Art-lg.ru

Журнал Автомобилиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

49 смертей, 50 °С в кабине и $16 млн за болид; Формула-1; в невероятных цифрах

49 смертей, 50 °С в кабине и $16 млн за болид. «Формула-1» в невероятных цифрах

Вот уже 70 лет «Формула-1» радует своей зрелищностью и скоростью миллионы фанатов. 13 мая 1950 года состоялся Гран-при Великобритании, который положил начало Королевским гонкам. В эту дату мы предлагаем вам узнать главные цифры Больших призов.

За всё время существования «Формулы-1» погиб­ло 49 гонщиков (33 из них погибли непосредственно в заездах, ещё 10 — в тестовых заездах, другие пилоты — в гонках, не включённых в ЧМ). Больше всего трагических аварий произошло в первые десятилетия, но в 1994 году были изменены правила, что повысило безопасность. Последней громкой трагедией стала история Жюля Бьянки (Marussia). На Гран-при Японии 2014 года француз получил тяжёлые травмы и впал в кому. Спустя девять месяцев он скончался

50 °С — средняя температура внутри болида

Во время гонки температура внутри кабины болида поднимается в среднем до 50 °С! Пилоты сильно потеют и за гонку теряют до трёх-четырёх килограммов. Чтобы восстановить водный баланс, они пьют жидкость через трубочку, которая проведена к шлему

Сколько стоит болид?

На сегодняшний день средняя стоимость болида равна почти $16 млн. Ежегодно команды тратят около $400 млн на доработку и замену деталей

Вся правда о Шумахере: кома, стволовые клетки и врач-новатор

Все гонщики — немного космонавты

В состоянии покоя на тело человека действует сила тяжести, равная 1G (ускорение свободного падения), однако на пилотов Ф1 во время гонки нагрузка составляет 4–5G. Для примера: у космонавтов этот показатель составляет около 7G. Есть и другая интересная цифра: во время аварии на Гран-при Канады 2007 года Роберт Кубица испытал нагрузку, равную 28G

28 тонн багажа — из страны в страну

Средний вес багажа команды «Формулы-1» равен 28 тоннам. С таким большим грузом команды ездят из страны в страну. Перевезти нужно не только болиды и запчасти к ним, но и даже специальные «кочевые» офисы и комплектующие для сборки гаражей

Гонять в 58 лет? Легко!

Самым возрастным гонщиком является Луи-Александр Широн. Он принял участие в Гран-при Монако в возрасте 58 лет и 288 дней. Это сегодня средний возраст пилота равен 26 годам, а раньше некоторые садились в болид в 40–50 лет

Выборгская стена. Как русский гонщик украл чемпионство у Алонсо

91 победа Шумахера

Легендарный гонщик Михаэль Шумахер является главным рекордсменом Ф1. В его активе — 155 подиумов (из них 91 — первое место) и 7 чемпионских титулов. Также только ему удалось одержать 72 победы за одну команду (Ferrari). Лишь британцу Льюису Хэмилтону (Mercedes) удалось приблизиться, казалось бы, к невероятным рекордам Шумахера

80 000 компонентов болида

Болид «Формулы-1» состоит как минимум из 80 000 компонентов. При этом болид должен быть собран с идеальной точностью

1200 литров топлива

За один уик-энд команда тратит 1200 литров топлива. Кроме того, расходуется примерно 70 литров моторного масла и до 30 литров смазочного масла

Суперкары в деталях: Caparo – Формула-1 для дорог общего пользования

Что будет, если бывшие инженеры формульной команды задумаются о постройке болида для дорог общего пользования? Получится английский Caparo!

К омпания Caparo Industries была основана в Англии в 1968 году Сараджем Полом, почти сразу после переезда его семьи из Индии. Специализацией Caparo стало сталелитейное производство. К 1990-м годам Пол, успешно поставлявший свою продукцию на многочисленные английские заводы, стал мультимиллиардером, владеющим одним из самых крупных на мировом рынке холдингов по производству и обработке металлов.

Он стал пэром Палаты лордов и не раз включался в список 50 самых богатых людей Великобритании. Его младший сын Ангад унаследовал отцовскую компанию в 2004 году и почти сразу задумался о постройке собственного суперкара. Не откладывая дело в долгий ящик, он основывает подразделение Caparo Vehicle Technologies, в которое приглашает бывших формульных инженеров McLaren.

2006 – Caparo T1

Чуть раньше Бен Скотт-Гелдес и Грэм Хэлстэд уволились из известной марки и основали собственную компанию Freestream. По их замыслу новый суперкар должен был стать самым быстрым на гоночном треке. Волею судеб, именно их проект был замечен Ангадом, и фирма Freestream прекратила свое существование во благо чего-то нового.

Автомобиль, получивший имя Caparo T1, позаимствовал из мира спорта все самые современные достижения науки и техники. Презентовал его, кстати, сам принц Монако, проехавшийся на Т1 на выставке Top Marques 2006 в Монте-Карло и оказавшийся весьма впечатленным динамикой и управляемостью автомобиля. В основе конструкции Т1 лежит алюминиевый кузов-монокок, к которому прикрепили внешние панели из арамидного волокна, а также подрамники независимых подвесок передних и задних колес с выставленными напоказ коваными алюминиевыми поперечными рычагами и толкающими штангами типа “push-rod”. Разумеется, все амортизаторы и пружины регулируются как по жесткости, так и по высоте.

Для того, чтобы забраться в британский суперкар, нужно откинуть мощный фонарь, наподобие тех, что используются в военных истребителях. Изнутри он опирается на мощный трубчатый каркас безопасности, призванный защитить седоков в случае аварии. Разумеется, о комфорте посадки и речи не шло: сиденье для водителя делается по его габаритам из углепластиковой матрицы, пассажир сидит за ним тандемом, а для большего удобства руль сделан легкосъемным. И, конечно, салон машины не имеет ничего лишнего: только руль, педали, электронная панель приборов с жидкокристаллическим монитором и кулиса гоночной коробки передач.

Голый скелет кузова обшит лакированным углепластиком, а в штатное оснащение Caparo входит только светотехника, система пожаротушения, гоночная система безопасности HANS, фиксирующая голову и шею водителя и защищающая их от повреждений, экстренное выключение «массы» да дворники. Здесь нет даже отопителя и усилителя руля, не говоря уже о кондиционере, магнитоле или вспомогательных электронных системах-«ошейниках», а для полной остановки водителю придется полагаться только на свою правую ногу и карбон-керамические вентилируемые тормозные диски по кругу. В результате снаряженная масса болида составила невероятные 500 килограммов!

Под крышкой углепластикового капота разместился атмосферный V-образный восьмицилиндровый двигатель объемом 3,5 литра, снабженный непосредственным впрыском топлива, индивидуальными дроссельными заслонками и системой смазки с «сухим» картером. Он выдает 575 л. с. при фантастических 10 500 об/мин, а крутящий момент в 420 Нм при 9 000 об/мин передается на заднюю ось с помощью гоночной секвентальной шестиступенчатой коробки передач Hewland, которой помогает дифференциал повышенного трения.

Также реализовывать момент помогают гоночные слики Pirelli разной ширины (задние шире передних на 30 мм), которые обуваются на легкосплавные магниевые колесные диски. Шутка ли, на тонну веса Caparo приходится свыше тысячи английских скакунов, и этот показатель у него почти в два раза больше, чем у гиперкара Bugatti Veyron. T1 – единственная в мире машина с официальным допуском на дороги общего пользования, которая позволяет испытать на себе гоночные перегрузки: во время разгона и торможения водитель испытывает ускорение в 3g!

С нуля до паспортной «сотни» Caparo разгоняется за 2,5 секунды, а спустя еще столько же спидометр зафиксирует отметку в 160 км/ч. Остановка с этой скорости выполняется всего за 5 секунд, а если продолжить давить на газ, то в зависимости от настроек, Т1 разгонится до скорости свыше 320 км/ч. При этом продуманная аэродинамика гарантирует прижимную силу, эквивалентную 875 кг на скорости 240 км/ч, что в теории позволяет машине перемещаться по потолку. Цена на детище формульных инженеров начиналась с отметки в 400 000 фунтов стерлингов.

2007 – Caparo T1 Police

Суперкары на страже полиции все чаще и чаще применяются во многих странах. Для службы на скоростной магистрали М25 в Англии, где, по мнению властей, часто «отрываются» любители быстрой езды, Департамент полиции заказал специальный полицейский автомобиль Caparo T1, получивший индекс RRV (Rapid Response Vehicle). Снабженный мигалками и сиреной «автомобиль быстрого реагирования» успешно несет дежурство на боевом посту, где догоняет любителей погоняться в числе владельцев суперкаров или мотоциклов.

Кстати, вместо заднего сиденья был установлен холодильник, что позволяет машине, помимо прочего, проводить быструю доставку органов для трансплантации. А наряду на Caparo после задержания преступника приходится вместе с последним дожидаться обычной машины, куда этого преступника можно было бы посадить.

2009 – Caparo T1 Race Extreme

Для клиентов, которым показатели Caparo T1 показались недостаточными, спустя два года на автошоу в Лондоне представили форсированную модификацию, получившую имя собственное Race Extreme. 3,5-литровая полностью алюминиевая «восьмерка» была доработана и получила новую программу управления, вместе с выпускной системой из жаропрочного справа «инконель». Результат – 620 л. с. при 10 500 об/мин вместо 550 «лошадей» «обычного» Caparo T1. Впрочем, если автомобиль будет заправлен метанолом, то частоту вращения коленчатого вала можно поднять и до 12 000 об/мин, при которых максимальная мощность достигнет значения в 700 л. с.

Двигатель Т1 весит всего 116 кг (для сравнения, «восьмерка» от BMW M3 – все 220 кг), а общая масса машины длиной четыре метра не превышает 550 кг! В результате удельной мощности Т1 могут позавидовать и супербайки, и болиды F1. Стоит отметить, что двигатель, к тому же, удовлетворяет всем жестким европейским стандартам по экологии и соответствует нормам Euro 5! А для прохождения сертификации по шуму феерический мотор заткнули глушителем.

Читать еще:  Род Темперо создаёт превосходные копии коллекционных супер каров

Как и ранее, с двигателем сагрегатирована шестиступенчатая секвентальная коробка передач Hewland, причем переключать передачи водитель может и с помощью подрулевых лепестков. Под стать мотору изменился и кузов машины. Новый алюминиевый монокок стал на 20 процентов жестче, а ряд навесных элементов выполнили уже из армированного углеродными волокнами пластика. Пересмотрели и кинематику рычагов подвески с толкающими штангами, причем для них применили высокопрочную легированную сталь, разработанную для аэрокосмической промышленности. Даже рулевая рейка стала более легкой и выполнена из магниевого сплава, что уж говорить о новых колесных дисках из титана, обутых в слики Pirelli.

Максимальная скорость? Зависит от настроек передаточных чисел трансмиссии и в среднем фиксируется на отметке в 330 км/ч. С нуля до 161 км/ч Race Extreme может разогнаться за 4,5 секунды, а для полной остановки с этой скорости требуется еще 3,5 секунды! Да, и еще: перегрузки в 3,5g в этой машине при ускорении и торможении для неподготовленного человека могут привести к потере сознания. Для быстрого старта конструкторы Caparo применили систему Traction Launch Control, позволяющую регулировать момент на задние колеса и ограничивать пробуксовку для лучшего ускорения.

Как и ранее, Т1 оснащают системой безопасности защиты шеи и головы и системой автоматического пожаротушения, а стоимость машины начиналась с отметки в 500 000 фунтов стерлингов.

2014 – Caparo T1 Evolution

Но на этом история компании не заканчивается. В 2014 году представитель медиа-службы фирмы рассказал голландским СМИ, что в компании разрабатывают Caparo T1 нового поколения под кодовым названием Evolution. Первые тизеры, опубликованные тогда же, подразумевали новый дизайн кузова, а по заявлениям создателей, машина должна была получить углепластиковый монокок и новый двигатель V8 мощностью «свыше 700 л. с.» Также Evolution должны были оснастить системами электронной помощи, например, ABS и ESP, а также системой контроля тяги, ранее примененной на T1 Race Extreme.

В то же время клиенты марки уже тогда могли оформить предзаказ на новую машину, цена которой начиналась с 1,1 миллиона евро. Но на тот момент всем было понятно, что фактически покупателю предлагается «кот в мешке». Работы по машине так и не были закончены, а в октябре 2015 году компания и вовсе начала процедуру банкротства.

2015 – банкротство компании

Корпорация Caparo перешла под внешнее управление, её финансовые показатели на фоне кризиса в сталелитейной промышленности были низкими, а сокращения рабочих начались на всех предприятиях холдинга в Индии, Европе и США. 8 ноября 2015 года Ангад Пол выпал из окна восьмого этажа здания в Лондоне. От полученных многочисленных травм, несовместимых с жизнью, 45-летний миллиардер скончался на месте. В полиции не нашли признаков уголовного преступления в обстоятельствах смерти и пришли к выводу, что владелец холдинга совершил самоубийство.

Производство автомобилей марки

Штаб-квартира компании расположена в городе Бейзингстоук, графство Хэмпшир, Великобритания. На стапелях построенного с нуля крошечного завода квалифицированными рабочими ежегодно собиралось не более 20 Caparo T1. Всего на предприятии работало не более 40 человек. Специалисты Caparo собственноручно создавали построенные по гоночным технологиям двигатели и кузова для своих машин.

Заработает ли двигатель при езде вниз головой?

Одно из самых серьёзных возражений против теории о езде болида Формулы 1 по потолку — то, что механизм подачи топлива откажется работать, если перевернуть его вверх тормашками. Горючее, таким образом, стечёт к верхней части бака, а ведь там нет никаких шлангов для всасывания бензина. Подобное возражение применимо и к мотору: двигатель заглохнет, если масло внутри него стечёт к верху. Только аргумент про двигатель неприменим к болидам Формулы 1. Дело в том, что их моторы способны работать в режиме «сухого картера»: когда масляные резервуары у автомобиля внешние, а масло высасывается не только с картера.

Из-за боковых перегрузок болиды F1 часто находятся в такой ситуации, когда всё масло стекается к одному боку картера. При этом мотор не может заглохнуть от недостатка масла. Благодаря технологии «сухого картера», масло перекачивается с внешнего бака, который расположен с передней части двигателя.

Таким образом, достаточно слегка перенастроить двигатель Ф1, и он будет отлично работать и вниз головой.

Квяту не хватило секунды до подиума в Имоле. Хлопнул дверью?

Статья опубликована в газете под заголовком: «Квят хлопнул дверью в Имоле»

  • Мерседес/Mercedes
  • Льюис Хэмилтон
  • Альфа Таури/AlphaTauri
  • Даниэль Риккьярдо
  • Даниил Квят
  • Валттери Боттас
  • Рено/Renault (Формула-1)

«Гран-при Эмилии-Романьи»
1. Льюис Хэмилтон (Великобритания, Mercedes) — 1:28.32,430
2. Валттери Боттас (Финляндия, Mercedes) — отставание 5,783
3. Даниэл Риккьярдо (Австралия, Renault) — 14,320
4. Даниил Квят (Россия, AlphaTauri) — 15,141
5. Шарль Леклер (Монако, Ferrari) — 19,111
6. Серхио Перес (Мексика, Racing Point) — 19,652
7. Карлос Сайнс (Испания, McLaren) — 20,230
8. Ландо Норрис (Великобритания, McLaren) — 21,131
9. Кими Райкконен (Финляндия, Alfa Romeo) — 22,224
10. Антонио Джовинацци (Италия, Alfa Romeo) — 26,398
11. Николас Латифи (Канада, Williams) — 27,135
12. Ромен Грожан (Франция, Haas) — 27,935
13. Себастьян Феттель (Германия, Ferrari) — 28,453
14. Ленс Стролл (Канада, Racing Point) — 29,163
15. Александр Албон (Таиланд, Red Bull) — 57,284
Не финишировали: Джордж Расселл (Великобритания, Williams), Макс Ферстаппен (Голландия, Red Bull), Кевин Магнуссен (Дания, Haas), Эстебан Окон (Франция, Renault), Пьер Гасли (Франция, AlphaTauri)

Многочисленные прогнозы на скучную гонку в Имоле не оправдались, и зрители увидели адреналиновый заезд с ярчайшей концовкой. «Мерседес» двойным подиумом забирает Кубок Конструкторов, а «Ред Булл» по итогам «Гран-при Эмилии-Романьи» остался ни с чем. Даниил Квят провел свою лучшую гонку в этом году и поучаствовал в жестком сражении за бронзу.

Лучшая суббота Квята

Отсутствие пятничных тренировок в Имоле подогрело интерес к «Гран-при Эмилии-Романьи». Субботние сессии выдались яркими, пусть и с ожидаемым результатом. «Мерседес» не устает править в «Формуле-1», однако королем субботы на этот раз стал вовсе не Льюис Хэмилтон. Валттери Боттас не дает действующему чемпиону расслабиться и всегда пользуется ошибками британца. Едва спасшись от вылета в первом сегменте, Валттери позже выгрыз свой четвертый поул в сезоне в борьбе с лидером чемпионата.

Льюис похвалил финна за сильное выступление, но сам признал, что проехал не лучшую сессию. Тройку привычно замкнул Макс Ферстаппен, но и его квалификация не прошла без эксцессов. Во втором сегменте болид голландца резко потерял мощность. Механики «Ред Булла» сумели сделать невозможное за 5 минут и привели машину Макса в порядок. Голландец отблагодарил команду высоким результатом в субботу и стартом в гонке на альтернативной тактике.

Команда Даниила Квята «Альфа Таури» по итогам квалификации в полном составе забралась в десятку. Такой высокий результат для многих не стал неожиданностью, ведь итальянская конюшня уже успела обкатать свои болиды в Имоле перед началом сезона. Пьер Гасли добился старта с четвертой позиции, а его напарник выдал свой лучший результат за год. Даниил Квят, наконец, сумел пробиться в последний сегмент квалификации и начинал гонку восьмым.

Хэмилтон проигрывает старт

Многие пилоты ожидали скучную гонку. Хэмилтон подчеркивал важность хорошего старта и невозможность обгонов по ходу заезда. Однако именно британец провел стартовый рывок не лучшим образом. Пропустив Ферстаппена вперед, Льюис едва не потерял позиции относительно Риккьярдо и Гасли. Хэмилтон довольствовался лишь третьим местом, но каждый круг прессинговал Макса. Пусть «Автодром Энцо и Дино Феррари» действительно оказался практически необгонным, голландец не отпускал лидера Боттаса. Минимальные отрывы между тройкой оставляли надежду на тактическую борьбу.

Герой квалификации Пьер Гасли пропустил на старте Риккьярдо, но темп «Альфа Таури» все равно позволял Пьеру рассчитывать на финиш в четверке. Но вскоре команда приказала Гасли ехать в боксы и сойти с дистанции из-за технических неполадок. Теперь Даниил Квят оставался единственной надеждой «Альфа Таури» на завоевание больших очков. Россиянин не подкачал. По ходу первой части заезда он был в эпицентре сражения за четвертую строчку, долго держась позади «Ред Булла» Алекса Албона.

Report and highlights from Imola, where @MercedesAMGF1 made history, Hamilton took the win and Ricciardo made the podium . #ImolaGP ?? #F1 https://t.co/vuynPGp3wn

Льюис выигрывает гонку

Среди лидеров первым на пит-стоп решился пойти Ферстаппен. В «Мерседесе» быстро среагировали на действия «Ред Булла» и зазвали Валттери на следующем круге. И только Хэмилтон выделялся среди своих соперников. Льюис призвал команду довериться ему и не менять покрышки на этом отрезке дистанции. Британец оставался лидером и оттягивал свою остановку в боксах. Тем временем Боттас и Ферстаппен на свежих шинах сражались, как казалось, за победу. Постоянное давление голландца заставляло Валттери ошибаться, чем обостряло бескомпромиссную борьбу. Внезапный сход с дистанции Эстебана Окона ключевым образом повлиял на сражение лидеров.

Окон остановил «Рено» на обочине, чем на несколько секунд вызвал режим виртуальной машины безопасности. Хэмилтон за этот период успел провести свой пит-стоп и выйти в лидеры гонки. Британец воспользовался своей удачей и оказался в выигрышном положении в гонке, которую не должен был выигрывать при нормальных раскладах. Боттас и Ферстаппен не могли дотянуться до Хэмилтона, но не переставали сражаться между собой. Ошибка финна позволила Максу пройти «Мерседес» и погнаться за Льюисом.

Читать еще:  Реплика DeLorean из фильма “Назад в будущее”. Интервью владельца машины.

Увы, голландцу не суждено было догнать лидера. Внезапный взрыв покрышки на болиде Макса выбил его из гонки и вызвал появление уже настоящего пейскара. Это не повлияло на расстановку двух «Мерседесов», и Хэмилтон ожидаемо финишировал впереди Боттаса. Везение британца и серебро финна принесли «Мерседес» седьмой подряд Кубок Конструкторов. С таким достижением немецкая команда упрочила звание одного из лучших коллективов в истории «Формулы-1».

He takes victory #93 at the Emilia Romagna Grand Prix

Bottas second, with Ricciardo coming home P3!#ImolaGP ?? #F1 pic.twitter.com/mbmydh8EOf

Квят в шаге от подиума

Машина безопасности не повлияла на позиции лидеров, однако по мотивам хаоса позади «Мерседесов» можно снимать комедию. Джордж Расселл разбил болид на непрогретых шинах, а Лэнс Стролл въехал в собственного механика на пит-стопе. Главные же события развернулись уже после пейскара. Риккьярдо, Леклер и Албон решили не менять покрышки, тогда как Квят и Перес переобулись в свежие шины. Это дало россиянину и мексиканцу преимущество, но именно Даниил лучше всех воспользовался своим шансом.

Пока Албон в борьбе с «Макларенами» потерял контроль над болидом и развернулся, Квят сумел провести несколько ярких обгонов и на последних кругах прессинговал Риккьярдо в битве за подиум. Австралиец все же удержал третью строчку, но рвение Даниила принести «Альфа Таури» пьедестал заслуживает похвалы. Квят, к сожалению, слишком поздно провел свою лучшую гонку в этом году, потому что шансов остаться в «Формуле-1» у россиянина практически не осталось.

Личный зачет: 1. Льюис Хэмилтон — 282. 2. Валттери Боттас — 197. 3. Макс Ферстаппен — 162. 4. Даниэл Риккьярдо — 95. 5. Шарль Леклер — 85. 6. Серхио Перес — 82. 7. Ландо Норрис — 69. 8. Карлос Сайнс — 65. 9. Александр Албон — 64. 10. Пьер Гасли — 63. 11. Ленс Стролл — 57. 12. Эстебан Окон — 40. 13. Даниил Квят — 26. 14. Себастьян Феттель — 18. 15. Нико Хюлькенберг — 10. 16. Антонио Джовинацци — 4. 17. Кими Райкконен — 4. 18. Ромен Грожан — 2. 19. Кевин Магнуссен — 1. 20. Джордж Расселл — 0. 21. Николас Латифи — 0
Кубок конструкторов: 1. Mercedes — 479. 2. Red Bull — 226. 3. Renault — 135. 4. Racing Point — 134. 5. McLaren — 134. 6. Ferrari — 103. 7. AlphaTauri — 89. 8. Alfa Romeo — 8. 9. Haas — 3. 10. Williams — 0

Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter

Быстро — быстрее — Формула-1

Ему есть с чем сравнивать. Преследуя детскую мечту, Алесь покатался на всем, на чем следовало покататься человеку с его увлечением: Ferrari, Lamborghini, Maserati — чудесные ведь автомобили.

— Ощущения похожие? Это ведь тоже совсем не медленные авто.

— Давай я тебе объясню кое-что. Взять болид Формулы-1: у него двигатель — 18 тысяч оборотов. Холостой ход — 6 тысяч оборотов, некоторые ребята по 15 минут не могли тронуться — это целая наука. Разгон от 0 до 100 км/ч — я специально уточнял — чуть больше 1 секунды. От 50 до 250 км/ч — порядка 4 секунд. За один вздох на трассе происходит дофига всего, представь! Поэтому да, есть кое-какие отличия между самым классным спорткаром и болидом Формулы-1. Болид ниже, он легче (всего 560 кг веса при 700 л. с.), болид быстрее. И все ощущения в нем намного острее.

Алесь вместился в болид Jaguar Racing — многие вспомнят эту команду. Именно вместился, потому что в этой машине чрезвычайно тесно.

— Максимальный допустимый рост пилота — 1,90 м. Я вот как раз примерно этого роста и, нужно сказать, ощутил на себе все возможные неудобства. В болиде установлено формовочное сиденье из углепластика, его вес — 2,5 кг и оно сделано под индивидуальные особенности конкретного гонщика. А тут я. Причем чем человек выше, тем больше ему приходится сгибать колени, упираться ими в монокок. Но самая большая проблема — в это сиденье надо провалиться и принять положение лежа с согнутыми коленями. Чтобы это сделать, нужно пройти через боль — у меня в буквальном смысле были громадные синяки на боках.

После этих мучений счастливого пилота вдавливают в его гнездышко ремнями. Круто: ты и твоя машина — единое целое. Но в буквальном смысле сложно шевелиться: локти не приподнять, но тут уж кто о чем мечтал.

— Это было просто потрясающе! Набираешь скорость, тебя вдавливает в сиденье, а трасса уходит в одну точку. Рассмотреть знаки вдоль дороги? Какое там! На такой скорости просто цепляешься взглядом хоть за какие-то ориентиры, когда тебе пора тормозить.

Двигатель V10 звучит так, что никакие беруши не спасают. Пилот либо слышит команды техника через наушник, либо не слышит вообще ничего, кроме рева мотора, но делает при этом вид, что у него все под контролем.

— С чем можно сравнить твои ощущения?

— Знаешь, я незадолго до этого — так уж сложилось — смог полетать на настоящем истребителе. Перегрузки в 6G — теперь я знаю, что это такое. Вот ощущения на болиде Формулы-1 — это не одно и то же, нет. Но если их с чем-то и можно сравнить, то только с полетом на сверхзвуковом боевом самолете.

Читайте также:

  • Десять Гран При, которые могут войти в календарь Формулы 1

«Маунт-Панорама» (Батерст, Австралия)

Фотограф: Nissan Motorsports

Трасса, от которой захватывает дух. И у гонщиков, и у зрителей. И хотя она не так известна, как «Спа-Франкоршам» или «Нордшляйфе», она им ничем не уступает. В Батерсте есть огромный перепад высот (174 метра), быстрая и плавная дорожная секция на вершине холма, а отбойники прилегают к дорожному полотну – разбить машину здесь легко даже опытным гонщикам.

На «Маунт-Панораме» проходит главная гонка Австралии – «1000 километров Батерста», набирающие популярность «12 часов Батерста» и другие заезды и фестивали местных серий. А в дни без гонок «Маунт-Панорама» превращается в обычную дорогу общего пользования со строгим ограничением скорости в 60 км/ч.

Шансы увидеть Ф1 на «Маунт-Панораме»: нулевые

Фотограф: Даниэль Калиш / Motorsport Images

Уличная трасса в Макао (САР Макао, Китай)

Макао – это азиатский аналог трассы в Монте-Карло. Только более быстрый, ухабистый, узкий и опасный. Здесь есть и сложнейшие слепые повороты, и длинные прямые, и затяжной подъем с быстрыми виражами. А стены, само собой, только и ждут малейшей ошибки гонщика. По совокупности факторов «Макао» может претендовать на звание сложнейшей трассы в мире.

Даже жаль, что в бывшую португальскую колонию из серьезных серий приезжает только Ф3 и мировой туринг. Зато у трассы есть Гран При Макао – пожалуй, главная молодежная гонка планеты, ежегодно собирающая самых перспективных пилотов мира. Все это позволяет «Макао» сохранять статус поистине культового места в мире автоспорта.

Шансы увидеть Ф1 в Макао: нулевые

Фотограф: Jun Qian

«Альгарве» (Портиман, Португалия)

Фотограф: Gold and Goose / Motorsport Images

«Алгарве» – одно из главных доказательств, что в проектировании трасс хотя бы иногда нужно обходиться без Германа Тильке. Практически все новейшие автодромы AAA-уровня строились при участии немецкого архитектора, но в Португалии решили справиться без него и всего за 195 миллионов евро построили замечательную трассу.

Автодром в Портимане напоминает «Барселону-Каталунью», но на самом деле он гораздо круче испанского трека. Повороты здесь в разы интереснее и сложнее, места для обгона есть, перепад высот обеспечен естественным рельефом местности, а инфраструктура может поспорить с лучшими автодромами в календаре Ф1. Все это великолепие спроектировал Рикардо Пина – кто-нибудь, дайте его контакты всем желающим построить трассу для Ф1.

Шансы увидеть Ф1 на «Альгарве»: есть

Пожалуй, из этого списка именно у «Альгарве» наилучшие шансы однажды принять Гран При Формулы 1. Переговоры об этом ведутся: судя по всему, у проекта Гран При Португалии есть и средства, и поддержка властей. Сама трасса готова принять этап хоть завтра – в FIA могут потребовать лишь какой-то минимальной модернизации. Все упирается в желание Liberty: готовы ли владельцы Ф1 привести серию на не самый крупный рынок и вдобавок на стационарный автодром, пусть и очень классный?

«Потреро-де-лос-Фюнес» (провинция Сан-Луис, Аргентина)

Вероятно, самая живописная трасса в мире – с ней может поспорить разве что «Маунт-Панорама». Только вдумайтесь: трасса проходит по краю кратера потухшего вулкана вокруг огромного озера! Непонятно, как пилотам удается концентрироваться на гонке, а не глазеть по сторонам с таким потрясающим антуражем.

В плане пилотажа «Потреро-де-лос-Фюнес» – одна из сложнейших трасс планеты: возможно, такого количества слепых поворотов нет больше нигде. Вообще ее конфигурация кажется нереальной: таких автодромов уже давно не строят, а «Потреро-де-лос-Фюнес» будто бы пришел в мир из гоночных симуляторов вроде Gran Turismo. Аргентинский трек – чистый гоночный восторг, но.

Читать еще:  Индонезиец в сарае изготавливает суперкары

Шансы увидеть Ф1 на «Потреро-де-лос-Фюнес»: нулевые

. но Ф1 сюда вряд ли когда-либо приедет. Во-первых, для мощных машин Ф1 эта трасса опасна, а возможности ее переделки ограничены естественными условиями: нельзя же сделать зону вылета в озере. Во-вторых, по аргентинским меркам «Потреро-де-лос-Фюнес» находится в глуши: до столицы страны Буэнос-Айреса более 800 км, а до ближайшего небольшого города Сан-Луиса – 14. Соответственно, с инфраструктурой у трека большие проблемы. Что и говорить, жаль.

«Лагуна-Сека» (Монтеррей, США)

«Лагуна-Сека» – трасса, хорошо известная каждому фанату MotoGP. В мотогонках ее статус сравним со значимостью «Спа» для Формулы 1. Тем печальнее ее исчезновение из календаря MotoGP после сезона-2013: монтеррейская трасса не выдержала конкуренции в плане прибыльности с Остином и Индианаполисом.

А ведь именно на «Лагуне-Секе» расположен один из самых известных поворотов в истории гонок: речь идет о знаменитом «Штопоре». Те, кто смотрел MotoGP или играл в гоночные симуляторы знают, что пройти его очень сложно: сразу перед ним прямая, идущая на подъем, резко уходит вниз и налево, после чего нужно тут же рулить направо, при этом в момент торможения самого поворота не видно. Посмотреть на машины Ф1 в «Штопоре» наверняка хотели бы многие.

Шансы увидеть Ф1 на «Лагуне-Секе»: нулевые

«Муджелло» (регион Тоскана, Италия)

Фотограф: Gold and Goose / Motorsport Images

«Муджелло» – очень хорошая трасса, расположенная в Тоскане. Там есть и интересные повороты, и места для обгона, и «убивающий» резину абразивный асфальт, а по средней скорости трек стал бы одним из быстрейших в календаре Ф1. Трасса принадлежит Ferrari, которая использует «Муджелло» в качестве тестового полигона, а самой заметной серией, регулярно приезжающей на тосканский автодром, является MotoGP.

Если вы все еще сомневаетесь, что эта трасса нужна Ф1, то вот вам слова Марка Уэббера, в 2012 году тестировавшего там шины Pirelli: «Десять кругов на «Муджелло» приносят столько же удовольствия, сколько тысяча в Абу-Даби».

Шансы увидеть Ф1 на «Муджелло»: есть, но небольшие

Фотограф: Ferrari Media Center

«Филлип-Айленд» (штат Виктория, Австралия)

Фотограф: Gold and Goose / Motorsport Images

«Филлип-Айленд» – синоним слова «скорость». В Австралии – уж точно. На этой трассе, изобилующей скоростными поворотами (один из которых проходится вслепую и долго идет в подъем), проходит один из самых зрелищных этапов MotoGP, а также гонки Мирового Супербайка, Supercars и других австралийских серий. Благодаря дорогостоящей реконструкции, проведенной в середине двухтысячных, «Филлип-Айленд» отвечает всем самым современным требованиям. И пусть эта трасса считается многими очень простой, это не мешает ей из года в год дарить отличные гонки.

Шансы увидеть Ф1 на «Филлип-Айленде»: близки к нулю

Фотограф: Даниэль Калиш / Motorsport Images

«Аутополис» (префектура Оита, Япония)

Фотограф: LAT Images

Шансы увидеть Ф1 на «Аутополисе»: нулевые

«Олтон-парк» (графство Чешир, Великобритания)

Фотограф: JEP / Motorsport Images

В Соединенном Королевстве наиболее активно используются четыре трассы – «Сильверстоун», «Донингтон-Парк», «Брэндс-Хэтч» и «Олтон-парк». Формула 1 (в статусе Гран При чемпионата мира, а не гонок Gold Cup) никогда не приезжала только на последний автодром из этого списка, который исторически оказался на втором плане. Когда-то в Чешире проводились престижные международные гонки, но с началом XXI века «Олтон-парк» стал принимать исключительно местные гонки и фестивали.

Это настоящая трасса старой школы – с быстрыми поворотами, крутыми подъемами и коварными шпильками. Широких зон вылета тут не предусмотрено, так что за ошибки приходится расплачиваться дорого. Льюис Хэмилтон недавно даже привел «Олтон-парк» в пример, говоря о проблеме соблюдения границ трассы – там уж точно никому в голову не пришло бы сознательно выезжать за пределы дорожного полотна.

Шансы увидеть Ф1 на «Олтон-парке»: нулевые

Фотограф: JEP / Motorsport Images

«Норисринг» (Нюрнберг, Германия)

Фотограф: Александр Триниц

Когда-то на территории «Норисринга» проходили нацистские парады. Теперь же это, пожалуй, самая узнаваемая трасса в календаре DTM. Ее конфигурация проста до неприличия: тут всего восемь поворотов, причем совершенно несложных (за исключением пары шпилек). Но несмотря на это, гонки здесь почти всегда получаются интересными. На «Норисринге» у гонщиков нет ни малейшего права на ошибку, поскольку зон вылета на трассе совсем нет. А отбойник на выходе из пятого поворота называется «Стеной позора» по аналогии с монреальской «Стеной чемпионов».

Для DTM этап на «Норисринге» практически местное Indy 500 и Монако в одном лице – ежегодный летний праздник, где кроме гонок устраивается еще масса различных мероприятий. Собственно, в Германии трассу называют «немецким Монако».

Шансы увидеть Ф1 на «Норисринге»: нулевые

Фотограф: Марио Бартковяк

«Ассен ТТ» (Ассен, Голландия)

Фотограф: Yamaha MotoGP

Шансы увидеть Ф1 в Ассене: есть

Фотограф: Sutton Images

Резкий рост популярности Макса Ферстаппена поставил Ф1 перед необходимостью организации Гран При в Голландии. И «Ассен ТТ» – один из главных кандидатов на попадание в календарь от Нидерландов наряду со знаменитой трассой «Зандфорт». По словам руководителям автодрома Арьяна Боса, в Ассене практически на сто процентов готовы принять Гран При, а предварительный анализ FIA подтвердил, что ширина трассы и ее конфигурация позволяют проводить гонки Формулы 1. «Ассен» – крутой автодром, но если честно, возвращение «Зандфорта» в Ф1 хотелось бы увидеть больше.

«Сартэ» (Ле-Ман, Франция)

Фотограф: LAT Images

Про «24 часа Ле-Мана» что-то слышали даже те, кому на гонки совершенно наплевать, поэтому реклама трассе «Сартэ» точно не нужна. Формула 1, правда, там никогда не гонялась, и вообще заезжала в Ле-Ман лишь раз – Гран При Франции-1967 прошел на трассе «Бугатти» (вписанной внутрь кольца «Сартэ» и включающей в себя ее часть). Ту гонку выиграл Грэм Хилл. А вот на самом «Сартэ» гонок Ф1 никогда не было.

Недавно Льюис Хэмилтон раскритиковал трассу «Поль Рикар», которой предстоит принять первый после десятилетнего перерыва Гран При Франции и предложил перенести этап в Ле-Ман. Может, любящие шоу и шумиху люди из Liberty прислушаются к четырехкратному чемпиону и организуют гонку века на 13,5 километровом кольце?

Прижимная сила

А сейчас поговорим о таком важном компоненте, как прижимная сила. Её можно настраивать в зависимости от трассы, на которой проходят гонки. Если нужна высокая скорость на прямых — прижимную силу уменьшают. А для городских трасс, например в Монако, где не важна скорость, её уменьшают, делая автомобиль более поворотливым и податливым в управлении.

А теперь небольшой вопрос: скажите, на какой скорости болиды Формулы-1 должны проходить повороты, на высокой или низкой? Правильный ответ на высокой. И здесь особая роль отведена той же прижимной силе. Ведь если снизить скорость ниже допустимой, то прижимная сила снизится и болид унесёт с трассы. Но и переусердствовать нельзя, так как на высокой скорости можно не вписаться в поворот. Здесь уже нужно выработать свою стратегию и именно для этого перед каждой гонкой проводятся тестовые заезды, чтобы пилоты смогли «прикатать» свой автомобиль.

Технические характеристики в цифрах:

  • Разгон с 0 до 100 км/ч — 1.7 секунд;
  • Разгон с 0 до 200 км/ч — 3.8 секунд;
  • Разгон с 0 до 300 км/ч — 8.6 секунд;
  • Максимальная скорость болида — 340 км/ч;
  • Торможение со 100 км/ч до 0 — 1.4 сек. 17 метров;
  • Торможение с 200 км/ч до 0 — 2.9 сек. 55 метров;
  • Торможение с 300 км/ч до 0 — 4 сек.;
  • Перегрузка пилота при торможении — 5 G;
  • Расход топлива в режиме гонки — 75 л/100 км;
  • Стоимость 1 км, пройденного болидом — 500 долларов.

Как это будет выглядеть?

Экспериментальную гонку вместо квалификации предлагается провести на трассах, где есть проблемы с обгонами, но не слишком критичные: в Шанхае, Барселоне и Ле-Кастелле. Официальных подробностей самого формата нет. Но, согласно информации немецких инсайдеров, Liberty Media предлагает командам провести 100-километровый заезд. Это равно 30 кругам в Монако, 21 — в Барселоне, 17 — на «Сочи Автодроме» или 14 — в Спа.

При этом предлагается снять ограничения по расходу топлива и выбору состава шин. Но главной особенностью квалификационной гонки станет реверсивная стартовая решетка. По какому принципу предлагается формировать этот обратный порядок на старте? Приоритетная версия — за основу будет браться положение в чемпионате. Однако будет ли перевернута только первая десятка или весь пелотон, пока остается загадкой. Пожалуй, справедливее было бы переворачивать только первую десятку, а основываться, скажем, на результатах предыдущей гонки, как это было с порядком выезда в пятничной квалификации в 2003-м.

Единственная обязательная экипировка с точки зрения закона – это шлем. За его отсутствие водителя штрафуют на 1000 рублей. В выборе шлема никто не ограничивает, но каски и модели без подбородочной части лучше не рассматривать – при падении высок риск получить тяжелую травму. Также для безопасности при передвижении на квадроцикле по городу лучше купить еще несколько вещей:

  • наколенники – предотвращают ушибы, переломы и другие травмы ног, надеваются под штаны;
  • черепаха – защищает грудь, плечи и локти, надевается под куртку;
  • перчатки – спортивные модели защищают запястья, костяшки пальцев и ладони;
  • мотоботы – предотвращают травмы стоп.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector