Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шагрень – дефект при покраске, с которым сталкивается практически каждый начинающий автомаляр

Шагрень – дефект при покраске, с которым сталкивается практически каждый начинающий автомаляр.

Шагрень – это визуально заметная неравномерность лакокрасочного покрытия. Охарактеризовать её можно как своеобразная апельсиновая корка. Проявляться может в различной степени – неровности могут быть как относительно большими (вплоть до сантиметра), так и довольно мелкими (доли миллиметра). Образуется при отклонениях от технологии покраски, чаще у начинающих маляров. Но и у опытных профессионалов это не редкость. В какой-то степени она присуща всем окрашенным поверхностям, просто в случае качественной покраске незаметна.

Из-за чего возникает этот дефект

Появление шагрени возможно как при неправильном подборе компонентов, так и при использовании неподходящего оборудования, в неподходящих условиях. Либо при неправильной настройке краскопульта. В результате мельчайшие частицы краски не сливаются в ровную поверхность и образуются неровности.

В одном случае краска может засыхать «на лету», в другом она просто не достаточно жидкая. Впрочем, ещё возможен вариант химического конфликта.

С химией не всё так однозначно, особенно когда производится окраска в три приёма – грунтование, краска и лак. Если какой либо из слоёв будет несовместим – то образуется не только шагрень, покрытие в целом будет не долговечным. Кроме того следует обратить внимание и на растворитель.

Ко всему прочему – при проявлении шагрени лишь на одном из слоёв – на конечном результате она будет не менее заметна. Потому даже грунт должен «лечь» хорошо, иначе качественного и эстетичного окрашивания не добиться.

Как не допустить появления шагрени

В первую очередь необходим правильный подбор компонентов. В идеале грунт, краска, лак и растворитель должны быть одного производителя и одной серии. Хотя в целом – необходима подборка одинаковой технологии полимеризации покрытия.

Но шагрень при покраске может образовываться при непосредственном нанесении на поверхность. Причём в подавляющем большинстве случаев. Конечно, на прочность покрытия и его долговечность она практически не влияет, но эстетику может испортить значительно.

Оборудование

Нередко в образование шагрени вкладывает свою долю используемое оборудование. Краскопульт должен быть достаточно качественным (такой не может стоить менее 3 т.р.). Некачественный краскопульт может делать своего рода плевки, от чего и будут образовываться неровности. Да и настраивать его необходимо перед каждой покраской, ведь параметры «плывут» не только у самого краскопульта, но и у краски.

Немаловажно и какой используется компрессор. Если воздух подаётся неравномерно, то также неравномерно будет подаваться и краска. И само собой он должен быть чистым, без включений пыли, масла или конденсата.

Важна и температура в помещении для проведения работ, а также влажность воздуха. Чем выше температура – тем выше испаряемость растворителя в краске. При низкой влажности воздуха испаряемость также повышается. Потому воздух необходимо увлажнить (к тому же это положительно скажется на отсутствии пыли), а температуру подобрать в районе 20-22 градусов.

Технология нанесения

Именно здесь у новичков и проявляется недостаток опыта. Ведь необходимо подобрать правильную консистенцию краски (в соотношении с растворителем), расстояние от краскопульта до поверхности и ещё ряд факторов. Желательно предварительно потренироваться на какой либо другой поверхности. Ведь лучше увидеть шагрень после покраски не на конечном элементе, а на пробном.

Но сначала необходимо определить тип краски. Сейчас часто встречаются как грунт, так и краска с отвердителем. Необходимо точно определить время затвердевания. Конечно это не полноценное затвердевание, а первичное, но оно может вызвать появление шагрени, в случае начала процесса непосредственно в краскопульте. Тогда краска попадает на поверхность уже недостаточно жидкой, что ведёт к образованию неровностей. Необходимо успеть смешать и нанести состав, за время, примерно, равное половине периода застывания. А обычно это около 20 минут, значит необходимо уложиться за 10.

Кроме того – чем более жидкая краска, тем меньше вероятность образования дефектов. Но зато значительно растёт вероятность образования подтёков. Потому здесь необходимо подобрать компромисс. Обычно производители лакокрасочных материалов указывают наиболее оптимальную консистенцию и пропорции смешивания. Но это общий случай, подбирать необходимо индивидуально, отталкиваясь от предложенного соотношения.

Другой нюанс – это нанесение. Здесь важна не только скорость движения краскопульта, но и расстояние до поверхности. Чем больше расстояние – тем выше вероятность появления шагрени, зато, чем меньше – тем больше возможностей создать подтёки. Потому здесь также необходим компромисс, подобрать который также лучше на пробной поверхности.

Отдельно стоит отметить, что перебирать все варианты разом не следует. Ведь каждый параметр затрагивает множество других – они все взаимосвязаны. Потому при регулировке необходимо изменять лишь один, добиваясь необходимого результата. Если отрегулировать необходимо несколько – то подбор происходит по очереди.

Если всё-таки не получилось

В случае, когда конечный результат вышел не идеальным, то и здесь, возможно, не стоит всё переделывать заново. Хотя, конечно, тоже вариант. Но можно попробовать убрать шагрень механической полировкой.

Читать еще:  Оклейка авто перед покраской

Успех этой процедуры зависит от многих факторов. В первую очередь от глубины неровностей, а также от того, – на каком слое они проявились. Худший вариант – это шагрень на грунте, лучший – на лаке или краске (на поверхности).

В любом случае начинать можно лишь после окончательного затвердевания всех слоёв лакокрасочного покрытия. А это, в минимальном варианте – сутки, а в максимальном – месяц. Иначе эффект будет совершенно обратный ожидаемому и придётся перекрашивать.

Сам процесс

Для проведения работ понадобятся:

  • Шкурка, с зернистостью Р1500;
  • Специальные абразивные пасты для удаления шагрени (обычно три вида, для трёх этапов);
  • Чистая вода, желательно дистиллированная.

В первую очередь производится матирование, с использованием шкурки. Можно как вручную, так и используя специальную машинку. Но только вместе с водой (это относится и к последующим операциям).

Далее производится обработка абразивами по порядку, от большей зернистости, к меньшей. Также вместе с водой.

На всех этапах необходимы равномерные движения – это залог успеха. Неравномерность может создать своеобразные полосы на конечном результате, а количество подходов механической полировки ограничено толщиной лака или краски. Поэтому, если сразу не получилось, высока вероятность необходимости полноценной замены лакокрасочного покрытия.

Если придётся перекрашивать

Когда не удалась покраска, да и механическая полировка не помогла, то нужно начинать всё заново. Однако в этом случае работы больше. Дело в том, что старое покрытие необходимо полностью удалить, иначе его огрехи скажутся на покрытии новом. К тому же старая краска может быть с новой несовместима.

В этом случае самым верным будет очистка детали до металла, механически способом. Сделать это относительно просто, ведь существует множество специальных дисков для углошлифовальных машин и проволочных насадок на дрель.

Главное не перестараться – не протереть металл и не перегреть его.

Как распознать шагрень

Шагрень при покраске образует неровности и шероховатости разного размера, от нескольких сантиметров до сотых долей миллиметра. Особенно она заметна на металлических поверхностях, например, на кузовной части автомобиля.

Чтобы иметь представление, что называют шагренью при покраске, как она выглядит, можно посмотреть на корку апельсина – примерно так выглядит поверхность, испорченная шагренью. Удалить дефект сложно, иногда приходится подвергать поверхность очистке и повторному окрашиванию.

Какую роль в качестве окрашивания играет микроклимат?

Для автосервисов, занимающихся покраской машин крайне важно создание определенного микроклимата в помещении, оптимального температурного и влажностного режима. И коли разговор зашел о микроклимате, позвольте дать совет заказчику, то есть автовладельцу, выбирающему автосервис для покраски авто. Если не хотите получить испорченную машину, обращайте внимание на условия, в которых окрашиваются машины. Помещение, где выполняют данную работу, должно быть чистым, просторным, светлым, умеренно теплым зимой и прохладным летом. Такой микроклимат нужен не людям, а машинам и краске.


На состояние покрытия может повлиять любая мелочь

К примеру, нитроцеллюлозная эмаль, если ею покрасить при температуре ниже +10оС, в процессе сушки покрывается белым налетом. Влага при низких температурах конденсируется и ложится на металлические поверхности, и если на такую поверхность нанести лакокрасочное покрытие, оно будет отслаиваться, вне зависимости от химического состава красящего средства.

Эти замечания должны учесть и те, кто планирует покраску автомобиля своими руками. Лучше эту работу выполнять в теплое время года. А если вам приходится красить машину зимой, обеспечьте в гараже отопление и вентиляцию. Температура воздуха в гараже должна быть не ниже 16оС. Это один из важнейших секретов покраски автомобиля без шагрени, касающийся всех эмалей и лаков — НЦ, ПФ, акриловых и др.

Чем выше влажность в гараже, тем больше компрессор будет конденсировать воды в ресивере. Влага быстро накапливается в компрессоре, и если ее своевременно не сливать, она тоже способна образовать шагрень на поверхности кузова, попадая вместе с воздухом в краску. Откройте пробку под баллоном и выпустите из него воду. И в процессе работы периодически проверяйте влажность воздуха из компрессора. Когда в нем набирается вода, воздух выходит с капельками влаги, которая ощущается, если направить струю воздуха на руку.



Из личного опыта. Как красить без шагрени?

  • Если пер­вый слой полу­чил­ся с круп­ной шаг­ре­нью, то мож­но доба­вить раз­ба­ви­те­ля и умень­шить рас­сто­я­ние до поверх­но­сти. При нане­се­нии сухой крас­ки нуж­но умень­шить дав­ле­ние воздуха.
  • В лет­ние дни маши­ну луч­ше кра­сить с ран­не­го утра, пока не насту­пи­ла жара. Кузов уже дол­жен быть под­го­тов­лен к покрас­ке зара­нее. Дру­гой вари­ант, кра­сить маши­ну, подо­ждав 2 часа после захо­да солнца.
  • Мож­но выкру­чи­вать пода­чу крас­ки (или лака) пол­но­стью. Это даёт хоро­шую рас­те­ка­е­мость крас­ки или лака. Толь­ко при­хо­дит­ся немно­го уве­ли­чи­вать рас­сто­я­ние и ско­рость дви­же­ния краскопульта.
  • Для водо­рас­тво­ри­мых кра­сок, шаг­рень – резуль­тат слиш­ком тол­сто­го слоя крас­ки или лака.
  • Мно­гие маля­ры, исполь­зуя крас­ко­пуль­ты HVLP , не учи­ты­ва­ют, что они тре­бу­ют боль­шой объ­ём воз­ду­ха. Для таких крас­ко­пуль­тов нуж­ны доста­точ­но про­из­во­ди­тель­ные компрессоры.
Читать еще:  Дайхатсу Бун. Перекрашивание крыши и лакирование фар

Когда шагрень необходима

Уже продолжительное время эффектом отделывают стены, различные поверхности с дефектами покрытия, чтобы скрыть их. Это проще и в конечном счёте выглядит эстетично, нежели красить неровные стены, на которых гладкое покрытие смотрится не очень привлекательно за счет сильно выделяющихся неровностей. Эффективно наносится шагрень на различные стыки, сварные швы. Обычная покраска лишь придаст цвет таким местам, когда шероховатость от части скроет видимые стыки и прибавит декор. К тому же наносить ее можно всего в 1 слой.

Созданная поверхность тактильно очень приятна.

Существуют специальные краски шагрень с разнообразной цветовой палитрой. Они не только придают декоративный окрас, но и выполняют защитную функцию. Препятствуют воздействию влаги, механическим и другим окружающим факторам.

Популярнейшим материалом является полимерная порошковая краска. Она наносится на любую поверхность, отштукатуренные, зашпаклеванные стены, металлические конструкции внутри помещения (шкафы, радиаторы отопления, сейфы, проч.).

Шагрень помогает скрыть визуальные дефекты конструкций, превратить их в элемент декора.

Как устранить данный дефект с автомобиля

Ликвидировать шагрень, возникшую при покраске авто, непросто, поэтому стоит заранее подготовить все для полировки авто. В целом технология напоминает устранение сколов и других дефектов на автомобиле. Однако каждый отдельный случай требует своего подхода.

На практике обычно применяют следующие способы:

Устранение изъянов при помощи полировки:

  • выждать, пока лакокрасочный слой качественно застынет (примерно сутки после покраски);
  • произвести матирование проблемного участка кузова с помощью шлифовальной бумаги (наждачки) с мелкой фракцией для тонкой шлифовки металла (значение зернистости около 1500);
  • технологию матирования с помощью абразивной бумаги можно заменить на замывку верхнего слоя;
  • нанести на поврежденный участок полировальную пасту;
  • отполировать поверхность машиной с мягким войлочным кругом;
  • повторить обработку участка несколько раз;
  • удалить следы пасты;
  • оценить результат.

Непросто ликвидировать шагрень на авто

Устранение «апельсиновой корки» методом локального или частичного перекрашивания (применяется в случаях покраски очень низкого качества, когда полировочные работы неэффективны):

  • замыть на участке с повреждениями слой эмали до грунта, не допуская сохранения остатков краски;
  • определить качество грунта, при необходимости замыв и его до самого металла;
  • произвести обработку металла для предотвращения возникновения дефектов;
  • покрыть участок слоем грунта, замыть его поверхность, добиваясь максимальной гладкости;
  • дождавшись полного затвердения грунта, заново окрасить обрабатываемую поверхность качественной краской нужного цвета;
  • после высыхания эмали тщательно отполировать лакокрасочное покрытие;
  • оценить результат.

В обоих случаях при непрофессиональном подходе есть вероятность получить на месте локальной покраски заметные пятна на фоне старого покрытия. Также ответственнее следует относиться к выбору мастера для выполнения окраски автомобиля.

Что это за явление и насколько оно опасно

  • Мы все восхищаемся сияющими автомобилями с отполированным до зеркального блеска кузовом. Также, почти каждый замечал, что при близком рассмотрении, краска на кузове некоторых машин как бы слегка подернута рябью или похожа на апельсиновую корку. Вот именно этот эффект и называют шагренью. Среди профессионалов его еще называют автомобильным целлюлитом.
  • Целостности металла это никак не угрожает, на аэродинамических свойствах поверхности также не отражается. Данный дефект скорее относится к разряду эстетических, нежели физических. Но все же, не очень приятно осознавать то, что ваша любимая «ласточка» выглядит не так эффектно как раньше.
  • Покраска без шагрени – это, прежде всего, знание и понимание всех основных причин ее появления. Такой результат может возникнуть из-за стечения нескольких факторов, но наиболее часто встречающейся причиной можно назвать нечеткое соблюдение атмосферных и температурных требований.

Брак при покраске автомобиля.

Что это за явление и насколько оно опасно

  • Мы все восхищаемся сияющими автомобилями с отполированным до зеркального блеска кузовом. Также, почти каждый замечал, что при близком рассмотрении, краска на кузове некоторых машин как бы слегка подернута рябью или похожа на апельсиновую корку. Вот именно этот эффект и называют шагренью. Среди профессионалов его еще называют автомобильным целлюлитом.
  • Целостности металла это никак не угрожает, на аэродинамических свойствах поверхности также не отражается. Данный дефект скорее относится к разряду эстетических, нежели физических. Но все же, не очень приятно осознавать то, что ваша любимая «ласточка» выглядит не так эффектно как раньше.
  • Покраска без шагрени – это, прежде всего, знание и понимание всех основных причин ее появления. Такой результат может возникнуть из-за стечения нескольких факторов, но наиболее часто встречающейся причиной можно назвать нечеткое соблюдение атмосферных и температурных требований.

Брак при покраске автомобиля.

Как Покрасить Авто Без Шагрени

На технологию и качество окраски кузова автомобиля существенно влияет температура на рабочем месте. Многих автовладельцев интересует вопрос, при какой температуре можно покрасить автомобиль, чтобы лакокрасочное вещество обладало высокими защитными и декоративными свойствами. В мастерской для этого процесса установлены распылительные камеры, которые регулируют температуру воздуха. Как вы можете создать лучшие условия для гаража?

  • 1 Идеальная температура для покраски
  • 2 Создание необходимых условий для покраски в гараже
  • 3 Как полимеризуются порошковые составы?
  • 4 Требуемые условия полимеризации низкотемпературных порошковых композиций
Читать еще:  Водорастворимые автомобильные краски

Идеальная температура для покраски

Окраска автомобилей в мастерской осуществляется в покрасочных боксах, которые обеспечивают необходимый температурный режим для рабочих процессов. Такие камеры имеют датчики температуры. Высокотемпературный режим не всегда необходим для сушки цветных автомобилей. Следующие условия созданы для определенных типов автомобильных эмалей, которые поставляются с отвердителем. Чтобы получить прочное, долговечное и долговечное покрытие в результате нанесения такой краски на металл, транспортное средство необходимо высушить в специальной коробке, обеспечивающей температуру 80 ° С.

Температура 18. 22 ° С считается идеальной для окраски автомобиля, а максимально допустимая температура составляет не менее 15 ° С и не более 25 ° С. Процесс шпаклевки можно проводить при температуре окружающей среды. при 20 ° C, потому что замазка не затвердевает при более холодном воздухе. Некоторые неопытные владельцы автомобилей, которые занимаются покраской в ​​холодное время года в неотапливаемом гараже, считают, что в шпатлевку будет добавлено больше отвердителя, надеясь, что состав затвердеет. Это серьезная ошибка, поскольку избыточный отвердитель не реагирует, в результате чего прочность такой замазки будет значительно снижена.

Современный рынок строительных материалов предлагает огромный выбор автомобильных эмалей для металла и пластика, которые наносятся и сушатся при температуре 20 ° С. Важно, чтобы при покраске автомобиля соблюдалась необходимая оптимальная температура. Поэтому, если вы сделаете ремонт самостоятельно в своем гараже, датчики температуры не будут вас беспокоить. Температура важна не только для процесса окрашивания и сушки, но и для этапов подготовки поверхности к покраске. Тип используемого растворителя и время промежуточного слоя зависят от температуры в помещении, где машина окрашивается. Если вы собираетесь красить машину при низкой температуре или повсюду, будьте готовы к появлению пятен эмали. Кроме того, время сушки каждого слоя должно быть удвоено.

Важно! Не нагревайте расходные материалы и поверхности тела феном. Температура воздуха в коробке, поверхность автомобиля, эмаль должны быть одинаковыми.

Не нагревайте окрашенную часть или расходные материалы, так как это приведет к расслаиванию покрытия, появлению на поверхности пузырьков воздуха, снижению прочности и долговечности лакокрасочного покрытия. Тот же результат будет получен при слишком высокой температуре в гараже или распылительной кабине.

Создание необходимых условий для покраски в гараже

На каждом этапе процесса окраски важно соблюдать температуру воздуха 20 ° C. Это возможно при использовании специального окрасочного бокса (камеры). Но даже если у вас нет этой коробки или камеры, вы все равно можете оборудовать гараж соответственно. Для этого необходимо установить вентиляцию, систему воздушного отопления, установить термопары (датчики). Есть несколько способов обогрева гаража:

  • Вы можете установить обычный котел для газового, угольного или дровяного отопления;
  • соедините нагревательные элементы с радиатором в воздухонагревателе и продуйте его вентилятором, разместив конструкцию вне коробки;
  • установить автоматический радиатор с двигателем от котла, обеспечивающий подачу воздуха по принципу рециркуляции для равномерного нагрева;
  • установите водонагревательную систему, заменив батареи радиатора на электрический вентилятор.

Ни в коем случае нельзя использовать обогреватель с открытой катушкой и открытым пламенем для обогрева воздуха в гараже. Это пожарная опасность! Кроме того, утеплите стены и пол самой комнаты, установите двухступенчатую вытяжку.

Как полимеризуются порошковые составы?

  • нанесение порошка на обрабатываемую поверхность;
  • закрепление композиции полимеризацией.

Микрочастицы краски в процессе распыления получают заряд, противоположный заряду кузова автомобиля. Противоположные знаки обеспечивают гравитацию, в результате чего порошок оседает на поверхности. Стадия полимеризации заключается в том, что нанесенный слой необходимо закрепить на кузове автомобиля с помощью специальной горячей печи. Под воздействием высокой (150-220 градусов) температуры сухой слой начнет плавиться, увлажняя поверхность металла. Чтобы покрытие было гладким и ровным, необходимо поддерживать постоянную температуру в печи, которая контролируется специальными датчиками. Точная температура и время отверждения зависят от краски, поверхности и оборудования.

Требуемые условия для полимеризации порошков низкотемпературных составов

Не так давно на рынке строительных технологий и материалов появилась низкотемпературная порошковая краска. Этот инновационный продукт предназначен для защитной окраски конструкций и компонентов, которые не могут противостоять высокотемпературной полимеризации. Низкотемпературные покрытия имеют:

  • отличные технические характеристики;
  • химическая устойчивость;
  • отличные защитные свойства;
  • может быть гладким, глянцевым, полуглянцевым, матовым, прозрачным.

С помощью низкотемпературных порошковых композиций можно окрашивать не только автомобильные детали, компоненты, аксессуары, но также мебель, стеллажи и другие изделия и конструкции.

Низкотемпературные порошковые композиции не требуют высокой температуры для полимеризации, им нужно 70. 90 ° C. Термопары (датчики) используются для поддержания постоянной температуры. Использование такого режима работы значительно экономит электроэнергию, что является одним из важнейших факторов работы малярных цехов и предприятий. Поэтому низкотемпературные порошковые лакокрасочные материалы быстро завоевывают лидерство во всех таких красках.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector