Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система освещения в покрасочной камере

Система освещения в покрасочной камере. Выбор светильников и расчет мощности и количества светильников.

Правильная настройка всех узлов работы покрасочной камеры, начиная от вентиляции, режима сушки и заканчивая системой освещения, обеспечит в итоге не только комфортные условия работы для маляра, но и высокое качество нанесенного ЛКП на кузов или отдельную деталь автомобиля. Уделив внимание освещению покрасочной камеры, вы сможете не только лучше контролировать результат работы и сразу определять дефекты, но и следить за соответствием оттенков цветов. К тому же при грамотно откалиброванном освещении глаза мастера устают намного меньше, что положительно сказывается и на продуктивности работы.

Определения и стандарты

Общая освещенность помещения должна составлять 1000 Lx и больше (1000-2000 Lx – естественная освещенность земли в пасмурный день), а освещенностью в 1000 Lx считается свет при котором, можно без усилия разобрать газетный шрифт. Освещенность рабочего места должна оставаться в диапазоне 500-1000 Lx, что является вполне выполнимым условием, учитывая, что в покрасочном помещении все равно придется расставить несколько источников света. Вычислить освещенность можно из данных о создаваемом лампой световом потоке: для всего помещения он не должен покидать пределов 500-2000 Lm, но для рабочей области этот диапазон немного уже (600-1200 Lm).

Иногда эти параметры указываются на коробках с лампами – при отсутствии таковых можно равняться на следующую световую отдачу: 1 Вт = 50 Lm для люминесцентной лампы, 1 Вт лампы = 13 Lm для лампы накаливания. Освещенность непосредственно под лампой вычисляется делением выдаваемого светового потока на расстояние до поверхности. К примеру, лампочка на 100 Вт дает

1300 Lm (13*100) – на расстоянии 2 метра освещенность будет равна 650 Lx, но для получения общей освещенности потребуется цифру разделить еще и на площадь покрасочной камеры (27 Lm для стандартного гаража 6×4 с одной лампой 100 Вт на высоте 2 метра).

Как видно, одной 100-ваттной лампой обойтись с горем пополам можно (если стоять точно под ней), но поскольку своими руками в камеру обычно переоборудуется гаражное помещение, здесь же происходит подбор покрасочных материалов, т.е. функции колерной совмещаются с основным помещением. В колористике важна не сила света, а правильная цветопередача. Стандартные лампы накаливания задают цветовую температуру в 2000-3000 К, что попадает в категорию тепло-белого света, т.е. теплые оттенки видны лучше и кажутся насыщеннее. Рекомендуется выдерживать цветовую температуру основных, рабочих источников света в 5000 К – уровень, показать который могут люминесцентные лампы (

Индекс цветопередачи (Ra) напрямую не зависит от светильника, поэтому выбирать можно любой, подходящий по другим параметрам. Однако некоторые производители на источниках света указывают цветопередачу. Следует понимать, что достигается указанный показатель только при соблюдении определенных условий. Достаточной считается цветопередача 94-96%, однако показатель в 100% достигается уже при работе над поверхностью галогенной лампы. Другое дело, что галогенная лампа имеет низкую цветовую температуру (2500-3000 К), в результате чего «галогенный» свет немного подчеркивает теплые тона.

Западные производители, от продукции которых отечественным малярам пока никуда не деться, используют стандарты CIE, делящей искусственные источники света на шесть классов (A-F). Для освещения покрасочной камеры подходят светильники класса D, т.е. создающие освещенность, сравнимую с естественным дневным светом. Цифровой индекс означает цветовую температуру лампы: D55 – 5500 К, D65 – 6500 K и т.д.

Читать еще:  Насадки на дрель для шлифовки: виды шлифовальных приспособлений

Поскольку автомалярами уже накоплен большой опыт как в способах выполнения их работы, так и в организации своего рабочего места, анализ и систематизация схем освещения покрасочной камеры позволяет вычленить те из них, которые являются наиболее оптимальными и эффективными. К таким схемам относятся:

  • потолочная, которая предполагает крепление всех осветительных приборов к потолку. Подобная схема легко выполнима собственными силами, однако при ее применении возникают проблемы во время окраски вертикальных поверхностей;
  • потолочно-стеновая, являющаяся наиболее рациональной при организации освещения профессиональных камер;
  • потолочная с применением переносных светильников, что удобно в небольших помещениях, где периодически меняются условия покраски, а места для обустройства бокового освещения недостаточно.

Туман, формируемый краскопультом, представляет собой такую среду, которая характеризуется высоким уровнем электрохимической коррозии и взрывоопасности. Именно этот факт вынуждает выбирать для светильников такие лампы, которые относятся к категории взрывозащищенных. Сами же светильники изолируются от общего объема камер с помощью защитных стекол.

Подбор ламп освещения


Решив установить освещение в камере, следует четко определиться с выбором ламп, устанавливаемых в светильники. Следует помнить, что такие источники света, как, например, светодиодные шнуры, в этих условиях являются совершенно неприемлемыми. Для светильников покрасочных камер рекомендуется использовать следующие виды ламп:

  • накаливания;
  • люминесцентные;
  • светодиодные.

Рассмотрим поочередно степень эффективности каждой из них.

Лампы накаливания

Эти привычные для всех лампы могут использоваться только в том случае, когда они имеют вакуумную колбу. Газонаполненные колбы не подходят для использования в местах проведения покрасочных работ из соображений безопасности. Наиболее удобными являются такие вакуумные лампы, у которых имеются тонированная поверхность и зеркальный отражатель. Они наиболее эффективны для переносных источников света и для технических зон камер, поскольку работают от относительно низкого напряжения.

К достоинствам таких ламп следует отнести:

  • доступная цена;
  • простота обслуживания.

Однако они обладают и существенными недостатками:

  • низкая надежность;
  • значительное тепловое излучение;
  • низкий уровень светоотдачи и низкий КПД, составляющий порядка 4%;
  • неэкономичность.

Люминесцентные лампы

Принцип действия, используемый люминесцентными лампами (световые ультрафиолетовые волны, производимые газоразрядным источником), позволяет создать поток света, аналогичный солнечному.

Такие лампы бывают двух типов: линейные(трубчатые) и компактные.

Поскольку в покрасочных камерах достаточно важна собственная площадь светильника, то первый тип этих ламп является более предпочтительным.

Для люминесцентных лам также важно правильно их выбрать, исходя из производимого ими светового излучения, которое в маркировке указывается после буквы «Л». При проведении покраски наиболее предпочтительными являются лампы со световыми излучениями белого (Б), холодно-белого (ХБ), тепло-белого(ТБ) и дневного(Д) цветов.
Более правильное восприятие цветов обеспечивается при применении люминесцентных ламп со следующей дополнительной маркировкой:

  • «Ц» — цветопередача естественная;
  • «ЦЦ» — цветопередача высокого качества.

Достоинства таких ламп:

  • большая продолжительность эксплуатации, достигающая 20 тыс. часов;
  • высокий КПД;
  • экономичность.
Читать еще:  Замена порогов своими руками

Светильники с люминесцентными лампами имеют следующие недостатки:

  • задержка старта;
  • необходимость утилизации использованных ламп;
  • низкий уровень экологической безопасности;
  • ослабление светового потока по мере эксплуатации.

Светодиодные лампы

Для покрасочных камер светильники с этими лампами являются наиболее предпочтительными как в качестве основных верхних, так и дополнительных боковых источников света.

Такие лампы обладают огромным числом достоинств:

  • высокий КПД;
  • низкое энергопотребление;
  • высокий индекс цветопередачи;
  • прочность и устойчивость к вибрациям;
  • большая продолжительность эксплуатационного срока, достигающего 50 тыс. часов;
  • высокая экологическая безопасность;
  • отсутствие мерцания производимого ими светового потока;
  • способность работать при высоких температурах.

Единственный, но довольно существенный недостаток заключается в достаточно высокой цене.

Сравнительные возможности ламп различного типа

Во многих случаях в качестве источников освещения в покрасочной камере используют лампы, обычно размещаемые в светильниках группами по два или четыре источника. Возможно применение люминесцентных светильников, а также осветительной аппаратуры на LED-лампах или на обычных лампах накаливания.

Преимущества люминесцентных ламп:

  1. Обеспечение очень широкого угла распространения световых волн, что помогает равномерно освещать поверхности сложной конфигурации.
  2. Повышенная равномерность освещения помогает распознать дефекты окраски.
  3. Данные светильники можно применять при различных цветовых температурах, что позволяет операторам малярных камер выбирать лампы в зависимости от того, насколько хорошо они имитируют естественный цвет дневного света или насколько точно они отражают цвет используемых красок.

Во многих случаях предпочтение отдаётся флуоресцентным лампам с высокой цветовой температурой и высоким индексом цветопередачи. Цветовая температура лампы означает, что в спектре света она излучает большую часть своей светоотдачи. Например, белый флуоресцентный свет, имея цветовую температуру 5500…6000 К, приближает световой выход к середине спектра. В этих случаях лучше всего выбрать лампу, выдающую полный спектр именно в середине цветовой температуры диапазона.

Освещение в покрасочной камере, основанное на применении ламп накаливания, считается наиболее бюджетным вариантом. Однако лампа накаливания будет хорошо воспроизводить красные, оранжевые и желтые цвета, но характеризуется плохой цветопередачей, когда поверхности окрашены в салатовый, голубой или белый цвет.

При выборе типа освещения покрасочной камеры необходимо учитывать также индекс цветопередачи лампы. И здесь лампы накаливания, обладая индексом цветопередачи, близким к 100, имеют преимущество: несмотря на плохое качество света, они очень хорошо воспроизводят цвета.

Наиболее современным решением для различных размеров малярных камер является освещение на базе LED-ламп. Светодиодные светильники, несмотря на более высокую стоимость, отличаются:

  • Низким энергопотреблением.
  • Высоким КПД.
  • Повышенными значениями коэффициентов цветопередачи.
  • Экологической безопасностью при своём использовании в атмосфере легковоспламеняющихся веществ.
  • Длительным сроком эксплуатации.

Оборудование

Обычные световые приборы следует сразу отбросить – учитывая среду в помещении, прослужат они примерно месяц. Часто в камерах используется направленный на рабочую зону световой поток. Для создания такого потока можно использовать лампы 12-48 В, но обязательно в связке с понижающим трансформатором. Использовать понижающий трансформатор нужно тогда, когда подключение выполняется к стандартной сети. Обязательное правило для установки – соблюдение равного расстояния от рабочей зоны, а это сделать затруднительно. Про возможные варианты нужно сказать следующее:

  1. Лампы накаливания используют очень редко, так как КПД у них невысокий.
  2. Дорого стоят светодиодные лампы, но при их использовании можно получить свет без мерцания. Лампы являются экономными по расходу энергии.
  3. При необходимости выбора определенного светового оттенка стоит выбирать люминесцентные лампы, которые бывают более холодными или теплыми.
Читать еще:  Кузовной ремонт сузуки гранд витара

Пульт управления освещением должен располагаться за пределами камеры для покраски, кроме случаев, когда это технически выполнить нельзя. Чтобы не было проблем, следует отдельные приборы покрасочной линии подключать к отдельным автоматам.

Наличие люминесцентных ламп обязывает предпринимать меры безопасности против возможного разрыва сети – для этого потребуется установить систему дроссель-старт.

Типичные ошибки

Основными ошибками в помещениях автосервиса бывают:

  • отсутствие изоляции источника питания;
  • слабый уровень освещенности;
  • низкая цветопередача;
  • отсутствие подсветки рабочих мест.

Чтобы избежать эффекта ослепления, светильники должны иметь антибликовые решетки.

В мастерской необходимо предусмотреть аварийные светильники. Их мощности должно хватать для бесперебойной работы сервиса.

Как правильно выполнить освещение

Покрасочная камера, выполненная в своем гараже, должна иметь нормальную влажность воздуха и правильное освещение. Максимальную видимость обеспечат лампы дневного света.

Очень важную роль, при этом играет размещение и качество освещения, что непосредственно влияет на результат покраски. Инструкция по проведению работ рекомендует, что освещенность в помещении должна составлять от 600 до 1000 люкс.

Для этого нужно:

  • Разместить люминесцентные лампы на боковых стенах и под потолком, что является самым эффективным и удачным вариантом. Но при таком способе имеется и существенный недостаток: во время проведения работ мастер не имеет нормальной «обзорности» нижней части авто.
  • Для избавления от недостатка света и ненужных бликов, рекомендуется вдоль стены разместить несколько продолговатых ламп больших размеров, которые обеспечат хорошую освещенность машины снизу, без теней и бликов.

Совет: Размеры камеры должны обеспечивать человеку нормальные условия работы, свободный доступ к любой части автомобиля.

Установка светильников

Для гаража 5 х 6 метров достаточно взять 30 ламп мощностью по 40 Вт и расположить их самым удобным способом — по потолочно-стеновой схеме. Распределение по количеству будет таким:

  1. В один горизонтальный ряд входит 12 лам с интервалом между ними по 0,5 метра
  2. Под углом 45 0 устанавливаются 2 ряда по 12 ламп, в сумме 24 лампы
  3. По 3 лампы закрепляются на боковых стенах покрасочной камеры
  4. Если выбирается горизонтальное расположение, то расстояние между ними 1,5 метра, вертикальное — 1 в центре, 2 на расстоянии от него 2 метра.

При таком освещении света будет достаточно, для качественной покраски автомобиля.

Непосредственно на качество нанесения слоев краски свет не влияет, но своевременно заметить брак, убрать пыль или волосинку, увидеть несовместимость цветов, исправить получаемый оттенок специалист сможет только в условиях хорошего освещения. Но не стоит устраивать систему света без возможности ее переделки. После первой же покраски машины будет более понятно, что следует изменить для индивидуальных удобств в работе. Хорошее освещение камеры не только улучшит качество покраски, но и ускорит сам процесс.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector