Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие машины с оцинкованным кузовом не заставят вспомнить о коррозии

Какие машины с оцинкованным кузовом не заставят вспомнить о коррозии?

При покупке автомобиля мы особое внимание обращаем на качество кузова, так как именно этот показатель является основным для владельца машины. Проблемы и неполадки с двигателем, электронными системами и прочими деталями можно исправить сравнительно недорого, а вот проблемы с кузовом исправить крайне непросто. Речь идет о том, что начавшиеся повреждения кузова очень сложно остановить и прекратить развитие коррозии. Поэтому необходимо защищать машину от этих неприятностей, исключать воздействие факторов, которые вызывают коррозию и вовремя проводить все необходимые ремонтные работы. Очень важно выполнить надежное восстановление автомобилей, но не менее важно провести правильный отбор транспортных средств при покупке, чтобы получить максимум полезных свойств кузова и минимальную склонность к коррозии. Такие особенности может обеспечить оцинкованный кузов.

Автомобили с настоящим оцинкованным кузовом — это те самые Audi из конца 80-х годов, которые до сегодняшнего дня ездят без кузовных ремонтом и не требуют замены ни одной детали кузова авто. Эти машины готовы предложить вам невероятно длительный срок эксплуатации и полное отсутствие проблем, но они довольно старые, что вызывает определенные трудности в использовании из-за слишком большого пробега и прочих неприятностей. Поэтому необходимо отыскать автомобили с оцинкованным кузовом из современного модельного ряда производителей, чтобы получить новое авто или купить машину на рынке подержанной техники, но в хорошем состоянии и с небольшим пробегом.

Содержание

  • Какие виды оцинковки существуют?
  • В чем разница оцинковки на Skoda Octavia и Skoda Fabia?
  • Гальваническая оцинковка на Mercedes и BMW
  • Бюджетная оцинковка на японских автомобилях
  • Подводим итоги

Способы оцинковки кузова

Чтобы разобраться в том, как же обстоят дела на самом деле, нужно сначала ознакомиться с тремя известными способами цинкования металлических элементов кузова машин.

Европейские производители, которые принадлежат величайшему концерну VW Group, используют самую надежную обработку кузова – термическую оцинковку. Такой тип антикоррозийной обработки очень трудоемкий и дорогостоящий, поэтому и автомобили имеют несколько большую стоимость по сравнению с другими моделями. Более подробнее об этом методе и о моделях авто с полностью оцинкованными кузовами пойдет речь ниже.

Более простая обработка кузова машин – гальваническая оцинковка, которая применяется как для полной обработки, так и для защиты лишь самых уязвимых деталей. К таким элементам можно отнести днище, арки, пороги. Частичная обработка применяется на бюджетных вариантах авто, которые предназначены для массовых продаж. Очень редко, но все же используется для защиты металла от коррозии в домашних условиях, но самостоятельная обработка таким методом реальна только для мелких элементов кузова автомобиля.

Последний способ защиты металла – холодное цинкование. Этот метод очень похож на предыдущий, однако более простой и дешевый. Используется в основном для локальной обработки некоторых элементов кузова машин в домашних условиях. Выполняется такая оцинковка без погружения в емкость – цинкосодержащий раствор наносится на поверхность металла с помощью электрода, подключенного к положительной клемме источника питания. Сам металл подсоединяется к отрицательной клемме. Поскольку этот метод не применяется производителями автомобилей, то более детально его описывать не стоит.

Зарубежные автомобили

Что касается иномарок, то здесь подвергаться оцинковке кузова в авто начали много лет назад. Посмотрите, сколько зарубежных машин ездит по нашим дорогам до сих пор, несмотря на то, что с момента производства авто прошло уже более 20 лет.

Ауди А6

Премиальное подразделение концерна Фольксваген, выпускающее автомобили под маркой Ауди, исторически первым в мире стало применять полную горячую оцинковку кузовов.

В России даже ходит миф, что три буквы ZZZ в составе их VIN-номеров обозначает «тройное цинкование».

Это не более чем легенда, но машины действительно полностью защищены по самой лучшей технологии горячей оцинковки. И многолетней гарантией на кузов дело не ограничивается, машины продолжают сопротивляться ржавчине и после её формального окончания.

Фольксваген Гольф

Эти автомобили, независимо от поколения, считаются одними из самых надёжных, что подкрепляется теми же методиками обороны кузовных деталей от коррозии.

Несмотря на более низкий класс машин, репутация у них не хуже, чем у Ауди. Применена двусторонняя защита цинком всех деталей, кузова не боятся повреждений лакокрасочного покрытия.

Опель Астра, начиная с поколения H

Фирма ответственно подошла к критике своих автомобилей ранних годов выпуска по поводу преждевременного появления сквозной коррозии. Полная двусторонняя оцинковка была внедрена поэтапно, на последних машинах Вектра C, а потом и на Астрах.

Одновременно была значительно увеличена гарантия на кузов. По её величине и можно судить о степени защиты. Точных сведения фирма традиционно не приводит, хотя и известно, что это горячий двусторонний метод.

БМВ и Мерседес

Эти компании применяют гальванический тип покрытия кузовов цинком. Метод не самый совершенный, но приводит к неплохим результатам, поскольку у данных фирм он сочетается с применением специальной стали для кузовов, изначально стойкой к коррозии.

Премиальный характер брендов обеспечивает одинаковый уровень защиты для всех моделей, независимо от их класса.

Шевроле Лачетти

Машина далеко не самая престижная и дорогая, но на ней по воле ответственно подошедшего к качеству производителя была применена полная оцинковка кузова.

Результат известен владельцам – дешёвый автомобиль, вопреки ожиданиям, не гниёт. Хороший пример для многих других брендов.

Резюмируя, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, практически все новые автомобили имеют оцинковку кузова, где-то она выполнена качественно, где-то это только частичная обработка. Другое дело, что производители дают гарантию на работу узлов и механизмов сроком не более 5 лет, а за это время кузов уж точно сгнить не должен.

Читать еще:  Покраска ваз 2106 своими руками: подготовка кузова и аэрография

Машины с гальваническим типом оцинковки

Такой способ оцинковки кузова намного дешевле, чем вышеописанный. Поэтому его используют производители машин в Европе и США. Однако есть и японский производитель ТС с таким типом оцинковки — Honda.

Список авто с гальванической оцинковкой:

  • Mercedes W201 и W124;

Mercedes W124 автомобиль с гальваническим типом оцинковки

  • «Альфа Ромео» (все с 1993 года);
  • Skoda «Октавия», Skoda «Фабия» и А4;

Skoda Октавия машина с гальваническим типом оцинковки

  • Volkswagen — все выпуски с 2000 года;
  • «Рено Логан», «Рено Эспейс 3»;
  • Toyota (выпуски с 1991 года);

Toyota Camry машина с гальваническим типом оцинковки

  • «Крайслер 300М»;
  • «Митцубиси Лансер 9».

Митцубиси Лансер 9 машина с гальваническим типом оцинковки

Оцинкованный кузов автомобиля. Виды оцинковки

Характеристика оцинкованных автомобилей и их преимущества

Автомобильный кузов является одним из наиболее дорогостоящих элементов во всей конструкции. В процессе эксплуатации на кузовную поверхность оказывает воздействие влага и перепады температур. При первых признаках коррозии необходимо оперативно принимать меры, чтобы избежать ее распространения. Важно поддерживать состояние кузова и вовремя устранять дефекты. Современные модели автомобилей зачастую имеют оцинкованный кузов, о чем предупреждают производители при проведении рекламных презентаций. Однако существует различный тип оцинковки. Постараемся выяснить, на какие моменты автолюбителем стоит в первую очередь обратить внимание при покупке «железного коня».

Для начала рассмотрим перечень авто с оцинкованным кузовом, которые выпускаются на сегодняшний день. При этом следует учитывать тот факт, что нижеперечисленные машины обладают или полной, лили частичной оцинковкой. Это свойство определяет срок эксплуатации автомобиля. К тому же, многие недобросовестные производители просто окрашивают кузов грунтовочным раствором, содержащим цинк. Подобный способ защиты кузова нельзя назвать оцинковкой.

К автомобилям с надежно оцинкованным кузовом относятся следующие марки: Volkswagen, Porsche, Audi, Seat, Shkoda, Mercedes, Volvo, Opel, Ford, BMW и Chevrolet.

Если говорить о таких марках, как Honda, Toyota, Mazda, то их детали только частично обработаны от коррозии. Во всех разновидностях автомобилей «ВАЗ» отсутствует оцинковочная защита. Цинк добавляют лишь в грунтовочный слой, но подобный способ оцинковки считается не полноценным. Такой подход дает возможность разработчикам сэкономить на производстве и выпускать бюджетные автомобили для среднего класса. Китайские машины Chery, Geely и некоторые модели Hyundai также подходят под эту категорию.

Особенности горячего цинкования

Цинковый слой увеличивает стойкость металла и защищает его от окислительных реакций. Способ нанесения покрытия имеет первостепенное значение. Наиболее эффективным считается горячее цинкование. Технология заключается на использовании цинкосодержащего раствора, куда погружают автомобильный кузов. После чего емкость нагревается, а на поверхности металла образуется плотный слой цинка.

По такому принципу работают все производственные конвейеры, принадлежащие концерну Volkswagen. Автомобили Skoda, Seat, Audi, Volkswagen и Porsche – одни из лучших марок с надежным антикоррозионным покрытием кузова.

Положительные свойства оцинкованных автомобилей

  • Срок службы кузова, обработанного с помощью горячего цинкования, составляет порядка 30 лет.
  • Прочность и долговечность автомобиля в целом.
  • Металл, содержащий оцинкованный защитный слой, не подвержен коррозии и любым другим механическим нарушениям.

К недостаткам следует отнести высокие затраты на производство, что сказывается на рыночной стоимости автомобилей данной серии

Начиная с 1986 г. предприятия стали выпускать усовершенствованные модели Audi, обладающие повышенной антикоррозийной устойчивостью. Вслед за концерном Volkswagen технологию приняли внедрять на своих производствах не менее громкие холдинги: Volvo, Opel (Astra и Vectra), Ford (Sierra, Escort), Chevrolet (Lacetti, Epica).
При сборке автомобилей Volvo используют детали, содержащие большое количество алюминия. Преимущество этого металла в том, что он не способен подвергаться коррозии. Разработчика названого авто подобный факт не остановил, поэтому на производстве не поскупились и добавили термический способ нанесение цинка, что обеспечило стальным деталям дополнительную прочность и сопротивляемость к истиранию.

Особенности гальванического цинкования

Гальванический способ цинкования уже давно пользуется популярность и широко применяется специалистами. Чтобы реализовать подобную технологию, потребуется задействовать гораздо меньше средств, чем при термическом цинковании.

Порядок выполнения работ: кузов машины опускают в гальваническую ванну, наполненную цинковым раствором. Следующим этапом является подключение пары проводником с контактами плюс и минут для подачи напряжения. В итоге компоненты, находящиеся в растворе, плавятся и образуют на металлическом корпусе тонкий защитный слой.

Примеры авто, оцинкованных гальваническим способом

Разработка первоклассных гальванизирующих покрытий принадлежит маркам Mercedes и BMW. Толщина слоя при нанесении цинка на поверхность кузова при этом составляет от 9 до 15 мкм. По эффективности и стойкости результаты подобного способа практически не отличаются от процесса горячего цинкования и здорово конкурируют с вышеописанной методикой. Кроме названых брендов производители Honda, Toyota и Lexus также стараются придерживаться достижений оппонентов и внедряют принцип гальванизирования на собственных конвейерных участках по выпуску авто. Однако в марках Honda Pilot и CR-V устанавливают лишь часть оцинкованных деталей. Речь идет о покрытии цинком порогов, днища и крыльев. Эти кузовные элементы больше всего подвергаются воздействию коррозии. Японская Honda в отличие от своих собратьев Toyota или Mazda проявляет большую устойчивость к окислению.

Использование цинкрометалла

Корейские производители авто намного опережают конкурентов. Их специалистам удалось разработать уникальный способ защиты кузова от коррозии, который основывается на применении специального цинкрометалла в процессе изготовления машин на стадии проката. В качестве модели, где присутствует его компоненты, стоит упомянуть одну из самых востребованных на автомобильном рынке марку Kia.

Цинкрометалл включает в себя 3 слоя:

  1. сталь;
  2. оксиды,содержащие частицы цинка;
  3. органическое цинковое соединение.
Читать еще:  Рихтовка двери автомобиля своими руками

В отличие от предыдущих методов цинком покрывается не готовое изделие, а металл, когда попадает в прокат. Только после обработки приступают к изготовлению кузова. Цинкрометалл эластичен и хорошо поддается окраске и сварке, но в то же время он не устойчив к влаге, поэтому коррозия здесь все равно имеет место. Особую опасность представляют деформированные и поврежденные участки.

По сравнению с гальванической и горячей оцинковкой цинкрометалл также способен продлить срок службы машины, однако не надо надеяться, что данный способ полностью избавит автовладельца от проблемы коррозии. Такой тип обработки применяют при выпуске бюджетных авто. В некоторых моделях Kia предусмотрена подобная технология.

Способ холодной цинковки

Технологический процесс довольно простой и не затратный. Суть методики заключается на покрытии кузовных деталей цинкосодержащей катафорезной грунтовкой. Широкое применение описываемого способа обусловлено доступностью, поскольку проводить работы можно без специального дорогостоящего оборудования. Рыночная стоимость автомобилей, в изготовлении которых присутствует «холодный цинк», на порядок ниже, чем у авто элитного класса, где применяли термическое или гальваническое покрытие. В группу этих моделей входят машины «ВАЗ» отечественного выпуска. Китайцы предлагают Chery и Geely, а корейцы — Hyundai и Kia.

В завершение стоит добавить, что предоставить достоверный перечень всех моделей, охарактеризовав со стопроцентной точностью способ оцинковки, невозможно, поскольку многие разработчики допускают ухищрения и зачастую скрывают правду о производстве. Определить на первый взгляд действительно ли качественное покрытие обещает производитель достаточно сложно.

Заниженная стоимость транспортного средства может говорить только о том, что при выпуске автомобиля затраты на оцинковку были минимальны. Необходимо внимательно изучить инструкцию и техническую документацию при покупке конкретной модели и уточнить, полностью ли оцинкован кузов или частично. Возможно, только на отдельные части нанесено антикоррозийное покрытие, однако такая экономия не заменит цинкование металла.

Самые не гниющие внедорожники

Многие люди сейчас «пересаживаются» с обычных седанов и хэтчбеков на внедорожники. Именно поэтому вопрос о том, какие внедорожники лучше всего защищены от ржавчины, очень актуален.

1.Audi Q8


На первом месте по качеству обработки кузова, конечно же, расположился внедорожник от Audi. Ведь именно этот производитель первым начал выпуск автомобиля с оцинковкой – им был Audi 80. Уже с 1986 года все модели Ауди покрывались оцинкованным покрытием.

Внедорожник Audi Q8 очень устойчив к коррозии, его кузов полностью обработан горячей оцинковкой, при чем с двух сторон. Производитель не боится, что кузов начнет ржаветь, поэтому на все свои модели Audi предоставляет гарантию 3 года на дефекты ЛКП, а также 12 лет на отсутствие сквозной коррозии. Это говорит о многом.

На данный момент Audi Q8 в начальной комплектации стоит 5 060 000 рублей и в эту стоимость уже входит обработка кузова.

2.BMW X5


На втором месте также расположился «немец» — BMW X5. Этот автомобиль обрабатывался цинком всегда, в каждом поколении. Однако старые модели уже ржавеют, а у некоторых экземпляров наблюдается сквозная коррозия, так как кроссовер начал выпускаться в 1999 году.

При производстве BMW X5 применен другой метод обработки, но, тем не менее, он хорошо защищает кузов. Автомобиль полностью обрабатывают гальванической оцинковке, также с 2 сторон. Слой цинка у него от 9 до 15 мкм. По прогнозам экспертом первые очаги ржавчины могут появиться на кузове Х5 примерно через 10 лет, как было с более старыми экземплярами.

Производитель дает такую же гарантию на кузов, что и Audi. Стоимость BMW X5 на данный момент начинается от 4 520 000 рублей. На вторичном рынке кроссовер можно найти дешевле.

3.Honda CR-V


Теперь рассмотрим модель от японского производителя. Вообще, все автомобили от Honda после 2005 года выпуска славятся устойчивым кузовом к ржавлению. Многие экземпляры тех годов выпуска от японского производителя до сих пор не имеют даже «рыжиков» на кузове.

Honda CR-V обрабатывается путем гальванической оцинковки с 2 сторон кузова. При этом слой цинка составляет от 9 до 15 мкм. Такой тип обработки применяется на этой модели уже давно, с 1998 года, но в последние годы технология улучшилась. С 1994 по 1998 года автомобиль и вовсе не обрабатывали, поэтому многие экземпляры тех времен уже имеют сквозную коррозию.

По прогнозам экспертов, первые очаги коррозии на этом автомобиле последних годов выпуска начнется через 10 лет. Производитель предоставляет гарантию на появление коррозии на срок 12 лет.

Сейчас в начальной комплектации стоимость Honda CR-V составляет 2 135 000 рублей.

4.Porsche Cayenne


Вновь перейдем к «немцам». На этот раз рассмотрим Porsche Cayenne. Сейчас все модели производителя качественно обрабатываются, поэтому коррозия появляется редко. Первой моделью с обработкой у компании был Porsche 911.

При производстве кроссовера Cayenne применяется горячая двухсторонняя оцинковка. Однако ее толщина всего 2-10 мкм. По прогнозам экспертов, коррозия на кузове автомобиля может появиться через 10 лет эксплуатации в российских условиях. Однако производитель предоставляет гарантию на коррозию всего 3 года, на ЛКП – 12 лет.

Новый Porsche Cayenne в настоящее время обойдется минимум в 6 миллионов рублей.

5.Volvo XC90


Рассмотрим крайний внедорожник на сегодня – это Volvo XC90. Этот автомобиль, несмотря на то, что находится на последнем месте в списке, хорошо обрабатывается от ржавчины и коррозии.

Volvo XC90 подвергается полной горячей оцинковке с обоих сторон кузова. При этом толщина цинка составляет от 2 до 10 мкм в зависимости от элемента. По прогнозам экспертов коррозия внедорожника начнется не ранее чем через 10 лет, авто устойчивый к суровым условиям эксплуатации.

Сейчас цена на внедорожник начинается от 3 470 000 рублей за 5-местную версию и от 3 600 000 за 7-местную версию. На вторичном рынке автомобиль свежих годов можно найти дешевле, причем обработка у него будет такая же хорошая.

Популярные российские автомобили с оцинкованным кузовом: список

Список автомобилей российского производства с кузовом, покрытым слоем цинка, небогат. Из производителей этим занимаются только Волжский автозавод (ВАЗ) и автопроизводитель из Ульяновска (УАЗ). Для удешевления стоимости некоторые модели оцинкованы только частично, т. е. защищены только отдельные детали. Для полной обработки применяется недорогое катафорезное грунтование кузова с добавлением частичек цинка. Защита эффективная, но не способна защитить металл больше чем на 5 лет. Более того, применяется односторонняя оцинковка, когда обрабатывается только наружная сторона, внутренняя покрывается грунтовкой и окрашивается.

Читать еще:  Каско и царапины на машине: что делать и как обратиться?

ВАЗ 2110

Первая модель ВАЗ с частичной обработкой от коррозии с помощью цинка

На 10-м семействе защиту кузова от коррозии методом холодной оцинковки начали применять с 1999 года. Обработке подвергались узловые соединения, т. е. места сварочных швов, креплений и других элементов. Коррозия кузова начиналась быстро, ведь защита металла практически отсутствовала.

Лада Калина 1 поколение

Первое поколение автомобилей семейства Калина в кузове универсал

Первые Калины были частично оцинкованы, общий процент обработанных поверхностей составляет около 50%. К ним относятся все навесные детали (двери, крышка багажника и капота), днище и передние колёсные арки.

Лада Калина 2-е поколение

Второе поколение семейства Калина в кузове хэтчбек

Первые выпуски Калины 2 по площади оцинковки не отличались от первого «ягодного» семейства ВАЗ. Более поздние модели имеют полностью оцинкованный кузов, без обработки остались лонжероны спереди и сзади, крыша и капот. Стоит учитывать, что выбранный метод обработки не даёт 100% гарантии защиты от коррозии.

Лада Ларгус

Новая модель Лада Ларгус с облицовкой от Весты

Клон Рено Логан в кузове универсал от ВАЗ тоже оцинкован лишь частично. Обработаны передние крылья, пороги, крышка багажника и двери.

Лада Гранта

Гранта седан, авто с качественной оцинковкой

Лада Гранта в кузове седан на 30% изготавливается из оцинкованной стали. При этом часть металла подвергается дополнительно обработке горячим цинком с двух сторон. Гранта в кузове лифтбек дополнительно защищена со стороны днища.

Лада Веста

Флагман ВАЗ с оцинкованным кузовом

Флагман российского автопрома стал первым автомобилем ВАЗ с двусторонней оцинковкой кузова, за исключением крыши у седана (универсал обработан полностью). Днище и пороги без защиты цинка.

Лада X-ray

Кроссовер X-ray на базе Весты

Кроссовер от АвтоВАЗа оцинкован с двух сторон, не обрабатывается только крыша и днище.

Отечественный внедорожник УАЗ Патриот с лучшей оцинковкой

У Ульяновского автозавода частичной холодной оцинковке подвергались автомобили УАЗ Патриот, выпущенные с 2013 года. Начиная с 2014 года Патриот обрабатывается гальваническим методом (кузов погружается полностью в цинковую ванну), что даёт отличную защиту от коррозии.

На всех без исключения моделях применяется холодная оцинковка и катафорезное грунтование, что позволяет дать гарантию до 6 лет. Технологии с каждым днём совершенствуются, толщина защитного покрытия увеличивается. Пока самым защищённым от появления ржавчины автомобилем остаётся УАЗ Патриот (из отечественных производителей), но АвтоВАЗ не отстаёт.

Модели автомобилей с оцинкованным кузовом

Теперь рассмотри конкретные марки и модели автомобилей с оцинкованными кузовами. Список получится достаточно обширным, поэтому мы классифицируем машины так же и по способу нанесения антикоррозионного материала.

Горячий метод оцинковки

Впервые этот метод был использован в далеком прошлом компанией Volkswagen, они же используют его и по сей день. Помимо VW так обрабатывают кузова еще Audi, Porsche, Volvo, а также масса других автопроизводителей. Учитывая стоимость обработки машины таким методом, нужно напомнить, что ей подвергается достаточно дорогие модели премиум и бизнес класса. Список марок автомобилей, в модельном ряду которых есть модели с полностью оцинкованным кузовом по горячему методу:

  • Порше (первая из моделей с таким кузовом – знаменитая Porsche 911).
  • Ауди.
  • Вольво.
  • Форд.
  • Шевроле (Lacetti).
  • Опель (Astra и Vectra).

Первым серийным авто с полностью оцинкованным кузовом стала знаменитая Audi 80. После нее большинство машин этой компании шли с обязательным антикоррозионным покрытием. В зависимости от марки покрытие могло обладать толщиной от 2 до 10 мкм.

Покрытие без оцинковки

Гальванический метод обработки

Гальваническая обработка кузова цинком отличается от предыдущего способа меньшей себестоимостью. Чаще такой метод встречается в Американских и Японских машинах, немного реже в Европейских. За счет снижения стоимости обработки значительно снизилась и надежность такой обработки. Покрытие не давал 100% гарантии защиты. Европейские производители и вовсе решили пойти своим путем, используя выработанную новую технологию. Список технологических операций, которые проводят концерны BMW и Mercedes:

  • Для изготовления кузова используется высоколегированная сталь, максимально исключаются вредные примеси.
  • Гальваническим методом наноситься от 9 до 15 мкм цинка.
  • Сверху кладется толстый слой грунта и краски. Поверхность обладает высокой адгезией, поэтому лакокрасочное покрытие ложиться достаточно надежно.

Как узнать, проходил ли автомобиль антикоррозийную процедуру обработки цинком

Информацию об этом можно найти в технической документации на автомобиль. Если не удалось найти в бумагах слово «цинк», кузов вряд ли чем-то защищён от коррозии.

Чтобы определить наличие оцинковки кузова автомобиля без бумаг, придётся сильно потратиться. В частности, обратиться за услугой в специализированный центр или довериться информации, приведённой в интернете.

О частичной защите или полном её отсутствии можно судить и по стоимости автомобиля. Бюджетные модели редко оцинковывают, тем более одним из качественных способов. Их просто обрабатывают недорогими красками и материалами. К таким авто можно отнести азиатские машины эконом-класса.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector