Цель служебного расследования дтп - Журнал Автомобилиста
Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Служебное расследование ДТП на предприятии: рассматриваем со всех сторон

Служебное расследование ДТП на предприятии: рассматриваем со всех сторон

У многих предприятий на балансе находится собственный автотранспорт. И вот один из автомобилей попадает в аварию.

В этом случае необходимо провести служебное расследование ДТП. Его назначение – установить объективную картину происшествия и степень вины в нем водителя предприятия.

Служебное расследование – понятие, цели, регламентация

В случае аварии сотрудники ГИБДД, приезжающие на место, а также представители следственных органов (если последствия ДТП тяжелые) обязаны выяснить причины случившегося, определить виновность водителя транспортного средства и других участников в целом.

Если автомобиль принадлежит бизнес-субъекту, то в дополнение к этому проводится локальное служебное расследование, в ходе которого изучаются:

  • обстоятельства, предшествующие аварии;
  • причины происшествия;
  • имеющиеся последствия;
  • участники аварии, их действия и вина.

Следовательно, целями проведения данного мероприятия являются:

  • установление обстоятельств и причин случившегося;
  • определение нарушений правил, локальных инструкций и нормативов;
  • принятие мер по недопущению ДТП в будущем.

Локальным нормативным актом, регулирующим процесс проведения расследования, является соответствующее Положение. Оно должно содержать методику разбора происшествия и документальное сопровождение.

Цель служебного расследования

Проведение разбирательств необходимо, чтобы установить условия и причины возникшей ситуации. Также нужно проверить, были ли нарушены правила и нормы, регулирующие безопасное дорожное движение. Кроме этого, продумываются мероприятия, целью которых будет устранение причин возникшей ситуации.

Знаете ли вы? В Уругвае, в единственной стране мира, пребывание за рулём пьяного водителя в момент аварии, является смягчающим обстоятельством.

Сбор доказательств

Чтобы провести полноценное служебное расследование, не обойтись без выезда на место аварии. Собственно, весь порядок действий водителя и ответственных лиц регламентирует Положение о служебном расследовании ДТП на предприятии.

Итак, первым делом к месту аварии отправляется сотрудник организации. Если в штате предусмотрен специалист по безопасности дорожного движения, то ехать следует ему. Если такового нет, едет сотрудник, которого определяет руководитель предприятия.

Уже на месте, если есть необходимость, сотрудник должен оказать помощь пострадавшим, вызвать сотрудников полиции и только затем приступать к сбору информации о ДТП. Порядок расследования аварий всегда стандартный, специалист должен быть ознакомлен с ним заранее.

С этой целью сотрудник тщательно осматривает место аварии и письменно фиксирует следующие детали.

  • Подробно описывает место аварии. Здесь же надо зафиксировать и плохие погодные условия, если таковые наличествуют.
  • Указывает дату и время происшествия.
  • Заносит основные сведения о попавшей в аварию машине, описывает цель поездки и перевозимый груз.
  • Дает описание состояния водителя. Здесь следует уточнить: не просто время аварии, а какой по счету рабочий час это был для водителя.

Кроме описания обстоятельств аварии сотрудник должен сделать четкие фотографии места происшествия и (по возможности) видеосъемку, стараясь запечатлеть как можно больше информации (следы на дороге, характер повреждений, расположение машин так, чтобы были видны номера). Все эти сведения впоследствии пригодятся, чтобы составить акт технического расследования причин аварии.

Акт служебного расследования ДТП на предприятии

Итоговым документом работы комиссии предприятия по расследованию дорожно-транспортного происшествия, участие в котором принимало служебное транспортное средство, является акт служебного расследования.

Данный документ составляется и подписывается всеми участниками комиссии, которая была создана согласно приказу руководителя.

К оформлению акта служебного расследования, членам комиссии следует подойти со вниманием, ведь данный документ и все материалы, на основании которых он составлен, можно будет в дальнейшем предоставить в судебное заседание.

С его помощью можно будет доказать, что водитель предприятия, участвовавший в происшествии, не виновен.

Следует иметь в виду, что выводы комиссии являются внутренним документом предприятия, и определить, виновен водитель в аварии или нет, может только суд.

Кроме того, в процессе расследования уголовного дела по делу о ДТП, материалы служебного расследования могут быть затребованы следственным работником.

Ведь в материалах служебного расследования могут содержаться данные, которые не были обнаружены или учтены при осмотре места происшествия.

Поэтому в акте указывается:

  • в первом разделе приводится состав всех членов комиссии; общие сведения, относящиеся к данным о транспортном средстве; данные о водителе, который попал в аварию на служебном транспорте; обстоятельства дорожно-транспортного происшествия глазами членов комиссии;
  • во втором разделе указывается на «условия, предшествующие происшествию»; излагается, кто из должностных лиц и когда выпустил водителя на рейс; проходил ли водитель медицинский осмотр; маршрут движения, который был установлен предприятием и фактический маршрут, по которому он ехал;
  • третий раздел включает сведения по дорожным условиям, состоянию дорожного покрытия, погодным условиям, наличию инфраструктуры в месте происшествия;
  • в четвертом разделе излагается вся информация, касающаяся водителя, его стаж и опыт работы, состояние здоровья, характеризующие данные;
  • пятый раздел посвящен транспортному средству, его техническому состоянию, проводимым ремонтам, заменам узлов и агрегатов, а также другим сведениям о транспортном средстве, которое участвовало в столкновении с транспортом предприятия;
  • в шестом разделе перечисляются меры, которые принимаются предприятием по обеспечению безаварийной эксплуатации транспортных средств; выявленные в ходе расследования недостатки и принимаемые меры;
  • седьмой раздел посвящен выводам работы комиссии: кто виновен в совершении ДТП, каковы его причины и способствующие условия.
Читать еще:  Трассологическая экспертиза после дтп пример

Акт имеет приложения, которые состоят из таких документов:

  • документы в копиях, которые удалось заполучить от сотрудников ГИБДД, включая схему происшествия;
  • пояснения водителя транспортного средства предприятия, которое попало в аварию, а также должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию ТС предприятия;
  • сведения о пострадавших, которые удалось установить;
  • форма учета дорожно-транспортного происшествия, которая предоставляется в необходимые инстанции и государственные службы.

Форма учета предназначена для ежемесячной сверки с органами ГИБДД, а вторая ее часть используется для внутреннего пользования.

Расследование ДТП со смертельным исходом

Служебное расследование дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом проводиться по той же схеме, что и ДТП без жертв. В этом случае уполномоченный сотрудник предприятия также должен осуществить сбор документов об аварии, подготовить все необходимые бумаги, описывающие обстоятельства столкновения.

В случае если сотруднику организации, равно как и дорожному инспектору, удастся установить виновность автомобилиста, водитель будет привлечен не только к материальной, но и к уголовной ответственности. Каждый отдельный случай рассматривается следователем в индивидуальном порядке, по результатам чего специалистом выносится решение.

Несчастные случаи, в том числе смертельные, тяжелые и групповые, происшедшие в результате ДТП, расследуются комиссией работодателя, но с обязательным использованием материалов расследования ГИБДД.

Первые действия работодателя, если ДТП с участием сотрудника произошло:

1 — на территории предприятия.

    немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в больницу; вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД; сохранить до начала расследования несчастного случая обста­новку, какой она была на момент происшествия (оградить место аварии до приезда сотрудников ГИБДД); если произошел тяжелый несчастный случай или несчастный случай со смертельным исходом, нужно сообщить об этом родственникам пострадавшего.

2 — за пределами предприятия.

В таких случаях пострадавшие сами вызывают на место происшествия сотрудников ГИБДД, скорую медицинскую помощь, сообщает работодателю.

Сотрудники автоинспекции фиксируют обстановку на месте ДТП (составляют схему места ДТП, берут объяснения у участников), составляют протокол осмотра места происшествия.

Куда сообщить информацию о несчастном случае в результате ДТП

После того как работодатель узнал о дорожно-транспортном проис­шествии с застрахованным сотрудником на производстве, он обязан в течение суток проинформировать об этом ФСС России.

Если произошел тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом, руководителю нужно известить:

    ГИТ, на территории которого произошел несчастный случай; прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; администрацию по месту регистрации; территориальный орган, контролирующий организацию (например, Ростехнадзор); территориальное объединение профсоюзов.

Как создать комиссию для расследования несчастного случая в ДТП

Перед тем как создать комиссию по расследованию несчастного случая, работодатель должен определить степень тяжести травмы сотрудника. Для этого нужно получить в медицинском учреждении, куда обращался или находился на лечении пострадавший, заключение по форме № 000/у.

Если в результате несчастного случая сотрудник получил легкий вред здоровью, то руководитель предприятия должен создать и возглавить комиссию в составе не менее трех человек. В нее нужно включить:

Читать еще:  Как узнать были ли аварии по осаго

    специалиста по охране труда; представителя работодателя; представителя профсоюза или другого представительного орга­на работников.

Если один или несколько пострадавших в ДТП сотрудников получили тяжелые повреждения здоровья либо кто-то из них погиб, комиссию должен возглавить инспектор ГИТ или Ростехнадзора.

Пострадавшего или его законного представителя не включают в состав комиссии. Но они могут лично участвовать в расследовании несчастного случая и знакомиться с собранными материалами.

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорож­но-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес).

С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и по­врежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.

Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник пред­приятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить води­тельское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

    Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Необходимый минимум документов, которые нужно получить в ГИБДД, – это справка о ДТП и постановление, о возбуждении (или отказе в возбуждении) уголовного дела.

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспе­чена безопасность дорожного движения, в том числе:

    соответствует ли техническое состояние, комплектация транс­портных средств требованиям нормативных документов; соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок; был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транс­портного средства; проходил ли водитель медицинское предварительное (периоди­ческое) освидетельствование; имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения тру­довой дисциплины; как организовано техническое обслуживание и ремонт автомо­билей; есть ли на предприятии наглядная агитация, информация води­телей об условиях движения, погоды и опасных участках; как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых ме­дицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех при­частных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы доку­ментов из постановления Минтруда России от 01.01.01 г. № 73:

-осмотр места происшествия — форма № 7;

-опрос очевидцев происшествия ( пострадавшего) — форма № 6;

-акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2;

-заключение государственного инспектора труда — форма 5;

    запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчаст­ных случаев — форма № 9.

Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней. Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на рассле­дование отведено 15 дней.

На практике эти сроки могут существенно увеличиваться. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени. По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней ( ст. 229.1 ТК РФ). Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.

Приостановка расследования несчастного случая на производстве

Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего со­трудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия при­останавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.

Читать еще:  Должен ли виновник дтп выплачивать страховой компании?

Выводы комиссии

На основании собранных материалов комиссия:

    устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;

выявляет виновных, допустивших нарушения требований охра­ны труда;

    вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев; определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в мо­мент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием; квалифицирует происшествие как несчастный случай на произ­водстве или как несчастный случай, не связанный с произ­водством.

Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.

В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).

Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет.

Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:

    в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодате­ля и ФСС; в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.

Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчаст­ных случаев на производстве.

В случае группового, тяжелого или со смертельным исходом несчастного случая на производстве работодатель в течение трех дней отправляет:

    в прокуратуру (при тяжелом несчастном случае и со смертель­ным исходом) оригинал акта по форме 4 и копии акта Н-1 и всех материалов расследования; ФСС — оригинал акта Н-1 и копии всех материалов расследования;

ГИТ, территориальное отделение профсоюза и Ростехнадзор (при необходимости) — копии всех материалов расследования

После того как у пострадавшего закончилась временная не­трудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ (в некото­рых ситуациях в территориальные органы Ростехнадзора или Ространснадзора).

Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудни­ка, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.

Как оформлять учет ДТП в организации

Чтобы оформить учет ДТП, вам для начала следует завести «Журнал учета ДТП». Видео о заполнении журнала можно посмотреть здесь: Заполнение журнала ДТП — видео

Приказ Минтранса РФ от 2 апреля 1996 г. № 22 «Об утверждении формы учета ДТП» устанавливает две формы учета – внешнюю и внутреннюю. Соответственно, в журнале должно быть два раздела:

Раздел 1. Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел.

Раздел 2. Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования.

Для оформления Раздела 1 достаточно раз в месяц направлять в ГИБДД уведомление о ДТП и запрашивать у них номера карточек учета. Эти номера и вносятся в Журнал. То есть первичное заполнение Раздела 1 будет довольно простым и формальным: Дата и время ДТП, Место ДТП, Номер карточки учета. Остальные данные надо внести уже после заполнения Раздела 2.

Раздел 2 заполняется по результатам служебного расследования. Чтобы его начать, вам потребуется пачка документов.

Итоги расследования

Комиссия в процессе служебного расследования на предприятии ДТП определяет вид аварии, изучает все обстоятельства дела и выясняет, имеются ли пострадавшие. Также важно понять размер причиненного ущерба, выявить состояние водителя на момент столкновения. В качестве результата проведенной работы получают заключение, которое содержит один из следующих итогов:

  • Имеется ли вина водителя с обоснованием, в чем она выражается.
  • Какова причина случившегося, с указанием ссылок на пункты ПДД.
  • Наличие сопутствующих факторов, отягощающих вину или напротив оправдывающие виновника.

Все полученные сведения обязательно заносятся в бланк акта, к которому прикладываются документы, имеющие непосредственное отношение к аварии. Если они противоречат выводам правоохранительных органов, потребуется дополнительная проверка.

Любое ДТП с участием служебного транспорта требует проведения расследования. Организует его предприятие путем создания специальной комиссии. Она обязана соблюсти в процессе установленный порядок и предоставить акт до истечения 5 дней. Полученные данные сверяются с теми, чем располагают правоохранительные органы. Кроме этого проводятся профилактические мероприятия для исключения повторения подобных ситуаций.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector