Штраф за езду по выделенной полосе для общественного транспорта в 2020 году
По закону (ст. 12.17 КоАП) водители, выехавшие на специальную полосу, подвергаются таким мерам наказания:
- За первый проступок предусмотрен штраф 1 500 руб. В столицах эта сумма вдвое больше.
- Пересечение полосы и следование по ней – 5 000 руб.
- За повторное игнорирование правил отнимается удостоверение водителя на год.
Если проступок был зафиксирован фото- или видеокамерами, у автовладельца не отнимают права, но он выплачивает полный штраф – 5 000 руб.
Чем регулируется передвижение по автобусной полосе?
Специальный ряд для пассажирских транспортных средств на дорогах общего пользования отделяется от других направлений движения непрерывной или прерывистой чертой. Сплошная линия указывает на запрет ее пересечения. Кроме разметки, данная зона обозначается специальными дорожными знаками. Рассмотрим, как они выглядят и о ч`м информируют водителей.
- Знак № 5.11.1 — предупреждает, что впереди дорога с обособленным рядом. В рассматриваемом случае общественный автотранспорт движется навстречу общему потоку автомобилей:
№ 5.12.1 — оповещает, что трасса с обособленной зоной завершается:
№ 15.13.1 и 15.13.2 сообщают о том, что предстоит выезд на дорогу со специальным рядом. При этом в первом варианте обычным авто нельзя поворачивать налево, во втором — направо:
№ 15.14 — уведомляет о том, что начинается специальная зона для общественного транспорта:
№ 15.14.1 — извещает, что обособленная зона заканчивается:
Езда по выделенной полосе в выходные дни
Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. Штрафы потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.
По правилам по автобусной полосе может передвигаться только общественный транспорт. Исключения составляют случаи когда действие знака “Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.
Информационная табличка 8.5.2 указывает на то, что знак “автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.
8.5.3. “Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.
8.5.4 “Время действия”. Указывает время суток, в течение которого действует знак.
Кроме перечисленных, со знаком “автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 “Время действия”. Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.
В каких случаях можно пользоваться выделенной полосой 2020
Из всех правил есть исключения. Это в полной мере относится и к выделенным полосам для движения общественного транспорта, перемещение личных автомобилей по которым в обычных условиях запрещено.
С выделенными полосами связано несколько «городских легенд», «вымышленных фактов» и преувеличений. Они возникли из-за различий в региональных КоАПах на раннем этапе внедрения автобусных полос в РФ.
Так некоторые автомобилисты считают, что пользоваться выделенными полосами можно в случае образования дорожного затора, другие предполагают, что выезд на «выделенку» допустим если не создается помех в движении общественного транспорта. Третьи утверждают, что по «выделенкам» разрешено ездить в выходные дни. Все три приведенных утверждения ложны!
Перечень условий, позволяющих автомобилистам пользоваться выделенной полосой:
- Информационные таблички (К примеру, выделенки могут функционировать только в будни, или только в светлое время суток)
- Статья 2.7. «Крайняя необходимость». (На выделенную полосу можно выезжать в попытке избежать к примеру наезда на пешехода.)
- Прерывистая линия (Рядом с перекрестками или около съездов и выездов дороги)
- Отсутствие разметки или знака «выделенная полоса»
- Нечитаемая разметка или разметка, занесенная снегом/песком
- Для посадки и высадки пассажиров. (однако при этом нельзя создавать помех общественному транспорту и пересекать сплошную (надо искать разрыв).
Многие ошибочно считают, что свободной полосой общественного транспорта можно воспользоваться, объезжая пробку на дороге. На самом деле это не так. Фактически – затрудненное движение на определенном участке – это затор.
Юридически затрудненное (по вине самих же транспортных средств) движение на участке городской автотрассы – не квалифицируется как «препятствие». Водители должны терпеливо дожидаться своей очереди проезда, не пытаясь обогнуть проблемный участок по встречке, обочинам, полосам общественного транспорта и т.д.
Несмотря на жёсткие правила, есть исключения: выезд на полосу автобусного движения разрешается в том случае, если дорожное полотно автомобильной полосы отделяется от полосы автобусной – прерывистой разметкой, обозначаемой в правилах под кодировкой 1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками). Такая разметка наносится перед перекрестками и на них, разрешая водителям автомобилей законно проезжать по автобусной полосе.
Стоит отметить, что в правилах еще и обозначено обязательное перестроение в полосу общественного транспорта, если водитель намерен совершить поворот направо. Поворот в правую сторону из среднего ряда чреват аварийными ситуациями, поэтому он воспрещён. Попытка повернуть без перестроения может стоить водителю 500 рублей.
Согласно ПДД разрешается использовать полосу автобуса для:
- Посадки и высадки пассажиров с правой стороны.
- Выезда на дорогу с дворовой территории, парковки. При этом водитель должен сначала пропустить весь общественный транспорт, чтобы не стать для него помехой.
- Круглосуточной езды согласно действующим правилам в определенные дни.
Предписание о свободе доступа к полосе общественного транспорта, выносится на местном уровне. Обычно ограничение снимается на выходные дни. Если это разовое явление, то водителей оповестят в СМИ и дорожными знаками. При постоянном разрешении проезда по автобусной полосе, она должна быть оборудована специальными знаками круглогодично.
Размер штрафа за проезд по автобусной полосе
Автобусная полоса — это полоса (либо несколько полос) дороги, предназначенная исключительно для движения общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутного такси). В 2019 году согласно КОАП РФ штраф за проезд по выделенной полосе году равен сумме в 1500 рублей. Для Санкт-Петербурга и Москвы эта сумма больше ровно в 2 раза – 3000 рублей. Связано это с большой загруженности дорог в обеих столицах, поэтому ГИБДД идёт на такие меры. Следует различать выезд на автобусную полосу прямого и встречного движения. В последнем случае не имеет значения, выделенная полоса для автобусов или нет — водителю грозит штраф по пункту «выезд на встречную полосу» суммой 5000 рублей.
В случае рецидива наказание будет ещё более строгим — лишение прав на один год. Когда можно пользоваться выделенной полосой Многих водителей волнует вопрос, будет ли выписан штраф за полосу общественного транспорта в случае, когда движение по остальным полосам затруднено (образовалась пробка). Правила дают чёткий ответ — данный манёвр запрещён, поскольку образовавшаяся пробка фактически выступает препятствием для дорожного движения, юридически она таковой не является и водители будут обязаны заплатить штраф в данном случае.
Кто может передвигаться по выделенной автобусной полосе
По автобусному выделенному ряду, служащему для продвижения общественного ТС, действующими законодательными нормами ПДД, разрешено передвигаться следующим ТС:
- ТС, работающим по маршрутам, которые относятся к коммерческим структурам.
- Такси. Данное ТС обязано обладать не только лицензией на вид работы по перевозке пассажиров, но обладать специальной окраской, установленной в том регионе, где автомашина работает, светильником на крыше, а также смонтированным таксометром. Такси, функционирующие в границах Москвы, обязаны иметь желтые гос. номера.
- Автобусы для транспортировки школьников.
- Велосипедисты. Данная норма проезда используется, если специальная полоса находится с правого края.
- Для обычных ТС, разрешен выезд на специальную автобусную полосу в варианте, когда такой маневр вызван потребностью правого поворота.
- Данное действие со стороны автомобилиста также не будет относится к нарушению в том варианте, если специализированный автобусный ряд разделяется прерывистой (пунктирной) разметкой.
Пример, такой ситуации представлен на рисунке.
А вот ситуация, отображенная в следующем рисунке, приведет автомобилиста к штрафу.
Кроме этого рядовой автовладелец вправе выехать на специально выделенный ряд в следующих вариантах:
- При выдвижении из внутренней территории домостроения.
- При потребности остановки у края дорожного полотна.
В подобных обстоятельствах требуется проследить за тем, чтобы автомашина не создавала преграды для ТС общего пользования, которые вправе ездить по специализированному ряду. На участке въезда для остановки (как и в варианте с поворотом) обязана быть нарисована пунктирная разделительная разметка.
Когда можно пользоваться выделенной полосой
Многих водителей волнует вопрос, будет ли выписан штраф за полосу общественного транспорта в случае, когда движение по остальным полосам затруднено (образовалась пробка). Правила дают чёткий ответ — данный манёвр запрещён, поскольку образовавшаяся пробка фактически выступает препятствием для дорожного движения, юридически она таковой не является и водители будут обязаны заплатить штраф в данном случае.
Несмотря на столь жёсткие правила, в них есть исключения. Правилами установлено, что выезд на полосу автобусного движения разрешён, если последняя отделена прерывистой линией, а не сплошной. Чаще всего прерывистая разметка наносится перед перекрёстками, когда необходимо совершить поворот вправо.
В таких случаях даже предусмотрен штраф, если водитель сделал поворот направо, предварительно не перестроившись в полосу движения для автобусов — 500 рублей. Данный штраф существует ввиду того, что водитель легкового авто при повороте вправо не с крайней полосы может создать опасность для общественного транспорта.
Согласно ПДД, также разрешается использовать автобусную полосу в следующих случаях:
- Для высадки или посадки пассажиров с правой стороны.
- Для выезда на дорогу (например, из двора дома).
В данных случаях необходимо убедиться, что манёвр не станет помехой для движения общественного транспорта.
Также движение по автобусной полосе может быть полностью разрешено по определённым дням (чаще всего выходным), если есть специальный знак, предписывающий это разрешение.
Легковые такси на автобусной полосе
Многих заинтересует вопрос, разрешена ли езда по выделенной полосе легковым такси. Сравнительно недавно, с 2012 года ПДД установлено, что легковым такси разрешено пользоваться автобусной полосой.
Но при этом автомобиль должен иметь специальную раскраску — шашечки, световой сигнал на крыше и оборудован таксометром. То есть «бомбилы» штрафуются так же, как и легковые автомобили.
Немного другая ситуация в столице — тут таксистам разрешено пользоваться автобусными полосами с 2013 году, при этом кроме всех вышеперечисленных условий, такси должно иметь специальные жёлтые номера, которые стали выдаваться по инициативе мэрии города.
Правила движение по выделенной полосе для легкового такси, маршруток, школьных автобусов и велосипедов
Все эти транспортные средства имеют право проезда на выделенной полосе. Для такси предусмотрены требования:
- наличие подтверждающих документов
- специальной окраски
- фонаря с «шашечками» на крыше
- наличие таксометров
- только для Москвы, наличие желтых номерных знаков
Велосипедисты могут ездить на автобусных полосах, которые расположены справа с краю.
Автобусные полосы внедрены сравнительно недавно, что влечет за собой некоторые казусы в работе местных властей. Например, если видеокамеры установлены на дороге так, что в их обзор не попадает разрывная линия, то будут необоснованно выписываться штрафы за «нарушения». Таких ситуаций не стоит бояться, поскольку подобные штрафы легко опровергнуть в суде даже самостоятельно.