Установка бесконтактного зажигания на ВАЗ 2106
Каждый владелец легендарной классической модели ВАЗ 2106 хорошо знает все проблемы, связанные с эксплуатацией этого автомобиля, так как в большинстве случаев устраняет их своими силами. К таким проблемам относятся и неисправности контактной (кулачковой) системы зажигания ВАЗ 2106. Постоянно подгорающим контактам требовалась очистка и регулировка, из-за люфтов подшипника и втулки трамблера работа двигателя напоминала «трясучку», особенно на холостых оборотах. Решить все эти возникающие проблемы призвана система электронного зажигания.Электронное зажигание на шестёрку
Схема
Схема бесконтактной системы зажигания ваз 2106:
1 — датчик-распределитель зажигания; 2 — свечи зажигания; 3 — экран; 4 — бесконтактный датчик; 5 — катушка зажигания; 6 — генератор; 7 — выключатель зажигания; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — коммутатор
Неисправности системы зажигания по ссылке.
Установка
прежде всего необходимо выставить ВМТ — 4 цилиндра (смотрим по положению бегунка), делать это необходимо, проворачивая храповик коленвала до отметки на шкиву, совмещаем метки 4 и 3 на рисунке);
демонтируем трамблер, свечи и катушку (запоминая цвет проводов подходящих к катушке зажигания);
укладываем новую проводку;
устанавливаем новую высоковольтную катушку зажигания;
трамблер ставим точно так, как стоял старый (установка электронного зажигания ваз 2106,2103, 2107 с двигателями объемом 1.5 и 1.6 литра, немного отличается от других моделей. Эти двигателя имеют разную высоту блока цилиндров и, соответственно, разную длину приводного вала трамблера);
крепим коммутатор (желательно найти место на щите моторного отсека);
вкручиваем свечи и одеваем провода высокого напряжения (порядок работы 1-3-4-2);
подключаем проводку как на схеме:
Как выставить
Для работ вам понадобится 12-вольтовая контрольная лампочка, ключ на 13 и ключ для коленвала:
Выставлять зажигание нужно на неработающем двигателе, с отключенной «минусовой» клеммой АКБ.
Установите поршень первого цилиндра ДВС в положение зажигания. Для этого потребуется выкрутить из него свечу зажигания. Затыкаем свечное отверстие пальцем и при этом крутим коленчатый вал ключом по часовой стрелке.
Когда будет такт сжатия, воздух под давлением начнет сильно выталкивать палец — это то, что нужно.
Теперь важно четко совместить метку на шкиве со второй, которую ищите на крышке привода ГРМ. Метка посредине означает, что выставляется опережение зажигания на 5 градусов.
Бывает, что некоторые не могут найти у себя метки. Но на самом деле метки есть всегда. Просто хорошо протрите поверхности щеткой по металлу, прибавьте света.
После выставления меток можно снимать ключ. Заверните извлеченную свечу назад и подсоедините бронепровод.
Следующим этапом работ станет определение момента зажигания:
Перед началом подключите «минусовую» клемму аккумулятора.
При помощи ключа на 13 нужно немного ослабить крепежную гайку распределителя зажигания.
Здесь понадобится заготовленная контрольная лампочка с двумя проводами. Один вывод подключаем к «массе», второй — к низковольтной катушке зажигания.
Включаем зажигание поворотом ключа в положение «I».
Нужно аккуратно поворачивать корпус распределителя зажигания по часовой стрелке, пока контрольная лампочка не погаснет.
После этого необходимо плавно повернуть ротор распределителя против часовой стрелки — пока не будет разомкнут контакт и не засветится снова лампочка.
Теперь нужно закрутить крепление и проверить поведение машины на ходу.
Регулировка
Коррекция угла контактов в замкнутом состоянии
Регулировка зажигания ВАЗ 2106 начинается с простейшей операции снятия крышки трамблера, после поворачивается коленчатый вал, пока не будет достигнуто максимальное расстояние промеж ним и трамблером. Вслед за этим приступают к откручиванию винтов, фиксирующих контактную группу на подшипниковой пластине и промеж контактами, вводится щуп для определения и подбора оптимального положения для группы. В идеале всё определяется прилагаемым усилием для перемещения щупа, которое должно быть минимальным, найдя участок соответствующий этому требованию, положение группы фиксируется затягиванием винтов. Имеет значение и величина зазора для её определения толщина щупа должна быть 0,44 миллиметра. Именно регулировка зазора обеспечивает необходимое значение угла замкнутых контактов, его оптимальная величина составляет 55±3°.
Если параметры соответствуют норме, то можно переходить ко второму этапу, заключающемуся в регулировке опережающего угла зажигания. Для начала определим, что распределитель прерыватель в рассматриваемом типе двигателя нуждается в осуществлении момента размыкания единовременно с искрой в первом цилиндре. Это предусматривает опережение верхней мёртвой точки хода поршней для первого цилиндра на 0±1°.
Коррекция угла опережения с помощью стробоскопа
Существует несколько способов регулировки данного показателя, от которого во многом зависит правильная регулировка зажигания ВАЗ 2106 в целом. Наиболее оперативно позволит справиться с этой задачей метод, предусматривающий использование стробоскопа. Аппарат необходимо присоединить к автомобильной электрической сети, при этом необходимо демонтировать и заглушить с трамблера вакуумно-корректурный шланг. Вслед за этим осуществляется прогрев двигателя, до момента удерживания им холостых оборотов с последующим ослаблением болта, отвечающего за фиксацию корпуса трамблера.
Излучаемый стробоскопом свет направляется на шкив коленчатого вала, вращение корпуса трамблера позволит добиться положения, обеспечивающего нахождение видимого положения метки на шкиве напротив соответствующих меток, нанесённых на крышку механизма газораспределения. В этом положении корпус трамблера фиксируется посредством затягивания его болтами. Определяющее значение имеет наличие оборотов холостого хода силового агрегата в процессе регулировки. Если обороты будут выше в работе примет участие центробежный регулятор, что исказит результаты регулировки.
В чем преимущества бесконтактного зажигания
Многие владельцы авто перед установкой БСЗ раздумывают: а принесет ли такой тюнинг какие-либо преимущества или деньги будут выкинуты на ветер? Преимущества от использования данной системы довольно ощутимы, несмотря на то, что некоторую сумму денег автовладельцам придется выделить:
- расход топлива в несколько раз снижается;
- двигатель намного легче запускается даже в холодный период года;
- автомобиль стабильно работает на холостом ходу;
- если правильно отрегулировать комплектующие системы один раз, повторить этот процесс можно будет не скоро;
- автомобильные свечи прослужат более длительное время.
Решившись заменить систему зажигания, которую установил производитель на БСЗ, владельцы ВАЗ-2106 избавят себя от постоянных ремонтных работ.
Следовательно, не будет стоить вопрос, касающийся многочисленных неисправностей, которые часто себя проявляют из-за не совсем надежной заводской системы зажигания.
Устройство бесконтактной системы зажигания
Принципиальная схема бесконтактного зажигания ВАЗа шестой модели расположена ниже.
1. Датчик бесконтактного распределителя зажигания.
2. Свечи.
3. Экранированная защита.
4. Датчик бесконтактного типа.
5. Боббина.
6. Генераторный элемент.
7. Выключательный компонент зажигания.
8. АКБ.
9. ТК – транзисторная аппаратура с коммутационной цепью (транзисторный коммутатор).
В таком комплексе для разъединения низковольтной цепи применяется бесконтактный распределитель зажигания, который работает на размыкание и замыкание электрической цепи, «запирая» или «открывая» транзистор выходного назначения. Такая система позволяет повысить напряжение на электродах свечей и, тем самым, увеличить энергию искрового разряда. При этом показатель напряжения на свечных элементах не уменьшается при небольших значениях вращения коленвала силовой установки, что делает пусковое значение мотора значительно лучше.
Такое бесконтактное зажигание, цена которого достаточно высока, обладает значительными преимуществами перед контактной системой.
Достоинства электронного зажигания
Новым бесконтактным механизмам не присущи отрицательные качества контактной группы, что отражается на их долговечности. Подаваемый импульс становится устойчивым и топливная смесь лучше воспламеняется. В итоге установка бесконтактного зажигания ВАЗ 2106 обладает рядом достоинств:
- Уменьшение расхода топлива;
- Облегченный запуск автомобиля при отрицательной температуре воздуха;
- Стабильность работы мотора на холостых оборотах;
- Правильная регулировка системы не потребует быстрой перенастройки;
- Увеличение срока эксплуатации свечей.
Оценивая данные преимущества, можно сказать — схема электронного зажигания ваз 2106 обладает существенной значимостью, которая ощущается при первом пользовании. Тем более, исчезнут многие недочеты, проявляющиеся при наличии заводского зажигания.
Как установить бесконтактное (электронное) зажигание
Установка электронного зажигания – это самый простой способ улучшить работу мотора. Замена на бесконтактную систему даёт такие преимущества:
- Уверенный холодный пуск;
- Стабильная работа двигателя на любых оборотах;
- Высокая надёжность;
- Увеличивается срок службы свечей зажигания;
- Мощная искра;
- Не требуется регулировка зазора и центробежного регулятора.
В состав готового набора входит трамблёр с датчиком Холла, специальная катушка зажигания и коммутатор. Высоковольтные провода возможно оставить и старые.
Чтобы установить бесконтактное зажигание взамен старого нам потребуется ключ на «13» и на «10», два винта для крепления коммутатора и стробоскоп для настройки угла опережения.
Порядок выполняемых работ:
- Подводим шкив коленвала к метке на крышке двигателя, поршень первого цилиндра должен находиться в ВМТ.
- Отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
- Снимаем со старого трамблёра крышку и отмечаем положение бегунка относительно двигателя. Это поможет быстро установить и настроить новый трамблёр.
- Отсоединяем провод, идущий с катушки зажигания, откручиваем фиксатор ключом на «13» и извлекаем трамблёр из блока двигателя.
- Новый распределитель устанавливаем по сделанным отметкам, стараясь совместить метки на корпусе и положение бегунка. Крепление полностью не затягиваем.
- Заменяем катушку зажигания на новую и устанавливаем коммутатор под капотом. Электронный блок размещаем в сухом месте, подальше от нагретых деталей. Например, на крыле или моторном щите.
- Подключаем проводку по схеме в инструкции к БСЗ. Подсоединяем высоковольтные провода.
- Закрываем трамблёр крышкой и затягиваем гайку крепления. Система установлена и готова к работе. Остаётся только отрегулировать угол опережения зажигания.
Пошаговая инструкция
Чтобы установить электронное зажигание, действовать нужно следующим образом.
- Поворачивать коленчатый вал рукояткой или ключом до тех пор, пока метка на шкиве вала не совместится с длинной риской на блоке цилиндров. При совмещении этих меток в первом или четвертом цилиндре поршень находится в положении ВМТ. Это легко проверить, если вывернуть свечи и снять крышку трамблера. Бегунок будет указывать либо на 1-й, либо на 4-й цилиндр (ориентироваться надо по крышке, на которой нанесены номера цилиндров).
- Снять вакуумную трубку со штуцера, вытащить провода высокого напряжения из крышки трамблера, отвернуть гайку крепления трамблера и извлечь его, предварительно запомнив положение бегунка. Во время этой операции следить за тем, чтобы прокладка, стоящая между распределителем зажигания и блоком цилиндров, не потерялась. К слову, провода высокого напряжения при установке электронного зажигания также рекомендуется заменить на новые.
- Взять новый трамблер, надеть на него прокладку и повернуть вал таким образом, чтобы бегунок встал в такое же положение, как и на старом трамблере. Установить его на блок цилиндров и слегка притянуть гайку крепления. Надеть крышку, вставить провода высокого напряжения, присоединить их к свечам. Схема присоединения по номерам цилиндров — 1-3-4-2. Присоединить вакуумную трубку.
- Старую катушку высокого напряжения демонтировать, на ее место установить новую и присоединить провода. По умолчанию установите детали, купленные одним комплектом. К нему прилагается инструкция, и провода имеют маркировку. В противном случае при демонтаже следует запомнить, какой из проводов был прикреплен к плюсовому контакту старой катушки.
- Установить коммутатор. У моделей ВАЗ, выпускавшихся в последние годы, имеется для него специальное место на левой стороне кузова (смотреть по ходу автомобиля), рядом с трамблером. В более старых машинах придется аккуратно просверлить 2 отверстия и закрепить коммутатор саморезами. Присоединить разъем.
- После установки требуется регулировка угла опережения зажигания. В идеале это делают при помощи стробоскопа, но на первое время регулировка может быть выполнена «на слух». Для этого следует запустить двигатель, дать ему поработать полминуты, а затем, аккуратно вращая трамблер за корпус в разные стороны на угол не более 15°, добиться устойчивой работы двигателя на холостом ходу. Гайку крепления трамблера затянуть.
После того как установлено новое зажигание на ВАЗ 2106, необходимо очистить свечи и откорректировать величину зазора между электродами. Величина зазора может быть в пределах 0,8-0,9 мм.
Как выставить зажигание БСЗ на ВАЗ-2106
Бесконтактное зажигание на ВАЗ-2106 нужно выбирать, учитывая тип двигателя. Для мотора на 1,3 л требуется вал трамблера на 7 мм меньше длины, чем для других моторов с объемами 1,5 и 1,6 л.
Инструменты для монтажа БСЗ
Чтобы корректно настроить систему бесконтактного зажигания, понадобятся следующие приспособления:
- набор крестовых и плоских отверток;
- ключи с размерами на 7-13 мм;
- плоскогубцы;
- дрель и сверла. Обязательно иметь размеры сверла в 4 мм.
После подготовки инструментов можно приступать к работе. Для начала потребуется снять главный распределитель и катушку старого зажигания. Для этого нужно:
- Достать с крышки трамблера из креплений все кабели, предварительно разблокировав застежки.
- Перевернув коленчатый вал, установить бегунок с углом 90° к двигателю и установить метку на крышке клапана.
- Открутить гайку крепления распределителя.
- Освободить зажимы предыдущей катушки и вытащить кабели. Рекомендуется запомнить схему их подключения.
- Открутить крепления хомута и снять катушку вместе с трамблером.
При извлечении распределителя зажигания рекомендуется оставить прокладку между деталью и блоком цилиндров. Она подойдет для трамблера.
Перед установкой бесконтактного зажигания важно совершить проверку всех кабелей и свечей. Заключается она в визуальном осмотре состояния изоляции, соединений. Если имеют место сомнения в их корректной и долгосрочной работе, желательно заранее их заменить. Не стоит дожидаться поломки.
Дальнейшие этапы установку БСЗ:
- Снять крышку распределителя бесконтактной системы и установить прокладку, которая снята со старой детали.
- Перевернуть бегунок в необходимую сторону и установить вал трамблера в гнездо, прижав гайкой площадку.
- Установить крышку, которую закрепить специальными защелками. Соединить все провода со свечами по указанным на крышке цифрам.
- Катушку БСЗ закрепить к кузову. Клеммы с значениями «К» и «Б» должны располагаться в необходимом положении. Корпус требуется повернуть внутрь хомута.
- Провода соединить с контактами замка зажигания и тахометра по схеме.
- Установить контроллер на лонжероне. При помощи сверла сделать два отверстия.
- Соединить провода с трамблером, трансформатором и коммутатором. Синий цвет жилы подключить к клемме «Б». Коричневый цвет жилы подвести к контакту «К». Высоковольтный провод установить между центральным электродом трансформатора и крышкой распределителя.
Схема соединения зажигания и тахометра
Схема
Схема зажигания на шестерочном двигателе включает в себя следующие компоненты:
- Сам распределительный узел.
- Свечи.
- Так называемый экран.
- Бесконтактный регулятор.
- Катушка.
- Генераторное устройство.
- Выключатель зажигания.
- АКБ.
- Коммутаторное устройство.
Схема системы зажигания ВАЗ 2106
Lada 2106 exportSL › Logbook › Установка бесконтактной системы зажигания (БСЗ) на ВАЗ 2106
Всем Привет! Сегодня установил БСЗ на машину и также заменил 2 релюшки СССР на новодел, меньшего размера потому что старые много места занимали.
Устанавливал и регулировал по этой схеме:
Установку совершайте уже с правильно отрегулированным зажиганием (старым трамблёром). 1. Снимаем крышку, с высоковольтными проводами, трамблёра. 2. Отключаем высоковольтный провод с катушки. 3. При помощи стартера (короткими включениями) выставляем направление резистора (бегунка, с верху трамблера) ровно перпидикулярно двигателю (или так как Вам будет удобней запомнить точное направление «бегунка»). После этого проворачивать коленвал двигателя нельзя (включать стартер). 4. Справа, на корпусе трамблёра, вместе где он прикасается с двигателем, есть пять меток для регулировки угла опережения зажигания — зделайте метку, на двигателе, напротив средней метки на трамблёре. Что бы потом правильно поставить корпус нового трамблёра. 5. Ключём на 13 откручиваем гайку со шпильки на крепёжной вилке трамблера. И снимаем старый трамблер, а так же отключаем провод от катушки идущий к трамблёру. 6. Берём новый трамблёр, снимаем с него крышку, и вставлям в двигатель (обратно вместо старого трамблёра), таким образом, что бы бегунок на новом трамблере встал в направлении, как вы заметили в пункте 3, точно перпендикулярно двигателю и досылаем трамблер в штатное место. Возможно небольшое отклонение, до 5 градусов, потом отрегулируем. 7. Теперь поворачиваем корпус прамблера так, как вы заметили в пункте 4. Совместите метки: Средней меткой на корпусе трамблера с меткой, которую вы сделали на двигателе. И зажимаем гайкой крепёжную вилку трамблёра. 8. Одеваем новую крышку трамблера, с высоковольтными проводами, на новый траблер. 9. Меняем старую катушку на новую (27.3705) 10. Подключаем штатные провода (кроме одного провода щедший от старого трамблера, мы его сняли вместе со старым трамблёром) к новой катушке вместе с новыми проводами синего и коричнового цветов (из нового пучка проводов от Нивы 21213, для подлючения бесконтактного зажигания, с двумя разъёмами). Коричневые провода к контакту «К», а синие к контакту «Б» новой катушки. А так же подключаем высоковольтный провод с крышки трамблера к высоковольтному контакту на катушке и один разъем, 3-х штырьковый, из пучка проводов (от Нивы) подключаем к трамблёру. 11. Теперь устанавливаем комутатор. Удобнее свего его прикрутить к свободному месту между бачком омывателя и левой фарой, ближнего света (ВАЗ 2106), там есть такое место, выдавлено в металле плостая площадка, сантиметров 5 ввысоту и сантиметров 10-15 в длину. Вот на эту площадку и нужно установить коммутатор, радиатором на эту площадку (коммутатор установлен на собственны радиатор — металлическая пластина с двумя «ушами» для крепления). Сверлим две дырки под «уши» радиатора коммутатора (бачёк омывателя, пока лучше снять — для удобства.). Прикручиваем на саморезы, не забыв при этом из пучка проводов прикрутить контакт черного цвета (он самый короткий в пучке) на одно из «ух» радиатора коммутатора («Корпус» или «земля» или «общий»). Подключам коммутатор в соответствующий разъём (из пучка проводов от нивы). 12. Проверяем подлючения всех проводов, согласно схеме! 13. Если все согласно схеме, можно заводить. У меня завилась «с пол пинка» Если были отклонения (в пункте 6) при установке траблера — Регулируем угол опережения (трамблером). Ослабляем крепёжную вилку трамблёра и по маленьку поварачиваем корпус трамблёра, в пределах пяти меток на трамблере, относительно Вашей метки на двигателе ваз 2105. Специфику регулировки читайте в P.S. После этого Регулируем холостой ход. Специфику регулировки читайте в P.S. Или обратитесь в сервис.
1. Регулировка опережения зажигания без приборов, самостоятельно. (трамблёр).
Если Вы правильно выполнили инструкцию по установке, то машина у вас всёравно заведётся.
Разогрейте машину до 85-90 градусов (поездите), потом наберите скорость 40 км.час и на 4 передаче резко дайте «газу»
Идеальный вариант, когда ощущается детонация в течении 2-3 секунд и уверенно набирает скорость.
Если застучали «пальцы», то поверните чуть-чуть (1 градус) трамблер по часовой стрелке и снова так же попробуйте, до тех пор пока палцы перестанут стучать.
Если ощущается «провал» то поверните трамблёр против часовой стрелки.