассе.

Иногда требуется свершить маневр задним ходом для выезда на перекресток: происходит перестроение со второстепенной дороги на главную. Важно правильно указать наименования улиц, обозначить дорожные знаки.

Автомобильная стоянка часто становится местом происшествий. Ограниченная видимость, малая дистанция между припаркованными ТС затрудняют маневрирование. Частая ситуация: водитель сдает назад, ударяет движущийся перпендикулярно его траектории движения машину задней частью кузова. Обязательно указывается разметка, вписывается наименование улиц.

Водитель сдает задним ходом, ударяет едущий позади автомобиль. Доказать правоту пострадавшему достаточно сложно. Спасти положение может видеорегистратор. Все известно простое правило – «виноват тот, кто сзади». Наличие записи позволит доказать правоту.

На перекрестке

Пересечение двух дорог, особенно равнозначных – всегда место повышенной опасности. Наличие светофора позволяет снизить аварийность. Аварии возникают в следующих ситуациях:

  • при повороте на право;
  • столкновение под прямым углом;
  • одновременный поворот;
  • при повороте направо.

Многие светофоры снабжаются дополнительной секцией со стрелкой – зеленого цвета. Она позволяет свершать маневр в заданном направлении при запрете проезда прямо. Водитель «А» проезжает перекресток на зеленый сигнал. Возникает столкновение между передним бампером и левым передним крылом ТС «В». Свершающий маневр нарушил п.13.5 ПДД. Обязательно указывается светофор, сигнал, наименование улиц.

Столкновение под углом 90 градусов часто происходит на желтый свет светофора. Виновным становится водитель, не уступивший дорогу при наличии соответствующего знака. Знаки обозначаются в виде перевернутых треугольников.

ПДД допускают поворот направо из средней и крайней правой полосы. Подобны маневры разрешены не всегда. Рассмотрим схему, где водитель нарушает требование знака «движение по полосам». Расчерчиваются знаки, указывается траектория движения.

Поворот налево через полосу встречного движения – одно из самых частых ДТП. На схеме виновником является автомобиль «В» — свершающее поворот (свершало съезд с главной дороги на второстепенную).

ДТП со стоящим автомобилем

При столкновении со стоящим транспортом виновником всегда является водитель движущейся машины.

Существует несколько стандартных ситуаций:

  • во дворе;
  • не выключен ручник;
  • парковка на обочине.

Внутридворовые территории снабжаются узкими проездами. Длительная стоянка, парковка запрещены. Однако при столкновении виновным признается водитель движущегося ТС. На рисунке ниже при повороте налево передним бампером (правой частью) нанесено повреждение задней левой двери машины «А». Указывается улица, номер дома.

Читать еще:  Информация о дтп по vin бесплатно

Выключенный ручник нередко – причина ДТП без водителя. Остановка на наклонной поверхности приводит к произвольному движению. Автомобиль «А» скатывается и ударяет автомобиль «В».

Парковка «в карман» — сложный маневр. Даже опытные владельцы ТС не всегда могут удачно «вписаться» в небольшой промежуток между впереди стоящей и находящейся позади машиной. На рисунке ниже рассмотрена ситуация: «B» свершал маневр с целью парковки. Передней правой частью бампера задел «A» — повредил левое крыло.

В каких случаях составляется схема ДТП?

Схема ДТП должна быть составлена как можно раньше, по-возможности сразу после дорожно-транспортного происшествия. Это связано с тем, что движение на участке с аварией замедлится, но не прекратится и многие важные вещественные доказательства могут быть утеряны.

Автовладелец, который хоть раз оказывался в подобной ситуации, знает, что ожидание сотрудников ГИБДД может растянуться на очень долгий срок. Исходя из этого знания, необходимо составить схему самостоятельно, до приезда специалистов, пока важные детали происшествия не были утеряны из-за движения потока машин.

Несколько вариантов дальнейших действий при ДТП:

  • Не предпринимать никаких действий после ДТП. Дождаться сотрудников ГИБДД, которые в свою очередь составят схему ДТП и не зависимо от вас установят виновников аварии.
  • Нарисовать схему ДТП самостоятельно. Данный вариант возможен, только если виновник аварии согласен со своим положением. Составляется подробная схема, которая заверяется подписями участников аварии. С подписанной схемой, участники ДТП самостоятельно отправляются в инспекцию, для регистрирования происшествия и получения надлежащих справок для предъявления в страховую компанию.
  • Использовать оформление по Европротоколу. После самостоятельного оформления ДТП сразу же отправиться в страховую компанию, минуя очереди в инспекции (ГИБДД). Необходимо отметить, что оформление по Европротоколу имеет целый ряд особенностей и ограничений, хотя и значительно экономит время и силы всех участников ДТП и дорожного движения в зоне автомобильной аварии.

Обязательным условием для самостоятельного оформления ДТП являеются согласованные действия всех его участников. В случае, если возникают какие-либо разногласия, конфликтные ситуации и пр., необходимо дождаться сотрудников ГИБДД и разрешать ситуацию с их посредничеством.

Более того, неправильная схема – оформленная не по правилам, не будет принята ни в ГИБДД, ни в страховой компании. Именно поэтому, необходимо очень внимательно отнестись к ее составлению и последующему оформлению.

Методика составления схемы

Схему можно нарисовать на отдельном листе А4 (если аварию фиксируют сотрудники ГИБДД) или в пункте 17 Европротокола.

Если схема составляется самостоятельно водителями, ее нужно рисовать в бланке «Извещение о дорожно-транспортном происшествии», который состоит из основного листа и вкладыша.

На него копируются данные, вносимые на первый лист. Оба листа обладают равной юридической силой.

На бумагу наносят положение участка, где произошло столкновение, указывают названия соседних улиц, номеров домов, расположенных поблизости, или торговых центров и других возможных ориентиров, светофоров, знаков, разметок и так далее.

На бумагу схематично наносится положение автомобилей в момент столкновения (обычно ТС изображаются в виде прямоугольников), обозначаются «А», «В».

Для изображения направлений движения рисуют стрелки. Место столкновения — Х. Под изображением дается расшифровка условных обозначений.

В Извещении указывают следующие сведения:

  • место (если столкновение произошло на трассе, фиксируют ее название, километр), дату, точное время до минуты;
  • количество поврежденных автомобилей (2 при Европротоколе), есть ли пострадавшие (нужно указать «0» при Европротоколе, если Вы вносите другие данные, значит, необходимо вызвать ГИБДД);
  • свидетелей ДТП и их показания, если есть;
  • точную информацию о поврежденных машинах, владельцах ТС, лицах, которые управляли автомобилем в момент ДТП;
  • сведения о страховой компании участников, номер действующего полиса, срок его действия;
  • перечень повреждений автомобиля;
  • проводилось ли оформление ДТП сотрудником ГИБДД (нужно указать номер нагрудного знака в пункте 8);
  • в пунктах 9-15 водители указывают свои данные, данные своих ТС, повреждений, данные документов, страховщика;
  • в пункте 16 участники должны отметить одно из 23 предоставленных обстоятельств ДТП или описывают другое обстоятельство;
  • схема аварии (пункт 17).

Могут понадобиться следующие условные обозначения:

  • автомобили обозначают прямоугольниками, подписывают их как А, Б;
  • внизу документа должна быть ссылка, которая указывает на обозначение (например, А — ТС марки Nissan Qashqai, и его регистрационный номер;
  • обязательно отмечаются ссылки на обозначенную в схеме аварию, знаки и сигнал светофора.

Нужно обратить внимание, что:

  1. Стоянка — не остановка. Не отмечайте позицию «На стоянке», если машина остановилась на красный сигнал светофора. Нужно отметить, что «Остановился на запрещающий сигнал светофора».
  2. При обгоне одного ТС другим, если автомобиль при этом перестраивался, нужно отметить «Обгонял», «Менял полосу».

Для упрощения процедуры составления схем и оказания помощи участникам ДТП можно применять типовые схемы аварий. Как они рисуются?

Типовые схемы

Это совокупность данных о примерных обстоятельствах аварии, заполненных пунктах бланка о ДТП, рекомендаций о распределении ответственности за причиненный ущерб между участниками столкновения, а также графического изображения обстоятельств случившегося (расположение автотранспортных средств на дороге в момент аварии, место контакта, месторасположение знаков, разметки).

Всего в документе 31 пример типовых схем, описание обстоятельств, заключение.

Читать еще:  Как заполнить обратную сторону европротокола при дтп?

Схема ДТП — Образец (Пример)

Типовые схемы ДТП применяются в следующих случаях:

  1. При оформлении Европротокола, т.е. участники не привлекали к процессу сотрудников полиции.
  2. Применение таких схем целесообразно, если нет пострадавших, а также участники согласны с оценкой обстоятельств произошедшего. Из данного пункта очевидно, кто подписывает схему ДТП: оба участника.

Типовые схемы не составляются:

  • при нарушениях порядка и условий оформления ДТП, которые предусмотрены законом «об ОСАГО»;
  • при бесконтактном ДТП;
  • столкновение произошло вне процесса движения;
  • никакая из типовых схем не отражает обстоятельств случившегося;
  • нельзя установить механизм происшествия по документам, которые были предоставлены участниками;
  • на Извещении нет подписи сторон, которые удостоверяют факт согласия с обстоятельствами ДТП, или неправильно заполнены пункты 16,17.

Ответ на вопрос, как составить схему ДТП самостоятельно по образцу, можно найти на официальном сайте Росгосстрах: https://www.rgs.ru/upload/iblock/ded/izveshchenie_o_dtp.pdf.

Форма бланка есть в Приложении к Положению Банка России №431-П от 19.09.2014 года. Также по этой же ссылке можно найти подробную и актуальную инструкцию по заполнению бланка.

Заполненный бланк участники ДТП в течение пяти дней направляют в страховую компанию. Затем предоставляют свои автотранспортные средства на осмотр независимой технической экспертизы.

Оформление и подписание Извещения о ДТП — не акт, который признает виновность или невиновность участника аварии. Но правильно заполненный документ ускорит работу страховщика и позволит сократить сроки получения компенсации.

При составлении схемы учитывают всю информацию о случившемся, об участниках и свидетелях. Два комплекта бланков выдается при приобретении страхового полиса. Его стоит хранить в автомобиле.

Нужно следить за тем, что заполняет другой участник. В схеме не должно быть противоречий и несогласованных пунктов.

Если в Извещении не указаны какие-либо сведения, записи внесены неразборчиво, страховая компания будет вынуждена самостоятельно собирать недостающую информацию, что может повлиять на срок выплаты компенсации и на возможность признания случая страховым.

Извещение о ДТП заполняется печатными буквами, без ошибок. Необходимые ячейки отмечаются крестиком или галочкой. Если в графах нет сведений, нужно нарисовать длинный прочерк или «Z».

Если документ испорчен, трудно читаем, его необходимо переоформить. Вносить какие-либо изменения или дополнения после подписания и разъединения документа нельзя.

Если второй участник не желает подписывать бланк или заполнять его вместе, то обстоятельства не попадают под закон «об ОСАГО», оформить ДТП в упрощенном порядке не представляется возможным, необходимо вызывать ГИБДД.

Рекомендации:

  1. Исправления или дополнения заверяются подписями сторон.
  2. Не следует оставлять незаполненных граф.
  3. При наличии свидетелей и их согласии подтвердить обстоятельства их показания нужно обязательно зафиксировать.
  4. Следует указать общее количество заполненных клеток.
  5. В схеме укажите названия улиц, направление движения, положение ТС и другие детали. Можно воспользоваться типовыми схемами.
  6. Нужно постараться избежать противоречий, иначе в страховой выплате может быть отказано.
  7. Нужно обязательно подписать Извещение с двух сторон. Этим участники подтверждают, что разногласий нет.

После ознакомления с подробной инструкцией, указанной в статье, трудностей по составлению схемы ДТП возникнуть не должно.

Видео: Как составить схему ДТП

Какие выдаются документы при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД

Любое происшествие нуждается в составлении определенного набора материалов. От их содержания зависит способ дальнейшего отстаивания водителем своих прав. Разберемся с тем, что же должно фиксировать дорожную аварию.

Что должно быть указано в справке о ДТП

Сейчас этот документ уже не заполняется. Связано это с тем, что в 2017 году, а точнее 20 октября в действие вступил обновленный административный регламент, которым руководствуются сотрудники ГИБДД. По нему составление справки по дорожной аварии отменено.

Чтобы уладить вопросы со страховой компанией достаточно предоставить упомянутое выше извещение, прилагаемое к страховому полису. Его можно заполнить и до приезда полицейского экипажа.

Некоторые страховые компании предусматривают в своем документообороте получение памятки в отношении заполнения уведомления о случае на дороге. Ее следует внимательно изучить, поскольку ошибки в бланке могут затруднить получение возмещения.

Схема дорожного происшествия

Она отображает в графическом виде картину дорожного события. Если водители не подпадают под европротокол, схему чертит сотрудник ГИБДД. На ней отображаются положение транспортных средств в момент аварии, наличие дорожных знаков, светофоров, разметки проезжей части.

К схеме можно приложить фотографии с места события. Чем их больше, тем лучше.

Рисунок должен отображать ширину дороги и другие особенности. После его подготовки, на нем свои подписи ставят все участники ДТП. Стоит также отметить, что исправления, зачеркивания в схеме не допускаются. В противном случае это будет дополнительным основанием для оспаривания постановления о штрафе.

Единых нормативов по составлению схемы о ДТП законодательство на сегодняшний день не содержит. Поэтому следует четко проследить за тем, чтобы чертежи были максимально объективными.

Протокол

Он необходим для того, чтобы зафиксировать факт дорожного происшествия. В самом протоколе не идете речи о размере штрафа или лишении водительских прав.

Сам протокол об административном правонарушении должен иметь несколько обязательных реквизитов.
В их число входит.

  1. Дата, место составления документа.
  2. Указание инициалов, должности работника ГИБДД, составившего документ.
  3. Информация по водителю.
  4. Обстоятельства совершения ДТП (место, время, данные об автомобилях).
  5. Ссылки на пункты правил дорожного движения и нормы КоАП, которые были нарушены.

У сидевшего за рулем есть право как подписать протокол, так и отказаться от этого шага. К нему гражданин может приобщить свои пояснения. Это же могут сделать свидетели дорожной аварии.

Читать еще:  Как узнать сколько стоит страховка на автомобиль?

Квитанция

Она выписывается, если назначается штраф. В квитанции содержатся необходимые реквизиты для осуществления платежа. Внести деньги по указанному счету можно через учреждение банка, в режиме онлайн.

Например, заплатить сумму штрафа можно с помощью платежных терминалов Сбербанка. Подойдет и электронный кабинет. Даже существует вариант погашения санкций с помощью мобильного телефона.

Как рисовать схему

После можно приступать к рисованию схемы происшествия. Для этого понадобится чистый лист бумаги и синяя шариковая ручка, которые именно для таких случаев лучше всегда держать в бардачке. Также желательно пользоваться линейкой. Если её под рукой не окажется, что вполне вероятно, то чертить линии на схеме можно с помощью водительского удостоверения, кредитки или другого подобного предмета.

Осмотритесь вокруг, узнайте у прохожих или по карте ближайший к месту происшествия адрес и зафиксируйте точное время. Всё это понадобится при составлении схемы. Потом найдите двух очевидцев ДТП и попросите их выступить в качестве свидетелей.

1. Нарисуйте дорожное полотно

Сначала изобразите участок дороги, на котором произошло ДТП. Схематически отобразите дорожную обстановку, чтобы было понятно, где случилась авария: на прямом участке, на перекрёстке (и какого типа) или же на парковке. Так сотрудникам ГИБДД будет проще сориентироваться в ситуации, определить, какие правила были нарушены и кто из участников ДТП виноват.

2. Покажите разметку

Один из самых важных моментов при составлении схемы происшествия, который может сыграть ключевую роль в доказательстве или опровержении вины одного из участников ДТП. Нанесите на схему разметку, обязательно указав количество полос движения, разделительные линии, края проезжей части, а также дополнительную разметку вроде пешеходных переходов, если она присутствует.

3. Отобразите направление движения

Дополните схему и проставьте с помощью стрелок направление движения потока по каждой из полос. Отметьте, в какую сторону двигались участники происшествия, совершали ли они обгон, перестроение или другие манёвры.

Особое внимание этому пункту стоит уделить, если авария произошла на пересечении дорог.

4. Нарисуйте положение автомобилей во время происшествия

Нанесите транспортные средства участников ДТП, чтобы показать их расположение относительно друг друга до момента столкновения и после. Можно использовать любые обозначения, но чаще всего машины изображают в виде прямоугольников, помечая переднюю часть с помощью треугольника.

Вместо того чтобы писать марку и модель каждого автомобиля, нужно просто присвоить им буквенное или цифровое обозначение. Например, «А» и «Б» или «1» и «2». Под схемой можно будет расшифровать их, указав полную информацию и характер полученных повреждений.

5. Укажите траекторию автомобилей

С помощью нанесённой на схему траектории сотрудники ГИБДД и страховая компания смогут правильно оценить все факторы, повлиявшие на ДТП, чтобы определить виновника и назначить возмещение ущерба.

Пунктиром следует изобразить траекторию обоих участников происшествия незадолго до ДТП, показать их расположение. Следы торможения, если они есть, тоже нужно обозначить на схеме.

6. Сделайте привязку к местности

На схеме указываются названия улиц и направления движения по ним. Не забудьте отметить ближайшие здания и обозначить края проезжей части.

Кроме того, стоит указать расстояния от передних и задних колёс машин до обочины, а также расстояния от каждого из автомобилей до столба, дерева или другого неподвижного объекта.

7. Опишите детали происшествия

В конце нужно добавить на схему важную дополнительную информацию: находящиеся рядом с местом ДТП знаки дорожного движения, светофоры и их сигналы. Всё это также поможет установить обстоятельства происшествия и принять правильное решение по нему.

Имейте в виду, что в схему нельзя вносить никакие исправления. Поэтому будьте предельно внимательны и не допускайте ошибок.

Как составить схему ДТП онлайн?

У неопытных водителей могут возникнуть проблемы с составлением схемы ДТП, специально для таких ситуаций созданы несколько онлайн-сервисов, облегчающих в 2020 году данную задачу:

  • Автокадабра. Простой в управлении редактор на одном из популярнейших автомобильных сайтов. С его помощью можно воспроизвести даже очень сложную аварию, так как количество элементов (дорожных знаков, ТС, разметки и т.д.) в данном сервисе не ограничено. Это наиболее популярный в своём роде инструмент. Ссылка — http://autokadabra.ru/road-editor
  • Составление схемы ДТП онлайн. Воронежская компания, занимающаяся выкупом автомобилей разработала собственный сервис. От предыдущего он отличается неприхотливостью (работает даже при медленном интернет — соединении). Ссылка — https://avtovikup136.ru/составление-схемы-дтп-онлайн/
  • Конструктор дорожных ситуаций. Ещё один мощный сервис для составления схемы ДТП. Отличается более разнообразным функционалом. Единственный минус – относительно долгая загрузка страниц (это связано с тем, что при первом запуске загружается библиотека различных файлов и данных). Ссылка — http://www.roadimage.ru

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

При нарушении порядка составления плана ДТП, несоблюдения правил нанесения чертежа или даже помарки при обозначении транспортного средства, документ признается недействительным. Его не примут к рассмотрению в суде, по нему не удовлетворят запросы страховые компании. Легкомысленное отношение к прорисовке плана аварии зачастую становится причиной невозможности получить денежную компенсацию водителем даже при его невиновности. Ввиду того, что в правильности оформления документа больше заинтересована пострадавшая сторона происшествия, именно она должна все проверить перед тем, как поставить свою подпись.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector