Что выбрать: гидроусилитель или электроусилитель руля
Что выбрать: гидроусилитель или электроусилитель руля?
Вчитываясь в список опций каждой из комплектаций автомобиля, нередко можно встретить такой механизм, как усилитель рулевого управления. Однако на одних автомобилях он значится как ГУР, а на других – как ЭУР. «Калина» также оснащается подобным усилителем. Как он работает и что собой представляют оба типа механизмов? Все плюсы и минусы гидроусилителя и электроусилителя руля, принцип работы – далее в нашей статье.
Гидроусилитель руля или ГУР
За аббревиатурой ГУР скрывается гидравлическая система или попросту гидроусилитель руля. Примечательно, что именно гидросистемы впервые стаи применяться для решения проблемы тяжелого руля – и гидравлические приводы до сих пор не теряют своих позиций. В то же время современные ГУР разительно отличаются от своих предшественников, появившихся еще в во второй половине прошлого века.
Современный гидроусилитель имеет в своей конструкции следующие компоненты:
- бачок со специальной жидкостью (нередко здесь используется трансмиссионное масло для коробок-«автоматов»);
- насос, нагнетающий жидкость;
- гидроцилиндр с размещенным внутри поршнем, конструктивно этот механизм напоминает шприц;
- золотниковый распределитель;
- система шлангов подачи и отведения жидкости.
Принцип работы ГУР системы достаточно прост и надежен. Насос получает энергию от двигателя через ременную передачу и нагнетает жидкость из бачка в распределитель. Когда водитель поворачивает рулевое колесо, на распределитель подается команда направить жидкость в ту или иную часть цилиндра. Она создает внутри него давление, под действием которого смещается поршень. А движение поршня уже помогает поворачивать колеса в ту или другую сторону. Когда руль возвращается в прямое положение, жидкость возвращается в бачок.
Как определить ГУР или ЭУР установлен в автомобиле
Определить какой узел установлен на выбранной марке машины можно и без помощи продавца. Для этого необходимо заглянуть под капот автомобиля. Если там вы обнаружили бачок с соответствующей пиктограммой, на которой изображен руль – значит, перед вами авто с ГУР. Именно в этот бак и заливается жидкость для гидроусилителя руля. Если бачка нет, а руль при этом крутится свободно, то это означает, что в машине установлен ЭУР.
Полезно! В некоторых машинах бак для жидкости гидроусилителя располагается в бампере и при этом устройство представляет собой гибрид электро- и гидроусиления. Но, такие авто можно пересчитать по пальцам. Например, несколько моделей Opel Zafira оснащены именно такими «скрытыми» узлами ЭГУР.
Чтобы разобраться, что лучше электроусилитель или гидроусилитель, сначала стоит сказать об особенностях и отличиях каждой из этих систем в отдельности.
Гидроусилитель руля
ГУР сегодня более распространен, в отличие от электрической системы, которая только набирает обороты. Гидроусилитель состоит из сложных узлов – трубопроводов низкого и высокого давления, ремней и прочих элементов, по которым циркулирует жидкость, заливаемая в специальный бак, соединенный с насосным оборудованием. Как только водитель поворачивает руль, происходит целый ряд процессов. Сперва жидкость под высоким давлением подается через распределитель в рулевой механизм, после чего она нагнетается в гидроцилиндре, создавая тем самым давление, которое оказывает влияние на поршень. В результате смещения последнего, степень усилия, которое водитель прилагает для поворота руля, снижается. При движении по прямой траектории жидкость гидроусилителя отходит обратно в бачок. Как видите, это довольно сложная закрытая система циркуляции жидкости, в которой участвует много элементов, каждый из которых может со временем выйти из строя.
Если говорить об особенностях работы ГУР, стоит упомянуть следующие недостатки:
- Гидроусилитель потребляет энергию мотора, в связи с чем мощность двигателя заметно падает.
- Система довольно капризна и требует периодического обслуживания (замена жидкости гидроусилителя должна выполняться каждые 50 000-80 000 километров пробега или как только ее уровень в бачке понизился до минимальной отметки). Кроме этого, довольно часто приходится подтягивать ремень насоса.
- Обязательным условием для правильного функционирования ГУР является полная герметичность узлов.
- Температурные колебания оказывают пагубное влияние на жидкость гидроусилителя, в результате чего падает эффективность всей системы в целом.
Помимо этих недостатков, многие автолюбители часто жалуются, что гудит гидроусилитель руля при повороте. Эта проблема может быть связана с поломкой в рулевой рейке, проблемами с насосом, ремнем или некачественным маслом. В результате того, что система, призванная упростить жизнь автолюбителей, начала приносить много хлопот, был разработан более простой и удобный механизм – электроусилитель.
Электроусилитель руля
ЭУР по своей конструкции намного проще гидравлического усилителя. По большому счету это небольшой электромотор, блок управления и два датчика: крутящего момента и угла поворота. Устройство, установленное на самой рулевой рейке или колонке, считывает информацию о том, какой водитель передает угол поворота. При этом с помощью торсионного вала, который встроен в узел рулевого управления, передается крутящий момент.
Если говорить о том чем отличается гидроусилитель руля от электроусилителя руля, то в первом случае усилие, которое прилагается к рулю снижается за счет давления и циркулирующей жидкости, во втором, информация преобразуется благодаря электрике, в результате чего колеса выполняют легкий поворот. Электронный блок гидроусилителя в этом случае анализирует данные и уже на их основании рассчитывает, сколько тока потребуется электромотору. Благодаря этому при парковке или резких маневрах производится наибольшее усилие со стороны ЭУР. При медленных поворотах электроусилитель снижает силу крутящего момента и практически не задействуется.
Если говорить о преимуществах ЭУР перед ГУР, то стоит отметить следующие плюсы электроусилителя:
- Он занимает минимум пространства.
- В процессе эксплуатации ЭУР потребляет энергию, только в те моменты, когда он используется. ГУР же работает постоянно, как только вы завели двигатель.
- Электроусилитель работает бесперебойно как в сильные морозы, так и в жару.
- Так как ЭУР состоит из меньшего числа элементов, то он надежнее, так как не требует постоянного обслуживания и ремонта.
Тем не менее, электроусилители обладают своими особенностями, которые смущают некоторых водителей. Поэтому попробуем разобраться, какая система лучше показывает себя в управлении.
Принципы работы ЭУР
Система состоит из вспомогательного рулевого двигателя на колонне с рулевой рейкой на колесах (это главное, чем отличается электроусилитель руля от гидроусилителя) и устройства для измерения крутящего момента в рулевой колонне. Колонна разделена на две части. Часть, прикрепленная к рулю, соединяется с нижней частью рулевой рейки через торсионный стержень с устройством для измерения крутящего момента.
Верхняя половина и нижняя половина имеют магнитные датчики. Когда верхняя половина рулевой колонки начинает двигаться, магнитные датчики посылают сигнал на компьютер управления усилителем руля. Компьютер перемещает двигатель в соответствии с командой входящего крутящего момента.
Чем быстрее водитель поворачивает руль, тем быстрее колеса будут реагировать. Время отклика составляет несколько миллисекунд.
Плюсы:
- Если двигатель заглохнет, система электроусиления руля будет продолжать работать.
- Электроэнергия используется только при вращении руля.
- Электродвигатель и система управления ЭУР более устойчивы к возрасту.
- Не использует гидравлическую жидкость, следовательно, не бывает утечек.
Минусы: если возникнут проблемы, придется обращаться в автосервис. Только там смогут провести компьютерную диагностику, чтобы выяснить, что не так с системой.
Сравнение ГУР и ЭУР
Пытаясь разобраться, электроусилитель или гидроусилитель стоит использовать, необходимо сравнить их, чтобы понять, в чем их кардинальные отличия. Так, ГУР представляет собой очень громоздкое и массивное устройство. Что касается ЭУР, то он имеет компактные размеры и легко устанавливается. Из-за сложного устройства ГУР с его ремонтом часто возникают сложности. К примеру, чтобы заменить ремень, для начала необходимо до него добраться. А для этого нужно снять шкив ГУР.
ГУР отличается тем, что работает в постоянном режиме. Из-за этого он достаточно быстро изнашивается. С ЭУР такой проблемы нет. Он включается только в нужный момент.
Еще одно отличие гидроусилителя от электроусилителя руля заключается в том, что ГУР требует регулярного обслуживания. В нем необходимо периодически менять жидкость. Также следует менять износившиеся сальники на новые, чтобы восстановить герметичность системы. В ЭУР расходников нет, поэтому и их замена не требуется. Это исключает проблемы с обслуживанием усилителя.
Также важно помнить, что если на автомобиле установлен гидроусилитель руля, то рулевое колесо нельзя слишком долго задерживать в крайнем положении. Продолжительность такого состояния не должна быть больше пяти секунд. В противном случае есть риск возникновения проблем. С ЭУР они исключены.
Режимы работы электроусилителя
Работа рулевого управления может осуществляться в нескольких режимах:
- Активный возврат руля в среднее положение.
- Поворот автомобиля на большой и малой скорости.
- Поддержка среднего положения руля.
- Поворот автомобиля в обычных условиях.
Как и в случае с ГУРом, управление колесами осуществляется рулем. Однако здесь усилие передается через торсион. Закрутка последнего измеряется соответствующими датчиками (угла поворота, крутящего момента и т. д.). Так, усилие от двигателя передается на рейку. Затем через рулевые тяги происходит поворот ведущих колес в нужном направлении. Работа узла не зависит от положения и частоты оборотов коленчатого вала.
Немного истории
Довольно длительное время никто и не задумывался об усилителях руля. Автомобили были медленными, легкими и требования к комфорту были невысоки. Поэтому просто делали диаметр «баранки» больше, и водителю приходилось наяривать огромным рулем по пять-шесть оборотов от упора до упора. Но никто не жаловался, и не заморачивался по поводу ГУР или ЭУР .
Как-то отец мне рассказывал истории про своего приятеля, который работал водителем на старом послевоенном МАЗе, в котором усилителя как раз не было. Так этот самый приятель очень сильно возмущался по этому поводу, но зато за год работы на этом автомобиле неплохо так подкачал руки и раздался в плечах. Но не все хотели заниматься силовыми упражнениями на работе и именно поэтому, первыми об облегчении управления задумались водители грузовиков. Конструкторами был разработан специальный гидравлический механизм, который монтировался непосредственно в систему рулевого управления и упрощал вращение рулевого колеса.
На этом полезность изобретения не заканчивалась. Уменьшились вибрации на руле и обратная связь от неровностей дороги. Так же, использование ГУР улучшило безопасность автомобиля: при повреждении шин передних колес стало легче удержать руль в заданной траектории движения.
С момента изобретения ГУРа прошло уже не один десяток лет, и этот механизм постоянно совершенствовался. Эволюционным шагом стало применение не гидравлики, а электрики в усилителе руля. Так был изобретен ЭУР, который сегодня очень популярен и устанавливается на различные модели автомобилей. Так в чем же отличия между этими двумя технологиями и все же ГУР или ЭУР, что лучше?
Гидроусилитель руля
- Дешевизна в производстве
- Хорошая обратная связь с дорогой
- Комфортно управлять, как на высокой, так и на низкой скорости
- Нельзя долго держать в крайнем положении, возможна поломка
- Необходимость обслуживания механизма, замена масла.
- Дорогой ремонт при поломке
- Создает дополнительную нагрузку на двигатель
- Занимает много места под капотом
- При поломке нельзя управлять автомобилем
Электроусилитесь руля
Система из электродвигателя, электронного блока управления, датчиков крутящего момента и угла поворота руля. ЭУР не настолько громоздкий механизм, как ГУР, поэтому монтируется непосредственно на рулевой колонке или рулевой рейке. В отличие от ГУРа, где усилие на руле меняется при помощи циркулирующего в системе масла, ЭУР делает это посредством силы тока. ЭУР умеет рассчитывать усилие в зависимости от скорости движения автомобиля и угла поворота руля: если вы паркуетесь, то ЭУР будет работать по максимуму, а если движетесь на большой скорости, то электроусилитель будет прилагать минимум усилия для лучше остроты управления.
- Хорошая связь с дорогой
- Простота конструкции и обслуживания
- Компактность
- Острота управления на больших скоростях
- При поломке можно управлять автомобилем
- Высокая стоимость
- Требуется установка более мощного генератора
Я считаю, что в вопросе «ГУР или ЭУР, что лучше?» ответ очевиден. Прогресс не стоит на месте и сейчас многие мировые автопроизводители делают свой выбор в пользу электроусилителя руля. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что ГУР это механика, а электронике доверия нет, но я уверен, что в скором будущем гидроусилитесь уступит место электроусилителю руля.
Это была очередная статья для нашей рубрики «Советы». Заходите на наш сайт чаще!
ЭУР: что это такое в автомобиле (электромеханический усилитель рулевого управления, ЭМУР, ЭУРУ)
Эур что это такое в автомобиле? Работает как электрический мотор. Воздействует на рулевое управление посредством электрического привода.
Датчики анализируют положение руля. Показания сообщаются электронному блоку управления, где их обрабатывает специальная компьютерная система. Отсюда руководящие сигналы передаются помещенному в рулевое устройство электрическому мотору. Он преобразует электрическую энергию в механическую, облегчая вождение.
Плюсы и минусы ГУР
К безусловным преимуществам гидроусилителей можно отнести следующие моменты:
- адаптированность к высоким нагрузкам, которая позволяет использовать ГУР на тяжелых машинах, включая грузовики;
- относительная дешевизна, которая сказывается и на общей стоимости машины;
- удобство управления машиной в широком скоростном диапазоне;
- относительная простота обслуживания и доступность ремонта;
Есть у ГУРа и свои недостатки:
- на работу насоса используется мощность двигателя;
- сальники легко повреждаются, в результате чего система начинает течь;
- эффективность работы гидроусилителя напрямую зависит от уровня жидкости в его бачке;
- жидкость нужно периодически менять;
- ГУР не дает возможности индивидуально отрегулировать рабочие характеристики рулевой системы.
Принцип действия электроусилителя руля (ЭУР)
Электроусилитель (ЭУР) предполагает использование электродвижущей силы (от электродвигателя, входящего в устройство) для оказания дополнительного воздействия на шестерню рулевой колоны, которая передает и трансформирует вращательное движение в поступательное. В действительности устройство электроусилителя руля (ЭУР) намного проще, нежели устройство гидроусилителя. Особенность и преимущество данного механизма это отсутствие шлангов, сальников позволяет снизить риски поломки, утечки или отказов.
Электроусилитель (ЭУР) состоит из силового агрегата (электрической машины синхронного типа), управляющего контролера (позволяющего настроить индивидуальные параметры работы) и два датчика (момента и скорости). Важно отметить, что в электронном блоке управления электроусилителя (ЭУР) существует программа стабилизации среднего положения колес.
Электроусилители бывают двух типов:
- Встраиваемые непосредственно на рулевую колонку.
- Встраиваемые на рулевую рейку (принципиально не особо важно, во втором случае не нагромождается рулевая колонка).
Преимущества над гидравлическим аналогом:
- простота и быстрота установки;
- энергосберегающая система руль с электрическим усилителем (ЭУР) работает не постоянно, а только во время вращения;
- компактность;
- возможность настройки компенсационного усилия для «обратной связи с дорогой»;
- жидкость отсутствует в системе, значит нет давления влияющего на износ;
- хорошо ведет себя на любых скоростях автомобиля и в любых режимах работы.
Недостатки электроусилителя руля (ЭУР):
- мощность электроусилителя (ЭУР) зависит от мощности электрогенератора, как правило, уступает по мощности гидроусилителю;
- конструкция не исключает возможность перегрева (при движении по бездорожью);
- не все заводы изготовители предусматривают ремонт и обслуживание электроусилителя (ЭУР), обычно производится замена узла в сборе (из соображений безопасности);
- высокая стоимость агрегата.
- датчика положения ротора;
- электронного блока управления;
- датчика момента;
- перегрев электромотора.