Как проверить катушку зажигания мультиметром
Как проверить катушку зажигания мультиметром
Часто бывает, что машина не может завестись, даже если аккумулятор полностью заражен. Автовладельцы теряются в догадках относительно причин возникновения проблемы. При этом не все знают, что в первую очередь нужно тщательно проверить катушки. Их можно проверять по-разному, с помощью различных приспособлений и устройств. Поэтому важно понимать, как проверить катушку зажигания мультиметром.
- Типы катушек зажигания
- Принцип действия
- Процесс и правила проверки
- Как проверяют катушки мультиметром
- Подбор тестера
- Профессиональное тестирование
Назначение и принцип работы
Катушка зажигания позволяет преобразовать низковольтный электроимпульс, поступающий от источника тока, в высоковольтный импульс, без которого невозможно получить искру. Она может иметь от 1 до 3 лепестков в затворе электрического пробоя. В зависимости от технических характеристик силовой установки, зазор пробоя может находиться в пределах 0,4−1,1 мм.
Чтобы обеспечить уверенное зажигание, напряжение электрического импульса должно составлять минимум 10 кВ. При этом следует помнить о возможном падении напряжении в проводниках и поэтому катушка должна вырабатывать импульс в 12−20 кВ.
Такое напряжение может представлять серьезную опасность для людей и особенно это касается тех, кто страдает различными сердечными недугами. Выполняя проверку неисправной катушки, необходимо проявить максимальную осторожность, ведь даже стандартные резиновые перчатки не могут гарантировать полную безопасность.
Принцип работы этого элемента напоминает автотрансформатор. Для создания первичной обмотки используется медный провод, покрытый изоляционным лаком. Чаще всего количество витков составляет 100−200. Вторичная обмотка состоит из более тонкого проводника, но имеет 2000−3000 витков.
Во время работы силовой установки вращается кулачковый механизм, расположенный в трамблере. Основной задачей этого элемента является размыкание контактов. Когда происходит короткое размыкание, через первичную обмотку проходит ток большой силы. Это приводит к появлению индукции во вторичной обмотке, и высоковольтный импульс передается на зазор свечи.
Такая схема зажигания использовалась в автомобилях длительное время. Основным ее недостатком можно считать подгорание контактов по причине прохождения через них большого тока. Зачастую владельцы автотранспортных средств дополняли заводскую схему простым электронным усилителем.
Сегодня ситуация изменилась и производители активно используют вместо прерывателей более надежные устройства, например, датчик Холла. Если пользователю нужно знать, как проверить катушку зажигания бензопилы мультиметром, то эта процедура проводится аналогично той, что выполняется для тестирования автомобильных свечей.
Три способа диагностики
Далее рассмотри три провернных способа проверки катушки зажигания.
Первый из них – визуальный
Вышедшую из строя деталь зачастую можно определить по внешним признакам. Для этого возьмите исправный элемент и сопоставьте его с катушкой, в работоспособности которой вы сомневаетесь. Ее корпус не должен иметь повреждений или следов плавления. Важную роль играет запах.
Если от катушки пахнет гарью, вероятно, она перегорела и подлежит замене.
Ремонт катушки зажигания может быть выполнен в том случае, если температура ее работы не превышала 150⁰C. В противном случае ее необходимо менять. Однако по опыту многих автолюбителей ремонтировать данный элемент нецелесообразно. Исключения составляют ситуации, когда водитель стремится усовершенствовать систему зажигания. В остальных случаях гораздо надежнее приобрести новую деталь.
Второй
Данный способ выявления неполадок схож с методом «научного тыка». Такая проверка катушки зажигания заключается в поочередном отсоединении клемм во время работы двигателя. Хотя этот метод может многим показаться варварским, он помогает быстро определить неисправную катушку.
Отсоединив провод от катушки, разряд перестанет поступать в камеру сгорания топлива и работа двигателя в данном цилиндре будет нарушена. Сбой можно легко определить по звуку и ритму мотора. Если при выключении очередной катушки в работе двигателя не произошло изменений, это и есть неисправная деталь.
Третий — научный способ
Для проверки катушки зажигания вам потребуется мультиметр. Извлеките все катушки и проверьте сопротивление с помощью прибора. На величину сопротивления влияет коррозия на контактах, поэтому перед проверкой очистите элементы от грязи, остатков масла и других образований, мешающих точно определить характеристики элемента.
Чтобы измерить сопротивление на первичной обмотке, щупы прибора необходимо установить на обоих контактах. При этом мультиметр нужно выставить в положение 20 Ом.
В зависимости от моделей автомобиля и типа катушки данная величина может колебаться от 0,4 до 2 Ом.
Однако на всех четырех катушках (при условии, что ваш ДВС имеет 4 цилиндра) должно быть примерно одинаковое сопротивление.
Для измерения вторичной обмотки следует подключить первый щуп прибора к одному из контактов, а второй — к пружине, которая идет к катушке. Поскольку величина сопротивления на вторичной обмотке может составлять от 6 до 10 кОм, флажок мультиметра нужно установить на 20 кОм. Таким образом, можно без труда определить неисправную катушку и заменить ее.
Стоит отметить, что ресурс данного элемента составляет 60-70 тыс. км. По опыту многих автолюбителей оригинальные запчасти, установленные на авто производителем выдерживают более 100 тыс., поэтому приобретайте качественные детали у надежных поставщиков.
Тестирование путем замера сопротивления
Проверить катушку зажигания можно другим способом. Для него можно воспользоваться в качестве проверочной характеристики сопротивление. Во время проверки измеряется сопротивление на обоих обмотках.
Инструменты и материалы
Проверку можно выполнить специальным прибором: омметром или мультиметром. В приборе должна быть возможность регулировать диапазона показаний.
Инструменты для тестирования
Порядок действий
Проверка катушки зажигания тестером дает возможность точно определить, что перебои в работе двигателя связаны с ее неисправностью. Для проведения теста, устройство нужно снять с автомобиля.
Перед проведением теста нужно выяснить, каким должно быть номинальное сопротивление. Значения номинальных сопротивлений для первичной и вторичной обмотки модулей, которые устанавливаются на машины, могут отличаться. Поэтому следует определить, сколько они должны быть для конкретного устройства. Перед тестированием следует проверить сопротивление измерительного прибора, замкнув его щупы.
Проверка с помощью тестера состоит из следующих этапов:
- Сначала необходимо проверить первичную обмотку. В этом случае щупы прибора нужно присоединить к ее выводам, которые чаще всего находятся на центральном выводе по бокам. Измерив прибором сопротивление, от этого значения нужно отнять сопротивление тестера. Полученный результат сравнивается с номинальным показателем. Если есть какие-либо отклонения, то это означает, что модуль неисправен.
- На следующем этапе нужно проверить вторичную обмотку. В этом случае один щуп прибора подключается к боковому выводу, а второй – к центральному выводу. Полученное значение снова нужно сравнить с номинальным показателем.
Есть особенности при проверке сопротивления тестером для индивидуального и сдвоенного модуля. Замерять сопротивление вторичной обмотки у сдвоенной катушки можно на любом выводе. Конструкция ее такова, что на выводы подается один импульс. При этом нужно учитывать, что для двигателей с четырьмя цилиндрами может быть установлен блок, который состоит из двух таких модулей. Поэтому желательно проверять сопротивление на всех центральных выводах.
Когда проверяется индивидуальный модуль с помощью тестера, то щупы во время проверки соединяют с выводами, расположенными по бокам, в том месте, где присоединена фишка с проводами.
Особо внимательными нужно быть во время тестирования вторичной обмотки, чтобы не перепутать полярность. В мультиметрах щупы окрашены в разные цвета. Один – красного цвета, а другой – черного. Во время проверки вторичной обмотки красный щуп присоединяют к стержню наконечника, надетому на свечу, а черный – к центральному выводу на фишке.
Тестирование модуля мультиметром
Более точно диагностика катушки зажигания проводится с помощью специального оборудования, например, осциллографом. Но в домашних условиях достаточно проверки двумя описанными выше способами. Если выяснилось, что катушка неисправна, ее меняют на новую.
Назначение катушки зажигания
Главная задача катушек зажигания – это трансформация низковольтного электрического тока, получаемого от аккумулятора или генератора, в электрический импульс с высоким напряжением, за счет которого в свечах зажигания вырабатывается искра.
Свечи зажигания можно разделить по типу зазора электрического пробоя на три типа:
- однолепестковый;
- двухлепестковый;
- трехлепестковый.
Зазор колеблется в диапазоне от 0,4 до 1,1 мм, это расстояние зависит от технических характеристик мотора. Средним значением мощности необходимой для создания электрического импульса в воздушной среде между двумя контактами принято считать 6 кВ на 1 мм зазора.
Однако с учетом снижения напряжения на ограничительном сопротивлении в высоковольтных проводах зажигания, мощность импульса должна составлять 10-20 кВ.
Важно помнить, что свечи зажигания вырабатывают электрический разряд достаточной мощности, чтобы нанести серьезный вред организму человека или привести к летальному исходу.
Для этого стоит использовать специальные защитные резиновые перчатки (стандартные защитные перчатки не обеспечивают достаточную степень защиты, поскольку их пробивное напряжение составляет всего 6,3 кВ).
Проверка на Lanos, Таврия, Reno Megane
Разница в проверке модуля зажигания на Daewoo Lanos ничем не отличается от тестирования модуля ВАЗ-2110.
Отличия сводятся только к сопротивлению вторичной обмотки на выводах модуля. У Lanos сопротивление вторичных обмоток исправного модуля должно находиться в диапазоне 5,0-6,0 кОм.
Что касается такого автомобиля, как Таврия, то на модели 1102 применяется бесконтактная система, поэтому проверка катушки идентична проверке на автомобилях ВАЗ 2108-21099.
А вот на Таврия Славута используется модуль, который проверяется, как и на Daewoo Lanos.
Порядок проверки модуля зажигания на многих иномарках идентичен указанным способам.
На том же Reno Megane модуль тоже проверяется замером сопротивления вторичных обмоток.
Проверка катушки зажигания – операция несложная и выполняется в течение нескольких минут. Зато проведение замеров точно даст понять — причиной перебоев в работе мотора является данный элемент или нет.
Снимите катушки зажигания с двигателя, используя торцевой ключ на 10 или Torx E8 (в зависимости от модели силового агрегата). Внимательно осмотрите извлеченные катушки. На них не должно быть трещин, повреждений резинового колпачка, оплавления или вытекания пластмассы. Пружина, располагающаяся внутри катушки должна быть в правильном положении.
Возможные признаки и причины поломки
Катушка зажигания преобразует низковольтное напряжение от аккумулятора и генератора в высоковольтное и направляет его на свечи. В последних появляется искра, которая воспламеняет топливо. Этот узел считается ведущим в пусковой системе, и его поломка может обездвижить транспорт на довольно долгое время.
По каким признакам можно предположить повреждение электротрансформатора:
- отсутствие возможности завести двигатель автомобиля, при этом аккумулятор имеет достаточный заряд;
- приборная панель транспортного средства показывает ошибку;
- периодически наблюдаются пропуски зажигания;
- катушка греется значительно сильнее, чем в обычных условиях.
Если автовладелец заметил подобные изменения в работе автомобиля, то скорее всего, причиной станет неисправность и следует знать, как проверить катушку зажигания мультиметром .
По каким причинам можно наблюдать подобное? Чаще всего это механические повреждения, регулярные перегревы, свечи низкого качества, а также негативное воздействие внешней среды. Например, после сильного нагрева и вибрации в процессе эксплуатации повреждается изоляция. Последнее приводит к короткому замыканию в обмотках катушки. В случае если свечи, установленные в автомобиле, не отличаются качеством, происходит перегрузка проводов высоковольтного типа и возникает обрыв обмотки.
Существует два способа проверить работоспособность электротрансформатора: создание искры между свечей и корпусом и использование мультиметра. В современных автомобилях первый может привести к непредвиденным последствиям со стороны электроники. Поэтому стоит использовать именно указанный прибор для диагностики работоспособности бобины.
Рекомендации по тестированию
Контроль исправности катушки зажигания не относится к сложным процедурам и выполняется автолюбителем с минимальным уровнем подготовки.
При прочих равных условиях лучше контролировать сопротивление (меньшая трудоемкость, выше достоверность, риски поражения высоким напряжением сводятся до нуля).
Неисправная катушка зажигания восстанавливается перемоткой отказавшей обмотки. Тем не менее, ремонт не оправдывает себя из-за высокой стоимости и большой трудоемкости. Поэтому отказавшую катушку целесообразно заменить на новую.