Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Споттер своими руками из сварочного аппарата

Споттер для рихтовки авто — отличная возможность избежать полного демонтажа панелей кузова при их рихтовке. Устройство позволяет выводить поверхности даже в самых труднодоступных местах. Кроме того споттер помогает восстанавливать геометрию сложных силовых элементов, не прибегая к их разборке.

Простота использования аппарата сделала его незаменимым при рихтовочных работах, а также при определенной мощности споттер можно использовать в качестве аппарата точечной сварки. По фотографии довольно понятно, как работает устройство, а принцип его действия, а также как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата мы рассмотрим прямо сейчас.

Spotter (Споттер) для ремонта кузова авто своими руками.

Spotter (Споттер) для ремонта кузова авто своими руками.

Споттер для рихтовки кузова автомобиля

Споттер — это устройство может оказать неоценимую помощь при рихтовке поврежденного кузова автомобиля. По своей сути он представляет собой устройство точечной сварки, состоит из блока управления, и пистолета, по электроду которого перемещается массивная металлическая болванка, это такой обратный молоток, с помощью которого и производится правка деформированного участка кузова. Покупка такого инструмента промышленного изготовления может не слабо отразиться на кошельке покупателя, поэтому мы сейчас будем разбираться в вопросах, как это устройство сочинить самому, тем-более тут не нужны знания высоких технологий и глубоких познаний в радиоэлектронике. Ниже мы приведем несколько фотографий, и вы сразу поймете, как он устроен, и как работать с этим инструментом.

Для начала рассмотрим схему блока управления споттера, она изображена на рисунке ниже:

Это, наверно, самый простой, но надежный вариант схемы, никаких наворотов, минимум деталей, никакого импорта, легкость повторения. Ниже мы потом рассмотрим еще один вариант, немножко сложнее, а пока поговорим об этом.

В данной схеме трансформатор Т1 и диодный мост, собранный на диодах Д226Б, служат для того, чтобы зарядить емкость С1, которая по нажатию кнопки S3 откроет тиристор V9, стоящий в диагонали силового моста, через который питается первичная обмотка мощного сварочного трансформатора Т2. Пока открыт тиристор, идет процесс сварки. Как только емкость разрядится, тиристор закроется, процесс сварки завершится, а по отпусканию кнопки S3, начнет заряжаться конденсатор С1, подготавливая устройство для дальнейшей работы. Длительность отпирающего импульса тиристора регулируется переменным резистором R1. Отсоединение электрода споттера от кузова осуществляется путем скручивания.

За неимением тиристора указанного на схеме, можно произвести замену на тиристор ТЧ-40 или ТЧ-80.

Такой же принцип работы использован и во втором варианте схемы блока управления. Разница заключается в том, что вместо тиристора, управляющего питанием первичной обмотки силового трансформатора, использован симистор, который управляется оптопарой, исключен мост на мощных диодах, а для заряда емкости применен стабилизатор, реализованный на микросхеме LM317 с возможностью регулировки выходного напряжения. Схема второго варианта схемы представлена на следующем рисунке.

Зеленым прямоугольником на схеме выделен низковольтный стабилизатор. Те, кто уже повторяли данную схему, зачастую использовали вместо него готовый блок питания, например от детской железной дороги, или, чуток переделанный, от антенного усилителя. Главное чтобы он выдавал порядка 10…12 вольт. Мощность трансформатора не большая, ватт 5…10 будет достаточно. R2 и С2 — снабберная цепочка, о ней написано в последней части статьи. В данном варианте схемы переменным резистором RP1, стоящим в цепи общего провода микросхемы стабилизатора LM317, можно изменять прикладываемое напряжение для заряда емкости, тем самым изменяя длительность импульса в момент сварки. Если длительности не хватает, можно увеличить номинал конденсатора С4.

Мощный трансформатор в споттере — это наверно самый трудоемкий этап в изготовлении данного устройства. Некоторые мотают его на Ш-образном железе, некоторые на кольцевом сердечнике. Приведем примеры обоих вариантов.

Ш-образный сердечник:

Пластины : Ш – 40 ;
Толщина набора : 100 мм;
Количество витков I обмотки : 200 ;
Провод I обмотки : 2,5 кв. мм ;
Количество витков II обмотки : 7 ;
Провод для вторичной обмотки: медная шинка 50 кв. мм или более.

Кольцевой сердечник:

Размеры: 20х10,5х7,5
Количество витков I обмотки : 255 ;
Провод: D(I) – 1,8мм;
Количество витков II обмотки : 7 ;
Провод для вторичной обмотки: медная шина сечением 6,5х4 намотана тремя слоями (и того 75 кв. мм)

Чтобы сделать регулировку выходного напряжения по первичной обмотке мотаем 255 + 20 + 20 + 20 витков. Переключение осуществляется с помощью сетевого галетного переключателя.

Как вариант, вторичную обмотку можно намотать и шиной из алюминия. Смотри следующее фото.

В этом варианте вторичная обмотка содержит 3 запараллеленых обмотки по 6 витков. Каждая шина по 50 кв. мм. Суммарно получается 150 кв. мм.

Для увеличения сечения вторичной обмотки можно намотать 5 слоев, в результате получится 250 кв. мм. Образец на фото ниже:

При изготовлении трансформатора не забудьте сделать хорошую межобмоточную изоляцию. В качестве материала для изоляции можно использовать лакоткань, или 5 – 6 слоев трансформаторной бумаги, которую не лишне будет пропитать парафином.

Опробование трансформатора проходило в то время, когда схема была собрана путем навесного монтажа и с помощью подручных средств.

При максимальном токе, металлическая пластина толщиной примерно 0,5 – 0,8 мм иногда отрывается с образованием дырочки.

Это вид собранного споттера со снятой боковой стенкой:

Вид блока управления сбоку

Обратный молоток для споттера.

Сложностей в его изготовлении возникнуть не должно, все довольно просто. Толстый провод подсоединен к электроду пистолета, три тонких провода идут на кнопку. По электроду длиной 40…45 см, диаметром 12 – 16 мм свободно перемещается увесистая болванка, собственно она и служит в качестве обратного молотка. На конце электрода стальной заостренный наконечник, который при рихтовке приваривается в то место поврежденного кузова автомобиля, которое необходимо вытянуть. Цель статьи не научить вас работать со споттером, а рассказать как самому изготовить этот инструмент, поэтому если вас интересует сама технология рихтовки таким способом, в сети можно найти множество роликов на эту тему.

Читать еще:  Аэрография как бизнес: необходимые составляющие успеха

Вот так выглядит пистолет споттера:

Для того, чтобы электрод пистолета меньше грелся, его можно сделать из латунного прутка.

А это внешний вид собранного рабочего инструмента:

Сечение силового провода, соединяющего сварочный трансформатор и пистолет споттера, выбирают не меньше сечения шины или провода, которым намотана вторичная обмотка, а длину проводов не рекомендуют делать больше 2…2,5 метров. В выше собранном варианте длина провода массы 1,7 метра, провод пистолета 2,1 метра.

Некоторые изобретатели данного устройства сетуют на то, что после отпускания кнопки “Сварка” на пистолете, по электроду обратного молотка протекает ток, т.е. тиристор или симистор, управляющий первичной обмоткой мощного трансформатора, не закрывается. Давайте разберемся, как можно бороться этим dv / dt эффектом.

Управляющим сигналом тиристор только включается (открывается), а выключается он тогда, когда коммутируемый ток снизится до уровня меньше тока удержания, но если скорость, с которой изменяется коммутируемое напряжение dv/dt, высока, то есть большая доля вероятности самопроизвольного включения триака, даже если отсутствует управляющий сигнал. Из за этой причины изготовители симисторов в даташитах на элемент указывают, какая величина dv/dt допустима, чтобы избежать неуправляемого включения триака. Если скорость нарастания превысит указанные значения, это чревато выходом из строя симисторной структуры.

Нежелательные включения могут возникнуть из за импульсных помех в питающих цепях нагрузки, или из за выбросов напряжения при срабатывающих ключах, работающих на индуктивную нагрузку. Эффективным способом, решающим данную проблему, является установка снабберной (демпфирующей) RС – цепочки, которая включается параллельно выходу ключевого каскада, смотри рисунок ниже:

Параметры этого демпфера выбираются в зависимости от того, какой характер имеет нагрузка и какой ток коммутируется. Приведем пример: в станках, производящих контактную сварку с первичным током 480 ампер, управление осуществляется промышленным контактором КТ — 07 , снабберная цепочка которого состоит из R = 10 Ом и С = 0,25 мкф.

Как и из чего сделать споттер

Трансформатор для споттера заметно отличается от классического сварочного трансформатора. При дуговой сварке металл разогревается электрической дугой, а при точечной тепло выделяется за счет переходного сопротивления на участке электрод-металл. Это происходит при дуговой сварке, если, например, установлен неправильный режим работы на агрегате. В таком случае электрод прикипает металлу, что может вызвать поломку аппарата.

Чтобы этого не происходило, точечная сварка проводится в импульсном режиме подачи тока (до 1 секунды). А поскольку для точечной сварки не требуется горение дуги, то напряжение в споттере должно быть минимальным (около 6 В), а сила тока – высокой (не менее 1000 А).

Из сварочного аппарата

Делать данный агрегат из инвертора нецелесообразно хотя бы из-за того, что для точечной сварки не требуется постоянный ток. К тому же придется переделывать трансформатор, чтобы добиться высоких показателей тока. С таким успехом можно сделать агрегат для точечной сварки с нуля. Если имеется инверторный аппарат, то лучше его использовать по назначению, а для споттера приспособить обычный трансформаторный сварочник.

Что касается полуавтоматов, то все универсальные модели данных агрегатов уже имеют функцию импульсной сварки, и переделка их не потребуется. Но если имеется в наличии сломанный, обычный полуавтомат, то в нем потребуется переделывать трансформатор.

Сварочный полуавтомат Aurora

Переделка трансформатора заключается в удалении вторичной обмотки и наматывании новой. Для споттера требуется ток сварки от 1000 А. Если при расчетах исходить из того, что плотность тока составляет 8 А на 1 мм 2 , то его сечение должно быть около 120 мм 2 . Но наматывать провод такого сечения довольно сложно. Поэтому можно взять шину с меньшим сечением, например, 80 мм 2 , если аппарат не будет использоваться в слишком интенсивном режиме.

Для определения количества витков сделайте следующее.

  1. Намотайте на магнитопровод любой проводник, покрытый изоляцией. Будет достаточно 10 витков.
  2. Подключите первичную обмотку к сети, а на импровизированной вторичке измерьте напряжение.
  3. Полученный результат нужно разделить на количество витков, то есть на 10. В итоге вы получите значение, которое определяет количество витков для получения 1 В напряжения. Но так как для споттера требуется напряжение 6 В, то умножив полученное значение, можно узнать количество витков.

Исходя из того, какого диаметра получится провод с необходимым сечением, можно определиться, войдет ли данная обмотка в свободное пространство между первичной и вторичной обмоткой трансформатора (еще не снятой). Если пространства будет достаточно, то вторичку можно не удалять из магнитопровода, а новую обмотку намотать поверх нее. В таком случае сварочник можно использовать и для электродуговой сварки, и для точечной.

Модифицированный трансформатор – это не единственная деталь, которая требуется для того, чтобы сделать споттер из сварочного аппарата. К нему нужно еще добавить электронный блок управления разрядом и небольшой трансформатор для обеспечения модуля питанием. Ниже приведена схема блока, управляющего споттером.

Данная схема работает следующим образом.

  1. При замыкании цепи выключателем S1 начинает подаваться ток на первичку трансформатора Т1.
  2. Далее, начинает заряжаться конденсатор. Он подключен через замкнутый контакт переключателя к диодному мосту.
  3. Выходной трансформатор Т2 будет обесточен до тех пор, пока не будет нажата кнопка переключателя S После этого напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на управляющий электрод тиристора. Далее, напряжение поступит на первичку выходного трансформатора, после чего на его вторичной обмотке возникнет импульс с необходимой для сварки силой тока.
  4. После разрядки конденсатора модуль переходит в первоначальное состояние. Для повтора импульса необходимо снова нажать на переключатель.
Читать еще:  Полировка пластика автомобиля своими руками: как и чем отполировать?

После того, как блок управления будет готов, все комплектующие размещаются в пластиковом или металлическом корпусе.

Из аккумулятора

Данный аппарат, изготовленный из аккумулятора на 12 В, является мобильным и может работать независимо от наличия электросети. Для изготовления агрегата потребуются следующие компоненты.

  1. Стандартная АКБ на 12 В и 75 А/ч и выше.
  2. Втягивающее реле. Можно использовать реле от стартера автомобиля. Желательно, чтобы оно было разборным, для проведения периодической чистки контактов внутри него.
  3. Кнопка пуска.
  4. Кабели с клеммами и сварочный пистолет.

Сборка аппарата проводится по схеме, приведенной ниже:

  • к минусовой клемме батареи подсоединяется кабель массы, который должен контактировать с деталью, приготовленной для ремонта;

  • к плюсовой клемме АКБ подсоединяется первый контакт реле;
  • ко второму контакту реле подсоединяется кабель, идущий к сварочному пистолету;
  • между первым и третьим (подсоединенным к плюсу батареи) контактом реле устанавливается пусковая кнопка;
  • втягивающее реле должно быть подключено к массе.

Сечение кабелей должно быть около 100 мм 2 , а их длина – не более 1,5 м. Единственный недостаток данного аппарата в том, что батарея быстро садится, и требуется время на ее зарядку.

Из микроволновки

Чтобы изготовить аппарат, потребуется трансформатор, извлеченный из микроволновки. Но для надежности будет лучше, если использовать две катушки. Из каждого трансформатора следует удалить вторичную обмотку и вместо нее намотать пару витков кабелем с сечением не менее 50 мм 2 .

Первичные обмотки обоих трансформаторов соединяются параллельно. Далее, к схеме подключается модуль управления споттером, который рассматривался выше. Также можно упростить конструкцию споттера, если в схему включить реле времени и втягивающее реле от автомобиля. Как это делается, можно узнать их этого видео.

Важно! Несмотря на низкое напряжение — 6 В и меньше, получаемая на выходе из трансформатора сила тока имеет огромные значения, около 1000 А, что представляет большую опасность для жизни человека. Поэтому обе обмотки трансформатора должны быть заземлены.

Технология проведения работы

Предварительно с деформированной поверхности необходимо удалить лакокрасочный материал, антикоррозионное покрытие и коррозию. От тщательности осуществления названных работ зависит качество ремонта, то есть прочность создаваемого соединения.

После очистки на рабочей поверхности закрепляют контакт заземления. Затем методом точечной сварки присоединяют крепежные элементы, в качестве которых могут быть использованы треугольники, шпильки, шайбы, обратный молоток. Наконец, оборудованием для правки, таким как, например механические растяжки, гидроцилиндры, обратный молоток, стяжки, захватывают крепежный элемент и вытягивают деформированную поверхность до исходного состояния.

По завершении правки крепежную деталь выкручивают, а рабочую поверхность зачищают шлифовальным оборудованием. Наглядно увидеть выполнение рихтовки можно на видео опытных мастеров.

Чтобы сделать ремонт успешно и достичь качественного результата, нужно учитывать приведенные далее особенности.

  • Время сварки своими руками и напряжение используемого при этом тока нужно определять на основе толщины и типа металла.
  • Необходимо правильно выбрать крепежный элемент. Так, при ремонте алюминиевых деталей авто недопустимо использовать обратный молоток, так как в данном случае требуется плавное выпрямление ввиду хрупкости материала.
  • Несмотря на отсутствие необходимости разборки детали для доступа с внутренней стороны перед сваркой, при данных работах будет повреждено антикоррозионное покрытие из-за нагрева. Поэтому желательно восстановить его по завершении работ, для чего, скорее всего, все же потребуется хотя бы частично разобрать отремонтированный кузовной элемент авто.

Об особенностях настройки инструмента своими руками можно в узнать также из видео.

Комплектующие

Изготовленный споттер нуждается в оснащении следующими ключевыми элементами:

  • Пистолет-манипулятор;
  • Сварочные кабели;
  • Обратный молоток (инопуллер).

Для того, чтобы правильно подобрать сварочные кабели нужно знать, что на каждые 10 ампер максимально возможного значения тока, нужно применять 1 кв. мм сечения. Длина рабочего кабеля не должна превышать трех метров, а кабеля массы двух. В противном случае будут велики потери напряжения.

Концы кабелей необходимо оснастить соединительными элементами для подключения их к пистолету и споттеру. Для подключения к споттеру лучше использовать быстросъемные клеммы, а для соединения с пистолетом будет наилучшим вариантом резьбовое сечение. Ознакомьтесь перед сборкой с фото споттера и основных узлов устройства.

Изготовление споттера из сварочного аппарата

Сварочный аппарат – идеальная основа для самодельного споттера. Важно суметь изменить его так, чтобы на выходе он подавал от 1500 А.

магазинный споттер

Процесс сборки следующий:

  1. С аппарата необходимо снять вторичный слой, часто их бывает 2.
  2. Затем нужно узнать, сколько витков потребуется на 1 В. Для этого на первичную обмотку следует обворачивать медную изолированную проволоку, а потом измерить количество вольт. Полученную цифру нужно разделить на число витков проволоки. Результат определит количество необходимых витков на вольт.
  3. Из снятой вторички нужно сделать шину. Желательно, чтобы сечение было не меньше 160 мм 2 , а напряжение – 6 В.
  4. Если сечение гораздо меньше, можно разделить ее на несколько частей и скрепить изолентой (матерчатой). Количество кусков зависит от начального показателя. Допустим, при 40 мм 2 шину нужно разрубить на 4 части.
  5. Требуется 2 шины с обмоткой из изоленты и малярного скотча. Изоляцию лучше проводить последовательно: сначала слой изоленты, затем – скотча и поверх снова изоленты. Открытые края можно заклепать.
  6. Полученные шины нужно намотать на трансформатор. Этот процесс сложный, поэтому может пригодиться молоток и лишняя пара рук. Не обязательно достигать плотного сцепления первички и трансформатора, достаточно, чтобы шина сидела ровно и не имела каких-либо повреждений.
  7. Если мощность достаточная, то споттер практически готов, если нет, можно поэкспериментировать с подключением проводов к первичке.
Читать еще:  Как удалить вмятину без покраски своими руками: выправление вмятин

Общая информация

Споттер — это сварочный аппарат, применяемый при кузовном ремонте. По своей сути споттер очень схож с точечной сваркой, однако внешне это два совершенно разных аппарата. У точечной сварки есть два металлических электрода, между которыми помещается листовой металл. В случае со споттером технология другая. Давайте рассмотрим ее подробнее.

У споттера есть два вывода: масса и провод с рабочим «пистолетом». Массу нужно присоединить к кузову авто (не забудьте заранее достать из машины аккумулятор). На конце «пистолета» есть специальный фиксатор, куда можно установить специальную насадку. При нажатии кнопки на рабочем «пистолете» начинается подача сварочного тока. В процессе место сварки начинает постепенно нагреваться. Сопротивление возрастает, и металл начинает плавиться в определенной зоне. При этом весь остальной кузов не перегревается. Происходит прихват металла, который затем можно вытянуть.

Объясним проще. Споттер нагревает не всю деталь, а только определенную точку (как в случае с точечной сваркой). Нагрев небольшой, чуть меньше температуры плавления металла. Крепежная насадка прижимается к поверхности металла и в момент сопротивления она надежно присоединяется, благодаря чему затем можно вытянуть ту же вмятину в обратную сторону. Позже насадку можно легко отсоединить от металла.

От точечной сварки здесь и нагрев, и усилие. Нагрев осуществляется аппаратом, а усилие — мастером, который прижимает насадку к металлу. Поэтому такой вид сварки называются не точечной, а сваркой сопротивлением.

Есть две разновидности споттеров: инверторные и трансфораторные. Трансформаторный споттер можно сделать в домашних условиях из трансфоратора. А вот инверторный споттер можно собрать только в заводских условиях. Поскольку при его конструировании используются сложные дорогостоящие компоненты.

Как сваривать детали с помощью споттера?

Сегодня разработана единая технология использования установки, которая применяется всеми профессиональными рихтовщиками. Чаще всего методика уместна для работы с деформированными деталями, находящимися в труднодоступных местах. Такая сварка используется для рихтовки повреждённых крыльев, дверей, стоек. Споттер пригодится для корректировки любой поверхности, которая нуждается в выравнивающих усилиях с обратным направлением.

Контактная сварка нуждается в коротком импульсе напряжения

Сварка по точкам задействует передающийся ток для создания сцепления с деталью. Далее, к участку прикрепляется упор или инерционный молоток. Перечисленные манипуляции обеспечивают быстрое и качественное восстановление кузова.

После довода кузовного элемента к изначальному состоянию зацеп убирается, а поверхность зачищается. Шлифовка необходима из-за наличия на корпусе остатка металла от сварки, иначе гладкую поверхность установить не получится.

Технология работы со споттером:

  1. Повреждённый участок детали очищают от всего покрытия, должен создаться качественный контакт с металлом.
  2. К зачищенному месту подключают контакт для заземления.
  3. Приваривают крепеж для зацепа инструментов.
  4. При помощи инструментов для выравнивания металлов зацепляются за фиксатор.
  5. Вытягивают участок до восстановления изначального состояния или близкого к нему.
  6. Прикреплённый зацеп круговыми движениями отрывают вручную.
  7. Зачищают поверхность до восстановления гладкого состояния и готовят её к шпаклёвке и окрашиванию.

Споттер по типу работы подобен сварочной установке, для его использования желательно иметь базовые навыки выполнения сварки. В процессе манипуляций обязательно нужно следить за правилами эксплуатации и личной защиты. Аппарат пригодится для всех типов восстановительных работ с кузовом авто, где требуется точечное воздействие.

Переделка сварочного трансформатора

Прочитав инструкцию по сборке, можно узнать, как сделать сварочный аппарат точечного предназначения из трансформатора. Подобные чертежи можно найти в интернете на специализированных форумах.

Необходимо отметить, что напряжение обычного трансформатора как минимум 70 В, а для точечного применения этот показатель не должен превышать 6−9 В.

Для того чтобы переделать под нужные параметры, в трансформаторе требуется сделать новую обмотку или переделать старую. Если старая обмотка изымается, то её можно потом использовать в низковольтных устройствах.

Сварочные трансформаторы могут быть разных типов:

  • ш-образные;
  • о-образные;
  • тороидальные.

Преимущество последних в маленьком весе, но их переделка требует больших трудозатрат. Необходимое сечение обмотки применяется в связи с получаемым током. Споттер должен иметь напряжение не менее тысячи ампер.

Если плотность тока составляет 8 ампер на кубический миллиметр, площадь сечения провода не должна быть меньше 120 мм³. Работать с такими показателями очень сложно, поэтому если не будет длительного использования аппарата, то сечение можно уменьшить не менее чем 80 мм³. Его можно получить, если сложить вместе несколько проводов меньшего сечения. Для удобства использования такие провода следует скрепить между собой изолентой.

Для начала требуется определить количество витков. Для этого нужно сделать пробную обмотку с помощью обычного изолированного провода. После этого включается трансформатор и проверяется напряжение в пробной обмотке. Полученное напряжение необходимо поделить на количество витков. Это число будет показывать количество витков для напряжения в 1 В. Поскольку трансформатор следует переделывать на 6−9 В, требуется это число умножить на нужное напряжение.

В зависимости от полученных габаритов шины определяется возможность её размещения на трансформаторе. Если новая обмотка не помещается, необходимо удалить старую. Монтировать её нужно аккуратно, стараясь не повредить остальные детали трансформатора.

Месторасположение обмотки зависит от вида сердечника. Если использовать тороидальный или броневой трансформатор, вопроса о месте его расположения, как правило, не возникает.

Сделать споттер самостоятельно несложно, главное — терпение и желание. Необходимо также тщательно изучить инструкцию по сборке и эксплуатации. Таких материалов в интернете достаточно много.

Originally posted 2018-04-18 12:28:06.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector