Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет и устройство вытяжки для покраски в гараже своими руками

Расчет и устройство вытяжки для покраски в гараже своими руками

Самым важным при обустройстве покрасочной камеры является непосредственно наличие хорошей вытяжки. Именно она поможет своевременно в короткие сроки удалить из помещения все токсичные испарения, которые появляются после использования краски. Ко всему прочему стоит обратить внимание на то, что именно при использовании вентиляционной системы из помещения без проблем удаляется разного рода пыль, достаточно мелкие абразивные частицы. Все это остаётся витать в воздухе после проведения обработки авто и подготовки его к покраске.

Стоит обратить внимание на то, что если на территории гаража производится покраска авто, тогда помещение должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Другими словами вытяжка в гараже просто обязана быть. Обратите внимание на то, что соорудить вытяжку возможно и своими руками. Для этого вам не потребуется большое количество денег. Все обращали внимание на то, что на территории такого помещения как гараж постоянно находится очень большое количество пыли. Стоит отметить, что в таком помещении производить покраску авто у вас не получится. Всё дело в том, что в помещении должна быть установлена современная вытяжка, в которой имеются установленные клапаны, фильтры и насосы воздушного типа. Такого рода вентиляция покрасочной камеры имеет основную задачу, она заключается в отводе покрасочного тумана и выводе газов из камеры, где производится покраска авто.

Обратите внимание на то что простая вентиляция для гаража, где производится покраска автотранспорта не подойдёт. Она просто не сможет справиться с той задачей, что ей ставится. Прежде чем начинать обустройство, вытяжка для покрасочной камеры должна хорошо вписываться в существующую или будущую вентиляцию.

Основные типы вентиляционных систем – преимущества и недостатки

Прежде чем описать процесс устройства такой системы, как вентиляция покрасочной камеры, стоит остановить внимание на двух основных типах вентиляции:

  1. Специальные одномоторные камеры, где воздух нагнетается в камеру сверху. Благодаря этому создается определенное давление, посредством которого туман из элементов краски осаживается вниз и через специальные отверстия, выполненные в полу, выводится наружу.
  2. Двухмоторные камеры, для которых свойственно иметь одновременно с верхним нагнетающим мотором еще и нижний. Его основной задачей является процесс отсасывания воздуха из помещения на улицу.

Каждая из систем вентиляции в покрасочной камере обладает своими положительными качествами и определенными недостатками. Самое важное что требуется в обязательном порядке учитывать в процессе выбора вентиляционной системы – объем работ, то есть запланированный поток автомобилей.

Вне зависимости от объема работы вентиляция в покрасочной камере необходима. Поступающий в камеру воздух в обязательном порядке должен быть максимально тщательно отфильтрован от примесей элементов пыли. В противном случае есть риск появления разнообразных дефектов на поверхности авто в процессе окрашивания.

Вентиляция воздуха в покрасочной камере

К основным функциям системы вентиляции в рабочем пространстве камеры можно отнести:

  • ограничение выброса в воздух вредных веществ. Это касается в первую очередь экологии, так как при интенсивной эксплуатации камеры, уровень загрязнения внешней среды может быть существенным. Если в покрасочной камере используется схема двухмоторного забора и поступления воздуха, то один из моторов забирает загрязненный воздух из рабочей зоны, и после фильтрации либо выводит массу наружу, либо же очищенный воздух поступает снова в помещение (если заложена рециркуляция). Таким образом, по вопросам экологии к вам не должно быть вопросов.
  • безопасность. Это важный фактор, особенно при работе в герметичных помещениях, где распыляется много мелкодисперсных частиц краски, которые вредны для человеческого организма. При использовании хорошей приточно-вытяжной вентиляции, этот вопрос решается и угроз работы для маляра сводятся к нулю. К тому же таким подходом выполняются меры пожарной безопасности.
  • обдув и сушка нагретым воздухом. За счет рекуперации и подогрева воздушной массы, вы можете выставлять нужный вам уровень температуры воздушных масс, которые будут равномерно просушивать нанесенное лакокрасочное покрытие, ускоряя интервал сушки в разы.

Конструктивные требования к вентиляции

При проектировании вентиляционных систем, к ним предъявляться ряд требований:

  1. В первую очередь забор загрязненного воздуха должен осуществляться в верхнем уровне рабочего помещения покрасочной камеры и должен составлять около 2/3 от общей воздушной массы. Только после этого очищают около 1/3 воздушных масс из нижнего уровня помещения. Связано это с тем, что вредные пары поднимаются вверх, в зону дыхательных путей маляра, и именно их нужно отводить сначала.
  2. Схема размещения вытяжных труб размещается равномерно по всей камере на различной высоте и в полу помещения.
  3. В случае выхода из строя одного с каналов вытяжки в покрасочной камере, остальные элементы системы должны продолжать работать.
  4. Ко всем комплектующим деталям, из которых изготавливают вентиляционную структуру, это вытяжные вентиляторы, клапана, воздухоотводы, гидрофильтры и прочее, предъявляют требования по жароустойчивости и взрывоопасности.

Это базовые требования к таким системам.

Ниже представлена схема вытяжки и притока воздуха в покрасочной камере.

Читать еще:  Как убрать царапины с пластика в салоне автомобиля: способы удаления

Виды вентиляционных систем

На рынке представлены три основных вида вытяжных вентиляционных систем для покрасочной камеры:

  • одномоторная.
  • двухмоторная.
  • приточно-вытяжная.

Кроме этих основных есть еще камеры с проходящим воздушным потоком с повышенным давлением и с разрежением.

Одномоторная система. В такой конструкции вентиляции установлен мотор, который закачивает свежий воздух в камеру сверху. Далее за счет образования давления, вредные пары и туман из краски опускается вниз, далее выходит через специальные каналы в полу наружу, проходя параллельно фильтрацию и очистку.

Двухмоторный вариант. Тут методика схожа, но помимо верхнего вентилятора, установлена еще и вытяжка снизу в полу, которая дополнительно высасывает загрязненный воздух из рабочей зоны. Данная система работает более эффективно, но то же время при малых объемах работ может быть экономически не оправданной, за счет повышенного потребления электроэнергии.

Приточно-вытяжная система. Это один из примеров, того как сделать вентиляцию в камере правильно. В ней используется три основных режима работы:

  1. Активная циркуляция воздушной массы в помещении + непрерывная фильтрация. Этап подготовки камеры к работе.
  2. Режим забора воздуха снаружи, нагрева его к выставленной на датчике температуре, и подачи в помещении камеры, далее идет вывод загрязненных масс через каналы, вмонтированные в полу. Это режим поддержания постоянного значения температуры в рабочей зоне. В таком состоянии микроклимата в помещении происходит нанесение лакокрасочного покрытия на авто.
  3. Режим закачки уже отфильтрованного и нагретого до 60 градусов воздуха из покрасочной камеры. Так происходит сушка покрытия.

Приточно-вытяжная схема вентиляции рассчитывается исходя из равномерности захвата всех рабочих зон помещения, чтобы в конечном итоге не образовывались «мертвые зоны», в которых забор вредных веществ осуществляться не будет.

Часто в мастерских можно увидеть камеры с повышенным уровнем давления воздуха, в которых установлены два вентилятора, один закачивает воздух, второй выкачивает его наружу. Чтобы достичь повышенного давления мощность нагнетающего воздух вентилятора выше, чем того что отбирает его.

Если это система с проходящим потоком воздуха, то в таком случае монтируют два одинаковых по мощности вентилятора, в результате создается одинаковое давление как внутри камеры, так и снаружи. Обычно при использовании данной схемы помещение делают герметичным, чтобы избежать попадания пыли.

В помещениях с разрежением устанавливают тех же два вентилятора, но в этом случае мощность того, который высасывает воздух выше.

Методология расчета

Если вы решили сделать вытяжку для покрасочной камеры в гараже, или же хотите купить готовое решение, то вам потребуется рассчитать необходимую мощность воздухообмена внутри рабочей зоны, чтобы понимать, какие характеристики камеры вам нужны. Грамотно продуманная вентиляция способна не только ускорить процесс сушки, но и сэкономит средства на коммунальных платежах, которые расходуются на ее содержание.

Основная характеристика вентиляционной системы — это расход воздуха. От объема самого помещения и находящихся в нем предметов будет зависеть и кубатура воздушных масс. А в связи с тем, что каждый раз детали под покраску будут различной формы и размера, то и объем воздуха будет изменяться. Для получения более точной информации стоит рассчитать систему под различные варианты окрашиваемых предметов. Можно взять случай покраски мелкой детали, по типу бампера, и случай обработки кузова автомобиля полностью. Для этих двух вариантов нужно будет соблюдать различную величину кратности воздухообмена вентиляции в самой покрасочной камере. И разница между габаритами деталей может составлять десятки единиц. Так, для мелких деталей кратность воздухообмена в среднем равна 5 – 6. А при полной покраске авто 50 – 100. Параметр циклов воздухообмена нужно стараться рассчитать точно, в противном случае могут возникнуть неприятные моменты.

  • если этот показатель меньше нормы, то концентрация загрязнения воздуха будет расти, и это может плохо повлиять на работающего маляра.
  • если этот показатель выше нормы, то вы будете переплачивать за расход электроэнергии, и это не совсем экономически целесообразно.

Многие мастеру ищут идеальное соотношение путем замера красности воздухообмена для минимальных по габаритам деталей и для максимальных кузовных работы, далее полученные результаты суммируют и разделяют на два.

Пол, как элемент вентиляции камеры

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Для вывода загрязненного воздуха в полу камеры делают специальные каналы, которые сверху прикрывают металлической решеткой.

В эти каналы монтируют вентиляторы и системы очистки с предустановленными фильтрами. Обычно для монтажа напольной системы достаточно поднять корпус камеры на 15 – 20 см.

Вытяжку в полу покрасочной камеры нужно сделать с выводом труб по всему периметру рабочей зоны, чтобы не образовались «мертвые зоны», где не будет засасываться вредные воздушные массы. К тому же смотрите на то, чтобы вам удобно было менять фильтры, которые будут очищать воздух, перед тем как вывести его наружу.

Видео пример организации вентиляции в покрасочной камере.

Расчет вентиляционной системы покрасочной камеры

Разработка схемы начинается с расчета характеристик вентиляторов устанавливаемых на входе и выходе системы. Для расчета параметров вентилятора за основу можно взять значение воздушного потока (С, м3/час), который будет равняться параметру воздухообмена в камере.

Читать еще:  Замена заднего крыла автомобиля

Для его расчета потребуются:

  • К – среднее значение кратности обмена воздуха в камере (раз/час).
  • V – объем помещения.

Формула будет иметь вид: C = К × V.

Определяемой характеристикой для вентиляторов приточной и вытяжной вентиляции будет падение давления при входе и выходе воздушных масс, т. е. сравнить скорости потоков (W, м/с). Делается это по формуле:

  • Где С — номинальный воздушный поток (м3/час); S — площадь потолочного и соответственно напольного фильтров (м2); 3600 — перевод времени в секундах.

Таким образом, можно получить расчет скоростей для вентиляторов и притока воздуха.

Обычно производители данного оборудования указывают данные параметры в виде характеристики «производительность».

Расчет вентиляции и подбор соответствующего оборудования производят в случаях самостоятельного проектирования систем или же при ремонте камеры для покраски нестандартных размеров.

К примеру, если камера стандартная размеров 6м на 4м, то достаточно купить и установить на нее два вентилятора производительностью — 20 000 м3/ч.

Типы вентиляционных систем и их сравнение

Существует три основных типа вентиляционных систем: одномоторные, двухмоторные и приточно-вытяжные.

Одномоторная система вентиляции организована следующим образом: воздух в помещение нагнетается сверху, и опускает окрасочный туман и все тяжёлые частицы вниз. В полу устанавливаются фильтры, которые улавливают все загрязнения и удаляют их. Установка такой системы будет оправдана в боксах с малой производительностью.

В отличие от одномоторной, двухмоторная система вентиляции имеет свои особенности вентсистемы боксов для покраски. Дополнительный мотор выводит отработанный воздух наружу. У этой системы производительность намного выше, однако её установка обойдётся в приличную сумму

Приточно-вытяжная система вентиляции покрасочной камеры обеспечивает несколько разных режимов воздухообмена. Это самый оптимальный вид вентиляции для больших объёмов работ.

Приточно-вытяжная вентиляция

Эта система вентиляции требует тщательного расчёта, так как есть большой риск появления «мёртвых зон» — мест, где нет достаточной циркуляции воздуха. Допускать их возникновения ни в коем случае нельзя. Расчёт нужен ещё и для того, чтобы при разных режимах воздухообмена покрасочное оборудование работало правильно.

Три режима функционирования:

  • Циркуляция воздуха для его очистки и подготовки к работе;
  • Поддержание температуры в помещении на одном уровне;
  • Сушка готового изделия.

Важно! Соотношении мощности приточного вентилятора и вытяжного должно быть 3:1.

Приточно-вытяжная вентиляция для покрасочной камеры рекомендуется к установке в боксах с большим потоком заказов.

Как сделать вытяжку в гараже: преимущества

Чтобы оценить преимущества принудительной вентиляции, необходимо понимать основную суть происходящего в составе гаражного воздуха. Кроме атмосферных газов, кислорода, азота, и других естественных примесей, в воздухе присутствует влага. При пониженных температурах и низких давлениях влага из газообразного состояния переходит в жидкое (туман, роса).

Различные газы искусственного происхождения, например, выхлопные, смешиваются с воздухом, частично могут растворяться в воде. В воздухе присутствуют частицы пыли и сажи от неполного сгорания топлива, особенно при пуске холодных двигателей.

Кроме того, воздух в гараже содержит пары бензина, растворителей, смазочных масел, выделения из резиновых и пластиковых материалов. Это смесь, которая придает гаражу характерный запах, и совсем не полезна для здоровья и сохранности техники.

Вытяжка в гараже своими руками — фото:

Покрасочные работы в камерах (а гараж – типичный пример камеры), обязательно должны проводиться в противогазе, с питанием чистым воздухом, но автовладельцы действуют как камикадзе. Поэтому, сделанная своими руками вытяжка в гараже для покраски, просто сохраняет несколько месяцев жизни в расчете на одну покраску.

Часто для гаража используется совершенно недостаточный объем помещения. Бедность не порок, но, действительно, большое свинство. Что просто констатируем, не отвечаем на вопрос «кто виноват» в этом в нашей стране, и идем дальше. Даже большой гараж нуждается в вентиляции, маленькому она совершенно необходима.

Естественная вентиляция происходит путем выхода воздуха из гаража через открытые двери и ворота. Благодаря большой площади гаражных ворот смена воздуха происходит неплохо, если гараж используется только как место стоянки исправной машины: завел, выехал, заехал, заглушил.

Но гараж «частника» является почти всегда и мастерской, в которой занимаются и покраской и чуть ли не литьем металла. Здесь естественной вентиляции точно не хватит, и приходится делать искусственную.

Искусственная вентиляция, присутствующая в 60-70% гаражных строений, решает задачу, для которой она предназначена, не полностью. Ее устройство предусматривает вытяжную трубу с дефлектором. В трубе образуется тяга, которой дополнительно помогает дефлектор, он же своим колпаком прикрывает трубу от попадания осадков из атмосферы.

Приточные отверстия в таких случаях расположены внизу, на уровне пола гаража и прикрыты решетками от грызунов и мелких домашних животных. Работа такой вентиляции сильно зависит от разности температур в гараже и за его пределами.

Поэтому владельцы таких гаражей всегда озабочены отоплением, и это весьма дорогостоящий вариант регулирования влажности и чистоты воздуха. К тому же и пожароопасный, так как гаражи часто отапливают не водяным способом, а с помощью электричества или печи-«буржуйки».

Читать еще:  Каско и царапины на машине: что делать и как обратиться?

Принудительная вентиляция использует механическую энергию для ускорения потоков воздуха, при помощи крыльчатки или колеса с лопастями, приводимыми во вращение электродвигателем. При незначительной потребляемой мощности, исчисляемой всего десятками ватт (для гаража на один автомобиль), принудительная вентиляция обладает огромной эффективностью. В России она пока мало распространена.

Причина этого, в настоящее время, еще советские стереотипы и представления об устройстве вентиляции, когда электродвигатели были большим дефицитом. Состоятельным людям гаражи делают на современном уровне, с системами кондиционирования, но доля таких гаражей очень невелика в общем числе по России.

Создание вентиляционной системы

В случае создания покрасочной камеры своими руками установку компонентов вентиляционной системы осуществляют после обшивки стен и установки осветительных приборов. Предварительно нужно сделать расчеты вентиляции с учетом параметров данного помещения.

Вытяжки для покрасочных камер с целью обеспечения безопасности и достижения оптимальной эффективности системы вентиляции следует создавать и размещать в соответствии со свойствами веществ, образующихся в процессе работы. При этом в учет берут в основном тяжесть материала – так, если образующиеся вещества более легкие, чем воздух, то основную часть вытяжных отверстий нужно располагать не в полу, а в верхней части помещения. Обычно при этом исходят из того, что нижняя вытяжка должна выводить треть воздуха покрасочной камеры, следовательно, остальная его часть отводится через верхние отверстия. Если отходы тяжелее воздуха, весь его объем выводят через пол помещения.

Основные требования

Правила проектирования вентиляционной системы изложены в Своде правил (СП 60.13330.2016), разработанных на основе СНиП 41-01-2003. Этот законодательный акт регламентирует требования, предъявляемые к воздухообмену в покрасочной камере.

К системе воздухообмена предъявляются следующие требования:

  • температура воздуха при сушке покрытия — не ниже +85 °C;
  • кратность обмена в режиме обработки транспортного средства — 40–100;
  • кратность обмена в режиме рециркуляции — 2;
  • скорость движения воздуха — не менее 25 см/сек;
  • объём удаления отработанных масс — от 1 тыс. м³/ч;
  • высота потолка — от 3 м;
  • время продувки камеры (полной очистки) — 5–7 минут.

Вытяжка для покрасочной камеры в гараже должна иметь мощность на 25% меньше, чем у приточного устройства. Это одно из условий для покраски, благодаря которому исключается проникновение загрязнённого воздуха из соседних помещений сквозь микроскопические щели и технологические отверстия.

Фильтры нагнетательного и вытяжного оборудования рекомендуется чистить после каждых 10 циклов обработки. Загрязнённые устройства не могут обеспечить эффективную циркуляцию воздуха. Отсутствие свободного тока воздуха в каналах может стать причиной перегревания и выхода из строя электрических моторов.

Безопасность вентиляционной системы

Точный расчет и разработка эффективной схемы установки элементов вентиляции необходимы не только для получения отличного качества покраски автомобиля и других изделий, но и для обеспечения безопасной работы операторов камеры. Безопасность рекуперативной вентиляционной системы покрасочного бокса можно обеспечить тремя способами:

  1. Установка обратных взрывозащищенных клапанов на воздуховодах;
  2. Учет вида примесей, выделяемых в процессе работы;
  3. Установка дополнительных местных вытяжных устройств в определенных местах.

Так, если в результате работы выделяются примеси, пары которых легче воздуха, то вентиляция проектируется так, чтобы одна треть воздуха выводилась из нижней камеры, остальной воздух – из верхней. Обратный порядок воздухообмена необходим в том случае, когда пары примесей тяжелее воздуха и, соответственно, их большее количество оседает внизу.

Взрывобезопасные местные вытяжки могут понадобиться в таких местах, где расположены установки струйной и порошковой окраски, окрасочные столы и стенды, окрасочные ванны. Расчет вентиляционной системы покрасочной камеры – ответственная и непростая задача, от грамотного выполнения которой зависит нормальное функционирование самой системы, а также сохранность здоровья людей.

Создание вентсистемы для покрасочной своими руками в гараже (+видео)

Если вы все-таки решили сделать самодельный бокс для покраски в гараже — вкратце рассмотрим этапы работы:

Создаем схему. «Примеряем», где будут располагаться точки притока и вытяжки, как будут проходить воздуховоды.

Сверлим отверстия в стенах (или в потолке) под воздуховоды.

Собираем каркас бокса.

Прокладываем воздуховоды, устанавливаем нагреватель и приточный и вытяжной вентиляторы. Ставить их надо за пределами бокса (можно между каркасом и стенами самого гаража).

Устанавливаем систему распределения воздуха с фильтром на потолок.

Обшиваем потолок и каркас панелями, устанавливаем освещение.

Делаем в полу выемку для удаления воздуха. Или вариант проще, чтобы не долбить пол самому: заказываем лаги из стальных труб. Получается, что машина будет стоять не на «родном» полу, а на смотнированных над ним лагах.

Лаги для пола камеры

Прокладываем воздуховод до подпольного пространства.

Укладываем под лаги фильтр для удержания краски, и кладем сверху решетку.

Готово — вы получили кустарный бокс, сделанный своими руками.

Совет для тех, кто решится делать его самостоятельно: найдите специалиста по вентиляции, который поможет спроектировать и потом проконтролирует правильность монтажа вентсистемы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector