Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
128 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как удалить вмятину на автомобиле своими руками

Как удалить вмятину на автомобиле своими руками

Вмятина на кузове автомобиля может появиться не только в результате мелкого ДТП. Кузовные детали могут повредиться после неудачной парковки, из-за вандализма, падения тяжелых веток с деревьев. Во многих случаях достаточно даже незначительного воздействия, чтобы металлические элементы потеряли первоначальную геометрическую форму. Если при этом лакокрасочное покрытие осталось невредимым, водитель может самостоятельно устранить возникшие дефекты, используя различные подручные приспособления и инструменты. Это позволит сэкономить значительную сумму денег на услугах кузовных цехов.

Будьте внимательнее

Сначала следует запомнить: наилучшее состояние геометрии автомобильный кузов имеет лишь при выходе с производственного “стола”. И после продажи, во время езды этот показатель будет меняться. Если даже вы не замечаете каких-либо искажений, это еще не значит, что машина в идеальном состоянии. Вам нужно всего лишь быть внимательнее к работе автомобиля. Может покрышки стираются слишком быстро? Или руль отзывается на ваши приказы не так быстро как раньше? Все подобные проблемы могут быть связаны с неправильной геометрией. Тогда вам следует как можно скорее проверить этот параметр вашего автомобиля.

Виды деформации кузова

Условно повреждения кузова легкового автомобиля можно разделить на несколько степеней, которые классифицируются в зависимости от сложности деформации. Самая простая деформация возникает вследствие ударов по кузову мелких посторонних предметов или столкновений с небольшими препятствиями. Такое повреждение имеет небольшую площадь, довольно легко и недорого ремонтируется. Обычно все заканчивается рихтовкой или вытягиванием простыми приспособлениями.

Более серьезные деформации кузовных деталей возникают при наезде на большие препятствия или в результате длительной и неаккуратной эксплуатации автомобиля. В первом случае повреждения могут задевать одну или несколько кузовных деталей одновременно, что значительно усложняет ремонт и увеличивает его стоимость. Во втором случае деформация может быть и не видна, но она чувствуется водителем из-за не комфортности езды и заметна на неправильной работе подвески. Такие повреждения приводят к усиленному износу покрышек, ухудшению управляемости автомобилем, и несут за собой особую опасность.

Самый сложный вид деформации кузова легкового автомобиля возникает вследствие крупных ДТП. При этом страдают не только наружные детали кузова, но и несущие конструкции, призванные придавать жесткости автомобилю. В некоторых случаях после ДТП автомобиль уже не поддается восстановлению, так как нарушена общая конструкция кузова, и ремонт будет нецелесообразным.

Даже если удастся восстановить общую геометрию, то жесткость будет безвозвратно потеряна, что само собой сделает дальнейшую эксплуатацию такого автомобиля небезопасной для водителя и пассажиров.

При всех видах деформации кузова существуют особые способы для восстановления первоначального вида автомобиля. В зависимости от сложности и степени повреждения кузовных деталей определяется методика и последовательность восстановительных работ. С этими вопросами можно будет ознакомиться немного ниже. А перед этим стоит рассмотреть вопрос о том, почему же конструкторы автомобилей преднамеренно делают кузов автомобиля так легко деформируемым.

Любитель гаражных ремонтов может самостоятельно выправить вмятину, но это потребует обучения и определенных финансовых расходов.

  1. Приобрести дорогой набор оборудования для PDR.
  2. Неоднократно потренироваться для приобретения навыков на испорченных дверях или крыльях.

Кустарные методы, которые можно найти в материалах Интернета, могут принести больше вреда, чем пользы. Ремонты с помощью строительного фена, сантехнического вантуза, самодельных или дешевых присосок не приносят результата. Неумелое применение таких методик вызывает отслоение автоэмали. Кроме небольшой вмятины, на кузове появляются вздутия.

Качественное удаление вмятины без покраски возможно только в оборудованной автомастерской, проводить работы должны опытные специалисты.

Методы выправления вмятин своими руками

В случаях даже незначительных повреждений лучше всего обращаться к опытным специалистам, которые в течение недлительного промежутка времени приведут автомобиль в должное состояние. Но если такой возможности нет, то перечислим несколько способов, как самостоятельно избавиться от вмятины с помощью подручных средств.

Читать еще:  Пленка на лобовое стекло от солнца: что дает солнцезащитная пленка?

Совет! Не пытайтесь браться за ремонт машины, если не имеете должного опыта, не разбираетесь в деталях.

Так вы рискуете только усугубить уже имеющиеся повреждения.

  • выправление с обратной стороны панели;
  • нагрев и последующее охлаждение для ремонта;
  • метод выправления вмятины с использованием пылесоса;
  • использование пистолета для горячего клея и вытягивающих элементов;
  • вытягивание вмятины сантехническим вантузом;
  • метод выправления вмятины с применением мяча;
  • устранение вмятин на двери при помощи крюков и рычагов;
  • ремонт вмятин при помощи домкрата;
  • удаление вмятин на автомобиле при помощи обратного молотка.

Методы и приемы устранения деформаций в кузовных деталях. (ТИ 3100.25100.60503)

Восстановление поврежденных кузовных деталей методами рихтовки, правки, вытяжки, усадки металла, вырезки участков (не поддающихся ремонту) и установки ремонтных вставок преследует цель: при минимальных материальных и трудовых затратах восстановить работоспособность кузова.

В зависимости от степени повреждения, техническими условиями 37.001.1131-83 п. 3 предусмотрено пять видов воздействия на кузовную деталь. Ремонт №2 предполагает выправление повреждений со сваркой или выправление повреждений в легкодоступных местах, деформированных до 50 %.

Доводка поверхности кузовных деталей должна выполнятся правкой и рихтовкой металла, нанесением полиэфирной шпатлевки, согласно ТИ 3100.25100.40502. В отдельных случаях может быть допущено наплавление припоев и доводка поверхности рихтовочной плитой.

Качество поверхности отремонтированной детали подготовленной к окраске должно соответствовать требованиям ТУ 37.001.1131-83 п. 2.2:

  • трещины, разрывы и пробоины на кузове должны быть заварены;
  • сварные швы на лицевых поверхностях кузова должны быть обработаны заподлицо с основным металлом;
  • на поверхностях кузова, подлежащих к окраске, не должно быть коррозии;
  • не допускается на лицевых поверхностях кузова наличие вмятин, выступов, царапин, следов рихтовки (глубина вмятин или царапин, высота выступов не должны превышать 0,5 мм);
  • допускаются риски, оставленные после зачистки абразивными материалами;
  • на поверхностях кузова, подлежащих к окраске не должно быть грунтов и шпатлевок, не предусмотренных требованиями технологического процесса окраски (ТИ 3100.25100.80003).

Работы выполнять в соответствии с требованиями системы стандартов безопасности труда по ГОСТ 12.3.017-79 «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности» и инструкций по безопасности труда № 41005.37.101.256-73 – для жестянщиков, № 1005.37.10136-75 – для сварщиков.

Технология устранения деформаций.

Восстановить форму кузовной детали с использованием инструмента из набора рихтовщика (здесь и далее см. табл. 2.2.1.).

Правку деформированных поверхностей выполнить с использованием опорной плиты 51.1924-6999 и киянки 0304-0002 ГОСТ 11775-74.

Устранить деформацию без наклепа и увеличения площади металла при помощи опорной плиты типа 67.1923-9500, и специального молотка 51.1924-6993, имеющего насечку на рабочей части.

Устранить выпуклость на поверхности кузовной детали методом нагрева и быстрого охлаждения:

а) с использованием угольного электрода сварочного полуавтомата
б) с использованием пламени газовой горелки.

Охлаждение нагретого участка выполнить тампоном асбестовой смеси или ткани смоченной в воде.

Последовательность устранения выпуклостей методом нагрева и осаждения металла резким охлаждением показана на рис. 2.2.4.

Рис. 1 Последовательность нагрева и осаждения при устранении выпуклостей на поверхности детали

Устранить обширную выпуклость-вмятину методом нагрева в сочетании с ударным воздействием.
Осаждение обширной выпуклости металла произвести на опорной плите типа 51.1924-6999 киянкой 0304-0002 ГОСТ 11775-74, после предварительного нагрева в месте предполагаемого удара, рис. 2.2.5 а.

Устранить вмятину при помощи рихтовочного молотка 02.7850-4038 и опорной плиты 51.1924-6999 после нагрева металла в месте осадки, рис. 2.2.5. б.
Последовательность предварительного нагрева и нанесения ударов при устранении обширных выпуклостей-вмятин показана на рис. 2.2.5. в. направление воздействия выполняется по спирали, от периферии к центру.

Рис. 2 Устранение обширных выпуклостей-вмятин на деталях методами нагрева и осаждения металла

Восстановить форму лицевой поверхности детали с применение фасонных плит, наковален и оправок. Фасонные плиты, наковальни и оправки для восстановления поверхности кузовных деталей в легкодоступных местах применять в соответствии с кривизной восстанавливаемого профиля детали, т.е. с учетом радиусов, переходов различной кривизны и ребер жесткости.

Читать еще:  Полируем авто своими руками: полировка металла до зеркального блеска

Устранить вмятину в месте, труднодоступном для восстановления поверхности. Исправление вмятин на лицевых поверхностях в зоне расположения усилителей производить при помощи рычагов. Выбор конкретного рычага зависит от расположения и характера вмятины.

Точечные и линейные вмятины устранять при помощи рычага 51.7899-5012. Вмятины, расположенные под усилителями устранять плоскими рычагами типа 51.7899-5009.

Выштамповки и ребра жесткости на открытых участках восстановить при помощи опорной плиты 67.1923.9500 и зубила типа 67.7851-9503.
Заломы и вмятины панелей дверей, а также крыльев выправлять рычагом типа 67.1929-9500 или 02.1929-8020, используя в качестве опоры внутренние элементы панелей дверей, щитка брызговика и т.д.

Исправить вмятины на панелях кузова приспособлением ударного типа 67.7815-9501, рис. 2.2.6.

Рис. 2.2.6. Приспособление ударного типа 67.7815-9501

Приспособление состоит из ударного молотка 1, движущегося по направляющему стержню и заканчивающегося рукояткой с упорной площадкой 3.
Рабочим органом является комплект сменных наконечников, предназначенных для исправления вмятин на панелях кузова, рис. 2.2.7.

Рис. 2.2.7. Наконечники для ударного приспособления

Соединение сменных наконечников со стержнем приспособления осуществляется при помощи резьбы.

Исправление вмятин наконечниками 1 и 2 осуществляется проколом панели острием наконечника и захвата выступами резьбовой части наконечника металла поврежденного участка.

Правку осуществлять ударом молотка 1 по опорной площадке рукоятки в направлении необходимой вытяжки.
Количество точек вытяжки определяется величиной, характером и расположением вмятин.

Следы правки (проколы) запаять твердым припоем, а поверхность панели подготовить под окраску.

Исправление вмятин приспособлением 67.7815-9501, оснащенным наконечниками 3 и 4, может быть осуществлено при помощи технологических стержней. Правку вмятин осуществлять через технологические стержни, жестко зафиксированные в наконечнике приспособления.

Технологические стержни припаять твердым припоем к поверхности вмятины. Количество стержней зависит от величины, характера и расположения вмятины. Правку осуществлять методом захвата за стержень зажимным устройством наконечников 3 и 4.
После исправления вмятин технологические стержни удалить, а поверхность панели зачистить и подготовить под окраску согласно требованиям ТУ 37.001.1131-83.

В таблице «Инструмент для ремонта кузовов» представлены молотки, фасонные плиты, оправки, наковальни, рычаги и прижимы, предназначенные для исправления вмятин и восстановления формы поверхностей кузова.

Большая номенклатура рихтовочных молотков предполагает применение того или иного молотка в зависимости от характера вмятины и формы поверхности. Ряд молотков имеют отполированную бойковую часть, что позволяет достичь высокой чистоты правки, а в отдельных случаях производить устранение повреждений без разрушения лакокрасочного покрытия.

Наковальни и фасонные плиты служат для поддержки листа во время выправления вмятины молотком. Форма и размеры плит и наковален выполнены с учетом наиболее встречающейся кривизны деталей кузова и дают возможность применять их при восстановлении различных участков кузова.

Рычаги предназначены для исправления различных вмятин. Конструкция рычагов и длина некоторых из них предусматривает их применение в труднодоступных местах через технологические окна и отверстия в деталях кузова.

Использование пистолета для горячего клея и вытягивающих элементов

Вариант с использованием клеевого пистолета довольно прост. Он заключается в приклеивании вытягивающих элементов к вмятине в нескольких местах. Потянув за них, можно выправить дефект. В качестве вытягивающего предмета берут деревянный нагель и с одной стороны прикручивают к нему пару саморезов, а на другую «подошву» наносят слой горячего клея. Далее прикладывают к вмятине, дожижаются остывания клея и начинают постепенно вытягивать вогнутый металл.

Виды повреждений кузова автомобиля

Подавляющее большинство подобных повреждений требуют проведения ремонтных работ и нередко — весьма серьезных и дорогостоящих.

Чем выше была скорость автомобиля во время аварии, тем больше количество повреждений и их масштаб. Основные повреждения кузова автомобиля во время эксплуатации:

  1. Коробление крыльев
  2. Деформация дверных/оконных проемов
  3. Провисание дверей авто
  4. Нарушение ЛКП, а также антикоррозионного покрытия кузова
  5. Обрывы болтов, гаек
  6. Трещины в области стоек
  7. Деформация отдельных деталей
  8. Отсоединение приваренных/приклеенных деталей, из-за которого появляются скрипы и стуки
Читать еще:  Профильная линейка в кузовном ремонте

Среди всех перечисленных видов повреждений самое распространенное — появление коррозии на кузове.

Способы устранения повреждений кузова

При наличии механических повреждений по возможности восстанавливается исходная форма поврежденной детали, если она не подлежит восстановлению, то ее заменяют новой.

Самая простая категория ремонта – устранение наружных повреждений обшивки, не затронувших каркас салона, подрамник. Если вследствие деформаций кузова изменились расстояния между точками крепления основных узлов, необходимо восстанавливать геометрию. Не всегда это возможно, иногда повреждения настолько масштабные, что рентабельнее и безопаснее заменить кузов целиком. Ремонт обойдется дешевле, если заказать подходящий кузов с разборки в хорошем состоянии.

Основные методы и приемы кузовного ремонта:

  • предварительное черновое выравнивание – выколотка;
  • окончательное выравнивание – рихтовка;
  • устранение образовавшихся в ходе рихтовки пузырей путем нагрева металла горелкой или аппаратом точечной сварки с последующим охлаждением;
  • напайка – заделка вмятин оловянным припоем, устранение излишков напильником и полирование. Применяется, если вмятина небольшая, а демонтировать деталь для проведения выколотки и рихтовки затруднительно;
  • шпатлевание небольших вмятин с последующим опиливанием и полировкой шпатлевки. Обычно шпатлевка наносится в несколько слоев;
  • вытяжка пустотелых деталей с помощью специального инструмента – гвоздодера. К очищенной вмятине привариваются цилиндрические стержни, напоминающие формой гвозди, затем их тянут гвоздодером, используя как рычаг;
  • сварка трещин;
  • выпрямление перекосов с помощью силового оборудования;
  • малярные работы.

Для устранения поверхностных деформаций необходимо удалить слой краски и мастики, полностью освободив место утяжки. Глубокие вмятины выравнивают постепенно, от краев к центру. Если в зону повреждения попали детали разной жесткости, начинают с более жестких. Если образовалась складка, начинают с ее выравнивания. Под выпрямляемую поверхность подставляют наковаленку нужного профиля. Съемные элементы лучше рихтовать на верстаке.

Для выпрямления перекосов необходимо силовое оборудование – домкрат, гидравлический угольник с удлинителями, вставками и цепями. Цепи должны крепиться под прямым углом к поврежденной зоне, чтоб правка выполнялась в направлении, противоположном деформации. Растяжка начинается с минимального хода, затем усилие плавно увеличивается.

После правки может сохраняться остаточное напряжение, которое при движении автомобиля передается на втулки и амортизаторы и нередко приводит к их отрыву. Чтоб этого избежать, правка кузова со значительными деформациями должна производиться при снятых механических агрегатах. Если вследствие деформации доступ к ним ограничен, нужно выполнить предварительную правку, не снимая этих агрегатов. Растяжение рекомендуется сопровождать выстукиванием складок. После завершения правки весь выпрямленный участок выстукивается рихтовочным молотком через деревянную прокладку для снятия внутреннего напряжения.

Безрамный кузов, в котором основание не отсоединяется от остова, можно отремонтировать только в сервисном центре на особом оборудовании с жесткой базой. Покраску тоже лучше осуществлять в специальной покрасочной камере, нельзя ее выполнять на открытом воздухе, поскольку на свежую краску сразу налипнет пыль и мошка. Если лакокрасочные работы осуществляются в гараже, нужно предварительно сделать там уборку.

Перед покраской кузов лучше разобрать на отдельные детали для лучшего прокрашивания труднодоступных участков. Тщательно зачищаются от коррозии поврежденные участки, грунтуются кислотным грунтом. Вся окрашиваемая поверхность шлифуется машинкой или вручную с помощью наждачной бумаги, обезжиривается, обрабатывается из пульверизатора акриловой грунтовкой. После высыхания грунта поверхность еще раз шлифуется. Обычно наносится три слоя краски, ее вязкость с каждым слоем уменьшается.

Помимо неизбежных в процессе эксплуатации повреждений кузова автомобиля и его естественного износа возможны аварийные и связанные с неправильным уходом повреждения, ускоренный износ. Любые повреждения кузова необходимо устранять как можно быстрее, поскольку они могут спровоцировать цепочку новых неисправностей. Работу по рихтовке вмятин можно выполнить в гараже своими руками, а при серьезных нарушениях кузовной геометрии лучше обращаться в сервис, где есть необходимое силовое оборудование.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector